О МЕРАХ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В КОДЕКС РСФСР ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ, УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РСФСР, УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РСФСР" ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РФ 23 МАРТА 1993 г. N 130 (РВ 93-77) В связи с принятием Закона Российской Федерации от 24 декабря 1992 года N 4217-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс РСФСР об административных правонарушениях, Уголовный кодекс РСФСР, Уголов- но-процессуальный кодекс Российской ФедерацииРоссийской Федерации", Постановлением Верховного Совета Российской Федерации о порядке введе- ния его в действие и Распоряжением Совета Министров-Правительства Российской Федерации от 1 марта 1993 года N 333-р. ПРИКАЗЫВАЮ: 1. Утвердить Инструкцию по организации в органах внутренних дел производства по делам об административных нарушениях правил дорожного движения и иных норм, действующих в сфере обеспечения безопасности до- рожного движения (приложение 1). 2. Министрам внутренних дел республик в составе Российской Фе- дерации, начальникам управлений (главных управлений) внутренних дел автономной области, автономных округов, краев, областей, г. Москвы, г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области: 2.1. Довести содержание Закона Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Кодекс РСФСР об административных правонаруше- ниях, Уголовный кодекс РСФСР, Уголовно-процессуальный кодекс Российской ФедерацииРоссийской Федерации", Постановления Верховного Совета Российской Федерации о порядке введения его в действие, Инструкции по организации в органах внутренних дел производства по де- лам об административных нарушениях правил дорожного движения и иных норм, действующих в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, до всего личного состава органов внутренних дел, в срок до 1 мая с.г. организовать изучение указанных нормативных актов личным составом Государственной автомобильной инспекции, участковыми инспекторами ми- лиции с принятием от них зачетов. 2.2. Принять меры к возвращению водительских удостоверений ли- цам, у которых срок лишения прав управления транспортными средствами в соответствии с принятым Законом истек. 2.3. Привести делопроизводство по делам административных нару- шениях в соответствии с требованиями Инструкции; обеспечить размещение заказов на изготовление документов, предусмотренных Инструкцией, на полиграфических предприятиях, имеющих выданное в установленном порядке разрешение (лицензию) на изготовление специальной продукции. 2.4. Поручить аппаратам ГАИ осуществить в соответствии с прика- зом МВД России от 22 мая 1992 года N 174 заключение договора на изго- товление временных разрешений на право управления транспортным средством с концерном "Знак" при Пермской печатной фабрике Гознака Ми- нистерства финансов Российской Федерации. 2.5. В срок до 1 мая с.г. подготовить и внести предложения в местные органы исполнительной власти по организации мест хранения за- держанных транспортных средств. 2.6. Обеспечить соблюдение законности в правоприменительной деятельности органов внутренних дел в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. По итогам первого полугодия 1993 года проанализи- ровать состояние административной практики, эффективность применения принятого Закона. Предложения по совершенствованию законодательства и Инструкции в срок до 1 июля с.г. направить в ГУГАИ МВД России. 2.7. В месячный срок подготовить и представить в ГУГАИ МВД России обоснованный расчет сил и средств, необходимых для создания ре- гиональных автоматизированных систем учета нарушений правил дорожного движения. 2.8. Организовать через средства массовой информации широкое разъяснение участникам дорожного движения законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, Инструкции по организации в органах внутренних дел производства по делам об административных нарушениях правил дорожного движения. 3. ГУГАИ МВД России (Федорову В.А.), ФЭУ МВД России (Соколову В.Л.), ГИЦ МВД России (Лежикову Г.Л.), Техническому управлению МВД России (Калимулину Р.А.), ГУМТиВС МВД России (Негодову В.П.) в срок до 20 мая с.г. подготовить предложения по организации и финансированию автоматизированной системы учета нарушений правил дорожного движения. 