ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ РАБОТНИКОВ УЧРЕЖДЕНИЙ, ОРГАНИЗАЦИЙ И ПРЕДПРИЯТИЙ, НАХОДЯЩИХСЯ НА БЮДЖЕТНОМ ФИНАНСИРОВАНИИ, НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ ЕДИНОЙ ТАРИФНОЙ СЕТКИ ОПЛАТЫ ТРУДА ПОСТАНОВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВО ТРУДА РФ 11 ноября 1992 г. N 32 (Д) В соответствии с пунктом 10 постановления Правительства Российской Федерации от 14 октября 1992 года N 785 "О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой та- рифной сетки" Министерство труда Российской Федерации постановляет: Утвердить Методические рекомендации по совершенствованию органи- зации заработной платы работников учреждений, организаций и предприя- тий, находящихся на бюджетном финансировании, на основе применения Единой тарифной сетки оплаты труда согласно приложению. Заместитель Министра труда Российской Федерации Р.Баткаев Приложение к постановлению Минтруда России от 11 ноября 1992 года N 32 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по совершенствованию организации заработной платы работников учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании, на основе применения Единой тарифной сетки оплаты труда I. Общие положения 1.1. Настоящие методические рекомендации призваны оказать помощь министерствам и ведомствам Российской Федерации, органам исполнитель- ной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга, местной ад- министрации, органам по труду, профсоюзным объединениям, организациям и предприятиям бюджетной сферы в организации и проведении комплекса работ по реализации постановления Правительства Российской Федерации от 14 октября 1992 года N 785 "О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки". 1.2. Перестройка системы оплаты труда работников бюджетной сферы осуществляется на принципиально новой основе и призвана улучшить мате- риальное положение и усилить стимулирующую роль заработной платы ра- ботников образования, здравоохранения и социальной защиты населения, культуры и искусства, науки и научного обслуживания, физической куль- туры и спорта, сельского, водного, рыбного и лесного хозяйства, гидро- метеорологической службы, охраны окружающей среды, а также работников учреждений, организаций и предприятий других отраслей, находящихся на бюджетном финансировании. 1.3. Методические рекомендации имеют межотраслевой характер и мо- гут быть использованы во всех учреждениях, организациях и на предприя- тиях, находящихся на бюджетном финансировании, с учетом их специфика- ции. II. Цели, принципы и основания направленность совершенствования оплаты труда работников бюджетных учреждений, организаций и предприятий 2.1. Совершенствование оплаты труда работников учреждений, орга- низаций и предприятий, финансируемых за счет бюджетных средств, имеет целью упорядочить тарифные условия оплаты труда по отраслям, устано- вить обоснование соотношение в уровнях заработной платы различных про- фессионально-квалификационных групп работников в зависимости от слож- ности труда и квалификации на основе применения Единой тарифной сетки (соблюдения тарифных коэффициентов сетки). Реализация принципов организации оплаты труда рабочих и служащих, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 1992 года N 785 "О дифференциации в уровнях оплаты работни- ков сферы на основе Единой тарифной сетки", создает необходимые усло- вия для наиболее последовательного выполнения требований статьи 2 Ко- декса Законов о труде Российской Федерации: "Каждый работник имеет право на равное вознаграждение за равный труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного Законом минимального размера". 2.2. Вводимая в бюджетных отраслях Единая тарифная сетка (ЕТС) призвана обеспечивать равный подход к оценке квалификации работников (сложности выполняемых ими работ) и означает переход от отраслевого к межотраслевому принципу организации заработной платы работников бюд- жетной сферы с учетом объективно существующих отраслевых особенностей. В этой связи при введении ЕТС следует руководствоваться основными принципами построения нового механизма организации заработной платы, которые и излагаются ниже. ЕТС представляет собой единую шкалу тарификации и поразрядной оп- латы рабочих и служащих. Она охватывает все группы работников учрежде- ний, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансирова- нии (за исключением органов представительной и исполнительной власти), - от рабочих до руководителей различного уровня, начиная от заведующе- го камерой хранения до директоров (генеральных директоров) учреждений, организаций, предприятий, ректоров вузов, главных редакторов газет (журналов) и т.д. Все профессии и должности работников в ЕТС сгруппированы по приз- наку общности выполняемых работ (функций). Общность функций, выполняемых в процессе труда рабочими во всей бюджетной сфере, позволила представить их в ЕТС одной группой. Служащие бюджетных отраслей распределены на две основные группы. Первая группа включает общеотраслевые должности служащих, которые в свою очередь распределены на три подгруппы: технические исполнители, специалисты, руководители. Вторая группа включает только должности специалистов и руководи- телей, специфические для той или иной отрасли бюджетной сферы. (Груп- пировка должностей служащих приведена в приложениях N 2 и 3 к поста- новлению Правительства Российской Федерации от 14 октября 1992 года N 785). Разряды оплаты ЕТС отражают, как правило, только сложность выпол- няемых работ (функций). Они не учитывают условий труда, значимости тех или иных профессий (должностей) и каких-либо других факторов. Ставки оплаты первого разряда принимаются в ЕТС в размере не ниже уровня минимальной заработной платы, установленного в законодательном порядке. Нарастание ставок по разрядам оплаты труда по мере возраста- ния его сложности призвано обеспечить материальную заинтересованность работника в повышении квалификации. 