О СОСТОЯНИИ ЗАКОННОСТИ, БОРЬБЫ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ И КОРРУПЦИЕЙ ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЪЕЗД НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ РФ 14 ДЕКАБРЯ 1992 Г. N 4081-I (РГ-92-270) Съезд народных депутатов Российской Федерации отмечает, что сос- тояние законности и правопорядка в России приняло кризисный характер Широкое распространение получили нарушения Конституции Российской Фе- дерации и законов Российской Федерации, прав, свобод и законных инте- ресов личности. Надлежащим образом не обеспечивается защита жизни и здоровья граждан, их чести, достоинства и собственности. Растет прес- тупность, приобретающая качественно новые, организованные и все более опасные формы, межрегиональный и международный характер. Увеличивается число преступлений, совершаемых с применением оружия. Особую тревогу вызывает состояние преступности несовершеннолетних и молодежи. Небыва- лый размах приобрела коррупция. Все это стало реально угрожать безо- пасности государства. Основными причинами такого положения являются обостряющаяся соци- ально-экономическая и политическая обстановка, снижение жизненного уровня населения, падение общественной нравственности, правовой ниги- лизм, охвативший общество и властные структуры, особенно на местах. Многие средства массовой информации, культивируя жестокость, на- силие, вседозволенность, крайние формы индивидуализма, подрывают ува- жение к закону. В то же время на низком уровне находится правовое информирование населения. Правоохранительные органы, в определенной степени дезориентиро- ванные отсутствием четкой и последовательной уголовно-правовой полити- ки, не справляются с нарастающим валом преступности, ее наиболее опас- ными формами, допускают просчеты в своей деятельности, крайне слабо используют действующее законодательство, имеющиеся средства и полномо- чия для того, чтобы нейтрализовать и переломить тенденцию роста прес- тупности, обеспечить безусловное исполнение законов Российской Федера- ции всеми должностными лицами и гражданами. Не соответствуют современным требованиям кадровая и материально-техническая обеспечен- ность правоохранительных органов, правовая и социальная защищенность их работников. На состояние законности и борьбы с преступностью отрицательно сказывается несовершенство механизма реализации законов, контроля за их исполнением. Съезд народных депутатов Российской Федерации постановляет: 1. Рассматривать обеспечение законности, укрепление правопорядка, общественной безопасности и усиление борьбы с преступностью как прио- ритетную общегосударственную задачу, от решения которой во многом за- висят стабилизация социально-политической обстановки, судьба экономи- ческих реформ. 2. Верховному Совету Российской Федерации в целях обеспечения надежной защиты прав, свобод и законных интересов граждан, своевремен- ного реагирования на изменения криминогенной обстановки и восполнения пробелов правового регулирования в области борьбы с преступностью бе- зотлагательно рассматривать представляемые Президентом Российской Фе- дерации проекты законов по вопросам борьбы с организованной преступ- ностью и коррупцией. 3. Верховному Совету Российской Федерации в первом полугодии 1993 года: разработать и принять закон о разграничении компетенции между Российской Федерацией и ее субъектами в сфере охраны прав, свобод и законных интересов граждан, обеспечения законности, правопорядка и об- щественной безопасности; утвердить основы государственной уголовно-правовой политики, не- уклонно руководствоваться ими в дальнейшей законодательной деятельнос- ти; в первоочередном порядке устранить противоречия в действующем законодательстве, которые могут быть использованы в противоправных це- лях; завершить разработку и принять законодательные акты о государс- твенной службе, о Следственном комитете Российской Федерации, о борьбе с коррупцией, спекуляцией, об оружии, о борьбе с организованной прес- тупностью, бандитизмом и терроризмом, о контроле за распространением наркотиков, об ответственности за легализацию доходов от преступной деятельности, о правовой защите работников правоохранительных органов, судов и контролирующих ведомств, об обеспечении безопасности участни- ков уголовного судопроизводства, о правовой и социальной защите несо- вершеннолетних, о государственной и таможенной границах, об ответс- твенности за создание незаконных вооруженных формирований и участие в них, об ответственности за блокирование транспортных магистралей, а также внести необходимые изменения и дополнения в действующее уголов- ное, уголовно-процессуальное и административное законодательство; установить ответственность за публичные призывы к нарушению суве- ренитета и территориальной целостности Российской Федерации; рассмотреть вопрос об усилении ответственности за незаконное из- готовление, хранение, ношение, транспортировку, продажу и приобретение оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ; разработать механизм действенного контроля за исполнением прини- маемых Верховным Советом Российской Федерации законов и постановлений; рассмотреть вопрос о дополнении статьи 20 Закона Российской Феде- рации "О прокуратуре Российской Федерации" положением, обязывающим Ге- нерального прокурора Российской Федерации осуществлять надзор за соответствием законам Российской Федерации постановлений Правительства Российской Федерации, имеющих нормативно-правовой характер; рассмотреть вопрос о продлении установленного пунктом 2 постанов- ления Верховного Совета РСФСР "О порядке введения в действие Закона РСФСР "О милиции" от 18 апреля 1991 года срока передачи милицией в ве- дение других органов функций по предупреждению детской безнадзорности и по организации деятельности приемников-распределителей для несовер- шеннолетних; изучить практику применения законов Российской Федерации, уста- навливающих гарантии неприкосновенности отдельных категорий должност- ных лиц, и внести на очередной Съезд народных депутатов Российской Федерации соответствующие предложения; ввести порядок проведения обязательной криминологической экспер- тизы проектов законов и иных решений высших органов государственной власти и управления Российской Федерации, имеющих важное социаль- но-экономическое значение; создать государственный фонд борьбы с преступностью, в том числе за счет 100 процентов имущества, конфискованного по приговору суда, 15 процентов штрафов, взысканных по приговору суда, 1 процента отчислений доходов от продажи спиртных напитков. 