О ХОДЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ РЕФОРМЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЪЕЗД НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ РФ 5 ДЕКАБРЯ 1992 Г. N 4047-I (РГ 92-268) Рассмотрев вопрос "О ходе экономической реформы в Российской Феде- рации", Съезд народных депутатов Российской Федерации подтверждает стратегический курс на переход к рыночной экономике, определенный ре- шениями предыдущих съездов народных депутатов. В 1992 году расширилась правовая база реформы, началось формиро- вание многоукладной экономики, дан импульс предпринимательской актив- ности, преодолевается тенденция к натурализации хозяйственных связей. Вместе с тем Съезд народных депутатов Российской Федерации отмечает, что за период, прошедший со времени шестого Съезда, экономи- ческая ситуация в стране ухудшилась. На экономику страны негативно влияет разрыв межгосударственных экономических связей, обусловленный распадом СССР. Действия Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации Верховного Совета Российской Федерации, направ- ленные на экономическую интеграцию государств - участников СНГ, недос- таточны. При проведении экономической реформы Верховным Советом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации допущен ряд серьезных просчетов, следствием которых стало углубление кризисных явлений. Бан- ковские структуры замедлили движение платежных средств производителей. Продолжается спад промышленного производства. Недопустимо медленно идут процессы структурной перестройки в экономике. В наиболее тяжелом положении оказался агропромышленный комплекс. В результате грубых диспропорций, допущенных в ценообразовании, неисполнения статей бюдже- та по инвестициям и недостаточной финансовой поддержки производствен- ной и социальной сферы села нарастает распад ряда важнейших отраслей агропромышленного комплекса. Налоговая и кредитная политика делает невыгодным производство продукции, низкий уровень инвестиционной активности угрожает разруше- нием накопленного народнохозяйственного потенциала. Нарастает кризис- ная ситуация в сфере финансов и денежного обращения, инфляционный про- цессы угрожают перерасти в гиперинфляцию. Отсутствие механизма сдерживания роста цен породило их скачкообразное повышение, нехватку наличных денежных средств и взаим- ные неплатежи предприятий. В результате резко снизились реальные дохо- ды населения, что отразилось на его уровне жизни. Экономическая и по- литическая нестабильность препятствуют привлечению средств зарубежных инвесторов. Чрезмерное снижение бюджетных ассигнований нанесло серьезный ущерб научно-техническому, интеллектуальному потенциалу страны. Недостаточное внимание уделяется антимонопольной политике. Региональная политика не в полной мере учитывает самостоятель- ность субъектов Российской Федерации, их конституционные права, не способствует осуществлению экономической реформы на местах, формирова- нию эффективного механизма экономической интеграции. Деятельность структур Президента Российской Федерации, Верховного Совета Российской Федерации и Правительства Российской Федерации не скоординирована. Несовершенство ряда актов законодательства, принятых Верховным Советом Российской Федерации, непроработанность механизмов их реализа- ции и контроля ослабляет правовую базу проведения экономической рефор- мы, снижает ее эффективность. Съезд народных депутатов Российской Федерации считает, что сло- жившаяся в стране ситуация требует безотлагательного принятия и реализации антикризисных мер, внесения серьезных корректив в прог- рамму экономической реформы, тактику ее проведения, придания реформе социальной направленности, усиления роли государства в процессе преоб- разований. Съезд народных депутатов Российской Федерации постановляет: 1. Подтвердить решение Верховного Совета Российской Федерации о признании деятельности Правительства Российской Федерации по реализа- ции экономической реформы неудовлетворительной. Признать неудовлетвори- тельной работу Правительства Российской Федерации по выполнению поста- новления шестого Съезда народных депутатов Российской Федерации "О ходе экономической реформы в Российской Федерации". Считать, что проводимая Правительством Российской Федерации эко- номическая реформа, формы и методы ее реализации не соответствуют ин- тересам большинства граждан Российской Федерации, привели к отрица- тельным социально-экономическим последствиям. Правительству российской Федерации в месячный срок представить Верховному Совету Российской Федерации: доработанный с учетом замечаний и предложений, высказанных на седьмом Съезде народных депутатов Российской Федерации, комплекс мер по преодолению кризисной социально-экономической ситуации в стране; перечень законопроектов, принятие которых необходимо для реализа- ции антикризисных мер. 2. Считать важнейшим условием развития и углубления экономической реформы решение коренных социальных проблем населения России, направ- ленное на