О ПРОВЕРКЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ИНСТИТУТОВ. Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 13.05.93 5-1-04

          О ПРОВЕРКЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ИНСТИТУТОВ

                                ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ
                            13 мая 1993 г.
                               N 5-1-04

                                 (Д)


     Министерство финансов   Российской  Федерации  доводит  Программу
проверки деятельности инвестиционных институтов.
     Проверка деятельности инвестиционных институтов осуществляется на
основании п.  16 Положения  о  лицензировании  деятельности  на  рынке
ценных бумаг в качестве инвестиционных институтов (письмо Министерства
финансов Российской Федерации от 21.09.92 г. N 91) и п. 13 Положения о
лицензировании  деятельности   на   рынке   ценных  бумаг  в  качестве
инвестиционных фондов  и   лицензировании   деятельности   управляющих
инвестиционными фондами   (письмо   Министерства  финансов  Российской
Федерации от 28 декабря 1992 г. N 121).
     Проверка проводится  министерствами  финансов республик в составе
Российской Федерации, финансовыми управлениями (главными управлениями,
комитетами, департаментами,  отделами) администраций краев,  областей,
автономных образований,  Департаментом финансов правительства Москвы и
финансовым комитетом мэрии г.Санкт-Петербурга.
     В ходе  проверки   должны   быть   проверены  как  минимум   один
инвестиционный фонд,   два   финансовых  брокера,  две  инвестиционные
компании, а  также  один  инвестиционный  консультант.   Принимая   во
внимание возможное  совмещение направлений деятельности инвестиционных
институтов, отмечаем,  что в целом должна быть проверена  деятельность
как минимум   трех  юридических  лиц,  осуществляющих  деятельность  в
качестве инвестиционных институтов.
     В  качестве   объектов   проверок    целесообразен    выбор   тех
инвестиционных  институтов,  деятельность  которых  является  наиболее
масштабной или вызывает наибольшее  количество  нареканий  со  стороны
граждан и организаций.
     Проверки целесообразности  проводить  с  привлечением  работников
налоговых инспекций.
     Департамент финансов  правительства  Москвы  и финансовый комитет
мэрии г.Санкт-Петербурга    согласовывают    объекты    проверок     с
Министерством финансов Российской Федерации.
     Результаты проверки   деятельности   инвестиционных    институтов
оформляются актом,  который  подписывается представителями финансового
органа, проводившего проверку,  а также  руководителем инвестиционного
института и главным бухгалтером.
     Порядок изложения    материала    в    акте    проверки    должен
соответствовать  порядку,  в  котором  вопросы  приведены  в программе
проверки деятельности инвестиционных институтов.  При этом,  в  случае
отсутствия каких-либо данных о деятельности инвестиционного института,
изложение которых  требуется  по  тексту  программы,  делаются  записи
соответствующего   характера  (например:  "указанная  деятельность  на
велась", нет сведений" и т.д.).
     В предлагаемую  Программу  могут  быть  включены  и иные вопросы,
рассмотрение которых признано целесообразным,  с отражением полученных
сведений в акте проверки перечня вопросов, определенных Программой.
     Сведения о результатах проверок (включая информацию о примененных
санкциях) должны  быть  представлены  Министерству финансов Российской
Федерации не позднее 1 августа 1993 г.

