РАЗЪЯСНЕНИЯ ПО ОТДЕЛЬНЫМ ВОПРОСАМ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА. Письмо. Государственная налоговая служба РФ (Госналогслужба России). 03.02.93 ВЗ-6-04/62

    РАЗЪЯСНЕНИЯ ПО ОТДЕЛЬНЫМ ВОПРОСАМ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

                                ПИСЬМО

                 ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА РФ

                           3 ФЕВРАЛЯ 1993г.

                             N ВЗ-6-04/62

                                (Д)


     Государственные налоговые  инспекции  по  республикам  в  составе
Российской Федерации,  краям,   областям,   автономным   образованиям,
городам Москве и Санкт-Петербургу
     Министерства финансов республик в составе  Российской  Федерации,
финансовые управления  (главные  управления,  комитеты,  департаменты,
отделы) администраций   краев,   областей,   автономных   образований,
Департамент финансов    Правительства   Москвы,   Главное   финансовое
управление мэрии города Санкт-Петербурга


     Государственная налоговая  служба Российской Федерации направляет
для использования  в  практической  работе  разъяснения  по  отдельным
вопросам, связанным с применением налогового законодательства.
     Разъяснения являются   методическим   пособием   по    применению
действующего законодательства  по  местным налогам, сборам,  пошлине и
неналоговым платежам и не являются нормативным актом.
     Просим довести  настоящие  разъяснения  до налоговых и финансовых
органов.

     Заместитель Руководителя                     В.А.Зверховский






     Государственные налоговые  инспекции  по  республикам  в  составе
Российской Федерации,  краям,   областям,   автономным   образованиям,
городам Москве и Санкт-Петербургу
     Министерства финансов республик в составе  Российской  Федерации,
финансовые управления  (главные  управления,  комитеты,  департаменты,
отделы) администраций   краев,   областей,   автономных   образований,
Департамент финансов    Правительства   Москвы,   Главное   финансовое
управление мэрии города Санкт-Петербурга



                             РАЗЪЯСНЕНИЯ
            по отдельным вопросам, связанным с применением
          налогового законодательства заданными работниками
          государственных налоговых инспекций на совещаниях-
           семинарах, проведенных в 1992 г. государственной
                налоговой службой Российской Федерации
                   в г.г.Новосибирске и Домодедово.



                      I. Сбор за право торговли

     1. Городской (без районного  деления)  Совет  народных  депутатов
своим решением   установил  ставки  сбора  за  право  торговли,  затем
областной Совет принял свое решение по  этому  сбору.  Каким  из  этих
решений следует руководствоваться?
     Согласно Закону  РФ  "Об  основах  налоговой системы в Российской
Федерации" право устанавливать ставки местных налогов и сборов (в т.ч.
и за право торговли) закреплено за представительными органами власти -
местными Советами  народных  депутатов,  поэтому  в  указанном  случае
следует руководствоваться    решением   городского   Совета   народных
депутатов.

     2. Если   городским   Советом   принято  решение  о  введении  на
территории города сбора за право торговли, а районными (в этом городе)
Советами подобных решений не принималось,  то следует ли на территории
районов взыскивать этот сбор?
     Решение городского  Совета не будет иметь юридической силы,  если
районные (в городе) Советы не примут его к исполнению.

     3. Каков  порядок  налогообложения  лиц,  прибывших   из   других
государств и осуществляющих торговлю с рук?
     Лица, прибывшие  из  других  государств  или  территорий  обязаны
приобретать разовые  талоны  на  любое  количество  дней  с  оплатой в
порядке, установленном местным Советом.

     4. Вправе ли местный Совет устанавливать сбор за право торговли с
юридических и  физических  лиц,  осуществляющих  торговлю в помещениях
цирка, домов культуры и т.д.?
     Да, вправе, независимо от места торговли.

     5. Как   взимать   плату   за   право   торговли  с  предприятия,
осуществляющего торговлю в магазинах, находящихся на его балансе?
     Условия уплаты  сбора  за право торговли устанавливаются местными
Советами - или с каждой торговой точки по  индивидуальному  временному
патенту  или  только  с  юридического  лица,  тогда  в  этом документе
указываются места (адрес,  расположение) торговли с  лотков,  киосков,
магазинов,  при  этом представители этих точек (филиалов) должны иметь
выписки из патента юридического лица,  заверенные печатью  и  подписью
руководителя предприятия.

     6. Приобретается  ли  талон  за  право  торговли вещами бывшими в
употреблении?
     Да, если решением представительного органа власти торговцы такими
товарами не освобождены от сбора за право торговли.

     7. Следует ли взимать сбор за право торговли с  лиц,  реализующих
продукцию с личного подсобного хозяйства?
     Следует, однако представительным органам власти - местным Советам
народных депутатов  предоставлено право предоставлять льготы отдельных
категорий плательщиков по уплате сбора за право торговли.

     8. Взимается ли сбор за право торговли с продавца,  торгующего на
рынке, если он уплатил сбор за место торговли?
     Да, поскольку сбор за место на  рынке  -  это  плата  за  услуги,
оказанные рынком, а не за право торговли.

