ПОРЯДОК НАПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯМИ,УЧРЕЖДЕНИЯМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ, ГРАЖДАНАМИ,ИНОСТРАННЫМИ ЮРИДИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ И ГРАЖДАНАМИ СРЕДСТВ В ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФОНДЫ ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ МИНИСТЕРСТВО ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ РФ 22 ДЕКАБРЯ 1992 г. 21 ДЕКАБРЯ 1992 Г. N 9-5-12 N 04-04/72-6344 (Д) 1. Общие положения 1. Настоящий Порядок направления средств разработан на основании Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды" от 19 декабря 1991 г. N 2060-1 и во исполнение постановлений Правительства Российской Фе- дерации "О Федеральном экологическом фонде Российской Федерации и эко- логических фондах на территории Российской Федерации" от 29 июня 1992 г. N 442, "Об утверждении Порядка определения платы и ее преденых раз- меров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" от 28 августа 1992 г. N632. 2. Порядок регулирует направление в Федеральный экологический фонд Российской Федерации и территориальные государственные внебюджет- ные экологические фонды* средств (в том числе валютных), поступающих от предприятий, учреждений, организаций, граждан, а также иностранных юридических лиц и граждан**. 3. Счета экологических фондов (в том числе валютные) открываются решениями органов представительной и исполнительной власти в порядке, предусмотренном действующим законодательством. П. Источники поступления средств в экологические фонды В экологические фонды поступают средства от предприятий и граж- дан в виде платы за нормативные и сверхнормативные (лимитные и сверх- лимитные) выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов, другие виды загрязнения; сумм по искам о возмещении вреда, штрафов за экологические правонарушения; средств от реализации конфискованных орудий охоты, рыболовства, незаконно добытой с их помощью продукции, инвалютных поступлений от иностранных юриди- ческих лиц и граждан, а также средств, полученных в виде дивиде- ндов, процентов по вкладам, банковским депозитам, от долевого исполь- зова- ния собственных средств фонда в деят льности предприятий и иных юриди- ческих лиц. 1. Поступление платы за нормативные и сверхнормативные (лимитные и сверхлимитные) выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды загрязнения. 1.1. Плата производится: за выбросы в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, за другие виды загрязнения и размещение от- ходов. 1.2. Указанная плата перчисляется плательщиками на счета эколо- гических фондов и в доход республиканского бюджета Российской Федера- ции в бесспорном порядке, предусмотренном Законом РСФСР "Об охране ок- ружающей природной среды" (статья 20, ункт 4) с учетом требований, ус- тановленных п. 2 постановления Верховного Совета Российской Федера- ции от 10 июля 1992 г. N 3256-1 "О мерах по обеспечению сбора и пос- туплений налоговых платежей в республиканский бюджет Российской Феде- рации", и д угими нормативными актами. ------------------------ * Далее экологические фонды ** Далее предприятия и граждане ------------------------- 1.3. Конкретные размеры платы за загрязнение окружающей природ- ной среды и размещение отходов устанавливаются в порядке, утвержден- ном постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 г. N 632 "Об утверждении Порядка оп еделения платы и ее предель- ных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение от- ходов, другие виды вредного воздействия", а также в соответствии с другими инструктивно-нормативными документами, разрабатываемыми и ут- вержденными Минприроды России по согласованию с Минфином России и Ми- нэкономики России. 2. Поступление сумм, полученных по искам о возмещении вреда и штрафов за экологические правонарушения. 2.1. Штрафы взимаются за экологические правонарушения и в разме- рах, определенных действующим законодательством - Законом РСФСР "Об охране окружающей природной среды" (статья 84), Земельным Кодексом РСФСР (статья 125), Водным законодательством и другими законодатель- ными актами и решениями правительства РФ. 2.2. Штрафы налагаются в пределах компетенции специально уполно- моченными на то государственными органами Российской Федерации (в том числе органами в области охраны природы, санитарно-эпидемиологическо- го надзора и другими). Конкретный размер налагаемого штрафа определя- ется органом, налагающим штраф, в зависимости от характера и вида со- вершенного правонарушения, степени вины правонарушителя и причиненно- го вреда. 2.3. Расчет сумм по возмещению вреда производится в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисле- ния размера ущерба, а при их отсутствии - по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния природного объекта с учетом по- несенных убытков, в том числе упущенной выгоды. 3. Поступление средств от реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства, незаконно добытой с их помощью продукции. 3.1. Государственные органы, осуществляющие контроль за установ- ленными правилами ведения охоты, охотничьего хозяйства, использовани- ем рыбных запасов и т.п., конфискуют у предприятий, организаций и частных лиц орудия охоты и рыболовства, а также незаконно добытую с их помощью продукцию в случае нарушения указанных правил в соответствии с предоставленными правами. 