ПОРЯДОК НАПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯМИ, УЧРЕЖДЕНИЯМИ, ОРГАНИЗАЦИЯМИ, ГРАЖДАНАМИ, ИНОСТРАННЫМИ ЮРИДИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ И ГРАЖДАНАМИ СРЕДСТВ В ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФОНДЫ. Порядок. Министерство финансов РФ (Минфин России). 22.12.92 9-5-12

    ПОРЯДОК НАПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯМИ,УЧРЕЖДЕНИЯМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ,
       ГРАЖДАНАМИ,ИНОСТРАННЫМИ ЮРИДИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ И ГРАЖДАНАМИ
     СРЕДСТВ В ГОСУДАРСТВЕННЫЕ  ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФОНДЫ

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ
     МИНИСТЕРСТВО ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ РФ

                          22 ДЕКАБРЯ 1992 г.
                          21 ДЕКАБРЯ 1992 Г.

                               N 9-5-12
                           N 04-04/72-6344

                                 (Д)


                       1. Общие положения
     1. Настоящий  Порядок направления средств разработан на основании
Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды" от 19 декабря 1991
г. N 2060-1 и во исполнение постановлений Правительства Российской Фе-
дерации "О Федеральном экологическом фонде Российской Федерации и эко-
логических  фондах на территории Российской Федерации" от 29 июня 1992
г. N 442, "Об утверждении Порядка определения платы и ее преденых раз-
меров  за загрязнение окружающей природной среды,  размещение отходов,
другие виды вредного воздействия" от 28 августа 1992 г. N632.
     2. Порядок  регулирует  направление  в  Федеральный экологический
фонд Российской Федерации и территориальные государственные внебюджет-
ные  экологические фонды* средств (в том числе валютных),  поступающих
от предприятий,  учреждений, организаций, граждан, а также иностранных
юридических лиц и граждан**.
     3. Счета экологических фондов (в том числе валютные)  открываются
решениями  органов представительной и исполнительной власти в порядке,
предусмотренном действующим законодательством.
        П. Источники  поступления средств в экологические фонды
     В   экологические фонды поступают средства от предприятий и граж-
дан в  виде платы за нормативные и сверхнормативные (лимитные и сверх-
лимитные) выбросы,  сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную
среду,  размещение отходов,  другие виды загрязнения;  сумм по искам о
возмещении вреда,  штрафов за экологические правонарушения; средств от
реализации конфискованных орудий охоты, рыболовства, незаконно добытой
с их помощью продукции,  инвалютных поступлений от иностранных  юриди-
ческих лиц и граждан, а также средств, полученных в виде дивиде- ндов,
процентов по вкладам,  банковским депозитам, от долевого исполь- зова-
ния собственных средств фонда в деят льности предприятий и иных юриди-
ческих лиц.
     1. Поступление платы за нормативные и сверхнормативные (лимитные
и сверхлимитные) выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую
природную среду, размещение отходов и другие виды загрязнения.
     1.1. Плата производится:
     за  выбросы  в  атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и
передвижных источников, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и
подземные водные объекты, за другие виды загрязнения и размещение от-
ходов.
     1.2. Указанная плата перчисляется плательщиками на  счета  эколо-
гических  фондов и в доход республиканского бюджета Российской Федера-
ции в бесспорном порядке, предусмотренном Законом РСФСР "Об охране ок-
ружающей природной среды" (статья 20, ункт 4) с учетом требований, ус-
тановленных п.  2 постановления Верховного Совета  Российской  Федера-
ции  от 10 июля 1992 г.  N 3256-1 "О мерах по обеспечению сбора и пос-
туплений налоговых платежей в республиканский бюджет Российской  Феде-
рации", и д угими нормативными актами. ------------------------
     * Далее экологические фонды
     ** Далее предприятия и граждане
-------------------------
     1.3. Конкретные  размеры  платы за загрязнение окружающей природ-
ной среды и размещение отходов устанавливаются в  порядке,  утвержден-
ном  постановлением  Правительства  Российской Федерации от 28 августа
1992 г.  N 632 "Об утверждении Порядка оп еделения платы и ее предель-
ных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение от-
