ПОРЯДОК НАПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯМИ,УЧРЕЖДЕНИЯМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ, ГРАЖДАНАМИ,ИНОСТРАННЫМИ ЮРИДИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ И ГРАЖДАНАМИ СРЕДСТВ В ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФОНДЫ. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 22.12.92 09-05-12

    ПОРЯДОК НАПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯМИ,УЧРЕЖДЕНИЯМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ,
       ГРАЖДАНАМИ,ИНОСТРАННЫМИ ЮРИДИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ И ГРАЖДАНАМИ
      СРЕДСТВ В ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФОНДЫ

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

                          22 декабря 1992 г.
                             N 09-05-12

     МИНИСТЕРСТВО ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ РФ

                          21 декабря 1992 г.
                           N 04-04/72-6344

                                 (Д)

                          1. Общие положения

     1. Настоящий Порядок направления средств разработан на  основании
Закона РСФСР "Об охране окружающей природной среды" от 19 декабря 1991
г.  N 2060-1 и во исполнение  постановлений  Правительства  Российской
Федерации  "О  Федеральном  экологическом фонде Российской Федерации и
экологических фондах на территории Российской Федерации"  от  29  июня
1992 г. N 442, "Об утверждении Порядка определения платы и ее преденых
размеров  за  загрязнение  окружающей  природной   среды,   размещение
отходов, другие виды вредного воздействия" от 28 августа 1992 г. N632.
     2. Порядок регулирует  направление  в  Федеральный  экологический
фонд    Российской   Федерации   и   территориальные   государственные
внебюджетные экологические фонды*  средств  (в  том  числе  валютных),
поступающих от предприятий,  учреждений, организаций, граждан, а также
иностранных юридических лиц и граждан**.
     3. Счета  экологических фондов (в том числе валютные) открываются
решениями органов представительной и исполнительной власти в  порядке,
предусмотренном действующим законодательством.

       II. Источники поступления средств в экологические фонды

     В экологические фонды поступают средства от предприятий и граждан
в  виде  платы  за  нормативные   и   сверхнормативные   (лимитные   и
сверхлимитные)  выбросы,  сбросы  загрязняющих  веществ  в  окружающую
природную среду,  размещение отходов, другие виды загрязнения; сумм по
искам  о  возмещении  вреда,  штрафов за экологические правонарушения;
средств  от  реализации  конфискованных  орудий  охоты,   рыболовства,
незаконно  добытой  с их помощью продукции,  инвалютных поступлений от
иностранных юридических лиц и граждан,  а также средств,  полученных в
виде  дивиде-  ндов,  процентов по вкладам,  банковским депозитам,  от
долевого исполь- зования собственных  средств  фонда  в  деят  льности
предприятий и иных юридических лиц.
     1. Поступление платы за нормативные и сверхнормативные  (лимитные
и  сверхлимитные)  выбросы,  сбросы  загрязняющих веществ в окружающую
природную среду, размещение отходов и другие виды загрязнения.
     1.1. Плата производится:
     за выбросы в атмосферу загрязняющих  веществ  от  стационарных  и
передвижных источников,  сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и
подземные водные объекты,  за другие  виды  загрязнения  и  размещение
отходов.
     1.2. Указанная  плата   перчисляется   плательщиками   на   счета
экологических  фондов  и  в  доход республиканского бюджета Российской
Федерации в бесспорном  порядке,  предусмотренном  Законом  РСФСР  "Об
охране  окружающей  природной  среды"  (статья  20,  ункт  4) с учетом
требований,  установленных  п.  2  постановления   Верховного   Совета
Российской  Федерации  от  10  июля  1992  г.  N  3256-1  "О  мерах по
обеспечению сбора и поступлений налоговых платежей  в  республиканский
бюджет Российской Федерации", и д угими нормативными актами.
------------------------
     * Далее экологические фонды
     ** Далее предприятия и граждане

