О МИЛИЦИИ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (МЕСТНОЙ МИЛИЦИИ) В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Указ. Президент РФ. 12.02.93 209

                 О МИЛИЦИИ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
               (МЕСТНОЙ МИЛИЦИИ) В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                                 УКАЗ

                             ПРЕЗИДЕНТ РФ

                          12 февраля 1993 г.

                                N 209

                                 (Д)


     В соответствии с Законом РСФСР "О милиции" и в целях упорядочения
деятельности милиции   общественной   безопасности  (местной  милиции)
постановляю:
     1. Утвердить Положение о милиции общественной безопасности (мест-
ной милиции) в Российской Федерации согласно приложению N 1,  Перечень
подразделений милиции общественной безопасности (местной милиции), со-
держащихся за счет средств Республиканского бюджета Российской Федера-
ции, республиканских  бюджетов  республик в составе Российской Федера-
ции, краевых, областных бюджетов краев и областей, областного автоном-
ной области,  окружных бюджетов автономных округов, городских бюджетов
городов Москвы и Санкт-Петербурга, согласно приложению N 2.
     2. Органам  исполнительной  власти республик в составе Российской
Федерации,  краев,  областей,  автономной области, автономных округов,
городов Москвы и Санкт-Петербурга, органам местного самоуправления:
     создать необходимые  условия  для  эффективного  функционирования
подразделений милиции  общественной  безопасности  (местной милиции) в
целях обеспечения надежной защиты прав,  свобод и  законных  интересов
граждан, своевременного реагирования на изменения криминогенной обста-
новки;
     запретить использование для иных целей ассигнований, передаваемых
их Республиканского бюджета  Российской  Федерации  в  республиканские
бюджеты республик  в  составе Российской Федерации,  бюджет националь-
но-государственных административно-территориальных         образований
Российской Федерации  на содержание численности участковых инспекторов
милиции, подразделений патрульно-постовой службы  милиции  и  госавто-
инспекторов по  регистрационно-экзаменационной  работе Государственной
автомобильной инспекции;
     руководствоваться при определении численности подразделений мили-
ции общественной безопасности (местной милиции)  нормативами,  утверж-
денными Министром внутренних дел Российской Федерации в соответствии с
Законом РСФСР "О милиции";
     предусматривать с учетом местных условий и необходимости усиления
борьбы с преступностью выделение дополнительных финансовых средств для
создания новых или увеличения сверх нормативов штатной численности уже
существующих подразделений милиции общественной безопасности  (местной
милиции) и укрепления ее материально-технической базы,  в том числе за
счет привлечения финансовых ресурсов предприятий, учреждений и органи-
заций, местных налогов и сборов,  добровольных взносов и пожертвований
объединений и граждан.

     Президент Российской Федерации
     Б. Ельцин

     Москва, Кремль
     12 февраля 1993 года
     N 209


                                            Приложение N 1
                               к Указу Президента Российской Федерации
                                     от 12 февраля 1993 г. N 209


                              ПОЛОЖЕНИЕ

        о милиции общественной безопасности (местной милиции)
                        в Российской Федерации


                          1. Общие положения

     Милиция общественной  безопасности  (местная  милиция)*  является
составной частью милиции Российской Федерации и входит в структуру Ми-
нистерства внутренних дел Российской Федерации, министерств внутренних
дел республик в составе Российской Федерации,  управлений (главных уп-
равлений) внутренних дел краев, областей, автономной области, автоном-
ных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, Ленинградской области,
управлений (отделов) внутренних дел на транспорте.

----------------
     * Далее - милиция общественной безопасности.

     В районах,  городах,  районах  городов милиция общественной безо-
пасности создается и функционирует в качестве самостоятельного  струк-
турного звена в составе соответствующих отделов (управлений)  внутрен-
них дел.
     Правовая основа и принципы деятельности милиции общественной  бе-
зопасности определяются законодательством Российской Федерации.

             2. Состав милиции общественной безопасности

     В состав милиции общественной безопасности входят:
     дежурные части**;

----------------
     ** Дежурная  часть милиции общественной безопасности одновременно
является дежурной частью соответствующего городского, районного отдела
(управления) внутренних  дел,  отдела  (управления)  внутренних дел на
транспорте.

