О РЕЗУЛЬТАТХ ПРОВЕРКИ СОБЛЮДЕНИЯ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ ПРОИЗВОДСТВА ПО "АВТОВАЗ". Письмо. Государственная налоговая служба РФ (Госналогслужба России). 16.03.93 НИ-6-14/114

             О РЕЗУЛЬТАТАХ ПРОВЕРКИ СОБЛЮДЕНИЯ НАЛОГОВОГО
               ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ЛЕГКОВЫХ
                АВТОМОБИЛЕЙ ПРОИЗВОДСТВА ПО "АВТОВАЗ"

                                ПИСЬМО

                 ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА РФ

                           16 МАРТА 1993г.

                            N НИ-6-14/114

                                  Д


     Государственные налоговые  инспекции  по  республикам  в  составе
Российской Федерации,   краям,   областям,   автономным  образованиям,
городам Москве  и  Санкт-Петербургу

     В соответствии   с  указанием  Государственной  налоговой  службы
Российской Федерации  от  14.10.92  N   ИЛ-6-14/350   территориальными
налоговыми инспекциями   29   регионов   страны  произведена  проверка
правильности учета  доходов  и  исчисления  налогов   юридическими   и
физическими лицами   по   операциям,   связанным   с  приобретением  и
реализацией легковых   автомобилей,    выпускаемых    производственным
объединением "АвтоВаз".
     Проверкой установлены  многочисленные  факты,   когда   общества,
товарищества, другие  коммерческие  структуры  и предприятия заключали
договора с ПО "АвтоВаз" на покупку автомобилей с целью их  перепродажи
и перечисляли объединению в фонд развития производства сверх стоимости
автомобилей по действующим ценам денежные средства в виде спонсорского
взноса, а при реализации автомобилей,  в свою очередь,  также получали
от покупателей в свои фонды развития  производства  денежные  средства
сверх стоимости автомобилей.  При этом многие предприятия-перепродавцы
полученные денежные  средства  не  учитывали   как   внереализационные
доходы, а  зачисляли  их  непосредственно в специальные фонды.  В ряде
случаев налогооблагаемую прибыль увеличивали не на всю сумму  средств,
поступивших в   эти   фонды,  а  только  на  сумму,  оставшуюся  после
перечисления части ее в фонд  развития  производственного  объединения
"АвтоВаз".
     Отдельные предприятия   денежные   средства    сверх    стоимости
автомобилей, перечисленные     АвтоВазу,    относили    на    издержки
производства, приобретенные  автомобили  передавали  своим  работникам
бесплатно или  продавали  с  представлением значительной скидки с цены
приобретения, не вносили в бюджет налог за перепродажу автомобилей.
     В результате  в расчетах налога на прибыль объем налогооблагаемой
прибыли занижался и в  бюджет  недопоступали  крупные  суммы  денежных
средств. Всего  проверками  по  данному вопросу налоговыми инспекциями
дополнительно начислено платежей в  бюджет  457.8  млн.рублей,  в  том
числе финансовых санкций 193.0 млн. рублей.
     Государственной налоговой инспекцией по Волгоградской  области  в
результате проверки  только  3  предприятий  -  акционерного  общества
"Волгоград-Лада", производственно-коммерческих фирм  "Смежник-Лада"  и
"Спутник-Лада" в  бюджет было дополнительно исчислено 109,0 млн.  руб.
налоговых платежей и финансовых санкций.
     Крупные суммы    налоговых    платежей   и   финансовых   санкций
дополнительно исчислены налоговыми органами  Республики  Башкортостан.
При проверке  акционерного общества "Агидель-Лада" установлено,  что с
января по сентябрь 1992 г. в специальные фонды общества от покупателей
автомобилей поступило 50,8 млн.  рублей, из которых 21,5 млн.руб. были
перечислены ПО "АвтоВаз".  В ходе проверки с указанных сумм  начислены
платежи в бюджет в сумме 7.7 млн. рублей.
     При проверке малого предприятия  "Атлант"  установлено,  что  оно
реализовало автомашины  своим работникам по ценам значительно ниже цен
приобретения, а разницу отнесло на издержки производства,  в  связи  с
чем прибыль,  подлежащая  налогообложению,  была  занижена  на  1943,6
тыс.рублей. Аналогичное  нарушение  выявлено  и  при  проверке   фирмы
"Рейд", которой прибыль,  подлежащая налогообложению, была занижена на
192,8 тыс.рублей.
     Налоговой инспекцией  по  Кировскому  району г.  Санкт-Петербурга
установлено, что  арендным  предприятием  "Электромедоборудование"  на
основании решения трудового коллектива 16 работникам проданы машины по