4. Одобрить создание Межведомственной комиссии Совета безопаснос- ти Российской Федерации как органа, координирующего разработку и реа- лизацию федеральных программ, направленных на обеспечение прав, свобод и личной безопасности граждан, борьбы с организованной преступностью и коррупцией. Установить, что персональный состав комиссии согласовывается с Верховным Советом Российской Федерации. Предложить постоянным комисси- ям палат и комитета Верховного Совета Российской Федерации оказывать содействие председателю и членам Межведомственной комиссии в их работе. 5. Верховному Совету Российской Федерации и Правительству Рос- сийской Федерации в первом квартале 1993 года решить вопрос о введении системы оплаты труда и льгот работникам органов прокуратуры, внутрен- них дел, федеральных органов государственной безопасности, подразделе- ний налоговых расследований, Службы внешней разведки Российской Феде- рации, таможенных органов, обеспечивающей высокий уровень их социальной защищенности. 6. Предложить Президенту Российской Федерации до 1 февраля 1993 года представить на рассмотрение Верховного Совета Российской Федера- ции доклад об обеспечении безопасности Российской Федерации и мерах по усилению борьбы с преступностью. 7. Правительству Российской Федерации: в первом полугодии 1993 года представить Верховному Совету Рос- сийской Федерации проект Государственной программы укрепления и разви- тия правоохранительных органов на 1993 - 1995 годы с ее финансовым и материально-техническим обеспечением; провести переговоры с правительствами государств - участников Содружества Независимых Государств и других заинтересованных госу- дарств о заключении договоров о взаимной правовой помощи; выступить с инициативой создания в рамках Содружества Независимых Государств межгосударственного органа по координации борьбы с наиболее опасными преступлениями; подготовить на основе экспертной оценки предложения о присоедине- нии Российской Федерации к Конвенции Совета Европы об отмывании, поис- ке, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности; удовлетворить потребности внутренних войск Министерства внутрен- них дел Российской Федерации в призывных ресурсах; в трехмесячный срок разработать и внести на рассмотрение Верховного Совета Российской Федерации проект закона о военной милиции в Вооруженных Силах Российской Федерации; обеспечить условия для эффективной работы в правоохранительных структурах организаций по социальной защите их работников; укрепить юридические службы в органах государственного управления всех уровней; организовать в целях восстановления нарушенных интересов госу- дарстве перерегистрацию негосударственных хозяйственных структур, соз- данных с использованием государственной собственности, в ходе которой проверить источники и законность образования первоначального капитала, эффективность использования учредительных капиталов, принадлежащих го- сударственным организациям. Проверить правомерность и обоснованность оценки объектов, переданных в собственность или сданных в аренду ком- мерческим структурам до вступления в силу Закона РСФСР "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР"; рассмотреть вопрос о создании единого централизованного регистра и банка данных о функционирующих на территории Российской Федерации субъектах хозяйственной деятельности для обеспечения контроля за упла- той налогов; пересмотреть в целях пресечения незаконного вывоза ценностей, яв- ляющихся национальным достоянием России, и иностранной валюты порядок выдачи служебных и дипломатических паспортов, а также правила проведе- ния досмотра при пересечении гражданами государственной границы Рос- сийской Федерации, ограничив перечень не подлежащих досмотру лиц лишь должностными лицами, обладающими дипломатическим иммунитетом в соот- ветствии с нормами международного права; разработать государственную целевую программу "Совершенствование исправительно-трудовой системы и эффективная трудовая занятость осуж- денных". Обеспечить выполнение международных обязательств Российской Федерации об обращении с заключенными; в этих целях осуществить необ- ходимую реконструкцию следственных изоляторов и тюрем, привести усло- вия содержания заключенных в соответствие с международными правовыми актами; подготовить предложения о создании фонда социальной реабилитации больных алкоголизмом и наркоманией; разработать комплекс мер по защите прав детей и подростков. 8. Рекомендовать высшим органам государственной власти и управле- ния республик в составе Российской Федерации, органам государственной власти и управления автономной области, автономных округов, краев, об- ластей, городов Москвы и Санкт-Петербурга и органам местного самоуп- равления: разработать региональные программы борьбы с преступностью; обеспечить всемерную поддержку, необходимое финансирование и ма- териально-техническое снабжение милиции общественной безопасности (местной милиции); объединить усилия государственных и общественных организаций, средств массовой информации в интересах целенаправленного осуществле- ния профилактики правонарушений. С учетом местных условий рассмотреть возможности восстановления и стимулирования деятельности различных об- щественных формирований, содействующих охране общественного порядка и содержащихся за счет бюджета соответствующего уровня или специальных фондов; создать фонды социальной помощи лицам, освобожденным из мест ли- шения свободы. 9. Указать Генеральному прокурору Российской Федерации, министру безопасности Российской Федерации, министру внутренних дел Российской Федерации на просчеты в работе подчиненных им органов, недостаточный контроль за их деятельностью и обязать представить Верховному Совету Российской Федерации до 1 февраля 1993 года комплекс согласованных ме- роприятий, направленных на укрепление законности, обеспечение наступа- тельности действий в борьбе с преступностью. 10. Верховному Совету Российской Федерации и Правительству Рос- сийской Федерации доложить о ходе выполнения настоящего Постановления на очередном Съезде народных депутатов Российской Федерации. Председатель Верховного Совета Российской Федерации Р. И. ХАСБУЛАТОВ. Москва, Кремль, 14 декабря 1992 года. N 4081-1 |