     9. Можно   ли   взыскивать   с   одного  и  того  же  плательщика
одновременно сбор  за  право  торговли  и  за  продажу  винно-водочных
изделий?
     Лицо, торгующее помимо винно-водочных изделий и другими товарами,
уплачивает как  лицензионный  сбор  за  право торговли винно-водочными
изделиями, так и сбор за право торговли,  поскольку речь идет о разных
видах местных   налогов.   В   случае   когда   лицо   продает  только
винно-водочные изделия, уплачивается только лицензионный сбор.

     10. Являются  ли  плательщиками  сбора  за   право   торговли   и
лицензионного сбора  за  право  торговли  винно-водочными  изделиями и
пивом физические лица зарегистрированные в качестве предпринимателей?
     Физические лица   уплачивают   сборы   за   любые  виды  торговой
деятельности вне зависимости от того зарегистрированы они  в  качестве
предпринимателей или не зарегистрированы.

             II. Целевые сборы на содержание милиции, на
               благоустройство территорий и другие цели

     11. Имеют ли право органы представительной  власти  на  селе  при
введении целевых  сборов полностью освобождать от уплаты все постоянно
проживающее население, а сбор взыскивать только с временно проживающих
на территории сельсовета жителей-дачников?
     Плательщиками указанного сбора,  помимо юридических лиц, являются
граждане, проживающие  (в  т.ч.  и  временно0  на  территории местного
Совета. Представительные  органы  власти  -  местные  Советы  народных
депутатов вправе   предоставлять  льготы  или  освобождать  от  уплаты
отдельных лиц или отдельных категорий плательщиков.

     12. Может ли  орган  представительной  власти  установить  размер
ставок целевых сборов более 3%?
     Нет, в Законе РФ "О внесении изменений и дополнений  в  налоговую
систему России"  четко  определено,  что  ставка сборов в год не может
превышать размера 3 процентов*).

     13. В бюджет какого уровня зачисляются целевые сборы?
     В бюджет  того  местного Совета,  которым принято соответствующее
решение или по его решению - в вышестоящие бюджеты.

     14. Может ли налоговая инспекция своевременно не  удержанные  или
удержанные не  полностью целевые сборы с граждан на содержание милиции
или благоустройство территории,  взыскать с предприятий, выплачивающих
доходы гражданам в бесспорном порядке?
     По всем видам местных налогов и сборов взыскание сумм платежей  в
бесспорном порядке  из  заработной  платы можно производить только при
наличии согласия плательщика,  в  случае  отсутствия  такого  согласия
взыскания производятся в судебном порядке.

     15. Местным  органом власти взимание целевого сбора на содержание
милиции возложено на налоговую инспекцию. Правильно ли это?
     Нет, неправильно.  На  Госналоговые  инспекции  законом возложено
осуществление контроля  за  правильностью   исчисления,   полнотой   и
своевременностью поступления в бюджет налогов и сборов.

     16. Могут  ли  решениями  органов  власти  устанавливаться ставки
целевого сбора, на содержание учреждений образования?
     Да, могут.  В  решении  местного  органа власти все "другие цели"
(ст.21, п.1 "ж" Закона РФ "Об основах налоговой системы  в  Российской
Федерации") должны  быть  четко  оговорены,  но  общая ставка целевого
сбора не должна превышать трех процентов на все виды целевых сборов по
совокупности.


                        III. Налог на рекламу

     17. Следует  ли  облагать  налогом  на  рекламу   кинотеатры   за
объявления, изготовление афиш о демонстрации кинофильмов?
     Не следует,  здесь  идет  речь  об   информации,   о   проводимой
кинотеатром работе.

     18. Налог   на   рекламу   перечисляют   сами  рекламодатели  или
предприятия, осуществляющие рекламу?
     Уплату налога на рекламу,  в том числе продукции,  работ и услуг.
целесообразно устанавливать в  централизованном  порядке,  т.е.  через
органы средств  массовой  информации  (рекламные агентства),  при этом
предприятие, рекламирующее свою  продукцию  вместе  с  оплатой  услуги
уплачивает и сумму налога.
     В случаях, когда рекламирование проводится самим предприятием, не
через рекламные агентства, налог уплачивает само предприятие.


                IY. Налог на перепродажу автомобилей,
                       вычислительной техники и
                       персональных компьютеров

     19. Следует ли предприятию уплачивать налог  на  перепродажу  при
получении  им  денег в порядке предоплаты,  если сделка по перепродаже
еще не завершена из-за недопоставки товара?
     Порядок и ставки данного налога устанавливаются местными Советами
народных депутатов. Размер налога определяется от суммы сделки. Сделка
оформляется, как  правило,  договором  купли-продажи.  Указанный налог
уплачивается при заключении договора.

     20. Для правильного взимания налога на  перепродажу  автомобилей,
вычислительной техники    и    персональных   компьютеров   необходимо
разъяснение термина "перепродажа".
     Перепродажа -  это  смена  владельца.  В положении (рекомендации)
Комиссии Совета ВС РФ по  бюджету,  налогам  и  ценам,  Минфина  РФ  и
Госналогслужбы РФ     от    2.06.92    N    501/693/4-5-20/ИЛ-6-04/176
предусмотрено, что местные органы власти могут снизить  размер  ставки
или освободить   от   уплаты  налога  плательщиков,  если  перепродажа
произведена не  в  целях  извлечения  дополнительных  доходов.   Такие
особенности должны  быть  отражены  в  решениях или положениях местных
органов власти по местным налогам и сборам.

