ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О МИНИСТЕРСТВЕ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Постановление. Правительство РФ. 06.01.93 19

               ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О МИНИСТЕРСТВЕ
                 ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                           ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ

                          6 января 1993 года

                                 N 19

                              (САП 93-3)


     В соответствии с Указом Президента  Российской  Федерации  от  30
сентября 1992  г.  N  1147  "О системе центральных органов федеральной
исполнительной власти" Правительство Российской Федерации  постановля-
ет:

     1. Утвердить прилагаемое Положение о Министерстве путей сообщения
Российской Федерации.
     2. Признать  утратившим  силу пункт 1 постановления Правительства
Российской Федерации от 31 марта 1992 г. N 203 "Об утверждении Положе-
ния о Министерстве путей сообщения Российской Федерации".

                                                        В. ЧЕРНОМЫРДИН

     Москва
     6 января 1993 года
     N 19

                                                   УТВЕРЖДЕНО

                                          постановлением Правительства
                                              Российской Федерации
                                              от 6 января  1993 г.
                                                       N 19


                              ПОЛОЖЕНИЕ

         о Министерстве путей сообщения Российской Федерации

                      РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     1. Министерство  путей  сообщения  Российской  Федерации является
центральным органом федеральной исполнительной власти,  осуществляющим
руководство железнодорожным  транспортом Российской Федерации (далее -
железнодорожный транспорт),  а также  обеспечивает  в  соответствии  с
действующим законодательством  хозяйственное  регулирование  в области
перевозочного процесса на железнодорожном транспорте.
     Министерство путей сообщения Российской Федерации выполняет функ-
ции и несет ответственность за решение задач,  возложенных действующим
законодательством и настоящим Положением.
     2. Министерство путей сообщения Российской Федерации в своей дея-
тельности руководствуется законами Российской Федерации, другими акта-
ми, принятыми Съездом народных депутатов Российской Федерации, Верхов-
ным Советом Российской Федерации,  указами и распоряжениями Президента
Российской Федерации,  постановлениями и распоряжениями  Правительства
Российской Федерации, а также настоящим Положением.
     3. В систему Министерства путей  сообщения  Российской  Федерации
входят: железные дороги, отделения железной дороги, их линейные предп-
риятия, промышленные, строительные, торговые и снабженческие предприя-
тия, учреждения  народного  образования,  здравоохранения,  культуры и
спорта, научно-исследовательские,  проектно-конструкторские,   проект-
но-изыскательские, другие организации, предприятия и учреждения (далее
- предприятия), обеспечивающие деятельность и развитие железнодорожно-
го транспорта.
     При Министерстве путей сообщения Российской  Федерации  действует
как государственное  учреждение Федеральное управления железнодорожных
войск. Положение о железнодорожных войсках  Российской  Федерации  ут-
верждается Правительством Российской Федерации.
     Разделение полномочий   между   Министерством   путей   сообщения
Российской Федерации   и   органами  исполнительной  власти  субъектов
Российской Федерации в области железнодорожного  транспорта  определя-
ется законодательными актами Российской Федерации.
     Министерство путей сообщения  Российской  Федерации  координирует
свою деятельность  в  вопросах,  затрагивающих  интересы  других видов
транспорта, с Министерством транспорта Российской Федерации.
     Руководство железными  дорогами,  объединениями,  предприятиями и
организациями железнодорожного транспорта в области перевозочного про-
цесса является  исключительной компетенцией Министерства путей сообще-
ния Российской Федерации.
     4. Министерство  путей  сообщения  Российской  Федерации является
юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный, валютный и
иные счета в учреждениях банков, печать с изображением Государственно-
го герба Российской Федерации и со своим наименованием.
                                                       