поддержание его уровня жизни, государственную поддержку нау- ки, образования, здравоохранения и культуры. Верховному Совету Российской Федерации и Правительству Российской Федерации установить критерии минимального уровня жизни населения (за- нятости, заработной платы, пенсий, бесплатного образования, медицинс- кого, бытового, транспортного, культурного обслуживания) и обеспечи- вать их реализацию в разрабатываемых законопроектах. Принять меры по предотвращению массовой безработицы и социальной защите высвобождаемых работников. Обеспечить при это рациональное разграничение функций в социальной сфере между федеральными и местными органами власти и уп- равления и предусмотреть соответствующие изменения в бюджетной системе Российской Федерации. Президенту Российской Федерации, Верховному Совету Российской Фе- дерации и Правительству Российской Федерации обеспечить развитие зако- нодательной базы для решения проблем занятости и миграции населения. Правительству Российской Федерации обеспечить реализацию Закона РСФСР "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР", разработать программу компенсации населению сберегательных вкладов в 1993 - 1995 годах. Разработать и утвердить социальную программу выжи- вания и развития малочисленных народов. 3. Верховному Совету Российской Федерации и Правительству Рос- сийской Федерации: обеспечить выполнение постановления второго (внеочередного) Съез- да народных депутатов Российской Федерации "О программе возрождения российской деревни и развития агропромышленного комплекса" и решений последующих съездов народных депутатов Российской Федерации по аграр- ным проблемам; создать возможности для притока капиталов в агропромышленный комплекс и рыбное хозяйство; обеспечить паритетные условия ценообразования для аграрного сек- тора экономики; восстановить с 1 квартала 1992 года индексацию цен на сельскохо- зяйственную продукцию с учетом индекса цен на продукцию промышленности и услуги, потребляемые селом, с возмещением из бюджета хозяйствам - производителям сельскохозяйственной продукции разницы от ценовых по- терь по итогам индексации; разработать и принять меры по поддержке производителей сельскохо- зяйственной продукции в условиях опережающего роста цен на промышлен- ную продукцию и услуги, по сокращению импортного зерна и других продовольственных товаров, а также по стимулированию закупок зерна у производителей сельскохозяйственной продукции Российской Федерации. 4. Правительству Российской Федерации: обеспечить формирование и практическое осуществление государс- твенной промышленной политики, направленной на сохранение и эффектив- ное использование производственного и интеллектуального потенциала страны. Не допускать дальнейшего спада производства в приоритетных от- раслях народного хозяйства, используя для этого государственное регу- лирования инвестиций, ценообразования, совершенствование кредитно-фи- нансовой системы и антимонопольного механизма, создание межрегиональных и межгосударственных структур, нацеленных на интегри- рование экономического пространства Российской Федерации с учетом свя- зей с ближним зарубежьем; создать благоприятные условия для акционирования и приватизации государственных и муниципальных предприятий с учетом обеспечения демо- нополизации и сохранения единых технологических комплексов, для разви- тия новых структур, включая малое и среднее предпринимательство; принять меры по стабилизации и развитию жилищно-коммунального хо- зяйства, поддержке жилищного строительства путем льготного долгосрочного кредитования индивидуального и кооперативного строитель- ства, развития системы новых внебюджетных и ипотечных форм инвестиро- вания; стимулировать привлечение иностранных инвестиций и прогрессивных технологий для развития отечественной промышленности. Учитывая необходимость поддержки экономической реформы большинс- твом населения, поручить Верховному Совету Российской Федерации до 1 февраля 1993 года предусмотреть в соответствующих законодательных ак- тах приоритет трудовых коллективов государственных и муниципальных предприятий, учет интересов всех социальных групп, имея в виду расши- рение форм и способов разгосударствления и приватизации. 5. Подчинить финансовую и денежно-кредитную политику задачам раз- вития приоритетных отраслей и производств. Правительству Российской Федерации разработать механизм восста- новления оборотных средств государственных предприятий до уровня, обеспечивающего их нормальное функционирование. Верховному Совету российской Федерации устранить правовые пре- пятствия, блокирующие инвестиции, используя для этого налоговые льготы и целевое банковское кредитование. Центральному банку Российской Федерации до 1 января 1993 года в целях сокращения времени прохождения пла- тежей решить вопрос об упрощении механизма осуществления расчетов, а также повышения штрафных санкций за задержку платежей учреждениями Центрального банка Российской Федерации, банками и другими кредитными учреждениями до размеров не ниже процентной ставки, устанавливаемой коммерческими банками по краткосрочным кредитам; продолжить реформирование банковской системы, ускорить внедрение современных технологий в систему банковских расчетов. Верховному Совету Российской Федерации принять налоговый кодекс Российской Федерации, имея в виду, что все вопросы налогообложения должны регулироваться исключительно в порядке и на условиях, установ- ленных указанным кодексом. 