ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТЕ (РЕДАКЦИЯ НА 24.12.1993.). Закон (Основы). Верховный Совет РФ. 27.04.93 4868-1


                         РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ


             ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
                    О ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТЕ
                       (Редакция на 24.12.1993)






(РЕДАКЦИЯ ПОДГОТОВЛЕНА ПРАВОВЫМ УПРАВЛЕНИЕМ  АППАРАТА  ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ДУМЫ  ФЕДЕРАЛЬНОГО  СОБРАНИЯ  РФ В РЕД.  - УКАЗА ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ ОТ 24.12.93 Г. N 2288)



     Основы законодательства   Российской   Федерации   о   физической
культуре и спорте устанавливают общие принципы правового регулирования
отношений в области физической культуры и спорта - важной составляющей
части   культуры   народа,   являющейся   совокупностью   духовных   и
материальных  ценностей,  создаваемых,  развиваемых   и   используемых
обществом   в  процессе  физического  воспитания  в  целях  укрепления
здоровья населения Российской Федерации.

                      Раздел I. Общие положения

           Статья 1. Законодательство Российской Федерации
                    о физической культуре и спорте

     1. Законодательство  Российской Федерации о физической культуре и
спорте  включает  в  себя  положения  Конституции  (Основного  Закона)
Российской  Федерации  -  России,  настоящие  Основы  и  издаваемые  в
соответствии с ними правовые акты  Российской  Федерации  и  субъектов
Федерации в области физической культуры и спорта.
     2. Законодательные и иные нормативные акты Российской Федерации и
субъектов  Федерации  по  вопросам,  касающимся  физической культуры и
спорта,   должны   соответствовать   настоящим   Основам.   В   случае
возникновения   противоречий  между  указанными  актами  и  настоящими
Основами действуют Основы.
     3. Нормативные  акты  Российской  Федерации  в области физической
культуры и  спорта  издаются  в  случаях,  предусмотренных  настоящими
Основами  и  иными  законодательными  актами  Российской  Федерации  о
физической культуре и спорте.

         Статья 2. Цели и задачи законодательства Российской
               Федерации о физической культуре и спорте

     1. Законодательство  Российской Федерации о физической культуре и
спорте  направлено  на  всестороннее  развитие  человека,  утверждение
здорового  образа  жизни,  формирование  потребности  в  физическом  и
нравственном совершенствовании,  создание условий для  занятий  любыми
видами      физической      культуры     и     спорта,     организации
профессионально-прикладной   подготовки,   профилактики   заболеваний,
вредных привычек и правонарушений.
     2. Задачами  законодательства  Российской  Федерации  в   области
физической культуры и спорта являются:
     а) обеспечение и  защита  права  граждан  на  занятия  физической
культурой и спортом;
     б) создание правовых гарантий  для  функционирования  и  развития
системы физической культуры и спорта Российской Федерации;
     в) определение прав,  обязанностей и ответственности физических и
юридических  лиц  в  области  физической  культуры  и спорта,  а также
правовое регулирование их отношений в данной сфере.

       Статья 3. Права граждан в области физической культуры и
                 спорта и их государственные гарантии

     1. Граждане   Российской   Федерации   имеют   право  на  занятия
физической культурой и спортом (в том числе спортом  как  профессией),
объединение в организации (объединения) физкультурно-оздоровительной и
спортивной      направленности,       участие       в       управлении
физкультурно-спортивным движением.
     2. В целях обеспечения этих прав государство финансирует  занятия
физической   культурой   и  спортом  в  соответствии  с  утвержденными
государственными программами,  научные исследования  в  этой  области,
разрабатывает  программы  физического воспитания всех групп населения,
осуществляет     контроль     за     их     реализацией,     развивает
физкультурно-спортивную    индустрию,    организует    подготовку    и
переподготовку специалистов,  осуществляет правовую  защиту  интересов
граждан  в  области физической культуры и спорта,  поощряет стремление
граждан быть здоровыми и вести здоровый образ жизни.

         Статья 4. Компетенция Российской Федерации в области
                     физической культуры и спорта

