ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ ДОСРОЧНОГО ПРЕКРАЩЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ НАРОДНОГО ДЕПУТАТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Постановление. Конституционный Суд РФ. 26.02.93 4-П

       ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ
         ПРАКТИКИ ДОСРОЧНОГО ПРЕКРАЩЕНИЯ ПОЛНОМОЧИЙ НАРОДНОГО
                    ДЕПУТАТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ
     
                        КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РФ
                          26 февраля 1993 г.


                                 (Д)


     Конституционный Суд  Российской  Федеpации в составе Председателя
В.  Д.  Зорькина,  заместителя Председателя Н. В. Витрука, судей Э. М.
Аметистова,  Н.  Т. Ведерникова, Г. А. Гаджиева, А. Л. Кононова, В. И.
Олейника, Н. В. Селезнева, О. И. Тиунова, Б. С. Эбзеева,
     с участием  представителя  Верховного Совета Российской Федеpации
М.  А. Митюкова - председателя Комитета по законодательству Верховного
Совета  Российской  Федеpации  (гражданин  Российской Федеpации А.  Ф.
Дунаев, подавший индивидуальную жалобу, не явился),
     руководствуясь частью   первой   статьи   165   и  статьей  165/1
Конституции Российской Федеpации,  пунктом 2 части второй статьи  1  и
статьей 66 Закона о Конституционном Суде Российской Федеpации,
     рассмотрел в открытом заседании дело о проверке конституционности
правоприменительной   практики   досрочного   прекращения   полномочий
народного депутата Российской Федеpации  на  основании  части  третьей
статьи  92  Конституции Российской Федеpации в редакциях от 27 октября
1989 года и от 24 мая 1991 года.
     Поводом к  рассмотрению  дела,  согласно  части  первой статьи 67
Закона  о   Конституционном   Суде   Российской   Федеpации,   явилась
индивидуальная жалоба А.  Ф.  Дунаева.  В жалобе содержится требование
признать   правоприменительную   практику    досрочного    прекращения
полномочий народных депутатов при назначении их Президентом Российской
Федеpации  в  состав  Совета   Министров   Российской   Федеpации   не
соответствующей Конституции Российской Федеpации.
     Руководствуясь частью четвертой статьи 1, частями первой и второй
статьи   32   Закона  о  Конституционном  Суде  Российской  Федеpации,
Конституционный Суд Российской Федеpации установил:
     1. Заявитель   А.   Ф.  Дунаев  обжалует  в  Конституционный  Суд
Российской Федеpации досрочное прекращение его депутатских  полномочий
постановлением  Верховного  Совета  Российской Федеpации от 18 октября
1991  года,  считая,  что  нарушено  его  конституционное   право   на
исполнение депутатских полномочий.
     Основанием досрочного прекращения депутатских  полномочий  А.  Ф.
Дунаева  явилось назначение его Указом Президента Российской Федеpации
от  13  сентября  1991  года  на  должность  министра  внутренних  дел
Российской Федеpации.
     Принимая названное постановление,  Верховный Совет действовал  на
основании  пункта  24  части  первой статьи 109 Конституции Российской
Федеpации,  согласно которому он решает вопросы досрочного прекращения
депутатских полномочий в соответствии с Законом Российской Федеpации о
статусе народного депутата Российской Федеpации.
     А. Ф.  Дунаев  обратился  к  Съезду народных депутатов Российской
Федеpации,  который,  рассмотрев его заявление 21  апреля  1992  года,
оставил постановление Верховного Совета без изменения. Тем самым А. Ф.
Дунаев  исчерпал  обычные  возможности  обжалования  оспариваемого  им
постановления.
     2. К моменту принятия Верховным Советом указанного  постановления
Законом  Российской  Федеpации  от  24  мая  1991  года  в Конституцию
Российской Федеpации были внесены изменения и дополнения,  связанные с
учреждением  института  президенства.  Так,  пунктом  5  статьи 121/5,
устанавливающей полномочия Президента Российской Федеpации, Президенту
было предоставлено право назначать министров,  руководителей комитетов
и ведомств Российской  Федеpации.  Одновременно  из  статьи  109  было
исключено  соответствующее полномочие Верховного Совета.  Вместе с тем
часть третья статьи 92,  согласно которой, в частности, лица, входящие
в  состав  Совета  Министров  Российской Федеpации (за исключением его
Председателя),  "не  могут  быть  депутатами  в  Совете,  которым  они
назначаются или избираются", необходимым изменениям не подверглась.
     Вопрос о порядке назначения  министров  является  подчиненным  по
отношению к принципу разделения властей, заложенному в данной редакции
статьи 92 Конституции,  а также в нормах Законов Российской  Федеpации
от  27  октября  1989  года  о  выборах  народных депутатов Российской
Федеpации и от 15  ноября  1990  года  о  статусе  народного  депутата
Российской  Федеpации  и  в  статье  13  Декларации  о государственном
суверенитете Российской Федеpации от 12 июня 1990 года  и  получившему
специальное закрепление в статье 3 Конституции в редакции от 21 апреля
1992 года.
     Именно этот  принцип обусловливает несовместимость поста министра
со  статусом  народного  депутата  Российской  Федеpации,  что   нашло
отражение во всех вышеприведенных законодательных актах. Так, в статье
12  Закона  о  выборах   народных   депутатов   Российской   Федеpации
