О РАЗВИТИИ СИСТЕМЫ ВОЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РФ 13 апреля 1993 г. N 191 (Д) 23 - 25 декабря 1992 г. состоялось Всеармейское совещание руководящего состава военно - учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации. Совещание отметило, что стоящие перед Вооруженными Силами Российской Федерации задачи, возросшие требования к подготовке дипломированных специалистов вызывают необходимость коренных преобразований системы военного образования. На совещании были определены основные направления совершенствования подготовки офицерских кадров. В целях развития системы военного образования Вооруженных Сил Российской Федерации, повышения качества подготовки офицерских кадров приказываю: 1. Заместителям Министра обороны Российской Федерации, главнокомандующим видами Вооруженных Сил Российской Федерации, командующим войсками округов, флотами, командующим (начальникам) родам войск, начальникам главных и центральных управлений, начальникам военных образовательных учреждений профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации:* * В дальнейшем в настоящем приказе военные образовательные учреждения профессионального образования Министерства обороны Российской Федерации для краткости будут именоваться военно - учебными заведениями, или вузами. тщательно изучить и проанализировать Концепцию развития системы военного образования Вооруженных Сил Российской Федерации (приложение N 1 к настоящему приказу), обсудить ее на военных советах видов Вооруженных Сил Российской Федерации, округов, флотов, ученых советах вузов и принять конкретные меры по ее реализации; обеспечить выполнение Плана мероприятий по развитию системы военного образования Вооруженных Сил Российской Федерации (приложение N 2 к настоящему приказу). При разработке предложений по развитию системы военного образования проводить экономическое обоснование планируемых мероприятий, добиваться эффективного использования средств, выделяемых на подготовку военных кадров; осуществить по решению начальников, которым подчинены вузы, переход на подготовку офицерских кадров по новым специальностям, профилям и срокам обучения, как правило, после завершения полного цикла обучения по учебным планам и программам, введенным с 1991/92 учебного года, но не позднее 1996/97 учебного года. С принятием военной доктрины Российской Федерации в двухмесячный срок уточнить учебные планы и программы вузов в пределах прав, предоставленных начальникам вузов; совершенствовать в войсках и на флотах работу с молодыми офицерами - выпускниками вузов. Помогать им уверенно и быстро освоить должностные обязанности и приступить к их выполнению, создавать надлежащие условия жизни и быта. По прибытии выпускников в войска проводить с ними целенаправленную подготовку продолжительностью не менее одной недели для отработки вопросов обеспечения боевой готовности, методики боевой подготовки и службы войск с учетом особенностей части (корабля), соединения, а также для подготовки к несению боевого дежурства и овладения конкретными образцами вооружения и военной техники. 2. Считать не действующим в Вооруженных Силах Российской Федерации второй абзац подпункта "з" пункта 1 приказа Министра обороны СССР 1987 года N 0300 и утратившим силу подпункт "г" пункта 1 приказа Министра обороны Российской Федерации 1992 года N 132. 3. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра обороны Российской Федерации генерал - полковника Миронова В.И. 4. Приказ разослать до военно - учебного заведения. Министр обороны Российской Федерации генерал армии П.Грачев Приложение N 1 к приказу Министра обороны Российской Федерации 13 апреля 1993 г. N 191 КОНЦЕПЦИЯ развития системы военного образования Вооруженных Сил Российской Федерации Развитие системы военного образования является составной частью и одним из приоритетных направлений в строительстве Вооруженных Сил Российской Федерации, поскольку от профессиональной подготовленности офицерских кадров, их преданности Отечеству и способности выполнить свой воинский долг в наибольшей степени зависит боевая готовность и боеспособность войск и сил флота. Приоритетность развития военного образования обеспечивается в ходе реформы комплексом мер организационного, материально - технического, финансового и кадрового характера. Концепция разработана в полном соответствии с новыми законодательными актами по вопросам обороны, строительства Вооруженных Сил Российской Федерации и развития образования в России, с учетом реальных экономических возможностей государства, а также опыта и перспектив развития образования в стране и военного образования за рубежом. Концепция исходит из того, что Вооруженные Силы Российской Федерации располагают вполне сложившейся системой военного образования с достаточно мощным научно - педагогическим потенциалом, развитой учебно - материальной базой, богатым историческим опытом и