ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ВЫДАЧИ ПРЕДПИСАНИЙ ГКАП РОССИИ И ЕГО ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМИ УПРАВЛЕНИЯМИ ПО ВОПРОСАМ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПРИКАЗ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РФ ПО АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И ПОДДЕРЖКЕ НОВЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СТРУКТУР 24 августа 1992 г. N 185 (ЗН 93-1) (Извлечения) В целях реализации Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" приказываю: 1. Утвердить Положение о порядке выдачи предписаний ГКАП России и его территориальными управлениями по вопросам нарушения законодательства о защите прав потребителей (приложение 1). 3. Руководителям территориальных управлений ГКАП России и подразделений по защите прав потребителей в их составе: 3.1. назначить председателей комиссий территориальных управлений по рассмотрению дел о нарушениях законодательства о защите прав потребителей; 3.2. при рассмотрении дел строго руководствоваться данным Положением, а также прилагаемым инструктивным письмом (приложение 2). Приказ зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11 сентября 1992 г. Регистрационный N 53. Приложение 1 ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ ВЫДАЧИ ПРЕДПИСАНИЙ ГКАП РОССИИ И ЕГО ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМИ УПРАВЛЕНИЯМИ ПО ВОПРОСАМ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ Утверждено приказом ГКАП России от 24 августа 1992 г. N 185 Настоящее Положение в соответствии со статьей 39 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" регулирует права Государственного комитета Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, а также подразделений по защите прав потребителей территориальных управлений ГКАП России и порядок рассмотрения дел о нарушениях законодательства о защите прав потребителей ГКАП России (территориальными управлениями). Раздел 1. Права ГКАП России и его территориальных управлений в области защиты прав потребителей 1. В целях защиты прав потребителей ГКАП России и его территориальные управления: осуществляют государственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей; пресекают монополистическую деятельность хозяйствующих субъектов и недобросовестную конкуренцию на рынке потребительских товаров, работ и услуг; направляют предписания изготовителям (продавцам, исполнителям) о прекращении нарушений прав потребителей; предъявляют в судах, арбитражных судах иски к изготовителям и продавцам товаров, а также исполнителям работ и услуг в случаях обнаружения нарушения прав потребителей. 2. ГКАП России вправе давать официальные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей. Разъяснения по вопросам применения законодательства о защите прав потребителей доводятся до сведения лиц, применяющих данное законодательство. 3. В составе территориального управления создается подразделение по защите прав потребителей. 4. При осуществлении полномочий по контролю за соблюдением законодательства о защите прав потребителей ГКАП России и его территориальные управления вправе: запрашивать и получать от министерств, ведомств, органов власти и управления, предприятий, учреждений, организаций документы для ознакомления и анализа, а также информацию по вопросам прав потребителей; запрашивать и получать объяснения и письменные свидетельства от должностных лиц органов власти, управления и хозяйствующих субъектов; создавать экспертные советы и группы специалистов, в том числе зарубежные; получать статистические данные, необходимые для принятия решений; осуществлять координацию и методическое обеспечение работ по реализации Закона о защите прав потребителей; анализировать и внедрять зарубежный опыт по защите прав потребителей. 5. ГКАП России и его территориальные управления обязаны не распространять сведения, составляющие коммерческую тайну, которые стали ему известны в результате осуществления деятельности по защите прав потребителей. 6. Предупреждение и пресечение нарушений прав потребителей осуществляются ГКАП России, его территориальными управлениями в порядке, установленном Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" и антимонопольным законодательством. Раздел 2. Порядок и сроки рассмотрения дел по фактам нарушения законодательства о защите прав потребителей 7. ГКАП России и его территориальные управления в пределах своей компетенции рассматривают и разрешают дела по фактам нарушения законодательства о защите прав потребителей в соответствии с законодательством Российской Федерации. Дела о нарушениях прав потребителей рассматриваются по заявлениям общественных организаций, органов власти и управления, хозяйствующих субъектов, народных депутатов, органов по защите прав потребителей при местной администрации, а также материалов суда, арбитражного суда, прокуратуры и по собственной инициативе ГКАП России. Основаниями для заявлений могут являться как жалобы и обращения потребителей, так и собственная инициатива указанных органов, организаций, предприятий, народных депутатов. 