     участковые инспектора милиции;
     изоляторы для временного содержания задержанных и заключенных под
стражу лиц;
     специальные приемники для содержания лиц,  арестованных  в  адми-
нистративном порядке;
     подразделения:
     патрульно-постовой службы  милиции,  в  том  числе отряды милиции
особого назначения (ОМОН);
     охраны объектов по договорам;
     охраны и конвоирования задержанных и арестованных;
     лицензионно-разрешительной работы и контроля за частной детектив-
ной и охранной деятельностью;
     по исполнению административного законодательства;
     по предупреждению правонарушений несовершеннолетних;
     по раскрытию преступлений,  по делам о которых производство пред-
варительного следствия не обязательно;
     специализированные подразделения дознания;
     иные подразделения, необходимые для решения задач, возлагаемых на
милицию общественной    безопасности   действующим   законодательством
Российской Федерации.

         3. Основные задачи милиции общественной безопасности

     В соответствии с законодательством Российской Федерации основными
задачами милиции общественной безопасности являются:
     обеспечение личной безопасности граждан;
     охрана общественного  порядка  и  обеспечение  общественной безо-
пасности;
     предупреждение и  пресечение преступлений и административных пра-
вонарушений;
     раскрытие преступлений, по делам о которых производство предвари-
тельного следствия не обязательно, и расследование преступлений в фор-
ме дознания;
     оказание в пределах ее компетенции помощи гражданам,  должностным
лицам, предприятиям,  учреждениям, организациям и общественным объеди-
нениям.
     Иные задачи  на милицию общественной безопасности могут быть воз-
ложены только законом.

     4. Обязанности и права милиции общественной безопасности

     На милицию общественной безопасности в  полном  объеме  возложены
обязанности, предусмотренные ст.  10 Закона РСФСР "О милиции", за иск-
лючением обязанностей, отнесенных законодательством Российской Федера-
ции к компетенции криминальной милиции.
     Милиции общественной  безопасности  предоставлены  права,   пере-
численные в  статье 11 Закона РСФСР "О милиции",  за исключением прав,
отнесенных законодательством Российской Федерации к компетенции крими-
нальной милиции.
     Обязанности и права  Государственной  автомобильной  инспекции  и
вневедомственной охраны определяются соответствующими положениями, ут-
вержденными Советом Министров - Правительством Российской Федерации.
     Милиция общественной  безопасности в целях выполнения возложенных
на нее обязанностей имеет право применять физическую силу, специальные
средства и РСФСР "О милиции".
     На сотрудника милиции общественной безопасности в  полном  объеме
распространяются гарантии личной безопасности, предусмотренные статьей
16 Закона РСФСР "О милиции".
     Социальная и правовая защита сотрудников милиции общественной бе-
зопасности, предоставляемые им льготы,  гарантии и компенсации опреде-
лены соответствующими  положениями  Закона РСФСР "О милиции",  а также
положением о службе в органах внутренних дел  Российской  Федерации  и
могут быть дополнены другими мерами и гарантиями, устанавливаемыми за-
конодательством  Российской  Федерации  и могут быть дополнены другими
мерами и гарантиями, устанавливаемыми законодательством Российской Фе-
дерации,  Советом Министров - Правительством Российской Федерации, ор-
ганами  государственной  власти  и  управления  республик  в   составе
Российской Федерации,  областей,  автономной области, автономных окру-
гов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органами местного самоуправле-
ния.

        5. Создание, реорганизация и ликвидация подразделений
              и служб милиции общественной безопасности