ходов,  другие виды вредного воздействия",  а также в  соответствии  с
другими инструктивно-нормативными документами,  разрабатываемыми и ут-
вержденными Минприроды России по согласованию с Минфином России и  Ми-
нэкономики России.
     2. Поступление сумм, полученных по искам о возмещении вреда и
штрафов за экологические правонарушения.
     2.1. Штрафы  взимаются за экологические правонарушения и в разме-
рах,  определенных действующим законодательством - Законом  РСФСР  "Об
охране  окружающей  природной  среды" (статья 84),  Земельным Кодексом
РСФСР (статья 125),  Водным законодательством и другими  законодатель-
ными актами и решениями правительства РФ.
     2.2. Штрафы налагаются в пределах компетенции специально  уполно-
моченными  на то государственными органами Российской Федерации (в том
числе органами в области охраны природы,  санитарно-эпидемиологическо-
го надзора и другими).  Конкретный размер налагаемого штрафа определя-
ется органом,  налагающим штраф, в зависимости от характера и вида со-
вершенного правонарушения,  степени вины правонарушителя и причиненно-
го вреда.
     2.3. Расчет  сумм по возмещению вреда производится в соответствии
с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками  исчисле-
ния  размера ущерба,  а при их отсутствии - по фактическим затратам на
восстановление нарушенного состояния природного объекта с  учетом  по-
несенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
     3. Поступление средств от реализации конфискованных орудий охоты
и рыболовства, незаконно добытой с их помощью продукции.
     3.1. Государственные органы,  осуществляющие контроль за установ-
ленными правилами ведения охоты,  охотничьего хозяйства, использовани-
ем  рыбных  запасов  и т.п.,  конфискуют у предприятий,  организаций и
частных лиц орудия охоты и рыболовства, а также незаконно добытую с их
помощью продукцию в случае нарушения указанных правил в соответствии с
предоставленными правами.
     3.2. Реализация  конфискованных  средств  и  добытой с их помощью
продукции осуществляется в установленном законом порядке,  и  получен-
ные суммы зачисляются на счета экологических фондов.
     4. Поступление инвалютных средств.
     4.1. С  юридических и физических лиц - нерезидентов плата за выб-
росы,  сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду,  раз-
мещение отходов, другие виды загрязнения, штрафы за экологические пра-
вонарушения и суммы по решениям и опр делениям судов по искам о возме-
щении вреда взимаются в иностранной валюте или в рублях по курсу Цент-
рального банка Российской Федерации, действующему на день уплаты.
     4.2. Внесение  платежей  за загрязнение и размещение отходов про-
изводится в соответствии с пунктом 1 раздела П,  а штрафов и исков  по
возмещению вреда - с пунктом 2 раздела П настоящего Порядка.
     4.3. Поступающие инвалютные средства (включая добровольные  взно-
сы  и пожертвования предприятий и граждан в инвалюте,  а также средст-
ва, указанные в пункте 3.1, если реализация произведена за валюту) за-
числяются на специальные валютные счета, открываемые в установлен- ном
порядке в отделениях банков непосредственно экологическими фонда- ми.
     5. Поступление средств,  полученных в виде дивидендов,  процентов
по вкладам,  банковским депозитам, от долевого использования собствен-
ных средств фондов в деятельности предприятий и иных юридических лиц.
     5.1. Указанные средства зачисляются на отдельные субсчета  эколо-
гических фондов по мере их поступления.
    III. Перечисление средств в Федеральный экологический  фонд  и
    экологические  фонды республик в составе Российской Федерации,
          краев,  областей,  автономной области, автономных
              округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга
     1. Средства,  поступающие лот предприятий и граждан,  указанные в
пунктах 1-4 раздела П настоящего  Порядка,  аккумулируются  на  счетах
экологических фондов республик в составе Российской Федерации,  краев,
областей,  автономной области,  автономных округов*,  городов Москвы и
Санкт-Петербурга.
     В соответствии с Законом РСФСР "Об  охране  окружающей  природной
среды"  средства экологических фондов распределяются затем в следующем
порядке:
     60% средств  направляется на реализацию природоохранных мероприя-
тий местного (городского,  районного) значения с зачислением соответс-
