О СОСТОЯНИИ ЗАКОННОСТИ БОРЬБЫ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ И КОРРУПЦИЕЙ. Постановление. Съезд Народных Депутатов РФ. 14.12.92 4081-I

                       О СОСТОЯНИИ ЗАКОННОСТИ,
                 БОРЬБЫ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ И КОРРУПЦИЕЙ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ
      
                    СЪЕЗД НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ РФ

                          14 ДЕКАБРЯ 1992 Г.

                              N 4081-I

                             (РГ-92-270)

     Съезд народных депутатов Российской Федерации отмечает,  что сос-
тояние законности  и  правопорядка в России приняло кризисный характер
Широкое распространение получили нарушения Конституции Российской  Фе-
дерации и законов Российской Федерации,  прав, свобод и законных инте-
ресов личности.  Надлежащим образом не обеспечивается защита  жизни  и
здоровья граждан,  их чести, достоинства и собственности. Растет прес-
тупность, приобретающая качественно новые,  организованные и все более
опасные формы, межрегиональный и международный характер. Увеличивается
число преступлений,  совершаемых с применением оружия.  Особую тревогу
вызывает состояние преступности несовершеннолетних и молодежи. Небыва-
лый размах приобрела коррупция.  Все это стало реально угрожать  безо-
пасности государства.
     Основными причинами такого положения являются обостряющаяся соци-
ально-экономическая и  политическая  обстановка,   снижение жизненного
уровня населения,  падение общественной нравственности, правовой ниги-
лизм, охвативший общество и властные структуры, особенно на местах.
     Многие средства массовой информации,  культивируя жестокость, на-
силие, вседозволенность,  крайние формы индивидуализма, подрывают ува-
жение к закону.  В то же время на  низком  уровне  находится  правовое
информирование населения.
     Правоохранительные органы,  в определенной степени  дезориентиро-
ванные отсутствием четкой и последовательной уголовно-правовой полити-
ки, не справляются с нарастающим валом преступности, ее наиболее опас-
ными формами,   допускают просчеты в своей деятельности,  крайне слабо
используют действующее законодательство, имеющиеся средства и полномо-
чия для того,  чтобы нейтрализовать и переломить тенденцию роста прес-
тупности, обеспечить безусловное исполнение законов Российской Федера-
ции всеми   должностными   лицами   и  гражданами.   Не  соответствуют
современным требованиям кадровая и материально-техническая  обеспечен-
ность правоохранительных  органов,  правовая и социальная защищенность
их работников.
     На состояние  законности  и  борьбы  с преступностью отрицательно
сказывается несовершенство механизма реализации законов,  контроля  за
их исполнением.
     Съезд народных депутатов Российской Федерации постановляет:
     1. Рассматривать обеспечение законности, укрепление правопорядка,
общественной безопасности и усиление борьбы с преступностью как  прио-
ритетную общегосударственную задачу,  от решения которой во многом за-
висят стабилизация социально-политической обстановки,  судьба экономи-
ческих реформ.
     2. Верховному Совету Российской  Федерации  в  целях  обеспечения
надежной защиты прав, свобод и законных интересов граждан, своевремен-
ного реагирования на изменения криминогенной обстановки и  восполнения
пробелов правового  регулирования в области борьбы с преступностью бе-
зотлагательно рассматривать представляемые Президентом Российской  Фе-
дерации проекты  законов  по вопросам борьбы с организованной преступ-
ностью и коррупцией.
     3. Верховному Совету Российской Федерации в первом полугодии 1993
года:
     разработать и  принять  закон  о  разграничении компетенции между
Российской Федерацией и ее субъектами в сфере охраны прав,   свобод  и
законных интересов граждан, обеспечения законности, правопорядка и об-
щественной безопасности;
     утвердить основы государственной уголовно-правовой политики,  не-
уклонно руководствоваться ими в дальнейшей законодательной деятельнос-
ти;
     в первоочередном порядке  устранить  противоречия  в  действующем
законодательстве, которые могут быть использованы в противоправных це-
лях;
     завершить разработку  и  принять законодательные акты о государс-
твенной службе, о Следственном комитете Российской Федерации, о борьбе
с коррупцией,  спекуляцией, об оружии, о борьбе с организованной прес-
тупностью, бандитизмом и терроризмом,  о контроле за  распространением
наркотиков, об  ответственности  за  легализацию доходов от преступной
