О НЕКОТОРЫХ ИЗМЕНЕНИЯХ ПОРЯДКА ТРУДОВОГО И БЫТОВОГО УСТРОЙСТВА ЛИЦ, ОСВОБОЖДАЕМЫХ ИЗ УЧРЕЖДЕНИЙ, ИСПОЛНЯЮЩИХ УГОЛОВНЫЕ НАКАЗАНИЯ. Письмо. Министерство внутренних дел РФ (МВД России). 28.09.92 1/3819

               О НЕКОТОРЫХ ИЗМЕНЕНИЯХ ПОРЯДКА ТРУДОВОГО
       И БЫТОВОГО УСТРОЙСТВА ЛИЦ, ОСВОБОЖДАЕМЫХ ИЗ УЧРЕЖДЕНИЙ,
                   ИСПОЛНЯЮЩИХ УГОЛОВНЫЕ НАКАЗАНИЯ

                                ПИСЬМО

                    МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РФ

                         28 сентября 1992 г.
                               N 1/3819

                 ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ЗАНЯТОСТИ РОССИИ

                         28 сентября 1992 г.
                               N 218-ФП

                                (НЦПИ)


     В соответствии с Законом РСФСР "О занятости населения в РСФСР" от
19  апреля  1991  г.,  согласно  которому  лица,  отбывшие   уголовное
наказание,  обеспечиваются  дополнительными гарантиями занятости,  как
особо нуждающиеся в социальной защите, предлагаем:
     1. Министрам   внутренних  дел  республик  в  составе  Российской
Федерации,  начальникам ГУВД г. Москвы, Московской области, г. Санкт -
Петербурга и Ленинградской области,  УВД краев и областей,  управлений
лесных исправительно -  трудовых  учреждений  с  1  сентября  1992  г.
организовать   следующий  порядок  предварительного  решения  вопросов
трудового и бытового  устройства  лиц,  освобождаемых  из  учреждений,
исполняющих наказание <*>:
----------------------------------------
     <*> В дальнейшем - учреждения.

     1.1. Администрация   учреждения  за  6  месяцев  до  освобождения
осужденного  знакомит  его   с   основными   нормами   и   положениями
законодательства    о    занятости   населения,   разъясняет   порядок
трудоустройства,  права и обязанности  в  ходе  поиска  работы  и,  на
основании  письменного  заявления  о  выборе  места  жительства  после
отбытия наказания  и  желании  трудоустроиться  через  государственную
службу   занятости,  направляет  запрос  в  орган  внутренних  дел  по
выбранному месту жительства о возможности прописки.
     1.2. Орган  внутренних  дел  в 20-дневный срок со дня поступления
запроса устанавливает возможность  прописки  лица,  освобождаемого  из
учреждения,  о  чем немедленно извещает учреждение.  При положительном
решении  в   городской   (районный)   центр   занятости   направляется
информация, необходимая для организации трудоустройства этого лица.
     1.3. При  отсутствии  возможности  прописки   освобождаемого   по
избранному   месту   жительства  администрация  учреждения  продолжает
содействовать решению вопросов,  связанных с проживанием его в  других
местностях, в порядке, указанном в п. п. 1.1 - 1.2.
     1.4. При освобождении  лицу,  отбывшему  наказание,  кроме  ранее
принятых  нормативными  актами  документов,  выдается  справка  о  его
среднемесячной  заработной  плате  за   период   отбывания   наказания
(прилагается).
     2. Руководителям республиканских,  входящих в  состав  Российской
Федерации,  краевых, областных, автономных образований, городов Москвы
и  Санкт  -  Петербурга,  органов  государственной  службы   занятости
совместно с руководителями органов внутренних дел:
     2.1. Определить  порядок  работы  центров  занятости  с   лицами,
освободившимися из мест лишения свободы.
     2.2. Рекомендовать   местным   органам   службы   занятости   при
поступлении из органов внутренних дел информации о лицах,  готовящихся
к освобождению из  учреждений,  проводить  подготовительную  работу  с
руководителями  предприятий,  учреждений  и  организаций  по  вопросам
трудоустройства этих граждан в соответствии  с  возрастом,  состоянием
здоровья,    профессией    (специальностью),   уровнем   квалификации,
окончанием срока наказания и др.  При необходимости о результатах этой
работы сообщать в местные органы внутренних дел.
     2.3. В случае обращения  лиц,  отбывших  наказание,  в  городские
(районные)  центры  занятости  с  целью  трудоустройства,  принимать в
первоочередном порядке необходимые меры  по  их  трудоустройству  (при
предъявлении   установленных   документов).   Работа  с  этими  лицами
производится  в  соответствии  с   действующим   законодательством   о
занятости населения Российской Федерации.
     3. Министерствам внутренних дел республик  в  составе  Российской
Федерации,  управлениям  внутренних дел краев,  областей,  управлениям
лесных исправительно - трудовых учреждений,  республиканским, краевым,
областным   службам  занятости  ежегодно  проводить  анализ  состояния
занятости лиц,  отбывших наказание,  при  необходимости  информировать
государственные органы управления для принятия необходимых мер.
     4. Контроль  за  выполнением  настоящего  указания  возложить  на
Главное  управление  исполнения  наказаний,  Главное управление лесных
исправительно  -  трудовых  учреждений  МВД  Российской  Федерации   и
Федеральную службу занятости России.