4. Установить, что приказ МВД СССР от 12 апреля 1989 года N 72 в органах внутренних дел Российской Федерации не применяется. Зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 1 апреля 1993 г. Регистрационный номер 216 Приложение к приказу МВД России от 23 марта 1993 г. N 130 ИНСТРУКЦИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАРУШЕНИЯХ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ И ИНЫХ НОРМ, ДЕЙСТВУЮЩИХ В СФЕРЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ 1. Общие положения 1.1. Настоящая Инструкция регламентирует деятельность органов внутренних дел по оформлению материалов о нарушении правил дорожного движения и иных норм, действующих в сфере обеспечения безопасности до- рожного движения*, рассмотрению дел о таких правонарушениях, обеспече- нию производства по ним, исполнению административных взысканий, а так- же контроль за производства по делам о нарушении правил. 1.2. Порядок производства по делам об административных наруше- ниях правил определяется Кодексом РСФСР об административных правонару- шениях** и иными актами законодательства Российской Федерации. 1.3. Соблюдение законности, охрана личных прав и законных инте- ресов граждан при применении мер воздействия за нарушение правил обеспечивается контролем вышестоящих органов и должностных лиц, проку- рорским надзором, правом обжалования, другими установленными законода- тельством способами. 2. Оформление материалов о нарушении правил 2.1. Выявленные нарушения правил оформляются документами, пре- дусмотренными настоящей Инструкцией. 2.2. Все документы, предусмотренные настоящей Инструкцией, должны заполняться чернилами (черного, синего или фиолетового цвета) разборчиво, без помарок и исправлений. При составлении схемы дорожно-транспортного происшествия, в случаях, предусмотренных настоящей Инструкцией, в ней указываются точ- ные результаты измерений расположения транспортных средств после про- исшествия, производится их привязка к стационарным объектам, дорож- ным и иным сооружениям, элементам дороги (тротуарам, обочинам, кюветам и т.д.). 2.3. Основным процессуальным документом, фиксирующим данные о нарушении, личности нарушителя, является протокол об административном правонарушении*** (приложение 1). Административный протокол по факту выявленного нарушения составляется только в присутствии нарушителя. Если нарушение правил совершенно несколькими лицами, админист- ративный протокол составляется на каждого нарушителя. 2.4. В административном протоколе излагается краткое и точное существо допущенного нарушения правил, отражающее его противоправный характер, указывается статья Кодекса, предусматривающая ответствен- ность за данное нарушение. Не допускаются формулировки общего характе- ра ("Нарушил ПДД", "Превысил скорость" и т.п.). Сведения о нарушителе (фамилия, имя, отчество), вносимые в ад- министративный протокол, должны заполняться печатными буквами, сог- ласно разметки (в каждую графоклетку вписывается одна буква). В случае использования технических средств для выявления и (или) фиксации нарушения правил в административном протоколе указыва- ется наименование прибора, его номер. При необходимости изложить дополнительные сведения, уточняющие существо нарушения, и другие факты, которые могут иметь значение для правильного решения по делу, сотрудник милиции составляет рапорт, ко- торый прилагается к административному протоколу. 2.5. При составлении административного протокола нарушителю разъясняются его права и обязанности, предусмотренные статьей 247 Ко- декса, объявляются время и место рассмотрения дела о нарушении правил. 2.6. Особенности оформления отдельных нарушений правил, совер- шаемых водителями транспортных средств: 2.6.1. При оформлении материалов по факту нарушения правил, повлекшего причинение материального ущерба, к административному прото- колу приобщаются сведения о водителях и транспортных средствах, участ- вовавших в дорожно-транспортном происшествии (приложение 2), объясне- ния участников происшествия и свидетелей. Водителям, участвовавшим в дорожно-транспортном происшествии, должностным лицам Госавтоинспекции, оформляющим или рассматривающим дело о нарушении правил, повлекшем данное происшествие, выдаются справки (приложение 3). Заинтересованным предприятиям, учреждениям, организациям анало- гичные справки выдаются по их письменным запросам. 2.6.2. При оформлении нарушения правил, повлекшего причинение телесных повреждений, составляются протокол осмотра места дорож- но-транспортного происшествия (приложение 4), схема происшествия на бланке с миллиметровой сеткой в масштабе (приложение 5), протокол осмотра и проверки технического состояния транспорта (приложение 6), справка по дорожно-транспортному происшествию (приложение 7). В отношении лица, совершившего нарушение правил, повлекшее ука- занные последствия, если в его действиях не усматриваются признаки преступления, составляется административный протокол. 