     21. Продавец  автомобиля  оформляет   договор   купли-продажи   у
нотариуса, в   котором   оговаривается   стоимость  сделки,  например,
ВАЗ-21063 -  21,0  тыс.рублей.  В  настоящее  время  стоимость  такого
автомобиля составляет значительно выше, т.е. сумма сделки занижена.
     Может ли налоговая инспекция для исчисления налога на перепродажу
определить стоимость  реализуемого  автомобиля исходя из *) Республики
рыночных (свободных)  цен  аналогичной  продукции,  применяющихся   на
момент совершения сделки за минусом износа?
     Нет, не может,  законодательством не предусмотрено  иное  решение
данного вопроса.

     22. Надо  ли взыскивать налог на перепродажу,  когда предприятие,
приобретая автомобиль,  продает  его  не  отразив  по  учету  основных
средств и не зарегистрировав его в органах ГАИ?
     Налог на  перепродажу  автомобиля  начисляется  на  сумму  сделки
независимо от того отражена эта операция по учету или нет.

     23. В какие сроки уплачивается налог на перепродажу?
     Налог на перепродажу уплачивается в сроки совершения сделки.

     24. Взимается ли налог с перепродажи мототехники?
     Нет, в   Законе   четко   определен  круг  техники:  "автомобили,
вычислительная техника и персональные компьютеры".

     25. Взыскивается ли налог,  если предприятие реализует автомобиль
по остаточной стоимости после 5 лет эксплуатации?
     Налог на перепродажу взыскивается независимо новый автомобиль или
нет. Однако  местные  органы  власти  вправе снижать размер ставки или
освобождать предприятие   от   уплаты   налога   (в   зависимости   от
технического состояния автомобиля).


                Y. Лицензионный сбор за право торговли
                      винно-водочными изделиями

     26. Обязаны   ли   уплачивать   лицензионный   сбор   предприятия
(юридические лица)  осуществляющие  оптовые  поставки  без  реализации
винно-водочных изделий в розницу?
     Нет, поскольку такой сбор юридические лица  уплачивают  лишь  при
реализации винно-водочных изделий населению.

     27. Могут  ли  местные Советы народных депутатов своими решениями
устанавливать лицензионный сбор на право винно-водочными изделиями  на
определенный календарный срок (месяц, два месяца и т.п.)?
     Местный Совет народных  депутатов  или  по  его  поручению  Глава
администрации (на   этой   территории)   определяют   порядок   уплаты
лицензионного сбора на любой,  определенный ими календарный  срок,  по
лицензии приобретенной  на  территории местного Совета можно торговать
только на территории подведомственной этому Совету.

     28. По решению какого органа  могут  быть  конфискованы  предметы
торговли, на кого возложено определение их пригодности (качества), как
поступать с товарами пригодными к использованию?
     Решение на   изъятие  (конфискацию)  товаров  принимает  суд  или
административные комиссии при исполнительных органах местной власти  в
пределах своих полномочий. При этом следует руководствоваться Кодексом
РСФСР об административных правонарушениях (ст.ст.147-151), Гражданским
кодексом РСФСР   (ст.ст.49,58,   III),   Законом  РФ  "О  защите  прав
потребителей" от 07.02.92  N 2300/I-I (раздел IY).
     Заключение о   возможности   дальнейшего   использования   товара
выдается органами санэпидемнадзора или  госторгинспекции  по  качеству
товаров.

     29. Местный   Совет   народных   депутатов  своим  решением  ввел
лицензионный сбор за  право  торговли  винно-водочными  изделиями  для
физических лиц,  а  Глава  администрации на территории этого Совета не
выдает им лицензии, правильно ли это?
     В данном  случае Глава администрации не выполняя решение местного
Совета нарушает  законодательство,  которым  определено,  что  местные
налоги и сборы устанавливаются местными Советами народных депутатов.

     30. три  лица  образовали товарищество и,  не являясь юридическим
лицом, занимались реализацией населению винно-водочных изделий,  какую
при этом следует принимать ставку сбора?
     Согласно Закону  РСФСР  "О  предприятиях  и   предпринимательской
деятельности" (п.3,   ст.2)  эти  лица  должны  зарегистрировать  свою
предпринимательскую деятельность  с  уплатой  регистрационного  сбора,
после чего    уплатить    лицензионный    сбор   за   право   торговли
винно-водочными изделиями по ставке определенной для физических лиц.