деятельности, о правовой защите работников правоохранительных органов,
судов и контролирующих ведомств,  об обеспечении безопасности участни-
ков уголовного судопроизводства,  о правовой и социальной защите несо-
вершеннолетних, о  государственной  и таможенной границах,  об ответс-
твенности за создание незаконных вооруженных формирований и участие  в
них, об  ответственности  за блокирование транспортных магистралей,  а
также внести необходимые изменения и дополнения в действующее  уголов-
ное, уголовно-процессуальное и административное законодательство;
     установить ответственность за публичные призывы к нарушению суве-
ренитета и территориальной целостности Российской Федерации;
     рассмотреть вопрос об усилении ответственности за незаконное  из-
готовление, хранение, ношение, транспортировку, продажу и приобретение
оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ;
     разработать механизм  действенного контроля за исполнением прини-
маемых Верховным Советом Российской Федерации законов и постановлений;
     рассмотреть вопрос о дополнении статьи 20 Закона Российской Феде-
рации "О прокуратуре Российской Федерации" положением, обязывающим Ге-
нерального прокурора   Российской  Федерации  осуществлять  надзор  за
соответствием законам Российской Федерации постановлений Правительства
Российской Федерации, имеющих нормативно-правовой характер;
     рассмотреть вопрос о продлении установленного пунктом 2 постанов-
ления Верховного  Совета  РСФСР  "О порядке введения в действие Закона
РСФСР "О милиции" от 18 апреля 1991 года срока передачи милицией в ве-
дение других  органов функций по предупреждению детской безнадзорности
и по организации деятельности приемников-распределителей для  несовер-
шеннолетних;
     изучить практику применения законов Российской Федерации,   уста-
навливающих гарантии  неприкосновенности отдельных категорий должност-
ных лиц,  и внести на очередной Съезд  народных  депутатов  Российской
Федерации соответствующие предложения;
     ввести порядок проведения обязательной криминологической  экспер-
тизы проектов  законов  и  иных решений высших органов государственной
власти и управления Российской  Федерации,   имеющих  важное  социаль-
но-экономическое значение;
     создать государственный фонд борьбы с преступностью,  в том числе
за счет 100 процентов имущества, конфискованного по приговору суда, 15
процентов штрафов, взысканных по приговору суда, 1 процента отчислений
доходов от продажи спиртных напитков.
     4. Одобрить создание Межведомственной комиссии Совета безопаснос-
ти Российской Федерации как органа,  координирующего разработку и реа-
лизацию федеральных программ, направленных на обеспечение прав, свобод
и личной безопасности граждан, борьбы с организованной преступностью и
коррупцией.
     Установить, что  персональный  состав комиссии  согласовывается с
Верховным Советом Российской Федерации. Предложить постоянным комисси-
ям палат  и  комитета Верховного Совета Российской Федерации оказывать
содействие председателю и членам Межведомственной комиссии в их работе.
     5. Верховному  Совету  Российской  Федерации и Правительству Рос-
сийской Федерации в первом квартале 1993 года решить вопрос о введении
системы оплаты труда и льгот работникам органов прокуратуры,  внутрен-
них дел, федеральных органов государственной безопасности, подразделе-
ний налоговых расследований,  Службы внешней разведки Российской Феде-
рации, таможенных  органов,    обеспечивающей   высокий   уровень   их
социальной защищенности.
     6. Предложить Президенту Российской Федерации до 1  февраля  1993
года представить  на рассмотрение Верховного Совета Российской Федера-
ции доклад об обеспечении безопасности Российской Федерации и мерах по
усилению борьбы с преступностью.
     7. Правительству Российской Федерации:
     в первом  полугодии  1993 года представить Верховному Совету Рос-
сийской Федерации проект Государственной программы укрепления и разви-
тия правоохранительных  органов  на 1993 - 1995 годы с ее финансовым и
материально-техническим обеспечением;
     провести переговоры  с  правительствами  государств  - участников
Содружества Независимых Государств  и  других  заинтересованных  госу-
дарств о заключении договоров о взаимной правовой помощи;
     выступить с инициативой создания в рамках Содружества Независимых
Государств межгосударственного органа по координации борьбы с наиболее
опасными преступлениями;
     подготовить на основе экспертной оценки предложения о присоедине-
нии Российской Федерации к Конвенции Совета Европы об отмывании, поис-