2.6.2.1. Сведения о характере причиненных телесных повреждений получаются в медицинском учреждении по запросу (приложение 8), куда доставлялся или где проходил амбулаторное (стационарное) лечение пост- радавший. 2.6.2.2. В необходимых случаях для получения доказательств, устанавливающих наличие или отсутствие состава административного пра- вонарушения, в бюро судебно-медицинских экспертиз запрашивается заклю- чение о степени тяжести телесных повреждений (приложение 9). 2.6.2.3. При поступлении заключения о том, что причиненные пострадавшему телесные повреждения относятся к разряду тяжких (менее тяжких), либо получения сведений из лечебного учреждения о совокупной продолжительности лечения пострадавшего в связи с причиненными ему те- лесными повреждениями более 21 дня сотрудник Госавтоинспекции, осу- ществляющий подготовку материалов к рассмотрению, докладывает об этом начальнику Госавтоинспекции и готовит материалы для передачи их по подследственности. 2.6.3. При оформлении материалов по дорожно-транспортному про- исшествию, когда водитель в нарушение правил оставил место дорож- но-транспортного происшествия, составляется протокол. При установлении личности нарушителя на него составляется адми- нистративный протокол по факту оставления в нарушение правил места до- рожно-транспортного происшествия, в котором указываются обстоятельст- ва, подтверждающие противоправный характер действий нарушителя. К ад- министративному протоколу прилагаются рапорта сотрудников милиции с изложением действий по выявлению нарушителя, объяснения нарушителя и очевидцев. По факту совершения этим лицом нарушения правил, повлекшего причинение материального ущерба или легких телесных повреждений, составляется отдельный административный протокол. 2.6.4. В случае, когда в отношении водителя транспортного средства имеются достаточные основания полагать, что он находится в состоянии опьянения, в установленном порядке проводится его освиде- тельствование на состояние опьянения с применением индикаторной трубки "Контроль трезвости" или других предназначенных для этих целей средств. Освидетельствование и его результаты оформляются протоколом освидетельствования с использованием индикаторной трубки "Контроль трезвости" или других предназначенных для этих целей технических средств (приложение 10). При этом обязательно присутствие не менее двух свидетелей. Если водитель не согласен проходить освидетельствование на состояние опьянения с применением индикаторной трубки "Контроль трез- вости" либо других технических средств, а также в случае несогласия с результатами проведенного с применением указанных средств освиде- тельствования, он направляется на медицинское освидетельствование. При подтверждении факта нахождения водителя в состоянии опьяне- ния составляется административный протокол. 2.6.5. В случае уклонения водителя от прохождения освидетельст- вования на состояние опьянения в административном протоколе указыва- ются имеющиеся у нарушителя признаки опьянения и его действия, харак- теризующие факт уклонения от освидетельствования. Протокол составля- ется в присутствии двух свидетелей. 2.6.6. При оформлении материалов по факту невыполнения водите- лем законного требования сотрудника милиции об остановке транспортного средства составляется административный протокол, в котором указываются обстоятельства, подтверждающие противоправный характер действий нару- шителя (игнорирование неоднократных требований об остановке, подавае- мых через громкоговорящую установку, с помощью сигналов, жестов; по- пытки скрыться от преследования). К административному протоколу приобщаются рапорта сотрудников милиции, чьи требования об остановке не выполнил нарушитель, с указа- нием подаваемых им сигналов, жестов, а также причин, вызвавших необхо- димость остановки транспортного средства. В случае преследования нару- шителя к административному протоколу приобщаются рапорта сотрудников, осуществлявших преследование. 2.6.7. В случае, если фактам уклонения водителя от прохождения освидетельствования на состояние опьянения, невыполнения водителем за- конного требования сотрудника милиции об остановке транспортного средства предшествовали другие нарушения правил, о совершении этих на- рушений составляется отдельный протокол. 