     31. В  новой  классификации  доходов  и   расходов   бюджетов   в
Российской федерации    предусматривается    зачисление   доходов   от
лицензионного сбора  за  право  производства  и   торговли   спиртными
напитками и  пивом,  а  в  Законе  РФ  "Об основах налоговой системы в
Российской Федерации" такой сбор не предусмотрен.  Какие сборы в таком
случае следует уплачивать предприятию?
     Классификация доходов и расходов бюджетов в Российской Федерации,
утвержденная Приказом   Министра   финансов  Российской  Федерации  от
14.08.92 N 71,  определяет порядок зачисления поступающих  платежей  в
соответствующие разделы бюджетов, а какие сборы уплачивать предприятию
определяются законодательными актами Российской Федерации и  решениями
представительных    органов    власти    на   местах.   Постановлением
Правительства Российской Федерации от 4 мая 1992 года N 282  "О  мерах
по  упорядочению производства винно-водочных изделий и пива и торговли
этой продукцией" предоставлено  право  органам  исполнительной  власти
республик в составе Российской Федерации,  краев, областей, автономных
образований,  гг.Москвы   и   Санкт-Петербурга   выдавать   разрешения
(лицензии) на производство винно-водочных изделий и пива.
     Законом Российской Федерации  "об  основах  налоговой  системы  в
Российской Федерации"  представительным  органам  власти  - районным и
городским Советам  народных  депутатов  предоставлено  право   вводить
лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями.
     Таким образом,   если   предприятие   занимается    производством
винно-водочных изделий   и   одновременно   реализует   эту  продукцию
населению, оно должно иметь лицензию на  производство  и  отдельно  на
реализацию этой продукции населению.

     32. Администрация области дала разъяснения6 что лицензия на право
торговли винно-водочными  изделиями  действует  на   всей   территории
области независимо в каком районе или городе она выдана.  Правильно ли
это?
     Лицензионный сбор     за     продажу    винно-водочных    изделий
устанавливается решениями     районных     и     городских     органов
представительной власти,   поэтому  решение  администрации  области  о
действии лицензии на всей  территории  области  неправомерно,  т.к.  в
соответствии с  п.5  ст.3  Закона  РФ  "О  краевом,  областном  Совете
народных депутатов  и  краевой  областной   администрации"   областная
администрация не  вправе самостоятельно принимать рассмотрение вопроса
отнесенного к компетенции органов местного самоуправления.

     33. Законом  РФ  "Об  основах  налоговой  системы  в   Российской
федерации" не  предусмотрено взимать сбор за право торговли пивом,  на
основании чего этот сбор взимается?
     Сбор за  право торговли пивом введен постановлением Правительства
России от  04.05.92  N  282  "О  мерах  по  упорядочению  производства
винно-водочных изделий и пива и торговли продукцией".

     34. Если  гражданин  сам  лично не торгует,  а свой товар сдает в
магазин (в т.ч. и винно-водочные изделия) должен ли он платить сбор?
     В этом    случае    гражданин    должен   зарегистрировать   свою
предпринимательскую деятельность как физическое или юридическое лицо и
уплатить, соответственно, регистрационный сбор или госпошлину, и кроме
того уплатить сбор за право торговли.

     35. При   винно-водочными   изделиями   без    лицензии,    какие
соответствующие санкции   применяются   к   руководителю   предприятия
(юридическое лицо) и руководителю филиала в составе этого предприятия?
     На руководителей  предприятия  (юридическое  лицо)  и  филиала (в
составе юридического лица) в таких случаях налагаются административные
штрафы, в  соответствии  со  ст.147  Кодекса РСФСР об административных
правонарушениях.
     36. Следует  ли  производить  перерасчет по лицензионному сбору в
связи с изменением минимальной месячной оплаты труда?
     Лицензионный сбор  взимается  в  установленном  законом  размере,
исчисленном в зависимости от минимального фонда  оплаты  труда  в  год
(минимальной месячной  оплаты  труда),  действующей  на  момент выдачи
лицензии.
     В случае  изменения размера минимальной оплаты в течение действия
лицензии возможно делать перерасчет с момента ее изменения по  решению
районного или городского Совета.

     37. Освобождают ли временные патенты или разовые талоны об уплате
сбора за право торговли, от уплаты налога на доходы?
     Нет, это разные виды налогов.


              YI. Лицензионный сбор за право проведения
                     местных аукционов и лотерей

     38. Фонды имущества на местах постоянно проводят аукционы. Должны
ли эти фонды имущества вносить сбор за проведение аукционов?
     Да, должны,  если  решением  органа представительной власти им не
предоставлены льготы.


                YII. Сбор за выдачу ордера на квартиру

     39. В жилищном управлении в период с 1 июля до 1 сентября сбор за
выдачу ордера на квартиру взимался  из  расчета  минимальной  месячной
оплаты труда  в  размере  342  руб.,  вместо 900 руб.,  в результате в
бюджет недопоступила значительная сумма.  Кто должен принять  меры  по
доудержанию суммы недобора?
     В данном случае перерасчет с граждан делать не следует.


                         YIII. Прочие вопросы

     40. Учитываются  ли северные надбавки и районные коэффициенты при
исчислении ставок  местных  налогов  и  сборов,   в   зависимости   от
установленной минимальной оплаты труда?
     При исчислении  ставок  местных  налогов  северные   надбавки   и
районные коэффициенты  на  установленный  законом  размер  минимальной
оплаты труда не применяются.

     41. При исчислении местных налогов с юридических лиц, учитываются
ли лица работающие по совместительству?
     Учитывается общий  фонд  оплаты  труда,  рассчитанный  на   общую
численность работающих   (Инструкция   по   статистике  численности  и
заработной платы рабочих и служащих на предприятиях,  в учреждениях  и
организациях, утверждена Госкомстатом СССР от 17.09.87  N 17-10-0370).

