ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ АКЦИОНИРОВАНИЯ И ПРИВАТИЗАЦИИ АЭРОПОРТОВ. Руководящий документ. Министерство транспорта РФ (Минтранс России). 30.09.92

       ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ АКЦИОНИРОВАНИЯ И ПРИВАТИЗАЦИИ АЭРОПОРТОВ

                       РУКОВОДЯЩИЙ ДОКУМЕНТ

                      МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РФ

                         30 сентября 1992 г.


               ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РФ ПО УПРАВЛЕНИЮ
                      ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ

                         30 сентября 1992 г.


                                (НЦПИ)


                                                             УТВЕРЖДАЮ
                                                  Заместитель Министра
                                                     транспорта России
                                                          В.Г. АРТЮХОВ
                                                 30 сентября 1992 года

                                              Заместитель Председателя
                                                Госкомимущества России
                                                         П.П. МОСТОВОЙ
                                                 30 сентября 1992 года

     Настоящие особые условия разработаны в соответствии с  пунктом  4
распоряжения Госкомимущества России от 16 сентября 1992 г. N 444-р "Об
особенностях преобразования  в  акционерные  общества  и  приватизации
предприятий авиационного, морского, речного, автомобильного транспорта
и дорожного хозяйства" и подлежат в  обязательном  порядке  учету  при
составлении  планов  приватизации  аэропортов  и  уставов  акционерных
обществ, создаваемых на их основе.
     При акционировании  предприятий  воздушного  транспорта аэропорты
выделяются из их состава в качестве самостоятельных предприятий.
     Указанный процесс реализуется с соблюдением следующих условий:
     - обязательному    выделению    из    состава     авиапредприятий
(объединенных   авиаотрядов,  производственных  объединений)  подлежат
аэропорты,  обеспечивающие прием самолетов 1 и  2  классов  и  годовой
объем  отправок  из  аэропортов  (по  данным 1991 года) свыше 0,5 млн.
пассажиров;
     - по    остальным   авиапредприятиям   выделение   аэропортов   в
самостоятельные    предприятия    осуществляется     до     проведения
акционирования    по    предложению    трудового   коллектива   (всего
авиапредприятия,  аэропорта или летно  -  технического  комплекса)  на
основании решения Госкомимущества России по представлению Министерства
транспорта России.
     Сроки обязательного  представления документов по приватизации,  в
случае,  если  производится  выделение  из   состава   авиапредприятий
самостоятельных   аэропортов   и  авиакомпаний  (летно  -  технических
комплексов), устанавливаются не позднее 31 декабря 1992 года.
     Разделение авиапредприятий     при    создании    самостоятельных
аэропортов осуществляется в соответствии с принципами,  изложенными  в
Приложении.
     Аэропорты приватизируются  только  путем  их   преобразования   в
акционерные   общества  открытого  типа  в  соответствии  с  порядком,
предусмотренным Указом Президента Российской Федерации от 1 июля  1992
г.  N  721 "Об организационных мерах по преобразованию государственных
предприятий,  добровольных объединений государственных  предприятий  в
акционерные общества", при этом:
     трудовому коллективу     аэропорта     предоставляются     льготы
исключительно   по   варианту   1,   предусмотренному  Государственной
программой приватизации государственных и муниципальных предприятий  в
Российской Федерации на 1992 год;
     в состав уставного капитала не включаются оборудование, средства,
имущество  диспетчерских  пунктов управления воздушным движением (ДПР,
СДП, ВСДП, ПДП, ДПСП, ДПК, ДПК МВЛ, ДПП, РС ЕС УВД, ВРЦ, МДП, КДП, КДП
МВЛ,  ЗС ЕС УВД,  ВЗЦ, АДП, ГЦ ЕС УВД); объекты, сооружения, системы и
средства радиотехнического обеспечения полетов и связи (за исключением
средств внутриаэропортовой связи и информационной техники);  аэродромы
федерального значения (классов А, Б, В, Г, Д в соответствии с принятой
классификацией), взлетные полосы (взлетно - посадочные полосы, боковые
и  концевые  полосы  безопасности,  рулежные  дорожки,  места  стоянок
самолетов,   перроны),   ограждения   аэродромов;   объекты  радио-  и
светотехнического оборудования,  системы энергоснабжения УВД  и  связи
аэродромов;
     контрольные пакеты   акций   создаваемых   акционерных    обществ
закрепляются в государственной собственности.
     Указанные сооружения  и  объекты  (за  исключением  сооружений  и
объектов  управления  воздушным  движением)  используются  создаваемым
акционерным обществом на условиях долговременной аренды (10 - 50 лет).
Сооружения   и   объекты  управления  воздушным  движением  передаются
акционерным обществам  во  временное  пользование  до  их  передачи  в
подразделения  соответствующей государственной службы.  За работниками
служб УВД  сохраняются  льготы,  предусмотренные  законодательством  о
приватизации для членов трудовых коллективов.
   Уставом создаваемого  на  этом  этапе   приватизации   акционерного
общества должно быть предусмотрено,  что представитель Госкомимущества
России,  назначаемый (привлекаемый) этим государственным комитетом  по
представлению   Министерства   транспорта   России  для  осуществления
полномочий  собственника  государственного  имущества   на   собраниях
акционеров,   а  также  в  Совете  директоров  акционерного  общества,
обладает:
     правом вето  на  принятие  решений  об изменении организационно -
правовой формы общества,  а также его устава и назначении генерального
директора;
     постоянным местом в Совете директоров общества.
     В устав  акционерного  общества,  создаваемого на базе аэропорта,
включаются в  обязательном  порядке  типовые  дополнительные  условия,
отражающие  отраслевые  особенности  и порядок участия государственных
органов в управлении  акционерным  обществом,  утверждаемые  совместно
Министерством транспорта России и Госкомимуществом России.
     При принятии  решений  о  приватизации   авиапредприятий   с   их
разделением  на  аэропорт и авиакомпанию за работниками реорганизуемых
предприятий сохраняются льготы,  предусмотренные законодательством при
приватизации каждого из образуемых предприятий.
     В уставе акционерного общества,  создаваемого на базе  аэропорта,
устанавливается,  что  в  срок  не  более  двух лет с даты регистрации
общества   аэропорт    подлежит    реорганизации,    которая    должна
предусматривать:
     - продажу по конкурсу отдельных имущественных объектов  аэропорта
в  счет уменьшения доли государственного имущества в составе уставного
капитала акционерного общества;
     - образование  производственно  -  коммерческих структур (частных
предприятий),  осуществляющих обслуживание воздушных судов,  сервисные
услуги пассажирам, включая торговлю и общественное питание.
     Реорганизация проводится  по  согласованию   с   Госкомимуществом
России  и  Министерством транспорта России.  В случае,  если к моменту
реорганизации более 50%  капитала общества находится в государственной
собственности,   решение  о  реорганизации  принимает  Госкомимущество
России по согласованию с Министерством транспорта России.
     Указанные производственно  -  коммерческие  структуры  используют
территорию, капитальные сооружения и объекты длительного использования
аэропортов   на  условиях  аренды,  покупают  подлежащее  приватизации
имущество аэропортов по конкурсу,  получают допуск к  производственным
процессам аэропортов на следующих условиях:
     - наличие не менее двух  частных  предприятий  -  конкурентов  по
каждому виду работ и услуг;
     - конкурсный подрядный  характер  получения  работ  или  прав  на
выполнение этих работ;
     - сохранение рабочих мест на определенный  конкурсными  условиями
период.
     В договоры аренды имущества и объектов аэропортов в  обязательном
порядке  включаются  условия  их  поддержания  в исправном состоянии и
соблюдения технических норм эксплуатации,  а также  при  необходимости
обязательства  по  модернизации  и  развитию  указанного  имущества  и
объектов.   Проекты   договоров   аренды   в   обязательном    порядке
согласовываются с Министерством транспорта России или по его поручению
региональными управлениями воздушного транспорта.