2.6.8. При оформлении нарушения, связанного с управлением транспортным средством, имеющим неисправности, при наличии которых в соответствии с правилами запрещается их эксплуатация, в обязательном порядке составляется акт технического осмотра транспортного средства (приложение 11), который приобщается к административному протоколу. 2.6.9. При оформлении материалов за нарушение правил перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов на автомобильном транспорте в административном протоколе указывается наличие или отсутствие разреше- ний (в установленных случаях) на перевозку таких грузов. В случае выявления нарушения правил перевозки опасных грузов в административном протоколе указывается наличие или отсутствие согласо- ванного маршрута перевозки, свидетельство о допуске транспортного средства, свидетельство о допуске водителя к перевозке опасных грузов, аварийной карточки системы информации об опасности. 2.6.10. При оформлении нарушения, связанного с невыполнением руководителями предприятий, учреждений, организаций или иными долж- ностными лицами предписаний Госавтоинспекции, необходимо установление факта, что данные лица по своим служебным обязанностям несут от- ветственность за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств или эксплуатацию дорог, железнодорожных переездов и других до- рожных сооружений и обязаны были выполнять предписания. В администра- тивном протоколе должны быть отражены существо невыполненного пред- писания, срок, отведенный на устранение выявленных ранее нарушений и недостатков. 2.6.11. Особенности оформления материалов о систематическом на- рушении правил водителями транспортных средств: 2.6.11.1. При совершении водителем нарушений, предусмотренных статьями 114, 115 и частью первой статьи 118 Кодекса, одновременно с наложением административного взыскания ему начисляются штрафные баллы. 2.6.11.2. Отметки о нарушении правил и начислении штрафных баллов производятся во временном разрешении на право управления транспортными средствами* (приложение 12) сотрудником ГАИ или участко- вым инспектором милиции в пределах своей компетенции, составившим ад- министративный протокол или принявшим к водителю меры административно- го воздействия. В графе "Дата нарушения (изъятия водительского удостоверения)" указываются день, месяц и год совершения нарушения и изъятия води- тельского удостоверения. Например: 01.01.93. В графе "Дата исполнения (возврата водительского удостовере- ния)" указываются день, месяц и год исполнения постановления о наложе- нии административного взыскания и возврата водительского удостоверения. При вынесении предупреждения или взимании штрафа на месте совершения нарушения записывается дата, соответствующая записи в графе "Дата на- рушения (изъятия водительского удостоверения)". В графе "Количество баллов" прописью записывается соответствую- щее количество баллов, которыми в соответствии со статьей 118-1 Ко- декса оценивается допущенное нарушение правил. В графе "N нагрудного знака" записывается номер нагрудного зна- ка сотрудника Госавтоинспекции или серия и номер служебного удостове- рения участкового инспектора милиции, составившего административный протокол о нарушении правил или принявшего меры административного воз- действия. 2.6.11.3. Временное разрешение дает водителю право на управле- ние транспортными средствами в течение 30 суток после изъятия у него водительского удостоверения, что подтверждается наличием записи в гра- фе "Дата нарушения (изъятия водительского удостоверения)" и отсутстви- ем записи в графе "Дата исполнения (возврата водительского удостовере- ния)". В необходимых случаях срок действия временного разрешения может быть продлен до двух месяцев должностным лицом подразделения Госавто- инспекции по месту совершения нарушения правил или по месту постоянно- го (временного) учета транспортного средства, а при нахождении води- теля в командировке, отпуске - в ближайшем подразделении Госавто- инспекции. Отметка о продлении временного разрешения заверяется пе- чатью подразделения Госавтоинспекции. 2.6.11.4. Временное разрешение, срок действия которого истек, является недействительным, подлежит изъятию у водителя и приобщается к административному протоколу. 3. Меры пресечения производства по делам о нарушении правил 3.1. В случае совершения нарушения правил, за которое в соот- ветствии с действующим законодательством может быть наложено админист- ративное взыскание в виде штрафа или лишения права управления транспортным средством, сотрудником Госавтоинспекции или участковым инспектором милиции у водителя изымается водительское удостоверение, о чем делается запись в административном протоколе, а также во времен- ном разрешении. 