     42. Кто должен вести учет поступлений по местным налогам?
     Учет ведет тот орган,  на который возложен сбор налогов  согласно
решению органа представительной власти, налоговые органы ведут учет по
тем видам платежей, по которым представляются расчеты.

     43. Лица, освобождаемые от уплаты налогов, в порядке определенном
законодательством, могут ли освобождаться от уплаты местных налогов?
     Могут, в пределах  предоставленных  законодательством  полномочий
местным представительным органам власти.

     44. Могут ли местные налоги зачисляться во внебюджетные фонды?
     Нет, согласно  Закону  РФ  "Об  основах   налоговой   системы   в
Российской Федерации  средства по местным налогам и сборам зачисляются
в доходы местных бюджетов.

     45. Как отражаются в финансово-хозяйственной деятельности затраты
предприятий по местным налогам и сборам?
     Законом РФ "О внесении изменений и дополнений в налоговую систему
России" от 16.07.92 N 3317-1 статья 21 Закона РФ "Об основах налоговой
системы в Российской Федерации" дополнена пунктом 5, где указано, что:
     1) на    финансовые   результаты   деятельности   предприятий   и
организаций относятся расходы по уплате:
     - целевых   сборов  на  содержание  милиции,  на  благоустройство
территории и другие цели;
     - налога на рекламу;
     - сбора за парковую автотранспорта;
     - сбора за право проведения кино- и телесъемок;
     - сбора за уборку территорий населенных пунктов.
     2) на себестоимость продукции (работ, услуг) относятся затраты по
уплате земельного налога.
     3) за  счет  прибыли,  остающейся  после уплаты налога на прибыль
(доход) уплачиваются  все  остальные  применения  финансовых  санкций,
следует руководствоваться      "Рекомендациями      по      применению
государственными налоговыми   инспекциями   санкций    за    нарушение
налогового законодательства"     сообщенных     на    места    письмом
Госналогслужбы РФ от 5 ноября 1992 г.  N ИЛ-4-14/70.  В от  же  время,
следует иметь  ввиду,  что в соответствии с п.17 ст.55 Закона РСФСР "О
местном самоуправлении в РСФСР" районный Совет полномочен принимать  в
соответствии с      законодательством     решения,     устанавливающие
административную ответственность.


                     IХ. Государственная пошлина

     47. Пунктом   49   Инструкции  государственной  налоговой  службы
Российской Федерации от  13.03.92  N  5  "О  государственной  пошлине"
предусмотрено, что  при  удостоверении  договоров,  в  которых указаны
минимальные и максимальные  суммы,  пошлина  исчисляется  и  взимается
исходя из максимальной суммы.
     Какие договоры относятся к таким  договорам  и  по  какой  ставке
взимается госпошлина за удостоверение договора залога?
     К таким договорам относятся договора мены и  другие  договора,  в
которых может указываться минимальная или максимальная сумма договора.
За удостоверение договора залога  госпошлина  взимается  в  размере  5
процентов суммы договора, но не менее 10 рублей.

     48. В виду частых возвратов сумм уплаченной госпошлины, например,
в связи с отказом судом (арбитражным судом) в принятии иска,  можно ли
производить уплату госпошлины после решения вопроса о принятии иска?
     Нет. Госпошлина  уплачивается  до  подачи  заявления,  совершения
оплачиваемых пошлиной  действий,  а  в  соответствующем  случае  - при
выдаче оплачиваемого пошлиной документа.

     49. При принятии судами и арбитражными судами к рассмотрению  дел
о возмещении  материального  ущерба,  нанесенного  средствами массовой
информации, путем искажения  информации  в  печати,  в  каком  размере
взимается госпошлина,   если   в   иске   указан   конкретный   размер
материального ущерба?
     Если истец  требует  возмещения материального ущерба и указан его
размер, то иск будет носить имущественный характер.
     Размер госпошлины  по  искам  о  возмещении  материального ущерба
определяется по  ставкам,  указанным  в  подпункте  "а"  пункта  I   и
подпункта "а"  пункта  2  статьи  3  Закона  Российской  Федерации  "О
государственной пошлине".
     Цена иска указывается истцом,  а в случаях неправильного указания
цены иска определяется судом или арбитражным судом.

     50. В каком порядке взыскивается пошлина по  делам  о  возмещении
причиненного морального ущерба при защите чести и достоинства,  если в
исковом заявлении указана цена иска?
     Если в  исковом  заявлении  указана  цена иска,  то это заявление
носит имущественный характер и госпошлина должна взиматься по  ставке,
установленной подпунктом  "а"  пункта  I  статьи  3  Закона Российской
Федерации "О государственной пошлине".
     Если в  заявлении  не  указана  цена  иска,  то  моральный ущерб,
причиненный гражданину,  возмещается в размере,  определенном решением
суда, а госпошлина взыскивается по ставкам,  установленным для исковых
заявлений неимущественного характера.