                                                            Приложение

                     ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ВЫДЕЛЕНИЯ
          САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ АЭРОПОРТОВ ИЗ СОСТАВА ПРЕДПРИЯТИЙ
                        ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА

                          1. Общие положения

     Разделение предприятий воздушного транспорта (ОАО,  ПО - далее по
тексту   предприятия)   на   аэропорт  и  авиакомпанию  направлено  на
исключение монопольного положения авиакомпаний на рынке авиаперевозок,
обеспечение условий для их конкуренции,  повышение общей эффективности
системы воздушного транспорта.
     Авиакомпания представляет  собой  единый  летно  -  технический и
коммерческий комплекс, осуществляющий выполнение авиационных перевозок
пассажиров,  грузов, почты, работ ПАНХ на собственном или арендованном
парке воздушных судов,  продажу авиационных перевозок,  работ и услуг,
техническое  и коммерческое обслуживание воздушных судов и авиарейсов,
обслуживание пассажиров в полете.
     Аэропорт является  единым  инженерно - техническим и коммерческим
комплексом,  предназначенным для приема и отправки воздушных  судов  и
обслуживания  авиаперевозок,  осуществляющим  эксплуатацию  аэродрома,
аэровокзала,  средств хранения и  заправки  ГСМ,  средств  обеспечения
технологических  процессов  в зоне аэропорта теплом,  электроэнергией,
транспортом и связью,  обеспечивающим прием и выпуск воздушных  судов,
их  оперативное техническое и коммерческое обслуживание,  обслуживание
пассажиров  и  клиентуры,  управление  воздушным  движением   в   зоне
аэропорта,  различные виды непрофильной деятельности, сдавать в аренду
и концессии авиакомпаниям и другим предприятиям объекты,  сооружения и
оборудование для производственной и коммерческой деятельности.
     Авиакомпании могут арендовать или иметь в аэропортах  собственные
технологические линии бортпитания,  обслуживания пассажиров, обработки
грузов и почты, владеть или арендовать необходимые для реализации этих
процессов помещения, сооружения и оборудование.

