ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ПРАВО
www.businesspravo.ru
    
                      УЧЕТ НА МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ

                         ИНСТРУКТИВНОЕ ПИСЬМО

                       МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ
                          1 февраля 1993 г.
     
     
                                 (Д)


                          1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
     
     Бухгалтерский учет   на   малом  предприятии  (как  и  на  других
предприятиях)   должен   основываться   на   единых   методологических
принципах, установленных Положением о бухгалтерском учете и отчетности
в Российской Федерации,  утвержденным приказом  Министерства  финансов
Российской   Федерации   от  20  марта  1992  г.  N  10,  и  правилах,
определяющих порядок их  применения,  установленных  в  Инструкции  по
применению  Плана  счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной
деятельности предприятий,  утвержденной приказом Министерства финансов
СССР от 1 ноября 1991 г. N 56.
     Для предприятия  моментом  совершения  операции,   как   правило,
является  факт  передачи прав на собственность тех или иных ценностей.
Средства предприятия и  источники  их  образования  при  совершении  и
оформлении   хозяйственных   операций   подлежат  оценке  в  рублях  с
последующим  отражением  в  первичных  учетных  документах  фактически
произведенных расходов на момент совершения операции.
     Предприятие может  использовать  для   первичного   учета   формы
первичных учетных документов,  разработанных государственными органами
(Госкомстатом  и   Минфином,   Министерствами   и   ведомствами)   или
самостоятельно  с  соблюдением установленных требований,  - наличием в
них установленного Положением минимума показателей. К данному минимуму
показателей относятся:  наименование документа (формы); кодформы; дата
составления;    содержание    хозяйственной    операции;    измерители
хозяйственной   операции   (в   натуральном   и  денежном  выражении);
наименование   должностных   лиц,    ответственных    за    совершение
хозяйственной операции и правильности ее оформления;  личные подписи и
их расшифровки.
     При этом  предприятию  следует  иметь  в виду,  что данный состав
показателей форм первичного  учета  позволяет  ему  иметь  необходимые
сведения  о  своем  имуществе  и контролировать его в количественном и
стоимостном выражении.  Но для  формирования  себестоимости  продукции
(работ,  услуг)  их  недостаточно,  так как отдельные операции требуют
наличия дополнительного количества  показателей.  Так,  по  сделкам  с
физическими    лицами   налоговое   законодательство   предусматривает
сообщение предприятиями в налоговые органы о их доходах,  что вызывает
необходимость  получения  дополнительных  данных  о  субъекте сделки и
отражении их в первичных учетных документах.
     Бухгалтерский учет    хозяйственных    операций   ведется   малым
предприятием в рамках  системы  взаимосвязанных  бухгалтерских  счетов
способом  двойной  записи.  В  момент  отражения  отдельной операции в
системе счетов бухгалтерского учета она классифицируется,  то есть  на
основе  характера  данной  операции определяются соответствующие счета
(или группа счетов),  используемые для ее учета.  Система  применяемых
бухгалтерских   счетов   позволяет   предприятию   иметь  обособленную
информацию о его имуществе (средствах и расчетах) в разрезе  их  видов
(наименованиях,  объектах)  и  источниках  их  приобретения  (вкладах,
фондах, заемных средств и обязательств).
     При выполнении  бухгалтерской двойной записи каждая хозяйственная
операция  отражается  в  денежном  выражении  не  менее  чем  на  двух
определенных  счетах,  по  дебету  одного  (или более) счета и кредиту
другого таким образом,  чтобы суммы по дебету и кредиту  счетов  учета
операции были равны.
     Бухгалтерский учет на малом предприятии ведется специалистом  или
работниками     бухгалтерии,     являющейся     его    самостоятельным
подразделением.  Учет  может   по   поручению   руководителя   вестись
специализированной   организацией  (или  специалистом)  на  договорных
началах.  Ответственность  за  организацию  бухгалтерского  учета   на
предприятии несет его руководитель, который обязан создать необходимые
