ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВЕТА МИНИСТРОВ - ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТ МИНИСТРОВ - ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ 28 января 1993 года N 74 (РГ 93-28) Совет Министров - Правительство Российской Федерации постановля- ет: Утвердить прилагаемые Положение об Аппарате Совета Министров - Правительства Российской Федерации, Регламент заседаний Совета Минист- ров - Правительства Российской Федерации и его Президиума и Положение о подготовке проектов постановлений и распоряжений Совета Министров - Правительства Российской Федерации. Руководителям Аппарата Совета Министров - Правительства Российской Федерации, министерств, ведомств и других органов исполни- тельной власти принять к неуклонному исполнению указанные положения и Регламент. Председатель Совета Министров - Правительства Российской Федерации В. ЧЕРНОМЫРДИН ПОЛОЖЕНИЕ ОБ АППАРАТЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ - ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1. Аппарат Совета Министров -Правительства Российской Федерации является рабочим органом Совета Министров - Правительства Российской Федерации (далее - Совета Министров) и обеспечивает его деятельность. 2. В своей работе Аппарат Совета Министров руководствуется Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации "О Со- вете Министров - Правительстве Российской Федерации", другими законами Российской Федерации, решениями Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, указами и распоря- жениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряже- ниями Совета Министров - Правительства Российской Федерации и настоя- щим Положением. 3. Аппарат Совета Министров осуществляет свою деятельность в тесном взаимодействии с Администрацией Президента Российской Федерации. 4. Аппарат Совета Министров: а) прорабатывает и докладывает Председателю Совета Министров или его заместителям поступающие в Совет Министров документы и обращения центральных органов федеральной власти, органов представительной и исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга и других органов государственной власти, организаций, учреждений и предприятий; готовит по внесенным документам и обращениям аналити- ческие, справочные и другие необходимые материалы, а также проекты по- ручений Совета Министров; б) подготавливает проекты поручений Совета Министров органам исполнительной власти по организации выполнения решений Съезда народ- ных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Фе- дерации, Президента Российской Федерации, а также по иным вопросам, входящим в компетенцию Совета Министров; в) осуществляет подготовку внесенных в установленном порядке про- ектов постановлений и распоряжений Совета Министров, распоряжений за- местителей Председателя Совета Министров, законодательных актов Российской Федерации и актов Президента Российской Федерации для их рассмотрения; г) готовит аналитические, справочные и другие материалы, необхо- димые для рассмотрения вопросов Советом Министров и его Президиумом, Председателем Совета Министров и его заместителями; д) осуществляет организационное обеспечение заседаний Совета Ми- нистров и его Президиума, деятельности Председателя Совета Министров и его заместителей, оформляет принятые решения; е) обеспечивает проверку исполнения министерствами, ведомствами и другими органами исполнительной власти актов Президента Российской Фе- дерации по вопросам, относящимся к сфере деятельности Совета Минист- ров, решений и поручений Совета Министров, Председателя Совета Минист- ров и его заместителей, а также изучает фактическое положение дел и разрабатывает предложения о принятии необходимых мер по исполнению ре- шений; ж) направляет письма и другие обращения граждан, организаций, уч- реждений и предприятий, поступившие в Совет Министров, соответствующим органам исполнительной власти для рассмотрения и принятия мер; з) обеспечивает четкое ведение делопроизводства, соблюдение режи- ма секретности и служебной тайны. 5. Аппарат Совета Министров возглавляет Руководитель, статус и порядок назначения на должность и освобождения от должности которого определяется Законом Российской Федерации "О Совете Министров - Прави- тельстве Российской Федерации". Руководитель Аппарата Совета Министров имеет заместителей, в том числе одного первого. 6. Руководитель Аппарата Совета Министров: а) руководит деятельностью Аппарата Совета Министров и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Аппарат Со- вета Министров задач; б) распределяет обязанности между заместителями Руководителя Ап- парата Совета Министров, устанавливает степень их ответственности за выполнение возложенных на них обязанностей; в) определяет порядок работы отделов и других структурных подраз- делений Аппарата Совета Министров, утверждает положения о них; г) издает приказы, иные акты по вопросам, входящим в его компе- тенцию, организует и координирует работу подразделений Аппарата Совета Министров; д) представляет на утверждение Председателю Совета Министров структуру и штатную численность Аппарата Совета Министров; е) утверждает штатное расписание Аппарата Совета Министров; ж) вносит представления Председателю Совета Министров о назначе- нии на должность и освобождении от должности заместителей Руководителя Аппарата Совета Министров и заведующих отделами Аппарата Совета Ми- нистров; з) заключает трудовые договоры (контракты), а также в установлен- ном порядке назначает на должность и освобождает от должности работни- ков Аппарата Совета Министров; и) имеет другие полномочия, предоставленные ему решениями Совета Министров. 