ПОРЯДОК ПРИМЕНЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ САНКЦИЙ ЗА НАРУШЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЦЕН ПИСЬМО КОМИТЕТ РФ ПО ПОЛИТИКЕ ЦЕН 1 декабря 1992 г. N 01-17/030-23 МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ 1 декабря 1992 г. N 112 ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА РФ 1 декабря 1992 г. N ВЗ-6-05/410 (ЭЖ 93-2) 1. Общие положения 1.1. Порядок применения экономических санкций за нарушение государственной дисциплины цен вводится в действие во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 3 декабря 1991 г. N 297 "О мерах по либерализации цен", постановлений Правительства Российской Федерации от 19 декабря 1991 г. N 55 "О мерах по либерализации цен" и от 11 августа 1992 г. N 576 "О государственном регулировании цен и тарифов на продукцию и услуги предприятий-монополистов в 1992-1993 годах". 1.2. Порядок распространяется на все хозяйствующие субъекты, расположенные на территории Российской Федерации, включая предприятия с иностранными инвестициями, осуществляющие производственную, торговую и иную коммерческую деятельность *. * В дальнейшем именуются "предприятия". 1.3. Государственная дисциплина цен предусматривает соблюдение предприятиями, органами управления республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга и других административно-территориальных образований Российской Федерации, министерствами и ведомствами Российской Федерации, другими органами управления (концернами, ассоциациями и т.п.) действующего законодательства и других нормативных документов по ценообразованию и контролю за ценами. 1.4. К нарушениям государственной дисциплины цен, в частности, относятся: завышение государственных регулируемых цен (тарифов) на продукцию, товары, услуги (фиксированных цен (тарифов), предельных цен (тарифов), предельных коэффициентов изменения цен (тарифов), предельных уровней рентабельности и др.); завышение оптовых (отпускных) цен, зарегистрированных при декларировании в органах ценообразования; завышение или занижение цен на продукцию, поставляемую предприятиями по межправительственным соглашениям со странами СНГ и другими государствами; завышение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам), начисление непредусмотренных надбавок (наценок), непредоставление или предоставление покупателю в уменьшенном размере установленных скидок; включение в стоимость услуг фактически не выполненных работ или выполненных не в полном объеме, учтенном в стоимости этих услуг, а также применение цен, согласованных на комплектную продукцию при поставке некомплектной продукции; применение регулируемых цен, наценок, тарифов предприятиями общественного питания, коммунального хозяйства и бытового обслуживания населения, уровень обслуживания которых не соответствует характеристикам, предусмотренным при установлении этих цен и тарифов; завышение цен на продукцию, по которой из-за конструктивных или технологических недостатков не достигнуты потребительские свойства, принятые при согласовании их уровня (при наличии заключения органов стандартизации); нарушение предприятиями-монополистами порядка декларирования свободных цен и тарифов; неперечисление в бюджет сумм, полученных за счет превышения предельного уровня рентабельности и несвоевременное снижение цен (тарифов, надбавок) на продукцию (товары, услуги) предприятиями-монополистами (по продукции, включенной в Реестр предприятий-монополистов), а также другими предприятиями, на продукцию (товары, услуги) которых установлены предельные уровни рентабельности; применение незарегистрированных в Комитете Российской Федерации по политике цен оптовых цен на важнейшие виды вооружения, военной техники и основные комплектующие изделия; применение свободных оптовых (отпускных) цен, тарифов, наценок и надбавок, не согласованных с потребителями в установленном порядке. 1.5. Экономические санкции применяются к предприятиям, допустившим при реализации продукции, товаров, услуг нарушения государственной дисциплины цен и получившим в результате этого излишние суммы, которые в бесспорном порядке изымаются из прибыли в доход бюджета. В таком же размере с предприятия дополнительно взыскивается штраф. 1.6. Суммы, подлежащие изъятию, изымаются за весь период нарушения. Изъятие указанных сумм и взыскание штрафа производится из прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей, независимо от финансового состояния предприятия и взаимоотношений с бюджетом. 1.7. Применение экономических санкций к предприятию не освобождает от персональной ответственности должностных лиц, виновных в нарушении государственной дисциплины цен. 1.8. Контроль за соблюдением государственной дисциплины цен во всех отраслях народного хозяйства Российской Федерации осуществляется Государственной инспекцией по контролю за ценами Комитета Российской Федерации по политике цен и органами ценообразования и контроля за ценами республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Кроме того, на предприятиях торговли и общественного питания контроль за соблюдением дисциплины цен осуществляется органами государственной инспекции по торговле и качеству товаров в установленном порядке. 2. Порядок исчисления сумм, полученных в результате нарушения государственной дисциплины цен 2.1. Суммы, полученные в результате нарушения предприятием государственной дисциплины цен, подлежащие изъятию в доход бюджета **, определяются как разница между фактической выручкой от реализации продукции (работ, услуг) по завышенным ценам и тарифам (с учетом доплат, скидок к ним и т.п.) и стоимостью этой же продукции (работ, услуг) по ценам и тарифам (с учетом доплат, скидок к ним и т.п.), сформированным в соответствии с действующим законодательством и нормативными документами. ** В дальнейшем "суммы, подлежащие изъятию". 