условия  для  правильного  ведения  бухгалтерского  учета,  обеспечить
неукоснительное   выполнение   всеми   подразделениями,   службами   и
работниками, имеющими отношение к учету (осуществляющим первичный учет
хозяйственных операций),  требований главного бухгалтера (специалиста,
занятого  учетом)  в  части  оформления  и  представления  для   учета
необходимых  документов  или  сведений.  При  наличии  бухгалтерии  на
предприятии  ее   возглавляет   главный   бухгалтер,   назначаемый   и
освобождаемый  от  должности руководителем предприятия и находящейся в
его подчинении.
     На предприятиях,  не имеющих в штате кассира, обязанности кассира
могут  выполняться  главным  бухгалтером  или  другим  работником   по
письменному распоряжению руководителя предприятия.
     Для обобщения информации о хозяйственной деятельности предприятия
в  количественном  и  стоимостном  выражении  используются специальные
бухгалтерские регистры.  Малым предприятиям для ведения бухгалтерского
учета  специальные  регистры по упрощенной форме рекомендованы письмом
Минфина СССР от 2  июля  1991  года  N  40  "Рекомендации  по  ведению
бухгалтерского   учета   и   применению  учетных  регистров  на  малых
предприятия".
     Министерство финансов    в    Рекомендациях    предлагает   малым
предприятиям с простым хозяйственным процессом  производства,  имеющим
незначительное количество хозяйственных операций, применять упрощенную
систему учета.  Для этого  малому  предприятию  необходимо  на  основе
типового  Плана  счетов  бухгалтерского  учета  составить  собственный
рабочий План счетов, который позволит вести учет имущества предприятия
и  его  обязательств  в  регистрах  бухгалтерского  учета  на основных
главных для него счетах.
     В соответствии  с  рабочим  Планом счетов отдельные бухгалтерские
счета,  помимо прямых учетных задач,  должны также выполнять и функции
других  счетов.  Так,  при наличии у малого предприятия нематериальных
активов (счет 04 "Нематериальные активы" по типовому Плану  счетов)  и
арендуемых  основных  средств  с  правом  выкупа (счет 03 "Долгосрочно
арендуемые основные средства") их учет ведется на счете  01  "Основные
средства",  а  учет  выбытия  -  через  счет 46 "Реализация продукции"
(вместо счета 47).  В этом случае на счете 02 "Износ основных средств"
учитывается   также  износ  нематериальных  активов  (счет  05  "Износ
нематериальных активов").
     На счете   10   "Материалы"   можно   вести   учет  малоценных  и
быстроизнашивающихся предметов (счет 12),  животных на  выращивании  и
откорме (счет 11),  а также оборудования (счет 07).  Учет долгосрочных
(счет 06) и краткосрочных финансовых вложений  (счет  58)  ведется  на
одноименных субсчетах счета 58.  Предприятия-арендодатели,  передавшие
основные  средства  в   долгосрочную   аренду   (с   правом   выкупа),
задолженность  арендатора  (счет  09) учитывают на счете 76 "Расчеты с
разными дебиторами и кредиторами".
     Учет расчетов  по  авансам полученным и выданным (счета 61 и 64),
расчетов  по  претензиям  (счет  63),  по  имущественному  и   личному
страхованию (счет 65),  с подотчетными лицами (счет 71),  с персоналом
по прочим операциям (счет 73), с учредителями (счет 75), по недостачам
(счет 84),  а также учет задолженности арендодателям (счет 97) ведется
на счете 76.  Для учета прибыли  (убытков)  (счет  80),  использования
прибыли  (счет  81)  и нераспределенной прибыли (счет 87) предназначен
счет 80.  Средства резервного фонда (счет 86), целевого финансирования
(счет  96)  и  специальных  фондов  учитываются  на  счете 88 "Фонды и
резервы".
     Все кредиты банков (краткосрочные - счет 90,  долгосрочные - счет
92) и заемные средства (краткосрочные - счет 94,  долгосрочные -  счет
95) учитываются на счете 90 "Кредиты и заемные средства".
     Допускается применение  рабочего  плана  счетов  с  большим   или
меньшим  количеством  счетов,  но  при этом следует иметь в виду,  что
выбранная группировка счетов должна обеспечить учет всех хозяйственных
операций,   осуществляемых   малым   предприятием   в  процессе  своей
хозяйственной деятельности.  В соответствии с вариантом рабочего плана
счетов,  утвержденным  (принятым)  предприятием  для  использования  в
учете,  оно выбирает также и  соответствующую  систему  бухгалтерского
учета из предложенных Министерством финансов в своих рекомендациях.

