О МИЛИЦИИ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (МЕСТНОЙ МИЛИЦИИ) В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ УКАЗ ПРЕЗИДЕНТ РФ 12 февраля 1993 г. N 209 (Д) В соответствии с Законом РСФСР "О милиции" и в целях упорядочения деятельности милиции общественной безопасности (местной милиции) постановляю: 1. Утвердить Положение о милиции общественной безопасности (мест- ной милиции) в Российской Федерации согласно приложению N 1, Перечень подразделений милиции общественной безопасности (местной милиции), со- держащихся за счет средств Республиканского бюджета Российской Федера- ции, республиканских бюджетов республик в составе Российской Федера- ции, краевых, областных бюджетов краев и областей, областного автоном- ной области, окружных бюджетов автономных округов, городских бюджетов городов Москвы и Санкт-Петербурга, согласно приложению N 2. 2. Органам исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органам местного самоуправления: создать необходимые условия для эффективного функционирования подразделений милиции общественной безопасности (местной милиции) в целях обеспечения надежной защиты прав, свобод и законных интересов граждан, своевременного реагирования на изменения криминогенной обста- новки; запретить использование для иных целей ассигнований, передаваемых их Республиканского бюджета Российской Федерации в республиканские бюджеты республик в составе Российской Федерации, бюджет националь- но-государственных административно-территориальных образований Российской Федерации на содержание численности участковых инспекторов милиции, подразделений патрульно-постовой службы милиции и госавто- инспекторов по регистрационно-экзаменационной работе Государственной автомобильной инспекции; руководствоваться при определении численности подразделений мили- ции общественной безопасности (местной милиции) нормативами, утверж- денными Министром внутренних дел Российской Федерации в соответствии с Законом РСФСР "О милиции"; предусматривать с учетом местных условий и необходимости усиления борьбы с преступностью выделение дополнительных финансовых средств для создания новых или увеличения сверх нормативов штатной численности уже существующих подразделений милиции общественной безопасности (местной милиции) и укрепления ее материально-технической базы, в том числе за счет привлечения финансовых ресурсов предприятий, учреждений и органи- заций, местных налогов и сборов, добровольных взносов и пожертвований объединений и граждан. Президент Российской Федерации Б. Ельцин Москва, Кремль 12 февраля 1993 года N 209 Приложение N 1 к Указу Президента Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 209 ПОЛОЖЕНИЕ о милиции общественной безопасности (местной милиции) в Российской Федерации 1. Общие положения Милиция общественной безопасности (местная милиция)* является составной частью милиции Российской Федерации и входит в структуру Ми- нистерства внутренних дел Российской Федерации, министерств внутренних дел республик в составе Российской Федерации, управлений (главных уп- равлений) внутренних дел краев, областей, автономной области, автоном- ных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, Ленинградской области, управлений (отделов) внутренних дел на транспорте. ---------------- * Далее - милиция общественной безопасности. В районах, городах, районах городов милиция общественной безо- пасности создается и функционирует в качестве самостоятельного струк- турного звена в составе соответствующих отделов (управлений) внутрен- них дел. Правовая основа и принципы деятельности милиции общественной бе- зопасности определяются законодательством Российской Федерации. 2. Состав милиции общественной безопасности В состав милиции общественной безопасности входят: дежурные части**; ---------------- ** Дежурная часть милиции общественной безопасности одновременно является дежурной частью соответствующего городского, районного отдела (управления) внутренних дел, отдела (управления) внутренних дел на транспорте. участковые инспектора милиции; изоляторы для временного содержания задержанных и заключенных под стражу лиц; специальные приемники для содержания лиц, арестованных в адми- нистративном порядке; подразделения: патрульно-постовой службы милиции, в том числе отряды милиции особого назначения (ОМОН); охраны объектов по договорам; охраны и конвоирования задержанных и арестованных; лицензионно-разрешительной работы и контроля за частной детектив- ной и охранной деятельностью; по исполнению административного законодательства; по предупреждению правонарушений несовершеннолетних; по раскрытию преступлений, по делам о которых производство пред- варительного следствия не обязательно; специализированные подразделения дознания; иные подразделения, необходимые для решения задач, возлагаемых на милицию общественной безопасности действующим законодательством Российской Федерации. 