2.3. ЕТС предусматривает дифференциацию оплаты по 18 разрядам. Тарификация рабочих проводится по восьми разрядам (с 1 по 8). Это соответствует ныне действующему Единому тарифно-квалификационному справочнику работ и профессий рабочих (ЕТКС). Вместе с тем согласно постановлению Правительства от 14 октября 1992 года N 785 в учреждени- ях, организациях и на предприятиях, находящихся на бюджетном финанси- ровании, высококвалифицированным рабочим, занятым на важных и от- ветственных работах и на особо важных и особо ответственных работах, могут устанавливаться оклады исходя из 9-10 разрядов оплаты ЕТС по пе- речням, утвержденным в установленном порядке министерствами и ве- домствами Российской Федерации, и из 11-12 разрядов оплаты ЕТС - по перечням, утвержденным Министерством труда Российской Федерации. Эта мера предусмотрена в целях усиления материального стимулиро- вания наиболее сложного и квалифицированного труда рабочих. Служащие бюджетных отраслей, в том числе технические исполнители, специалисты и руководители, тарифицируются со 2 по 18 разряды. Порядок отнесения различных должностей и квалификационно-должностных групп ру- ководителей, специалистов и других служащих к разрядам оплаты труда изложен в разделе IV настоящих рекомендаций. 2.4. В целях стимулирования повышения квалификации и установления обоснованных соотношений в оплате труда различных категорий работников в ЕТС предусмотрено нарастание уровней ставок оплаты от более низкого разряда к более высокому, так что общий диапазон 18-разрядной сетки составляет 1:10,07. т.е. ставка 18 разряда в 10,07 раза превышает ставку 1 разряда. При этом с 1 по 3 разряд ставки увеличиваются на 30% от разряда к разряду, с 4 по 15 - 13%, с 16 по 18 - на 11%. Нарастание тарифных коэффициентов от разряда к разряду, когда на- ибольший прирост (30%) предусмотрен на начальных разрядах, а наимень- ший (11%) - на высших, объясняется необходимостью социальной защиты наименее квалифицированных (а следовательно, и низко оплачиваемых в прошлом) групп работников по сравнению с высококвалифицированными спе- циалистами и руководителями. 2.5. В соответствии с принципами разработки ЕТС исходная ставка оплаты, т.е. размер ставки первого разряда, не может быть ниже мини- мального размера оплаты труда, устанавливаемого в Российской Федерации в законодательном порядке. В период разработки ЕТС общероссийский ми- нимум заработной платы составлял 900 руб. в месяц. Месячная ставка 1 разряда в ЕТС была принята в размере 1350 руб. (в 1,5 раза выше мини- мума). Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 14 октября 1992 года N 785 "О дифференциации в уровнях оплаты труда ра- ботников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки" исходная ставка оплаты труда может быть принята Правительством Российской Феде- рации в другом, более высоком размере. В этом случае расчет ставок (окладов) по другим разрядам оплаты труда (2-18 разряд) должен произ- водиться исходя из вновь утвержденной месячной ставки 1 разряда ЕТС. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 8 ноября 1992 года N 855 "О повышении уровня оплаты труда работников уч- реждений, организаций и предприятий бюджетной сферы" с 1 декабря 1992 года месячная ставка (оклад) 1 разряда ЕТС установлена в размере 1800 рублей. 2.6. В сочетании с достаточно высоким уровнем тарифных ставок (окладов) Единая тарифная сетка призвана обеспечивать упрощение струк- туры заработной платы путем исключения из нее элементов, с помощью ко- торых нередко заработки искусственно завышаются. Посредством этого формируются предпосылки для совершенствования нормирования труда, за- интересованности во внедрении прогрессивных форм его организации. 2.7. Настоящие рекомендации с учетом их дополнения и конкретиза- ции министерствами и ведомствами Российской Федерации, органами испол- нительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, об- ластей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга с участием профсоюзных объединений призваны оказать помощь учреждениям, организациям и предприятиям, находящимся на бюджетном финансировании, в подготовке и осуществлении мер по совершенствованию оплаты труда ра- ботников на основе ЕТС. III. Организация работы по введению оплаты труда на основе Единой тарифной сетки 3.1. Работу по введению в учреждении, организации и на предприя- тии оплаты труда на основе ЕТС возглавляет его руководитель. К ее про- ведению привлекаются наиболее квалифицированные работники ОТиЗов, бух- галтерии, кадровой службы, экономисты и другие специалисты по усмотре- нию руководителя. 3.2. Содержание подготовительной работы сводится к следующему: - доведению до всех работников содержания постановления Прави- тельства Российской Федерации по введению оплаты в отраслях бюджетной сферы на основе ЕТС; - тщательному изучению всех нормативных документов по реализации постановления; - предварительному расчету средств, необходимых для введения ЕТС, и подготовке предложений о возможностях их покрытия в пределах имею- щихся бюджетных ассигнований, выявлению потребности в дополнительных средствах; - согласованию величины дополнительных средств с вышестоящей ор- ганизацией, дающей разрешение на введение ЕТС, составлению нового штатного расписания; - проведению аттестации служащих и перетарификации рабочих; - осуществлению мероприятий по совершенствованию организации и нормировании труда, организационной структуры учреждения, организации, предприятия, изысканию собственных ресурсов на введение ЕТС; - определение даты завершения подготовительной работы и введения новых условий оплаты труда, доведению их до каждого работника. 3.3. В процессе подготовительной работы руководитель организации издает специальный приказ (распоряжение). В констатирующей части приказа (распоряжения) до сведения всех работников доводится содержание постановления Правительства Российской Федерации о введении в учреждениях, организациях и на предприятиях бюджетной сферы условий оплаты на основе ЕТС. В постановляющей части приказа утверждается: - состав комиссии по проведению подготовительной работы (в случае необходимости создаются центральная и несколько местных комиссий); - состав комиссии (комиссий) по проведению аттестации служащих и перетарификации рабочих. В приказе определяются сроки начала и завершения работы, даются поручения бухгалтерии, кадровой службе и другим привлекаемым к прове- дению подготовительной работы подразделениям или специалистам. 