2.2. Для предприятий торговли, общественного питания, снабженческо-сбытовых, посреднических и других организаций формирующих и применяющих цены реализации на продукцию (товары) добавлением к отпускным ценам (ценам закупки) торговых, оптовых, снабженческо-сбытовых и других надбавок, суммы, подлежащие изъятию, определяются: а) в случаях применения завышенных надбавок - как разница между фактической суммой надбавки, полученной от реализации продукции (товаров) и суммой надбавки, определенной в соответствии с действующими нормативными документами; б) в случаях применений установленных надбавок к ценам, определенным с нарушением действующего порядка ценообразования, как разница между суммой надбавки, рассчитанной на весь объем реализованной продукции по завышенным ценам, и суммой надбавки на тот же объем реализованной продукции, рассчитанный по ценам, определенным в соответствии с действующими нормативными документами. 2.3. Для предприятий-монополистов, а также для других предприятий, на продукцию которых установлены предельные уровни рентабельности, изъятию подлежат суммы, полученные за счет превышения предельного уровня рентабельности в целом по группам (видам) продукции (товаров, услуг) и не внесенные предприятиями в бюджет самостоятельно. 2.4. В случаях реализации предприятиями-монополистами продукции по ценам, повышение которых подлежит декларированию, но не представленным на регистрацию в органы ценообразования, изъятию подлежит сумма, определяемая как разница между ценами, применяемыми на момент проверки и действовавшим до их повышения. 2.5. В случаях применения завышенных фиксированных и регулируемых цен за счет преднамеренного завышения затрат в калькуляции себестоимости при согласовании цен с целью получения необоснованной прибыли цены подлежат отмене и пересмотру, а суммы, изымаемые в бюджет, определяются в соответствии с пунктом 2.1. 2.6. При исчислении суммы, подлежащей изъятию в бюджет у предприятий, допустивших нарушения порядка установления и применения цен на продукцию, товары (работы, услуги), что повлекло за собой завышение налогов и других платежей, излишне внесенная сумма налогов и других платежей возврату из бюджета не подлежит и не засчитывается в уменьшение суммы, изымаемой у предприятия. 3. Порядок применения экономических санкций 3.1. Органы ценообразования и контроля за ценами на основе проведенных ими проверок принимают решения о взыскании в доход бюджета сумм, полученных предприятиями в результате нарушения государственной дисциплины цен, и взимания штрафа. Решение направляется соответствующей государственной налоговой инспекции (зарегистрировавшей предприятие как налогоплательщика) для его исполнения и в копии предприятию, к которому применяются экономические санкции. (По форме Приложения 1). 3.2. Перечисление предприятиями (в том числе самостоятельно) сумм, полученных в результате нарушения государственной дисциплины цен, производится в следующем порядке: 50% - в республиканский бюджет Российской Федерации; 50% - в республиканские бюджеты республик в составе Российской Федерации, бюджеты краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга, бюджеты других административно-территориальных образований. Зачисление этих сумм производится на раздел 12 $40 "Прочие поступления" Классификации доходов и расходов бюджетов. Суммы штрафов за нарушение государственной дисциплины цен зачисляются во внебюджетные фонды местных Советов народных депутатов по местонахождению предприятий. 3.3. Органы государственной налоговой службы в соответствии с действующим порядком: при получении решения органов ценообразования и контроля за ценами о применении экономических санкций за нарушение дисциплины цен производят в пятидневный срок взыскание этих сумм в доход соответствующего бюджета; ведут учет подлежащих изъятию (перечислению) и фактически поступивших сумм в результате нарушения дисциплины цен и соответствующих штрафов на карточках лицевых счетов по форме N 9; сообщают в недельный срок органам, принявшим решение об изъятии средств в бюджет, о времени и сумме произведенного взыскания; сообщают органам ценообразования и контроля за ценами о всех случаях нарушений предприятиями дисциплины цен, выявленных налоговыми органами при проверках, для принятия соответствующих решений. 3.4. Предприятие, самостоятельно выявившее допущенное нарушение государственной дисциплины цен и получившее в результате этого излишние суммы, вносит их в бюджет за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей без уплаты штрафа с одновременным снижением цены. 3.5. Жалобы на решения о применении экономических санкций за нарушения дисциплины цен, принятые органами ценообразования и контроля за ценами, могут быть направлены руководителю вышестоящего органа ценообразования и контроля за ценами не позднее месячного срока со дня получения решения. Подача жалобы не приостанавливает исполнение решения на время ее рассмотрения. Кроме того, решения о применении экономических санкций за нарушения государственной дисциплины цен могут быть обжалованы в порядке, установленном законодательством. 3.6. Возврат неправильно взысканных в бюджет сумм за нарушения дисциплины цен производится органами государственной налоговой службы на основании решений органов ценообразования и контроля за ценами, суда или арбитражного суда. 3.7. При рассмотрении по жалобам предприятий в арбитражном суде споров по решениям о применении экономических санкций за нарушение дисциплины цен в качестве ответчиков выступают органы ценообразования и контроля за ценами, принявшие соответствующее решение. * * * Данный порядок вводится в действие с 1 января 1993 года. С введением в действие настоящего Порядка считать утратившим силу Порядок применения экономических санкций за нарушение государственной дисциплины цен, утвержденный приказом Министерства экономики и финансов Российской Федерации от 13 февраля 1992 г. N 23. Председатель Комитета Российской Федерации по политике цен Л.И.Розенова Заместитель министра финансов Российской Федерации А.А. Краснопивцев Заместитель руководителя Государственной налоговой службы Российской Федерации В.А.Зверховский |