традициями обучения. Главная цель преобразований, предусмотренных настоящей Концепцией, состоит в том, чтобы, максимально опираясь на существующую систему военного образования, вывести ее на качественно новый уровень, обеспечивающий радикальное повышение профессионализма и общей культуры военных кадров, формирование у офицеров высоких нравственных качеств гражданина и защитника Отечества. Совершенствование военного образования предусматривается осуществить в три этапа, соответствующие этапам строительства Вооруженных Сил Российской Федерации. На первом этапе (1991 - 1992 годы) сделаны важные шаги по восстановлению системы образования, нарушенной в результате прекращения существования СССР. перепрофилированы военно - политические вузы, начата передислокация ряда военных училищ на территорию России. Организована подготовка офицеров по многим недостающим специальностям, восстанавливаются утраченные научные школы; на основе анализа реального состояния системы военного образования проведены расчеты и обоснования, необходимые для ее последующего реформирования и предусматривающие рациональное использование имеющегося научно - педагогического потенциала и учебно - материальной базы. Скорректирована емкость вузов и прекращен набор курсантов на первые курсы военных училищ, намеченных к последующей ликвидации; реорганизована система руководства военным образованием. В ходе второго этапа (1993 - 1995 годы) предстоит полностью восстановить целостность системы военного образования и подготовить условия для ее дальнейшего глубокого реформирования. В этих целях: 1. Завершить намеченные передислокацию и перепрофилирование военно - учебных заведений. Организовать подготовку офицеров по всем недостающим специальностям. Подготовить к расформированию те вузы, ликвидация которых не потребует создания или наращивания аналогичной базы на новом месте. Курсантов второго и последующих курсов этих вузов доучить на той же базе или по мере создания необходимых условий переводить в сохраняющиеся родственные вузы. 2. Сформировать научно обоснованный государственный заказ на подготовку офицерских кадров: в целях повышения фундаментальности военного образования и профессиональной мобильности офицеров сократить количество специальностей для подготовки офицерских кадров в военно - учебных заведениях. Приблизить наименования военных специальностей к их гражданским аналогам и на этой основе повысить социальную защищенность офицеров, расширить возможности их трудоустройства при увольнении в запас; разработать квалификационные требования к выпускникам вузов по всем специальностям и приступить к формированию на их основе принципиально нового поколения учебных планов и программ, отвечающих требованиям государственных образовательных стандартов, вводимых в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании"; при разработке новых учебных планов и программ обеспечить органическое единство военного образования, военной науки и войсковой практики, а также опережающий характер обучения с учетом высокого динамизма развития военного дела и технического переоснащения войск. В интересах дальнейшей гуманитаризации обучения наполнить новым содержанием гуманитарные дисциплины и усилить гуманитарную составляющую всех других дисциплин. Предусмотреть повышение уровня фундаментальной подготовки выпускников при сохранении должной практической направленности в обучении за счет профилизации на завершающем этапе учебы; методику обучения в большей мере ориентировать на развитие творческого мышления офицеров, формирование их интеллектуального потенциала. Смелее переходить к активным, развивающимся методам учебы. Осваивать и внедрять новые технологии обучения, основанные на использовании вычислительной техники и современных информационных средств. Переход к обучению по новым специальностям, новым учебным планам и программам осуществить не ранее завершения полного цикла обучения по ныне действующим учебным планам и программам, введенным с 1991/92 учебного года. Оперативную корректировку действующих учебных планов и программ и внесение новых вопросов в учебный процесс осуществить в пределах прав, предоставленных начальникам военно - учебных заведений. 3. Активно воздействовать на формирование контингента молодежи, желающей получить военное образование: разработать и реализовать комплекс мер, направленных на улучшение профориентационной работы, привлечение молодежи на учебу в военно - учебные заведения и их подготовку к поступлению в вузы. Военно - профессиональную ориентацию молодежи на офицерские профессии считать одной из главных задач профориентационной работы; расширить сеть кадетских (суворовских) и морских кадетских (нахимовских) корпусов, в том числе путем создания их на базе ликвидируемых высших военных училищ. Способствовать созданию специализированных общеобразовательных школ (классов), военных лицеев и других довузовских образовательных учреждений с военной направленностью. 