ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ РАБОТНИКОВ УЧРЕЖДЕНИЙ, ОРГАНИЗАЦИЙ И ПРЕДПРИЯТИЙ, НАХОДЯЩИХСЯ НА БЮДЖЕТНОМ ФИНАНСИРОВАНИИ, НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ ЕДИНОЙ ТАРИФНОЙ СЕТКИ ОПЛАТЫ ТРУДА. Постановление. Министерство труда РФ (Минтруд России). 11.11.92 32

             ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО
               СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАРАБОТНОЙ
              ПЛАТЫ РАБОТНИКОВ УЧРЕЖДЕНИЙ, ОРГАНИЗАЦИЙ И
                ПРЕДПРИЯТИЙ, НАХОДЯЩИХСЯ НА БЮДЖЕТНОМ
             ФИНАНСИРОВАНИИ, НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ ЕДИНОЙ
                     ТАРИФНОЙ СЕТКИ ОПЛАТЫ ТРУДА

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                        МИНИСТЕРСТВО ТРУДА РФ

                          11 ноября 1992 г.

                                 N 32

                                 (Д)


     В соответствии   с   пунктом   10   постановления   Правительства
Российской Федерации от 14 октября 1992 года N 785 "О дифференциации в
уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе  Единой  та-
рифной сетки" Министерство труда Российской Федерации постановляет:
     Утвердить Методические рекомендации по совершенствованию  органи-
зации заработной платы работников учреждений,  организаций и предприя-
тий, находящихся на бюджетном  финансировании,  на  основе  применения
Единой тарифной сетки оплаты труда согласно приложению.

     Заместитель Министра труда
     Российской Федерации                               Р.Баткаев


                                                Приложение
                                       к постановлению Минтруда России
                                         от 11 ноября 1992 года N 32

                      МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
          по совершенствованию организации заработной платы
          работников учреждений, организаций и предприятий,
          находящихся на бюджетном финансировании, на основе
            применения Единой тарифной сетки оплаты труда

                          I. Общие положения

     1.1. Настоящие  методические рекомендации призваны оказать помощь
министерствам и ведомствам Российской Федерации,  органам исполнитель-
ной власти республик в составе Российской Федерации,  краев, областей,
автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга, местной ад-
министрации, органам по труду,  профсоюзным объединениям, организациям
и предприятиям бюджетной сферы в организации  и  проведении  комплекса
работ по  реализации  постановления Правительства Российской Федерации
от 14 октября 1992 года N 785 "О дифференциации в уровнях оплаты труда
работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки".
     1.2. Перестройка системы оплаты труда работников бюджетной  сферы
осуществляется на принципиально новой основе и призвана улучшить мате-
риальное положение и усилить стимулирующую роль заработной  платы  ра-
ботников образования,  здравоохранения  и социальной защиты населения,
культуры и искусства,  науки и научного обслуживания, физической куль-
туры и спорта, сельского, водного, рыбного и лесного хозяйства, гидро-
метеорологической службы,  охраны окружающей среды, а также работников
учреждений, организаций и предприятий других отраслей,  находящихся на
бюджетном финансировании.
     1.3. Методические рекомендации имеют межотраслевой характер и мо-
гут быть использованы во всех учреждениях, организациях и на предприя-
тиях, находящихся на бюджетном финансировании,  с учетом их специфика-
ции.

            II. Цели, принципы и основания направленность
              совершенствования оплаты труда работников
           бюджетных учреждений, организаций и предприятий

