ПРОВЕДЕНИЕ ПРОВЕРОК СОБЛЮДЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ СТАНДАРТОВ И ТЕХНИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ СТРОЙИНДУСТРИИ И ПРОМЫШЛЕННОСТИ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ (РДС-101-92) ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВО АРХИТЕКТУРЫ, СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РФ 10 ноября 1992 г. N 250 (БНА 93-2) Введен в действие 1 января 1993 г. Порядок проведения проверок соблюдения требований стандартов и технических условий на предприятиях стройиндустрии и промышленности строительных материалов разработан в соответствии с законами Российской Федерации "О защите прав потребителей", "О Государственной налоговой службе РСФСР" и Положением о порядке применения экономи- ческих санкций за нарушение требований стандартов и технических усло- вий, утвержденным ГКНТ, Минфином СССР, ЦСУ СССР, Госстандартом и Госкомцен СССР от 12 июля 1983 г. N 94 (письмо Минфина СССР от 19 июня 1990 г. N 81). 1. Общие положения 1.1. Настоящий Порядок устанавливает процедуру проверок соблюде- ния требований стандартов и технических условий, проводимых Минстроем Российской Федерации с привлечением ведущих научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций, на предприятиях стройиндустрии и промышленности строительных материалов вне зависимости от их подчинен- ности и форм собственности в соответствии с Положением о Министерстве архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 1 марта 1992 г. N 127. Проверки проводятся с целью разработки и осуществления мер по обеспечению соответствия выпускаемой продукции требованиям стандартов и совершенствования действующих нормативных документов по стандартиза- ции. Органы государственного архитектурно-строительного надзора при осуществлении проверок в соответствии с Положением о них могут приме- нять процедуру контроля, установленную настоящим Порядком (разд. 3-5). 1.2. Проверки организуются в соответствии с "Планом проведения проверок соблюдения предприятиями-изготовителями требований стандартов и технических условий в области строительства" (в дальнейшем - Планом проверок), утверждаемым Минстроем Российской Федерации, и по отдельным заданиям руководства Министерства. Общее руководство работами по Плану проверок и контроль за соблю- дением требований настоящего Порядка осуществляет Управление стандар- тизации и технического нормирования Минстроя России (далее - Управле- ние стандартизации). 1.3. Проверки проводятся комиссиями в составе не менее двух спе- циалистов. Персональный состав комиссии определяет руководитель орга- низации, указанной в Плане проверок в качестве ведущей организации по проведению проверки и организаций - участников проверки. 1.4. При проведении проверок: производится оценка соблюдения требований нормативных документов непосредственно на предприятии-изготовителе путем контрольных испыта- ний продукции, а также изучения условий ее производства и документации (журналов службы технического контроля, лаборатории и отчетных матери- алов предприятия), характеризующей качество продукции, выпущенной за проверяемый период; осуществляется сбор необходимой информации для анализа и обобще- ния практического опыта внедрения и соблюдения предприятиями утвержда- емых Минстроем России нормативных документов для использования при разработке новых и совершенствовании действующих нормативно-техни- ческих документов; разрабатываются рекомендации по устранению установленных не- достатков и обеспечению требований стандартов на продукцию; применяются штрафные санкции к предприятиям, поставившим по пря- мому назначению продукцию, не соответствующую требованиям стандартов и технических условий. При необходимости проверка качества продукции предприятия-изгото- вителя проводится у потребителя (на строительных объектах, товарных базах и т.д.). 1.5. Оценка соответствия продукции требованиям нормативных доку- ментов проводится, как правило, по всем требованиям стандартов или технических условий. Если стандартами или техническими условиями пре- дусмотрены рекомендуемые (необязательные) показатели качества, провер- ка продукции на соответствие этим показателям может не проводиться. 2. Подготовка к проведению проверок 2.1. Управление стандартизации Минстроя России направляет задание на проведение проверки соблюдения требований стандартов и технических условий по форме, приведенной в приложении А*, ведущей организации по проверке, являющейся ответственной за ее проведение. ---------- * Приложения в Бюллетене не приводятся. - Прим. ред. 2.2. Руководитель ведущей организации: по получении задания на проведение проверки назначает руководите- ля проверки из числа высококвалифицированных специалистов, имеющих достаточный опыт работы, связанной с контролем качества и технологией производства продукции; информирует о календарных сроках проведения проверки ее участни- ков (организации-участники, указанные в Плане проверок, направляют своих специалистов в состав комиссии) и руководство проверяемого предприятия не позднее чем за две недели до начала проверки. 3. Проведение проверки 3.1. Проверка проводится в присутствии ответственных лиц, назна- чаемых руководителем предприятия. Администрация предприятия обеспечивает необходимые условия для проведения проверки. 