Заместитель Министра внутренних дел
Российской Федерации
                                                           П. МИЩЕНКОВ
28 сентября 1992 г.
N 1/3819

Руководитель Федеральной
службы занятости России
                                                           Ф. ПРОКОПОВ
28 сентября 1992 г.
N 218-ФП


                                                            Приложение

                               ПАМЯТКА

            (РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ТРУДОУСТРОЙСТВУ) ДЛЯ ГРАЖДАН,
          ОСВОБОЖДЕННЫХ ИЗ УЧРЕЖДЕНИЙ, ИСПОЛНЯЮЩИХ НАКАЗАНИЕ

                             I. ВВЕДЕНИЕ

     Данная памятка,  в основу которой положены нормы законодательства
о  занятости,  имеет  целью   помочь   гражданам,   освобожденным   из
учреждений,  исполняющих  наказание  (УИН) <*> ориентироваться в новых
для них условиях рынка труда,  предоставить необходимую информацию  об
их  правах  и  обязанностях  в  процессе  поиска работы при содействии
центров  занятости  Федеральной   государственной   службы   занятости
населения.
--------------------------------
     <*> В дальнейшем именуются "граждане".

     Учитывая, что   в   рамках   памятки  невозможно  разъяснить  все
возникающие вопросы в полном объеме, необходимо в случае затруднений с
поиском   работы  обратиться  за  консультацией  к  работникам  центра
занятости по месту постоянного проживания.

        II. ОСНОВНЫЕ ПРАВА ГРАЖДАН В ПРОЦЕССЕ ТРУДОУСТРОЙСТВА

     2.1. Граждане, нуждающиеся в трудоустройстве, имеют право:
     обращаться за   помощью   в   районные,   межрайонные,  городские
(районные в городе) центры занятости населения (в дальнейшем -  центры
занятости);
     на выбор  работы,  как   самостоятельным   путем,   так   и   при
посредничестве центров занятости;
     на получение бесплатной информации, консультации и посреднической
помощи со стороны центров занятости;
     в случае признания безработными  -  на  пособие  по  безработице,
материальную помощь с учетом наличия в семье иждивенцев;
     на выплату стипендии во  время  обучения  по  направлению  службы
занятости.

    III. ИНФОРМАЦИОННЫЕ УСЛУГИ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫЕ ЦЕНТРОМ ЗАНЯТОСТИ

     3.1. Гражданам,  обратившимся в центр занятости,  предоставляется
следующая информация:
     о предприятиях,  имеющих  свободные  рабочие места,  их адресах и
транспортной доступности;
     о возможностях   профессиональной   подготовки,   переподготовки,
повышения  квалификации  и  об  учебных   заведениях,   осуществляющих
профессиональное обучение по направлению центров занятости;
     о порядке и условиях регистрации в  центрах  занятости,  а  также
правилах дальнейшего взаимодействия с работниками центра занятости;
   сведения о помощи, которую может предоставить центр занятости.

