О ЗЕРНЕ (ТЕКУЩАЯ РЕДАКЦИЯ ПО СОСТОЯНИЮ НА 9 ДЕКАБРЯ 1994 Г.). Закон. Президент РФ. 14.05.93 4973-1

                               О ЗЕРНЕ
         (ТЕКУЩАЯ РЕДАКЦИЯ ПО СОСТОЯНИЮ НА 9 ДЕКАБРЯ 1994 Г.)

                                ЗАКОН

                             ПРЕЗИДЕНТ РФ

                            14 мая 1993 г.
                               N 4973-1

                                 (Д)


    Представлен Правовым Управлением Аппарата Государственной Думы
      Федерального Собрания РФ по договору с агентством INTRALEX

     (в ред.  - Указа  Президента  Российской Федерации от 21.12.93 г.
N 2232)

     Настоящий Закон  направлен  на полное удовлетворение потребностей
Российской Федерации в продовольственном, фуражном и семенном зерне за
счет  собственного  производства  на  основе  максимального  сочетания
интересов производителей зерна и государства.

                               Глава 1

                          Основные положения

     Статья 1.  Зерно  является  национальным  достоянием   Российской
Федерации,  одним  из  основных  факторов  устойчивости  ее экономики.
Государство   поддерживает   производителей   зерна   целенаправленной
льготной инвестиционной, ценовой, кредитной и налоговой политикой.

                               Глава 2

                Государственная поддержка производства
                         и переработки зерна
     (приостановлено действие  статьи  2  - в ред.  - Указа Президента
Российской Федерации от 21.12.93 г. N 2232)

     Статья 2.  Государство   ежегодно   финансирует   государственные
программы  научных  исследований  и  опытно-конструкторских  работ  по
селекции,   семеноводству,   производству,    подработке,    хранению,
переработке  зерновых,  зернобобовых  и масличных культур,  а также по
разработке  технологий,  направленных  на  рациональное  использование
зерна.
     Государство:
     компенсирует производителям  зерна  не  менее одной трети затрат,
произведенных на тонну выращенного зерна,  и не менее половины затрат,
произведенных на тонну экологически чистого зерна и семян, проданных в
федеральный или региональный  фонды  зерна.  При  определении  размера
компенсаций  учитываются  фактические  затраты  за  предыдущий  год  и
прогнозируемый уровень инфляции расчетного года;
     возмещает производителям  зерна  50  процентов  затрат на покупку
зерноуборочных комбайнов;
     возмещает производителям   зерна  50  процентов  и  хлебоприемным
предприятиям  30  процентов  собственных  затрат  на  строительство  и
реконструкцию материально-технической базы сушки,  обработки, хранения
зерна и семян.
     Порядок финансирования  государственных  программ  компенсации  и
возмещения затрат  с  учетом  региональных  особенностей  определяется
Правительством Российской Федерации.
     Расходы государства на поддержку производства и переработки зерна
представляются   в   государственном   бюджете   Российской  Федерации
отдельной строкой.

     Статья 3.  Производители зерна реализуют его по договорным  ценам
государственным и региональным заказчикам, а также на рынке зерна.
     Ежегодно в январе - феврале Правительство Российской Федерации по
согласованию с органами  исполнительной  власти  республик  в  составе
Российской Федерации,  автономной области,  автономных округов, краев,
областей,   представителями   общественных   объединений,   выражающих
интересы  производителей  зерна  и его потребителей,  устанавливает на
зерно нижний гарантированный уровень  закупочных  цен  с  учетом  цены
мирового рынка.  Договорные цены подлежат индексации на момент закупки
зерна с учетом инфляции.
     Правительство Российской Федерации,  органы исполнительной власти
республик   в   составе   Российской  Федерации,  автономной  области,
автономных округов,  краев,  областей гарантируют производителям зерна
авансовую   оплату   в   размере   не  менее  40  процентов  стоимости
законтрактованного  объема  поставок  зерна   и   семян   по   нижнему
гарантированному уровню закупочных цен.
     В целях  предоставления  дополнительных  кредитов  производителям
зерна  государство  организует  и  поддерживает  систему залога зерна.
Залог  зерна  осуществляется  в  соответствии  с  Законом   Российской
Федерации  "О  залоге".  Производители  зерна  участвуют  в  залоговых
операциях на добровольной основе.