3.4. Подготовительная работа осуществляется на основании норма- тивных документов, принятых Правительством Российской Федерации, Ми- нистерством труда Российской Федерации, а также разработанных соот- ветствующими министерствами и ведомствами. При проведении подготовительной работы учреждения, организации и предприятия должны располагать: текстом постановления Правительства со всеми приложениями к нему; необходимыми для тарификации рабочих выпусками ЕТКС или извлече- ниями из них; квалификационными требованиями (квалификационными характеристика- ми) по отраслевым и общеотраслевым должностям, содержащими критерии установления разряда оплаты в соответствии с ЕТКС; положением о порядке проведения аттестации, утвержденным соот- ветствующим министерством, ведомством; рекомендациями о порядке применения ЕТС в учреждениях, организа- циях и на предприятиях отрасли, утвержденными соответствующим ми- нистерством, ведомством. 3.5. Предварительный расчет средств, необходимых для введения но- вых условий оплаты труда, осуществляется исходя из численности и ква- лификационно-должностного состава работников по действующему штатному расписанию и предварительного (до аттестации) присвоения по каждой должности квалификационного разряда ЕТС исходя из квалификационных требований и объективных данных о работнике, занимающем эту должность. По вакантным должностям разряд устанавливается исходя из требований, которым должен отвечать будущий работник. Предварительный расчет средств осуществляется в следующей после- довательности: а) по каждой должности, включенной в штатное расписание, простав- ляется соответствующий ей разряд ЕТС и месячная тарифная ставка. При этом целесообразно использовать следующую примерную форму: ______________________________________________________________________ N |Наименование |Установленный |Ф.,И.,О. |Проекти- |Месячная |должности по |в штатном распи- |работника, |руемый |тарифная |штатному рас- |сании должност- |занимающего |разряд |ставка |писанию |ной оклад в ме- |должность |оплаты |согласно | |сяц (руб.) | |по долж- | ЕТС | | | |ности | ___|______________|_________________|____________|__________|_________ Директор школы 4400 Петрова М.В. 13 7776 Преподаватель физики 2800 Столяров И.П. 9 4766 Электрик 1098 Иванов Н.Ф. 3 2282 Плотник 1098 вакансия 4 2579 Итого по школе 180000 397430 ______________________________________________________________________ б) суммированием проектируемых тарифных ставок определяется новый тарифный фонд по штатному расписанию; в) по фактическим данным за месяц, предшествующий предварительно- му расчету средств, определяется отношение фактически выплаченных ра- ботникам доплат за условия труда, работу в ночное время, надбавок и других выплат стимулирующего характера (за исключением доплат и надба- вок за квалификацию работников и сложность выполняемых работ), не име- ющих своим источником экономию фонда заработной платы и других статей сметы расходования, к тарифному фонду по действующему в этом месяце штатному расписанию (в процентах); г) умножением тарифного фонда, определенного в соответствии с разрядами ЕТС (п. "б"), на отношение фактически выплаченных работникам поощрительных выплат к тарифному фонду по штатному расписанию (п. "в") рассчитывается необходимый при новых условиях оплаты труда фонд доп- лат, надбавок и других выплат стимулирующего характера помимо тех, которые могут выплачиваться за счет экономии бюджетных средств; д) необходимый для обеспечения введения ЕТС фонд средств на опла- ту труда определяется путем суммирования нового тарифного фонда (п. "б") и нового фонда доплат и надбавок (п. "г"). Пример. Отношение фактически выплаченных в месяц, предшествующий предварительному расчету средств, доплат, надбавок и других стимулиру- ющих выплат к тарифному фонду по действовавшему в этот месяц штатному расписанию составит 15%. Тогда, используя данные, приведенные в п. "а", новый фонд поощрительных выплат составит: 397430 х 15/100 = 59615 руб., а необходимый для обеспечения вве- дения ЕТС фонд средств на оплату труда в расчете на месяц составит: 397430 + 59615 = 457045 руб., при этом, дополнительная потреб- ность в средствах на оплату труда составит в расчете на месяц: 457045 - 180000 х (10 + 15)/100 = 457045 - 207000 = 250045 руб. 3.6. При определении дополнительной потребности в увеличении бюд- жетных средств на введение новых условий оплаты труда необходимо иметь в виду, что вместе с увеличением средств на оплату должны также воз- растать средства, требуемые для отчисления в пенсионный фонд, фонд со- циального страхования, в фонд занятости, другие отчисления, устанавли- ваемые в процентах к фонду заработной платы. Пример. Отчисления в пенсионный фонд, фонд социального страхова- ния и фонд занятости составляет 38% к фонду оплаты труда. Тогда допол- нительная потребность в средствах на введение новых условий оплаты труда в расчете на месяц исходя из данных, приведенных в примере в п. 3.5 составит: 250045 х (100 + 38)/100 = 345062 руб. После предварительного определения потребности в дополнительных средствах комиссия по проведению подготовительной работы рассматривает их и дает предложения по более рациональному использованию других (кроме зарплаты и связанных с нею отчислений) статей сметы расходов учреждения, организации, предприятия. Дополнительная потребность в средствах с предложениями по ее уменьшению за счет изыскания собственных ресурсов сообщается вышестоя- щей организации, которая рассматривает поступившие предложения, прини- мает решение о размере реально выделяемых дополнительных средств и да- ет разрешение на введение ЕТС в пределах выделенных средств. 3.7. После получения разрешения в учреждении, организации и на предприятии в пределах выделенных ассигнований составляется новое штатное расписание, которое служит руководством для комиссий по ат- тестации и перетарификации, а также для проведения мероприятий по взысканию внутренних резервов покрытия дополнительных средств. IV. Общие принципы тарификации служащих и порядок установления им разрядов оплаты труда 4.1. В приложениях N 2и 3 к постановлению Правительства Российской Федерации от 14 октября 1992 года N 785 "О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой та- рифной сетки" утверждены соответственно "Разряды оплаты труда Единой тарифной сетки по общеотраслевым должностям служащих" и "Разряды опла- ты труда Единой тарифной сетки по основным должностям служащих от- раслей бюджетной сферы" для отнесения основных должностей служащих к разрядам оплаты. Тарификация общеотраслевых должностей является сквозной по всем бюджетным отраслям независимо от места приложения труда руководителя или специалиста той или иной конкретной должности. Так, для эконо- мистов различных специальностей и наименований, где бы они не работа- ли, предусмотрена тарификация в диапазоне 6-11 разрядов, для заведую- щего канцелярией - 4-5 разрядов, для главных специалистов - 13-17 раз- рядов и т.