     51. Какую ставку госпошлины следует применять при  подаче  в  суд
искового заявления о расторжении договора дарения автомобиля с оценкой
в 100000 руб., если одной из сторон договора является гражданин?
     В этом  случае  при подаче в суд искового заявления о расторжении
договора дарения автомобиля с оценкой в 100000 руб.  госпошлина должна
быть взыскана  по ставке,  указанной в подпункте "а" пункта I статьи 3
Закона Российской Федерации "О государственной пошлине",  т.е.  15% от
цены иска.

     52. При   исчислении   госпошлины   за   удостоверение  договоров
купли-продажи жилых    домов    нотариус    исключает     из     общей
инвентаризационной оценки  стоимость  самовольно построенных строений.
Правильно ли это?
     Да, правильно.    По    договору   купли-продажи   передаются   в
собственность покупателю  только  те  строения,  которые  построены  в
установленном законодательством   порядке.   Право   собственности  на
самовольно построенные строения не может быть  передано  по  договору.
Лишь по   решению   соответствующего  органа  может  быть  дооформлено
(узаконено) строительство, либо по решению суда.

     53. В соответствии с инструкцией Государственной налоговой службы
Российской Федерации  от  13.03.92  N  5  "О  государственной пошлине"
госпошлина в сумме до 50 руб.  уплачивается марками,  в  то  же  время
сбербанки осуществляют  прием  от  граждан  денег  в уплату пошлины по
квитанциям ф.ПД-4. Правильно ли это?
     Сберегательный банк  Российской  Федерации  письмом  от  12.05.92
N 02-1 рекомендовал своим  подведомственным  учреждениям  осуществлять
прием платежей от населения в пользу бюджета,  включая и госпошлину, с
использованием бланков  простого  учета  квитанций  ф.N  ПД-4.  Уплата
пошлины с   использованием   марок  госпошлины  указанным  письмом  не
отменена.

     54. Согласно пункту 5 Закона Российской Федерации от 16.07.92  "О
внесении изменений   и  дополнений  в  налоговую  систему  России"  за
удостоверение договоров приватизации жилищного фонда государственных и
муниципальных предприятий  госпошлина взимается в размере 5%  от суммы
договора, но не  менее  10  рублей.  В  соответствии  с  разъяснениями
Государственной налоговой  службы  Российской  Федерации  от  13.04.92
N ИЛ-03/20 взимание госпошлины за приватизацию жилья не предусмотрено.
     Нотариальное удостоверение договоров приватизации жилищного фонда
государственных и муниципальных предприятий законом не  предусмотрено.
Право собственности   на   приобретенное  жилье  возникает  с  момента
регистрации договора в исполнительном органе  местной  власти.  Однако
собственник может  обратиться в нотариальную контору для удостоверения
договора. В этом случае с него взимается госпошлина в  соответствии  с
подпунктом "г"  пункта  3  статьи  3  закона  Российской  Федерации "О
государственной пошлине".

     55. Какую ставку госпошлины следует  применять  за  удостоверение
доверенности на    получение    ваучера    и   распоряжение   ваучером
(приватизационным чеком)?
     За удостоверение   доверенности   на   получение  и  распоряжение
ваучером  государственную   пошлину   следует   взимать   по   ставке,
установленной  подпунктом  "л"  пункта  3  статьи  3 Закона Российской
Федерации "О государственной пошлине" в размере 10 рублей.

     56. Какую ставку госпошлины следует  применять  за  удостоверение
доверенности на совершение кредитных операций?
     За удостоверение доверенности на  совершение  кредитных  операций
следует применять ставку пошлины,  установленную подпунктом "и" пункта
3 статьи 3 Закона Российской Федерации "О государственной пошлине".  К
доверенностям на  совершение кредитных операций относятся доверенности
на выдачу денежных ссуд.

     57. Что  необходимо  понимать   под   действительной   стоимостью
автомототранспортного средства для исчисления госпошлины?
     Ответ7 Под   действительной   стоимостью    автомототранспортного
средства для   исчисления   госпошлины   следует   понимать  цену  его
приобретения (купли-продажи).

     58. На какие учреждения,  организации в настоящее время возложена
функция реализации пошлинных марок?
     Ответ. Марки госпошлины реализуются учреждениями банков.  Порядок
их продажи определяется Центральным банком Российской Федерации.

     59. Можно  ли  в  случае  отсутствия  в  продаже  пошлинных марок
оплачивать госпошлину до 50 рублей через учреждения банков?
     В случае   отсутствия   пошлинных  марок  для  уплаты  госпошлины
рекомендовано использовать квитанции ф.ПД-4.

     60. Гражданин  уплатил  госпошлину  при  подаче  в  суд  иска   о
возмещении ущерба   причиненного   сбербанком.  Суд  вынес  решение  о
взыскании со сбербанка суммы ущерба и возврате  госпошлины.  Нужно  ли
возвращать госпошлину   гражданину,   если   сбербанк   от  госпошлины
освобождается?
     Учреждения Сбербанка Российской Федерации от уплаты госпошлины не
освобождаются. В данном случае судебные расходы по  уплате  госпошлины
при положительном решении суда,  должны быть возмещены истцу.  Об этом
делается соответствующая запись в решении суда.