3.2. При совершении нарушения, предусмотренного частью третьей статьи 114 (управление транспортными средствами, имеющими неисправ- ности тормозной системы, рулевого управления или неисправное тяго- во-сцепное устройство (в составе автопоезда), частью четвертой статьи 114 (управление водителями зарегистрированными транспортными средства- ми без государственных номерных знаков, а равно с подложными номерными знаками), а также в случае управления транспортным средством без доку- ментов, предусмотренных правилами, либо в состоянии опьянения водитель отстраняется от управления транспортом, а транспортное средство задер- живается с помещением его на специальную охраняемую стоянку до устра- нения причины задержания. Задержание транспортного средства оформляется протоколом задер- жания транспортного средства (приложение 13) в двух экземплярах. Пер- вый экземпляр протокола задержания транспортного средства прилагается к административному протоколу, а копия выдается лицу, управлявшему транспортным средством, которому также разъясняется порядок обжалова- ния действий сотрудников милиции. Задержанное транспортное средство может не направляться на спе- циальную охраняемую стоянку, если причина задержания может быть устра- нена на месте (устранены неисправности, установлены на транспортное средство государственные номерные знаки, транспортным средством может управлять другой водитель и т.п.). В этом случае протокол задержания транспортного средства не составляется. 3.3. Для установления личности нарушителя, составления протоко- ла, при невозможности выполнения действий на месте, нарушитель может быть подвергнут доставлению в ближайшее подразделение милиции и адми- нистративному задержанию. В необходимых случаях в порядке, установленном действующим за- конодательством, может быть произведен личный досмотр, досмотр вещей и транспортного средства. 4. Рассмотрение дел о нарушении правил 4.1. В соответствии со статьей 203 Кодекса дела о нарушении правил в пределах своей компетенции могут рассматривать должностные лица Госавтоинспекции и участковые инспектора милиции. 4.2. Если нарушитель не оспаривает допущенное нарушение, пре- дусмотренное частью второй статьи 114, частями первой и четвертой статьи 115, частями первой и второй статьи 122 Кодекса, и налагаемое на него административное взыскание в виде предупреждения или штрафа в размере не более 0,2 минимального размера оплаты труда, взимаемого на месте совершения нарушения, должностное лицо Госавтоинспекции или участковый инспектор милиции, в компетенцию которого входит рассмотре- ние дела о данном нарушении, принимает решение по делу без составления административного протокола. 4.3. Дело о нарушении правил рассматривается по месту его со- вершения. В случае нарушения, за которое законодательством предусмот- рено административное взыскание в виде лишения права управления транспортными средствами, дело может быть рассмотрено также и по месту жительства нарушителя или постоянного (временного) учета транспортного средства нарушителя. 4.4. Дело о нарушении правил рассматривается в присутствии ли- ца, привлекаемого к административной ответственности. В отсутствие этого лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, когда имеются данные о своевременном его извещении о месте и времени рассмотрения дела (запись в административном протоколе) и если от него не поступило ходатайства об отложении рассмотрения дела. Если при составлении административного протокола нарушитель не был поставлен в известность о времени и месте рассмотрения дела, он приглашается в подразделение Госавтоинспекции извещением (приложение 14). 4.5. При совершении одним лицом двух и более нарушений правил административное взыскание налагается за каждое нарушение в отдель- ности. Если лицо совершило несколько нарушений правил, дела о которых одновременно рассматриваются одним и тем же должностным лицом Госавто- инспекции или участковым инспектором милиции, взыскание налагается в пределах санкции, установленной за более серьезное нарушение. 4.6. Дела о нарушениях правил, повлекших причинение легких те- лесных повреждений или материального ущерба, рассматриваются начальни- ками (командирами) или заместителями начальников (командиров) подраз- делений Госавтоинспекции. В случае возникновения необходимости в спе- циальных познаниях в соответствии со статьей 252 Кодекса назначается эксперт. 