     В области   физической   культуры  и  спорта  ведению  Российской
Федерации в лице  ее  федеральных  органов  государственной  власти  и
управления подлежат:
     1) формирование и осуществление федеральной и внешней политики  в
области физической культуры и спорта;
     2) разработка  и  реализация   федеральной   программы   развития
физической  культуры  и  спорта  и  иных  федеральных  программ в этой
области с учетом  социально-экономических,  демографических  и  других
условий и особенностей;
     3) формирование  Государственного  фонда  физической  культуры  и
спорта Российской Федерации;
     4) установление:
     а) федеральных  нормативов  финансирования  физической культуры и
спорта;
     б) федеральных   требований  к  спортивным  сооружениям  в  части
строительных норм и правил, санитарных норм, а также по охране жизни и
здоровья лиц, находящихся на спортивных сооружениях;
     в) образовательного ценза для работников  физической  культуры  и
спорта;
     г) нормативов   физической   подготовленности   различных   групп
населения;
     д) порядка признания (и  его  отмены)  организаций  (объединений)
физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности,  участвующих
от лица Российской Федерации в международных спортивных связях;
     5) прямое финансирование:
     а) научных исследований в области физической культуры и спорта  в
соответствии  с  федеральной программой развития физической культуры и
спорта;
     б) спортивных   сооружений,   центров   спортивной  подготовки  и
государственных  физкультурно-спортивных   организаций   (объединений)
федерального значения;
     в) подготовки   и   выступления    (включая    научно-медицинское
обеспечение)  в официальных международных спортивных соревнованиях под
Государственным   флагом   Российской   Федерации   сборных    команд,
формируемых   признанными   в   установленном   порядке  организациями
(объединениями)     физкультурно-оздоровительной     и      спортивной
направленности.
     6) организация федеральной системы  подготовки  и  переподготовки
специалистов в области физической культуры и спорта;
     7) научно-методическое обеспечение системы физической культуры  и
спорта,  организации издания научной,  учебной и популярной литературы
по  физической  культуре  и  спорту  в  соответствии   с   федеральной
программой  развития  физической  культуры  и спорта;  создание единой
государственной  системы   информационного   обеспечения   в   области
физической культуры и спорта;
     8) контроль исполнения федерального  законодательства  в  области
физической культуры и спорта.

         Статья 5. Компетенция республик в составе Российской
          Федерации, автономной области, автономных округов,
          краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга
                в области физической культуры и спорта

     Республики в составе Российской  Федерации,  автономная  область,
автономные  округа,  края,  области,  города  Москва и Санкт-Петербург
самостоятельно и в  полном  объеме  осуществляют  развитие  физической
культуры  и  спорта,  включая международные спортивные связи,  по всем
вопросам, кроме отнесенных к ведению Российской Федерации.

        Статья 6. Компетенция органов местного самоуправления
                в области физической культуры и спорта

     Органы местного  самоуправления  осуществляют развитие физической
культуры  и  спорта  в  пределах  компетенции,  установленной  Законом
Российской   Федерации   "О   местном   самоуправлении   в  Российской
Федерации".

        Статья 7. Государственные органы управления физической
              культурой и спортом в Российской Федерации

     1. В  Российской  Федерации  создаются  и  действуют федеральные,
республиканские (республик в составе Российской Федерации), автономной
области,  автономных  округов,  краевые,  областные,  городов Москвы и
Санкт-Петербурга   государственные   органы   управления    физической
культурой и спортом.
     2. Государственные  органы  управления  физической  культурой   и
спортом  создаются  решением  органа  государственного  управления  по
согласованию    с     соответствующим     представительным     органом
государственной власти.
     3. Местные  органы  управления  физической  культурой  и  спортом
создаются по решению соответствующих органов местного самоуправления.
     4. К компетенции государственных  органов  управления  физической
культурой и спортом относятся:
     а) разработка  и  реализация  целевых  государственных   программ
развития физической культуры и спорта;
     б) разработка    государственных    нормативов     финансирования
физической культуры и спорта;
     в) прямое  финансирование   деятельности   созданных   указанными
органами  предприятий,  учреждений и организаций физической культуры и
спорта;
     г) организация научных исследований в области физической культуры
и спорта;
     д) разработка  нормативов  физической  подготовленности различных
групп населения;
     е) установление единой спортивной классификации;
     ж) контроль  исполнения  законодательных  и   нормативных   актов
Российской Федерации в области физической культуры и спорта.
     5. Введение новых  видов  физических  упражнений  и  новых  видов
спорта  в  государственные  программы физического воспитания населения
осуществляется федеральными и республиканскими  (республик  в  составе
Российской  Федерации) государственными органами управления физической
культурой и спортом на основе научно-экспериментальной проверки.

                  Статья 8. Общественные объединения
       физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности

     1. Общественными   объединениями  физкультурно-оздоровительной  и
спортивной направленности признаются физкультурно-спортивные общества,
федерации по видам спорта, ассоциации, фонды, клубы и иные объединения
граждан, ставящие своей целью развитие физической культуры и спорта.
     2. Общественные    объединения   физкультурно-оздоровительной   и
спортивной  направленности  руководствуются   в   своей   деятельности
законодательством об общественных объединениях и настоящими Основами.
     3. Государственный фонд физической культуры и  спорта  Российской
Федерации оказывает финансовую,  материальную,  организационную и иную
помощь  общественным   объединениям   физкультурно-оздоровительной   и
спортивной направленности.

        Статья 9. Олимпийское движение в Российской Федерации

     1. Государство  признает  и  поддерживает  олимпийское движение в
Российской Федерации.
     2. Олимпийское  движение  в  Российской  Федерации координируется
национальным  олимпийским  комитетом,  являющимся  неправительственной
независимой   организацией,   осуществляющей   свою   деятельность   в
соответствии с законами Российской Федерации и Олимпийской хартией.
     3. Государство   признает   национальный  олимпийский  комитет  в
качестве  официального  представителя  Российской  Федерации  во  всех
мероприятиях,  проводимых Международным олимпийским комитетом, включая
Олимпийские игры.

