ПО ЖАЛОБАМ ГРАЖДАНИНА КУЩИДИ МАКАРА ИВАНОВИЧА НА НАРУШЕНИЕ ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПОЛОЖЕНИЯМИ СТАТЬИ 3 ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О ТАМОЖЕННОМ ТАРИФЕ" И ПУНКТА 2 ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О ТОВАРНОЙ НОМЕНКЛАТУРЕ, ПРИМЕНЯЕМО. Определение. Конституционный Суд РФ. 05.11.99 193-О

      ПО ЖАЛОБАМ ГРАЖДАНИНА КУЩИДИ МАКАРА ИВАНОВИЧА НА НАРУШЕНИЕ
         ЕГО КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПОЛОЖЕНИЯМИ СТАТЬИ 3 ЗАКОНА
        РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О ТАМОЖЕННОМ ТАРИФЕ" И ПУНКТА 2
         ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О
         ТОВАРНОЙ НОМЕНКЛАТУРЕ, ПРИМЕНЯЕМОЙ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ
           ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, И О ТАМОЖЕННОМ
                     ТАРИФЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

                             ОПРЕДЕЛЕНИЕ

                        КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РФ

                           5 ноября 1999 г.
                               N 193-О

                                (НЦПИ)


     Конституционный Суд Российской Федерации в  составе  Председателя
М.В.Баглая,    судей   Н.Т.Ведерникова,   Н.В.Витрука,   Г.А.Гаджиева,
Ю.М.Данилова,  Г.А.Жилина, В.Д.Зорькина, А.Л.Кононова, Т.Г.Морщаковой,
Ю.Д.Рудкина,  Н.В.Селезнева,  А.Я.Сливы,  В.Г.Стрекозова, О.И.Тиунова,
О.С.Хохряковой, Б.С.Эбзеева, В.Г.Ярославцева,
     заслушав в  пленарном  заседании  заключение  судьи А.Л.Кононова,
проводившего на  основании  статьи  41  Федерального  конституционного
закона  "О  Конституционном Суде Российской Федерации" предварительное
изучение жалоб гражданина М.И.Кущиди, установил:
     1. Гражданин  М.И.Кущиди  в сентябре 1997 года и январе 1998 года
при  ввозе  товаров  на  таможенную  территорию  Российской  Федерации
уплатил    таможенные    пошлины,   размер   которых   был   определен
постановлением Правительства Российской Федерации от 27  декабря  1996
года  N  1560 "О товарной номенклатуре,  применяемой при осуществлении
внешнеэкономической деятельности,  и о  таможенном  тарифе  Российской
Федерации",  принятом  в  соответствии  с  пунктом  2  статьи 3 Закона
Российской Федерации от 21 мая 1993  года  "О  таможенном  тарифе".  В
своих  жалобах  в  Конституционный  Суд Российской Федерации заявитель
утверждает,  что  указанными  положениями   постановления   и   Закона
нарушается  его право,  вытекающее из статьи 57 Конституции Российской
Федерации,  платить  только  законно  установленные  налоги  и  сборы,
поскольку  в  данном  случае существенный элемент налога размер ставки
таможенной пошлины - установлен не законом, а правительственным актом.
При этом заявитель ссылается на правовую позицию Конституционного Суда
Российской Федерации,  выраженную им в постановлении от 11 ноября 1997
года   по   делу  о  проверке  конституционности  статьи  11.1  Закона
Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации",
согласно  которой существенные элементы налогового обязательства могут
устанавливаться только законом.
     2. Согласно  пункту  2  статьи  3  Закона Российской Федерации "О
таможенном  тарифе"  ставки  ввозных  таможенных  пошлин  определяются
Правительством  Российской Федерации в пределах,  установленных данным
Законом.  В том же пункте 2 указано,  что  предельные  ставки  ввозных
таможенных  пошлин,  применяемые в отношении товаров,  происходящих из
стран,  в  торгово-политических  отношениях  с   которыми   российская
Федерация   применяет   режим   наиболее   благоприятствующей   нации,
устанавливаются Верховным Советом Российской Федерации.  Во исполнение
этого   требования  закона  Верховный  Совет  Российской  Федерации  в
постановлении от 21 мая  1993  года  "О  введении  в  действие  Закона
Российской  Федерации "О таможенном тарифе" установив их в размере 100