     1.3. Конкретные размеры платы за загрязнение окружающей природной
среды и размещение отходов  устанавливаются  в  порядке,  утвержденном
постановлением  Правительства  Российской Федерации от 28 августа 1992
г.  N 632 "Об утверждении Порядка оп еделения платы  и  ее  предельных
размеров   за   загрязнение  окружающей  природной  среды,  размещение
отходов,  другие виды вредного воздействия",  а также в соответствии с
другими   инструктивно-нормативными  документами,  разрабатываемыми  и
утвержденными Минприроды России по согласованию с  Минфином  России  и
Минэкономики России.
     2. Поступление сумм,  полученных по искам о  возмещении  вреда  и
штрафов за экологические правонарушения.
     2.1. Штрафы  взимаются  за  экологические  правонарушения   и   в
размерах,  определенных  действующим законодательством - Законом РСФСР
"Об охране окружающей природной среды" (статья 84), Земельным Кодексом
РСФСР    (статья    125),    Водным    законодательством   и   другими
законодательными актами и решениями правительства РФ.
     2.2. Штрафы   налагаются   в   пределах   компетенции  специально
уполномоченными на то государственными органами  Российской  Федерации
(в     том     числе    органами    в    области    охраны    природы,
санитарно-эпидемиологического надзора и  другими).  Конкретный  размер
налагаемого   штрафа   определяется   органом,   налагающим  штраф,  в
зависимости от характера и вида совершенного  правонарушения,  степени
вины правонарушителя и причиненного вреда.
     2.3. Расчет сумм по возмещению вреда производится в  соответствии
с   утвержденными   в   установленном  порядке  таксами  и  методиками
исчисления размера ущерба,  а  при  их  отсутствии  -  по  фактическим
затратам  на восстановление нарушенного состояния природного объекта с
учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
     3. Поступление  средств от реализации конфискованных орудий охоты
и рыболовства, незаконно добытой с их помощью продукции.
     3.1. Государственные    органы,    осуществляющие   контроль   за
установленными  правилами  ведения   охоты,   охотничьего   хозяйства,
использованием  рыбных  запасов  и  т.п.,  конфискуют  у  предприятий,
организаций  и  частных  лиц  орудия  охоты  и  рыболовства,  а  также
незаконно  добытую с их помощью продукцию в случае нарушения указанных
правил в соответствии с предоставленными правами.
     3.2. Реализация  конфискованных  средств  и  добытой с их помощью
продукции осуществляется в установленном законом порядке, и полученные
суммы зачисляются на счета экологических фондов.
     4. Поступление инвалютных средств.
     4.1. С  юридических  и  физических  лиц  -  нерезидентов плата за
выбросы,  сбросы загрязняющих веществ в  окружающую  природную  среду,
размещение отходов,  другие виды загрязнения,  штрафы за экологические
правонарушения и суммы по решениям и опр делениям  судов  по  искам  о
возмещении  вреда взимаются в иностранной валюте или в рублях по курсу
Центрального банка Российской Федерации, действующему на день уплаты.
     4.2. Внесение   платежей  за  загрязнение  и  размещение  отходов
производится в соответствии с пунктом 1 раздела П,  а штрафов и  исков
по возмещению вреда - с пунктом 2 раздела П настоящего Порядка.
     4.3. Поступающие инвалютные средства (включая добровольные взносы
и  пожертвования  предприятий и граждан в инвалюте,  а также средства,
указанные  в  пункте  3.1,  если  реализация  произведена  за  валюту)
зачисляются  на специальные валютные счета,  открываемые в установлен-
ном порядке в отделениях банков непосредственно экологическими  фонда-
ми.
     5. Поступление средств,  полученных в виде дивидендов,  процентов
по   вкладам,   банковским   депозитам,   от   долевого  использования
собственных  средств  фондов  в  деятельности   предприятий   и   иных
юридических лиц.
     5.1. Указанные  средства  зачисляются   на   отдельные   субсчета
экологических фондов по мере их поступления.

        III. Перечисление средств в Федеральный экологический
      фонд и экологические фонды республик в составе Российской
      Федерации, краев, областей, автономной области, автономных
              округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга

     1. Средства,  поступающие лот предприятий и граждан,  указанные в
пунктах  1-4  раздела  П настоящего Порядка,  аккумулируются на счетах
экологических фондов республик в составе Российской Федерации,  краев,
областей,  автономной области,  автономных округов*,  городов Москвы и
Санкт-Петербурга.
     В соответствии  с  Законом  РСФСР "Об охране окружающей природной
среды" средства экологических фондов распределяются затем в  следующем
порядке:
     60% средств   направляется    на    реализацию    природоохранных
мероприятий  местного  (городского,  районного) значения с зачислением
соответствующих  сумм  на  счета  городских,  районных   экологических
фондов;
     30% средств  остается  в   распоряжении   экологических   фондов,
указанных   в   пункте   1   настоящего  раздела,  для  финансирования
мероприятий соответствующего значения;
     10% средств   перечисляется   в  Федеральный  экологический  фонд
Российской  Федерации  на   реализацию   природоохранных   мероприятий
федерального значения.
     2. Средства,  полученные в  результате  собственной  деятельности
экологических    фондов    (пункт   5,   раздел   П),   аккумулируются
непосредственно на счетах этих фондов.