     Создание, реорганизация  и  ликвидация  подразделений милиции об-
щественной безопасности,  в том числе подразделений  этой  милиции  на
транспорте, содержащихся  за  счет  средств  Республиканского  бюджета
Российской Федерации,   осуществляются   Министром   внутренних    дел
Российской Федерации в пределах ассигнований,  выделенных для этих це-
лей Советов Министров - Правительством Российской Федерации.
     Численность милиции  общественной  безопасности,  содержащейся за
счет средств Республиканского бюджета Российской Федерации, устанавли-
вается Советом Министров - Правительством Российской Федерации.
     В соответствии с Законом РСФСР "О милиции",  законами  Российской
Федерации "О местном самоуправлении в Российской Федерации" и "О крае-
вом, областном Совете народных депутатов и  краевой,  областной  адми-
нистрации" создание,  реорганизация и ликвидация подразделений и служб
милиции общественной  безопасности,  содержащихся  за  счет  республи-
канских бюджетов  республик  в составе Российской Федерации,  краевых,
областных бюджетов краев и областей, областного бюджета автономной об-
ласти, окружных бюджетов автономных округов,  городских бюджетов горо-
дов Москвы и Санкт-Петербурга,  осуществляются правительствами респуб-
лик в составе Российской Федерации,  администрациями краев и областей,
автономной области,  автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петер-
бурга по  согласованию с Министерством внутренних дел Российской Феде-
рации.
     Численность милиции общественной  безопасности,  содержащейся  за
счет республиканских бюджетов республик в составе  Российской  Федера-
ции, краевых,  областных бюджетов краев и областей, областного бюджета
автономной области,  окружных бюджетов автономных  округов,  городских
бюджетов городов  Москвы  и  Санкт-Петербурга,  устанавливается  соот-
ветствующими   постановлениями   правительств   республик   в  составе
Российской Федерации,  администрациями краев, областей, автономной об-
ласти,  автономных  округов,  городов  Москвы  и Санкт-Петербурга и не
должна быть ниже нормативов,  утвержденных  Министром  внутренних  дел
Российской Федерации.
     Верховные Советы республик в составе Российской Федерации, Советы
народных депутатов краев, областей, автономной области, автономных ок-
ругов, городов Москвы и Санкт-Петербурга,  районов, городов, районов в
городах, поселков,  сельских населенных пунктов и иных  административ-
но-территориальных в составе Российской Федерации, могут устанавливать
дополнительную численность милиции общественной безопасности, содержа-
щейся за счет средств собственных бюджетов. Увеличение численности ми-
лиции  общественной безопасности оформляется соответствующим постанов-
лением или решением органа государственной власти,  а  также  приказом
министерства внутренних дел республики в составе Российской Федерации,
управления (главного управления) внутренних дел.
     Подотчетность милиции общественной безопасности  местным  органам
власти и управления регулируется Законом Российской Федерации "О крае-
вом, областном Совете народных депутатов и  краевой,  областной  адми-
нистрации" и  Законом Российской Федерации "О местном самоуправлении в
Российской Федерации".
     Организационно-методическое руководство  отрядами милиции особого
назначения (ОМОНом)  возлагается  на   Министерство   внутренних   дел
Российской Федерации, а непосредственное - на министров внутренних дел
республик в  составе  Российской  Федерации,  начальников   управлений
(главных управлений)  внутренних дел краев,  областей,  автономной об-
ласти, автономных округов,  городов Москвы, Санкт-Петербурга и Ленинг-
радской области.
     Милиция общественной безопасности, кроме милиции общественной бе-
зопасности на  транспорте,  подчиняется  также соответствующим Советам
народных депутатов,  правительств республик в составе Российской Феде-
рации, органам  государственной  власти и управления краев,  областей,
автономной области,  автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петер-
бурга, органам местного самоуправления в пределах их компетенции.

        6. Взаимодействие милиции общественной безопасности с
           другими подразделениями органов внутренних дел и
             органам государственной власти и управления

     Милиция общественной  безопасности выполняет свои задачи во взаи-
модействии с криминальной милицией,  другими службами органов внутрен-
них дел Российской Федерации и внутренними войсками Министерства внут-
ренних дел Российской Федерации, а также иными правоохранительными ор-
ганами.
     Милиция общественной безопасности в целях обеспечения  обществен-
ного порядка и общественной безопасности,  предупреждения и пресечения
преступлений взаимодействует с органами  представительной  и  исполни-
тельной власти,  предприятиями, учреждениями, организациями, трудовыми
коллективами, общественными объединениями и гражданами, информирует их
и средства массовой информации о своей деятельности по обеспечению об-
щественного порядка и общественной безопасности.

            7. Служба в милиции общественной безопасности

     В своей служебной деятельности сотрудник милиции общественной бе-
зопасности руководствуется  требованиями законов и не может быть огра-
ничен решениями политических партий. общественных объединений и массо-
вых общественных движений, преследующих политические цели.
     Порядок и условия прохождения государственной службы сотрудниками
милиции общественной  безопасности регулируются Законом РСФСР "О мили-
ции" и Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федера-
ции.