процентов от таможенной стоимости товара.  Предельные  ставки  ввозных
таможенных  пошлин  в отношении прочих товаров также установлены в той
же норме Закона Российской  Федерации  "О  таможенном  тарифе"  -  они
увеличиваются вдвое,  за исключением случаев предоставления Российской
Федерацией тарифных льгот (преференций) на  основании  соответствующих
положений данного Закона.
     Конкретные же ставки таможенных пошлин по тем  или  иным  группам
ввозимых  товаров  в  Таможенном  тарифе  -  своде  таможенных ставок,
утвержденном  пунктом   2   постановления   Правительства   Российской
Федерации  от  27  декабря  1996 года N 1560 "О товарной номенклатуре,
применяемой при осуществлении внешнеэкономической  деятельности,  и  о
таможенном   тарифе  Российской  Федерации",  -  определены  именно  в
пределах  ставок,  установленных  законодателем,  причем  их   размеры
значительно ниже предельных.
     3. Порядок  определения  ставок   таможенных   пошлин,   согласно
которому  их  предельный  размер,  как существенный элемент налогового
обязательства,  устанавливается законом,  а сами ставки  по  отдельным
группам товаров конкретизуются Правительством Российской Федерации, не
противоречит конституционному понятию законного установления налогов и
сборов.  Такой  вывод  соответствует правовой позиции Конституционного
Суда Российской Федерации,  выраженной им в постановлении от 11 ноября
1997  года  по  делу  о  проверке конституционности статьи 11.1 Закона
Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации".
В нем указывается, в частности, что Правительство Российской Федерации
в  рамках  своей  компетенции  обеспечивает  проведение  в  Российской
Федерации единой финансовой,  в том числе налоговой,  политики (статья
114,  пункт  "б"  части  1,  Конституции   Российской   Федерации)   и
осуществляет иные полномочия,  возложенные на него федеральным законом
(статья 114, пункт "ж" части 1, Конституции Российской Федерации). Оно
вправе  на  основании  федерального закона установить порядок взимания
налогового  платежа  и  конкретизировать  установленные  законодателем
нормативные  положения,  определяющие существенные элементы налогового
обязательства.
     Таким образом,   требование  уплаты  ввозных  таможенных  пошлин,
определенных  Правительством  Российской  Федерации  в  порядке  и   в
пределах, установленных законодательством о налогах и сборах, не может
рассматриваться  как  нарушающее  конституционные  права   и   свободы
граждан, а следовательно, основания для принятия Конституционным Судом
Российской  Федерации  к  рассмотрению  жалоб  гражданина  М.И.Кущиди,
вытекающие  из  статей 96 и 97 Федерального конституционного закона "О
Конституционном Суде Российской Федерации", отсутствуют.
     Исходя из  изложенного  и  руководствуясь  пунктом 2 части первой
статьи 43 и частью  первой  статьи  79  Федерального  конституционного
закона "О Конституционном Суде Российской Федерации",  Конституционный
Суд Российской Федерации определил:
     1. Отказать  в  принятии  к  рассмотрению жалоб гражданина Кущиди
Макара Ивановича как не отвечающих критерию допустимости  обращений  в
соответствии  с  требованиями  Федерального конституционного закона "О
Конституционном Суде Российской Федерации".
     2. Определение  Конституционного  Суда  Российской  Федерации  по
данным жалобам окончательно и обжалованию не подлежит.
     3. В  соответствии  со  статьей  78 Федерального конституционного
закона  "О  Конституционном  Суде  Российской   Федерации"   настоящее
Определение  подлежит  опубликованию в "Вестнике Конституционного Суда
Российской Федерации".

Председатель Конституционного Суда
Российской Федерации
                                                           М.В. Баглай
5 ноября 1999 г.
N 193-О

Судья-секретарь Конституционного
Суда Российской Федерации
                                                         Н.В. Селезнев
5 ноября 1999 г.
N 193-О