                 РАЗДЕЛ II. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ
     
     5. Основными задачами Министерства путей сообщения Российской Фе-
дерации являются:
     обеспечение устойчивой  и  безопасной   работы   железнодорожного
транспорта с целью своевременного и полного удовлетворения потребности
в перевозках железнодорожным  транспортом,  в  том  числе  во  взаимо-
действии с другими видами транспорта, при высоком уровне обслуживания,
оптимальных сроках доставки и обеспечении сохранности грузов;
     создание совместно  с  железными  дорогами  многопрофильной сферы
услуг, предоставляемых предприятиями железнодорожного транспорта, фор-
мирование банка  данных об этих услугах и доведение их до потребителей
с целью обеспечения конкурентоспособности железнодорожного  транспорта
на рынке транспортных услуг;
     участие в разработке проектов законодательных и  нормативных  ак-
тов, стандартов и норм, определяющих порядок функционирования железно-
дорожного транспорта, а также экономического и правового механизма ре-
ализации этих актов;
     разработка предложений по проведению на железнодорожном транспор-
те научно-технической и инвестиционной политики, согласование ее с же-
лезными дорогами,  организация разработки и внедрения новой техники  и
технологии, комплексного развития железнодорожного транспорта;
     разработка по согласованию с железными дорогами принципов  эконо-
мических взаимоотношений железных дорог, других предприятий железнодо-
рожного транспорта и хозяйственного механизма их деятельности.
     6. Министерство путей сообщения Российской Федерации обеспечивает
выполнение следующих основных функций:
     
                   в области организации управления
                        перевозочным процессом
     
     организация оперативного управления перевозочным процессом;
     организация разработки и утверждение графика движения по сети же-
лезных дорог, плана формирования поездов;
     разработка месячных нормативов использования грузовых  вагонов  и
контейнеров, анализ их исполнения и корректировка, контроль за исполь-
зованием грузовых вагонов и контейнеров;
     координация эксплуатационной  работы  железных дорог в целях пре-
дупреждения затруднений с пропуском поездов;
     разработка и  утверждение единых нормативных документов по техни-
ческой эксплуатации железных дорог и условиям перевозок;
     регулирование погрузки  и организации движения поездов в условиях
чрезвычайных ситуаций;
     разработка единых принципов организации диспетчерской службы, ав-
томатизации процессов управления перевозками,  общего  информационного
обеспечения эксплуатационной работы;
     
                    в области экономики и финансов
     
     организация маркетинговых исследований в области перевозки грузов
и пассажиров железнодорожным транспортом,  разработка совместно с  же-
лезными дорогами предложений по годовым и перспективным прогнозам раз-
вития железнодорожного транспорта, схемам развития и размещения объек-
тов железнодорожного транспорта на перспективу,  комплексным мероприя-
тиям по увеличению пропускной и провозной  способности  сети  железных
дорог;
     разработка проектов  федеральных  и  межгосударственных  программ
развития железнодорожного транспорта;
     определение потребности железнодорожного транспорта в объемах ре-
монта и  модернизации  подвижного состава и контейнеров,  производстве
запасных частей и другой важнейшей продукции, необходимой для нужд же-
лезнодорожного транспорта,  и организация размещения их на предприяти-
ях;
     определение совместно с железными дорогами потребности железнодо-
рожного транспорта в подвижном составе,  контейнерах и средствах на их
приобретение, а  также объемов капитальных вложений и строительно-мон-
тажных работ по стройкам,  финансируемым за счет бюджетных  ассигнова-
ний, выполнение функций заказчика по этим стройкам, организация приро-
доохранной работы на железнодорожном транспорте;
     организация разработки и экспертиза проектов на строительство но-
вых, расширение,  реконструкцию и техническое перевооружение действую-
щих предприятий и объектов железнодорожного транспорта, сооружаемых за
счет бюджетных средств и инвестиционного фонда Министерства, координа-
ция деятельности  подрядных  строительных  организаций  и  предприятий
строительной индустрии;
     организация финансово-экономической   работы  на  железнодорожном
транспорте, учет и распределение между железными дорогами  доходов  от
перевозок;
     формирование по  согласованию  с  железными  дорогами  и  другими
предприятиями железнодорожного  транспорта  централизованных  фондов и
резервов для финансирования капитальных вложений, научных исследований
и выполнения других работ, имеющих общеотраслевое значение;
     осуществление по поручению железных  дорог  взаиморасчетов  между
ними и  другими  предприятиями и пользователями услуг железнодорожного
транспорта;
     проведение тарифной политики в области перевозок грузов, пассажи-
ров, почты и багажа в соответствии с порядком, установленном действую-
щим законодательством;
     производство расчетов с иностранными железными дорогами,  органи-
зация бухгалтерского и статистического учета и отчетности, осуществле-
ние в установленном  порядке  контрольно-ревизионной  деятельности  на
предприятиях, в  организациях  и  учреждениях,  входящих в систему Ми-
нистерства;
     