4. Подготовку офицерских кадров в вузах перевести на контрактную основу с тем, чтобы повысить личную ответственность и заинтересованность слушателей и курсантов в учебе, а также защитить вузы от лиц, стремящихся получить образование за счет Министерства обороны Российской Федерации и не служить в войсках. 5. Принять дополнительные меры по сохранению и укреплению научно - педагогического потенциала военно - учебных заведений: оптимизировать сеть и емкость адъюнктур с учетом изменившихся потребностей и реальных возможностей вузов. Адъюнктура должна быть преимущественно целевой и функционировать при ведущих вузах, располагающих высоким научным потенциалом и современной экспериментальной базой. Адъюнктуры, не обеспечивающие эффективную подготовку научно - педагогических кадров, расформировать, а их штатную численность передать военным академиям, институтам и ведущим военным училищам с задачей готовить ученых для других военных училищ целевым назначением; уточнить сеть докторантур, которые должны создаваться только в военно - учебных заведениях с мощными авторитетными научными школами, как правило, в военных академиях и военных институтах. Докторантура должна быть исключительно целевой, суммарная емкость докторантур - в пределах 10 процентов от численности адъюнктур; определить правовой статус докторантов и адъюнктов, не переводя их в категорию переменного состава вузов, решить вопросы их социальной защищенности. Для докторантов, адъюнктов, их научных руководителей и консультантов разработать меры материального поощрения, стимулирующие успешное выполнение индивидуальных планов и защиту в срок диссертационных работ; пересмотреть сеть специализированных советов по защите докторских и кандидатских диссертаций. В интересах сохранения и упрочнения научных школ, обеспечения работы специализированных советов и повышения научно - педагогического потенциала вузов предусмотреть максимально возможное использование активно работающих ученых как за счет продления им срока действительной военной службы, так и за счет использования их после увольнения в запас. 6. Организовать подготовку преподавателей для военных училищ в военно - педагогических группах военных академий и военных институтов со сроком обучения 2 - 3 года и присвоением выпускникам военно - педагогической квалификации. 7. Улучшить организацию и стимулирование труда профессорско - преподавательского состава: пересмотреть нормы планирования и учета труда преподавателей с учетом требований дальнейшей индивидуализации обучения, внедрения новых информационных технологий и компьютеризации учебного процесса; перечень педагогических должностей офицеров, который недостаточно дифференцирован и носит уравнительный характер, привести в соответствие с обещегосударственной номенклатурой педагогических должностей. В этих целях в дополнение к существующим должностям (преподаватель и старший преподаватель) ввести должности ассистента, доцента и профессора; разработать и внедрить систему периодического подтверждения научно - педагогической квалификации профессорско - преподавательского и научного состава вузов. В ходе третьего этапа (после 1995 года) завершить формирование качественно новой системы военного образования, адекватной новой структуре и новым задачам Вооруженных Сил Российской Федерации. В этих целях: 1. Оптимизировать сеть военно - учебных заведений, привести перечень и емкость вузов в соответствие с новой структурой и численностью Вооруженных Сил Российской Федерации, с реальной потребностью армии и флота в офицерских кадрах; главным направлением оптимизации должен стать курс на сокращение количества вузов на основе их рационального укрепления. Емкость военных училищ иметь не менее 1200 - 1500 курсантов (кроме авиационных училищ летчиков), емкость академий - не менее 750 - 800 обучаемых. В перспективе следует ориентироваться на дальнейшее укрупнение вузов и создание учебно - научных комплексов емкостью до 3 - 5 тысяч обучаемых, если экономическая ситуация в стране позволит планировать крупные капиталовложения в проведение этих мероприятий; основной формой укрупнения вузов должна стать их интеграция, создание крупных учебно - методических и научных комплексов, объединяющих подготовку военных кадров различных профилей и уровней образования, а также различных родов войск и служб. В ходе интеграции: предусматривать слияние однотипных или родственных вузов, дислоцированных в одном городе (гарнизоне); реорганизовать малочисленные вузы, теряющие свой научный потенциал, в факультеты родственных военных или гражданских вузов; совмещать в едином комплексе подготовку военных кадров с различными уровнями образования, в том числе подготовку техников - прапорщиков (мичманов) и младших военных специалистов; высвобождающийся педагогический потенциал и учебно - материальную базу