О РАЗРАБОТКЕ КОНЦЕПЦИИ ИЗМЕНЕНИЯ КВАРТПЛАТЫ И ЖИЛИЩНЫХ СУБСИДИЙ В Г. МОСКВЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ 5 ЯНВАРЯ 1993 ГОДА N 3 (ВММ 93-4) Жилищная реформа в Москве началась с процесса приватизации жилищного фонда. Между тем становится все очевиднее, что приватизация является лишь одним из составных элементов жилищной политики. На практике большинство квартир в ближайший год-два будут сдаваться внаем (аренду). В сфере эксплуатации жилья сложилось катастрофическое положение. Все предыдущие годы расходы на содержание муниципального жилья покрывались в основном за счет дотаций из городского бюджета. Сегодня, в условиях повышения уровня оплаты труда персонала эксплуатационных организаций, цен на энергоносители, материальные ресурсы и услуги, населением оплачивается лишь 3,5 проц. от всех необходимых расходов на содержание жилых домов и предоставление коммунальных услуг. При существующих темпах инфляции и жесткой федеральной бюджетной политике городской бюджет практически не в состоянии решить задачу покрытия постоянно возрастающих убытков от содержания жилищного фонда. Одновременно в структуре расходов населения жилищные расходы занимают неадекватное место (средняя доля расходов на квартплату, коммунальные услуги и электричество составляет 2 проц. от семейного дохода). При этом при существующей системе выделения бюджетных дотаций на содержание жилищного фонда не соблюдается принцип социальной справедливости. Так, 25 проц. всех семей, имеющих самые низкие доходы, тратят на оплату жилья более 4 проц. семейного дохода, тогда как в группе семей с самыми высокими доходами эта доля составляет менее 1 проц. Учитывая, что без кардинальных изменений в системе финансирования жилищно-эксплуатационной и коммунальной сферы невозможно приступить к общей жилищной реформе, правительство Москвы п о с т а н о в л я е т: 1. Одобрить основные принципы программы перехода к рыночной системе эксплуатации и обслуживания жилищного фонда: децентрализация управления, создание системы самоуправления жилищным фондом (кондоминиумы, жилищные товарищества); ускорение процесса приватизации квартир, постепенный переход от найма к аренде жилья; демонополизация в жилищном секторе, создание акционерных обществ и частных фирм, обслуживающих жилые дома; переход на приборный учет расходования воды и теплоэнергетических ресурсов по конкретному дому; постепенное (в течение ряда лет) повышение квартирной платы и платы за коммунальные услуги до рыночного уровня; переход от выделения дотации жилищно-эксплуатационным организациям к дотированию жителей; защита беднейших групп населения от необходимости тратить на оплату жилья в пределах устанавливаемой городом социальной нормы чрезмерно высокую долю своего дохода. 2. Представить на утверждение Московскому городскому Совету конкретный вариант программы изменения платы за жилье и введение жилищных пособий, согласно приложению. 3. Департаменту инженерного обеспечения в месячный срок утверждения программы Московским городским Советом разработать и представить правительству Москвы детальный механизм ее реализации. 4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя премьера Буравлева К.Э. Премьер правительства Москвы Ю.М.Лужков ___________________ П р и л о ж е н и е к постановлению правительства Москвы от 05.01.93 г. N 3 П Р О Г Р А М М А изменения платы за жилье и введения жилищных пособий на 1993 г. и 1-е полугодие 1994 г. 1. Взимание с 01.04.93 г. с семей (в том числе из 1 человека), проживающих в отдельных квартирах в домах государственного, муниципального и общественного фонда, квартирной платы по ставкам, установленным с 1 кв. м общей площади квартиры. Для коммунальных квартир и общежитий сохранение порядка взимания квартирной платы за 1 кв. м жилой площади. Сохранение размеров оплаты расходов по содержанию и ремонту приватизированных квартир на уровне ставок квартирной платы, установленных для муниципального жилищного фонда. При этом в ставке должно быть учтено НДС и плата за землю. Повышение с 1 апреля платы за обслуживание домов жилищно- строительных и жилищных кооперативов до уровня ставок квартирной платы в муниципальном жилищном фонде. Постепенное повышение начиная с 01.10.93 г. общего размера оплаты коммунальных услуг для населения (теплоснабжение, водопровод и канализация, газ, вывоз твердых бытовых отходов), в том числе с 01.10.93 г. в 2,6 раза против октября 1992 г., с 01.01.94 г. - в 15 раз и с 01.07.94 г. - в 48 раз. Конкретные размеры указанных ставок оплаты коммунальных услуг для населения устанавливаются едиными по городу, независимо от формы собственности на жилье, правительством Москвы. 