          Статья 10. Пропаганда физической культуры и спорта

     1. Государственные  органы  управления  физической  культурой   и
спортом,   объединения  (организации)  физкультурно-оздоровительной  и
спортивной направленности,  учреждения и  организации  здравоохранения
совместно    с    заинтересованными    учреждениями,    организациями,
предприятиями,  их   объединениями   и   общественными   объединениями
организуют  широкую  пропаганду  физической  культуры  и  спорта среди
населения с использованием средств массовой информации.
     2. Не   допускается  пропаганда  в  спорте  культа  жестокости  и
насилия, унижения человеческого достоинства, использования запрещенных
стимуляторов,  наносящих  вред здоровью человека;  запрещается реклама
алкогольных напитков и табачных изделий во время трансляции по каналам
телевидения  и  радиовещания физкультурно-оздоровительных и спортивных
программ.

                Раздел II. Система физической культуры

            Статья 11. Понятие системы физической культуры

     1. Система физической культуры  представляет  собой  совокупность
государственных  и  общественных  форм деятельности,  осуществляемой в
целях физического воспитания населения.
     2. Формирование   системы  физической  культуры  подчинено  целям
настоящих Основ и  направлено  на  организацию  процессов  физического
воспитания  населения с учетом интересов каждого человека,  требований
производства, образования и культуры народов Российской Федерации.

          Статья 12. Физическое воспитание в образовательных
                       и дошкольных учреждениях

     1. Сохранение   и   укрепление   здоровья   обучающихся  и  детей
дошкольного возраста,  формирование у  них  потребности  в  физическом
совершенствовании  и  здоровом образе жизни являются одной из основных
задач образовательных и дошкольных учреждений  всех  типов,  входят  в
круг   обязанностей   администрации  указанных  учреждений  и  каждого
педагогического работника.
     2. Образовательные  учреждения  самостоятельно  с  учетом местных
условий и интересов обучающихся определяют  формы  занятий  физической
культурой   и   средства   физического   воспитания,   виды  спорта  и
двигательной активности,  методы и продолжительность занятий (не менее
пяти   часов  в  неделю)  на  основе  государственных  образовательных
программ и нормативов физической подготовленности,  а  также  проводят
внеучебную   физкультурно-оздоровительную   и   спортивную   работу  с
привлечением к ней внешкольных учреждений и  общественных  объединений
физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности,  в том числе
федераций по видам спорта.
     3. Физическое     воспитание     детей    дошкольного    возраста
осуществляется в процессе включенных в программу воспитания дошкольных
учреждений   бесплатных   учебных   занятий   по  физической  культуре
продолжительностью не менее восьми часов в неделю.
     4. Местные  органы  управления  физической  культурой  и  спортом
совместно с государственными органами  управления  образованием  имеют
право      вводить     дополнительные     учебные     и     внеучебные
физкультурно-спортивные  занятия  в   образовательных   и   дошкольных
государственных учреждениях за счет средств местных бюджетов.
     5. Образовательные  и  дошкольные  учреждения  ежегодно  проводят
тестирование   физической   подготовленности   обучающихся   и   детей
дошкольного возраста в соответствии с установленными  государственными
нормативами.
     6. С обучающимися,  имеющими отклонения в развитии,  включенные в
образовательную  программу занятия проводятся в рамках рекомендованной
индивидуальной программы реабилитации.

                 Статья 13. Внешкольные и внеучебные
        физкультурно-оздоровительные и спортивные организации

     1. Вовлечение      детей      и     молодежи     в     регулярные
физкультурно-спортивные   занятия,   обеспечение   условий   для    их
физического  совершенствования осуществляют учреждения дополнительного
образования:  спортивные школы,  секции,  клубы и другие внешкольные и
внеучебные   физкультурно-оздоровительные  и  спортивные  организации,
создаваемые  и  действующие  в  соответствии  с   Законом   Российской
Федерации "Об образовании".
     2. Координация работы государственных  внешкольных  и  внеучебных
физкультурно-оздоровительных  и  спортивных организаций осуществляется
государственными   органами   управления   образованием,    физической
культурой и спортом.

            Статья 14. Физическая культура в учреждениях,
           организациях, на предприятиях и их объединениях

     1. Администрация  учреждений,  организаций,  предприятий   и   их
объединений  обязана  создавать  работникам  условия для реализации их
права на занятия  физической  культурой,  включая  реабилитационные  и
профессионально-прикладные    занятия    в    режиме   рабочего   дня,
послетрудовое      восстановление,      профилактические      занятия,
спортивно-массовую работу, спортивно-оздоровительный туризм.
     2. Порядок создания и использования материальной базы для занятий
физической   культурой,  финансирования  и  обеспечения  специалистами
индивидуальных и коллективных занятий работников  и  членов  их  семей
определяется коллективным и трудовым договорами (контрактами).