                 2. Разделение подразделений (служб)

     В состав  авиакомпании  безусловно  включаются  следующие типовые
подразделения предприятия воздушного транспорта (в дальнейшем тексте -
предприятия):
     - летные отряды (эскадрильи);
     - авиационно - техническая база;
     - служба бортпроводников;
     - агентство воздушных сообщений;
     - часть аппарата управления,  в  т.ч.  выполняющих  коммерческие,
снабженческие и т.п. функции.
     Остальные службы предприятия,  как правило,  включаются в  состав
аэропорта.
     Авиакомпания может использовать собственный  персонал  на  линиях
регистрации,  встречи  и  посадки  пассажиров своих рейсов и на других
технологических  линиях   и   объектах.   При   этом   соответствующее
технологическое  оборудование  аэропорта используется авиакомпанией на
основе аренды (в том числе почасовой).
     Отдельные подразделения  авиапредприятий могут быть преобразованы
в открытые акционерные общества в соответствии  с  п.  2  Положения  о
коммерциализации,  утвержденного  Указом  Президента РФ от 01.07.92 по
представлению Минтранса (департамента) РФ.

                       3. Разделение имущества

     Авиакомпании передаются воздушные суда,  авиадвигатели,  запасные
части и материалы к ним,  объекты, здания, сооружения, спецтранспорт и
оборудование,   предназначенное    исключительно    для    обеспечения
эксплуатации  воздушных  судов  авиакомпании,  с учетом обеспечения их
эффективной эксплуатации.
     Оставшееся имущество закрепляется за аэропортом.
     Аэропорт обязан обеспечивать право равного доступа авиакомпаниям,
в  том  числе  предоставлять  им  в  аренду  необходимое оборудование,
площади и помещения без нанесения  ущерба  другим  авиаперевозчикам  в
случае дефицита производственных мощностей.

         4. Разделение фондов, активов и пассивов предприятия

     Средства на  расчетном  счете,  запасы,  затраты,  дебиторская  и
кредиторская задолженность,  займы,  вклады в банки и уставный капитал
акционерных   обществ,   учрежденных   предприятием,   делятся   между
авиакомпанией    и    аэропортом    следующим    образом:    средства,
предназначенные   на   оплату  и  стимулирование  труда  работников  и
социальные  цели,  делятся   пропорционально   численности   персонала
(базовому фонду оплаты труда); оставшиеся средства, предназначенные на
развитие  производства,  а  также  различные  долговременные  вложения
распределяются  пропорционально  стоимости  основных  производственных
фондов.

            5. Разделение объектов социального назначения

     Объекты социально - культурно - бытового  назначения  носят,  как
правило,    убыточный   характер   и   принадлежат   в   равной   мере
(пропорционально   численности)   каждому   из    формируемых    новых
предприятий.  Применительно  к  указанным  объектам возможны следующие
решения:
     - передача   на   баланс  местных  органов  власти  (по  мере  их
готовности);
     - передача   в   ведение   аэропорта  с  закрепленными  договором
обязательствами аэропорта предоставлять их в пользование авиакомпании,
которая    принимает    участие    в    финансировании    деятельности
пропорционально численности работников.
     Включение объектов  социально  -  культурного назначения в состав
имущества   предприятий   либо   предоставление   предприятиям   права
пользования     этим     имуществом     устанавливается    действующим
законодательством.

                6. Определение ставок и арендных плат

     Размер ставок,  пассажирских сборов и  арендных  плат,  взимаемых
аэропортами   с  авиакомпаний,  утверждается  государственным  органом
управления по представлению ими обоснований и расчетов, предварительно
доведенных до сведения заинтересованных авиакомпаний.

                  7. Закрепление земельного участка

     Авиакомпании отводятся  площади  ангара,  приангарных сооружений,
приангарные площадки для обслуживания воздушных судов, площади зданий,
занимаемых или используемых преимущественно персоналом авиакомпании, и
прилегающие к ним площади с оформлением соответствующего  землеотвода.
Остальная  территория,  используемая  авиапредприятием,  включается  в
землеотвод аэропорта  с  учетом  перспективных  планов  его  развития.
Аэропорт  на  условиях  равного  доступа предоставляет авиакомпаниям в
аренду землю, помещения, оборудование, услуги.

                       8. Правопреемственность

     На этапе  разделения  государственного   предприятия   воздушного
транспорта   на   аэропорт   и   авиакомпанию   с   их   одновременным
акционированием  его   правопреемниками   становятся   соответствующие
акционерные  общества.  Отношения  правопреемственности закрепляются в
двух- или многостороннем договоре.