     2.1. Совершенствование оплаты труда работников учреждений,  орга-
низаций и предприятий,  финансируемых за счет бюджетных средств, имеет
целью упорядочить тарифные условия оплаты труда по  отраслям,  устано-
вить обоснование соотношение в уровнях заработной платы различных про-
фессионально-квалификационных групп работников в зависимости от  слож-
ности труда  и квалификации на основе применения Единой тарифной сетки
(соблюдения тарифных коэффициентов сетки).
     Реализация принципов организации оплаты труда рабочих и служащих,
предусмотренных постановлением Правительства Российской  Федерации  от
14 октября 1992 года N 785 "О дифференциации в уровнях оплаты работни-
ков сферы на основе Единой тарифной сетки",  создает необходимые усло-
вия для  наиболее последовательного выполнения требований статьи 2 Ко-
декса Законов о труде Российской  Федерации:  "Каждый  работник  имеет
право на  равное вознаграждение за равный труд без какой бы то ни было
дискриминации и не ниже установленного Законом минимального размера".
     2.2. Вводимая  в  бюджетных  отраслях Единая тарифная сетка (ЕТС)
призвана обеспечивать равный подход к оценке  квалификации  работников
(сложности выполняемых  ими работ) и означает переход от отраслевого к
межотраслевому принципу организации заработной платы  работников  бюд-
жетной сферы с учетом объективно существующих отраслевых особенностей.
В этой связи при  введении  ЕТС  следует  руководствоваться  основными
принципами построения  нового  механизма организации заработной платы,
которые и излагаются ниже.
     ЕТС представляет собой единую шкалу тарификации и поразрядной оп-
латы рабочих и служащих. Она охватывает все группы работников учрежде-
ний, организаций и предприятий,  находящихся на бюджетном финансирова-
нии (за исключением органов представительной и исполнительной власти),
- от рабочих до руководителей различного уровня, начиная от заведующе-
го камерой хранения до директоров (генеральных директоров) учреждений,
организаций, предприятий,  ректоров  вузов,  главных  редакторов газет
(журналов) и т.д.
     Все профессии и должности работников в ЕТС сгруппированы по приз-
наку общности выполняемых работ (функций).
     Общность функций,  выполняемых  в процессе труда рабочими во всей
бюджетной сфере, позволила представить их в ЕТС одной группой.
     Служащие бюджетных  отраслей распределены на две основные группы.
Первая группа включает общеотраслевые должности  служащих,  которые  в
свою очередь  распределены на три подгруппы:  технические исполнители,
специалисты, руководители.
     Вторая группа  включает только должности специалистов и руководи-
телей, специфические для той или иной отрасли бюджетной сферы.  (Груп-
пировка должностей  служащих  приведена в приложениях N 2 и 3 к поста-
новлению Правительства Российской Федерации от 14 октября 1992 года  N
785).
     Разряды оплаты ЕТС отражают, как правило, только сложность выпол-
няемых работ (функций). Они не учитывают условий труда, значимости тех
или иных профессий (должностей) и каких-либо других факторов.
     Ставки оплаты первого разряда принимаются в ЕТС в размере не ниже
уровня минимальной заработной платы,  установленного в законодательном
порядке. Нарастание  ставок по разрядам оплаты труда по мере возраста-
ния его сложности призвано обеспечить материальную  заинтересованность
работника в повышении квалификации.
     2.3. ЕТС предусматривает дифференциацию оплаты по 18 разрядам.
     Тарификация рабочих проводится по восьми разрядам (с 1 по 8). Это
соответствует ныне  действующему   Единому   тарифно-квалификационному
справочнику работ  и  профессий рабочих (ЕТКС).  Вместе с тем согласно
постановлению Правительства от 14 октября 1992 года N 785 в учреждени-
ях, организациях и на предприятиях,  находящихся на бюджетном финанси-
ровании, высококвалифицированным рабочим,  занятым  на  важных  и  от-
ветственных работах  и  на особо важных и особо ответственных работах,
могут устанавливаться оклады исходя из 9-10 разрядов оплаты ЕТС по пе-
речням, утвержденным  в  установленном  порядке  министерствами  и ве-
домствами Российской Федерации,  и из 11-12 разрядов оплаты ЕТС  -  по
перечням, утвержденным Министерством труда Российской Федерации.
     Эта мера предусмотрена в целях усиления материального  стимулиро-
вания наиболее сложного и квалифицированного труда рабочих.
     Служащие бюджетных отраслей, в том числе технические исполнители,
специалисты и руководители, тарифицируются со 2 по 18 разряды. Порядок
отнесения различных должностей и квалификационно-должностных групп ру-
ководителей, специалистов  и  других  служащих к разрядам оплаты труда
изложен в разделе IV настоящих рекомендаций.
     2.4. В целях стимулирования повышения квалификации и установления
обоснованных соотношений в оплате труда различных категорий работников
в ЕТС  предусмотрено нарастание уровней ставок оплаты от более низкого
разряда к более высокому,  так что общий диапазон  18-разрядной  сетки
составляет 1:10,07.  т.е.  ставка  18  разряда  в 10,07 раза превышает
ставку 1 разряда. При этом с 1 по 3 разряд ставки увеличиваются на 30%
от разряда к разряду, с 4 по 15 - 13%, с 16 по 18 - на 11%.
     Нарастание тарифных коэффициентов от разряда к разряду, когда на-
ибольший прирост (30%) предусмотрен на начальных разрядах,  а наимень-
ший (11%) - на высших,  объясняется необходимостью  социальной  защиты
наименее квалифицированных  (а  следовательно,  и низко оплачиваемых в
прошлом) групп работников по сравнению с высококвалифицированными спе-
циалистами и руководителями.
     2.5. В соответствии с принципами разработки ЕТС  исходная  ставка
оплаты, т.е.  размер ставки первого разряда,  не может быть ниже мини-
мального размера оплаты труда, устанавливаемого в Российской Федерации
в законодательном порядке.  В период разработки ЕТС общероссийский ми-
нимум заработной платы составлял 900 руб.  в месяц.  Месячная ставка 1
разряда в ЕТС была принята в размере 1350 руб.  (в 1,5 раза выше мини-
мума). Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 14
октября 1992  года  N 785 "О дифференциации в уровнях оплаты труда ра-
ботников бюджетной сферы на основе  Единой  тарифной  сетки"  исходная
ставка оплаты труда может быть принята Правительством Российской Феде-
рации в другом,  более высоком размере.  В этом случае  расчет  ставок
(окладов) по  другим разрядам оплаты труда (2-18 разряд) должен произ-
водиться исходя из вновь утвержденной месячной ставки 1 разряда ЕТС. В
соответствии с  постановлением Правительства Российской Федерации от 8
ноября 1992 года N 855 "О повышении уровня оплаты труда работников уч-
реждений, организаций  и предприятий бюджетной сферы" с 1 декабря 1992
года месячная ставка (оклад) 1 разряда ЕТС установлена в размере  1800
рублей.
     2.6. В сочетании с достаточно  высоким  уровнем  тарифных  ставок
(окладов) Единая тарифная сетка призвана обеспечивать упрощение струк-
туры заработной платы путем исключения из нее элементов, с помощью ко-
торых нередко  заработки  искусственно  завышаются.  Посредством этого
формируются предпосылки для совершенствования нормирования труда,  за-
интересованности во внедрении прогрессивных форм его организации.
     2.7. Настоящие рекомендации с учетом их дополнения и  конкретиза-
ции министерствами и ведомствами Российской Федерации, органами испол-
нительной власти республик в составе Российской Федерации,  краев, об-
ластей, автономных  образований,  городов  Москвы и Санкт-Петербурга с
участием профсоюзных объединений призваны оказать помощь  учреждениям,
организациям и предприятиям,  находящимся на бюджетном финансировании,
в подготовке и осуществлении мер по совершенствованию оплаты труда ра-
ботников на основе ЕТС.