          Статья 15. Физическая культура по месту жительства
                     и в местах массового отдыха

     Создание условий для занятий физической  культурой  населения  по
месту  жительства  и в местах массового отдыха осуществляется органами
местного  самоуправления  за   счет   средств   местных   бюджетов   в
соответствии  с  государственными  нормативами финансирования программ
развития физической культуры и спорта.

           Статья 16. Физкультурно-оздоровительная работа в
                санаторно-курортных учреждениях, домах
                     отдыха и на туристских базах

     Администрация санаторно-курортных  учреждений,  домов  отдыха   и
туристских  баз обязана создавать условия для использования в процессе
лечения и отдыха различных компонентов  физической  культуры  в  целях
укрепления здоровья отдыхающих, профилактики и лечения заболеваний.

          Статья 17. Физическая подготовка военнослужащих и
              личного состава правоохранительных органов

     1. Физическая  подготовка  военнослужащих   и   личного   состава
правоохранительных   органов   должна   обеспечивать   выполнение  ими
воинского долга  и  основных  служебных  обязанностей;  ее  содержание
определяется в установленном порядке соответствующими государственными
органами управления.
     2. Командиры  и  начальники обязаны создавать необходимые условия
для занятий военно-прикладными видами спорта военнослужащих и  личного
состава правоохранительных органов,  поощрять указанных лиц, регулярно
занимающихся физической культурой и спортом,  ведущих  здоровый  образ
жизни.

           Статья 18. Физическая культура и спорт инвалидов

     1. Развитие  физической культуры и спорта инвалидов направлено на
повышение  их  двигательной  активности  и  является   непременным   и
определяющим условием всесторонней реабилитации и социальной адаптации
инвалидов.
     2. Местная   администрация   обеспечивает  создание  условий  для
занятий    инвалидов    физической    культурой    и    спортом     на
физкультурно-оздоровительных  и спортивных сооружениях за счет средств
местного бюджета.
     3. Организация  занятий  физической культурой и спортом в системе
непрерывной реабилитации инвалидов (включая  детей  с  отклонениями  в
развитии),  подготовка кадров, методическое, медицинское обеспечение и
врачебный  контроль  осуществляются   образовательными   учреждениями,
учреждениями здравоохранения,  социального обеспечения и организациями
физической культуры и спорта за счет средств республиканского  бюджета
Российской Федерации.

        Статья 19. Участие государственных органов управления
             здравоохранением, предприятий, учреждений и
         организаций государственной системы здравоохранения
               в развитии физической культуры и спорта

     Государственные органы управления здравоохранением,  предприятия,
учреждения  и  организации  государственной  системы здравоохранения в
пределах своей компетенции:
     1) используют  физическую  культуру  как  средство профилактики и
лечения заболеваний;
     2) осуществляют   врачебный  контроль  за  лицами,  занимающимися
физической культурой и спортом,  в том числе спортивно-оздоровительным
туризмом,  участвуют  в  медицинском  обеспечении  подготовки  сборных
команд Российской Федерации к международным спортивным мероприятиям;
     3) организуют  и осуществляют подготовку и повышение квалификации
специалистов здравоохранения  в  вопросах  эффективного  использования
основных  компонентов физической культуры в профилактике и при лечении
заболеваний,  а  также  в  области  спортивной  медицины,   врачебного
контроля и лечебной физической культуры;
     4) создают центры и пункты оздоровления и реабилитации средствами
физической  культуры  и спорта,  диагностико-консультационные пункты и
кабинеты,    врачебно-физкультурные     диспансеры,     обеспечивающие
физкультурно-оздоровительную   работу   с   населением,   оснащает  их
специальной аппаратурой и медицинским оборудованием.

     Статья 20. Соблюдение правил безопасности, охрана здоровья,
          чести и достоинства граждан при проведении занятий
              физической культурой и спортом, спортивных
                соревнований и физкультурно-спортивных
                        зрелищных мероприятий

     1. Работники физической культуры и спорта обязаны соблюдать нормы
и  правила  безопасности при проведении занятий физической культурой и
спортом,  спортивных соревнований и физкультурно-спортивных  зрелищных
мероприятий,  не  допускать  нанесения вреда здоровью,  а также ущерба
чести и достоинству участников и  зрителей,  проявлений  жестокости  и
насилия.
     2. К  судейству   спортивных   соревнований   допускаются   лица,
прошедшие    специальную    подготовку    в    физкультурно-спортивных
организациях и аттестованные спортивными федерациями как судьи по виду
спорта.
     3. Администрация   физкультурно-оздоровительных   и    спортивных
сооружений   обеспечивает  надлежащее  техническое  оборудование  мест
проведения занятий и соревнований в соответствии с  правилами  техники
безопасности    и    санитарно-гигиеническими    нормами    и    несет
ответственность, установленную законами Российской Федерации, за вред,
причиненный здоровью лиц, занимающихся физической культурой и спортом,
и зрителей.