     Статья 4.  Государство гарантирует производителям  зерна  закупку
всего  предъявленного  к реализации зерна и продуктов его переработки,
при этом особо выделяется и сохраняется экологически чистое зерно  для
производства продуктов детского питания.
     Правительство Российской Федерации,  органы исполнительной власти
республик   в   составе   Российской  Федерации,  автономной  области,
автономных округов, краев, областей могут устанавливать дополнительные
меры  по  материально-ресурсному стимулированию производителей зерна к
продаже его в соответствующие фонды зерна.

                               Глава 3

             Фонды зерна, их формирование и использование

     Статья 5. В целях обеспечения потребностей Российской Федерации в
продовольственном,  фуражном  и  семенном  зерне создаются федеральный
фонд зерна и региональные фонды зерна республик в  составе  Российской
Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей.

     Статья 6.    Объем    федерального   фонда   зерна   определяется
Правительством Российской Федерации  и  формируется  за  счет  закупок
зерна  на  контрактной  основе  в  зонах его товарного производства на
территории Российской Федерации, а при необходимости - за счет закупок
зерна и за ее пределами.

     Статья 7.  Объемы  региональных  фондов зерна республик в составе
Российской Федерации,  автономной области,  автономных округов, краев,
областей  определяются соответствующими органами исполнительной власти
и формируются за счет  закупок  зерна  на  контрактной  основе  у  его
производителей  как  в  своих  административных границах,  так и за их
пределами.

     Статья 8.   Правительство   Российской   Федерации    и    органы
исполнительной   власти  республик  в  составе  Российской  Федерации,
автономной области,  автономных округов,  краев,  областей  на  основе
ежегодно  составляемых  балансов  производства  и  использования зерна
заключают между собой договоры о соотношении его закупок в федеральный
и  региональные  фонды  зерна  на конкретной территории или об объемах
дотаций из федерального фонда зерна.
     В случае недостижения объема производства зерна, предусмотренного
балансом производства и использования зерна на текущий год, отдельными
республикой  в  составе  Российской  Федерации,  автономной  областью,
автономным округом,  краем,  областью формирование федерального  фонда
зерна  на  этой  территории и регионального фонда зерна производится в
соотношении, определенном указанным договором.

     Статья 9.  В целях организации работы по закупке и поставке зерна
в  федеральный  фонд  Правительство  Российской  Федерации  определяет
государственного заказчика,  статус,  функции  и  полномочия  которого
устанавливаются специальными положениями.
     Государственный заказчик может на  конкурсной  основе  передавать
органам    исполнительной    власти,   предприятиям,   учреждениям   и
организациям  выполнение  части  своих  функций  по   формированию   и
размещению  заказов  на  закупку и поставку зерна в федеральный фонд с
выдачей им государственных лицензий.
     Государственный заказчик  несет  ответственность  за  обеспечение
объемов федерального фонда зерна.
     Государственный заказчик    ежегодно    в   январе   представляет
Верховному  Совету  Российской  Федерации   отчет   об   использовании
кредитно-финансовых и материальных ресурсов и обеспечении потребностей
Российской Федерации в хлебопродуктах за прошедший год.

     Статья 10.  Для  расчетов  с  производителями  зерна,  иными  его
поставщиками за зерно,  поставляемое в федеральный фонд зерна, а также
для  закупок  зерна  за   рубежом   государственному   заказчику   под
государственную гарантию предоставляются кредиты, выделяются бюджетные
ссуды и валютные средства.

     Статья 11.  В целях организации работ по закупке и поставке зерна
в  региональные фонды зерна органами исполнительной власти республик в
составе Российской Федерации,  автономной области, автономных округов,
краев, областей определяются региональные заказчики, наделенные правом
передавать на конкурсной основе часть своих  полномочий  предприятиям,
учреждениям и организациям с выдачей им лицензий.

     Статья 12.  Для  расчетов  с  производителями  зерна  и иными его
поставщиками  за  зерно,  поставляемое  в  региональные  фонды   зерна
республик   в   составе   Российской  Федерации,  автономной  области,
автономных  округов,  краев,  областей,  соответствующим  региональным
заказчикам   предоставляются  кредиты  под  гарантийные  обязательства
органов  исполнительной  власти   республик   в   составе   Российской
Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей.