         IV. Сроки перечисления средств в экологические фонды
                      и процедура их оформления

     1. Перечисление  в  экологические фонды средств,  вносимых в виде
платы за загрязнение окружающей природной среды и  размещение  отходов
предприятиями, осуществляется ежеквартально в следующие сроки:
     в случае перечисления плановых платежей -  не  позднее  20  числа
последнего    месяца    квартала;    при    перечислении   фактических
(скорректированных) платежей  плата  вносится  за  I-III  кварталы  не
позднее  20  числа  месяца,  следующего  за  отчетным кварталом.  В 1У
квартале эти предприятия перечисляют в  экологические  фонды  плановые
платежи не позднее 20 числа декабря месяца.
     Перерасчет платы за 1У  квартал  отчетного  года  производится  в
январе  месяце следующего года и вносится на счет экологического фонда
не по- зднее 20 числа этого месяца. Этот же срок для перерасчета платы
уста-  навливается  для  предприятий,  вносивших  плановые  платежи  в
течение всего отчетного года.
     2. По   истечении   срока  уплаты  плановых  платежей  специально
уполномоченные государственные  органы  в  области  охраны  окружающей
природной  среды  предъявляют  плательщику  обязательное предписание о
внесении  этих  платежей.  В   случае   невыполнения   обя   ательного
предписания  к  соответствующим  должностным  лицам  применяются меры,
предусмотренные статьей 84 Закона РФ "Об охране  окружающей  природной
среды".
------------------
     * В  случае  непосредственного  вхождения  автономных  округов  в
состав Российской Федерации