     61. Кто должен довзыскивать госпошлину  по  решениям  арбитражных
судов, когда  одна  из  сторон  находится  за пределами области или за
пределами республики?
     Вопрос о   довзыскании   государственной  пошлины  разрешается  в
установленном порядке  одновременно  с  принятием  арбитражным   судом
решения или определения, согласно ст.148 АПК РФ.


                           Х. Прочие доходы

     62. По    каким    ценам    следует    производить     реализацию
конфискованного, бесхозяйного  и наследственного имущества перешедшего
по праву наследования к государству,  так как действующей  инструкцией
Министерства  финансов  СССР по этому вопросу предусмотрена реализация
такого имущества по розничным ценам?
     Оценку указанного   имущества   следует   производить  исходя  из
свободных (рыночных) цен в соответствии с постановлением Правительства
Российской Федерации от 19.12.91 N 55 "О мерах по либерализации цен" и
другими принятыми в соответствии с ними нормативными актами.

     63. При взыскании сумм по делам о хищениях и  недостачах  товаров
ранее в бюджет зачислялась разница между учетными и розничными ценами.
Как исчислять сумму отчислений в условиях свободных (рыночных) цен?
                3
     Статьей 121 Кодекса законодательства о труде от 25.09.92 N 3543-1
предусмотрено, что при хищении,  недостаче, умышленном уничтожении или
умышленной порче материальных ценностей ущерб определяется  по  ценам,
действовавшим в данной местности на день причинения ущерба.

     64. Каков  порядок  реализации  изымаемых органами внутренних дел
скоропортящихся продуктов питания (рыба, мясо и т.д.)?
     Порядок реализации   таких   продуктов   изложен   в   инструкции
Министерства финансов РСФСР от 13.05.65 N 03/612 "О порядке  выявления
и учета  бесхозяйного  имущества"  (издана  на  основании Гражданского
Кодекса РСФСР),  в соответствии  с  которой  скоропортящиеся  продукты
должны быть немедленно реализованы с последующим зачислением выручки в
доход местного бюджета.

     65. Какими нормативными актами должны руководствоваться налоговые
органы при проверках полноты и своевременности передачи для реализации
невостребованного имущества в больницах, гостиницах и т.д?
     При решении данных вопросов следует руководствоваться инструкцией
Министерства финансов РСФСР от 13 мая 1965 года N  03/612  "О  порядке
выявления и  учета  бесхозяйного  имущества".  Пунктом 17 лит."б" этой
инструкции предусмотрено,  что находки, т.е. вещи, ценности и денежные
средства, утерянные  или забытые на улицах,  площадях,  в учреждениях,
предприятиях (в том числе в  местах  лишения  свободы),  на  городском
транспорте и других общественных местах, не востребованные владельцами
в течение 6-ти месячного срока,  относятся к бесхозяйным и переходят в
собственность государства.  решение судебных органов о признании этого
имущества бесхозяйным не требуется.

     66. Должны ли налоговые  органы  проверять  правильность  ведения
депозитных счетов в органах МВД РФ?
     В соответствии с постановлением Правительства РСФСР от 05.12.91г.
N 35  "О  перечне  сведений,  которые не могут составлять коммерческую
тайну", данные по исчислению и уплате в доход бюджета налогов  и  иных
обязательных платежей не являются коммерческой тайной.  В соответствии
с п.I ст.7 Закона РСФСР "О  государственной  налоговой  службе  РСФСР"
государственные налоговые  инспекции  вправе производить в органах МВД
РФ проверки денежных документов бухгалтерских книг,  отчетов,  планов,
смет, деклараций и иных документов,  связанных с исчислением и уплатой
налогов и  других  обязательных  платежей  в  бюджет,  в   том   числе
правильности введения депозитных счетов,  своевременности перечисления
в доход бюджета невостребованных депозитных сумм.

     67. В  последнее  время  таможенные  органы  при  попытке  вывоза
конфискуют ордена   и   медали.  Какими  нормативными  актами  следует
руководствоваться в таких случаях при их реализации?
     Ордена и медали могут иметь историческую, художественную или иную
культурную ценность.  Поэтому они должны быть  подвергнуты  экспертизе
специальной комиссией.   При   этом   ордена   и   медали,  содержащие
драгоценные металлы и драгоценные камни должны направляться в  Комитет
драгметаллов при   Министерстве   финансов  Российской  Федерации  или
музейные учреждения.   Предметы,   признанные    комиссией,    имеющие
историческую художественную   или   культурную   ценность   передаются
безвозмездно в ведение музеев, библиотек, архивов или иных учреждений.
     Что касается   орденов  и  медалей  умерших  награжденных,  то  в
соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 15.02.77  N
5268-IХ они  могут  оставаться  в  семьях - как память применительно к
гражданскому законодательству о порядке наследования  или  с  согласия
наследников могут   быть   переданы   музеям.   Если  у  умершего  нет
наследников, то ордена и медали возвращаются  в  Президиум  Верховного
Совета.
     Согласно инструкции Минфина СССР от 19.12.84  N  185  "О  порядке
учета, оценки  и  реализации конфискованного,  бесхозяйного имущества,
имущества, перешедшего по праву наследования к государству,  и кладов"
(п.35) расходы,  связанные  с хранением,  ремонтом,  пересылкой такого
имущества производятся по разделу 222  параграфа  8  ст.18  который  с
01.01.92 закрыт.  В  каком  порядке должны производиться вышеуказанные
расходы в дальнейшем?
     Министерство финансов  Российской  Федерации  письмом от 11.06.92
N 39 "О  возмещении  расходов  местным  бюджетам",  направленным  всем
финансовым органам России,  сообщило, что в связи с изменением функций
Центрального банка России  по  кассовому  исполнению  республиканского
бюджета Российской Федерации осуществляемые ранее расходы без открытия
кредитов по республиканскому  бюджету  производится  за  счет  средств
местных бюджетов с последующим возмещением этих расходов Министерством
финансов    Российской    Федерации    платежными    поручениями    из
республиканского бюджета Российской Федерации согласно предоставляемым
финансовыми органами ежеквартально сведениям о произведенных расходах.
     для возмещения  из  бюджета  вышеуказанных расходов открыт раздел
222 параграф 40.