           III. Организация работы по введению оплаты труда
                   на основе Единой тарифной сетки

     3.1. Работу по введению в учреждении,  организации и на предприя-
тии оплаты труда на основе ЕТС возглавляет его руководитель. К ее про-
ведению привлекаются наиболее квалифицированные работники ОТиЗов, бух-
галтерии, кадровой службы, экономисты и другие специалисты по усмотре-
нию руководителя.
     3.2. Содержание подготовительной работы сводится к следующему:
     - доведению до всех работников  содержания  постановления  Прави-
тельства Российской  Федерации по введению оплаты в отраслях бюджетной
сферы на основе ЕТС;
     - тщательному  изучению всех нормативных документов по реализации
постановления;
     - предварительному расчету средств, необходимых для введения ЕТС,
и подготовке предложений о возможностях их покрытия в  пределах  имею-
щихся бюджетных  ассигнований,  выявлению потребности в дополнительных
средствах;
     - согласованию  величины дополнительных средств с вышестоящей ор-
ганизацией, дающей разрешение  на  введение  ЕТС,  составлению  нового
штатного расписания;
     - проведению аттестации служащих и перетарификации рабочих;
     - осуществлению  мероприятий  по  совершенствованию организации и
нормировании труда, организационной структуры учреждения, организации,
предприятия, изысканию собственных ресурсов на введение ЕТС;
     - определение даты завершения подготовительной работы и  введения
новых условий оплаты труда, доведению их до каждого работника.
     3.3. В процессе подготовительной работы руководитель  организации
издает специальный приказ (распоряжение).
     В констатирующей части приказа (распоряжения)  до  сведения  всех
работников доводится содержание постановления Правительства Российской
Федерации о введении в учреждениях,  организациях  и  на  предприятиях
бюджетной сферы условий оплаты на основе ЕТС.
     В постановляющей части приказа утверждается:
     - состав комиссии по проведению подготовительной работы (в случае
необходимости создаются центральная и несколько местных комиссий);
     - состав  комиссии (комиссий) по проведению аттестации служащих и
перетарификации рабочих.
     В приказе  определяются сроки начала и завершения работы,  даются
поручения бухгалтерии,  кадровой службе и другим привлекаемым к прове-
дению подготовительной работы подразделениям или специалистам.
     3.4. Подготовительная работа осуществляется на  основании  норма-
тивных документов,  принятых Правительством Российской Федерации,  Ми-
нистерством труда Российской Федерации,  а также  разработанных  соот-
ветствующими министерствами и ведомствами.
     При проведении подготовительной работы учреждения,  организации и
предприятия должны располагать:
     текстом постановления Правительства со всеми приложениями к нему;
     необходимыми для  тарификации рабочих выпусками ЕТКС или извлече-
ниями из них;
     квалификационными требованиями (квалификационными характеристика-
ми) по отраслевым и общеотраслевым  должностям,  содержащими  критерии
установления разряда оплаты в соответствии с ЕТКС;
     положением о порядке проведения  аттестации,  утвержденным  соот-
ветствующим министерством, ведомством;
     рекомендациями о порядке применения ЕТС в учреждениях,  организа-
циях и  на  предприятиях  отрасли,  утвержденными  соответствующим ми-
нистерством, ведомством.
     3.5. Предварительный расчет средств, необходимых для введения но-
вых условий оплаты труда,  осуществляется исходя из численности и ква-
лификационно-должностного  состава работников по действующему штатному
расписанию и предварительного (до  аттестации)  присвоения  по  каждой
должности  квалификационного  разряда  ЕТС  исходя из квалификационных
требований и объективных данных о работнике, занимающем эту должность.
По  вакантным  должностям разряд устанавливается исходя из требований,
которым должен отвечать будущий работник.
     Предварительный расчет  средств осуществляется в следующей после-
довательности:
     а) по каждой должности, включенной в штатное расписание, простав-
ляется соответствующий ей разряд ЕТС и месячная тарифная  ставка.  При
этом целесообразно использовать следующую примерную форму:

______________________________________________________________________
 N |Наименование  |Установленный    |Ф.,И.,О.    |Проекти-  |Месячная
   |должности по  |в штатном распи- |работника,  |руемый    |тарифная
   |штатному рас- |сании должност-  |занимающего |разряд    |ставка
   |писанию       |ной оклад в ме-  |должность   |оплаты    |согласно
   |              |сяц (руб.)       |            |по долж-  |  ЕТС
   |              |                 |            |ности     |
___|______________|_________________|____________|__________|_________
    Директор школы     4400          Петрова М.В.    13        7776
    Преподаватель
    физики             2800          Столяров И.П.    9        4766
    Электрик           1098          Иванов Н.Ф.      3        2282
    Плотник            1098          вакансия         4        2579
    Итого по школе   180000                                  397430
______________________________________________________________________

     б) суммированием проектируемых тарифных ставок определяется новый
тарифный фонд по штатному расписанию;
     в) по фактическим данным за месяц, предшествующий предварительно-
му расчету средств,  определяется отношение фактически выплаченных ра-
ботникам доплат  за условия труда,  работу в ночное время,  надбавок и
других выплат стимулирующего характера (за исключением доплат и надба-
вок за квалификацию работников и сложность выполняемых работ), не име-
ющих своим источником экономию фонда заработной платы и других  статей
сметы расходования,  к  тарифному  фонду по действующему в этом месяце
штатному расписанию (в процентах);
     г) умножением  тарифного  фонда,  определенного  в соответствии с
разрядами ЕТС (п. "б"), на отношение фактически выплаченных работникам
поощрительных выплат к тарифному фонду по штатному расписанию (п. "в")
рассчитывается необходимый при новых условиях оплаты труда  фонд  доп-
лат, надбавок  и  других  выплат  стимулирующего характера помимо тех,
которые могут выплачиваться за счет экономии бюджетных средств;
     д) необходимый для обеспечения введения ЕТС фонд средств на опла-
ту труда определяется путем суммирования нового  тарифного  фонда  (п.
"б") и нового фонда доплат и надбавок (п. "г").
     Пример. Отношение фактически выплаченных в месяц,  предшествующий
предварительному расчету средств, доплат, надбавок и других стимулиру-
ющих выплат к тарифному фонду по действовавшему в этот месяц  штатному
расписанию составит  15%.  Тогда,  используя данные,  приведенные в п.
"а", новый фонд поощрительных выплат составит:
     397430 х 15/100 = 59615 руб.,  а необходимый для обеспечения вве-
дения ЕТС фонд средств на оплату труда в расчете на месяц составит:
     397430 +  59615 = 457045 руб.,  при этом,  дополнительная потреб-
ность в средствах на оплату труда составит в расчете на месяц:
     457045 - 180000 х (10 + 15)/100 = 457045 - 207000 = 250045 руб.
     3.6. При определении дополнительной потребности в увеличении бюд-
жетных средств на введение новых условий оплаты труда необходимо иметь
в виду,  что вместе с увеличением средств на оплату должны также  воз-
растать средства, требуемые для отчисления в пенсионный фонд, фонд со-
циального страхования, в фонд занятости, другие отчисления, устанавли-
ваемые в процентах к фонду заработной платы.
     Пример. Отчисления в пенсионный фонд,  фонд социального страхова-
ния и фонд занятости составляет 38% к фонду оплаты труда. Тогда допол-
нительная потребность в средствах на  введение  новых  условий  оплаты
труда в расчете на месяц исходя из данных,  приведенных в примере в п.
3.5 составит:
     250045 х (100 + 38)/100 = 345062 руб.
     После предварительного определения потребности  в  дополнительных
средствах комиссия по проведению подготовительной работы рассматривает
их и дает предложения  по  более  рациональному  использованию  других
(кроме зарплаты  и  связанных  с нею отчислений) статей сметы расходов
учреждения, организации, предприятия.
     Дополнительная потребность  в  средствах  с  предложениями  по ее
уменьшению за счет изыскания собственных ресурсов сообщается вышестоя-
щей организации, которая рассматривает поступившие предложения, прини-
мает решение о размере реально выделяемых дополнительных средств и да-
ет разрешение на введение ЕТС в пределах выделенных средств.
     3.7. После получения разрешения в учреждении,  организации  и  на
предприятии в  пределах  выделенных  ассигнований  составляется  новое
штатное расписание,  которое служит руководством для комиссий  по  ат-
тестации и  перетарификации,  а  также  для  проведения мероприятий по
взысканию внутренних резервов покрытия дополнительных средств.