                    в области технической политики
     
     определение совместно с предприятиями железнодорожного транспорта
приоритетных направлений  научно-технического  прогресса на железнодо-
рожном транспорте,  координация   технической   политики   в   области
транспортно-дорожного комплекса  с Министерством транспорта Российской
Федерации, организация  выполнения  научно-исследовательских  и  опыт-
но-конструкторских работ по созданию и использованию принципиально но-
вых технических средств,  технологий и материалов,  осуществление  фи-
нансирования этих работ;
     проведение единой технической политики в области содержания,  ре-
монта и модернизации технических средств железнодорожного транспорта;
     определение структуры и типоразмерного ряда подвижного состава  и
других технических средств, сертификация образцов новой техники и под-
готовка предложений по постановке продукции на серийное производство;
     разработка общеотраслевых нормативно-технических документов, рег-
ламентирующих эксплуатацию,  содержание и ремонт технических  средств,
направленных на  обеспечение  безопасности  движения  поездов и охраны
труда;
     организация работы в области стандартизации,  метрологии и унифи-
кации продукции, научно-технической информации и распространения пере-
дового опыта, методическое руководство изобретательской и патентно-ли-
цензионной деятельностью;
     
             в области материально-технического снабжения
     
     определение потребности железнодорожного транспорта в  материаль-
но-технических и топливно-энергетических ресурсах по продукции,  зака-
зываемой предприятиями железнодорожного транспорта,  в том  числе  для
поставки в составе продукции для государственных нужд,  обеспечения их
продукцией по централизованно регулируемой номенклатуре;
     координация деятельности  предприятий  системы материально-техни-
ческого снабжения железнодорожного транспорта и организация работы  по
заключению договоров и поставкам ресурсов;
     обеспечение поставок железнодорожному транспорту материалов, обо-
рудования и запасных частей, приобретаемых по импорту;
     создание резервов основных видов материально-технических ресурсов
для ликвидации последствий стихийных бедствий, непредвиденных работ;
     организация работы по ресурсосбережению;
     
              в области внешнеэкономической деятельности
     
     представление интересов  железнодорожного  транспорта  Российской
Федерации от  имени Правительства Российской Федерации в международных
организациях, разработка и заключение в установленном порядке с иност-
ранными железными дорогами (ведомствами), организациями и фирмами сог-
лашений или договоров по вопросам перевозок грузов и пассажиров,  раз-
вития международных транспортных связей.  Министерство путей сообщения
Российской Федерации при  осуществлении  внешнеэкономической  деятель-
ности представляет российские железные дороги (РЖД).  Для решения воп-
росов, связанных с перевозками пассажиров и внешнеторговых грузов, Ми-
нистерство может иметь на иностранных железных дорогах свои представи-
тельства или уполномоченных представителей;
     заключение с соответствующими органами управления железнодорожным
транспортом других государств соглашений по вопросам  функционирования
железнодорожного транспорта;
     содействие предприятиям железнодорожного транспорта в организации
работы по  развитию их внешнеэкономической деятельности,  установлении
ими прямых производственных и научно-технических связей с  зарубежными
предприятиями и фирмами;
     оформление в установленном порядке паспортно-визовой документации
для выезда за рубеж работников железнодорожного транспорта;
     