     68. Утверждены ли и каким документом перечень,  порядок  и  сроки
уплаты сборов и разных неналоговых доходов?
     Письмом от 26.10.92  N  4-5-01  "Перечень  сборов  и  неналоговых
доходов, поступающих  в бюджет",  направлен в Правительство Российской
Федерации для последующего утверждения  Верховным  Советом  российской
Федерации. До  настоящего времени этот перечень не утвержден Верховным
Советом Российской Федерации.

     69. почему в бюджетной классификации предусмотрены в  разделе  12
параграфа 2   поступления   по   административным  штрафам,  если  они
зачисляются во внебюджетные фонды?
     Не все  суммы  штрафов,  налагаемых  в  административном порядке,
зачисляются во внебюджетные фонды местных Советов народных  депутатов.
В соответствии  с постановлением Правительства Российской Федерации от
31.12.91 N 91 "О введении  экспортного  тарифа  на  отдельные  товары,
вывозимые с   территории   Российской  Федерации"  штрафы,  налагаемые
таможенными органами,  должны  зачисляться  в  республиканский  бюджет
Российской Федерации;    штрафы   налагаемые   органами   Министерства
безопасности и внутренних дел Российской Федерации во исполнение Указа
Президента России    от    15.11.91    N    213    "О    либерализации
внешнеэкономической деятельности" предусмотрено  зачислять  в  местный
бюджет и   другие,   для   которых  открыт  раздел  12  параграф  2  в
классификации доходов и расходов бюджетов.

     70. Подлежат ли проверке органы ГАИ по правильности исчисления  и
своевременности уплаты сборов, взимаемыми ГАИ?
     Постановлением Правительства  Российской  Федерации  от  08.04.92
N 228    "О    некоторых    вопросах,    связанных   с   эксплуатацией
автомототранспорта в Российской  Федерации"  предусмотрено  зачисление
доходов от  оплаты  за  выдачу  и замену специальной продукции,  прием
экзаменов и   проведение   технических   осмотров   автотранспорта   в
соответствующие бюджеты.     законом     Российской    Федерации    "О
государственной налоговой службе РСФСР" на налоговые  органы  возложен
контроль за  правильностью  исчисления,  полнотой  и  своевременностью
внесения в соответствующий бюджет  государственных  налогов  и  других
платежей, к которым относятся и вышеуказанные платежи в бюджет.

     71. Какую  ответственность несут органы ГАИ за передачу налоговым
инспекциям разукомплектованной автомототехники и  на  основании  каких
нормативных актов?
     Инструкцией Минфина СССР от 19.12.84  N  185  "О  порядке  учета,
оценки и  реализации конфискованного,  что если при передаче налоговым
органам конфискованного имущества будет установлена утрата,  недостача
или повреждение  этого  имущества,  налоговый  орган предъявляет лицу,
принявшему его на хранение, требование о внесении в 10-ти дневный срок
в  бюджет суммы стоимости недостающих или поврежденных предметов.  При
невнесении этой суммы в бюджет, налоговый орган предъявляет в народный
суд иск  о  взыскании с ответственного хранителя стоимости недостающих
или  поврежденных  предметов.   При   обнаружении   случаев   хищения,
уничтожения,   повреждения   находившихся  на  ответственном  хранении
предметов,  налоговый орган направляет соответствующие  материалы  для
решения  вопроса  о привлечении виновных к уголовной ответственности и
одновременно  предъявляет  иск  о  взыскании  с   виновных   стоимости
предметов.

     72. Следовало бы изменить годичный срок учета в налоговых органах
вещей и  ценностей,  собственник  которых  не  известен   (бесхозяйное
имущество, находка).
     Порядок отнесения имущества к бесхозяйному,  принятия его на учет
регламентируется статьей    143    ГК    РСФСР.   В   соответствии   с
законодательством предусмотрен шестимесячный срок хранения  в  органах
милиции найденных  вещей.  При внесении изменений в эту статью Кодекса
может быть изменен и срок признания имущества бесхозяйным.


     Заместитель Руководителя                   "Согласовано"
     Государственной налоговой          Заместитель Министра финансов
     службы Российской Федерации           Российской Федерации

              Н.В.Иванов                          С.В.Горбачев