                          Раздел III. Спорт

                      Статья 21. Понятие спорта

     1. Спорт - обобщенное понятие одного  из  компонентов  физической
культуры  общества,  исторически сложившегося в форме соревновательной
деятельности   и   специальной   практики   подготовки   человека    к
соревнованиям.
     2. Спортивная  деятельность  ориентирована  на  совершенствование
физической подготовленности,  духовных и волевых качеств личности,  на
организацию физкультурно-спортивных  зрелищных  мероприятий  и  досуга
населения.

            Статья 22. Спорт высших достижений. Подготовка
                     спортсменов высокого класса

     1. Спорт  высших  достижений  -  сфера   спорта,   обеспечивающая
раскрытие  потенциальных  возможностей  человека,  достижение  высоких
спортивных    результатов,    установление    рекордов,    организацию
спортивно-зрелищных мероприятий.
     2. С  целью  подготовки  спортсменов  высокого  класса  создаются
специализированные    организации,    порядок   деятельности   которых
устанавливается  государственными   органами   управления   физической
культурой  и  спортом  Российской  Федерации  и  республик  в  составе
Российской Федерации.
     3. Учредителем  (учредителями)  специализированных организаций по
подготовке спортсменов высокого класса могут быть:
     а) государственные   органы  управления  физической  культурой  и
спортом;
     б) отечественные   и   зарубежные   предприятия,   учреждения   и
организации, их ассоциации и другие объединения;
     в) Государственный  фонд  физической культуры и спорта Российской
Федерации, отечественные и зарубежные общественные и частные фонды;
     г) профессиональные союзы;
     д) организации   (объединения)   физкультурно-оздоровительной   и
спортивной направленности, признанные в установленном порядке;
     е) физические лица.
     4. Специализированные   организации   по  подготовке  спортсменов
высокого   класса   могут   быть   государственными,   муниципальными,
негосударственными, в том числе частными и общественных объединений.
     5. Подготовка   спортсменов   высокого   класса    осуществляется
специализированными  организациями  на  основании  определяющего формы
финансирования    договора     (контракта),     заключаемого     между
специализированной    организацией   и   организацией   (объединением)
физкультурно-оздоровительной и спортивной  направленности  (федерацией
по виду спорта,  клубом, иной спортивной организацией), членом которой
является спортсмен.
     6. Подготовка  к международным соревнованиям спортсменов высокого
класса,  включенных федерацией по виду спорта в состав сборной команды
Российской  Федерации,  финансируется  за счет средств,  выделяемых из
республиканского бюджета Российской Федерации.
     Включение спортсменов   в   состав   сборной  команды  Российской
Федерации производится на конкурсной основе в соответствии  с  уровнем
их спортивных результатов.
     7. Спортсмены высокого класса,  не являющиеся членами организации
(объединения)      физкультурно-оздоровительной      и      спортивной
направленности,    могут    осуществлять     свою     подготовку     в
специализированных   организациях   подготовки   спортсменов  высокого
класса,  включая  государственные,  на  условиях  заключаемого   между
спортсменом  и  специализированной  организацией договора (контракта),
определяющего размер оплаты подготовки в индивидуальном порядке.

                  Статья 23. Профессиональный спорт

     1. Профессиональный спорт - коммерческо-спортивная  деятельность,
предусматривающая     экономическую     эффективность     и    высокую
информационно-развлекательную       ценность       спортивно-зрелищных
мероприятий.
     2. Гражданин  Российской   Федерации   имеет   право   заниматься
профессиональным  спортом  в  качестве  спортсмена  или  судьи по виду
спорта  как  на  территории  Российской  Федерации,  так  и  в  других
государствах.
     3. Порядок создания  и  условия  функционирования  организаций  в
области   профессионального   спорта   регулируются  законодательством
Российской Федерации.
     4. Квалификационные требования к профессиям спортсмена и судьи по
виду  спорта   определяются   государственными   органами   управления
Российской  Федерации  и  республик  в  составе Российской Федерации в
соответствии   с   регламентирующими    профессиональную    спортивную
деятельность актами международных спортивных организаций.

                Статья 24. Приемы, способы и средства,
                         запрещенные в спорте

     Использование с  целью достижения спортивных результатов приемов,
способов   и   средств,   запрещенных   в   спорте   регламентирующими
документами,  утвержденными спортивными организациями и объединениями,
не допускается.