ликвидируемых вузов использовать для наращивания соответствующей базы сохраняемых вузов, для организации межвузовских (региональных) учебных центров, обеспечивающих практическую подготовку и полевую выучку слушателей и курсантов, а также для создания кадетских (суворовских) и морских кадетских (нахимовских) корпусов. В ходе реорганизации сети военно - учебных заведений принять все меры для сохранения военных академий как учебно - методических и научных центров видов и родов войск с их бесценным научным потенциалом и уникальной учебно - материальной базой. В этих целях: предусматривать разумное объединение академий одного вида Вооруженных Сил Российской Федерации; расширять подготовку в академиях инженеров - исследователей и организовать подготовку магистров наук для наукоемкой и исследовательской деятельности по наиболее сложным специальностям, связанным с перспективными направлениями развития военной науки, вооружения и военной техники; развивать на базе академий различные формы дополнительного (послевузовского) образования офицеров; разрешить организацию подготовки в академиях (на договорной основе) специалистов для оборонной и других отраслей промышленности. Поднять статус лучших военных училищ, располагающих высокопрофессиональными научно - педагогическими коллективами, современной учебной и экспериментальной базой и успешно осуществляющих подготовку научно - педагогических кадров. В этих целях реорганизовать их в военные институты, сосредоточить в них целевую подготовку ученых для родственных училищ, повысить их самостоятельность и предоставить дополнительные права в решении основных вопросов жизни и деятельности вуза. 2. Уровни военного образования и сроки обучения в вузах привести в соответствие с Законом Российской Федерации "Об образовании" и новой многоуровневой структурой высшего образования, введенной в России. В основу системы военного образования положить подготовку дипломированных военных специалистов с вручением выпускникам военно - учебных заведений государственного диплома о высшем образовании и присвоением квалификации в соответствии с полученной специальностью. Содержание обучения привести в соответствие с государственными требованиями к образовательно - профессиональным программам третьего уровня в новой структуре высшего образования России и тем самым обеспечить подготовку к самостоятельной творческой профессиональной деятельности. В высших военно - учебных заведениях готовить: в высших военных училищах, военных институтах и на военных факультетах при гражданских вузах - дипломированных специалистов с высшим военно - специальным образованием с предназначением на первичные офицерские должности и с перспективой выдвижения на вышестоящие должности. Срок обучения не менее 5 лет, а в группах, комплектуемых студентами гражданских вузов после окончания третьего или четвертого курсов, - 3 года. В соответствии с этим одной из главных и первоочередных задач реформирования военного образования считать перевод высших командных, других военных училищ и военных институтов с продолжительностью обучения 4 года на 5-летний срок обучения; в военных академиях готовить дипломированных специалистов с высшим военным образованием с предназначением, как правило, на должности не ниже полкового звена. Срок обучения от 2до 3 лет. Офицеров готовить как специалистов в области управления крупными воинскими коллективами, организации и всестороннего обеспечения деятельности войск как в мирное, так и в военное время с присвоением выпускникам соответствующей квалификации. При необходимости подготовку офицеров с высшим военным образованием организовывать также в военных институтах; для наукоемкой и исследовательской деятельности готовить дипломированных специалистов с высшим военно - специальным образованием со сроком обучения 6 лет на инженерных факультетах военных академий, в военных институтах и ведущих высших военных училищах. В этих же целях по согласованию с Государственным комитетом Российской Федерации по делам высшей школы в указанных вузах может организоваться подготовка целевым назначением магистров наук с вручением выпускникам диплома о высшем образовании (третьего уровня), с присвоением им степени магистра наук и указанием специальности. В средних военных авиационно - технических училищах готовить офицеров - техников со средним военно - специальным образованием. Срок обучения 3 года. В перспективе средние военные училища перевести на подготовку авиационных техников - прапорщиков (мичманов) со средним профессиональным образованием. 3. Одновременно с увеличением сроков обучения в училищах и в целях повышения профессиональной мобильности офицерских кадров осуществлять перевод высших командных и инженерных училищ на единый командно - инженерный профиль подготовки.