7. Для осуществления своих функций Руководитель Аппарата Совета Министров, его заместители, руководитель Секретариата Председателя и заведующие отделами имеют право: а) привлекать в установленном порядке (в том числе путем создания рабочих групп, направления материалов на заключение) для проработки вопросов, рассматриваемых в Совете Министров, государственные учрежде- ния и организации, а также консультантов и экспертов, включая зарубеж- ных; б) получать от органов исполнительной власти предприятий, учреж- дений и организаций информацию, необходимую для всестороннего анализа и подготовки вносимых на рассмотрение Совета Министров вопросов и осу- ществляя контроля за исполнением принятых решений; в) возвращать министерствам и ведомствам по договоренности с соответствующими руководителями внесенные с нарушением установленного порядка, без должных согласований проекты решений для их доработки; г) использовать в установленном порядке данные информационных и информационно-поисковых систем, имеющиеся у государственных учреждений и организаций, а также быть абонентом таких негосударственных, иност- ранных и международных систем; д) изучать и использовать опыт деятельности правительственных ор- ганов зарубежных стран; е) знакомиться с состоянием дел в органах исполнительной власти всех уровней; ж) участвовать в заседаниях коллегий министерств и ведомств Российской Федерации, а также направлять на эти заседания других от- ветственных работников Аппарата Совета Министров. 8. Заместители Руководителя Аппарата Совета Министров координиру- ют и контролируют работу соответствующих отделов, организуют подготов- ку решений Совета Министров, а также материалов к заседаниям Совета Министров и его Президиума. Заместители Руководителя Аппарата Совета Министров назначаются на должность и освобождаются от должности Советом Министров по представ- лению Руководителя Аппарата Совета Министров. 9. Права и обязанности работников Аппарата Совета Министров опре- деляются законодательными актами Российской Федерации, настоящим Поло- жением и должностными инструкциями. Работники Аппарата Совета Минист- ров несут ответственность в соответствии с действующим законодательст- вом. 10. Отделы Аппарата Совета Министров: обеспечивают выполнение служебных обязанностей в соответствии с настоящим Положением и положениями о них, утвержденными Руководителем Аппарата Совета Министров; выполняют получения Председателя Совета Министров, заместителей Председателя Совета Министров и работают по заданиям Руководителя Ап- парата Совета Министров и его заместителей; ведут делопроизводство в установленном порядке. Заведующие отделами Аппарата Совета Министров назначаются на должность и освобождаются от должности Советом Министров по представ- лению Руководителя Аппарата Совета Министров. 11. Секретариат Председателя Совета Министров является структур- ным подразделением Аппарата Совета Министров и работает по заданиям Председателя Совета Министров. Секретариат Председателя Совета Министров возглавляет Руководи- тель Секретариата, назначаемый на должность и освобождаемый от долж- ности в порядке, установленном для руководителей основных, структурных подразделений Аппарата Совета Министров. 12. Секретариаты заместителей Председателя Совета Министров явля- ются структурными подразделениями Аппарата Совета Министров, работают по заданиям заместителей Председателя Совета Министров, обеспечивают исполнение их поручений, докладывают поступающую корреспонденцию, а также выполняют поручения Руководителя Аппарата Совета Министров. Секретариаты заместителей Председателя Совета Министров возглав- ляют руководители секретариатов, которые назначаются на должность и освобождаются от должности Советом Министров по представлению замести- телей Председателя Совета Министров. 13. Отделы и секретариаты тесно взаимодействуют при выполнении возложенных на них обязанностей. 14. Структура, штаты, размер оплаты труда и условия материаль- но-бытового обеспечения работников Аппарата Совета Министров, а также расходы на его содержание определяются Председателем Совета Министров в пределах расходов на содержание Совета Министров. 