             Раздел IV. Ресурсное обеспечение физической
                          культуры и спорта

        Статья 25. Финансирование физической культуры и спорта

     1. Источниками   финансирования   физической  культуры  и  спорта
являются  республиканский   бюджет   Российской   Федерации,   бюджеты
национально-государственных      и     административно-территориальных
образований   Российской   Федерации,   вклады   средств   учреждений,
организаций,  предприятий  и их объединений,  в том числе общественных
объединений физкультурно-оздоровительной и спортивной  направленности,
а также средства от продажи прав на рекламу и телевизионную трансляцию
спортивных   мероприятий,   от   проведения    физкультурно-спортивных
зрелищных мероприятий,  спортивных лотерей,  средства государственного
социального страхования, благотворительные пожертвования организаций и
граждан и другие поступления.
     2. Ассигнования на финансирование физической  культуры  и  спорта
указываются  в  республиканском бюджете Российской Федерации отдельной
строкой.  Источниками формирования Государственного  фонда  физической
культуры  и  спорта Российской Федерации являются средства в объеме не
менее двух процентов республиканского  бюджета  Российской  Федерации;
часть средств от всех направляемых в республиканский бюджет Российской
Федерации  видов  налогов,  взыскиваемых   с   физкультурно-спортивных
организаций,     спортивных    сооружений,    оказывающих    населению
физкультурно-оздоровительные  и  спортивные  услуги,  с   предприятий,
выпускающих продукцию и товары спортивного назначения, с организаторов
физкультурно-спортивных зрелищных мероприятий,  получающих  доходы  от
продажи  прав  на  телевизионную  трансляцию  указанных  мероприятий и
размещение рекламы  во  время  их  проведения;  часть  направляемых  в
республиканский бюджет Российской Федерации средств от проведения всех
видов спортивных лотерей,  а  также  от  продажи  табачных  изделий  и
алкогольных   напитков  в  размере,  ежегодно  определяемом  Верховным
Советом Российской Федерации  при  утверждении  бюджета;  добровольные
взносы   учреждений,   организаций,   предприятий  и  их  объединений,
физических   лиц   и    другие    поступления,    не    противоречащие
законодательству Российской Федерации.
     (Часть вторая  статьи  25  признана  не  действительной  в  части
утверждения Верховным Советом Российской  Федерации  -  в  редакции  -
Указа Президента Российской Федерации от 24.12.93 г. N 2288).
     3. Поступления  средств  из  внебюджетных  источников не являются
основанием для сокращения бюджетных отчислений на развитие  физической
культуры и спорта.
     4. Доля  расходов  на  цели  развития  спорта  высших  достижений
устанавливается   в  размере  не  более  тридцати  процентов  средств,
направляемых на развитие физической культуры и спорта.
     5. С  целью  привлечения  дополнительных  финансовых  средств для
развития физической  культуры  и  спорта  государство  предусматривает
специальную  систему  налоговых  льгот,  предоставляемых  учреждениям,
организациям,  предприятиям  и  их  объединениям,  физическим   лицам,
вкладывающим  свои  средства в развитие физической культуры и спорта в
Российской   Федерации.   Порядок   предоставления   указанных   льгот
определяется налоговым законодательством Российской Федерации.

         Статья 26. Государственный фонд физической культуры
                    и спорта Российской Федерации

     1. Государственный фонд физической культуры и  спорта  Российской
Федерации  создается  в  целях  объединения  средств,  поступающих  из
бюджетных и внебюджетных источников,  направляемых  на  финансирование
мероприятий,  связанных  с  реализацией федеральных программ в области
физической     культуры     и     спорта,      развитие      народного
физкультурно-спортивного движения.
     2. Порядок образования Государственного фонда физической культуры
и  спорта  Российской  Федерации,  а  также  расходования  его средств
определяется положением о Государственном фонде физической культуры  и
спорта Российской Федерации, утверждаемым Верховным Советом Российской
Федерации.
     (Пункт второй  статьи  26  признан  не  действительным  в   части
утверждения  Верховным  Советом  Российской  Федерации  - в редакции -
Указа Президента Российской Федерации от 24.12.93 г. N 2288).

                Статья 27. Статус  земель, занятых под
              физкультурно-оздоровительные, спортивные и
            другие рекреационно-оздоровительные сооружения

     1. Земельные  участки,  занятые под физкультурно-оздоровительные,
спортивные и другие рекреационно-оздоровительные  сооружения,  включая
плоскостные, относятся к землям рекреационного назначения.
     Порядок выделения и использования указанных  земель  определяется
земельным законодательством Российской Федерации.
     2. Предоставление   земельных    участков    для    строительства
рекреационно-оздоровительных    сооружений   производится   с   учетом
рекомендаций государственных органов управления физической культурой и
спортом.

               Статья 28. Физкультурно-оздоровительные
                       и спортивные сооружения