         IV. ДЕЙСТВИЯ ГРАЖДАН ПРИ ОБРАЩЕНИИ В ЦЕНТР ЗАНЯТОСТИ

     4.1. Граждане,  желающие трудоустроиться  при  содействии  службы
занятости,  должны зарегистрироваться в целях поиска подходящей работы
в центре занятости по месту постоянного жительства (прописки).
     Подходящей считается    такая   работа,   которая   соответствует
профессиональной   пригодности   работника   с   учетом   уровня   его
профессиональной   подготовки,  прежней  работы,  состояния  здоровья,
транспортной доступности рабочего места. Для впервые ищущих работу, не
имеющих  профессии  (специальности),  а  также для тех,  кто отказался
повысить (восстановить) квалификацию или  получить  смежную  профессию
(специальность)  после  трехгодичного  перерыва  в  работе  или  после
окончания   первоначального   (12-месячного)   периода    безработицы,
подходящей  считается оплачиваемая работа,  требующая или не требующая
(с учетом возрастных или иных  особенностей  граждан)  предварительной
подготовки, включая работу временного характера.
     4.2. Для регистрации в центре занятости в целях поиска подходящей
работы  граждане  самостоятельно  заполняют  регистрационную  карту  и
представляют следующие документы:
     паспорт, трудовую  книжку или документы их заменяющие (справку об
освобождении);
     документы об   образовании  или  удостоверяющие  профессиональную
квалификацию;
     справку о среднем заработке за последние два месяца по последнему
месту работы в УИН;
    и меющие  ограничения  по  состоянию  здоровья  -  соответствующие
документы.
     Впервые ищущие   работу,  не  имеющие  профессии  (специальности)
предъявляют паспорт (справку об освобождении) и документ о  полученном
образовании или профессиональной подготовке.
     При этом необходимо знать,  что в случае  отсутствия  документов,
подтверждающих наличие трудового стажа и размер заработка,  пособие по
безработице   начисляется   в    размере    минимального    заработка,
установленного законодательством Российской Федерации.

                    V. ПОРЯДОК РАБОТЫ С ГРАЖДАНАМИ

     5.1. Центр  занятости  в  течение  10  дней  со  дня  регистрации
гражданина, должен, по возможности, предложить ему по крайней мере два
варианта  подходящей работы,  предоставить бесплатные консультационные
услуги   о   иных   возможностях   трудоустройства,   профессиональной
подготовки  (переподготовки)  и  обеспечить  имеющейся  информацией  о
наличии вакантных рабочих мест (должностей).
     5.2. Оказание   гражданам  помощи  в  подборе  подходящей  работы
осуществляется центром занятости,  исходя из наличия вакантных рабочих
мест (должностей) на предприятиях, в учреждениях, организациях.
     5.3. При этом не допускается:
     направление граждан  на  предприятия,  находящиеся  за  пределами
транспортной доступности, без добровольного согласия обратившегося;
     направление граждан  на  предприятия  с целью трудоустройства без
подтверждения   работодателем   наличия   вакантных    рабочих    мест
(должностей);
     приглашение граждан в центр занятости  чаше  одного  раза  в  две
недели,  за  исключением  случаев,  когда  такое приглашение связано с
предложением подходящей работы.