Перевод осуществить по тем специальностям, которые допускают ротацию офицеров на командных и инженерных должностях в войсках. В военных академиях деление профилей подготовки на командный и инженерный, как правило, сохранить. 4. Реорганизовать систему повышения квалификации офицерских кадров, положив в основу принцип подготовки офицеров по должностному предназначению. Содержание обучения на курсах четко согласовать с вузовской подготовкой офицеров. Оперативно и гибко реагировать на изменяющиеся потребности войск и обеспечить на этой основе постоянный высокий профессионализм всех категорий офицерского состава. Наряду с существующей системой курсов развивать другие формы дополнительного (послевузовского) образования офицеров, имея в виду последовательный переход к системе непрерывного военного образования. 5. Сосредоточить усилия научных коллективов военно - учебных заведений, и в первую очередь военных академий, на проведении фундаментальных и поисковых исследований, ориентированных на перспективу строительства Вооруженных Сил Российской Федерации, разработку принципиально новых нетрадиционных систем вооружения, решение проблем подготовки и применения Вооруженных Сил Российской Федерации, развития военного искусства. Увеличить объем исследований по проблемам военного образования, военной педагогики и психологии. На базе одной из военных академий создать научно - исследовательский центр по проблемам военного образования, совершенствования учебно - воспитательного процесса, разработки новых информационных технологий и новых методов обучения. Разработать и внедрить более гибкий механизм хозяйствования, который позволил бы вузам эффективнее использовать свой научный потенциал в новых экономических условиях. Предоставить вузам право научно - экономической деятельности, накопления и самостоятельного использования внебюджетных средств, получаемых от реализации своей научно - технической продукции и научно - издательской деятельности, в интересах развития учебной и научной базы, материального стимулирования и усиления социальной защищенности личного состава. 6. Повысить уровень руководства военно - учебными заведениями и системой военного образования в целом: вновь созданным органам управления подготовкой и распределением военных кадров повысить оперативность и гибкость централизованного руководства военным образованием. Обеспечить проведение согласованной политики, реализацию единых подходов и единых требований к подготовке, аттестации и использованию офицерских кадров. Исключить формализм и мелочную регламентацию в руководстве работой вузов. В целях повышения уровня научно - методического руководства и организации обмена передовым педагогическим опытом организовать в Министерстве обороны Российской Федерации издание военно - педагогического журнала; продолжить курс на демократизацию жизни вузовских коллективов в соответствии с нормами и принципами вузовского права. Обеспечить на этой основе широкое и заинтересованное участие вузовской общественности в проведении преобразований. Разработать комплекс мер, направленных на расширение прав военно - учебных заведений и повышение их хозяйственной самостоятельности в условиях рыночной экономики и сокращения расходов на оборону; пересмотреть и полностью обновить нормативно - правовую базу системы военного образования. Переработать основные руководящие документы, регламентирующие деятельность вузов, на основе новых законодательных и нормативных актов по вопросам обороны, строительства Вооруженных Сил Российской Федерации и развития образования в России; создать условия для привлечения в органы руководства военным образованием и на руководящие должности в вузы высокоподготовленных офицеров, имеющих научно - педагогическую квалификацию и опыт работы в военно - учебных заведениях. Для работников вузовских аппаратов организовать обучение на академических курсах и в системе повышения квалификации руководящего состава Государственного комитета Российской Федерации по делам высшей школы. Настоящая Концепция направлена на создание современной системы военного образования на основе максимально возможного использования научно - педагогического потенциала и материально - технической базы существующей сети военно - учебных заведений. Ее реализация потребует согласованного участия в этой работе органов руководства Вооруженными Силами Российской Федерации, вузовских аппаратов в видах и родах войск, всего руководящего и профессорско - преподавательского состава военно - учебных заведений. Заместитель Министра обороны Российской Федерации генерал - полковник В.