ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О МИНИСТЕРСТВЕ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ 6 января 1993 года N 19 (САП 93-3) В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30 сентября 1992 г. N 1147 "О системе центральных органов федеральной исполнительной власти" Правительство Российской Федерации постановля- ет: 1. Утвердить прилагаемое Положение о Министерстве путей сообщения Российской Федерации. 2. Признать утратившим силу пункт 1 постановления Правительства Российской Федерации от 31 марта 1992 г. N 203 "Об утверждении Положе- ния о Министерстве путей сообщения Российской Федерации". В. ЧЕРНОМЫРДИН Москва 6 января 1993 года N 19 УТВЕРЖДЕНО постановлением Правительства Российской Федерации от 6 января 1993 г. N 19 ПОЛОЖЕНИЕ о Министерстве путей сообщения Российской Федерации РАЗДЕЛ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1. Министерство путей сообщения Российской Федерации является центральным органом федеральной исполнительной власти, осуществляющим руководство железнодорожным транспортом Российской Федерации (далее - железнодорожный транспорт), а также обеспечивает в соответствии с действующим законодательством хозяйственное регулирование в области перевозочного процесса на железнодорожном транспорте. Министерство путей сообщения Российской Федерации выполняет функ- ции и несет ответственность за решение задач, возложенных действующим законодательством и настоящим Положением. 2. Министерство путей сообщения Российской Федерации в своей дея- тельности руководствуется законами Российской Федерации, другими акта- ми, принятыми Съездом народных депутатов Российской Федерации, Верхов- ным Советом Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, а также настоящим Положением. 3. В систему Министерства путей сообщения Российской Федерации входят: железные дороги, отделения железной дороги, их линейные предп- риятия, промышленные, строительные, торговые и снабженческие предприя- тия, учреждения народного образования, здравоохранения, культуры и спорта, научно-исследовательские, проектно-конструкторские, проект- но-изыскательские, другие организации, предприятия и учреждения (далее - предприятия), обеспечивающие деятельность и развитие железнодорожно- го транспорта. При Министерстве путей сообщения Российской Федерации действует как государственное учреждение Федеральное управления железнодорожных войск. Положение о железнодорожных войсках Российской Федерации ут- верждается Правительством Российской Федерации. Разделение полномочий между Министерством путей сообщения Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области железнодорожного транспорта определя- ется законодательными актами Российской Федерации. Министерство путей сообщения Российской Федерации координирует свою деятельность в вопросах, затрагивающих интересы других видов транспорта, с Министерством транспорта Российской Федерации. Руководство железными дорогами, объединениями, предприятиями и организациями железнодорожного транспорта в области перевозочного про- цесса является исключительной компетенцией Министерства путей сообще- ния Российской Федерации. 4. Министерство путей сообщения Российской Федерации является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный, валютный и иные счета в учреждениях банков, печать с изображением Государственно- го герба Российской Федерации и со своим наименованием. РАЗДЕЛ II. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ 5. Основными задачами Министерства путей сообщения Российской Фе- дерации являются: обеспечение устойчивой и безопасной работы железнодорожного транспорта с целью своевременного и полного удовлетворения потребности в перевозках железнодорожным транспортом, в том числе во взаимо- действии с другими видами транспорта, при высоком уровне обслуживания, оптимальных сроках доставки и обеспечении сохранности грузов; создание совместно с железными дорогами многопрофильной сферы услуг, предоставляемых предприятиями железнодорожного транспорта, фор- мирование банка данных об этих услугах и доведение их до потребителей с целью обеспечения конкурентоспособности железнодорожного транспорта на рынке транспортных услуг; участие в разработке проектов законодательных и нормативных ак- тов, стандартов и норм, определяющих порядок функционирования железно- дорожного транспорта, а также экономического и правового механизма ре- ализации этих актов; разработка предложений по проведению на железнодорожном транспор- те научно-технической и инвестиционной политики, согласование ее с же- лезными дорогами, организация разработки и внедрения новой техники и технологии, комплексного развития железнодорожного транспорта; разработка по согласованию с железными дорогами принципов эконо- мических взаимоотношений железных дорог, других предприятий железнодо- рожного транспорта и хозяйственного механизма их деятельности. 