д. В перечне отраслевых должностей служащих представлены специалисты и руководители здравоохранения и социальной защиты населения, культуры и искусства, науки и научного обслуживания, народного образования, высшей школы, физической культуры и спорта, сельского, лесного, охот- ничьего, водного и рыбного хозяйства, гидрометеорологической службы и некоторых других отраслей. Отнесение отраслевых должностей служащих к разрядам оплаты ЕТС осуществлено с учетом сложности их труда и квалификации, а также с учетом тарификации общеотраслевых должностей. Принимая во внимание, как правило, творческий характер труда и повышенную социальную от- ветственность специалистов народного образования, высшей школы, здра- воохранения и науки, их тарификация установлена на 1-4 разряда выше, чем по общеотраслевым должностям специалистов. Так, если инженеры различных специальностей и экономисты различ- ных специальностей тарифицируются 6-11 разрядами, а технологи, конструкторы, электроники, математики и программисты - 6-13 разряда- ми, то учителя и врачи различных специальностей - соответственно 7-14 и 8-15 разрядами. Специалисты культурно-просветительных и архивных уч- реждений (библиотекари, экскурсоводы, архивисты, палеографы, археогра- фы) по тарификации приравнены к общеотраслевым должностям специалистов - таким, как инженеры, экономисты, бухгалтеры с диапазоном разрядов 6-11. Редакционный персонал редакций газет и журналов (корреспонденты, собственные и специальные корреспонденты, обозреватели) протарифициро- ваны на уровне элитных должностей общеотраслевых специалистов (конструкторов, технологов, математиков, электроников, программистов), то есть с 6 по 13 разряд. На этом же уровне установлены разряды оплаты основных должностей специалистов сельского хозяйства - агрономов, зоо- техников, микробиологов, токсикологов, бактериологов и др. Тарификация отраслевых должностей руководителей также соотнесена с тарификацией соответствующих общеотраслевых должностей. Так, на уровне начальников отделов и начальников цехов (общеотраслевые долж- ности), для которых предусмотрены 11-14 разряды, протарифицированы ру- ководители структурных подразделений по основной деятельности в куль- турно-просветительных, архивных учреждениях, театрах, музыкальных и танцевальных коллективах, цирках и концертных организациях. На более высоком уровне установлены разряды оплаты руководителей основных структурных подразделений в науке и высшей школе - с 13 по 16. Тарификация первых лиц - руководителей учреждений, организаций и предприятий отраслей бюджетной сферы, которая предусмотрена в диапазо- не 10-18 разрядов, дифференцирована в зависимости от сложности функции управления по соответствующим должностям руководителей и их социальной ответственности. Так, высший разряд - 18 (при наличии диапазона разря- дов по тем или иным должностям) предусмотрен для художественных руко- водителей театров, цирков, главных редакторов и редакторов газет и журналов, руководителей учреждений и организаций науки, ректоров высших учебных заведений, главных врачей учреждений здравоохранения, руководителей некоторых служб в сельском хозяйстве (государственного ветеринарного надзора, Государственной комиссии по сортоиспытанию сельскохозяйственных культур, Государственной семенной инспекции по карантину растений), гидрометеорологической службы. До 16 разряда пре- дусмотрена тарификация первых лиц культурно-просветительных и архивных учреждений, учреждений народного образования (школ, интернатов, лицеев и т.д.), спортивных сооружений и др. Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 14 октября 1992 года N 785 "О дифференциации в уровнях оплаты труда ра- ботников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки" право уста- навливать разряды оплаты по другим должностям работников, не пре- дусмотренным в перечнях общеотраслевых и отраслевых должностей, дано министерствам и ведомствам Российской Федерации по согласованию с Ми- нистерством труда Российской Федерации. 4.2. Для осуществления на практике тарификации служащих учрежде- ний, организаций и предприятий бюджетной сферы разработаны и соот- ветствующими министерствами (ведомствами) утверждены квалификационные требования в разрезе должностей по всему их кругу - как общеотрасле- вым, так и отраслевым. В действующем до сих пор Квалификационном спра- вочнике должностей руководителей, специалистов и служащих преобразован третий раздел включенных в него квалификационных характеристик - "Ква- лификационные требования". Эти требования в нем даны по разрядам опла- ты, предусмотренным ЕТС. В квалификационных характеристиках технических исполнителей, вы- полняющих наименее сложные работы по сравнению со специалистами и ру- ководителями, основное квалификационное требование - наличие общего среднего образования в сочетание с индивидуальным обучением соот- ветствующей продолжительности, либо в сочетании со специальной подго- товкой по установленной программе. Наличие среднего специального обра- зования установлено только в тех случаях, когда в средних специальных учебных заведениях осуществляется подготовка специалистов соответству- ющего профиля. По сравнению со служащими - техническими исполнителями к специа- листам предъявляются как более высокие требования к их квалификации, так и большее разнообразие этих требований. Это обусловлено повышенной сложностью работ, выполняемых ими, и соответственно большим количест- вом разрядов оплаты. Квалификационные требования по разрядам оплаты специалистов представляют собой, как правило, сочетание двух компонен- тов - образования (от общего до высшего образования соответствующего профиля) и стажа работы не менее определенного количества лет, необхо- димого для занятия соответствующей должности. Применительно к долж- ностям специалистов, большинство из которых является категорируемыми, второй компонент квалификационных требований (стаж работы) выступает в качестве регулятора нарастания требований по квалификационным катего- риям, которые в свою очередь учитываются при установлении разряда оп- латы. Нарастание требований к квалификации по разрядам оплаты можно проследить на примере должности технолога, тарифицируемой согласно ЕТС 6-13 разрядами. (Учитывая межотраслевой характер рекомендаций примеры в этом разделе даются применительно к межотраслевым должностям). Пример. Требования к квалификации по разрядам оплаты технологов. 