цене, которая в несколько раз ниже покупной стоимости,  в том числе  4
работникам они были переданы в собственность бесплатно.  Разница между
расходами по   приобретению   автомашин   и   взносами,    уплаченными
работниками, а  также  стоимость  машин,  бесплатно  отнесена  за счет
прибыли предприятия.  При  этом  при  исчислении  подоходного   налога
указанная разница   в   совокупный   облагаемый  доход  работников  не
включалась.
     Согласно решению  Малого  Совета  Челябинского  городского Совета
народных депутатов  предприятия-перепродавцы  обязаны   уплачивать   в
бюджет налог  в размере 1%  от суммы выручки от реализации товаров,  в
том числе  автомобилей.  В  связи  с  этим  налоговыми   органами   г.
Челябинска при   проверке   акционерного   общества   "Челябинск-Лада"
дополнительно исчислен налог в сумме 3093,2  тыс.  рублей  и  пеня  за
несвоевременную его уплату в бюджет в сумме 618,1 тыс.рублей.
     Вместе с тем,  поступившие в Госналогслужбу Российской  Федерации
информация и  материалы  проверок,  свидетельствуют о том,  что многие
территориальные налоговые инспекции по данному вопросу осуществили  не
полностью. Большинством  налоговых  инспекций  не  закончена  проверка
предприятий -   перепродавцов,   т.е.   не   отслежена   вся   цепочка
купли -  продажи  и  перепродажи  автомашин,  а,  следовательно,  и не
проверена полнота учета доходов от этих операций и  исчисления  с  них
предусмотренных законодательством налогов.
     В ряде случаев налоговыми органами  при  установлении  фактов  от
покупателей денежных   средств   сверх   стоимости   реализованных  им
автомашин и зачислении их в специальные фонды  неправильно  определены
суммы заниженной в связи с этим налогооблагаемой прибыли.
     Так, Государственная налоговая инспекция по Саратовской  области,
установив при  проверке,  что  за  9 месяцев 1992 года в фонд развития
производства акционерного    общества    "Саратов    -    Лада"     от
предприятий -  покупателей  автомашин  поступило 138,3 млн.рублей,  из
которых перечислено ПО "АвтоВаз" и другим поставщикам  74,0  млн.руб.,
сумму, подлежащую налогообложению, определила в размере 64,3 млн.руб.,
тогда как  налог  на  прибыль  должен  быть  исчислен  с  общей  суммы
поступивших средств.  При этом с сумм,  поступивших в первом полугодии
1992 г., необходимо было исчислить налог на прибыль в размере 32%, а с
сумм, полученных от покупателей в третьем квартале следовало исчислить
налог на добавленную стоимость в размере  21,88%  а  оставшуюся  сумму
рассматривать как  сокрытую  прибыль,  подлежащую  изъятию  в бюджет с
применением штрафных санкций в этом же размере.
     Учитывая вышеизложенное,   а   так   же  то,  что  произведенными
проверками доначислены крупные суммы  налогов  и  финансовых  санкций,
Государственная налоговая  служба поручает организовать в текущем году
массовую проверку предприятий,  учреждений и организаций, занимающихся
перепродажей легковых  автомобилей,  по вопросу правильности учета ими
доходов от этих операций и полноты исчисления и уплаты предусмотренных
законодательством налогов,  а там где они начаты довести их до полного
завершения.
     При проведении проверок необходимо руководствоваться п.8 статьи 2
Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 г.  N 211601 "О  налоге
на прибыль предприятий и организаций" и п.1 статьи 4 Закона Российской
Федерации от 6 декабря 1991 г.  "О налоге на добавленную стоимость"  в
редакции Закона  Российской Федерации от 16 июля 1992 г.,  "О внесении
изменений и дополнений в налоговую систему России",  в соответствии  с
которыми суммы средств,  зачисленные начиная со второго полугодия 1992
года в   специальные   фонды   и   не   отраженные   по   учету    как
внереализационные доходы  и  с  которых  не  уплачены налоги,  следует
считать заниженной прибылью и  взыскивать  в  бюджет  в  установленном
законом порядке с применением финансовых санкций.  При этом финансовые
санкции по налогу на  добавленную  стоимость  следует  применять  с  1
октября 1992 года.
     Результаты проверки и принятые по ним меры необходимо отразить  в
пояснительной записке   к  отчету  о  результатах  контрольной  работы
налоговых инспекций по форме N 2-Н за I и II полугодие 1993 года.


     Заместитель Руководителя
     Госналогслужбы России                       И.В.Иванов