РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ЗАКОН О БЕЖЕНЦАХ Настоящий закон в соответствии с Конституцией (Основным Законом) Российской Федерации - России и общепризнанными нормами международного права определяет правовой статус беженцев, порядок признания лица беженцем и устанавливает правовые, экономические и социальные гарантии защиты прав лиц, не являющихся гражданами Российской Федерации, вынужденных покинуть страну своего постоянного проживания и прибывших или желающих прибыть на территорию Российской Федерации. Статья 1. Определение понятия "беженец" Беженец - прибывшее или желающее прибыть на территорию Российской Федерации лицо, не имеющее гражданства Российской Федерации, которое было вынуждено или имеет намерение покинуть место своего постоянного жительства на территории другого государства вследствие совершенного в отношении него насилия или преследования в иных формах либо реальной опасности подвергнуться насилию или иному преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений. Беженцем не может быть признано лицо, совершившее преступление против мира, человечности или другое тяжкое умышленное преступление. Статья 2. Порядок обращения с ходатайством о признании беженцем Лицо для признания его беженцем в Российской Федерации по основаниям, предусмотренным частью первой статьи 1 настоящего Закона, обязано по прибытии незамедлительно обратиться лично или через уполномоченного на то представителя с ходатайством по месту своего пребывания в соответствующий орган Федеральной миграционной службы России - орган миграционной службы республики в составе Российской Федерации, автономной области, автономного округа, края, области, городов Москвы и Санкт-Петербурга, а при его отсутствии - в соответствующий орган исполнительной власти. Указанный в части первой настоящей статьи орган принимает решение о регистрации ходатайства о признании лица беженцем в течение пяти дней со дня обращения с ходатайством. В случае экстренного массового прибытия на территорию Российской Федерации лиц по основаниям, предусмотренным частью первой статьи 1 настоящего Закона, решение о регистрации указанных лиц принимается Федеральной миграционной службой России незамедлительно. Лицо, находящееся вне пределов Российской Федерации, для признания его беженцем вправе обратиться с соответствующим ходатайством в дипломатическое или консульское представительство Российской Федерации в стране своего пребывания. Указанное ходатайство направляется дипломатическим или консульским представительством Российской Федерации в Федеральную миграционную службу России. Статья 3. Права и обязанности лица, обратившегося с ходатайством о признании его беженцем В случае регистрации ходатайства о признании беженцем лицо, подавшее ходатайство и находящееся на территории Российской Федерации, получает направление на временное поселение, и в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, ему обеспечивается право проезда и провоза багажа к месту временного поселения. В порядке, установленном Правительством Российской Федерации, лицо, указанное в части первой настоящей статьи, до решения вопроса о признании его беженцем вправе: проживать в месте временного поселения и пользоваться коммунальными услугами; получать питание по установленным нормам; пользоваться медицинской и лекарственной помощью; получать единовременное и иное пособие в размере, определяемом Правительством Российской Федерации. Лицо, подавшее ходатайство о признании его беженцем, обязано сообщать соответствующим органам государственного управления сведения, необходимые для рассмотрения указанного ходатайства. Лицо, подавшее ходатайство о признании его беженцем и находящееся на территории Российской Федерации, обязано: по получении направления на временное поселение отбыть в течение месяца в место временного поселения, в том числе в выбранное им самостоятельно, в обязательном порядке согласованное с соответствующим органом Федеральной миграционной службы России, а при его отсутствии - с соответствующим органом государственного управления; соблюдать установленный порядок проживания в месте временного поселения; проходить медицинские осмотры по требованию органов здравоохранения. При отказе в регистрации ходатайства о признании лица беженцем ему в пятидневный срок со дня принятия решения об этом вручается или, если указанное лицо находится за пределами Российской Федерации, направляется письменное уведомление с указанием причин отказа и порядка обжалования принятого решения. Решение об отказе в регистрации ходатайства о признании беженцем может быть обжаловано в вышестоящий орган Федеральной миграционно службы России или в суд в течение месяца со дня получения данным лицом письменного уведомления об отказе. Данное лицо освобождается от оплаты расходов, связанных с рассмотрением ходатайства на всех его стадиях, и в необходимых для рассмотрения ходатайствах случаях