3.2. На предприятии проверяют состояние: нормативно-технической, проектной, технологической и другой доку- ментации; технологии производства; технического контроля; соответствия продукции требованиям стандартов и технических усло- вий. 3.2.1. При проверке состояния применяемой предприятием норматив- но-технической, проектной, технологической документации устанавливают: наличие лицензии на выпуск продукции, выданной в установленном порядке лицензионным центром; наличие необходимых официально изданных стандартов и (или) техни- ческих условий на выпускаемую продукцию и правильность внесения ут- вержденных в установленном порядке изменений в нормативно-техническую и проектную документацию на проверяемую продукцию; наличие утвержденной в установленном порядке технологической до- кументации (карт, регламентов, рецептур) на производство проверяемой продукции и соответствие ее требованиям нормативно-технической и про- ектной документации; наличие и состояние утвержденных в установленном порядке образцов (эталонов) изделий, если они предусмотрены нормативно-техническими и проектными документами на проверяемую продукцию. 3.2.2. При проверке состояния технологии производства устанавли- вают состояние технологического оборудования и соблюдение технологи- ческой дисциплины. 3.2.3. При проверке состояния технического контроля устанавлива- ют: состояние входного, операционного и приемочного контроля; соблюдение предусмотренных нормативными документами методов конт- роля; обеспеченность предприятия необходимыми контрольно-измерительными средствами; правильность ведения журналов службы технического контроля и ла- боратории. 3.2.4. При проверке и испытаниях продукции устанавливают ее соот- ветствие требованиям нормативно-технической и проектной документации, соблюдение предприятием правил контроля и испытаний изделий. Проверке подлежат материалы, изделия, конструкции и детали, при- нятые службой технического контроля предприятия, а также продукция, отгружаемая потребителю. Число партий проверяемой продукции устанавливает руководитель проверки исходя из необходимости получения достоверных результатов. Проверку проводят в соответствии с предусмотренной стандартами методикой контроля (правила приемки и методы испытаний). 3.3. При несоответствии проверенной продукции требованиям стан- дартов устанавливают основные причины несоблюдения требований стандар- тов по группам: применение нормативно-технической или проектной документации, не отвечающей требованиям действующих стандартов; несовершенство технологического процесса; несоблюдение технологической дисциплины в процессе производства продукции, складирования и транспортирования; применение изношенного или неисправного технологического оборудо- вания; применение нестандартных сырья, материалов и комплектующих изде- лий; несоблюдение предусмотренной стандартами методики контроля. 3.4. Если предприятие в период проведения проверки не выпускает продукцию, указанную в "Задании", и не имеет ее на складе, то руково- дитель проверки организует проверку другого вида продукции той же группы, выпускаемой предприятием в данный период. 4. Оформление материалов проверки 4.1. Акт проверки составляют по форме, приведенной в приложении Б. К акту прилагаются: справка о производственно-технических данных предприятия по фор- ме, приведенной в приложении В; справка о рекламациях на проверяемую продукцию по форме, приве- денной в приложении Г; справка о предъявленных претензиях к сырью, материалам и комплек- тующим изделиям по форме, приведенной в приложении Д; справка о реализации продукции и фактической прибыли по форме, приведенной в приложении Е. Карта проверки по форме, приведенной в приложении Л, заполняется руководителем проверки (используется Управлением стандартизации при анализе и обобщении материалов проверок, проведенных за календарный год). Прилагаемые к акту справки (приложение В-Е) составляет проверяе- мое предприятие. 4.2. В разделе 1 акта проверки "Результаты проверки норматив- но-технической, проектной и технологической документации, технологии производства и организации технического контроля" указывают: сведения о выданной предприятию лицензии на выпуск продукции; наличие и наименование нормативно-технических, проектных и техно- логических документов на каждый вид проверенной продукции, кем и когда документы разработаны и утверждены; порядок внесения изменений в нормативно-техническую и проектную документацию; характеристику и состояние технологии производства, ее возмож- ность обеспечить выпуск продукции в соответствии с требованиями стан- дартов; предложения предприятий о внесении изменений в государственные стандарты. 4.3. В разделе 2 акта указывают результаты проверки готовой про- дукции: в п. 2.1 приводят данные об установленных отступлениях от требо- ваний стандартов в конкретной форме, сопоставляя фактические результа- ты контроля, проведенного согласно п. 3.2.4, с требованиями стандарта, например: "Отклонения составляют плюс 10 мм при допуске плюс-минус 5 мм; в п. 2.2 указывают причины отступления от стандартов и техни- ческих условий по группам, указанным в п. 3.3 настоящего Порядка. 