О ХОДЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РСФСР ОТ 19 СЕНТЯБРЯ 1990 ГОДА N 173-I "О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЕ ПО ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ КАТАСТРОФЫ НА ТЕРРИТОРИИ РСФСР НА 1990 - 1995 ГОДЫ" И ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ .... Постановление. Верховный Совет РСФСР. 04.11.92 3802-I

       О ХОДЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА РСФСР
       ОТ 19 СЕНТЯБРЯ 1990  ГОДА  N 173-1  "О  ГОСУДАРСТВЕННОЙ
       ПРОГРАММЕ   ПО  ЛИКВИДАЦИИ   ПОСЛЕДСТВИЙ  ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ
       КАТАСТРОФЫ  НА  ТЕРРИТОРИИ  РСФСР  НА 1990-1995 ГОДЫ" И
       ЗАКОНА   РОССИЙСКОЙ   ФЕДЕРАЦИИ  "О  СОЦИАЛЬНОЙ  ЗАЩИТЕ
       ГРАЖДАН, ПОДВЕРГШИХСЯ  ВОЗДЕЙСТВИЮ  РАДИАЦИИ ВСЛЕДСТВИЕ
                   КАТАСТРОФЫ НА ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ АЭС"

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                         ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ РФ

                           4 ноября 1992 г.

                               N 3802-1

                             (РВ 92-103)
     