          IV. Общие принципы тарификации служащих и порядок
                установления им разрядов оплаты труда

     4.1. В   приложениях   N   2и  3  к  постановлению  Правительства
Российской Федерации от 14 октября 1992 года N 785 "О дифференциации в
уровнях оплаты  труда  работников бюджетной сферы на основе Единой та-
рифной сетки" утверждены соответственно "Разряды оплаты  труда  Единой
тарифной сетки по общеотраслевым должностям служащих" и "Разряды опла-
ты труда Единой тарифной сетки по  основным  должностям  служащих  от-
раслей бюджетной  сферы"  для отнесения основных должностей служащих к
разрядам оплаты.
     Тарификация общеотраслевых  должностей  является сквозной по всем
бюджетным отраслям независимо от места приложения  труда  руководителя
или специалиста  той  или иной конкретной должности.  Так,  для эконо-
мистов различных специальностей и наименований,  где бы они не работа-
ли, предусмотрена тарификация в диапазоне 6-11 разрядов,  для заведую-
щего канцелярией - 4-5 разрядов, для главных специалистов - 13-17 раз-
рядов и т.д.
     В перечне отраслевых должностей служащих представлены специалисты
и руководители здравоохранения и социальной защиты населения, культуры
и искусства,  науки и научного  обслуживания,  народного  образования,
высшей школы,  физической культуры и спорта, сельского, лесного, охот-
ничьего, водного и рыбного хозяйства,  гидрометеорологической службы и
некоторых других отраслей.
     Отнесение отраслевых должностей служащих к  разрядам  оплаты  ЕТС
осуществлено с  учетом  сложности  их труда и квалификации,  а также с
учетом тарификации общеотраслевых должностей.  Принимая  во  внимание,
как правило,  творческий  характер  труда  и повышенную социальную от-
ветственность специалистов народного образования,  высшей школы, здра-
воохранения и  науки,  их тарификация установлена на 1-4 разряда выше,
чем по общеотраслевым должностям специалистов.
     Так, если  инженеры различных специальностей и экономисты различ-
ных специальностей  тарифицируются  6-11   разрядами,   а   технологи,
конструкторы,  электроники,  математики и программисты - 6-13 разряда-
ми, то учителя и врачи различных специальностей - соответственно  7-14
и 8-15 разрядами. Специалисты культурно-просветительных и архивных уч-
реждений (библиотекари, экскурсоводы, архивисты, палеографы, археогра-
фы) по тарификации приравнены к общеотраслевым должностям специалистов
- таким,  как инженеры,  экономисты,  бухгалтеры с диапазоном разрядов
6-11. Редакционный персонал редакций газет и журналов (корреспонденты,
собственные и специальные корреспонденты, обозреватели) протарифициро-
ваны на   уровне   элитных   должностей   общеотраслевых  специалистов
(конструкторов, технологов, математиков, электроников, программистов),
то есть с 6 по 13 разряд. На этом же уровне установлены разряды оплаты
основных должностей специалистов сельского хозяйства - агрономов, зоо-
техников, микробиологов, токсикологов, бактериологов и др.
     Тарификация отраслевых должностей руководителей также  соотнесена
с тарификацией  соответствующих  общеотраслевых  должностей.  Так,  на
уровне начальников отделов и начальников цехов  (общеотраслевые  долж-
ности), для которых предусмотрены 11-14 разряды, протарифицированы ру-
ководители структурных подразделений по основной деятельности в  куль-
турно-просветительных, архивных  учреждениях,  театрах,  музыкальных и
танцевальных коллективах,  цирках и концертных организациях.  На более
высоком уровне   установлены  разряды  оплаты  руководителей  основных
структурных подразделений в науке и высшей школе - с 13 по 16.
     Тарификация первых лиц - руководителей учреждений,  организаций и
предприятий отраслей бюджетной сферы, которая предусмотрена в диапазо-
не 10-18 разрядов, дифференцирована в зависимости от сложности функции
управления по соответствующим должностям руководителей и их социальной
ответственности. Так, высший разряд - 18 (при наличии диапазона разря-
дов по тем или иным должностям) предусмотрен для художественных  руко-
водителей театров,  цирков,  главных  редакторов  и редакторов газет и
журналов, руководителей  учреждений  и  организаций  науки,   ректоров
высших учебных  заведений,  главных врачей учреждений здравоохранения,
руководителей некоторых служб в сельском  хозяйстве  (государственного
ветеринарного надзора,   Государственной  комиссии  по  сортоиспытанию
сельскохозяйственных культур,  Государственной семенной  инспекции  по
карантину растений), гидрометеорологической службы. До 16 разряда пре-
дусмотрена тарификация первых лиц культурно-просветительных и архивных
учреждений, учреждений народного образования (школ, интернатов, лицеев
и т.д.), спортивных сооружений и др.
     Согласно постановлению  Правительства  Российской Федерации от 14
октября 1992 года N 785 "О дифференциации в уровнях оплаты  труда  ра-
ботников бюджетной  сферы на основе Единой тарифной сетки" право уста-
навливать разряды оплаты по  другим  должностям  работников,  не  пре-
дусмотренным в  перечнях общеотраслевых и отраслевых должностей,  дано
министерствам и ведомствам Российской Федерации по согласованию с  Ми-
нистерством труда Российской Федерации.
     4.2. Для осуществления на практике тарификации служащих  учрежде-
ний, организаций  и  предприятий  бюджетной  сферы разработаны и соот-
ветствующими министерствами (ведомствами) утверждены  квалификационные
требования в  разрезе  должностей по всему их кругу - как общеотрасле-
вым, так и отраслевым. В действующем до сих пор Квалификационном спра-
вочнике должностей руководителей, специалистов и служащих преобразован
третий раздел включенных в него квалификационных характеристик - "Ква-
лификационные требования". Эти требования в нем даны по разрядам опла-
ты, предусмотренным ЕТС.
     В квалификационных характеристиках технических исполнителей,  вы-
полняющих наименее сложные работы по сравнению со специалистами и  ру-
ководителями, основное  квалификационное  требование  - наличие общего
среднего образования в  сочетание  с  индивидуальным  обучением  соот-
ветствующей продолжительности,  либо в сочетании со специальной подго-
товкой по установленной программе. Наличие среднего специального обра-
зования установлено только в тех случаях,  когда в средних специальных
учебных заведениях осуществляется подготовка специалистов соответству-
ющего профиля.
     По сравнению со служащими - техническими исполнителями к  специа-
листам предъявляются  как  более высокие требования к их квалификации,
так и большее разнообразие этих требований. Это обусловлено повышенной
сложностью работ,  выполняемых ими, и соответственно большим количест-
вом разрядов оплаты.  Квалификационные требования по  разрядам  оплаты
специалистов представляют собой, как правило, сочетание двух компонен-
тов - образования (от общего до высшего  образования  соответствующего
профиля) и стажа работы не менее определенного количества лет, необхо-
димого для занятия соответствующей должности.  Применительно  к  долж-
ностям специалистов,  большинство из которых является категорируемыми,
второй компонент квалификационных требований (стаж работы) выступает в
качестве регулятора  нарастания требований по квалификационным катего-
риям, которые в свою очередь учитываются при установлении разряда  оп-
латы. Нарастание  требований  к  квалификации по разрядам оплаты можно
проследить на примере должности технолога, тарифицируемой согласно ЕТС
6-13 разрядами.  (Учитывая межотраслевой характер рекомендаций примеры
в этом разделе даются применительно к межотраслевым должностям).