3. Основные задачи милиции общественной безопасности В соответствии с законодательством Российской Федерации основными задачами милиции общественной безопасности являются: обеспечение личной безопасности граждан; охрана общественного порядка и обеспечение общественной безо- пасности; предупреждение и пресечение преступлений и административных пра- вонарушений; раскрытие преступлений, по делам о которых производство предвари- тельного следствия не обязательно, и расследование преступлений в фор- ме дознания; оказание в пределах ее компетенции помощи гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям и общественным объеди- нениям. Иные задачи на милицию общественной безопасности могут быть воз- ложены только законом. 4. Обязанности и права милиции общественной безопасности На милицию общественной безопасности в полном объеме возложены обязанности, предусмотренные ст. 10 Закона РСФСР "О милиции", за иск- лючением обязанностей, отнесенных законодательством Российской Федера- ции к компетенции криминальной милиции. Милиции общественной безопасности предоставлены права, пере- численные в статье 11 Закона РСФСР "О милиции", за исключением прав, отнесенных законодательством Российской Федерации к компетенции крими- нальной милиции. Обязанности и права Государственной автомобильной инспекции и вневедомственной охраны определяются соответствующими положениями, ут- вержденными Советом Министров - Правительством Российской Федерации. Милиция общественной безопасности в целях выполнения возложенных на нее обязанностей имеет право применять физическую силу, специальные средства и РСФСР "О милиции". На сотрудника милиции общественной безопасности в полном объеме распространяются гарантии личной безопасности, предусмотренные статьей 16 Закона РСФСР "О милиции". Социальная и правовая защита сотрудников милиции общественной бе- зопасности, предоставляемые им льготы, гарантии и компенсации опреде- лены соответствующими положениями Закона РСФСР "О милиции", а также положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и могут быть дополнены другими мерами и гарантиями, устанавливаемыми за- конодательством Российской Федерации и могут быть дополнены другими мерами и гарантиями, устанавливаемыми законодательством Российской Фе- дерации, Советом Министров - Правительством Российской Федерации, ор- ганами государственной власти и управления республик в составе Российской Федерации, областей, автономной области, автономных окру- гов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органами местного самоуправле- ния. 5. Создание, реорганизация и ликвидация подразделений и служб милиции общественной безопасности Создание, реорганизация и ликвидация подразделений милиции об- щественной безопасности, в том числе подразделений этой милиции на транспорте, содержащихся за счет средств Республиканского бюджета Российской Федерации, осуществляются Министром внутренних дел Российской Федерации в пределах ассигнований, выделенных для этих це- лей Советов Министров - Правительством Российской Федерации. Численность милиции общественной безопасности, содержащейся за счет средств Республиканского бюджета Российской Федерации, устанавли- вается Советом Министров - Правительством Российской Федерации. В соответствии с Законом РСФСР "О милиции", законами Российской Федерации "О местном самоуправлении в Российской Федерации" и "О крае- вом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной адми- нистрации" создание, реорганизация и ликвидация подразделений и служб милиции общественной безопасности, содержащихся за счет республи- канских бюджетов республик в составе Российской Федерации, краевых, областных бюджетов краев и областей, областного бюджета автономной об- ласти, окружных бюджетов автономных округов, городских бюджетов горо- дов Москвы и Санкт-Петербурга, осуществляются правительствами респуб- лик в составе Российской Федерации, администрациями краев и областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петер- бурга по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Феде- рации. Численность милиции общественной безопасности, содержащейся за счет республиканских бюджетов республик в составе Российской Федера- ции, краевых, областных бюджетов краев и областей, областного бюджета автономной области, окружных бюджетов автономных округов, городских бюджетов городов Москвы и Санкт-Петербурга, устанавливается соот- ветствующими постановлениями правительств республик в составе Российской Федерации, администрациями краев, областей, автономной об- ласти, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и не должна быть ниже нормативов, утвержденных Министром внутренних дел Российской Федерации. Верховные Советы республик в составе Российской Федерации, Советы народных депутатов краев, областей, автономной области, автономных ок- ругов, городов Москвы и Санкт-Петербурга, районов, городов, районов в городах, поселков, сельских населенных пунктов и иных административ- но-территориальных в составе Российской Федерации, могут устанавливать дополнительную численность милиции общественной безопасности, содержа- щейся за счет средств собственных бюджетов. Увеличение численности ми- лиции общественной безопасности оформляется соответствующим постанов- лением или решением органа государственной власти, а также приказом министерства внутренних дел