     3. Экологические фонды республик в составе Российской  Федерации,
краев,  областей, автономных округов перечисляют соответствующую часть
средств (пункт 1 раздела III) в Федеральный  экологический  фонд  и  в
местные  экологические фонды в течение 10 дней после срока поступления
соответствующих платежей за отчетный квартал на их счета.
     4. После истечения срока,  установленного для внесения платежа, в
соответствии с действующим  законодательством  предприятие  уплачивает
пени  в  размере  0,3 процента от сумму невнесенного платежа за каждый
календарный день просрочки начиная со дня, следующего за установленным
сроком внесения платежа, по день фактической уплаты включительно.
     Аналогичный порядок уплаты пени устанавливается для экологических
фондов,  указанных в пункте 3 настоящего раздела,  при  нарушении  ими
сроков  перечисления причитающихся средств в Федеральный экологический
фонд и местные экологические фонды.
     5. Суммы  платежей,  излишне  внесенных  в  экологический   фонд,
засчитываются  предприятию в счет платы следующего квартала либо могут
быть возвращены плательщику по его письменному заявлению в течение  30
дней с даты поступления заявления.
     6. При перечислении средств  платежным  поручением  плательщик  в
графе  "назначение  платежа"  указывает  оплачиваемый вид загрязнения:
"платеж за загрязнение атмосферы стационарными  источниками",  "платеж
за   загрязнение   атмосферы  передвижными  источниками",  "платеж  за
загрязнение водных объектов" и т.п., а также за какой период (квартал)
он производится.
     7. Плательщик    имеет    право     осуществлять     перечисление
причитающегося  платежа  за  различные виды загрязнения как отдельными
платежными поручениями,  так и одним платежным поручением,  в  котором
суммируются  все  виды  платежей.  В  этом  случае в графе "назначение
платежа" платежного поручения (либо в  реестре  к  нему)  производится
расшифровка причитающейся к перечислению суммы по видам загрязнения.
     8. Платежное поручение  на  перечисление  причитающихся  согласно
расчету   платежей   в   соответствующий  экологический  фонд  сдается
плательщиком в обслуживающее  его  учреждение  банка  не  позднее  дня
наступления  срока  платежа.  Если  платежи  за загря нение окружающей
природной  среды  сверх  предельно  допустимых  нормативов  равны  или
превышают     размер     прибыли,     остающейся     в    распоряжении
природопользователя,  то специ- ально уполномоченными государственными
органами    в   области   охраны   ок-   ружающей   природной   среды,
санитарно-эпидемиологического  надзора  и  соответствующими   органами
исполнительной  в  асти  рассматривается  вопрос  о  приостановке  или
прекращении деятельности соответствующего предприятия.
     9. Установленные   в  пунктах  1-5  настоящего  раздела  сроки  и
процедура  оформления  платежей  относятся  к   плате,   вносимой   за
загрязнение   окружающей  природной  среды  и  размещение  отходов  по
утвержденным в установленном порядке нормативам.
     10. Перечисление  сумм  по  искам о возмещении вреда и штрафов за
экологические  правонарушения  производится  на  счета   экологических
фондов  предприятиями  и  гражданами  в  добровольном порядке или же в
течение 15 дней после вступления решения суда  (арбитражного  суда)  в
за-  конную  силу  либо в иные,  устанавливаемые им сроки,  а в случае
отсутс- твия у них необходимых средств -  в  порядке  и  сроки,  также
определяе- мые решением суда (арбитражного суда).
     11. Средства  от  реализации  конфискованных   орудий   охоты   и
рыболовства,  незаконно  добытой  с  их  помощью продукции зачисляются
непосредственно на счета экологических фондов или же в течение 15 дней
перечисляются   со   счетов   других   организаций,  оторые  проводили
реализацию орудий охоты, рыболовства и продукции*.
     Ответственность за   своевременное   перечисление   вышеуказанных
средств на счета экологических фондов несут  в  установленном  порядке
должностные лица органов, осуществляющих взыскание этих средств.
     12. В бухгалтерском учете  предприятий-плательщиков  операции  по
перечислению  средств  в  экологические  фонды  отражаются в следующем
порядке:
     платежи за  предельно  допустимые  выбросы,  сбросы  загрязняющих
веществ,  уровни  вредного  воздействия,  лимиты  размещения  отходов,
осуществляемые   за   счет  себестоимости  продукции  (работ,  услуг),
отражаются на дебете счета 20 "Основное производство" и кредите  счета
67  "Расчеты  по внебюджетным платежам",  а также на дебете счета 67 и
кредите счета 51 "Расчетный счет";
     платежи за  превышение  предельно  допустимых  выбросов,  сбросов
загрязняющих веществ, уровней вредного воздействия, лимитов размещения
отходов, штрафов за экологические правонарушения, платежи в возмещение
причиненного  вреда  осуществляются  за  счет  прибыли,  остающейся  в
распоряжении  природопользователей,  и  отражаются  на дебете счета 81
"Использование прибыли" и кредите счета 67  "Расчеты  по  внебюджетным
платежам",  а  также  на дебете счета 67 и кредите счета 51 "Расчетный
счет".
     13. Операции  по  зачислению  поступающих  в  экологические фонды
средств отражаются на дебете счета 51 "Расчетный счет" и кредите счета
96 "Целевые финансирование и поступления".
     1. Контроль  за  поступлением  средств  в   экологические   фонды
осуществляют   соответствующие   комитеты   по  экологии  и  природным
ресурсам, которые ведут учет плательщиков и сумм поступающих платежей,
получают  от  предприятий-плательщиков  необходимые  для осуществления
деятельнос-  ти  по  формированию  фондов  сведения   и   расчеты   по
устанавливаемым  ими  формам,  осуществляют  проверку полноты внесения
причитающихся  средств,  достоверности  представленных  сведений  и  в
необходимых    случаях   налагают   в   пределах   своей   компетенции
экономические санкции и административные  штрафы.  Минприроды  России,
территор  альным  статистическим  органам по полугодиям представляется
отчет о поступлении и расходовании средств экологического фонда (форма
N 1-экофонд), утвержденный Госкомстатом России.
     2. Споры  между  плательщиками  и  контролирующими  органами   по
вопросу   взимания  платежей  рассматриваются  судами  и  арбитражными
судами.

Заместитель министра финансов
Российской Федерации
                                                     А.А. КРАСНОПИВЦЕВ

Заместитель министра экологии
и природных ресурсов
Российской Федерации
                                                       А.А. АВЕРЧЕНКОВ

                                                           СОГЛАСОВАНО
                                              Заместитель председателя
                                                    Центрального банка
                                                  Российской Федерации
                                                       Т.В. ПАРАМОНОВА

----------------------------
     * Поощрение  работников соответствующих государственных органов и
общественных инспекторов за счет средств,  указанных в пунктах  2.2  и
3.2.   раздела   II  настоящего  Порядка,  производится  на  основании
нормативных актов  Правительства  Российской  Федерации  или  в  ином,
определяемом им порядке.