твующих сумм на счета городских, районных экологических фондов;
     30% средств остается в распоряжении экологических фондов, ука-
занных в пункте 1 настоящего раздела, для финансирования мероприятий
соответствующего значения;
     10% средств  перечисляется  в Федеральный экологический фонд Рос-
сийской Федерации на реализацию природоохранных мероприятий  федераль-
ного значения.
     2. Средства, полученные в результате собственной деятельности
экологических фондов (пункт 5, раздел П), аккумулируются непосредст-
венно на счетах этих фондов.
        IV. Сроки перечисления средств в экологические фонды и
                       процедура их оформления
     1. Перечисление  в  экологические фонды средств,  вносимых в виде
платы за загрязнение окружающей природной среды и  размещение  отходов
предприятиями, осуществляется ежеквартально в следующие сроки:
     в случае перечисления плановых платежей -  не  позднее  20  числа
     последнего  месяца квартала;  при перечислении фактических (скор-
     ректированных) платежей плата вносится за I-III кварталы не позд-
     нее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом. В 1У квар-
     тале эти предприятия перечисляют в эко- логические фонды плановые
     платежи не поз
нее 20 числа декабря месяца.  Перерасчет платы за 1У квартал отчетного
года  производится  в январе месяце следующего года и вносится на счет
экологического фонда не по- зднее 20 числа этого месяца.  Этот же срок
для  перерасчета  платы  уста- навливается для предприятий,  вносивших
плановые платежи в течение всего отчетного года.
     2. По  истечении  срока уплаты плановых платежей специально упол-
номоченные государственные органы в области охраны окружающей  природ-
ной  среды предъявляют плательщику обязательное предписание о внесении
этих платежей.  В случае невыполнения обя ательного предписания к соо-
тветствующим должностным лицам применяются меры,  предусмотренные ста-
тьей  84  Закона  РФ   "Об   охране   окружающей   природной   среды".
------------------
     * В случае непосредственного вхождения автономных округов в сос-
тав Российской Федерации
------------------
     3. Экологические фонды республик в составе Российской  Федерации,
краев,  областей, автономных округов перечисляют соответствующую часть
средств (пункт 1 раздела III) в Федеральный  экологический  фонд  и  в
местные  экологические фонды в течение 10 дней после срока поступления
соответствующих платежей за отчетный квартал на их счета.
     4. После истечения срока,  установленного для внесения платежа, в
соответствии с действующим  законодательством  предприятие  уплачивает
пени  в  размере  0,3 процента от сумму невнесенного платежа за каждый
календарный день просрочки начиная со дня,  следующего за  установлен-
ным сроком внесения платежа, по день фактической уплаты включительно.
     Аналогичный порядок уплаты пени устанавливается для экологических
фондов,  указанных  в  пункте 3 настоящего раздела,  при нарушении ими
сроков перечисления причитающихся средств в Федеральный экологи-  чес-
кий фонд и местные экологические фонды.
     5. Суммы платежей,  излишне внесенных в экологический фонд,  зас-
читываются  предприятию  в  счет  платы следующего квартала либо могут
быть возвращены плательщику по его письменному заявлению в течение  30
дней с даты поступления заявления.
     6. При перечислении средств  платежным  поручением  плательщик  в
графе  "назначение  платежа"  указывает  оплачиваемый вид загрязнения:
"платеж за загрязнение атмосферы стационарными  источниками",  "платеж
за загрязнение атмосферы передвижными источниками",  "платеж за загря-
знение водных объектов" и т.п.,  а также за какой период (квартал)  он
производится.
     7. Плательщик имеет право осуществлять  перечисление  причитающе-
гося  платежа  за различные виды загрязнения как отдельными платежными
поручениями,  так и одним платежным поручением,  в котором суммируются
все виды платежей.  В этом случае в графе "назначение платежа" платеж-
ного поручения (либо в реестре к нему) производится  расшифровка  при-
читающейся к перечислению суммы по видам загрязнения.
     8. Платежное поручение  на  перечисление  причитающихся  согласно
расчету  платежей  в соответствующий экологический фонд сдается плате-
льщиком в обслуживающее его учреждение банка не позднее дня  наступле-
ния  срока  платежа.  Если платежи за загря нение окружающей природной