6-7 разряды (технолог): высшее техническое образование без предъ- явления требований к стажу работы или среднее специальное (техническое) образо- вание и стаж работы в должности техника I категории не менее 3 лет, либо в других должностях, замещаемых специалистами со средним специальным образованием, не ме- нее 5 лет. 8-9 разряды (технолог III категории): высшее техническое образование и стаж ра- боты в должности технолога или в других должностях, замещаемых специалистами с высшим образованием, не менее 3 лет. 9-10 разряды (технолог II категории): высшее техническое образование и стаж ра- боты технолога III категории или в других должностях, замещаемых специалистами с высшим образованием, не менее 3 лет. 10-11 разряды (технолог I категории): высшее техническое образование и стаж ра- боты в должности технолога II категории не менее 3 лет. 12-13 разряды (ведущий технолог): высшее техническое образование и стаж ра- боты в должности технолога I категории не менее 2-3 лет. Для большинства должностей специалистов в квалификационных тре- бованиях предусмотрены двойные разряды в рамках соответствующей квали- фикационной категории, как это показано на приведенном примере. Тари- фикация двойными разрядами обусловлена довольно ощутимыми различиями в сложности должностных обязанностей специалиста той или иной квалифика- ционной категории, их разнообразием, уровнем ответственности и др. При таком подходе к установлению разрядов руководителям учреждений, орга- низаций и предприятий предоставляется возможность оперативно решать вопросы тарификации в конкретных условиях, т.е. учитывать сложность должностных обязанностей конкретных специалистов и в соответствии с нею присваивать работнику по результатам аттестации тот или иной раз- ряд оплаты. 4.3. По сложности выполняемых работ должностная группа руководи- телей учреждений, организаций и предприятий и их структурных подразде- лений весьма неоднородна, о чем свидетельствует широкий диапазон их тарификации, предусмотренный к ЕТС - с 3 по 18 разряды. Требования к квалификации по разрядам оплаты, предъявляемые к ру- ководителям также дифференцированы. Например, для должностей руководи- телей предприятий и их структурных подразделений требования к квалифи- кации колеблются от общего среднего образования и специальной подго- товки без предъявления требований к стажу работы до высшего образова- ния и стажа работы на руководящих должностях в соответствующей профилю предприятия отрасли народного хозяйства не менее 5 лет. Сложность труда ряда должностей руководителей во многом зависит от масштаба руководимого объекта. Исходя из этого, для соответствующих должностей дифференциация требования к квалификации (стажу и образова- нию) сочетается с дифференциацией объектов управления. При этом, как правило, используются такие действующие принципы дифференциации их оп- латы в зависимости от масштаба руководимого объекта (объем производи- мой продукции (услуг), численность работающих и др. специфические для них показатели). В качестве примера приводим требования к квалификации главных специалистов, тарифицируемых согласно ЕТС 13-17 разрядами оплаты. Пример. Требования к квалификации главных специалистов по разрядам опла- ты. Высшее техническое или инженерно-техническое образование и стаж работы по специальности в инженерно-технических и руководящих долж- ностях в соответствующей профилю предприятия отрасли народного хо- зяйства не менее 5 лет. 13 разряд: при выполнении должностных обязанностей главного спе- циалиста (кроме главного инженера) предприятия IV группы. 14 разряд: при выполнении должностных обязанностей главного спе- циалиста предприятия III группы и главного инженера предприятия IV группы. 15 разряд: при выполнении должностных обязанностей главного спе- циалиста предприятия II группы и главного инженера предприятия III группы. 16 разряд: при выполнении должностных обязанностей главного спе- циалиста предприятия I группы и главного инженера предприятия II группы. 17 разряд: при выполнении должностных обязанностей главного ин- женера предприятия I группы. При отнесении к разрядам оплаты ЕТС конкретных должностей руково- дителей, специалистов и других служащих учреждений, организаций и предприятий бюджетной сферы следует руководствоваться квалификационны- ми требованиями по должностям, которые разработаны в соответствии с предложенными принципами. 4.4. Аттестация служащих учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании, проводится с целью установле- ния работников занимаемой должности и определения разряда оплаты труда в соответствии с Единой тарифной сеткой. Она существенно отличается от всех проводившихся ранее аттестаций, поскольку призвана обеспечить действенные меры по улучшению материального положения и усилению сти- мулирующей роли оплаты труда посредством упорядочения соотношений в уровнях заработной платы в зависимости от сложности труда и квалифика- ции работников. Соблюдение предусматриваемых Единой тарифной сеткой соотношений в оплате труда служащих достигается посредством их тарифи- кации, которая осуществляется в процессе аттестации на основе утверж- даемых в установленном порядке тарифно-квалификационных характеристик общеотраслевых должностей служащих, а также разрабатываемых ми- нистерствами и ведомствами характеристик должностей, специфических для отдельных отраслей. 