Миронов Приложение N 2 к приказу Министра обороны Российской Федерации 13 апреля 1993 г. N 191 ПЛАН мероприятий по развитию системы военного образования Вооруженных Сил Российской Федерации ----------------------------------------------------------------------------------- | N | Наименование мероприятий | Сроки | Исполнители | | п/п | | выполнения | | |-----|---------------------------------------------|---------------|---------------| | | 1. Улучшение довузовской подготовки молодежи | | | | и качества комплектования вузов слушателями | | | | и курсантами | | | | | | | | 1 | Подготовить и представить Министру | | | | | обороны Российской Федерации предложения: | | | | | - об организации в средствах массовой | Май 1993 г. | ГУЛС МО | | | информации пропаганды офицерской | | | | | профессии, жизни и деятельности | | | | | военно - учебных заведений | | | | | - о создании в системе народного | Май 1993 г. | ГУПиРК МО, | | | образования сети средних (полных) | | ГУЛС МО, | | | общеобразовательных школ (военных | | начальники, | | | лицеев) с дополнительной образовательной | | которым | | | программой, обеспечивающей военную | | подчинены | | | подготовку учащихся (совместно с | | вузы | | | Министерством образования Российской | | | | | Федерации) | | | | | | | | | 2 | Продолжить научные исследования и | 1993-1995 гг. | ГУПиРК МО, | | | экспериментальную проверку в вузах | | ГВМУ МО, | | | перспективных методов профессионального | | Военно - | | | психологического отбора молодежи на учебу | | медицинская | | | в вузы | | академия | | | | | | | 3 | Завершить согласование и подписание | Май 1993 г. | ГУМВС МО | | | протоколов (контрактов) о подготовке | | | | | военнослужащих, в том числе докторантов, | | | | | адъюнктов и соискателей ученых степеней из | | | | | государств СНГ в вузах Министерства обороны | | | | | Российской Федерации | | | | | | | | | | II. Оптимизация сети и емкости военно - учебных заведений | | | | | 1 | Определить перспективную потребность в | Август | ГУПиРК МО, | | | офицерских кадрах с учетом новой структуры | 1993 г. | ГОМУ ГШ, | | | и новых задач Вооруженных Сил Российской | | начальники, | | | Федерации | | которым | | | | | подчинены | | | | | вузы, ВНУ ГШ | | | | | | | 2 | Организовать обучение офицеров по | Июнь, 1993 г. | Начальники, | | | специальностям, подготовка по которым не | | которым | | | осуществлялась в вузах | | подчинены | | | | | вузы,ГУПиРК | | | | | МО | | | | | | | 3 | Изучить вопрос и представить при | | | | | необходимости Министру обороны Российской | | | | | Федерации предложения: | | | | | - об организации и военно - учебных | Июнь, 1993 г. | Начальники, | | | заведениях подготовки прапорщиков со | | которым | | | средним специальным образованием | | подчинены | | | | | вузы,ГОМУ ГШ | | | - о расширении сети учебных центров | Декабрь | ГУПиРК МО, | | | (классов) при вузах по переподготовке | 1993 г. | начальники, | | | уволенных с действительной военной службы | | которым | | | военнослужащих на гражданские | | подчинены | | | специальности | | вузы,ГОМУ ГШ | | | | | | | | | | | III. Приведение организации и содержания обучения | | | в соответствие с государственными образовательными | | | стандартами | | | | | | А. Интеграция военно - учебных заведений в многоуровневую | | | структуру высшего образования Российской Федерации | | | | | 1 | Оказать помощь вузам в подготовке к | 1993-1994 гг. | ГУПиРК МО, | | | переходу на 5-летний срок обучения | | начальники, | | | | | которым | | | | | подчинены вузы| | | | | | | 2 | Подготовить и представить Министру обороны | Декабрь | ГУПиРК МО, | | | Российской Федерации предложения о повышении| 1993 г. | ГОМУ ГШ, | | | статуса ведущих училищ видов Вооруженных | | начальники, | | | Сил Российской Федерации и родов войск и | | которым | | | реорганизации их в военные институты | | подчинены | | | | | вузы | | | | | | | Б. Обеспечение перехода к обучению по новым | | | | учебным планам и программам | | | | | | | 1 | Переработать перечень специальностей и | Октябрь | ГУПиРК МО, | | | квалификаций подготовки офицеров в вузах, | 1993 г. | ГОМУ ГШ, | | | сократить количество специальностей, | | начальники, | | | приблизить их наименования к гражданским | | которым | | | аналогам | | подчинены вузы| | | | | | | 2 | Организовать разработку нового поколения | | | | | учебных планов и программ и обеспечить | | | | | переход вузов к обучению по ним: | | | | | - изучить и проанализировать ход | В течение | ГУПиРК МО, | | | обучения слушателей и курсантов по | полного | начальники, | | | учебным планам и программам, введенным | срока | которым | | | в 1991 году | обучения | подчинены вузы| | | | | | | | - разработать нормативно - правовую базу | Март 1994 г. | ГУПиРК МО, | | | для формирования нового поколения | | начальники, | | | квалифицированных характеристик, учебных | | которым | | | планов и программ | | подчинены вузы| | | | | | | | - организовать разработку новых | 1994-1995 гг. | ГУПиРК МО, | | | квалификационных характеристик, учебных | | начальники, | | | планов и программ, обеспечить подготовку | | которым | | | к переходу на обучение по ним | | подчинены вузы, | | | | начальники | | | | | вузов | | | | | | | 3 | Приступить к обучению по новым учебным | Не позднее | Начальники | | | планам и программам (по планам начальников, | 1996/97 | вузов | | | которым подчинены вузы) | учебного года | | | | | | | | В. Оптимизация содержания, организации | | | | и методики обучения | | | | | | | 1 | Завершить комплексную НИР "Альбом": | Декабрь | ГУПиРК МО | | | методические основы развития содержания | 1993 г. | | | | военного образования, достижение его | | | | | непрерывности в соответствии с изменениями | | | | | социально - политических условий и принципов| | | | | строительства Вооруженных Сил Российской | | | | | Федерации. Подготовить предложения по | | | | | реализации результатов НИР в деятельности | | | | | вузов | | | | | | | | | 2 | Продолжить исследования и внедрения новых | Постоянно | ГУПиРК МО, | | | форм и методов обучения, в том числе: | | ЦВСППИ ВС, | | | - активных методов, основанных на | | начальники, | | | достижениях психолого - педагогической | | которым | | | науки и опыта педагогов - новаторов; | | подчинены | | | - новых информационных технологий обучения | | вузы, | | | с использованием современной | | начальники | | | видеокомпьютерной техники | | вузов | | | | | | | 3 | Рассмотреть Государственную программу | Май 1993 г. | ГУПиРК МО | | | создания системы интенсивного обучения, | | | | | разработанную ЦНИИ радиоэлектронных систем | | | | | и Ассоциацией "Кадры", и дать заключение о | | | | | возможности ее использования в системе | | | | | военного образования | | | | | | | | | 4 | Провести апробацию учебного курса | 1994/95 | ГУЛС МО, | | | "Психология и педагогика военной службы" | учебный | начальники, | | | на базе Военной академии имени | год | которым | | | Ф.Э.Дзержинского, Новосибирского высшего | | подчинены | | | общевойскового командного училища, Санкт - | | вузы, | | | Петербургского высшего зенитного ракетного | | начальники | | | командного училища | | вузов, | | | | | | | 5 | Провести второй этап конкурса на лучший | | Начальники, | | | учебник по вопросам руководства | | которым | | | подразделениями (частями) в мирное время. | | подчинены | | | Итоги конкурса подвести: | | вузы, ГУПиРК | | | - в видах Вооруженных Сил Российской | Ноябрь | МО | | | Федерации и родах войск | 1993 г. | | | | - в Министерстве обороны Российской | | | | | Федерации | | | | | | | | | 6 | Разработать рекомендации для вузов по | Декабрь | ГУПиРК МО, | | | выявлению и работе с наиболее способными и | 1993 г. | начальники, | | | и одаренными слушателями и курсантами, по | | которым | | | их "сопровождению" после выпуска | | подчинены | | | | | вузы | | | | | | | 7 | Совершенствовать систему итогового и | 1993-1994 гг. | Начальники, | | | текущего контроля за качеством учебы и | | которым | | | уровнем подготовленности выпускников вузов. | | подчинены | | | Провести экспериментальную проверку | | вузы, ГУПиРК | | | рейтинговой и других прогрессивных форм | | МО | | | контроля, организовать и обеспечить их | | | | | внедрение в учебный процесс | | | | | | | | | 8 | В целях распространения передового | Май 1993 г. | ГУПиРК МО, | | | педагогического опыта подготовить и | | ВНУ ГШ | | | представить Министру обороны Российской | | | | | Федерации предложения об организации | | | | | издания "Военно - педагогического вестника" | | | | | (4 номера в год) | | | | | | | | | | IV. Укрепление научно - педагогического потенциала | | | вузов и НИО | | | | | | | 1 | Провести анализ и обобщить предложения | В течение трех| ГУПиРК МО, | | | вузов и НИО по содержанию обучения | месяцев после | начальники | | | адъюнктов, переработать Типовые программы | выхода | вузов и НИО | | | подготовки адъюнктов вузов и НИО | программ | МО | | | | подготовки | | | | | аспирантов | | | | | гражданских | | | | | вузов | | | | | | | | 2 | Переработать паспорта специальностей и | 1994 год | ГУПиРК МО, | | | программы - минимум (часть I) кандидатских | | ВНУ ГШ, вузы | | | экзаменов по отрасли "Военные науки" | | и НИО МО | | | | | | | 3 | Переработать директиву заместителя Министра | Март 1994 г. | ГУПиРК МО, | | | обороны СССР 1981 года N Д-043 и приказ | | начальники, | | | Министра обороны СССР 1983 года N 0124 | | которым | | | | | подчинены | | | | | вузы, ГОМУ | | | | | МО | | | | | | | 4 | Провести исследования и подготовить | Декабрь | ВВС, ГУПиРК | | | предложения в Генеральный штаб (ГОМУ) по | 1994 г. | МО | | | организации и планированию труда | | | | | преподавательского состава средних военно - | | | | | учебных заведений | | | | | | | | | 5 | Подготовить проект приказа Министра обороны | Август 1993 г.