8. Дела о нарушениях прав потребителей рассматриваются территориальными управлениями по месту нахождения изготовителя (исполнителя, продавца), чья деятельность предположительно нарушает права потребителей, за исключением случаев, когда дела принимаются к рассмотрению ГКАП России. Дела о нарушениях прав потребителей рассматриваются ГКАП России в случаях, когда нарушение совершено предприятием-монополистом республиканского рынка, либо затрагивает интересы потребителей по всей территории России, либо совершено изготовителем (исполнителем, продавцом), деятельность которого распространяется на территории, контролируемые несколькими территориальными управлениями. Для рассмотрения дел о нарушениях законодательства о защите прав потребителей образуется постоянная Комиссия в составе заместителя Председателя ГКАП России, сотрудников ГКАП России и представителей Совета по делам потребителей при ГКАП России и общественных организаций потребителей, а в территориальном управлении - в составе руководителя подразделения по защите прав потребителей и сотрудников территориального управления. Общее количество членов Комиссии не может быть менее трех. Председатель Комиссии ГКАП России назначается Председателем ГКАП России, председатели аналогичных комиссий территориальных управлений - начальниками территориальных управлений. Персональные составы членов Комиссии определяются и утверждаются Председателем Комиссии по его усмотрению для рассмотрения каждого дела (группы дел). При этом каждый персональный состав членов Комиссии подбирается исходя из необходимости участия в разбирательстве компетентных в данном вопросе специалистов. 9. Заявление подается в ГКАП России (территориальное управление) в письменной форме с приложением документов (в подлиннике или надлежаще заверенных копий), свидетельствующих о нарушении законодательства о защите прав потребителей. В заявлении содержатся: наименование заявителя; наименование изготовителя (исполнителя, продавца), действия которого нарушают права потребителя; содержание действий, нарушающих права потребителей; факты, подтверждающие совершение таких действий; требования заявителя. 10. До вынесения решения ГКАП России (территориального управления) заявитель может изменить содержание своих требований либо отказаться от них. Субъект, на действия которого поступила жалоба, может добровольно выполнить требования заявителя. Если данные действия заявителя или субъекта противоречат Закону или нарушают чьи-либо права и интересы, дело может быть продолжено по инициативе ГКАП России (территориального управления). 11. Заявление, поступившее в ГКАП России (территориальное управление), рассматривается в течение 10 календарных дел с момента его поступления заместителем Председателя ГКАП России, на которого возложено осуществление функций по рассмотрению дел по защите прав потребителей, либо руководителем подразделения по защите прав потребителей. По результатам рассмотрения заявления Председателем Комиссии выносится постановление о возбуждении производства по делу или об отказе в возбуждении производства. В случае, когда представленные документы содержат достаточные данные, свидетельствующие о нарушении законодательства о защите прав потребителей, Председатель Комиссии возбуждает производство по делу. При недостаточности таких данных может быть затребована дополнительная информация. В случае отсутствия или неполучения таких данных Председатель Комиссии отказывает в возбуждении производства по делу. 12. Возбудив производство по делу, Председатель Комиссии в десятидневный срок производит подготовку материалов к рассмотрению. При подготовке дела к рассмотрению Председатель Комиссии или по его поручению члены Комиссии по рассмотрению дел по факту нарушения законодательства о защите прав потребителей: опрашивают заявителя и изготовителя (исполнителя, продавца), в отношении которого возбуждено дело о нарушении законодательства о защите прав потребителя, об обстоятельствах дела, а также в необходимых случаях получают нужные письменные и вещественные доказательства; затребуют письменное объяснение изготовителя; разрешают вопрос о необходимости привлечения к рассмотрению дела иных заинтересованных лиц и экспертов; совершают иные действия, обеспечивающие полное и всестороннее рассмотрение и разрешение дела по факту нарушения законодательства о защите прав потребителей. 13. Дела о нарушениях законодательства о защите прав потребителей рассматриваются в месячный срок с момента получения всех запрошенных материалов. О времени и месте рассмотрения дела извещаются стороны, другие заинтересованные лица, предприятия и организации. 14. Процесс рассмотрения дела на заседании Комиссии ведется председательствующим таким образом, чтобы обеспечить наиболее полные и всесторонние анализ и оценку обстоятельств дела, соблюдение прав и интересов сторон, устранение и предупреждение нарушений законодательства о защите прав потребителей. На заседании заслушиваются стороны (представители сторон), представители предприятий и организаций, привлеченных к рассмотрению дела, специалисты ГКАП России (территориальных управлений), эксперты. Лица, привлеченные к рассмотрению дела, имеют право знакомиться с материалами дела, заявлять ходатайства, представлять доказательства, задавать вопросы друг другу и Комиссии, высказывать свои соображения по всем возникающим вопросам. Ход заседания фиксируется в протоколе, который подписывается Председателем и членами Комиссии. 15. Рассмотрение дела может быть отложено (с указанием срока) в связи с необходимостью получить дополнительные доказательства, привлечь к участию в деле экспертов или других лиц, участие которых по мнению Комиссии обязательно, а также в тех случаях, когда разрешение дела невозможно в данном заседании. 