     Пример.
     Требования к квалификации по разрядам оплаты технологов.
     6-7 разряды (технолог): высшее техническое образование без предъ-
                             явления требований  к  стажу  работы  или
                             среднее специальное (техническое) образо-
                             вание и стаж работы в должности техника I
                             категории не  менее 3 лет,  либо в других
                             должностях, замещаемых  специалистами  со
                             средним специальным образованием,  не ме-
                             нее 5 лет.
     8-9 разряды (технолог
             III категории): высшее техническое образование и стаж ра-
                             боты в  должности  технолога или в других
                             должностях, замещаемых  специалистами   с
                             высшим образованием, не менее 3 лет.
     9-10 разряды (технолог
              II категории): высшее техническое образование и стаж ра-
                             боты технолога III категории или в других
                             должностях, замещаемых   специалистами  с
                             высшим образованием, не менее 3 лет.
     10-11 разряды (технолог
               I категории): высшее техническое образование и стаж ра-
                             боты в  должности  технолога II категории
                             не менее 3 лет.
     12-13 разряды (ведущий
                  технолог): высшее техническое образование и стаж ра-
                             боты в должности технолога I категории не
                             менее 2-3 лет.

     Для большинства  должностей специалистов в квалификационных  тре-
бованиях предусмотрены двойные разряды в рамках соответствующей квали-
фикационной категории,  как это показано на приведенном примере. Тари-
фикация двойными разрядами обусловлена довольно ощутимыми различиями в
сложности должностных обязанностей специалиста той или иной квалифика-
ционной категории, их разнообразием, уровнем ответственности и др. При
таком подходе к установлению разрядов руководителям учреждений,  орга-
низаций и предприятий предоставляется  возможность  оперативно  решать
вопросы тарификации  в конкретных условиях,  т.е.  учитывать сложность
должностных обязанностей конкретных специалистов и  в  соответствии  с
нею присваивать  работнику по результатам аттестации тот или иной раз-
ряд оплаты.
     4.3. По  сложности выполняемых работ должностная группа руководи-
телей учреждений, организаций и предприятий и их структурных подразде-
лений весьма  неоднородна,  о  чем свидетельствует широкий диапазон их
тарификации, предусмотренный к ЕТС - с 3 по 18  разряды.
     Требования к квалификации по разрядам оплаты, предъявляемые к ру-
ководителям также дифференцированы. Например, для должностей руководи-
телей предприятий и их структурных подразделений требования к квалифи-
кации колеблются от общего среднего образования и  специальной  подго-
товки без  предъявления требований к стажу работы до высшего образова-
ния и стажа работы на руководящих должностях в соответствующей профилю
предприятия отрасли народного хозяйства не менее 5 лет.
     Сложность труда ряда должностей руководителей во  многом  зависит
от масштаба руководимого объекта. Исходя из этого, для соответствующих
должностей дифференциация требования к квалификации (стажу и образова-
нию) сочетается с дифференциацией объектов управления.  При этом,  как
правило, используются такие действующие принципы дифференциации их оп-
латы в  зависимости от масштаба руководимого объекта (объем производи-
мой продукции (услуг),  численность работающих и др. специфические для
них показатели).
     В качестве примера приводим  требования  к  квалификации  главных
специалистов, тарифицируемых согласно ЕТС 13-17 разрядами оплаты.

     Пример.
     Требования к квалификации главных специалистов по разрядам  опла-
ты.
     Высшее техническое или инженерно-техническое образование  и  стаж
работы по  специальности  в  инженерно-технических и руководящих долж-
ностях в соответствующей профилю  предприятия  отрасли  народного  хо-
зяйства не менее 5 лет.
     13 разряд:  при выполнении должностных обязанностей главного спе-
                 циалиста (кроме  главного  инженера)  предприятия  IV
                 группы.
     14 разряд:  при выполнении должностных обязанностей главного спе-
                 циалиста предприятия III группы и  главного  инженера
                 предприятия IV группы.
     15 разряд:  при выполнении должностных обязанностей главного спе-
                 циалиста предприятия  II  группы  и главного инженера
                 предприятия III группы.
     16 разряд:  при выполнении должностных обязанностей главного спе-
                 циалиста предприятия I  группы  и  главного  инженера
                 предприятия II группы.
     17 разряд:  при выполнении должностных обязанностей главного  ин-
                 женера предприятия I группы.