       8. Финансирование и материально-техническое обеспечение
                  милиции общественной безопасности

     Финансирование милиции общественной безопасности и органов управ-
ления этой  милицией  осуществляется  за счет средств Республиканского
бюджета Российской Федерации,  республиканских  бюджетов  республик  в
составе Российской Федерации,  краевых, областных бюджетов краев и об-
ластей, областного бюджета автономной области, окружных бюджетов авто-
номных округов,  городских бюджетов городов Москвы и Санкт-Петербурга,
а также за счет других средств местных бюджетов и средств, поступающих
от предприятий,  учреждений и организаций,  объекты которых охраняются
милицией по договорам.
     Не допускается передача численности подразделений милиции общест-
венной безопасности,  содержащихся за  счет  средств  Республиканского
бюджета Российской Федерации, в другие  службы органов внутренних дел.
     Снабжение подразделений милиции общественной безопасности, содер-
жащихся за счет средств Республиканского бюджета Российской Федерации,
вооружением, а также вещевым довольствием по  установленным  нормам  и
табелям положенности осуществляется органами  материально-технического
и  военного снабжения Министерства внутренних дел Российской Федерации
бесплатно, остальными видами довольствия - за плату за счет выделяемых
на эти цели ассигнований.
     Подразделения милиции общественной безопасности,  содержащиеся за
счет республиканских бюджетов республик в составе  Российской  Федера-
ции, краевых,  областных бюджетов краев и областей, областного бюджета
автономной области,  окружных бюджетов автономных  округов,  городских
бюджетов городов Москвы и Санкт-Петербурга, районных бюджетов районов,
городских бюджетов городов,  районных бюджетов районов в городах, бюд-
жетов поселков и сельских населенных пунктов, обеспечиваются всеми ви-
дами довольствия органами материально-технического и военного  снабже-
ния Министерства внутренних дел Российской Федерации за плату.


                                            Приложение N 2
                               к Указу Президента Российской Федерации
                                     от 12 февраля 1993 г. N 209


                               ПЕРЕЧЕНЬ

           подразделений милиции общественной безопасности
           (местной милиции), содержащихся за счет средств
    Республиканского бюджета Российской Федерации, республиканских
     бюджетов республик в составе Российской Федерации, краевых,
       областных бюджетов краев и областей, областного бюджета
      автономной области, окружных бюджетов автономных округов,
         городских бюджетов городов Москвы и Санкт-Петербурга


----------------------------------------------------------------------
   Службы и подразделения              Нормативы штатной численности*
          милиции
----------------------------------------------------------------------

----------------
 * Утверждены Министерством внутренних дел Российской Федерации.

           Подразделения милиции общественной безопасности
     (местной милиции), содержащиеся за счет средств
            Республиканского бюджета Российской Федерации

 Отряд милиции особого назначения       Создается в республиканском,
 (ОМОН)                                 краевом, областном центре
                                        или другом крупном городе
                                        с наиболее сложной оператив-
                                        ной обстановкой при числен-
                                        ности населения свыше
                                        300 тыс. человек, а также на
                                        крупных транспортных узлах
                                        городов Москвы, Санкт-Петер-
                                        бурга, Ростова-на-Дону, Са-
                                        мары, Новосибирска, Хаба-
                                        ровска, Екатеринбурга

 Государственная автомобильная          1 госавтоинспектор на
 инспекция (ГАИ), осуществляющая        3000 единиц автотранспорта,
 надзор за соблюдением установленных    но не менее 1 единицы в каж-
 правил в сфере безопасности            дом городском, районном орга-
 дорожного движения                     не внутренних дел

 Дежурная часть                         Создается:
                                        в отделе внутренних дел горо-
                                        да с населением 50 тыс. чело-
                                        век и более или сельского
                                        района - 8 единиц;

                                        в линейном отделе внутренних
                                        дел на транспорте 8 - 12 еди-
                                        ниц;

                                        в линейном отделении внутрен-
                                        них дел на транспорте
                                        8 единиц;

 Изоляторы для временного               Штатная численность определя-
 содержания задержанных и заклю-        ется по фактическому наполне-
 ченных под стражу лиц (ИВС)            нию ИВС, в среднем за сутки:
                                        до 25 человек 8 - 11
                                        единиц;
                                        26 - 50 человек - 13 - 16
                                        единиц;
                                        51 - 75 человек - 17 - 20
                                        единиц;
                                        76 - 100 человек - 21 - 25
                                        единиц

 Конвойная служба милиции               Строевое подразделение кон-
                                        войной службы милиции созда-
                                        ется в республиканском, крае-
                                        вом, областном центре или
                                        крупном городе. Его числен-
                                        ность устанавливается в зави-
                                        симости от количества населе-
                                        ния в городе:

                                        свыше 1 млн. человек - 250-300
                                        единиц;
                                        свыше 500 тыс. человек -
                                        100 - 150 единиц;
                                        от 200 до 500 тыс. человек -
                                        50 - 100 единиц;
                                        менее 200 тыс. человек -
                                        25 - 50 единиц.