       VI. ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН, ОБРАТИВШИХСЯ В ЦЕНТР ЗАНЯТОСТИ

     6.1. Граждане,  обратившиеся в центр занятости,  в  целях  поиска
подходящей работы, обязаны выполнять следующие требования:
     а) соблюдать порядок,  и условия  регистрации  (перерегистрации),
установленные в центре занятости;
     б) предъявлять необходимые документы по  требованию  специалистов
центра занятости;
     в) уведомлять центр занятости обо всех  изменениях,  связанных  с
занятостью и влияющих на подбор места работы (учебы);
     г) информировать центр занятости о возможном отсутствии по  месту
постоянного  жительства  (согласовывать  свои  действия,  связанные  с
временным отъездом, с центром);
     д) проявлять  личную  инициативу  в поиске рабочего места и иметь
подтверждение своим действиям;
     е) посещать  центр  занятости в установленные сроки,  подтверждая
тем самым свое стремление к скорейшему трудоустройству.
     6.2. При отсутствии подходящей работы,  гражданам, ищущим работу,
может быть предложено участие в общественных работах.  Участие в таких
работах допускается только при условии добровольного согласия граждан.
     К общественным работам могут быть отнесены работы,  не  требующие
специальной   подготовки,   в   таких   сферах,   как  промышленное  и
сельскохозяйственное строительство,  ремонт  административных  зданий,
мелиоративные   и   земляные   работы,  озеленение  и  благоустройство
территории,  работы экологического  направления,  сфера  обслуживания,
сезонные    работы    (уборка   сельскохозяйственной   продукции,   ее
переработка, сезонная торговля, лесозаготовительные работы и др.).
     6.3. В  случае  невозможности  предоставления  подходящей работы,
гражданам может быть  предложено  пройти  профессиональную  подготовку
(переподготовку),  повысить  квалификацию  с  соответствующей выплатой
стипендии (раздел XIII Памятки).

                 VII. ПРИЗНАНИЕ ГРАЖДАН БЕЗРАБОТНЫМИ

     7.1. Безработными признаются трудоспособные граждане,  не имеющие
работы  и  заработка,  зарегистрированные  в центрах занятости в целях
поиска подходящей работы,  готовые приступить к ней и не получившие от
центров занятости предложений подходящей работы.
     7.2. Решение о признании гражданина  безработным  принимается  по
месту  его  постоянного  жительства  центром  занятости  не позднее 11
календарных дней со дня предъявления  паспорта,  трудовой  книжки  или
документов  их  заменяющих,  а  также  документов,  удостоверяющих его
профессиональную  квалификацию,  справки  о   среднем   заработке   за
последние  два месяца по последнему месту работы в УИН,  а для впервые
ищущих работу  и  не  имеющих  профессии  (специальности)  -  паспорта
(справки об освобождении) и документа об образовании.
     7.3. Необходимо знать,  что не признаются безработными  следующие
категории граждан:
     не достигшие 16-летнего возраста,  а также  граждане,  которым  в
соответствии  с  пенсионным законодательством назначена пенсия,  кроме
граждан, получающих пенсию по инвалидности III группы;
     отказавшиеся в  течение  10  дней  со  дня  регистрации  в центре
занятости от  двух  вариантов  подходящей  работы,  а  впервые  ищущие
работу,  не  имеющие профессии (специальности) - в случае двух отказов
от  возможности   получения   профессиональной   подготовки   или   от
предложенной    оплачиваемой   работы   (включая   работы   временного
характера).  При этом гражданину в  указанный  период  не  может  быть
предложена одна и та же работа (одно и то же место учебы) дважды.
     7.4. Граждане,  которые  в  установленном  порядке  не   признаны
безработными,  приобретают  право на повторное обращение для признания
таковыми через две недели.
     7.5. При невозможности предоставления подходящей работы в течение
10 дней со дня регистрации, граждане признаются безработными с первого
дня предъявления центру занятости документов,  перечисленных в п.  7.2
настоящей Памятки.

               VIII. НАЗНАЧЕНИЕ ПОСОБИЯ ПО БЕЗРАБОТИЦЕ

     8.1. Решение о  назначении  пособия  по  безработице  принимается
центром  занятости  одновременно  с  решением  о  признании гражданина
безработным на основании его личного заявления.
     8.2. Для  назначения  пособия  по  безработице  и определения его
размеров  в  дополнение  к  документам,  перечисленным  в  пункте  7.2
настоящей  Памятки,  граждане,  имеющие  нетрудоспособных  иждивенцев,
представляют справку с места  жительства  о  наличии  нетрудоспособных
иждивенцев.  При  отсутствии  такой  справки  доплаты  на иждивенцев к
пособию по безработице не начисляются.
     К иждивенцам относятся нетрудоспособные члены семьи обратившегося
в центр занятости, находящиеся на полном его содержании или получающие
от  него  помощь,  являющуюся для них постоянным и основным источником
средств к существованию.
     8.3. О  принятом  решении  центр  занятости  письменно уведомляет
граждан   и   соответствующее   учреждение   банка   или   предприятие
министерства  связи,  а  результаты  решения  фиксируются  в заявлении
гражданина на выплату пособия и в регистрационной карте.