     При отнесении к разрядам оплаты ЕТС конкретных должностей руково-
дителей, специалистов и  других  служащих  учреждений,  организаций  и
предприятий бюджетной сферы следует руководствоваться квалификационны-
ми требованиями по должностям,  которые разработаны в  соответствии  с
предложенными принципами.
     4.4. Аттестация служащих учреждений,  организаций и  предприятий,
находящихся на бюджетном финансировании, проводится с целью установле-
ния работников занимаемой должности и определения разряда оплаты труда
в соответствии с Единой тарифной сеткой. Она существенно отличается от
всех проводившихся ранее  аттестаций,  поскольку  призвана  обеспечить
действенные меры  по улучшению материального положения и усилению сти-
мулирующей роли оплаты труда посредством  упорядочения  соотношений  в
уровнях заработной платы в зависимости от сложности труда и квалифика-
ции работников.  Соблюдение предусматриваемых Единой  тарифной  сеткой
соотношений в оплате труда служащих достигается посредством их тарифи-
кации, которая осуществляется в процессе аттестации на основе  утверж-
даемых в  установленном порядке тарифно-квалификационных характеристик
общеотраслевых должностей  служащих,  а  также   разрабатываемых   ми-
нистерствами и ведомствами характеристик должностей, специфических для
отдельных отраслей.
     4.5. Аттестация проводится в соответствии с Основными положениями
о порядке проведения аттестации  служащих  учреждений,  организаций  и
предприятий, находящихся  на  бюджетном финансировании,  утвержденными
постановлением Минтруда России и Минюста России от 23 октября 1992  г.
N 27, а также соответствующими отраслевыми положениями и приказами ми-
нистерств и ведомств, определяющими сроки проведения аттестации.
     Аттестация проводится посредством объективной оценки деятельности
работника исходя из конкретных условий и требований,  предъявляемых  к
нему по занимаемой должности.
     Аттестации подлежат все категории служащих - руководители, специ-
алисты и технические исполнители,  состоящие в штате учреждения, орга-
низации, предприятия,  кроме лиц,  проходящих аттестацию в  комиссиях,
специально создаваемых вышестоящими органами по подчиненности.
     4.6. Исходя из Основных положений о порядке проведения аттестации
служащих для установления разряда оплаты в соответствии с ЕТС,  разра-
батываются отраслевые положения, где конкретизируются критерии и мето-
ды оценки  квалификации  и  профессиональной  компетенции работников с
учетом специфики трудовых функций, выполняемых работниками по занимае-
мой должности. (Рекомендуемые подходы к оценке работника приведены ни-
же).
     4.7. Подготовка  к проведению аттестации организуется администра-
цией учреждения, организации, предприятия при активном участии руково-
дителей структурных подразделений,  профсоюзной организации и включает
осуществление следующих мероприятий:
     - обеспечение подготовки необходимых документов на аттестуемых;
     - составление графиков проведения аттестации;
     - составление  аттестационных  комиссий (состав,  количество чле-
нов);
     - организация разъяснительной работы о целях и порядке проведения
аттестации.
     4.8. На каждого работника, подлежащего аттестации, не позднее чем
за две недели до начала ее проведения,  его непосредственным руководи-
телем должно быть подготовлено представление,  содержащее всестороннюю
оценку соответствия работника квалификационным требованиям, предъявля-
емым по должности и определенному разряду оплаты, его профессиональной
компетентности, отношения к работе и качества  выполнения  должностных
обязанностей, а также сведения о результатах работы за прошедший пери-
од. Аттестуемый работник должен быть заранее,  не менее чем за две не-
дели до аттестации,  ознакомлен с представленными в аттестационную ко-
миссию материалами.
     Аттестационная комиссия рассматривает представление,  заслушивает
аттестуемого и руководителя  подразделения,  в  котором  он  работает.
Обсуждение работы  аттестуемого должно проходить в обстановке требова-
тельности, объективности и доброжелательности,  исключающей проявления
субъективизма.
     4.9. Конкретные сроки,  а также график проведения аттестации  ут-
верждаются руководителем учреждения,  организации, предприятия по сог-
ласованию с профсоюзным комитетом и доводятся до сведения  аттестуемых
работников.
     В графике проведения аттестации указывается наименование  подраз-
деления, в котором работает аттестуемый,  его фамилия, должность, даты
проведения аттестации и представления в аттестационную комиссию  необ-
ходимых документов,  а  также  должность  и  фамилии  работников,  от-
ветственных за их подготовку.
     В первую очередь следует аттестовать руководителей подразделений,
а затем подчиненных им работников  (аттестация  членов  аттестационной
комиссии проводится на общих основаниях).
     4.10. Для проведения аттестации должна быть утверждена аттестаци-
онная комиссия в составе председателя (как правило,  заместителя руко-
водителя учреждения, организации, предприятия), секретаря и членов ко-
миссии. В  аттестационную комиссию включаются руководители подразделе-
ний, высококвалифицированные специалисты и  представители  профсоюзной
организации. В  необходимых  случаях  может быть создано несколько ат-
тестационных комиссий, обладающих одинаковыми правами.
     Оценка деятельности работника и рекомендации комиссии должны при-
ниматься открытым голосованием в отсутствии аттестуемого. Аттестация и
голосование проводятся  при  участии  в заседании не менее двух третей
состава аттестационной комиссии.  Результаты голосования  определяются
большинством голосов. При равенстве голосов аттестуемый работник приз-
нается соответствующим определенной должности и  разряду  оплаты.  Ре-
зультаты аттестации  необходимо  сообщить работнику сразу же после го-
лосования.
     В случае аттестации работника,  являющегося членом аттестационной
комиссии, аттестуемой в голосовании не должен участвовать.
     4.11. Результаты  аттестации  (оценка и рекомендации) заносятся в
аттестационный лист,  который должен составляться в одном экземпляре и
подписываться председателем,  секретарем  и членами аттестационной ко-
миссии, принявшими участие в голосовании.
     Аттестационный лист, форма которого приведена ниже, и представле-
ние на работника,  прошедшего аттестацию, следует хранить в его личном
деле.

     Пример.