| ГУПиРК МО, | | | Российской Федерации "О премиях для | | ГУВБФ МО | | | профессорско - преподавательского | | | | | (преподавательского) состава военно - | | | | | учебных заведений Министерства обороны | | | | | Российской Федерации за достижения в учебно | | | | | - методической работе" | | | | | | | | | 6 | Изучить вопрос и при необходимости | | | | | представить Министру обороны Российской | | | | | Федерации предложения: | | | | | - по созданию военно - педагогических | Июнь 1993 г. | ГУПиРК МО, | | | групп в ведущих военно - учебных | | начальники, | | | заведениях | | которым | | | | | подчинены | | | | | вузы, ГОМУ ГШ | | | | | | | | - о порядке оформления поездок за границу | Ноябрь 1993 г.| ГУМВС МО, | | | преподавательского, научного состава, | | ГУВБФ МО, | | | адъюнктов и докторантов вузов и НИО для | | ВНУ ГШ | | | проведения научных стажировок, чтения | | | | | лекций, участия в научных конференциях | | | | | | | | | V. Совершенствование вузовской науки | | | | | | | 1 | Провести анализ и уточнить тематику научных | Май 1993 г. | ГУПиРК МО | | | исследований, проводимых вузами, по | | | | | проблемам военного образования | | | | | | | | | 2 | Изучить вопрос и представить при | Октябрь | | | | необходимости Министру обороны Российской | 1993 г. | | | | Федерации предложения: | | | | | - о создании на базе научных подразделений | | ВНУ ГШ,ГУВБФ | | | в военных академиях, военных институтах | | МО, ГОМУ ГШ, | | | и ведущих военных училищах научно - | | начальники, | | | исследовательских центров с правами | | которым | | | хозрасчетной деятельности | | подчинены | | | | | вузы, | | | | | начальники | | | | | вузов | | | | | | | | - о создании на базе одной из академий | | ГУПиРК МО, | | | научно - исследовательского центра по | | ВНУ ГШ, | | | проблемам военного образования, | | ГОМУ ГШ | | | совершенствования учебно - воспитательного| | | | | процесса, разработки новых информационных | | | | | технологий и новых методов обучения | | | | | | | | | 3 | Подготовить проект приказа Министра обороны | Август 1993 г.| ГУПиРК МО, | | | Российской Федерации "О проведении конкурсов| | ГУЛС МО,ГУВБФ | | | на лучшие научные работы по военной | | МО, ГУВБФ МО, | | | проблематике гуманитарных, естественных и | | ВНУ ГШ | | | технических наук, выполненные в высших | | | | | военно - учебных заведениях Министерства | | | | | обороны Российской Федерации | | | | | | | | | VI. Развитие учебно - материальной базы и | | | | обустройство вузов | | | | | | | 1 | Провести комплексные НИР по определению | 1993 год | Начальники, | | | оптимального состава учебно - материальной | | которым | | | базы вузов, организационно - штатной | | подчинены | | | структуры подразделений обеспечения учебного| | вузы, | | | процесса | | начальники | | | | | вузов | | | | | | | 2 | Провести инвентаризацию учебно - | 1993 год | Начальники, | | | материальной базы вузов, определить степень | | которым | | | их обеспеченности и военной техникой, | | подчинены | | | военно - учебным имуществом и литературой | | вузы | | | | | | | 3 | Разработать планы мероприятий по развитию | 1994 год | Начальники, | | | учебно - материальной базы и обустройству | | которым | | | вузов на период до 2000 года | | подчинены | | | | | вузы, | | | | | начальники | | | | | вузов | | | | | | | VII. Совершенствование руководства военным | | | | образованием | | | | | | | 1 | Переработать нормативно - правовую базу | 1993-1994 гг.| ГУПиРК МО | | | военного образования, привести ее в | | | | | соответствие с новыми законодательными и | | | | | нормативными актами по вопросам обороны, | | | | | военного строительства и деятельности высшей| | | | | школы Российской Федерации | | | | | | | | | 2 | Проанализировать функционирование системы | | ГУПиРК МО, | | | руководства подготовкой офицерских кадров. | | начальники, | | | Подготовить и представить Министру обороны | | которым | | | Российской Федерации предложения: | | подчинены | | | | | вузы, ГОМУ ГШ | | | | | ГУВБФ МО | | | | | | | | - по совершенствованию структуры органов | Октябрь 1993г.| | | | управления военным образованием | | | | | | | | | | - об организации подготовки и повышения | Декабрь 1993г.| | | | квалификации офицеров органов управления | | | | | военным образованием | | | | | | | | | 3 | Разработать и представить на утверждение | Май 1993 г. | ГУПиРК МО | | | заместителю Министра обороны Российской | | | | | Федерации план совместных мероприятий | | | | | ГУПиРК МО и Ассоциации "Кадры" | | | | | | | | | 4 | Пересмотреть перечень мобилизационных задач,| До 1995 г. | Начальники, | | | возложенных на вузы. Подготовить и | | которым | | | представить в Генеральный штаб предложения | | подчинены | | | по их снятию или сокращению | | вузы, | | | | | командующие | | | | | войсками | | | | | военных | | | | | округов, | | | | | флотами | | | | | | | 5 | Рассмотреть ход развития системы военного | Ноябрь 1995 г.| ГУПиРК МО | | | образования на Всеармейском совещании | | | | | руководящего состава военно - учебных | | | | | заведений | | | ----------------------------------------------------------------------------------- Заместитель Министра обороны Российской Федерации генерал - полковник В.Миронов |