15. Аппарат Совета Министров - Правительства Российской Федерации имеет печать с изображением герба Российской Федерации и со своим наи- менованием. РЕГЛАМЕНТ ЗАСЕДАНИЙ СОВЕТА МИНИСТРОВ - ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЕГО ПРЕЗИДИУМА В соответствии с Законом Российской Федерации "О Совете Министров - Правительстве Российской Федерации" настоящий Регламент определяет порядок подготовки и проведения заседаний Совета Министров - Прави- тельства Российской Федерации (далее - Совета Министров) и его Прези- диума, а также оформления принятых на заседаниях решений. I. Формирование плана заседаний Совета Министров и его Президиума 1. Заседания Совета Министров проводятся не реже одного раза в квартал. Заседания Президиума Совета Министров проводятся по мере не- обходимости. 2. Вопросы для рассмотрения и принятия решений на заседаниях Со- вета Министров и его Президиума определяются исходя из решений Съездов народных депутатов Российской Федерации, Верховного Совета Российской Федерации, актов Президента Российской Федерации и постановлений Сове- та Министров. Исключительно на заседаниях Совета Министров рассматриваются и решаются вопросы, определенные статьей 24 Закона Российской Федерации "О Совете Министров - Правительстве Российской Федерации". На этой основе перечни вопросов подготавливаются Руководителем Аппарата Совета Министров с учетом предложений членов Совета Минист- ров, руководителей центральных органов федеральной исполнительной власти, органов исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Руководитель Аппарата Совета Министров формирует проект плана заседаний Совета Министров и его Президиума на очередной квартал. Проект плана рассматривается заместителями Председателя Совета Министров и утверждается Президиумом Совета Министров. 3. Включение дополнительных (внеочередных) вопросов в утвержден- ный план заседаний производится по решению Председателя Совета Минист- ров. II. Порядок внесения документов для рассмотрения на заседании Совета Министров и его Президиума 4. Материалы и проекты решений по вопросам, включенным в план заседаний Совета Министров и его Президиума, вносятся министрами, ру- ководителями других центральных органов федеральной исполнительной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга и других государственных органов и организаций не позднее чем за 10 дней до даты, определенной утвержден- ным планом заседаний. Министры, руководители других центральных орга- нов федеральной исполнительной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы, Санкт-Петербурга и других государственных органов и организаций, на которые возложена подготовка соответствующих материалов, несут персональную ответствен- ность за их качество и своевременность представления. 5. Представляемые материалы, в том числе проекты законов, других актов Верховного Совета Российской Федерации, указов и распоряжений Президента Российской Федерации должны быть подготовлены в соот- ветствии с требованиями Положения о подготовке проектов постановлений и распоряжений Совета Министров - Правительства Российской Федерации. Контроль за подготовкой материалов для рассмотрения на заседаниях осу- ществляется Аппаратом Совета Министров. 6. Руководители министерств и других центральных органов феде- ральной исполнительной власти, которым направляются на согласование материалы и проекты решений по вопросам, подлежащим обсуждению на заседаниях Совета Министров и его Президиума, рассматривают их в пер- воочередном порядке. III. Порядок подготовки заседаний Совета Министров и его Президиума 7. Представленные в Совет Министров материалы и проекты решений рассматриваются заместителями Председателя Совета Министров, при необ- ходимости по их указанию проходят экспертизу в Аппарате Совета Минист- ров, дорабатываются исполнителями и оформляются надлежащим образом. 8. Проект повестки очередного заседания Совета Министров и его Президиума формируется Руководителем Аппарата Совета Министров по сог- ласованию с заместителями Председателя Совета Министров и представля- ется на утверждение Председателю Совета Министров. Утвержденная по- вестка дня вместе с соответствующими материалами не позднее чем за 5 дней до назначенной даты заседания рассылается его участникам. 9. Члены Совета Министров и руководители организаций и учрежде- ний, которым направлены материалы по повестке, могут не позднее чем за день до заседания представить в Совет Министров свои замечания и пред- ложения по рассматриваемым вопросам. IV. Порядок проведения заседаний Совета Министров и его Президиума и оформления принятых решений 10. В заседаниях Совета Министров участвуют члены Правительства и другие должностные лица, определенные Законом Российской Федерации "О Совете Министров - Правительстве Российской Федерации", должностные лица согласно утвержденному Председателем Совета Министров Перечню, а также лица, приглашенные на заседание Совета Министров по каждому из рассматриваемых вопросов. Заседание Совета Министров считается правомочным, если на нем присутствуют не менее двух третей членов Совета Министров. 11. В заседании Президиума Совета Министров участвуют члены Пре- зидиума, а также лица, приглашенные на заседания по каждому из рассматриваемых вопросов. Заседание Президиума Совета Министров счита- ется правомочным, если на нем присутствуют более половины членов Пре- зидиума Совета Министров. 