             II. УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
              И РЕГИСТРЫ УЧЕТА ИМУЩЕСТВА И ОБЯЗАТЕЛЬСТВ
                          МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

     Малые предприятия,  чья  деятельность осуществляется в сфере,  не
требующей наличия собственных основных средств (или  с  использованием
их   на  условиях  аренды),  определенного  задела  материалов,  учета
задолженности покупателей и обязательств поставщикам и подрядчикам,  а
также  процесс производства и реализации продукции которых завершается
в течение отчетного месяца,  применяют  простую  форму  бухгалтерского
учета.  Данные  предприятия  могут  применять  рабочий  план счетов со
следующей более сокращенной номенклатурой счетов.

-----------------------------------------------------------------------
 Активные счета           |Номер|    Пассивные счета (для      | Номер
 (для учета средств)      |счета|    учета источников средств) | счета
-----------------------------------------------------------------------

 Затраты на производство    20         Уставный капитал           85

                                       Прибыли и убытки           80

 Реализация продукции       46         Расчеты с бюджетом         68

 Касса                      50         Расчеты по страхованию     69

 Расчетный счет             51         Расчеты с персоналом
                                       по оплате труда            70

 Расчеты с разными
 дебиторами                 76         Расчеты с разными
                                       кредиторами                76

                                       Кредиты банка              90


     Сущность простой  формы  учета  состоит  в  том,  что регистрация
первичных  учетных  документов,  распределение  операций  по   счетам,
определение   себестоимости   продукции   и   финансового   результата
производится  в   одном   бухгалтерском   регистре   -   книге   учета
хозяйственных операций (форма N К-1). Кроме того, для учета расчетов с
работниками по оплате труда,  а также  с  бюджетом  по  налогам  с  их
доходов  бухгалтерия  малого  предприятия должна вести ведомость учета
заработной платы (ф.N В-8).

                          Типовая форма К-1

--------------------------------------------------------------------------------------
|    Регистрация операций                 |    Наличие и движение средств            |
|                                         |    предприятия (номера счетов)           |
|------------------------------------------------------------------------------------|
| Номер  | Дата и    | Содержание | Сумма |                |                | Прочие |
| записи | номер     | операции   |       |----------------|----------------|        |
|        | документа |            |       | Дебет | Кредит | Дебет | Кредит |        |
|        |           |            |       |       |        |       |        |        |
|--------|-----------|------------|-------|-------|--------|-------|--------|--------|
|    1   |      2    |      3     |   4   |   5   |    6   |   7   |    8   |    9   |
--------------------------------------------------------------------------------------

   Книга учета   хозяйственных   операций   является   комбинированным
регистром,   который   содержит  все  применяемые  малым  предприятием
бухгалтерские счета и позволяет вести учет хозяйственных  операций  на
каждом  из  них.  При  этом  она  должна быть достаточно детальной для
обоснования содержания соответствующих статей баланса.
   Малые предприятия,   имеющие   на   балансе   собственные  основные
средства,  переходящие с одного отчетного периода  на  другой,  запасы
материалов,  товаров и готовой продукции,  осуществляющие значительное
количество  расчетных   операций   через   банк   с   покупателями   и
поставщиками,    ведут   бухгалтерский   учет   своего   имущества   и
хозяйственных операций с использованием следующих регистров:


     основных средств                       ведомость N В-1,  учет
                                            ведется по счету 01;

     материалов, МБП, товаров и готовой     ведомость N В-2,  по счету
     продукции                              10;

     затрат на производство продукции и     ведомость N В-3, по счетам
     капвложений                            08 и 20;

     кассовых операций и операций по        ведомость N В-4, по счетам
     расчетному счету, уставного            50, 51, 02, 80, 81 и 85;
     капитала, износа основных средств,
     прибыли и ее использования

     финансовых вложений, расчетов с        ведомость N В-5, по счетам
     разными дебиторами и кредиторами,      55, 58, 76, 68,  69,  88 и
     с бюджетом и фондами страхования       90;
     и социального обеспечения,
     кредитов и заемных средств

     расчетов с покупателями и              ведомость N В-6, по  счету
     заказчиками                            46;

     расчетов с поставщиками                ведомость N В-7,  по счету
                                            60;

     расчетов с персоналом по               ведомость N В-8,  по счету
     оплате труда                           70;

     свод оборотов по счетам учета          ведомость N В-9.


                    Примерный рабочих план счетов,
                  применяемый данными предприятиями

---------------------------------------------------------------------
 Активные счета        | Номер | Пассивные счета (для учета  | Номер
 (для учета имущества) | счета | источников и обязательств)  | счета
---------------------------------------------------------------------

 Основные средства        01     Уставный капитал               85

 Капитальные вложения     08     Износ основных средств         02

 Материалы                10     Прибыли и убытки               80

 Производство             20     Фонды и резервы                88

 Готовая продукция        40     Кредиты и заемные средства     90

 Реализация               46     Расчеты с поставщиками         60

 Касса                    50     Расчеты с бюджетом             68

 Расчетный счет           51     Расчеты по страхованию         69

 Финансовые вложения      58     Расчеты по оплате труда
                                 с персоналом                   70
 Расчеты с разными
 дебиторами               76     Расчеты с разными кредиторами  76