                  IX. РАЗМЕРЫ ПОСОБИЙ ПО БЕЗРАБОТИЦЕ

     9.1. Размеры пособий по безработице дифференцируются в  следующем
порядке:
     имевшим в УИН оплачиваемую работу не менее 12 календарных  недель
в   течение   12  месяцев,  предшествующих  освобождению,  пособие  по
безработице выплачивается в течение первых трех месяцев в  размере  75
процентов среднего заработка,  исчисленного за последние два месяца по
последнему  месту  работы  в  УИН,  следующих  четырех  месяцев  -  60
процентов,  в дальнейшем - 45 процентов, но во всех случаях пособие по
безработице выплачивается в размере не  ниже  минимального  заработка,
установленного   законодательством   и  не  выше  среднего  заработка,
сложившегося в республике,  входящей в  состав  Российской  Федерации,
крае, области, автономной области, автономном округе, городах Москве и
Санкт - Петербурге;
     имевшим в  УИН  оплачиваемую работу менее 12 календарных недель в
течение  12  месяцев,  предшествующих  освобождению,   ищущим   работу
впервые,  а  также стремящимся возобновить трудовую деятельность после
длительного (более  одного  года)  перерыва,  пособие  по  безработице
выплачивается   в   размере   минимального  заработка,  установленного
законодательством.
     9.2. Гражданам,   завершившим   профессиональную   подготовку   и
переподготовку в учебных заведениях по направлению  центра  занятости,
но   не   трудоустроенным,   выплачивается   пособие  по  безработице,
первоначальный размер которого  не  ниже  установленной  им  во  время
обучения стипендии.
    9.3. При  наличии  у  безработного  нетрудоспособных   иждивенцев,
размер   пособия   увеличивается  на  10%  на  каждого  иждивенца,  но
максимальный его размер не может превышать:
     имевшим в  УИН оплачиваемую работу не менее 12 календарных недель
в  течение  12  месяцев,  предшествующих  освобождению,   -   среднего
заработка по последнему месту работы в УИН;
     имевшим в УИН оплачиваемую работу менее 12 календарных недель,  в
течение   12   месяцев,  предшествующих  освобождению,  ищущих  работу
впервые,  а также стремящихся возобновить трудовую деятельность  после
длительного  (более  одного  года)  перерыва,  -  среднего  заработка,
сложившегося в республике,  входящей в  состав  Российской  Федерации,
крае, области, автономной области, автономном округе, городах Москве и
Санкт - Петербурге.
     9.4. В  случае,  когда  средняя  заработная  плата  или расчетная
величина пособия по безработице ниже минимального уровня оплаты труда,
пособие  устанавливается  равным  минимальному  уровню  оплаты труда с
последующим его увеличением на 10 процентов на каждого  иждивенца,  но
максимальный  размер  такого  пособия  не  должен  превышать  среднего
заработка,  сложившегося в республике,  входящей в  состав  Российской
Федерации,  крае,  области,  автономной  области,  автономном  округе,
городах Москве и Санкт - Петербурге.
     9.5. При  наличии  в  семье  нескольких  безработных  доплата  на
иждивенцев производится одному из них.
     9.6. Пособие   по   безработице   индексируется  в  установленном
порядке.
     9.7. С пособий по безработице производятся удержания:
     подоходного налога (в соответствии с Законом РСФСР "О  подоходном
налоге с физических лиц");
     по судебным определениям,  постановлениям и приговорам в порядке,
установленном для реализации судебных решений;
     излишне выплаченных безработному сумм.