     1. Строительство  в  жилых районах физкультурно-оздоровительных и
спортивных объектов осуществляется за счет средств  местных  бюджетов,
направляемых на жилищное строительство.
     2. Местные Советы народных  депутатов  осуществляют  контроль  за
планированием, проектированием, строительством и вводом в эксплуатацию
на их территориях объектов физкультурно-оздоровительного и спортивного
назначения   в   соответствии   с  установленными  нормами.  В  состав
приемо-сдаточных  комиссий  по  вводу  в  эксплуатацию  жилых  районов
включаются представители государственных органов управления физической
культурой  и  спортом.  Акты,  подписанные  без  их  участи,  являются
недействительными.
     (Первое предложение пункта 2 статьи 28 не действует - в  редакции
- Указа Президента Российской Федерации от 24.12.93 г. N 2288).
     3. Нормативы  минимальной  обеспеченности жилых районов основными
физкультурно-оздоровительными и спортивными сооружениями  определяются
государственными  органами управления физической культурой и спортом в
зависимости от плотности населения и местных климатических условий.
     4. Не допускается строительство новых и  реконструкция  имеющихся
государственных  образовательных  и  дошкольных  учреждений всех типов
(кроме образовательных  учреждений  дополнительного  образования)  без
физкультурно-спортивной базы,  включая плавательные бассейны,  а также
ликвидация физкультурно-оздоровительных и  спортивных  сооружений  без
создания в пределах той же территории (района) равноценных сооружений.

        Статья 29. Использование физкультурно-оздоровительных
           и спортивных сооружений не по прямому назначению

     1. В   случае   использования   физкультурно-оздоровительных    и
спортивных   сооружений  не  по  прямому  назначению  ставки  налогов,
взимаемых  в  местный  бюджет,  устанавливаются   в   соответствии   с
законодательством Российской Федерации о налогообложении.
     2. Средства,  полученные за счет дополнительного налогообложения,
целевым  назначением  направляются  на  развитие физической культуры и
спорта.

           Статья 30. Товары физкультурно-оздоровительного,
                 спортивного и туристского назначения

     Изделия, оборудование        и        технические        средства
физкультурно-оздоровительного,  спортивного и туристского  назначения,
независимо от способов их изготовления и форм реализации,  относятся к
группе товаров народного потребления  и  входят  в  перечень  товаров,
освобожденных  от  налога  на  добавленную  стоимость в соответствии с
законами Российской Федерации.

       Статья 31. Профессиональная педагогическая деятельность
                в области физической культуры и спорта
              и профессиональная деятельность в области
                     лечебной физической культуры

     1. К   профессиональной  педагогической  деятельности  в  области
физической  культуры  и  спорта  допускаются  лица,  имеющие  документ
установленного образца о профессиональном образовании по специальности
"физическая культура и спорт",  выданный образовательным  учреждением,
или  разрешение,  выданное  в  установленном  порядке  государственным
органом  управления  физической   культурой   и   спортом   Российской
Федерации,   республик  в  составе  Российской  Федерации,  автономной
области,  автономных  округов,  краев,  областей,  городов  Москвы   и
Санкт-Петербурга.
     2. В области  лечебной  физической  культуры  к  профессиональной
деятельности допускаются лица, имеющие профессиональное образование по
специальности  "физическая   культура   и   спорт"   или   медицинское
образование.
     3. Лица,     занимающиеся     профессиональной     педагогической
деятельностью   в   области   физической   культуры   и   спорта  либо
профессиональной деятельностью в области лечебной физической  культуры
в  качестве  основного либо дополнительного занятия в нарушение частей
первой и второй  настоящей  статьи,  привлекаются  к  административной
ответственности   в   соответствии   с   законодательством  Российской
Федерации.

             Статья 32. Подготовка специалистов в области
                     физической культуры и спорта

     1. Подготовка специалистов в области физической культуры и спорта
осуществляется  образовательными  учреждениями,   организующими   свою
деятельность   в  соответствии  с  Законом  Российской  Федерации  "Об
образовании", по утвержденным в установленном порядке профессиональным
образовательным программам.
     2. Содержание  образования  в   государственных   образовательных
учреждениях  в  области  физической  культуры и спорта должно отвечать
требованиям     приоритетности     развития     массового      спорта,
оздоровительно-профилактической и лечебной физической культуры.
     3. Государственные  органы  управления  физической  культурой   и
спортом  совместно с государственными органами управления образованием
и  здравоохранением  определяют  потребность  в  специалистах  данного
профиля.

           Раздел V. Льготы и социальные гарантии в области
                     физической культуры и спорта

          Статья 33. Льготные физкультурно-спортивные услуги

     1. Детям из многодетных и малообеспеченных семей,  детям-сиротам,
инвалидам  физкультурно-спортивные  услуги  предоставляются бесплатно;
детям дошкольного возраста,  обучающимся,  а также участникам  Великой
Отечественной войны и гражданам,  приравненным к ним по льготам,  - на
льготных условиях за счет средств местных бюджетов.
     2. Участники  Великой  Отечественной войны,  инвалиды и граждане,
приравненные к ним по льготам,  имеют право на приобретение тренажеров
для занятий физическими упражнениями в домашних условиях со скидкой.
     3. Перечень    других     категорий     граждан,     пользующихся
физкультурно-спортивными  услугами бесплатно или на льготных условиях,
а также  размер  льгот  устанавливаются  законодательством  Российской
Федерации, республик в составе Российской Федерации, решениями органов
государственной власти автономной области,  автономных округов, краев,
областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

           Статья 34. Охрана здоровья граждан при занятиях
                    физической культурой и спортом

     Гражданам, здоровью которых причинен вред  в  связи  с  занятиями
физической культурой и спортом в организованной форме, гарантируется в
полном объеме  медицинская,  социальная,  бытовая  и  профессиональная
реабилитация  в  установленном порядке и дополнительно за счет средств
Государственного  фонда  физической  культуры  и   спорта   Российской
Федерации.