     Каждая ведомость,  как правило, применяется для учета операций по
одному из используемых (согласно рабочему плану счетов)  бухгалтерских
счетов.
     Записи производимых хозяйственных операций на основании первичных
учетных  документов (актов,  накладных,  отчетов и т.п.) выполняются в
двух ведомостях:  в  одной  -  по  дебету  счета  с  указанием  номера
кредитуемого  счета (в графе "Корреспондирующий счет"),  в другой - по
кредиту  корреспондирующего  счета  с   аналогичной   записью   номера
дебетуемого счета.
     В обоих   ведомостях  в   графах   "Содержание   операции"   (или
характеризующих  операцию) делается запись на основании форм первичной
учетной документации о сути совершенной операции либо пояснения, шифры
и др.
     Обобщение месячных  итогов  финансово-хозяйственной  деятельности
малого предприятия,  отраженных в ведомостях, производится в ведомости
(шахматной)  по  форме  N  В-9,  на  основании  которой   составляется
оборотная ведомость:

---------------------------------------------------------------------
| Номер          |   Сальдо на    |   Оборот за    | Сальдо на      |
| бухгалтерского |   1-е ...      |      ...       | 1-е ...        |
| счета          |----------------|----------------|----------------|
|                | Дебет | Кредит | Дебет | Кредит | Дебет | Кредит |
|----------------|-------|--------|-------|--------|-------|--------|
|      1         |   2   |    3   |   4   |    5   |   6   |    7   |
---------------------------------------------------------------------

     Данная оборотная ведомость является  основанием  для  составления
бухгалтерского баланса.

           III. БУХГАЛТЕРСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

     По истечении отчетного периода (месяц, квартал, год) в завершение
учетного   процесса   бухгалтерия   малого   предприятия    составляет
бухгалтерскую  отчетность,  в  которой с нарастающим итогом отражается
его имущественное и финансовое положение.
     Предприятие как   юридическое   лицо   составляет   бухгалтерскую
отчетность,  включая в нее имущество производств, хозяйств, филиалов и
других обособленных от него подразделений,  не являющихся юридическими
лицами,  выделенных на отдельный баланс,  но входящих в состав  малого
предприятия.
     Малые предприятия представляют ежеквартально (кроме предприятий с
иностранными  инвестициями)  и  ежегодно  бухгалтерскую  отчетность  в
адреса,  предусмотренные Положением о бухгалтерском учете и отчетности
в   объеме   форм  и  порядке,  установленном  Министерством  финансов
Российской Федерации.
     Отчетным годом  для предприятий считается период с 1 января по 31
декабря включительно.
     Первым отчетным   годом  для  создаваемых  предприятий  считается
период с даты  приобретения  прав  юридического  лица  по  31  декабря
включительно,  а  для  предприятий,  созданных после 1 октября - по 31
декабря следующего года включительно.
     К годовой  бухгалтерской  отчетности  малые предприятия прилагают
пояснительную записку,  в которой излагаются учетная политика (нормы и
правила  по  оценке  и  учету  отдельных  видов  имущества  и затрат),
основные  факторы,  повлиявшие  в  отчетном  году  на  результаты  его
деятельности и финансовое состояние.
     Малые предприятия,  созданные  на  основе   привлечения   средств
частных  лиц (пайщиков),  вкладов других предприятий и физических лиц,
до закрытия оборотов за декабрь, если это предусмотрено учредительными
(или  иными)  документами,  готовят  и  представляют  на утверждение в
указанные адреса (или в  форме  доклада  руководителя  предприятия  на
собрании  вкладчиков)  доклад  о финансовой деятельности предприятия в
отчетном году.
     Доклад содержит   общий  обзор  деятельности  предприятия  (объем
производства и продаж,  прибыль,  ликвидность баланса,  рентабельность
продукции),   сведения  о  структуре  капитальных  вложений,  движении
собственных средств и  резервов,  состоянии  расчетов  и  обязательств
предприятия,   программу   деятельности  на  следующий  год  и  проект
распределения полученной чистой прибыли или погашения убытков.  Доклад
в  финансовой  части  составляется  на основании данных бухгалтерского
учета о финансово-хозяйственной деятельности  предприятия  в  отчетном
году, По принятии решения собственником о порядке распределения чистой
прибыли   главный   бухгалтер   закрывает   отчетный   год   (делаются
заключительные   записи   по   распределению   прибыли)  и  составляет
бухгалтерскую отчетность.


Заместитель начальника управления
методологии бухгалтерского учета
и отчетности Минфина России                                  Н. Волков
    

Печать
2003 - 2019 © НДП "Альянс Медиа"
Рейтинг@Mail.ru