3.2. Реализация конфискованных средств и добытой с их помощью продукции осуществляется в установленном законом порядке, и получен- ные суммы зачисляются на счета экологических фондов. 4. Поступление инвалютных средств. 4.1. С юридических и физических лиц - нерезидентов плата за выб- росы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, раз- мещение отходов, другие виды загрязнения, штрафы за экологические пра- вонарушения и суммы по решениям и опр делениям судов по искам о возме- щении вреда взимаются в иностранной валюте или в рублях по курсу Цент- рального банка Российской Федерации, действующему на день уплаты. 4.2. Внесение платежей за загрязнение и размещение отходов про- изводится в соответствии с пунктом 1 раздела П, а штрафов и исков по возмещению вреда - с пунктом 2 раздела П настоящего Порядка. 4.3. Поступающие инвалютные средства (включая добровольные взно- сы и пожертвования предприятий и граждан в инвалюте, а также средст- ва, указанные в пункте 3.1, если реализация произведена за валюту) за- числяются на специальные валютные счета, открываемые в установлен- ном порядке в отделениях банков непосредственно экологическими фонда- ми. 5. Поступление средств, полученных в виде дивидендов, процентов по вкладам, банковским депозитам, от долевого использования собствен- ных средств фондов в деятельности предприятий и иных юридических лиц. 5.1. Указанные средства зачисляются на отдельные субсчета эколо- гических фондов по мере их поступления. III. Перечисление средств в Федеральный экологический фонд и экологические фонды республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга 1. Средства, поступающие лот предприятий и граждан, указанные в пунктах 1-4 раздела П настоящего Порядка, аккумулируются на счетах экологических фондов республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов*, городов Москвы и Санкт-Петербурга. В соответствии с Законом РСФСР "Об охране окружающей природной среды" средства экологических фондов распределяются затем в следующем порядке: 60% средств направляется на реализацию природоохранных мероприя- тий местного (городского, районного) значения с зачислением соответс- твующих сумм на счета городских, районных экологических фондов; 30% средств остается в распоряжении экологических фондов, ука- занных в пункте 1 настоящего раздела, для финансирования мероприятий соответствующего значения; 10% средств перечисляется в Федеральный экологический фонд Рос- сийской Федерации на реализацию природоохранных мероприятий федераль- ного значения. 2. Средства, полученные в результате собственной деятельности экологических фондов (пункт 5, раздел П), аккумулируются непосредст- венно на счетах этих фондов. IV. Сроки перечисления средств в экологические фонды и процедура их оформления 1. Перечисление в экологические фонды средств, вносимых в виде платы за загрязнение окружающей природной среды и размещение отходов предприятиями, осуществляется ежеквартально в следующие сроки: в случае перечисления плановых платежей - не позднее 20 числа последнего месяца квартала; при перечислении фактических (скор- ректированных) платежей плата вносится за I-III кварталы не позд- нее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом. В 1У квар- тале эти предприятия перечисляют в эко- логические фонды плановые платежи не поз нее 20 числа декабря месяца. Перерасчет платы за 1У квартал отчетного года производится в январе месяце следующего года и вносится на счет экологического фонда не по- зднее 20 числа этого месяца. Этот же срок для перерасчета платы уста- навливается для предприятий, вносивших плановые платежи в течение всего отчетного года. 2. По истечении срока уплаты плановых платежей специально упол- номоченные государственные органы в области охраны окружающей природ- ной среды предъявляют плательщику обязательное предписание о внесении этих платежей. В случае невыполнения обя ательного предписания к соо- тветствующим должностным лицам применяются меры, предусмотренные ста- тьей 84 Закона РФ "Об охране окружающей природной среды". ------------------ * В случае непосредственного вхождения автономных округов в сос- тав Российской Федерации ------------------ 3. Экологические фонды республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных округов перечисляют соответствующую часть средств (пункт 1 раздела III) в Федеральный экологический фонд и в местные экологические фонды в течение 10 дней после срока поступления соответствующих платежей за отчетный квартал на их счета. 4. После истечения срока, установленного для внесения платежа, в соответствии с действующим законодательством предприятие уплачивает пени в размере 0,3 процента от сумму невнесенного платежа за каждый календарный день просрочки начиная со дня, следующего за установлен- ным сроком внесения платежа, по день фактической уплаты включительно. Аналогичный порядок уплаты пени устанавливается для экологических фондов, указанных в пункте 3 настоящего раздела, при нарушении ими сроков перечисления причитающихся средств в Федеральный экологи- чес- кий фонд и местные экологические фонды. 5. Суммы платежей, излишне внесенных в экологический фонд, зас- читываются предприятию в счет платы следующего квартала либо могут быть возвращены плательщику по его письменному заявлению в течение 30 дней с даты поступления заявления. 