      Программа проверки деятельности инвестиционных институтов
                        на рынке ценных бумаг
     Проверка деятельности  инвестиционных  институтов (инвестиционных
фондов, инвестиционных компаний,  финансовых брокеров и инвестиционных
консультантов) осуществляется по следующим основным вопросам:
     1. Наличие лицензии на осуществление деятельности на рынке ценных
бумаг в качестве инвестиционного института.
     Особое внимание   при   этом   следует   обращать  на  выполнение
требований, изложенных  в  письме  Министерства  финансов   Российской
Федерации от 28 декабря 1992 года N 123.
     Необходимо проверить   соответствие   фактически   осуществляемой
деятельности указанным    в    лицензии    направлениям   деятельности
инвестиционного института.
     При решении    данного    вопроса    следует    руководствоваться
требованиями пп.  15 - 21 раздела III Положения о выпуске и  обращении
ценных бумаг  и фондовых биржах в РСФСР,  утвержденного постановлением
Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 г. N 78.
     Одновременное ведение  инвестиционными институтами деятельности по
осуществлению т.н. "трастовых" операций, кредитованию сделок с ценными
бумагами своих   клиентов,   учету   их   денежных  средств,  а  также
депозитарная деятельность и осуществление  посреднических  функций  на
рынке кредитов  и  депозитов  не  должно рассматриваться как нарушение
действующего законодательства.
     При этом   необходимо  иметь  в  виду,  что  факт  инвестирования
денежных средств инвестиционным институтом в ценные  бумаги  различных
эмитентов от  своего имени за свой счет не означает ведение какой-либо
деятельности и    не     противоречит     требованиям     действующего
законодательства.
     2. Соблюдение  установленного  порядка   формирования   уставного
капитала инвестиционных институтов.
     Особое внимание при этом следует обратить на:
     - случаи  формирования  инвестиционными  компаниями  собственного
капитала (путем выпуска акций) и привлеченных ресурсов (путем  выпуска
облигаций) за счет денежных средств населения,  допуская при этом, что
граждане могут  выступать  в   качестве   учредителей   инвестиционных
компаний;
     - факты  нарушения  порядка   формирования   уставного   капитала
инвестиционных  фондов,  имея в виду требования пп. 12 и 13 Приложения
N 1 к Указу Президента Российской Федерации от 7  октября  1992  г.  N
1186 "О   мерах   по   организации   рынка  ценных  бумаг  в  процессе
приватизации государственных и муниципальных предприятий".
     3. Соблюдение  установленного порядка государственной регистрации
ценных бумаг,  эмитированных  инвестиционным  институтом,  исходя   из
требований инструкции  Министерства финансов Российской Федерации от 3
марта 1992 г.  N 2 "О правилах выпуска и регистрации ценных  бумаг  на
территории Российской   Федерации"   и  письма  Министерства  финансов
Российской Федерации от 27 января 1993 г.  N 5 "О порядке  регистрации
выпусков акций   инвестиционных   фондов   и   об   изменении  порядка
регистрации выпусков ценных бумаг инвестиционных компаний".
     4. Документальная   проверка   правильности  составления  расчета
величины собственного   капитала   инвестиционного   института    (для
инвестиционной  компании,    финансового    брокера,   инвестиционного
консультанта), представленной для получения лицензии на право  ведения
деятельности на   рынке   ценных   бумаг  в  качестве  инвестиционного
института.
     Величина собственного  капитала  рассчитывается  в соответствии с
инструкцией Министерства    финансов    Российской    Федерации     "О
лицензировании деятельности   на   рынке   ценных   бумаг  в  качестве
инвестиционных институтов" от 21.09.92 г.  N 91 и письмом Министерства
финансов Российской  Федерации  от  28  декабря  1992  г.  N  122  "Об
изменениях и дополнениях к Положению о лицензировании деятельности  на
рынке ценных бумаг в качестве инвестиционных институтов".
     5. Наличие у соответствующих категорий сотрудников инвестиционных
институтов квалификационных  аттестатов  соответствующей  категории (с
указанием фамилии и должности этих сотрудников).
     При этом   санкции,  предусмотренные   пунктом  17  Положения  "О
лицензировании деятельности  на  рынке   ценных   бумаг   в   качестве
инвестиционных институтов"  (письмо  Министерства  финансов Российской
Федерации от 21.09.92 г.  N 91), целесообразно применять избирательно,
с учетом   времени   получения   лицензии  инвестиционным  институтом,
организации работы по аттестации специалистов на месте и т.д.
     В отношении   инвестиционных  фондов  необходима  также  проверка
наличия у   управляющего   инвестиционным   фондом   лицензии    (если
управляющий юридическое   лицо)   или  действующего  квалификационного
аттестата первой категории (если управляющий физическое лицо).
     6. Выполнение  правил  совершения  и регистрации сделок с ценными
бумагами (в  соответствии  с  требованиями   инструкции   Министерства
финансов Российской  Федерации  "О  правилах  совершения и регистрации
сделок с ценными бумагами" от 6 июля 1992 г. N 53).
     При этом особое внимание следует уделить соблюдению установленных
правил ведения учетного регистра по  всем  видам  сделок,  совершенных
инвестиционным институтом,   а   также  выявлению  фактов  сделок  без
регистрации и случаев регистрации  сделок,  совершенных  с  нарушением
действующего законодательства (например, сделки с ценными бумагами, не
прошедшими процедуру государственной регистрации).
     7. Участие  инвестиционного  института  в совершении фьючерсных и
опционных сделок.
     При участии инвестиционного института в заключении срочных сделок
с ценными бумагами (фьючерсных сделок) и сделок, предоставляющих право
купить или  продать  ценные  бумаги  в  течение  определенного периода
времени по оговоренной цене (опционы),  обязательным условием является
государственная регистрация   ценных   бумаг,   в   отношении  которых
совершаются данные сделки.
     8. Сведения   об   административных   и  экономических  санкциях,
налагавшихся на  инвестиционный  институт  налоговыми,  финансовыми  и
правоохранительными органами.   Указать   причину  наложения  санкции,
степени исполнения санкции на дату проверки.
     9. Уплата  налога на операции с ценными бумагами в соответствии с
требованиями Закона РСФСР "О налоге на операции с ценными бумагами".