            в области кадров, труда и социальных вопросов
     
     организация системы  профессионального  и экономического обучения
кадров исходя из потребности предприятий, организаций и учреждений же-
лезнодорожного транспорта,  обеспечение  содержания и развития матери-
альной базы этой системы;
     управление подготовкой  специалистов в высших и средних специаль-
ных учебных заведениях, подготовкой, переподготовкой и повышением ква-
лификации кадров  массовых  профессий в учебных заведениях и на произ-
водство, осуществление общего руководства общеобразовательными  школа-
ми, дошкольными   и   внешкольными   учреждениями  на  железнодорожном
транспорте;
     проведение на железнодорожном транспорте эффективной кадровой по-
литики, контроль за квалификационным составом и профессиональным уров-
нем руководящих  работников предприятий и организаций железнодорожного
транспорта;
     разработка рекомендаций  по  формам  организации и стимулирования
труда, совершенствованию его нормирования и условий оплаты,  организа-
ции рабочего  времени  и  времени  отдыха  работников железнодорожного
транспорта;
     установление в  соответствии с действующим законодательством осо-
бых условий труда,  режима рабочего времени и времени отдыха отдельных
категорий работников железнодорожного транспорта, непосредственно свя-
занных с движением поездов;
     осуществление в пределах своей компетенции мер по обеспечению со-
циальной защищенности работников железнодорожного транспорта.
     7. Министерство путей сообщения Российской Федерации наряду с вы-
полнением перечисленных функций:
     осуществляет контроль  за  выполнением требований Устава железных
дорог, состоянием безопасности движения поездов,  сохранностью перево-
зимых грузов,  а также объектов железнодорожного транспорта,  проводит
анализ причин нарушений правил безопасности движения и осуществляет  с
участием железных дорог меры по предупреждению крушений, аварий и эко-
логических бедствий, устанавливает правила нахождения в зонах повышен-
ной опасности и проведения в них работ;
     разрабатывает совместно с Министерством транспорта Российской Фе-
дерации предложения  по  развитию перевозок в прямом смешанном сообще-
нии, а также взаимодействию в работе с другими видами транспорта;
     устанавливает порядок  выпуска  и курсирования по железнодорожным
путям общего пользования подвижного состава предприятий и организаций,
независимо от их подведомственности и форм собственности;
     утверждает отраслевые стандарты и технические условия на  продук-
цию, производимую  предприятиями  и организациями отрасли для нужд же-
лезнодорожного транспорта;
     организует в установленном порядке на предприятиях промышленности
приемку (техническую инспекцию) железнодорожной техники и другой  про-
дукции, поставляемой для железнодорожного транспорта;
     определяет в соответствии с законодательством Российской  Федера-
ции о  земле порядок использования земель в пределах полосы отвода же-
лезных дорог,  строительства на них зданий и сооружений, согласовывает
соответствующие строительные  нормы и правила,  определяет условия пе-
ресечения железнодорожных путей трубопроводами,  линиями связи, элект-
ропередачи и другими коммуникациями, а также минимальные расстояния от
объектов, связанных с производством, хранением, погрузкой, транспорти-
ровкой и выгрузкой взрывчатых,  легковоспламеняющихся,  радиоактивных,
ядовитых и отравляющих веществ,  до железнодорожных путей общего поль-
зования и сооружений;
     устанавливает порядок проведения испытаний, а также проверки зна-
ний Правил  технической  эксплуатации железных дорог,  Устава железных
дорог, технических условий погрузки и крепления грузов и других норма-
тивных актов у работников железнодорожного транспорта,  порядок прове-
дения испытаний и выдачи свидетельств на право управления  локомотивом
на путях общего пользования,  порядок присвоения класса машинистам ло-
комотивов железных дорог и других предприятий независимо от их  подве-
домственности и форм собственности;
     организует надзор за  соблюдением  правил  эксплуатации  электри-
ческих тепловых  и  теплоэнергетических  установок  на железнодорожном
транспорте;
     разрабатывает и  утверждает  в установленном порядке обязательные
для всех предприятий (объединений),  организаций, учреждений и граждан
нормативные акты  по вопросам правил и условий перевозок,  пользования
средствами железнодорожного транспорта, безопасности движения, охраны,
порядка, пожарной  безопасности и санитарных правил на железнодорожном
транспорте;
     осуществляет медико-санитарное и лекарственное обеспечение работ-
ников железнодорожного транспорта и членов их семей, устанавливает по-
рядок медицинского освидетельствования и осмотра персонала, связанного
с движением поездов,  а также подвергающегося  воздействию  вредных  и
неблагоприятных условий труда;
     организует торговое и бытовое обслуживание работников  железнодо-
рожного транспорта и членов их семей;
     совершенствует организационную структуру управления железнодорож-
ным транспортом, вносит в Правительство Российской Федерации предложе-
ния по созданию, реорганизации и ликвидации железных дорог;
     устанавливает границы железных дорог и отделений железныё дорог;
     организует в установленном порядке третейское разбирательство хо-
зяйственных (экономических)  споров между железными дорогами,  другими
предприятиями железнодорожного транспорта,  возникающих из взаимоотно-
шений между ними;
     организует проведение работ по мобилизационной подготовке и граж-
данской обороне  железнодорожного транспорта,  осуществляет разработку
единой концепции мобилизационной подготовки отрасли, обеспечивает вза-
имодействие с  заинтересованными  организациями по вопросам выполнения
перевозок в особый период, содержания технических средств и материаль-
ных ценностей в мобилизационном резерве и специальном запасе;
     обеспечивает проведение необходимых мероприятий по  защите  госу-
дарственных секретов Российской Федерации на железнодорожном транспор-
те.
     