2. Сохранение существующего порядка финансирования капитального ремонта жилищного фонда. 3. Установление размера квартирной платы в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда в г. Москве за 1 кв. м общей площади согласно табл 1. 4. Установление с 01.10.93 г. максимально допустимой доли расходов семьи на оплату квартирной платы и коммунальных услуг в пределах социальной нормы жилья не более 5 проц. совокупного семейного дохода, с 01.01.94 г. - не более 7 проц. и с 01.07.94 г. - не более 10 проц. совокупного семейного дохода. 5. В целях социальной защиты семей, имеющих низкий совокупный семейный доход, введение с 01.10.93 г. выплаты ежемесячных жилищных пособий на долю жилых помещений в пределах социальной нормы: 5.1. Размер жилищных пособий определяется как разница между принятыми на соответствующий год размерами квартирной платы и коммунальных платежей на долю жилых помещений, занимаемых по социальной норме, и принятыми предельно допустимыми собственными расходами семей на оплату жилищно-коммунальных услуг. 5.2. Устанавливаются социальные нормы площади жилья - максимальный размер площади жилья, в пределах которого граждане имеют право на получение жилищных пособий, согласно таблице 2. 5.3. Оплата содержания и коммунального обслуживания площади сверх социальной нормы производится полностью за счет семьи вне зависимости от величины ее дохода. 5.4. Жилищные пособия распространяются на нанимателей (арендаторов) квартир муниципального, государственного, общественного жилищного фонда, собственников приватизированных квартир, а также членов ЖСК и ЖК. 6. Дальнейшее повышение ставок квартирной платы и коммунальных услуг до рыночного уровня, изменение нормативов выплаты жилищных пособий (социальные нормы жилья, максимально допустимая доля собственных расходов семей на оплату жилья в пределах социальной нормы) определяются правительством Москвы в зависимости от экономических условий и утверждаются Моссоветом. Т а б л и ц а к программе изменения платы за жилье и введения жилищных пособий РАЗМЕРЫ КВАРТИРНОЙ ПЛАТЫ в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда в г. Москве (в рублях за 1 кв. м. общей площади*) (в месяц) ______________________________________________________________________ ! ! Размер квартирной платы ! за 1 кв. м общей площади !________________________________________ ! с 1 апреля ! с 1 октября ! с 1 января ! 1993 г. ! 1993 г. ! 1994 г. _____________________________!____________!_____________!_____________ Капитальные жилые ! ! ! дома со всеми удобствами ! 1-00 ! 3-00 ! 5-00 ! ! ! Капитальные жилые ! ! ! дома со всеми удобствами ! ! ! без лифта ! 0-90 ! 2-50 ! 4-00 ! ! ! Капитальные жилые ! ! ! дома со всеми удобствами ! ! ! без лифта и мусоропровода ! 0-80 ! 2-00 ! 3-80 ! ! ! Жилые дома без одного ! ! ! из видов удобств, ! ! ! пониженной капитальности ! ! ! или с износом свыше 60 проц. ! 0-60 ! 1-50 ! 3-00 __________________ * Указанные размеры квартирной платы для коммунальных квартир либо общежитий принимаются на 1 кв. м жилой площади. Т а б л и ц а 2 к программе изменения платы за жилье и введения жилищных пособий Рекомендуемые размеры социальных норм жилищной обеспеченности Одинокие граждане Отдельная квартира общей площадью не более 35 кв. м Комната (комнаты) жилой площадью не более 22 кв. м в коммунальной квартире Семьи из двух человек Отдельная квартира общей площадью не более 35 кв. м Комната (комнаты) жилой площадью не более 22 кв. м в коммунальной квартире Семьи из трех человек Отдельная квартира общей площадью не более 45 кв. м Комната (комнаты) жилой площадью не более 28 кв. м в коммунальной квартире Семьи из четырех человек Отдельная квартира общей площадью не более 60 кв. м Комната (комнаты) жилой площадью не более 40 кв. м в коммунальной квартире Семьи из пяти человек Отдельная квартира общей площадью не более 72 кв. м Комната (комнаты) жилой площадью до 48 кв. м в коммунальной квартире Семьи из шести и более Отдельная квартира из расчета не более человек 14 кв. м общей площади на человека Жилая площадь в коммунальной квартире из расчета не более 10 кв. м на человека |