4.5. Аттестация проводится в соответствии с Основными положениями о порядке проведения аттестации служащих учреждений, организаций и предприятий, находящихся на бюджетном финансировании, утвержденными постановлением Минтруда России и Минюста России от 23 октября 1992 г. N 27, а также соответствующими отраслевыми положениями и приказами ми- нистерств и ведомств, определяющими сроки проведения аттестации. Аттестация проводится посредством объективной оценки деятельности работника исходя из конкретных условий и требований, предъявляемых к нему по занимаемой должности. Аттестации подлежат все категории служащих - руководители, специ- алисты и технические исполнители, состоящие в штате учреждения, орга- низации, предприятия, кроме лиц, проходящих аттестацию в комиссиях, специально создаваемых вышестоящими органами по подчиненности. 4.6. Исходя из Основных положений о порядке проведения аттестации служащих для установления разряда оплаты в соответствии с ЕТС, разра- батываются отраслевые положения, где конкретизируются критерии и мето- ды оценки квалификации и профессиональной компетенции работников с учетом специфики трудовых функций, выполняемых работниками по занимае- мой должности. (Рекомендуемые подходы к оценке работника приведены ни- же). 4.7. Подготовка к проведению аттестации организуется администра- цией учреждения, организации, предприятия при активном участии руково- дителей структурных подразделений, профсоюзной организации и включает осуществление следующих мероприятий: - обеспечение подготовки необходимых документов на аттестуемых; - составление графиков проведения аттестации; - составление аттестационных комиссий (состав, количество чле- нов); - организация разъяснительной работы о целях и порядке проведения аттестации. 4.8. На каждого работника, подлежащего аттестации, не позднее чем за две недели до начала ее проведения, его непосредственным руководи- телем должно быть подготовлено представление, содержащее всестороннюю оценку соответствия работника квалификационным требованиям, предъявля- емым по должности и определенному разряду оплаты, его профессиональной компетентности, отношения к работе и качества выполнения должностных обязанностей, а также сведения о результатах работы за прошедший пери- од. Аттестуемый работник должен быть заранее, не менее чем за две не- дели до аттестации, ознакомлен с представленными в аттестационную ко- миссию материалами. Аттестационная комиссия рассматривает представление, заслушивает аттестуемого и руководителя подразделения, в котором он работает. Обсуждение работы аттестуемого должно проходить в обстановке требова- тельности, объективности и доброжелательности, исключающей проявления субъективизма. 4.9. Конкретные сроки, а также график проведения аттестации ут- верждаются руководителем учреждения, организации, предприятия по сог- ласованию с профсоюзным комитетом и доводятся до сведения аттестуемых работников. В графике проведения аттестации указывается наименование подраз- деления, в котором работает аттестуемый, его фамилия, должность, даты проведения аттестации и представления в аттестационную комиссию необ- ходимых документов, а также должность и фамилии работников, от- ветственных за их подготовку. В первую очередь следует аттестовать руководителей подразделений, а затем подчиненных им работников (аттестация членов аттестационной комиссии проводится на общих основаниях). 4.10. Для проведения аттестации должна быть утверждена аттестаци- онная комиссия в составе председателя (как правило, заместителя руко- водителя учреждения, организации, предприятия), секретаря и членов ко- миссии. В аттестационную комиссию включаются руководители подразделе- ний, высококвалифицированные специалисты и представители профсоюзной организации. В необходимых случаях может быть создано несколько ат- тестационных комиссий, обладающих одинаковыми правами. Оценка деятельности работника и рекомендации комиссии должны при- ниматься открытым голосованием в отсутствии аттестуемого. Аттестация и голосование проводятся при участии в заседании не менее двух третей состава аттестационной комиссии. Результаты голосования определяются большинством голосов. При равенстве голосов аттестуемый работник приз- нается соответствующим определенной должности и разряду оплаты. Ре- зультаты аттестации необходимо сообщить работнику сразу же после го- лосования. В случае аттестации работника, являющегося членом аттестационной комиссии, аттестуемой в голосовании не должен участвовать. 4.11. Результаты аттестации (оценка и рекомендации) заносятся в аттестационный лист, который должен составляться в одном экземпляре и подписываться председателем, секретарем и членами аттестационной ко- миссии, принявшими участие в голосовании. Аттестационный лист, форма которого приведена ниже, и представле- ние на работника, прошедшего аттестацию, следует хранить в его личном деле. Пример. АТТЕСТАЦИОННЫЙ ЛИСТ 1. Фамилия, имя, отчество _______________________________________ ______________________________________________________________________ 2. Год рождения _________________________________________________ 3. Сведения об образовании и повышения квалификации ______________________________________________________________________ (что окончил и когда, специальность и квалификация по образованию, ______________________________________________________________________ ученая степень, ученое звание) 4. Занимаемая должность на момент аттестации и дата назначения (избрания, утверждения) на эту должность _____________________________ ______________________________________________________________________ 5. Общий трудовой стаж __________________________________________ 6. Вопросы к аттестуемому и ответы на них _______________________ ______________________________________________________________________ ______________________________________________________________________ 7. Замечания и предложения, высказанные членами аттестационной комиссии _____________________________________________________________ 8. Оценка деятельности работника по результатам голосования: - соответствие должности ________________________________________ - отнесение к разряду оплаты ____________________________________ Количество голосов: за ________________ против __________________ 9. Рекомендации аттестационной комиссии (с указанием мотивов, по которым они даются) __________________________________________________ ______________________________________________________________________ 