среды сверх предельно допустимых нормативов равны или превышают размер
прибыли, остающейся в распоряжении природопользователя, то специ- аль-
но уполномоченными государственными органами в области охраны ок-  ру-
жающей  природной  среды,  санитарно-эпидемиологического надзора и со-
ответствующими органами исполнительной в асти рассматривается вопрос о
приостановке  или  прекращении  деятельности соответствующего предпри-
ятия.
     9. Установленные  в пунктах 1-5 настоящего раздела сроки и проце-
дура оформления платежей относятся к плате,  вносимой  за  загрязнение
окружающей  природной среды и размещение отходов по утвержденным в ус-
тановленном порядке нормативам.
     10. Перечисление  сумм  по  искам о возмещении вреда и штрафов за
экологические правонарушения производится на счета экологических  фон-
дов предприятиями и гражданами в добровольном порядке или же в течение
15 дней после вступления решения суда (арбитражного суда) в за- конную
силу либо в иные,  устанавливаемые им сроки, а в случае отсутс- твия у
них необходимых средств - в порядке и сроки,  также определяе- мые ре-
шением суда (арбитражного суда).
     11. Средства от реализации конфискованных орудий охоты и  рыболо-
вства,  незаконно добытой с их помощью продукции зачисляются непосред-
ственно на счета экологических фондов или же в течение 15  дней  пере-
числяются  со  счетов других организаций,  оторые проводили реализацию
орудий охоты, рыболовства и продукции*.
     Ответственность за   своевременное   перечисление   вышеуказанных
средств на счета экологических фондов несут  в  установленном  порядке
должностные лица органов, осуществляющих взыскание этих средств.
     12. В бухгалтерском учете предприятий-плательщиков операции по
перечислению средств в экологические фонды отражаются в следующем по-
рядке:
     платежи за предельно допустимые выбросы,  сбросы загрязняющих ве-
ществ,  уровни вредного воздействия,  лимиты размещения отходов,  осу-
ществляемые за счет себестоимости продукции (работ, услуг), отражаются
на дебете счета 20 "Основное производство" и кредите счета 67 "Расчеты
по внебюджетным платежам",  а также на дебете счета 67 и кредите счета
51 "Расчетный счет";
     платежи за превышение предельно допустимых выбросов,  сбросов за-
грязняющих веществ,  уровней вредного воздействия,  лимитов размещения
отходов,  штрафов за экологические правонарушения,  платежи в возмеще-
ние причиненного вреда осуществляются за счет  прибыли,  остающейся  в
распоряжении  природопользователей,  и  отражаются  на дебете счета 81
"Использование прибыли" и кредите счета 67  "Расчеты  по  внебюджетным
платежам",  а  также  на дебете счета 67 и кредите счета 51 "Расчетный
счет".
     13. Операции по зачислению поступающих в экологические фонды
средств отражаются на дебете счета 51 "Расчетный счет" и кредите сче-
та 96 "Целевые финансирование и поступления".
     1. Контроль за поступлением средств в экологические фонды  осуще-
ствляют соответствующие комитеты по экологии и природным ресурсам, ко-
торые ведут учет плательщиков и сумм поступающих платежей, получают от
предприятий-плательщиков  необходимые для осуществления деятельнос- ти
по формированию фондов сведения и расчеты по устанавливаемым ими  фор-
мам,  осуществляют  проверку  полноты  внесения причитающихся средств,
достоверности представленных сведений и в необходимых случаях  налага-
ют  в пределах своей компетенции экономические санкции и администрати-
вные штрафы.  Минприроды России,  территор альным статистическим орга-
нам  по  полугодиям  представляется отчет о поступлении и расходовании
средств экологического фонда (форма N 1-экофонд),  утвержденный Госко-
мстатом России.
     2. Споры между плательщиками и контролирующими органами  по  воп-
росу  взимания  платежей рассматриваются судами и арбитражными судами.

     Зам.министра            Зам.министра
     финансов РФ             экологии и природных ресурсов РФ
     А.А.КРАСНОПИВЦЕВ        А.А.АВЕРЧЕНКОВ

СОГЛАСОВАНО
Зам.председателя   Центрального  банка  РФ             Т.В.ПАРАМОНОВА
-------------------
     * Поощрение работников соответствующих государственных органов и
общественных инспекторов за счет средств, указанных в пунктах 2.2 и
3.2. раздела II настоящего Порядка,  производится на основании  норма-
тивных актов Правительства Российской Федерации или в ином,  определя-
емом им порядке. -----------------------