бесплатно пользуется услугами переводчика. Статья 4. Порядок признания лица беженцем Решение о признании лица беженцем принимается соответствующим органом миграционной службы республики в составе Российской Федерации, автономной области, автономного округа, края, области, городов Москвы и Санкт-Петербурга, а по ходатайству, поступившему через дипломатическое или консульское представительство Российской Федерации, - Федеральной миграционной службой России в течение трех месяцев со дня регистрации ходатайства о признании лица беженцем. Лицу, признанному беженцем, выдается удостоверение установленного образца. При отказе в признании лица беженцем ему в пятидневный срок со дня принятия решения об этом вручается или, если указанное лицо находится за пределами Российской Федерации, направляется письменное уведомление с указанием причин отказа и порядка обжалования принятого решения. Решение об отказе в признании лица беженцем может быть обжаловано в Федеральную миграционную службу России или в суд в течение месяца со дня получения данным лицом письменного уведомления. Решение об отказе в признании лица беженцем направляется также в соответствующий орган внутренних дел для организации выезда с территории Российской Федерации лица, получившего отказ. Подача жалобы приостанавливает действия по организации выезда данного лица с территории Российской Федерации. До принятия окончательного решения по жалобе лицо, подавшее жалобу, пользуется правами, предусмотренными статьей 3 настоящего Закона. Статья 5. Права беженца Лицо, признанное беженцем, пользуется всеми правами гражданина Российской Федерации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. На беженцев распространяются льготы по налогам, сборам и пошлинам, устанавливаемым законодательством Российской Федерации для вынужденных переселенцев. Беженец вправе: проживать в течение трех месяцев в месте временного поселения и пользоваться другими правами, предусмотренными статьей 3 настоящего Закона; в трехмесячный срок избрать местом своего постоянного жительства либо населенный пункт из числа предлагаемых ему органом Федеральной миграционной службы России, либо населенный пункт, в котором проживают его родственники, при условии их согласия на совместное проживание; работать по найму, приобретать в собственность недвижимое имущество на условиях, установленных для иностранных граждан законодательством Российской Федерации; получать при содействии соответствующих органов государственного управления сведения о родственниках, проживающих в стране, территорию которой покинул данный беженец, а также об оставленном там его имуществе; обратиться в соответствии с Законом РСФСР "О гражданстве РСФСР" с ходатайством о предоставлении ему гражданства Российской Федерации; добровольно вернуться в страну своего прежнего постоянного проживания. Статья 6. Обязанности беженца Лицо, признанное беженцем, обязано соблюдать Конституцию Российской Федерации, Конституцию республики в составе Российской Федерации, в которой он проживает, другие законодательные акты Российской Федерации и соответствующей республики в составе Российской Федерации. В установленные Федеральной миграционной службой России или ее органами сроки беженец обязан оставить место своего временного поселения и переехать на место жительства, избранное им в соответствии со статьей 5 настоящего Закона. Статья 7. Обязанности органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления в отношении беженцев Соответствующие органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления обязаны: предоставить беженцу перечень населенных пунктов, рекомендуемых Федеральной миграционной службой России или ее органами для постоянного проживания, и информацию об условиях проживания и возможности трудоустройства в этих населенных пунктах; предоставить беженцу, прибывшему по направлению Федеральной миграционной службы России или ее органа в место постоянного проживания, жилое помещение из специального жилищного фонда, предназначенного для беженцев; оказывать беженцу содействие при вступлении в жилищный кооператив, в индивидуальном жилищном строительстве, включая приобретение земельного участка и строительных материалов; оказывать беженцу помощь в трудоустройстве в соответствии с его профессией (специальностью) и квалификацией с учетом уровня занятости населения в соответствующем регионе, при необходимости обеспечить ему возможность профессиональной подготовки (переподготовки) и повышения квалификации; предоставлять предприятиям, учреждениям и организациям, принявшим на работу беженцев, дополнительные налоговые льготы и компенсации в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" с целью возмещения расходов, связанных с трудоустройством указанных лиц; регистрировать беженца в качестве безработного в случае невозможности его трудоустройства в соответствии с действующим законодательством независимо от срока проживания на