                                        В городах Москве, Санкт-Петер-
                                        бурге численность определяется
                                        в индивидуальном порядке МВД
                                        России.

                                        Штатная численность конвойного
                                        подразделения горрайоргана
                                        внутренних дел определяется по
                                        фактическому наполнению ИВС, в
                                        среднем за сутки:

                                      до 25 человек - 6-8 единиц;
                                      26-50 человек - 12-16 единиц;
                                      51-70 человек - 16-20 единиц

 Служба дознания                      1 дознаватель на 165 рассмот-
                                      ренных материалов по делам о
                                      преступлениях в год, включая
                                      протокольную форму досудебной
                                      подготовки материалов, или на
                                      50 уголовных дел

            Подразделения милиции общественной безопасности
            (местной милиции), содержащиеся за счет средств
  республиканских бюджетов республик в составе Российской Федерации,
   краевых, областных бюджетов краев и областей, областного бюджета
      автономной области и окружных бюджетов автономных округов,
         городских бюджетов городов Москвы и Санкт-Петербурга

 Патрульно-постовая служба            1 работник ППС на 1 - 1,5 тыс.
 милиции (ППС)                        городского населения
                                      1 работник ППС на 120 - 150
                                      дворов в сельской местности

 Участковые инспектора                1 участковый инспектор милиции
                                      на 3 - 3,5 тыс. человек
                                      городского населения

                                      1 участковый инспектор милиции
                                      в сельской местности на сельс-
                                      кий или поселковый Совет народ-
                                      ных депутатов

 Государственная автомо-              1 госавтоинспектор по регистра-
 бильная инспекция (ГАИ),             ционно-экзаменационной работе
 осуществляющая надзор                на 10 тыс. человек, сдавших
 за соблюдением установлен-           экзамены на право управления
 ных правил в сфере                   транспортом, или на 10 тыс.
 безопасности дорожного               единиц поставленного на учет
 движения                             автотранспорта в год

 Дорожно-патрульная служба            1 инспектор ДПС на 35 км протя-
 (ДПС) ГАИ                            женности дорог общегосударст-
                                      венного и республиканского зна-
                                      чения

                                      1 инспектор ДПС на 200 км про-
                                      тяженности дорог областного и
                                      местного значения

                                      1 инспектор по розыску на 25
                                      водителей, скрывшихся с мест
                                      дорожно-транспортных происшест-
                                      вий в год

                                      1 инспектор по административной
                                      практике на 5 тыс. администра-
                                      тивных материалов в год

 Инспектора по делам                  1 инспектор на 4 - 5 тыс. несо-
 несовершеннолетних                   вершеннолетних

 Подразделения по исполнению          1 инспектор по административной
 административного законода-          практике из расчета на 5 тыс.
 тельства Российской Федерации        административных материалов  в
                                      год

 Специальные приемники                Штатная численность устанавли-
 для лиц, подвергнутых                вается в зависимости от коли-
 административному аресту             чества мест:
                                      на 25-50 - 9-12 единиц;
                                      на 51-75 - 11-14 единиц;
                                      на 76-100 - 16-19 единиц;
                                      на 101-150 - 23-29 единиц;
                                      на 151-200 - 29-34 единиц;
                                      на 201-250 - 34-41 единиц;
                                      на 215-300 - 42-47 единиц;

            Подразделения милиции общественной безопасности
            (местной милиции), содержащиеся за счет средств,
              получаемых  за охрану объектов по договорам

 Подразделения вневедомственных       Отделы, отделения вневедомствен-
 охраны при органах внутренних        ной охраны, имеющие в непосредс-
 дел                                  твенном подчинении милицейские,
                                      военизированные и сторожевые
                                      подразделения, организуются при
                                      наличии общей численности работ-
                                      ников охраны более 50 единиц с
                                      учетом возможности развития
                                      централизованной  охраны с за-
                                      действованной емкостью свыше 120
                                      номеров на пульт и подразделения
                                      милиции  с численностью не менее
                                      20 единиц личного состава.