10. Примечания __________________________________________________ Председатель аттестационной комиссии /подпись/ Секретарь аттестационной комиссии /подпись/ Члены аттестационной комиссии /подписи/ Дата аттестации " " ___________________________ 19 г. С аттестационным листом ознакомился _____________________________ (подпись аттестованного и дата) По результатам проведенной аттестации комиссия должна принять ре- шение о соответствии работника определенной должности и об отнесении его к тому или иному разряду оплаты труда. Руководителю учреждения, организации , предприятия необходимо рассмотреть результаты аттестации с целью проверки соответствия поряд- ка ее проведения утвержденному Положению, контроля за обоснованностью принятых рекомендаций и в месячный срок издать приказ об утверждении итогов аттестации. При несогласии руководителя с решением аттестацион- ной комиссии он имеет право направить работника на повторную аттеста- цию, результаты которой являются окончательными. 4.12. При проведении аттестации для определения разряда оплаты не следует одновременно рассматривать вопросы, связанные с установлением работнику надбавок, доплат и других выплат стимулирующего характера. 4.13. Результаты аттестации после их утверждения приказом руково- дителя вносятся в трудовую книжку работника с указанием разряда оплаты по Единой тарифной сетке, но без указания размера оплаты (ставки, ок- лада), поскольку он может меняться в связи с изменением минимальной ставки (оклада) первого разряда. Установленный служащему разряд оплаты в данном учреждении, орга- низации и на предприятии не означает, что при переходе или переводе работника на другую работу этот разряд оплаты ему должен быть обяза- тельно сохранен. Трудовые споры, связанные с аттестацией, рассматрива- ются в соответствии с действующим законодательством. 4.14. В положениях об аттестации, разрабатываемых в отраслях, кроме показателей, общих для всех категорий работников - уровня обра- зования, стажа работы в данной или аналогичной должности, а также дру- гих, позволяющих приобрести знания и навыки, необходимые для выполне- ния работ, предусмотренных по занимаемой должности, - для каждой про- фессионально-квалификационной группы служащих должны быть определены конкретные показатели оценки. Показатели оценки профессионализма и деловых качеств работников при определении их соответствия тому или иному разряду оплаты, уста- новленному для данной должности Единой тарифной сеткой, целесообразно предусматривать дифференцированно и применительно к отдельным катего- риям служащих (технические исполнители, специалисты, руководители), а также видам деятельности, специфическим для различных отраслей, обусловленным особенностями их учреждений, организаций, предприятий. Например, для технических исполнителей это такие показатели, как своевременность, оперативность и качество выполнения работ входящих в должностные обязанности, умение профессионально работать с первичными и нормативными документами и т.п. Для специалистов такими показателями являются: степень самостоя- тельности выполнения должностных обязанностей, качество и результатив- ность их осуществления, ответственность за порученное дело, способ- ность адаптироваться к новой ситуации и применять новые подходы к ре- шению возникающих проблем и т.п. Для оценки руководителей учреждения, организации, предприятия и их подразделений необходимо предусмотреть следующие показатели: умение организовать труд подчиненных, обеспечить эффективное руководство их работой; стиль общения с подчиненными; реально осуществляемый масштаб руководства и т.п. В качестве специфических отраслевых показателей оценки могут быть рекомендованы и применены: для преподавателей общеобразовательной школы: - овладение новыми методологическими принципами и положениями преподаваемого предмета; педагогическое мастерство; отношение учащихся и коллег к методу преподавания предмета; интерес и успеваемость уча- щихся; применение современных методов ведения урока и т.п.; для медицинского персонала: - овладение новейшими методами диагностики и лечения; мнение па- циентов о работе врача или работника среднего медицинского персонала; заболеваемость на обслуживаемом участке (для участковых врачей) и т.п.; для работников культурно-просветительных учреждений: - посещаемость данных учреждений населением обслуживаемого райо- на, оценка работы кружков, библиотек, клубов посетителями и т.д. 4.15. По каждому показателю, применяемому для оценки квалификации и профессиональной компетенции работника, в отраслевых положениях не- обходимо предусмотреть конкретные критерии, позволяющие характеризо- вать соответствие работника предъявляемым требованиям, с тем чтобы ат- тестационные комиссии имели возможность на основе материалов, представляемых на каждого аттестуемого, из непосредственного зна- комства с проходящим аттестацию (в процессе собеседования с применени- ем оценочных тестов, его ответов на вопросы и т.п.) дать объективную оценку его деятельности и высказать суждение об установлении работнику того или иного разряда оплаты. Для руководителей учреждений, организаций и предприятий при уста- новлении разрядов их оплаты наряду с показателями квалификации и про- фессиональной компетенции дополнительно учитываются также показатели, характеризующие масштаб и сложность руководства возглавляемыми объек- тами. V. Тарификация и присвоение разрядов рабочим при введении Единой тарифной сетки 5.1. Тарификация рабочих в пределах 8-разрядного диапазона, отве- дено этой категории работников в ЕТС, должна осуществляться в соот- ветствии с требованиями ЕТКС работ и профессий рабочих, который сохра- няет роль нормативного документа в вопросах тарификации труда как для бюджетного, так и предпринимательского секторов экономики. ПРи этом следует иметь в виду, что согласно ЕТКС подавляющее число профессий рабочих тарифицируется в настоящее время не выше 6 разряда и лишь для небольшого числа профессий (около 60 наименований) высшими разрядами тарификации являются 7 и 8. В последнее время в ходе совершенствова- ния ЕТКС, уточнения его выпусков и разделов по производствам и видам работ Центральным бюро нормативов по труду при Всероссийском центре производительности Минтруда России (ЦБНТ) совместно с Институтом труда Минтруда России в дополнение к предусмотренным в ЕТКС профессиям рабо- чих этот перечень расширен. Сейчас он содержит 93 наименования про- фессий, по которым разработаны тарифно-квалификационные характеристи- ки. Все вопросы, возникающие в части тарификации рабочих 708 разряда- ми, которые не предусмотрены в ЕТКС, следует разрешать с ЦБНТ. 5.2. Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 14 октября 1992 года N 785 высококвалифицированным рабочим, занятым на важных и ответственных работах и на особо важных и особо ответственных работах, могут устанавливаться тарифные ставки и оклады исходя из 9-12 разрядов ЕТС по перечням, утвержденным министерствами и ведомствами Российской Федерации и МИнистерством труда Российской Федерации. Эту норму постановления Правительства Российской Федерации от 14 октября 1992 года N 785 "О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки" следует трактовать не как возможность тарификации соответствующих профессий рабочих 9-12 разрядами, а только как возможность их оплаты по ставкам этих разря- дов, причем оплаты, не обязательно носящей постоянный характер. Воз- можно как постоянное, так и временное использование для оплаты труда рабочих ставок 9-12 разрядов, но только в тех случаях, когда сложность выполняемых ими работ превышает сложность работ, отнесенных Единым та- рифно-квалификационным справочником к 6-8 разрядам и если этот разряд является высшим для данной профессии. Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 октября 1992 года N 785 предусмотрено, что перечни важных и ответственных ра- бот, выполняемых высококвалифицированными рабочими, которыми могут устанавливаться месячные ставки и оклады исходя из 9 и 10 разрядов ЕТС, утверждаются министерствами и ведомствами в установленном поряд- ке, а перечень особо важных и особо ответственных работ, выполняемых высококвалифицированными рабочими, которым могут устанавливаться став- ки оплаты исходя из 11 и 12 разрядов ЕТС, утверждается Министерством труда Российской Федерации. Названные перечни наряду с ЕТКС и дополнениями к нему в части та- рификации рабочих 7-8 разрядами рассматривать как нормативные докумен- ты, которыми необходимо руководствоваться при отнесении рабочих учреж- дений, организаций и предприятий, финансируемых из бюджетных источни- ков, к разрядам оплаты ЕТС. 5.3. Для рабочих введение ЕТС, как правило, не требует перетари- фикации, поскольку ЕТКС остался в основном без изменения (за исключе- нием случаев, указанных в п. 5.1.). Им просто устанавливается новый размер оплаты согласно уже присвоенному разряду. Вопрос о перетарифи- кации может быть поставлен только в том случае, если при переходе на новые условия оплаты в целях совершенствования организации деятель- ности соответствующего подразделения учреждения, организации, предпри- ятия было произведено перераспределение объема работ, предъявляющее к работнику новые квалификационные требования. В этом случае, однако, перетарификация работника должна быть произведена в соответствии с требованиями ЕТКС, т.е. рабочий должен сдать экзамены, подтверждающий его реальные квалификационные возможности. Если в учреждении, органи- зации и на предприятии нет возможности создать достаточно компетентную квалификационную комиссию, то следует обратиться за помощью в вышесто- ящую организацию или в организацию, где такие возможности есть. VI. Совершенствование практики применения доплат, надбавок и поощрений работников при введении Единой тарифной сетки 6.1. Главное направление совершенствования практики применения доплат, надбавок и поощрений работников учреждений, организаций и предприятий бюджетной сферы - это их ориентация на учет индивидуальных качеств работника, обеспечивающих высокую личную результативность его работы. ПРи этом, разумеется, должны быть сохранены те виды доплат и надбавок, которые связаны с различиями в интенсивности труда и загруз- ке работников при равном должностном наименовании (например, доплаты за классное руководство в школе, за ведение делопроизводства и бухгал- терского учета, когда это не входит в основную работу). Должны быть во всех случаях сохранены надбавки к заработной плате, выплачиваемые за вредные, тяжелые и опасные условия труда. 6.2. В условиях напряженности с бюджетными средствами возможны определенные колебания размеров выделяемых учреждению, организации и предприятию ассигнований на их деятельность. Поэтому целесообразно все виды стимулирующих доплат, надбавок и поощрений устанавливать на опре- деленный срок (3-6 месяцев). Такой подход к тому же целесообразен с позиций постоянного поддержания у работника стремления не только сох- ранять достигнутые результаты, но и повышать их. Размеры доплат, над- бавок и поощрений должны быть увязаны с величиной средств по фонду за- работной платы и степенью превышения личных результатов по сравнению с теми, которые характерны для большинства работников. 6.3. Введение надбавок за высокую результативность работы необхо- димо сопровождать установлением показателей, с помощью которых эта ре- зультативность должна быть изменена. Среди этих показателей могут быть, например, степень повышения нормируемого объема работ, успешное выполнение наиболее сложных работ (заданий), высокое качество выполня- емой работы, систематическое досрочное выполнение работы с проявлением определенного риска и инициативы, определенный выход за рамки долж- ностных обязанностей и т.п. 6.4. У рабочих учреждений, организаций и предприятий бюджетной сферы могут быть достаточно широко применяться надбавки за профессио- нальное мастерство. Их целесообразно выплачивать работникам, обладаю- щим высокими деловыми качествами, владеющими передовыми приемами и ме- тодами труда, имеющим высокий уровень профессиональной подготовки и устойчиво высокую производительность. Конкретные показатели высокого профессионального мастерства разрабатываются непосредственно в учреж- дении, организации и на предприятии. Одним из наиболее типичных пока- зателей профессионального мастерства работника бюджетного учреждения, организации, предприятия (особенно небольших) может быть овладение профессиональными навыками нескольких профессий и специальностей (нап- ример, плотник, столяр, электромонтер, сантехник). |