6. Министерство путей сообщения Российской Федерации обеспечивает выполнение следующих основных функций: в области организации управления перевозочным процессом организация оперативного управления перевозочным процессом; организация разработки и утверждение графика движения по сети же- лезных дорог, плана формирования поездов; разработка месячных нормативов использования грузовых вагонов и контейнеров, анализ их исполнения и корректировка, контроль за исполь- зованием грузовых вагонов и контейнеров; координация эксплуатационной работы железных дорог в целях пре- дупреждения затруднений с пропуском поездов; разработка и утверждение единых нормативных документов по техни- ческой эксплуатации железных дорог и условиям перевозок; регулирование погрузки и организации движения поездов в условиях чрезвычайных ситуаций; разработка единых принципов организации диспетчерской службы, ав- томатизации процессов управления перевозками, общего информационного обеспечения эксплуатационной работы; в области экономики и финансов организация маркетинговых исследований в области перевозки грузов и пассажиров железнодорожным транспортом, разработка совместно с же- лезными дорогами предложений по годовым и перспективным прогнозам раз- вития железнодорожного транспорта, схемам развития и размещения объек- тов железнодорожного транспорта на перспективу, комплексным мероприя- тиям по увеличению пропускной и провозной способности сети железных дорог; разработка проектов федеральных и межгосударственных программ развития железнодорожного транспорта; определение потребности железнодорожного транспорта в объемах ре- монта и модернизации подвижного состава и контейнеров, производстве запасных частей и другой важнейшей продукции, необходимой для нужд же- лезнодорожного транспорта, и организация размещения их на предприяти- ях; определение совместно с железными дорогами потребности железнодо- рожного транспорта в подвижном составе, контейнерах и средствах на их приобретение, а также объемов капитальных вложений и строительно-мон- тажных работ по стройкам, финансируемым за счет бюджетных ассигнова- ний, выполнение функций заказчика по этим стройкам, организация приро- доохранной работы на железнодорожном транспорте; организация разработки и экспертиза проектов на строительство но- вых, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действую- щих предприятий и объектов железнодорожного транспорта, сооружаемых за счет бюджетных средств и инвестиционного фонда Министерства, координа- ция деятельности подрядных строительных организаций и предприятий строительной индустрии; организация финансово-экономической работы на железнодорожном транспорте, учет и распределение между железными дорогами доходов от перевозок; формирование по согласованию с железными дорогами и другими предприятиями железнодорожного транспорта централизованных фондов и резервов для финансирования капитальных вложений, научных исследований и выполнения других работ, имеющих общеотраслевое значение; осуществление по поручению железных дорог взаиморасчетов между ними и другими предприятиями и пользователями услуг железнодорожного транспорта; проведение тарифной политики в области перевозок грузов, пассажи- ров, почты и багажа в соответствии с порядком, установленном действую- щим законодательством; производство расчетов с иностранными железными дорогами, органи- зация бухгалтерского и статистического учета и отчетности, осуществле- ние в установленном порядке контрольно-ревизионной деятельности на предприятиях, в организациях и учреждениях, входящих в систему Ми- нистерства; в области технической политики определение совместно с предприятиями железнодорожного транспорта приоритетных направлений научно-технического прогресса на железнодо- рожном транспорте, координация технической политики в области транспортно-дорожного комплекса с Министерством транспорта Российской Федерации, организация выполнения научно-исследовательских и опыт- но-конструкторских работ по созданию и использованию принципиально но- вых технических средств, технологий и материалов, осуществление фи- нансирования этих работ; проведение единой технической политики в области содержания, ре- монта и модернизации технических средств железнодорожного транспорта; определение структуры и типоразмерного ряда подвижного состава и других технических средств, сертификация образцов новой техники и под- готовка предложений по постановке продукции на серийное производство; разработка общеотраслевых нормативно-технических документов, рег- ламентирующих эксплуатацию, содержание и ремонт технических средств, направленных на обеспечение безопасности движения поездов и охраны труда; организация работы в области стандартизации, метрологии и унифи- кации продукции, научно-технической информации и распространения пере- дового опыта, методическое руководство изобретательской и патентно-ли- цензионной деятельностью; в области материально-технического снабжения определение потребности железнодорожного транспорта в материаль- но-технических и топливно-энергетических ресурсах по продукции, зака- зываемой предприятиями железнодорожного транспорта, в том числе для поставки в составе продукции для государственных нужд, обеспечения их продукцией по централизованно регулируемой номенклатуре; координация деятельности предприятий системы материально-техни- ческого снабжения железнодорожного транспорта и организация работы по заключению договоров и поставкам ресурсов; обеспечение поставок железнодорожному транспорту