          РАЗДЕЛ III. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИНИСТЕРСТВА
     
     8. Министерство путей сообщения Российской Федерации  в  пределах
своей компетенции издает приказы, указания, инструкции и другие норма-
тивные акты,  обязательные для исполнения всеми железными  дорогами  и
другими предприятиями железнодорожного транспорта.
     9. Министерство путей сообщения Российской Федерации  в  пределах
своей компетенции  осуществляет  контроль  за  правильным  применением
действующего законодательства и иных нормативных актов на  предприяти-
ях, в организациях и учреждениях железнодорожного транспорта, разраба-
тывает предложения по совершенствованию этих актов.
     10. Министерство путей сообщения Российской Федерации возглавляет
Министр, назначаемый Президентом Российской Федерации.
     Министр путей сообщения Российской Федерации:
     входит по должности в состав Правительства Российской  Федерации,
осуществляет руководство  порученной ему сферой деятельности на основе
единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возло-
женных на Министерство функций;
     распределяет обязанности между заместителями Министра,  назначае-
мыми Правительством  Российской  Федерации,  устанавливает степень от-
ветственности их руководителей структурных подразделений Министерства;
     награждает в  установленном  порядке передовых работников системы
Министерства нагрудными знаками,  почетными грамотами и применяет иные
виды поощрения;
     вводит в установленном порядке форму одежды и знаки различия  для
отдельных категорий работников железнодорожного транспорта;
     утверждает в пределах установленных численности работников и фон-
да оплаты труда структуру центрального аппарата,  штатное расписание и
положения о подразделениях Министерства, а также смету расходов на со-
держание центрального аппарата в пределах выделенных бюджетных средств
на соответствующий период;
     назначает и освобождает от должности руководящих работников цент-
рального аппарата Министерства,  заместителей начальников железных до-
рог, начальников отделений железных дорог.
     11. Министр путей сообщения Российской Федерации может  образовы-
вать научно-технический совет.
     12. В Министерстве путей сообщения Российской  Федерации  образу-
ется коллегия в составе Министра (председатель коллегии), заместителей
Министра по должности, руководящих работников Министерства путей сооб-
щения Российской Федерации.
     В состав коллегии могут входить руководители  подведомственных  и
других предприятий, организаций и учреждений.
     Члены коллегии, кроме лиц, входящих в ее состав по должности, ут-
верждаются Правительством Российской Федерации.
     Коллегия рассматривает важнейшие вопросы деятельности  железнодо-
рожного транспорта.  Решения коллегии проводятся в жизнь приказами или
указаниями Министра.  В случае разногласий между Министром и коллегией
Министр проводит в жизнь свое решение,  докладывая о возникших разног-
ласиях Правительству Российской Федерации,  а члены коллегии,  в  свою
очередь, могут сообщить свое мнение в Правительство Российской Федера-
ции.