           Статья 35. Ответственность за вред, причиненный
                здоровью спортсмена или судьи по виду
                  спорта в связи с занятиями спортом

     Ответственность за  вред,  причиненный  здоровью  спортсмена  или
судьи по виду спорта в связи  с  занятиями  спортом  в  организованной
форме,  определяется  в  соответствии  с  законодательством Российской
Федерации и условиями договора (контракта),  заключаемого  спортсменом
или    судьей   по   виду   спорта   с   организацией   (объединением)
физкультурно-оздоровительной  и  спортивной   направленности,   членом
которой  он  является.  Условия  договора  (контракта) в этой части не
могут ограничивать права  спортсмена  или  судьи  по  виду  спорта  по
сравнению с нормами законодательства Российской Федерации.

          Статья 36. Социальная защита граждан, занимающихся
                    физической культурой и спортом

     1. На граждан,  занимающихся физической  культурой  и  спортом  в
организованной  форме,  распространяется  законодательство  Российской
Федерации о социальной защите.
     2. Дополнительные  меры  возмещения вреда,  причиненного здоровью
граждан  в  результате  занятий  физической   культурой   и   спортом,
гарантируются    за    счет   страхования   от   несчастного   случая,
осуществляемого              организацией               (объединением)
физкультурно-оздоровительной    и    спортивной   направленности,   за
спортивную команду  которой  выступает  гражданин,  или  предприятием,
учреждением,   организацией,   с   которыми   он  состоит  в  трудовых
отношениях.
     3. Порядок и условия страхования профессионального спортсмена или
судьи  по  виду  спорта  определяются   законодательством   Российской
Федерации  и  договором  (контрактом),  заключаемым  им с организацией
(объединением)     физкультурно-оздоровительной      и      спортивной
направленности.

           Статья 37. Дополнительные гарантии и компенсации
              спортсмену, выступающему в составе сборной
                     команды Российской Федерации

     1. Государственные   органы  управления  физической  культурой  и
спортом республик в составе Российской Федерации,  автономной области,
автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга
могут устанавливать за счет собственных средств денежное содержание  в
сумме   не  менее  трех  установленных  законодательством  минимальных
размеров оплаты труда спортсмену,  который входит  в  сборную  команду
Российской  Федерации  или  выступает  в  составе  клубной  команды по
игровым видам спорта в соревнованиях не ниже республиканского уровня.
     2. Государственные   органы  управления  физической  культурой  и
спортом,  организации  (объединения)  физкультурно-оздоровительной   и
спортивной  направленности,  предприятия,  учреждения  и  организации,
заключившие договор (контракт) со спортсменом,  выступавшим в  составе
сборной  команды  Российской Федерации или команды мастеров по игровым
видам спорта не  менее  пяти  лет,  обязаны  обеспечивать  охрану  его
здоровья, его социальное и медицинское страхование, трудоустройство по
окончании  спортивной  деятельности,  возмещать   расходы   за   вред,
причиненный  во время тренировки или соревнования здоровью спортсмена,
в том числе связанный с профессиональным  заболеванием,  повлекшим  за
собой    инвалидность,    в    порядке,    установленном   гражданским
законодательством, если иное не предусмотрено договором (контрактом).

                 Раздел VI. Заключительные положения

     Статья 38. Права иностранных граждан и лиц без гражданства,
           проживающих на территории Российской Федерации,
                в области физической культуры и спорта

     Иностранные граждане  и  лица  без  гражданства,  проживающие  на
территории   Российской   Федерации,  пользуются  правами  на  занятия
физической  культурой  и  спортом  в  полном  объеме,  предусмотренном
настоящими Основами,  за исключением права выступать в составе сборной
команды Российской Федерации в международных соревнованиях.

           Статья 39. Участие в международных организациях
                     физической культуры и спорта

     На территории  Российской  Федерации  могут создаваться филиалы и
другие  структуры  международных  фондов  и   организаций   физической
культуры  и спорта.  Любое юридическое или физическое лицо имеет право
вступать в международные организации физической культуры  и  спорта  в
соответствии   с   порядком,  определенным  их  уставами.  Организации
(объединения) физической культуры и спорта Российской Федерации  имеют
право вовлекать в свои ряды иностранных членов, а также самостоятельно
распоряжаться целевыми  поступлениями  от  международных  организаций,
иностранных государств и частных лиц.

       Статья 40. Ответственность за нарушение настоящий Основ

     Должностные лица  и  граждане  за нарушение настоящих Основ несут
ответственность  в   соответствии   с   законодательством   Российской
Федерации.

Президент Российской Федерации                 Б.ЕЛЬЦИН
N 4868-1
27 апреля 1993 года