республики в составе Российской Федерации, управления (главного управления) внутренних дел. Подотчетность милиции общественной безопасности местным органам власти и управления регулируется Законом Российской Федерации "О крае- вом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной адми- нистрации" и Законом Российской Федерации "О местном самоуправлении в Российской Федерации". Организационно-методическое руководство отрядами милиции особого назначения (ОМОНом) возлагается на Министерство внутренних дел Российской Федерации, а непосредственное - на министров внутренних дел республик в составе Российской Федерации, начальников управлений (главных управлений) внутренних дел краев, областей, автономной об- ласти, автономных округов, городов Москвы, Санкт-Петербурга и Ленинг- радской области. Милиция общественной безопасности, кроме милиции общественной бе- зопасности на транспорте, подчиняется также соответствующим Советам народных депутатов, правительств республик в составе Российской Феде- рации, органам государственной власти и управления краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петер- бурга, органам местного самоуправления в пределах их компетенции. 6. Взаимодействие милиции общественной безопасности с другими подразделениями органов внутренних дел и органам государственной власти и управления Милиция общественной безопасности выполняет свои задачи во взаи- модействии с криминальной милицией, другими службами органов внутрен- них дел Российской Федерации и внутренними войсками Министерства внут- ренних дел Российской Федерации, а также иными правоохранительными ор- ганами. Милиция общественной безопасности в целях обеспечения обществен- ного порядка и общественной безопасности, предупреждения и пресечения преступлений взаимодействует с органами представительной и исполни- тельной власти, предприятиями, учреждениями, организациями, трудовыми коллективами, общественными объединениями и гражданами, информирует их и средства массовой информации о своей деятельности по обеспечению об- щественного порядка и общественной безопасности. 7. Служба в милиции общественной безопасности В своей служебной деятельности сотрудник милиции общественной бе- зопасности руководствуется требованиями законов и не может быть огра- ничен решениями политических партий. общественных объединений и массо- вых общественных движений, преследующих политические цели. Порядок и условия прохождения государственной службы сотрудниками милиции общественной безопасности регулируются Законом РСФСР "О мили- ции" и Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федера- ции. 8. Финансирование и материально-техническое обеспечение милиции общественной безопасности Финансирование милиции общественной безопасности и органов управ- ления этой милицией осуществляется за счет средств Республиканского бюджета Российской Федерации, республиканских бюджетов республик в составе Российской Федерации, краевых, областных бюджетов краев и об- ластей, областного бюджета автономной области, окружных бюджетов авто- номных округов, городских бюджетов городов Москвы и Санкт-Петербурга, а также за счет других средств местных бюджетов и средств, поступающих от предприятий, учреждений и организаций, объекты которых охраняются милицией по договорам. Не допускается передача численности подразделений милиции общест- венной безопасности, содержащихся за счет средств Республиканского бюджета Российской Федерации, в другие службы органов внутренних дел. Снабжение подразделений милиции общественной безопасности, содер- жащихся за счет средств Республиканского бюджета Российской Федерации, вооружением, а также вещевым довольствием по установленным нормам и табелям положенности осуществляется органами материально-технического и военного снабжения Министерства внутренних дел Российской Федерации бесплатно, остальными видами довольствия - за плату за счет выделяемых на эти цели ассигнований. Подразделения милиции общественной безопасности, содержащиеся за счет республиканских бюджетов республик в составе Российской Федера- ции, краевых, областных бюджетов краев и областей, областного бюджета автономной области, окружных бюджетов автономных округов, городских бюджетов городов Москвы и Санкт-Петербурга, районных бюджетов районов, городских бюджетов городов, районных бюджетов районов в городах, бюд- жетов поселков и сельских населенных пунктов, обеспечиваются всеми ви- дами довольствия органами материально-технического и военного снабже- ния Министерства внутренних дел Российской Федерации за плату. Приложение N 2 к Указу Президента Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 209 ПЕРЕЧЕНЬ подразделений милиции общественной безопасности (местной милиции), содержащихся за счет средств Республиканского бюджета Российской Федерации, республиканских бюджетов республик в составе Российской Федерации, краевых, областных бюджетов краев и областей, областного бюджета автономной области, окружных бюджетов автономных округов, городских бюджетов городов Москвы и Санкт-Петербурга ---------------------------------------------------------------------- Службы и