       Верховный Совет Российской Федерации отмечает, что Правительст-
вом Российской Федерации, министерствами и ведомствами, администрация-
ми регионов не приняты достаточные меры для  выполнения  постановления
Верховного Совета РСФСР от  19 сентября  1990 года  "О государственной
программе по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы на терри-
тории РСФСР на 1990-1995 годы" и Закона Российской Федерации  "О соци-
альной защите граждан, подвергшихся  воздействию  радиации  вследствие
катастрофы на Чернобыльской АЭС".
       Переселение людей из зоны отселения неоправданно  затягивается.
Администрациями  регионов  допускается отвлечение финансовых и матери-
ально-технических ресурсов на строительство  объектов, не  связанных с
решением чернобыльских проблем. Средства для  переселенческого  строи-
тельства осваиваются неритмично, допускается их распыление  по  много-
численным стройкам. Состояние здравоохранения в  пострадавших  районах
ухудшилось по причине оттока медицинских  кадров, неудовлетворительной
обеспеченности современным лабораторным и диагностическим оборудовани-
ем, а также медикаментами. Блокируется  строительство  лечебно-диагно-
стического радиологического центра в городе Брянске. Жители зоны отсе-
ления и зоны проживания с правом на отселение не обеспечиваются чисты-
ми продуктами питания и товарами первой необходимости. Имеются  случаи
производства сельскохозяйственной продукции на отчужденных по  причине
радиоактивного загрязнения землях. Генеральной прокуратурой Российской
Федерации не выполнен пункт 1 постановления Верховного Совета РСФСР от
19 сентября 1990 года "О государственной программе по  ликвидации пос-
ледствий чернобыльской катастрофы на территории РСФСР на 1990-1995 го-
ды", не осуществляется прокурорский надзор  за  реализацией  программы
неотложных мер на 1990-1992 годы.
       Слабо координируется  международное  сотрудничество  в  решении
чернобыльских проблем.
       Полномочия Государственного комитета  Российской  Федерации  по
социальной защите граждан и реабилитации  территорий, пострадавших  от
чернобыльской и других радиационных катастроф, недостаточны для эффек-
тивного выполнения координационных и контрольных функций по реализации
соответствующих законов и программ.
       Верховный Совет Российской Федерации постановляет:
       1. Признать работу Правительства Российской Федерации по реали-
зации постановления Верховного Совета РСФСР от  19 сентября  1990 года
"О государственной программе по ликвидации  последствий  чернобыльской
катастрофы на территории РСФСР на 1990-1995 годы" и Закона  Российской
Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию ради-
ации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" недостаточной.
       2. Правительству Российской Федерации:
       рассмотреть вопрос о повышении статуса Государственного комите-
та Российской Федерации по социальной защите  граждан  и  реабилитации
территорий, пострадавших от чернобыльской и других радиационных катас-
троф, и войти с предложением к Президенту Российской Федерации о вклю-
чении председателя указанного комитета в состав Коллегии  Правительст-
ва;
       при реализации налоговой и социальной политики в Российской Фе-
дерации руководствоваться нормами,  определенными  Законом  Российской
Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию ради-
ации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" до приведения  дейст-
вующего законодательства в соответствие с названным Законом;
       в месячный срок завершить разработку  соответствующих  правовых
актов по реализации Закона Российской Федерации  "О социальной  защите
граждан, подвергшихся воздействию радиации  вследствие  катастрофы  на
Чернобыльской АЭС";
       разработать, утвердить и обеспечить выполнение системы меропри-
ятий по улучшению комплексного медицинского обслуживания  граждан, по-
страдавших от воздействия радиации;
       в месячный срок рассмотреть вопрос о придании статуса федераль-
ного агентства бывшему Третьему главному управлению  при  Министерстве
здравоохранения СССР с ориентацией его на лечение граждан, подвергших-
ся воздействию радиации при ликвидации последствий  чернобыльской  ка-
тастрофы;
       в двухнедельный срок принять необходимые решения по  реализации
Указа Президента Российской Федерации от 20 января 1992 года "О допол-
нительных мерах по ликвидации последствий чернобыльской  катастрофы на
территории Брянской области" в части строительства Российского  лечеб-
но-диагностического радиологического центра в городе Брянске;
       до 1 января 1993 года разработать систему оздоровления граждан,
пострадавших от чернобыльской катастрофы, пересмотрев порядок реализа-
ции санаторно-курортных и оздоровительных путевок;
       закрепить за пострадавшими областями часть  детских  санаториев
республиканского значения с целью круглогодичного  оздоровления  детей
из этих регионов; рассмотреть вопрос о  строительстве  оздоровительных
детских учреждений в чистых  районах  Брянской, Калужской, Орловской и
Тульской областей;
       принять необходимые меры по обеспечению чистыми  продуктами  по
нормам рационального питания и товарами первой  необходимости  жителей
зоны отселения и зоны проживания с правом на  отселение, предусмотреть
создание для этой цели до 1 января 1993 года необходимой специализиро-
ванной торговой структуры;
       до 1 декабря 1992 года решить вопрос о строительстве  на  конт-
рактной основе жилья и объектов социально-культурного и бытового  наз-
начения для переселенцев;
       до конца 1992 года разработать  порядок  получения  работниками
совхозов и колхозов полагающегося им пая при переселении их с заражен-
ных территорий для использования его на новом месте жительства по сво-
ему усмотрению;
       разработать программу поддержки  предпринимательских  структур,
развития фермерских хозяйств в зоне проживания с правом на отселение и
в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом.
       3. Контрольно-бюджетному комитету при Верховном Совете  Россий-
ской Федерации проанализировать эффективность  использования  средств,
включая валютные, направленных  на  решение  чернобыльских  проблем  в
1990-1992 годах, и установить контроль за их дальнейшим  использовани-
ем.
       4. Центральному банку России:
       ускорить рассмотрение вопроса  о  создании  специализированного
банка "Чернобыльбанк" и решение вопросов о приоритетном финансировании
и кредитовании работ, связанных с переселением граждан из зоны отселе-
ния и с реализацией строительной программы;
       изыскать возможность льготного (до 25  процентов)  кредитования
торговых учреждений, расположенных в зоне отселения и в зоне  прожива-
ния с правом на отселение на территориях Брянской, Калужской,  Орловс-
кой и Тульской областей, с целью обеспечения их оборотными  средствами
для предварительной оплаты необходимых продовольственных товаров.
       5. С целью создания благоприятных условий для зарубежных благо-
творительных организаций, осуществляющих гуманитарную  помощь  постра-
давшим от чернобыльской катастрофы, распространить действие части тре-
тьей статьи 43 Закона Российской Федерации "О социальной  защите граж-
дан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Черно-
быльской АЭС"  на  транспортные  организации, осуществляющие  доставку
грузов гуманитарной помощи, относя затраты этих транспортных организа-
ций к категории добровольных пожертвований  в  чернобыльские благотво-
рительные организации.
       6. Генеральной прокуратуре Российской Федерации:
       в ноябре 1992 года доложить Верховному Совету Российской  Феде-
рации о выполнении пункта 1 постановления Верховного Совета  РСФСР  от
19 сентября 1990 года "О государственной программе по  ликвидации пос-
ледствий чернобыльской катастрофы на территории РСФСР на 1990-1995 го-
ды";
       рассмотреть вопрос об ответственности должностных лиц за непра-
вильные действия или бездействие в  решении  чернобыльских  проблем  в
1991-1992 годах и информировать Верховный Совет  Российской  Федерации
не позднее февраля 1993 года;
       расследовать и дать правовую оценку  деятельности  коммерческих
структур, декларирующих свое участие в ликвидации  последствий  черно-
быльской катастрофы.
       7. Контроль за исполнением данного постановления  возложить  на
Комитет Верховного Совета Российской Федерации по вопросам  экологии и
рационального использования природных ресурсов и Комиссию Совета  Рес-
публики Верховного Совета Российской Федерации по социальной политике.

                                        Председатель Верховного Совета
                                                  Российской Федерации
                                                        Р.И.Хасбулатов