12. Состав лиц, приглашаемых на заседание Совета Министров и его Президиума, определяется Руководителем Аппарата Совета Министров по согласованию с государственными органами и организациями, ответствен- ными за подготовку рассматриваемого вопроса. На заседание Совета Министров и его Президиума также приглашаются работники Аппарата Совета Министров, ответственные за подготовку мате- риалов по повестке заседания. 13. Заседания Совета Министров и его Президиума проходят под ру- ководством Председателя Совета Министров. При его отсутствии заседания проводит Первый заместитель Председателя Совета Министров. Президент Российской Федерации вправе председательствовать на заседании Совета Министров и его Президиума. В заседаниях Совета Министров и его Президиума могут участвовать Вице-президент Российской Федерации и полномочный представитель Прези- дента Российской Федерации. 14. Повестка и порядок работы Совета Министров или его Президиума утверждаются непосредственно на заседании. 15. Должностные лица, участвующие в заседаниях Совета Министров и его Президиума, регистрируются Аппаратом Совета Министров. Приносить и использовать в зале заседаний вино-, видео- и фо- тосъемочную аппаратуру и звукозаписывающие устройства участникам засе- дания и приглашенным лицам запрещается. 16. На заседании Совета Министров и его Президиума время для док- ладов устанавливается в пределах до 10 минут, для содокладов и выступ- лений в прениях - до 5 минут, для справок - до 3 минут. В необходимых случаях председательствующий на заседании может изменять время для выступлений. Участники заседания и лица, приглашенные на заседание по отдельным вопросам, могут выступать в прениях, вносить предложения, делать замечания, давать справки по существу обсуждаемых вопросов. Прения прекращаются по предложению председательствующего на заседании. 17. На заседаниях Совета Министров решения принимаются боль- шинством голосов членов Совета Министров. Решения Президиума Совета Министров принимаются большинством голосов от общего числа его членов. 18. Для доработки проектов решений и рассмотрения высказанных на заседании предложений и замечаний Совет Министров (Президиум Совета Министров) образует в случае необходимости рабочие группы из своего состава, а также из представителей других государственных органов и организаций, научных учреждений и общественных организаций. Лица, возглавляющие указанные группы, организуют их работу и обеспечивают внесение доработанных проектов решений в установленные сроки. Если эти сроки специально не оговариваются, то срок доработки проектов устанавливается в три дня. 19. По вопросам, рассмотренным на заседании Совета Министров и его Президиума, принимаются и издаются в установленном порядке поста- новления и распоряжения Совета Министров и оформляются необходимые протокольные решения. 20. Протокол заседания Совета Министров и его Президиума гото- вится Аппаратом Совета Министров и подписывается председательствующим на заседании. Аппарат Совета Министров ведет стенографическую запись заседания. 21. Протоколы заседаний Совета Министров и его Президиума рассы- лаются членам Совета Министров, а также государственным органам, орга- низациям и должностным лицам по списку, утверждаемому Руководителем Аппарата Совета Министров. Протокольные решения доводятся до исполнителей в виде выписок из протокола заседания. 22. Контроль за исполнением поручений, данных на заседаниях Сове- та Министров и его Президиума, осуществляет Аппарат Совета Министров. 23. При проведении закрытых заседаний Совета Министров или его Президиума (закрытого обсуждения отдельных вопросов) подготовка мате- риалов к этим заседаниям, допуск на заседания, оформление протоколов и принимаемых решений осуществляются с соблюдением установленных правил работы с секретными документами. 24. Официальную информацию средствам массовой информации о по- вестке дня и сообщения о проведении заседаний Совета Министров и его Президиума представляет Пресс-бюро Совета Министров. 25. Присутствие представителей средств массовой информации и про- ведение кино-, видео- и фотосъемок и звукозаписи в зале заседаний Со- вета Министров и его Президиума разрешается Руководителем Аппарата Со- вета Министров. ПОЛОЖЕНИЕ о подготовке проектов постановлений и распоряжений Совета Министров - Правительства Российской Федерации В соответствии с Законом Российской Федерации "О Совете Министров - Правительстве Российской Федерации" (далее - Совет Министров) Совет Министров издает постановления и распоряжения (далее - решения). I. Порядок внесения проектов решений в Совет Министров 1. Проекты решений Совета Министров вносятся в Совет Министров его членами, руководителями центральных органов федеральной исполни- тельной власти, главами исполнительной власти краев, областей, авто- номных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга. Поступающие в Совет Министров предложения граждан, организаций и предприятий о принятии решений Совета Министров направляются для пред- варительного рассмотрения указанным органам исполнительной власти. 