6. При перечислении средств платежным поручением плательщик в графе "назначение платежа" указывает оплачиваемый вид загрязнения: "платеж за загрязнение атмосферы стационарными источниками", "платеж за загрязнение атмосферы передвижными источниками", "платеж за загря- знение водных объектов" и т.п., а также за какой период (квартал) он производится. 7. Плательщик имеет право осуществлять перечисление причитающе- гося платежа за различные виды загрязнения как отдельными платежными поручениями, так и одним платежным поручением, в котором суммируются все виды платежей. В этом случае в графе "назначение платежа" платеж- ного поручения (либо в реестре к нему) производится расшифровка при- читающейся к перечислению суммы по видам загрязнения. 8. Платежное поручение на перечисление причитающихся согласно расчету платежей в соответствующий экологический фонд сдается плате- льщиком в обслуживающее его учреждение банка не позднее дня наступле- ния срока платежа. Если платежи за загря нение окружающей природной среды сверх предельно допустимых нормативов равны или превышают размер прибыли, остающейся в распоряжении природопользователя, то специ- аль- но уполномоченными государственными органами в области охраны ок- ру- жающей природной среды, санитарно-эпидемиологического надзора и со- ответствующими органами исполнительной в асти рассматривается вопрос о приостановке или прекращении деятельности соответствующего предпри- ятия. 9. Установленные в пунктах 1-5 настоящего раздела сроки и проце- дура оформления платежей относятся к плате, вносимой за загрязнение окружающей природной среды и размещение отходов по утвержденным в ус- тановленном порядке нормативам. 10. Перечисление сумм по искам о возмещении вреда и штрафов за экологические правонарушения производится на счета экологических фон- дов предприятиями и гражданами в добровольном порядке или же в течение 15 дней после вступления решения суда (арбитражного суда) в за- конную силу либо в иные, устанавливаемые им сроки, а в случае отсутс- твия у них необходимых средств - в порядке и сроки, также определяе- мые ре- шением суда (арбитражного суда). 11. Средства от реализации конфискованных орудий охоты и рыболо- вства, незаконно добытой с их помощью продукции зачисляются непосред- ственно на счета экологических фондов или же в течение 15 дней пере- числяются со счетов других организаций, оторые проводили реализацию орудий охоты, рыболовства и продукции*. Ответственность за своевременное перечисление вышеуказанных средств на счета экологических фондов несут в установленном порядке должностные лица органов, осуществляющих взыскание этих средств. 12. В бухгалтерском учете предприятий-плательщиков операции по перечислению средств в экологические фонды отражаются в следующем по- рядке: платежи за предельно допустимые выбросы, сбросы загрязняющих ве- ществ, уровни вредного воздействия, лимиты размещения отходов, осу- ществляемые за счет себестоимости продукции (работ, услуг), отражаются на дебете счета 20 "Основное производство" и кредите счета 67 "Расчеты по внебюджетным платежам", а также на дебете счета 67 и кредите счета 51 "Расчетный счет"; платежи за превышение предельно допустимых выбросов, сбросов за- грязняющих веществ, уровней вредного воздействия, лимитов размещения отходов, штрафов за экологические правонарушения, платежи в возмеще- ние причиненного вреда осуществляются за счет прибыли, остающейся в распоряжении природопользователей, и отражаются на дебете счета 81 "Использование прибыли" и кредите счета 67 "Расчеты по внебюджетным платежам", а также на дебете счета 67 и кредите счета 51 "Расчетный счет". 13. Операции по зачислению поступающих в экологические фонды средств отражаются на дебете счета 51 "Расчетный счет" и кредите сче- та 96 "Целевые финансирование и поступления". 1. Контроль за поступлением средств в экологические фонды осуще- ствляют соответствующие комитеты по экологии и природным ресурсам, ко- торые ведут учет плательщиков и сумм поступающих платежей, получают от предприятий-плательщиков необходимые для осуществления деятельнос- ти по формированию фондов сведения и расчеты по устанавливаемым ими фор- мам, осуществляют проверку полноты внесения причитающихся средств, достоверности представленных сведений и в необходимых случаях налага- ют в пределах своей компетенции экономические санкции и администрати- вные штрафы. Минприроды России, территор альным статистическим орга- нам по полугодиям представляется отчет о поступлении и расходовании средств экологического фонда (форма N 1-экофонд), утвержденный Госко- мстатом России. 2. Споры между плательщиками и контролирующими органами по воп- росу взимания платежей рассматриваются судами и арбитражными судами. Зам.министра Зам.министра финансов РФ экологии и природных ресурсов РФ А.А.КРАСНОПИВЦЕВ А.А.АВЕРЧЕНКОВ СОГЛАСОВАНО Зам.председателя Центрального банка РФ Т.В.ПАРАМОНОВА ------------------- * Поощрение работников соответствующих государственных органов и общественных инспекторов за счет средств, указанных в пунктах 2.2 и 3.2. раздела II настоящего Порядка, производится на основании норма- тивных актов Правительства Российской Федерации или в ином, определя- емом им порядке. ----------------------- |