                         АТТЕСТАЦИОННЫЙ ЛИСТ

     1. Фамилия, имя, отчество _______________________________________
______________________________________________________________________
     2. Год рождения _________________________________________________
     3. Сведения об образовании и повышения квалификации
______________________________________________________________________
  (что окончил и когда, специальность и квалификация по образованию,
______________________________________________________________________
                    ученая степень, ученое звание)
     4. Занимаемая  должность  на  момент аттестации и дата назначения
(избрания, утверждения) на эту должность _____________________________
______________________________________________________________________
     5. Общий трудовой стаж __________________________________________
     6. Вопросы к аттестуемому и ответы на них _______________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
     7. Замечания и предложения,  высказанные  членами  аттестационной
комиссии _____________________________________________________________
     8. Оценка деятельности работника по результатам голосования:
     - соответствие должности ________________________________________
     - отнесение к разряду оплаты ____________________________________
     Количество голосов: за ________________ против __________________
     9. Рекомендации аттестационной комиссии (с указанием мотивов,  по
которым они даются) __________________________________________________
______________________________________________________________________
     10. Примечания __________________________________________________

     Председатель
аттестационной комиссии                             /подпись/
     Секретарь
аттестационной комиссии                             /подпись/
     Члены
аттестационной комиссии                             /подписи/

     Дата аттестации  "  " ___________________________ 19   г.
     С аттестационным листом ознакомился _____________________________
                                       (подпись аттестованного и дата)

     По результатам проведенной аттестации комиссия должна принять ре-
шение о  соответствии  работника определенной должности и об отнесении
его к тому или иному разряду оплаты труда.
     Руководителю учреждения,  организации  ,  предприятия  необходимо
рассмотреть результаты аттестации с целью проверки соответствия поряд-
ка ее проведения утвержденному Положению,  контроля за обоснованностью
принятых рекомендаций и в месячный срок издать приказ  об  утверждении
итогов аттестации. При несогласии руководителя с решением аттестацион-
ной комиссии он имеет право направить работника на повторную  аттеста-
цию, результаты которой являются окончательными.
     4.12. При проведении аттестации для определения разряда оплаты не
следует одновременно рассматривать вопросы,  связанные с установлением
работнику надбавок, доплат и других выплат стимулирующего характера.
     4.13. Результаты аттестации после их утверждения приказом руково-
дителя вносятся в трудовую книжку работника с указанием разряда оплаты
по Единой тарифной сетке,  но без указания размера оплаты (ставки, ок-
лада), поскольку он может меняться в связи  с  изменением  минимальной
ставки (оклада) первого разряда.
     Установленный служащему разряд оплаты в данном учреждении,  орга-
низации и  на  предприятии не означает,  что при переходе или переводе
работника на другую работу этот разряд оплаты ему должен  быть  обяза-
тельно сохранен. Трудовые споры, связанные с аттестацией, рассматрива-
ются в соответствии с действующим законодательством.
     4.14. В  положениях  об  аттестации,  разрабатываемых в отраслях,
кроме показателей,  общих для всех категорий работников - уровня обра-
зования, стажа работы в данной или аналогичной должности, а также дру-
гих, позволяющих приобрести знания и навыки,  необходимые для выполне-
ния работ,  предусмотренных по занимаемой должности, - для каждой про-
фессионально-квалификационной группы служащих должны  быть  определены
конкретные показатели оценки.
     Показатели оценки профессионализма и деловых  качеств  работников
при определении  их соответствия тому или иному разряду оплаты,  уста-
новленному для данной должности Единой тарифной сеткой,  целесообразно
предусматривать дифференцированно  и применительно к отдельным катего-
риям служащих (технические исполнители,  специалисты, руководители), а
также видам   деятельности,   специфическим  для  различных  отраслей,
обусловленным особенностями их учреждений, организаций, предприятий.
     Например, для технических исполнителей это такие показатели,  как
своевременность, оперативность и качество выполнения работ входящих  в
должностные обязанности,  умение профессионально работать с первичными
и нормативными документами и т.п.
     Для специалистов такими показателями являются:  степень самостоя-
тельности выполнения должностных обязанностей, качество и результатив-
ность их  осуществления,  ответственность за порученное дело,  способ-
ность адаптироваться к новой ситуации и применять новые подходы к  ре-
шению возникающих проблем и т.п.
     Для оценки руководителей учреждения,  организации,  предприятия и
их подразделений необходимо предусмотреть следующие показатели: умение
организовать труд подчиненных,  обеспечить эффективное руководство  их
работой; стиль общения с подчиненными;  реально осуществляемый масштаб
руководства и т.п.
     В качестве специфических отраслевых показателей оценки могут быть
рекомендованы и применены:
     для преподавателей общеобразовательной школы:
     - овладение новыми  методологическими  принципами  и  положениями
преподаваемого предмета; педагогическое мастерство; отношение учащихся
и коллег к методу преподавания предмета;  интерес и успеваемость  уча-
щихся; применение современных методов ведения урока и т.п.;
     для медицинского персонала:
     - овладение новейшими методами диагностики и лечения;  мнение па-
циентов о работе врача или работника среднего медицинского  персонала;
заболеваемость на  обслуживаемом  участке  (для  участковых  врачей) и
т.п.;
     для работников культурно-просветительных учреждений:
     - посещаемость данных учреждений населением обслуживаемого  райо-
на, оценка работы кружков, библиотек, клубов посетителями и т.д.
     4.15. По каждому показателю, применяемому для оценки квалификации
и профессиональной компетенции работника,  в отраслевых положениях не-
обходимо предусмотреть конкретные критерии,  позволяющие  характеризо-
вать соответствие работника предъявляемым требованиям, с тем чтобы ат-
тестационные комиссии  имели   возможность   на   основе   материалов,
представляемых на  каждого  аттестуемого,  из  непосредственного  зна-
комства с проходящим аттестацию (в процессе собеседования с применени-
ем оценочных  тестов,  его ответов на вопросы и т.п.) дать объективную
оценку его деятельности и высказать суждение об установлении работнику
того или иного разряда оплаты.
     Для руководителей учреждений, организаций и предприятий при уста-
новлении разрядов  их оплаты наряду с показателями квалификации и про-
фессиональной компетенции дополнительно учитываются также  показатели,
характеризующие масштаб  и сложность руководства возглавляемыми объек-
тами.
     