     Статья 13.    Производители    зерна    заключают   контракты   с
государственным или региональным  заказчиком  на  поставку  зерна  или
продуктов его переработки в федеральный либо региональный фонды зерна.
     В случае невыполнения контракта в установленный срок,  по объемам
поставок  зерна  либо  по  оговоренным  обязательством (за исключением
случаев стихийных бедствий) виновная сторона  уплачивает  пострадавшей
неустойку   в  размере  50  процентов  от  стоимости  недопоставленной
продукции либо от стоимости оговоренных контрактом обязательств.
     При невыполнении   обязательств   по   контракту,   кроме  уплаты
неустойки,  пострадавшей стороне возмещаются убытки в  соответствии  с
законодательством Российской Федерации.

     Статья 14.  Зерно  и  продукты  его  переработки,  закупленные  в
федеральный фонд зерна,  являются собственностью Российской Федерации.
Федеральным   фондом   зерна  распоряжается  Правительство  Российской
Федерации.
     Федеральный фонд зерна используется:
     для полного удовлетворения потребностей в зерне и  продуктах  его
переработки  территорий,  не  производящих  зерно,  городов  Москвы  и
Санкт-Петербурга,    Вооруженных     Сил     Российской     Федерации,
спецпотребителей,    индустрии    детского    питания,   спиртовой   и
крахмало-паточной промышленности;
     для выделения  недостающих  по  балансу  на расчетный год объемов
зерна территориям, имеющим ограниченные возможности его производства;
     для предоставления  зерна территориям в порядке натуральной ссуды
с последующим возвратом из нового урожая;
     для формирования государственного резерва зерна;
     для экспорта.

     Статья 15.  Порядок  использования  региональных   фондов   зерна
республик   в   составе   Российской  Федерации,  автономной  области,
автономных  округов,  краев,   областей   определяется   их   органами
исполнительной  власти,  которые  несут ответственность за обеспечение
всех потребностей соответствующих территорий в зерне,  за  исключением
потребностей, определенных в части второй статьи 14.

                               Глава 4

                             Рынок зерна

     Статья 16.  Государство  содействует становлению и развитию рынка
зерна,  осуществляет  регулирование  отношения  в   торгово-закупочных
операциях с зерном.

     Статья 17.    Правительство    Российской    Федерации,    органы
исполнительной  власти  республик  в  составе  Российской   Федерации,
автономной области,  автономных округов, краев, областей устанавливают
порядок выдачи и  аннулирования  лицензий  на  осуществление  закупок,
хранения, переработки зерна и торговли зерном.

     Статья 18.  Лицензии на осуществление торгово-закупочных операций
с зерном выдаются на основе заранее определенных,  а  также  возможных
дополнительных    условий,    способствующих   развитию   торговли   и
производства зерна.
     Лицензия не  может  быть выдана до тех пор,  пока обратившееся за
ней  лицо  не  докажет  финансовую  и   производственную   возможность
обеспечить    выполнение   заранее   определенных   и   дополнительной
устанавливаемых условий.
     Каждый лицензиат    до    начала    сельскохозяйственного    года
согласовывает  в  установленном  Правительством  Российской  Федерации
порядке   максимальные   размеры  оплаты  за  предоставляемые  услуги,
связанные с приемкой, хранением и переработкой зерна.

                               Глава 5

                        Экспорт и импорт зерна

     Статья 19.  Экспорт зерна осуществляется по решению Правительства
Российской  Федерации,  согласованному  с Верховным Советом Российской
Федерации, по лицензиям, выдаваемым в установленном порядке.

     Статья 20.  Решение по  объему  закупок  зерна  и  продуктов  его
переработки  по  импорту  в  федеральный  фонд зерна при необходимости
принимается Правительством  Российской  Федерации  по  согласованию  с
Верховным    Советом   Российской   Федерации   и   осуществляется   в
централизованном порядке через государственного заказчика.
     Органы исполнительной   власти  республик  в  составе  Российской
Федерации,  автономной области,  автономных округов,  краев, областей,
внешнеторговые   организации   и  другие  организации,  предприятия  и
учреждения вправе проводить самостоятельные закупки зерна  за  рубежом
за счет собственных валютных ресурсов.

                               Глава 6

             Контроль за качеством и использованием зерна

     Статья 21.   При  Правительстве  Российской  Федерации  создается
Государственная  хлебная  инспекция.  Она  осуществляет  контроль   за
качеством   и   рациональным  использованием  зерна  и  продуктов  его
переработки.


N 4973-1
14 мая 1993 года