4.4. Раздел 3 акта "Выводы" составляют на основании записей, сде- ланных в предыдущих разделах: в п. 3.1 дают заключение о соответствии продукции требованиям стандартов и технических условий отдельно по каждому виду проверенной продукции; в п. 3.2 дают заключение об установлении фактов поставки по пря- мому назначению продукции, изготовленной с нарушениями требований стандартов или технических условий; в п. 3.3 указывают, какие меры применены или следует применить к предприятию по результатам проверки; в п. 3.4 приводят предложения и рекомендации, направленные на устранение установленных нарушений требований стандартов и технических условий на выпускаемую продукцию. 5. Порядок применения санкций к предприятиям, нарушившим требования стандартов и технических условий 5.1. При установлении несоответствия проверенной продукции (или партии продукции) требованиям стандартов или технических условий и отсутствии на предприятии условий производства, обеспечивающих выпуск отвечающей требованиям стандартов или технических условий продукции, предприятию выдают предписание по форме, приведенной в приложении Ж, о запрещении поставки всей продукции данного наименования (или партии продукции) со дня выдачи предписания и устанавливают факт имевший место реализации нестандартной продукции потребителям по прямому наз- начению с указанием календарного времени поставок, объема поставленной за проверяемый период (текущий и предыдущий годы) нестандартной про- дукции, ее стоимости и сумм полученной прибыли за ее реализацию. 5.2. Предприятию может быть выдано разрешение по форме, приведен- ной в приложении И, на поставку продукции (или партии продукции) после устранения отступлений. 5.3. Факторами, свидетельствующими о том, что на предприятии отсутствуют условия, обеспечивающие стабильность выпуска продукции, отвечающей требованиям стандартов или технических условий, могут быть: несоответствие конструкторской, технологической и другой докумен- тации требованиям стандартов; неудовлетворительное состояние или несоответствие технологическо- го оборудования, оснастки и инструмента требованиям технологии произ- водства; использование сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, не обеспечивающих выпуска стандартной продукции; применение нестандартных средств и методов контроля, не обеспечи- вающих достоверности и необходимой точности результатов. На основании установленных фактов реализации нестандартной про- дукции и в соответствии с действующим на территории Российской Федера- ции законодательством - постановлениями ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 10 ноября 1970 г. N 937 и от 30 июня 1981 г. N 612 и постанов- лением Совета Министров РСФСР от 8 ноября 1991 г. N 539, Положением о порядке применения экономических санкций за нарушение требований стан- дартов и технических условий, утвержденным ГКНТ, Минфином СССР, ЦСУ СССР, Госстандартом и Госкомцен СССР 12 июля 1983 г. N 94 (письмо Мин- фина СССР от 19 июня 1990 г. N 81), и законами Российской Федерации "О Государственной налоговой службе РСФСР" и "О защите прав потребителей" предприятию выдают предписание по форме, приведенной в приложении К, о перечислении в доход федерального бюджета прибыли, полученной предпри- ятием за реализацию по прямому назначению нестандартной продукции, и о приостановлении действия или аннулирования лицензии на выпуск данной продукции. 5.4. Размеры перечисляемой суммы устанавливаются руководством Уп- равления или должностным лицом проводившего проверку органа госу- дарственного надзора на основании предложения руководителя проверки в зависимости от объема реализованной нестандартной продукции и характе- ра отступлений от требований стандартов и (или) технических условий. 5.5. Разрешение по форме, приведенной в приложении И, на поставку партии продукции и на возобновление поставки всей продукции данного наименования могут быть даны руководителем проверки, выдавшим пред- писания, или по его поручению должностным лицом местного органа конт- роля после устранения указанных недостатков и установления, что партия продукции отвечает требованиям стандартов, а организация и состояние производства обеспечивают выпуск продукции в соответствии с требовани- ями стандартов и технических условий. 5.6. При получении предписания Минстроя Российской Федерации или органа государственного надзора предприятие обязано внести в доход Фе- дерального бюджета (на раздел 12 § 27 "Классификация доходов и расхо- дов бюджета") указанную в предписании сумму фактически полученной при- были за реализацию нестандартной продукции не позднее 20 числа месяца, следующего за месяцем, в котором было выдано предписание. Предприятие не позднее 10 дней после внесения в бюджет прибыли направляет в Минстрой Российской Федерации и (или) другой орган госу- дарственного надзора соответствующую справку. Если сумма, указанная в предписании, не перечислена в доход Феде- рального бюджета, взыскание ее производится налоговыми органами в бесспорном порядке в соответствии с Законом Российской Федерации "О Государственной налоговой службе РСФСР". 5.7. В соответствии с Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" (статья 41, п. 4) предприятие (изготовитель) вправе об- ратиться в суд, арбитражный суд с заявлением о признании недействи- тельным полностью или частично предписания Минстроя Российской Федера- ции или другого органа государственного надзора. Подача заявления не приостанавливает предписания на время его рассмотрения в суде или в арбитражном суде, если судом или арбитражным судом не вынесено определение о приостановлении исполнения предписа- ния. Зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 19 ноября 1992 г. Регистрационный N 90. |