подразделения Нормативы штатной численности* милиции ---------------------------------------------------------------------- ---------------- * Утверждены Министерством внутренних дел Российской Федерации. Подразделения милиции общественной безопасности (местной милиции), содержащиеся за счет средств Республиканского бюджета Российской Федерации Отряд милиции особого назначения Создается в республиканском, (ОМОН) краевом, областном центре или другом крупном городе с наиболее сложной оператив- ной обстановкой при числен- ности населения свыше 300 тыс. человек, а также на крупных транспортных узлах городов Москвы, Санкт-Петер- бурга, Ростова-на-Дону, Са- мары, Новосибирска, Хаба- ровска, Екатеринбурга Государственная автомобильная 1 госавтоинспектор на инспекция (ГАИ), осуществляющая 3000 единиц автотранспорта, надзор за соблюдением установленных но не менее 1 единицы в каж- правил в сфере безопасности дом городском, районном орга- дорожного движения не внутренних дел Дежурная часть Создается: в отделе внутренних дел горо- да с населением 50 тыс. чело- век и более или сельского района - 8 единиц; в линейном отделе внутренних дел на транспорте 8 - 12 еди- ниц; в линейном отделении внутрен- них дел на транспорте 8 единиц; Изоляторы для временного Штатная численность определя- содержания задержанных и заклю- ется по фактическому наполне- ченных под стражу лиц (ИВС) нию ИВС, в среднем за сутки: до 25 человек 8 - 11 единиц; 26 - 50 человек - 13 - 16 единиц; 51 - 75 человек - 17 - 20 единиц; 76 - 100 человек - 21 - 25 единиц Конвойная служба милиции Строевое подразделение кон- войной службы милиции созда- ется в республиканском, крае- вом, областном центре или крупном городе. Его числен- ность устанавливается в зави- симости от количества населе- ния в городе: свыше 1 млн. человек - 250-300 единиц; свыше 500 тыс. человек - 100 - 150 единиц; от 200 до 500 тыс. человек - 50 - 100 единиц; менее 200 тыс. человек - 25 - 50 единиц. В городах Москве, Санкт-Петер- бурге численность определяется в индивидуальном порядке МВД России. Штатная численность конвойного подразделения горрайоргана внутренних дел определяется по фактическому наполнению ИВС, в среднем за сутки: до 25 человек - 6-8 единиц; 26-50 человек - 12-16 единиц; 51-70 человек - 16-20 единиц Служба дознания 1 дознаватель на 165 рассмот- ренных материалов по делам о преступлениях в год, включая протокольную форму досудебной подготовки материалов, или на 50 уголовных дел Подразделения милиции общественной безопасности (местной милиции), содержащиеся за счет средств республиканских бюджетов республик в составе Российской Федерации, краевых, областных бюджетов краев и областей, областного бюджета автономной области и окружных бюджетов автономных округов, городских бюджетов городов Москвы и Санкт-Петербурга Патрульно-постовая служба 1 работник ППС на 1 - 1,5 тыс. милиции (ППС) городского населения 1 работник ППС на 120 - 150 дворов в сельской местности Участковые инспектора 1 участковый инспектор милиции на 3 - 3,5 тыс. человек городского населения 1 участковый инспектор милиции в сельской местности на сельс- кий или поселковый Совет народ- ных депутатов Государственная автомо- 1 госавтоинспектор по регистра- бильная инспекция (ГАИ), ционно-экзаменационной работе осуществляющая надзор на 10 тыс. человек, сдавших за соблюдением установлен- экзамены на право управления ных правил в сфере транспортом, или на 10 тыс. безопасности дорожного единиц поставленного на учет движения автотранспорта в год Дорожно-патрульная служба 1 инспектор ДПС на 35 км протя- (ДПС) ГАИ женности дорог общегосударст- венного и республиканского зна- чения 1 инспектор ДПС на 200 км про- тяженности дорог областного и местного значения 1 инспектор по розыску на 25 водителей, скрывшихся с мест дорожно-транспортных происшест- вий в год 1 инспектор по административной практике на 5 тыс. администра- тивных материалов в год Инспектора по делам 1 инспектор на 4 - 5 тыс. несо- несовершеннолетних вершеннолетних Подразделения по исполнению 1 инспектор по административной административного законода- практике из расчета на 5 тыс. тельства Российской Федерации административных материалов в год Специальные приемники Штатная численность устанавли- для лиц, подвергнутых вается в зависимости от коли- административному аресту чества мест: на 25-50 - 9-12 единиц; на 51-75 - 11-14 единиц; на 76-100 - 16-19 единиц; на 101-150 - 23-29 единиц; на 151-200 - 29-34 единиц; на 201-250 - 34-41 единиц; на 215-300 - 42-47 единиц; Подразделения милиции общественной безопасности (местной милиции), содержащиеся за счет средств, получаемых за охрану объектов по договорам Подразделения вневедомственных Отделы, отделения вневедомствен- охраны при органах внутренних ной охраны, имеющие в непосредс- дел твенном подчинении милицейские, военизированные и сторожевые подразделения, организуются при наличии общей численности работ- ников охраны более 50 единиц с учетом возможности развития централизованной охраны с за- действованной емкостью свыше 120 номеров на пульт и подразделения милиции с численностью не менее 20 единиц личного состава. |