указывается,  что лица,  входящие в состав Совета Министров Российской
Федеpации,  руководители ведомств Российской Федеpации не  могут  быть
одновременно  народными  депутатами  Российской  Федеpации.  Пункт "б"
статьи 10 Закона о статусе  народного  депутата  Российской  Федеpации
устанавливает,  что полномочия народного депутата Российской Федеpации
прекращаются  досрочно  в  случае  его  избрания  или  назначения   на
должность,  занятие  которой  по  закону  несовместимо  с  выполнением
полномочий народного депутата Российской  Федеpации.  Причем  в  обоих
законодательных  актах  не говорится о каком-либо значении того факта,
кем избрано или назначено то или иное должностное лицо.
     Законом Российской  Федеpации  от  3  ноября 1992 года о внесении
изменений и дополнений в Закон Российской Федеpации о выборах народных
депутатов  Российской  Федеpации  статья  12 дополнена частью третьей:
"Полномочия народных депутатов Российской Федеpации,  назначенных  или
избранных на указанные должности, прекращаются с момента их назначения
или избрания на указанные должности".
     Это требование было окончательно закреплено в редакциях статьи 92
Конституции  Российской  Федеpации  от  21  апреля  1992  года  (лица,
входящие в состав Совета Министров Российской Федеpации, не могут быть
депутатами Российской Федеpации) и  от  9  декабря  1992  года  (члены
Правительства  Российской  Федеpации,  а также их заместители не могут
быть одновременно народными депутатами Российской Федеpации, причем их
полномочия  прекращаются  с  момента  назначения  или  избрания на эти
должности).  По  сравнению  с  первоначальной  редакцией   статьи   92
последующие   редакции   лишь   более  четко  и  определенно  выразили
нормативно закрепленный ранее принцип разделения властей.
     Решая проблему  досрочного  прекращения  депутатских  полномочий,
следует исходить из того,  что лица,  входящие в состав  Правительства
Российской  Федеpации,  не  могут быть народными депутатами Российской
Федеpации, согласно принципу разделения властей, независимо от порядка
их  назначения.  При  этом  народные  депутаты не лишаются депутатских
полномочий - их полномочия досрочно прекращаются.
     Таким образом,  оспариваемая А.  Ф.  Дунаевым правоприменительная
практика  досрочного  прекращения  депутатских   полномочий   народных
депутатов   Российской   Федеpации   при   назначении  их  Президентом
Российской  Федеpации  на  должности  в   составе   Совета   Министров
Российской  Федеpации  соответствует требованиям статьи 92 Конституции
Российской Федеpации в редакциях от 27 октября 1989 года и от  24  мая
1991  года,  а также требованиям статьи 12 Закона Российской Федеpации
от 27 октября  1989  года  о  выборах  народных  депутатов  Российской
Федеpации  и  статьи  10 Закона Российской Федеpации от 15 ноября 1990
года о статусе народного депутата Российской Федеpации.
     3. Согласно   пункту  24  части  первой  статьи  109  Конституции
Российской  Федеpации  и  пункту  "б"  статьи  10  Закона   Российской
Федеpации  о статусе народного депутата Российской Федеpации решение о
прекращении  полномочий  народного   депутата   Российской   Федеpации
принимается  Верховным  Советом  Российской  Федеpации.  В  законе нет
прямого  указания  на  то,  что  при  решении  вопроса  о  прекращении
полномочий  депутат приглашается на сессию Верховного Совета.  Поэтому
неуведомление  А.  Ф.  Дунаева  о   рассмотрении   Верховным   Советом
Российской  Федеpации вопроса о досрочном прекращении его полномочий в
качестве народного депутата не  может  рассматриваться  как  нарушение
закона.
     В связи с  тем,  что  полномочия  народного  депутата  Российской
Федеpации  прекращаются,  а не приостанавливаются,  депутатский мандат
этому лицу не восстанавливается и  в  случае,  если  он  покинет  пост
министра.
     На основании   изложенного   и   руководствуясь   статьей   165/1
Конституции  Российской  Федеpации,  пунктом  2  части второй и частью
четвертой статьи  1,  пунктом  1  части  первой  статьи  71  Закона  о
Конституционном   Суде   Российской   Федеpации,  Конституционный  Суд
Российской Федеpации
     
                             ПОСТАНОВИЛ:
     
     1. Признать правоприменительную практику  досрочного  прекращения
полномочий   народного   депутата   Российской  Федеpации  в  связи  с
назначением  на  должность  в  составе  Совета  Министров   Российской
Федерации соответствующей Конституции Российской Федерации.
     2. Согласно  статьям  49  и  50  Закона  о  Конституционном  Суде
Российской   Федерации   настоящее   постановление   вступает  в  силу
немедленно  после  его  провозглашения,   является   окончательным   и
обжалованию не подлежит.
     3. Согласно части первой статьи 84 Закона о Конституционном  Суде
Российской  Федерации настоящее постановление подлежит опубликованию в
"Ведомостях  Съезда  народных   депутатов   Российской   Федерации   и
Верховного  Совета  Российской Федерации" не позднее чем в семидневный
срок после его изложения. Постановление должно быть также опубликовано
в "Российской газете".
     
Председатель Конституционного
Суда РФ                                                  В. Д. Зорькин
26 февраля 1993 г.
     
Секретарь Конституционного
Суда РФ                                                   Ю. Д. Рудкин
26 февраля 1993 г.