         X. ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ВЫПЛАТЫ ПОСОБИЯ ПО БЕЗРАБОТИЦЕ

     10.1. Продолжительность  периода   выплаты   пособия   не   может
превышать  12  календарных месяцев в суммарном исчислении в течение 18
календарных месяцев.
     10.2. Продолжительность  периода  выплаты  пособия по безработице
для безработных граждан,  общий трудовой стаж которых в соответствии с
Законом РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" дает право выхода на
пенсию (включая пенсии на  льготных  условиях)  увеличивается  на  две
календарные  недели сверх уставленных 12 месяцев за каждый год работы,
превышающий требуемый стаж.
     Общий период  выплаты  пособия  по безработице для этой категории
безработных не может превышать  24  календарных  месяцев  в  суммарном
исчислении в течение 36 календарных месяцев.
   10.3. По  предложению  центра  занятости   безработным   гражданам,
имеющим  независимо  от перерывов в трудовой деятельности стаж работы,
дающий право выхода на полную пенсию по старости  (включая  пенсию  на
льготных условиях),  с их согласия пенсия оформляется досрочно,  но не
ранее чем за два года до установленного законодательством срока выхода
на пенсию.
     Выплата пенсий,  установленных безработным досрочно, прекращается
в случае их трудоустройства.

                XI. ПРИОСТАНОВКА  И  ПРЕКРАЩЕНИЕ  ВЫПЛАТЫ  ПОСОБИЙ  ПО
                        БЕЗРАБОТИЦЕ

     11.1. Выплата  пособия  по  безработице  может  быть  прекращена,
отложена,  приостановлена  или  его  размер  сокращен  органами службы
занятости.
     11.2. Выплата пособия прекращается в случаях:
     трудоустройства безработного;
     прохождения профессиональной  подготовки,  повышения квалификации
или переподготовки по направлению службы занятости  с  соответствующей
выплатой стипендии;
     истечения установленного периода выплаты пособия;
     получения пособия обманным путем;
     осуждения лица,  получающего пособия,  к наказанию в виде лишения
свободы или принудительного лечения по решению суда;
     назначения в соответствии с пенсионным  законодательством  пенсии
(кроме пенсий по инвалидности III группы).
     11.3. Выплата пособия может быть отложена на срок до трех месяцев
в случаях:
     отказа в период безработицы от двух вариантов подходящей работы;
     увольнения за  нарушения  трудовой  дисциплины  и другие виновные
действия, предусмотренные трудовым законодательством;
     длительного (более  одного  месяца)  отсутствия  безработного  на
территории постоянного проживания без уведомления службы занятости;
     нарушения порядка   и   правил   поведения  в  центре  занятости,
установленных его администрацией.
     11.4. Период,   на   который  откладывается  выплата  пособия  по
безработице,  засчитывается  в  общий  период   выплаты   пособия   по
безработице.
     11.5. Выплата пособия может быть приостановлена на срок  до  трех
месяцев в случаях:
     трудоустройства на временную работу или работу с неполным рабочим
днем (неделей) без уведомления службы занятости;
     нарушения безработным   гражданином   условий    регистрации    и
перерегистрации.
     Период, на  который   приостанавливается   выплата   пособия   по
безработице,   засчитывается   в   общий  период  выплаты  пособия  по
безработице.
     11.6. Размер пособия может быть сокращен на 25% на срок до одного
месяца в случаях:
     неявки без  уважительных причин на переговоры о трудоустройстве с
работодателем  в  течение  трех  дней  со  дня   направления   службой
занятости;
     отказа без уважительных причин явиться  в  службу  занятости  для
предложения работы (обучения).
     11.7. Решение о прекращении,  приостановке или отложении  выплаты
пособия  по  безработице,  снижении  его  размера  принимается службой
занятости  по  каждому  безработному  индивидуально,  с   обязательным
уведомлением об этом безработного.