             V. Тарификация и присвоение разрядов рабочим
                  при введении Единой тарифной сетки
     
     5.1. Тарификация рабочих в пределах 8-разрядного диапазона, отве-
дено этой категории работников в ЕТС,  должна осуществляться  в  соот-
ветствии с требованиями ЕТКС работ и профессий рабочих, который сохра-
няет роль нормативного документа в вопросах тарификации труда как  для
бюджетного, так  и  предпринимательского секторов экономики.  ПРи этом
следует иметь в виду,  что согласно ЕТКС подавляющее  число  профессий
рабочих тарифицируется  в настоящее время не выше 6 разряда и лишь для
небольшого числа профессий (около 60 наименований)  высшими  разрядами
тарификации являются 7 и 8.  В  последнее время в ходе совершенствова-
ния ЕТКС,  уточнения его выпусков и разделов по производствам и  видам
работ Центральным  бюро  нормативов  по труду при Всероссийском центре
производительности Минтруда России (ЦБНТ) совместно с Институтом труда
Минтруда России в дополнение к предусмотренным в ЕТКС профессиям рабо-
чих этот перечень расширен.  Сейчас он содержит 93  наименования  про-
фессий, по  которым разработаны тарифно-квалификационные характеристи-
ки. Все вопросы,  возникающие в части тарификации рабочих 708 разряда-
ми, которые не предусмотрены в ЕТКС, следует разрешать с ЦБНТ.
     5.2. Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от
14 октября 1992 года N 785 высококвалифицированным рабочим, занятым на
важных и ответственных работах и на особо важных и особо ответственных
работах, могут устанавливаться тарифные ставки и оклады исходя из 9-12
разрядов ЕТС по перечням, утвержденным  министерствами  и  ведомствами
Российской Федерации  и МИнистерством труда Российской Федерации.  Эту
норму постановления Правительства Российской Федерации от  14  октября
1992 года  N  785  "О дифференциации в уровнях оплаты труда работников
бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки" следует трактовать не
как возможность  тарификации  соответствующих  профессий  рабочих 9-12
разрядами, а только как возможность их оплаты по ставкам  этих  разря-
дов, причем оплаты,  не обязательно носящей постоянный характер.  Воз-
можно как постоянное,  так и временное использование для оплаты  труда
рабочих ставок 9-12 разрядов, но только в тех случаях, когда сложность
выполняемых ими работ превышает сложность работ, отнесенных Единым та-
рифно-квалификационным справочником  к 6-8 разрядам и если этот разряд
является высшим для данной профессии.
     Постановлением Правительства  Российской  Федерации от 14 октября
1992 года N 785 предусмотрено,  что перечни важных и ответственных ра-
бот, выполняемых  высококвалифицированными  рабочими,  которыми  могут
устанавливаться месячные ставки и оклады исходя из  9  и  10  разрядов
ЕТС, утверждаются  министерствами и ведомствами в установленном поряд-
ке, а перечень особо важных и особо ответственных  работ,  выполняемых
высококвалифицированными рабочими, которым могут устанавливаться став-
ки оплаты исходя из 11 и 12 разрядов ЕТС,  утверждается  Министерством
труда Российской Федерации.
     Названные перечни наряду с ЕТКС и дополнениями к нему в части та-
рификации рабочих 7-8 разрядами рассматривать как нормативные докумен-
ты, которыми необходимо руководствоваться при отнесении рабочих учреж-
дений, организаций и предприятий,  финансируемых из бюджетных источни-
ков, к разрядам оплаты ЕТС.
     5.3. Для рабочих введение ЕТС,  как правило, не требует перетари-
фикации, поскольку ЕТКС остался в основном без изменения (за  исключе-
нием случаев,  указанных в п.  5.1.).  Им просто устанавливается новый
размер оплаты согласно уже присвоенному разряду.  Вопрос о перетарифи-
кации может  быть поставлен только в том случае,  если при переходе на
новые условия оплаты в целях  совершенствования  организации  деятель-
ности соответствующего подразделения учреждения, организации, предпри-
ятия было произведено перераспределение объема работ,  предъявляющее к
работнику новые  квалификационные требования.  В этом случае,  однако,
перетарификация работника должна быть  произведена  в  соответствии  с
требованиями ЕТКС,  т.е. рабочий должен сдать экзамены, подтверждающий
его реальные квалификационные возможности.  Если в учреждении, органи-
зации и на предприятии нет возможности создать достаточно компетентную
квалификационную комиссию, то следует обратиться за помощью в вышесто-
ящую организацию или в организацию, где такие возможности есть.
     
          VI. Совершенствование практики применения доплат,
             надбавок и поощрений работников при введении
                        Единой тарифной сетки
     
     6.1. Главное  направление  совершенствования  практики применения
доплат, надбавок и  поощрений  работников  учреждений,  организаций  и
предприятий бюджетной сферы - это их ориентация на учет индивидуальных
качеств работника,  обеспечивающих высокую личную результативность его
работы. ПРи этом,  разумеется,  должны быть сохранены те виды доплат и
надбавок, которые связаны с различиями в интенсивности труда и загруз-
ке работников  при равном должностном наименовании (например,  доплаты
за классное руководство в школе, за ведение делопроизводства и бухгал-
терского учета, когда это не входит в основную работу). Должны быть во
всех случаях сохранены надбавки к заработной плате,  выплачиваемые  за
вредные, тяжелые и опасные условия труда.
     6.2. В условиях напряженности с  бюджетными  средствами  возможны
определенные колебания  размеров выделяемых учреждению,  организации и
предприятию ассигнований на их деятельность. Поэтому целесообразно все
виды стимулирующих доплат, надбавок и поощрений устанавливать на опре-
деленный срок (3-6 месяцев).  Такой подход к тому же  целесообразен  с
позиций постоянного  поддержания у работника стремления не только сох-
ранять достигнутые результаты,  но и повышать их. Размеры доплат, над-
бавок и поощрений должны быть увязаны с величиной средств по фонду за-
работной платы и степенью превышения личных результатов по сравнению с
теми, которые характерны для большинства работников.
     6.3. Введение надбавок за высокую результативность работы необхо-
димо сопровождать установлением показателей, с помощью которых эта ре-
зультативность должна быть  изменена.  Среди  этих  показателей  могут
быть, например,  степень повышения нормируемого объема работ, успешное
выполнение наиболее сложных работ (заданий), высокое качество выполня-
емой работы, систематическое досрочное выполнение работы с проявлением
определенного риска и инициативы,  определенный выход за  рамки  долж-
ностных обязанностей и т.п.
     6.4. У рабочих учреждений,  организаций и  предприятий  бюджетной
сферы могут  быть достаточно широко применяться надбавки за профессио-
нальное мастерство.  Их целесообразно выплачивать работникам, обладаю-
щим высокими деловыми качествами, владеющими передовыми приемами и ме-
тодами труда,  имеющим высокий уровень профессиональной  подготовки  и
устойчиво высокую  производительность.  Конкретные показатели высокого
профессионального мастерства разрабатываются непосредственно в  учреж-
дении, организации и на предприятии.  Одним из наиболее типичных пока-
зателей профессионального мастерства работника бюджетного  учреждения,
организации, предприятия  (особенно  небольших)  может  быть овладение
профессиональными навыками нескольких профессий и специальностей (нап-
ример, плотник, столяр, электромонтер, сантехник).