6. Президенту Российской Федерации, Верховному Совету Российской Федерации, Правительству Российской Федерации и Центральному банку Российской Федерации до 1 марта 1993 года: разработать программу развития производства конкурентноспособных экспортных товаров, наукоемких технологий и услуг, обеспечивающую за- щиту интересов России, российских экспортеров на мировых рынках и пре- дусматривающую непосредственное участие регионов страны во внешне- экономической деятельности; разработать программу обеспечения критического импорта продоволь- ствия, медикаментов и сырья для пищевой, фармацевтической и легкой промышленности в увязке с национальной программой структурной перест- ройки экономики, с учетом обеспечения населению гарантированного уров- ня потребления, имея в виду постепенное снижение импорта по мере раз- вития национальной экономики; обеспечить регулирование валютного курса рубля, исключающее искусственное обесценивание национального богатства и разорительный для России вывоз природных ресурсов, исторических и культурных ценнос- тей, а также стимулирующее экспорт преимущественно машин, оборудования и наукоемких технологий. Запретить использование иностранной валюты на территории Российской Федерации как денежной единицы, организовать пункты обмена валюты в соответствии с установленным курсом; разработать механизм, исключающий нарушение юридическими и физи- ческими лицами законодательства о валютном регулировании. Верховному Совету Российской Федерации установить систему парла- ментского контроля за предоставлением помощи иностранным государствам, а также за получением Россией кредитов от иностранных государств, их использованием и погашением. 7. Верховному Совету Российской Федерации и Правительству Рос- сийской Федерации рассмотреть вопрос о создании государственной систе- мы контроля. 8. Считать нецелесообразным проведение всеобщих выборов глав ад- министраций до назначения выборов народных депутатов Советов нового созыва и поручить Верховному Совету Российской Федерации в декабре 1992 года принять закон о порядке назначения и освобождения глав ад- министраций в Российской Федерации. 9. Президенту Российской Федерации в месячный срок в соответствии с рекомендациями шестого Съезда народных депутатов Российской Федера- ции упразднить институт представителей Президента Российской Федерации на местах. 10. Верховному Совету Российской Федерации и Правительству Рос- сийской Федерации при разработке и утверждении закона о бюджетной сис- теме на 1993 год установить соотношение по доходам и расходам в бюдже- ты территорий, включая внебюджетные фонды, обеспечивающие финансовые потребности территорий для решения задач их социально-экономического развития. Верховному Совету Российской Федерации: внести изменения в Закон Российской Федерации "Об основах налого- вой системы в Российской Федерации", предоставив право субъектам Рос- сийской Федерации устанавливать дополнительные налоги на содержание социальной сферы; до 1 марта 1993 года рассмотреть вопрос о возможности участия Пенсионного фонда Российской Федерации в формировании фондов социаль- ной поддержки населения субъектов Российской Федерации; 11. Органам государственной власти и управления, соответствующим должностным лицам неукоснительно соблюдать права органов местного са- моуправления. Поддержать основные положения Декларации "О принципах местного самоуправления в Российской Федерации", принятой на собрании Союза российских городов 30 ноября 1992 года, учитывающей Европейскую хартию о местном самоуправлении. Верховному Совету Российской Федера- ции учесть их при разработке соответствующего раздела проекта новой Конституции Российской Федерации и проекта основ законодательства Рос- сийской Федерации о местном самоуправлении. 12. Президенту Российской Федерации, Верховному Совету Российской Федерации, Правительству Российской Федерации принять меры по консоли- дации конструктивных сил как важнейшего условия стабилизации экономи- ки, осуществления экономической реформы в рамках курса, определенного решениями предыдущих съездов народных депутатов Российской Федерации. Поддержать предложение об организации "круглого стола" для выра- ботки рекомендаций к программам антикризисных мер и развития реформ. 13. Созвать Съезд народных депутатов Российской Федерации в апре- ле 1993 года для рассмотрения хода экономической реформы в Российской Федерации. Председатель Верховного Совета Российской Федерации Р. И. ХАСБУЛАТОВ Москва, Кремль 5 декабря 1992 года N 4047-1 |