        XII. СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ГРАЖДАН В ПЕРИОД БЕЗРАБОТИЦЫ

     12.1. Гражданам,  потерявшим  право  на  пособие по безработице в
связи с истечением установленного законодательством срока его выплаты,
а также членам семьи безработного, находящимся на его иждивении, может
оказываться  материальная  помощь,  включая  дотации  за  пользованием
жильем,  коммунальными  услугами,  общественным транспортом,  услугами
здравоохранения и общественного питания.  При этом порядок  и  условия
оказания  материальной  и  иной  помощи определяется законодательством
Российской  Федерации,  республик,  входящих   в   состав   Российской
Федерации,  решениями  местных  Советов  народных  депутатов,  а также
коллективными договорами и иными соглашениями
     12.2. Затраты граждан,  связанные с переездом в другой населенный
пункт  для   трудоустройства   по   направлению   центров   занятости,
компенсируются этими центрами за счет средств фонда занятости.

               XIII. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ ГРАЖДАН

     Профессиональное обучение    безработных    граждан   в   учебных
заведениях системы повышения квалификации и переподготовки  кадров,  а
также  учебных  подразделениях предприятий,  учреждений,  организаций,
осуществляется по направлению центра занятости в случаях:
     невозможности подыскать  подходящую  работу  из-за отсутствия для
этого необходимых навыков;
     необходимости изменить    профессию    или   квалификацию   из-за
отсутствия работы по ранее полученной специальности;
     утраты способностей к выполнению работы по прежней профессии.
     13.2. Профессиональное обучение граждан включает в себя:
     подготовку (первоначальное   обучение)  рабочих  -  для  лиц,  не
имеющих  профессии,  желающих  приобрести  их  и  трудиться  по   этим
профессиям;
     переподготовку (переобучение)  рабочих  и  специалистов  в  целях
обучения  граждан  новым профессиям (специальностям),  если им службой
занятости не может быть предложена подходящая работа  по  имеющимся  у
них  профессиям  (специальностям),  либо  ими  утрачена  способность к
выполнению работы по этим профессиям (специальностям);
     обучение рабочих   вторым   (смежным)  профессиям,  проводимое  в
случаях,  если трудоустройство на новом рабочем месте требует  от  них
умения работать по нескольким профессиям;
     повышение квалификации   рабочих   и   специалистов    в    целях
совершенствования  знаний,  умений  и  навыков  по имеющимся у граждан
профессиям  (специальностям)   для   освоения   новых   функциональных
обязанностей, особенностей предстоящей трудовой деятельности.
     13.3. На период  профессиональной  подготовки,  переподготовки  и
повышения  квалификации  гражданам выплачивается стипендия в следующих
размерах:
     имеющим трудовой  стаж  свыше  одного  года,  -  75  процентов их
среднемесячного заработка по последнему месту работы в УИН, но не ниже
минимальной оплаты труда, предусмотренной законодательством Российской
Федерации,  и не выше среднего заработка в данной республике, входящей
в  состав  Российской Федерации,  крае,  области,  автономной области,
автономном округе, городах Москве и Санкт - Петербурге;
     не имеющим трудового стажа или имеющим трудовой стаж менее одного
года - в размере стипендии,  установленной  государством  для  учебных
заведений  соответствующего  профиля,  но  не  ниже размера пособия по
безработице, предусмотренного для этой категории граждан.
     13.4. Гражданам,  имеющим иждивенцев, размер стипендии повышается
на каждого иждивенца на 10%,  но не может  превышать  размер  среднего
заработка по последнему месту работы.
     13.5. Размер стипендии может быть уменьшен или выплата  ее  может
быть   приостановлена   в  случаях  неуспеваемости  или  нерегулярного
посещения занятий без уважительной причины.

                      СПРАВКА О ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЕ

     Дана ------------------------------------------------------------
                (фамилия, имя, отчество, год рождения)

в том, что он (она), находясь в учреждении --------------------------,
имел (имела) оплачиваемую работу в течение ---------------------------
календарных недель  за  12  месяцев,  предшествующих освобождению,  по
специальности ------------------------------ по ------------- разряду.

     Средний заработок за последние два месяца работы ----------------
-------------------------------------------------------------- рублей.

     Справка прилагается к листку освобождения, выданному ------------
------------------ 199-- г. N -----

     Подписи:

     Начальник учреждения --------------------------------------------
     Главный бухгалтер учреждения ------------------------------------

     М.П.

     "---" ---------- 199-- г.