ке, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности;
     удовлетворить потребности внутренних войск Министерства  внутрен-
них дел Российской Федерации в призывных ресурсах;
     в трехмесячный  срок  разработать  и   внести   на   рассмотрение
Верховного Совета Российской Федерации проект закона о военной милиции
в Вооруженных Силах Российской Федерации;
     обеспечить условия  для  эффективной  работы в правоохранительных
структурах организаций по социальной защите их работников;
     укрепить юридические службы в органах государственного управления
всех уровней;
     организовать в  целях  восстановления  нарушенных интересов госу-
дарстве перерегистрацию негосударственных хозяйственных структур, соз-
данных с использованием государственной собственности,  в ходе которой
проверить источники и законность образования первоначального капитала,
эффективность использования учредительных капиталов, принадлежащих го-
сударственным организациям.  Проверить правомерность и  обоснованность
оценки объектов,  переданных в собственность или сданных в аренду ком-
мерческим структурам до вступления в силу Закона РСФСР "О приватизации
государственных и муниципальных предприятий в РСФСР";
     рассмотреть вопрос о создании единого централизованного  регистра
и банка  данных  о  функционирующих на территории Российской Федерации
субъектах хозяйственной деятельности для обеспечения контроля за упла-
той налогов;
     пересмотреть в целях пресечения незаконного вывоза ценностей, яв-
ляющихся национальным достоянием России,  и иностранной валюты порядок
выдачи служебных и дипломатических паспортов, а также правила проведе-
ния досмотра  при  пересечении гражданами государственной границы Рос-
сийской Федерации,  ограничив перечень не подлежащих досмотру лиц лишь
должностными лицами,   обладающими дипломатическим иммунитетом в соот-
ветствии с нормами международного права;
     разработать государственную  целевую программу "Совершенствование
исправительно-трудовой системы и эффективная трудовая занятость  осуж-
денных". Обеспечить  выполнение  международных обязательств Российской
Федерации об обращении с заключенными; в этих целях осуществить  необ-
ходимую реконструкцию следственных изоляторов и тюрем,  привести усло-
вия содержания заключенных в соответствие с  международными  правовыми
актами;
     подготовить предложения о создании фонда социальной  реабилитации
больных алкоголизмом и наркоманией;
     разработать комплекс мер по защите прав детей и подростков.
     8. Рекомендовать высшим органам государственной власти и управле-
ния республик в составе Российской Федерации,  органам государственной
власти и управления автономной области, автономных округов, краев, об-
ластей, городов Москвы и Санкт-Петербурга и органам  местного  самоуп-
равления:
     разработать региональные программы борьбы с преступностью;
     обеспечить всемерную поддержку,  необходимое финансирование и ма-
териально-техническое снабжение  милиции   общественной   безопасности
(местной милиции);
     объединить усилия  государственных  и  общественных  организаций,
средств массовой  информации в интересах целенаправленного осуществле-
ния профилактики правонарушений.  С учетом местных условий рассмотреть
возможности восстановления и стимулирования деятельности различных об-
щественных формирований,  содействующих охране общественного порядка и
содержащихся за  счет  бюджета соответствующего уровня или специальных
фондов;
     создать фонды социальной помощи лицам,  освобожденным из мест ли-
шения свободы.
     9. Указать Генеральному прокурору Российской Федерации,  министру
безопасности Российской Федерации,  министру внутренних дел Российской
Федерации на  просчеты в работе подчиненных им органов,  недостаточный
контроль за их деятельностью и обязать представить  Верховному  Совету
Российской Федерации до 1 февраля 1993 года комплекс согласованных ме-
роприятий, направленных на укрепление законности, обеспечение наступа-
тельности действий в борьбе с преступностью.
     10. Верховному Совету Российской Федерации и  Правительству  Рос-
сийской Федерации  доложить о ходе выполнения настоящего Постановления
на очередном Съезде народных депутатов Российской Федерации.

                                                          Председатель
                                                     Верховного Совета
                                                  Российской Федерации
                                                     Р. И. ХАСБУЛАТОВ.
Москва, Кремль,
14 декабря 1992 года.
N 4081-1