территории Российской Федерации; предоставлять в первоочередном порядке одиноким беженцам - престарелым и инвалидам, нуждающимся в постороннем уходе, места в учреждениях социальной защиты населения; оказывать содействие в устройстве детей беженца в государственные или муниципальные дошкольные и общеобразовательные учреждения; обеспечивать беженца медицинской и лекарственной помощью в соответствии с законодательством Российской Федерации; назначать и выплачивать беженцу пенсию и пособия в соответствии с законодательством Российской Федерации; оказывать беженцу содействие в получении от государства, которое он вынужден был покинуть, компенсацию за ущерб здоровью, потерю заработка и утрату имущества; оказывать беженцу по его просьбе содействие в возвращении в страну своего прежнего постоянного проживания. Статья 8. Гарантии прав беженцев Беженец не может быть возвращен против его воли в страну, которую он покинул по основаниям, предусмотренным статьей 1 настоящего Закона. Решения и действия органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления и должностных лиц, ущемляющие права беженца, установленные законодательством Российской Федерации, могут быть обжалованы в вышестоящие органы или в суд. Статья 9. Приобретение беженцем гражданства Российской Федерации Соответствующие органы государственной власти и управления оказывают беженцу содействие в приобретении гражданства Российской Федерации. Гражданство Российской Федерации приобретается беженцем в соответствии с Законом РСФСР "О гражданстве РСФСР". Статья 10. Утрата и лишение статуса беженца Лицо утрачивает статус беженца, если оно: приобрело гражданство Российской Федерации или другого государства; добровольно воспользовалось защитой государства, территорию которого оно вынуждено было покинуть; выехало на постоянное жительство за пределы Российской Федерации. Лицо лишается Федеральной миграционной службой России или ее органом статуса беженца, если оно умышленно сообщило ложные сведения, послужившие основанием для признания его беженцем. Статья 11. Оказание помощи беженцам Вопросы приема, признания, размещения, обустройства и занятости беженцев решают Федеральная миграционная служба России и ее органы. Федеральная миграционная служба России координирует деятельность министерств и ведомств Российской Федерации по оказанию помощи беженцам. Статья 12. Взаимодействие органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления с общественными объединениями и иными неправительственными организациями по оказанию помощи беженцам Органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления содействуют общественным объединениям и иным неправительственным организациям в их работе по оказанию помощи беженцам, разрабатывают и осуществляют совместно с ними и с их согласия соответствующие программы. Статья 13. Фонд помощи беженцам В целях обеспечения беженцам благоприятных материальных условий и компенсации расходов, связанных с их пребыванием на территории Российской Федерации, при Правительстве Российской Федерации учреждается Фонд помощи беженцам (специальный фонд денежных средств для оказания помощи беженцам). Фонд формируется за счет поступлений из республиканского бюджета Российской Федерации; средств, получаемых от других государств и международных организаций на основе договоров (соглашений), заключаемых Российской Федерацией; прямых ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации; добровольных пожертвований от отечественных и иностранных предприятий, общественных организаций, частных лиц, а также поступлений из других источников. Статья 14. Источники возмещения расходов, связанных с приемом и обустройством беженцев Расходы органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления, связанные с приемом и обустройством на их территориях беженцев, возмещаются из республиканского бюджета Российской Федерации и Фонда помощи беженцам. Вопросы возмещения расходов Российской Федерации в связи с приемом и обустройством беженцев решаются на основании договоров (соглашений), заключаемых Российской Федерацией с другими государствами и международными организациями. Статья 15. Международное сотрудничество по проблеме беженцев Сотрудничество Российской Федерации с другими государствами по проблеме беженцев строится на основе международных договоров (соглашений). Если международными договорами (соглашениями) Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международных договоров (соглашений), за исключением случаев, когда применение правил указанных актов может привести к ограничению прав и свобод беженцев, регламентированных настоящим Законом и иными законами Российской Федерации. Статья 16. Ответственность за нарушение настоящего Закона Лица, виновные в нарушении настоящего Закона, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации. Президент Российской Федерации Б.Ельцин Москва, Дом Советов России 19 февраля 1993 года N4528-I |