материалов, обо- рудования и запасных частей, приобретаемых по импорту; создание резервов основных видов материально-технических ресурсов для ликвидации последствий стихийных бедствий, непредвиденных работ; организация работы по ресурсосбережению; в области внешнеэкономической деятельности представление интересов железнодорожного транспорта Российской Федерации от имени Правительства Российской Федерации в международных организациях, разработка и заключение в установленном порядке с иност- ранными железными дорогами (ведомствами), организациями и фирмами сог- лашений или договоров по вопросам перевозок грузов и пассажиров, раз- вития международных транспортных связей. Министерство путей сообщения Российской Федерации при осуществлении внешнеэкономической деятель- ности представляет российские железные дороги (РЖД). Для решения воп- росов, связанных с перевозками пассажиров и внешнеторговых грузов, Ми- нистерство может иметь на иностранных железных дорогах свои представи- тельства или уполномоченных представителей; заключение с соответствующими органами управления железнодорожным транспортом других государств соглашений по вопросам функционирования железнодорожного транспорта; содействие предприятиям железнодорожного транспорта в организации работы по развитию их внешнеэкономической деятельности, установлении ими прямых производственных и научно-технических связей с зарубежными предприятиями и фирмами; оформление в установленном порядке паспортно-визовой документации для выезда за рубеж работников железнодорожного транспорта; в области кадров, труда и социальных вопросов организация системы профессионального и экономического обучения кадров исходя из потребности предприятий, организаций и учреждений же- лезнодорожного транспорта, обеспечение содержания и развития матери- альной базы этой системы; управление подготовкой специалистов в высших и средних специаль- ных учебных заведениях, подготовкой, переподготовкой и повышением ква- лификации кадров массовых профессий в учебных заведениях и на произ- водство, осуществление общего руководства общеобразовательными школа- ми, дошкольными и внешкольными учреждениями на железнодорожном транспорте; проведение на железнодорожном транспорте эффективной кадровой по- литики, контроль за квалификационным составом и профессиональным уров- нем руководящих работников предприятий и организаций железнодорожного транспорта; разработка рекомендаций по формам организации и стимулирования труда, совершенствованию его нормирования и условий оплаты, организа- ции рабочего времени и времени отдыха работников железнодорожного транспорта; установление в соответствии с действующим законодательством осо- бых условий труда, режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников железнодорожного транспорта, непосредственно свя- занных с движением поездов; осуществление в пределах своей компетенции мер по обеспечению со- циальной защищенности работников железнодорожного транспорта. 7. Министерство путей сообщения Российской Федерации наряду с вы- полнением перечисленных функций: осуществляет контроль за выполнением требований Устава железных дорог, состоянием безопасности движения поездов, сохранностью перево- зимых грузов, а также объектов железнодорожного транспорта, проводит анализ причин нарушений правил безопасности движения и осуществляет с участием железных дорог меры по предупреждению крушений, аварий и эко- логических бедствий, устанавливает правила нахождения в зонах повышен- ной опасности и проведения в них работ; разрабатывает совместно с Министерством транспорта Российской Фе- дерации предложения по развитию перевозок в прямом смешанном сообще- нии, а также взаимодействию в работе с другими видами транспорта; устанавливает порядок выпуска и курсирования по железнодорожным путям общего пользования подвижного состава предприятий и организаций, независимо от их подведомственности и форм собственности; утверждает отраслевые стандарты и технические условия на продук- цию, производимую предприятиями и организациями отрасли для нужд же- лезнодорожного транспорта; организует в установленном порядке на предприятиях промышленности приемку (техническую инспекцию) железнодорожной техники и другой про- дукции, поставляемой для железнодорожного транспорта; определяет в соответствии с законодательством Российской Федера- ции о земле порядок использования земель в пределах полосы отвода же- лезных дорог, строительства на них зданий и сооружений, согласовывает соответствующие строительные нормы и правила, определяет условия пе- ресечения железнодорожных путей трубопроводами, линиями связи, элект- ропередачи и другими коммуникациями, а также минимальные расстояния от объектов, связанных с производством, хранением, погрузкой, транспорти- ровкой и выгрузкой взрывчатых, легковоспламеняющихся, радиоактивных, ядовитых и отравляющих веществ, до железнодорожных путей общего поль- зования и сооружений; устанавливает порядок проведения испытаний, а также проверки зна- ний Правил технической эксплуатации железных дорог, Устава железных дорог, технических условий погрузки и крепления грузов и других норма- тивных актов у работников железнодорожного транспорта, порядок