2. Подготовка и внесение проектов решений Совета Министров во исполнение законов Российской Федерации, решений Съезда народных депу- татов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, поручений Президента Российской Федерации и по обращениям Вице-прези- дента Российской Федерации поручается членам Совета Министров. 3. Проекты решений Совета Министров вносятся в Совет Министров с приложением пояснительной записки, содержащей необходимые обоснования и прогнозы ожидаемых социально-экономических и иных последствий их ре- ализации. 4. Проекты решений Совета Министров подлежат обязательному сог- ласованию с заинтересованными органами представительной и исполнитель- ной власти, государственными, общественными и другими организациями. После согласования проекты решений Совета Министров визируются руководителями указанных органов и организаций. При наличии разногласий по проекту руководитель, готовящий проект для внесения в Совет Министров, должен провести обсуждение с заинте- ресованными сторонами с целью поиска взаимоприемлемого решения. Если такое решение не найдено, к письму в Совет Министров прилагаются пере- чень разногласий и подлинники замечаний, подписанные соответствующими руководителями. 5. Проекты решений Совета Министров нормативного характера должны в обязательном порядке согласовываться с Министерством юстиции Российской Федерации. 6. Предложения, требующие решения вопросов о бюджетных ассигнова- ниях или поставках продукции для государственных нужд, вносятся в про- цессе составления бюджета или формирования и размещения объемов поста- вок продукции для этих целей. После утверждения бюджета такие предложения могут рассматриваться при указании источников финансирования, наличии необходимых обоснова- ний и согласовании с Министерством финансов Российской Федерации, Ми- нистерством экономики Российской Федерации и другими заинтересованными центральными органами федеральной исполнительной власти. 7. Выделение средств из резервного фонда Совета Министров может предусматриваться только в случаях возникновения чрезвычайных обстоя- тельств и при отсутствии других источников финансирования. 8. При внесении в Совет Министров предложений, требующих принятия закона Российской Федерации или решения Президента Российской Федера- ции, одновременно с предложениями представляются также проекты соот- ветствующих актов и необходимые документы к ним, предусмотренные в пункте 3 настоящего Положения. II. Подготовка проектов решения Совета Министров в Аппарате Совета Министров 9. Отдел Аппарата Совета Министров, которому поручена проработка внесенного в Совет Министров проекта решения, проводит анализ и экспертизу проекта и обоснований к нему, редакторскую доработку текста, согласование с другими отделами Аппарата Совета Министров и Государственно-правовым управлением Президента Российской Федерации, а также визирование проекта у руководителей этих подразделений. К проек- ту прилагается справка и четко излагается существо проекта с аналити- ческими справочными и другими необходимыми материалами. Срок на подготовку проекта решения Совета Министров устанавлива- ется, как правило, в пределах до 10 рабочих дней. При проработке проектов решений Совета Министров работники Аппа- рата Совета Министров руководствуются Положением об Аппарате Совета Министров - Правительства Российской Федерации, настоящим Положением, другими актами действующего законодательства и инструкциями по делоп- роизводству. 10. Неурегулированные разногласия между министерствами и ве- домствами, другими органами и организациями по проекту решения Совета Министров рассматриваются Заместителем Председателя Совета Министров, в соответствии с распределением обязанностей, который принимает реше- ние по этим разногласиям. При этом Заместитель Председателя Совета Ми- нистров вправе принять решение о внесении на заседание Совета Минист- ров или его Президиума проекта с разногласиями. В этом случае к проек- ту прилагается справка с изложением мнения руководителей, имеющих воз- ражения. Если в процессе доработки в проект вносятся существенные измене- ния, он подлежит повторному визированию руководителями заинтересован- ных министерств и ведомств, других органов и организаций. Повторное визирование не требуется, если при доработке в проект документа внесе- ны уточнения, не изменившие его содержания. 11. Подготовленный проект решения визируется заместителями Председателя Совета Министров и передается Руководителю Аппарата Сове- та Министров для доклада Председателю Совета Министров. III. Заключительные положения 12. Заместители Председателя Совета Министров и Руководитель Ап- парата Совета Министров обеспечивают строгое соблюдение установленного в настоящем Положении порядка и требований к экономической и правовой проработке вносимых в Совет Министров проектов решений. 13. Решения Совета Министров принимаются в порядке, установленном Законом Российской Федерации "О Совете Министров - Правительстве Российской Федерации". 14. Распоряжения заместителей Председателя Совета Министров Российской Федерации подготавливаются в порядке, установленном настоя- щим Положением. |