16. Рассмотрение дела может быть приостановлено в случаях: нахождения на рассмотрении в ГКАП России, его территориальном управлении, суде, арбитражном суде, следственных органах другого дела, выводы по которому будут иметь значение для результатов рассмотрения; получения заключения специалиста органа государственного управления; назначения экспертизы. Об отложении дела и о приостановлении дела Комиссия извещает всех лиц, привлеченных к нему. 17. Выводы, к которым Комиссия приходит в результате рассмотрения дела, излагаются в решении. Решение по делу принимается членами Комиссии в отсутствие сторон и всех лиц, привлеченных к участию в деле, большинством голосов. Решение выносится в письменной форме и подписывается председательствующим и членами Комиссии. Если член Комиссии не согласен с решением, он подписывает его и излагает письменно свое особое мнение, которое приобщается к делу. 18. В Решении указываются: время и место рассмотрения дела, наименование органа, рассмотревшего дело, состав членов Комиссии с указанием должностей, наименование заявителя, наименование хозяйствующего субъекта, на действия которого заявлена жалоба, фамилии и должности их представителей, иные лица, привлеченные к участию в деле; изложение требований заявителя, сущность объяснений хозяйствующих субъектов, нарушивших права потребителя, и объяснений других лиц, привлеченных к участию в деле; обстоятельства дела, установленные Комиссией, доказательства, на основании которых сделаны выводы Комиссии, доводы, по которым Комиссия не принимает те или иные доказательства, законодательство, которым руководствуется Комиссия; выводы Комиссии о наличии или отсутствии нарушения законодательства о защите прав потребителя. 19. Выводы Комиссии доводятся до сведения сторон и лиц, привлеченных к участию в деле, немедленно по вынесении. Решение Комиссии оформляется в течение 3 дней после окончания разбирательства. 20. Предписание ГКАП России (территориальных управлений) о прекращении нарушений прав потребителей выносится в соответствии с принятым решением в течение 3 дней после окончания разбирательства и направляется изготовителям (исполнителям, продавцам), в отношении которых оно вынесено. Предписание содержит указание места и времени его вынесения, наименование органа, выдавшего предписание, срок исполнения, конкретные действия, которые изготовитель (исполнитель, продавец) должен совершить для устранения нарушений прав потребителя, дату представления информации об исполнении предписания. Предписание подписывается Председателем ГКАП России (его заместителем), начальником территориального управления (руководителем подразделения по защите прав потребителей). 21. Предписание подлежит добровольному исполнению изготовителем (исполнителем, продавцом) в срок, указанный в предписании. Изготовитель (исполнитель, продавец) могут просить о продлении срока в случае невозможности уложиться в него. Срок исполнения предписания продляется ГКАП России (территориальным управлением), но не более чем на 6 месяцев. 22. ГКАП России (территориальное управление) могут направить дополнительное предписание в случае недостаточности действий, произведенных изготовителем (производителем, продавцом), и в случае, если какие-либо необходимые действия не были предусмотрены ранее выданным предписанием. 23. В случае уклонения от исполнения или несвоевременного исполнения предписания о прекращении нарушений прав потребителя ГКАП России по собственной инициативе или по представлению территориального управления возбуждает производство по делу о наложении штрафа на изготовителя (исполнителя, продавца) по п. 1 ст. 41 Закона "О защите прав потребителей". Производство по делу о наложении штрафа возбуждается и рассматривается в порядке, установленном настоящим Положением. Вынесенное решение о наложении штрафа является основанием для уплаты штрафа. 24. Изготовители (исполнители, продавцы) вправе обратиться в суд, арбитражный суд с заявлением о признании недействительным предписания ГКАП России (территориального управления) либо об отмене или изменении решений о наложении штрафа. Подача заявления не приостанавливает действие предписания или решения о наложении штрафа на время его рассмотрения в суде или арбитражном суде, если судом или арбитражном судом не вынесено определение о приостановлении указанных актов. Примечание. Формы постановления о возбуждении дела, протокола заседания Комиссии, предписания ГКАП России (территориального управления) прилагаются. ---------------- * В Бюллетене формы не приводятся. - Прим. ред. ---------------- Приложение 2 О применении Положения о порядке выдачи предписаний ГКАП России и его территориальными управлениями по вопросам нарушения законодательства о защите прав потребителей В связи с утверждением Положения о порядке выдачи предписаний ГКАП России и его территориальными управлениями по вопросам нарушения законодательства о защите прав потребителей (приказ ГКАП России N 185 от 24 августа 1992 г.) направляются следующие разъяснения. 1. Выдача предписаний по фактам нарушения законодательства о защите прав потребителей без соблюдения процедуры, предусмотренной указанным Положением, не допускается. В случае, если изготовитель (исполнитель, продавец), в отношении которого территориальное управление рассматривало дело, обратится в суд или арбитражный суд с заявлением о признании недействительным предписания территориального управления, несоблюдение установленной Положением процедуры может являться основанием для признания такого предписания недействительным. До выдачи предписания территориальному управлению следует использовать иные возможности воздействия на нарушителей законодательства о защите прав потребителей: разъяснение положений законодательства о защите прав потребителей, обязанностей изготовителя (исполнителя, продавца), их ответственности. В случае нарушения должностными лицами статей 157-1, 157-2, 224 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях начальник территориального управления вправе наложить административное взыскание в виде предупреждения (ст. 26 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях). |