прове- дения испытаний и выдачи свидетельств на право управления локомотивом на путях общего пользования, порядок присвоения класса машинистам ло- комотивов железных дорог и других предприятий независимо от их подве- домственности и форм собственности; организует надзор за соблюдением правил эксплуатации электри- ческих тепловых и теплоэнергетических установок на железнодорожном транспорте; разрабатывает и утверждает в установленном порядке обязательные для всех предприятий (объединений), организаций, учреждений и граждан нормативные акты по вопросам правил и условий перевозок, пользования средствами железнодорожного транспорта, безопасности движения, охраны, порядка, пожарной безопасности и санитарных правил на железнодорожном транспорте; осуществляет медико-санитарное и лекарственное обеспечение работ- ников железнодорожного транспорта и членов их семей, устанавливает по- рядок медицинского освидетельствования и осмотра персонала, связанного с движением поездов, а также подвергающегося воздействию вредных и неблагоприятных условий труда; организует торговое и бытовое обслуживание работников железнодо- рожного транспорта и членов их семей; совершенствует организационную структуру управления железнодорож- ным транспортом, вносит в Правительство Российской Федерации предложе- ния по созданию, реорганизации и ликвидации железных дорог; устанавливает границы железных дорог и отделений железныё дорог; организует в установленном порядке третейское разбирательство хо- зяйственных (экономических) споров между железными дорогами, другими предприятиями железнодорожного транспорта, возникающих из взаимоотно- шений между ними; организует проведение работ по мобилизационной подготовке и граж- данской обороне железнодорожного транспорта, осуществляет разработку единой концепции мобилизационной подготовки отрасли, обеспечивает вза- имодействие с заинтересованными организациями по вопросам выполнения перевозок в особый период, содержания технических средств и материаль- ных ценностей в мобилизационном резерве и специальном запасе; обеспечивает проведение необходимых мероприятий по защите госу- дарственных секретов Российской Федерации на железнодорожном транспор- те. РАЗДЕЛ III. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИНИСТЕРСТВА 8. Министерство путей сообщения Российской Федерации в пределах своей компетенции издает приказы, указания, инструкции и другие норма- тивные акты, обязательные для исполнения всеми железными дорогами и другими предприятиями железнодорожного транспорта. 9. Министерство путей сообщения Российской Федерации в пределах своей компетенции осуществляет контроль за правильным применением действующего законодательства и иных нормативных актов на предприяти- ях, в организациях и учреждениях железнодорожного транспорта, разраба- тывает предложения по совершенствованию этих актов. 10. Министерство путей сообщения Российской Федерации возглавляет Министр, назначаемый Президентом Российской Федерации. Министр путей сообщения Российской Федерации: входит по должности в состав Правительства Российской Федерации, осуществляет руководство порученной ему сферой деятельности на основе единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возло- женных на Министерство функций; распределяет обязанности между заместителями Министра, назначае- мыми Правительством Российской Федерации, устанавливает степень от- ветственности их руководителей структурных подразделений Министерства; награждает в установленном порядке передовых работников системы Министерства нагрудными знаками, почетными грамотами и применяет иные виды поощрения; вводит в установленном порядке форму одежды и знаки различия для отдельных категорий работников железнодорожного транспорта; утверждает в пределах установленных численности работников и фон- да оплаты труда структуру центрального аппарата, штатное расписание и положения о подразделениях Министерства, а также смету расходов на со- держание центрального аппарата в пределах выделенных бюджетных средств на соответствующий период; назначает и освобождает от должности руководящих работников цент- рального аппарата Министерства, заместителей начальников железных до- рог, начальников отделений железных дорог. 11. Министр путей сообщения Российской Федерации может образовы- вать научно-технический совет. 12. В Министерстве путей сообщения Российской Федерации образу- ется коллегия в составе Министра (председатель коллегии), заместителей Министра по должности, руководящих работников Министерства путей сооб- щения Российской Федерации. В состав коллегии могут входить руководители подведомственных и других предприятий, организаций и учреждений. Члены коллегии, кроме лиц, входящих в ее состав по должности, ут- верждаются Правительством Российской Федерации. Коллегия рассматривает важнейшие вопросы деятельности железнодо- рожного транспорта. Решения коллегии проводятся в жизнь приказами или указаниями Министра. В случае разногласий между Министром и коллегией Министр проводит в жизнь свое решение, докладывая о возникших разног- ласиях Правительству Российской Федерации, а члены коллегии, в свою очередь, могут сообщить свое мнение в Правительство Российской Федера- ции. |