4.7. По делам об административных правонарушениях, связанных с невыполнением законного требования сотрудника милиции об остановке транспортного средства, оставлением в нарушение правил места дорож- но-транспортного происшествия, уклонением от прохождения в соот- ветствии с установленным порядком освидетельствования на состояние опьянения начальник или заместитель начальника органа внутренних дел, начальник (командир) или заместитель начальника (командира) подразде- ления Госавтоинспекции в течение суток проверяет полноту и качество собранных доказательств и направляет дело в районный (городской) на- родный суд по месту совершения нарушения. 4.8. При вынесении постановления по факту управления транспорт- ным средством в состоянии опьянения в графе "Количество баллов" вре- менного разрешения производится запись "Н/С". Остальные графы времен- ного разрешения заполняются в соответствии с требованиями пункта 2.6.11.2. настоящей Инструкции. 4.9. При наложении взыскания в виде лишения права управления транспортными средствами за управление им в состоянии опьянения води- тель лишается права управления всеми категориями транспортных средств. 4.10. Постановление объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. Копия постановления вручается под расписку лицу, в отношении которого оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе. Одновременно разъясняется порядок обжалования и исполнения постановле- ния. В случае, если нарушитель отсутствовал при рассмотрении дела, копия постановления в течение трех дней высылается ему по месту жи- тельства, о чем делается запись в административном протоколе. 4.11. Рассмотрение ходатайства о сокращении срока лишения права управления транспортными средствами производится должностным лицом, наложившим взыскание, или лицом, его заменяющим, по истечении не менее половины назначенного срока. По результатам рассмотрения ходатайства выносится постановление, которое прилагается к административному про- токолу. Вопрос о сокращении срока лишения права управления транспортны- ми средствами может быть рассмотрен начальником Госавтоинспекции по месту жительства нарушителя. В таком случае материалы дела вместе с водительским удостоверением запрашиваются из подразделения Госавто- инспекции, в котором они находятся на хранении. При отказе в удовлет- ворении ходатайства они возвращаются обратно. 5. Особенности производства по делам о нарушение правил народным и депутатами, судьями, работниками прокуратуры 5.1. Народные депутаты всех уровней во внесудебном порядке мо- гут быть привлечены к административной ответственности за нарушение правил на общих основаниях. При этом водительское удостоверение народ- ного депутата Российской Федерации изъятию не подлежит на всей терри- тории России, а депутатов Советов иных уровней - на территории соот- ветствующего Совета народных депутатов. Не допускаются административ- ное задержание народного депутата, личный досмотр, досмотр транспорт- ного средства, используемого депутатом. 5.2. Личность судьи непрекосновенна. Он не может быть привлечен к административной ответственности, задержан или принудительно достав- лен в какой бы то ни было государственный орган в порядке производства по делам об административных правонарушениях. Неприкосновенность судьи распространяется также на используемый им транспорт, принадлежащие ему имущество и документы. О допущенном судьей нарушении составляется ра- порт. 5.3. В отношении имеющего классный чин работника прокуратуры не допускаются принудительное доставление в милицию, личный досмотр, досмотр вещей и используемого им транспорта. Производство об админист- ративном правонарушении в отношении прокурорского работника может быть возбуждено только с согласия вышестоящего прокурора. По факту наруше- ние правил прокурорским работником может быть составлен рапорт и нап- равлена информация о допущенном правонарушении вышестоящему прокурору. 6. Особенности производства по делам о нарушении правил иностранными гражданами и лицами без гражданства 6.1. Иностранные граждане и лица без гражданства на территории Российской Федерации за нарушение правил подлежат административной от- ветственности на общих основаниях с гражданами России. Исключение составляют иностранные граждане, которые согласно действующим законам и международным договорам пользуются иммунитетом об административной юрисдикции Российской Федерации. Вопрос об их от- ветственности решается дипломатическим путем. 6.2. При нарушении правил лицом, пользующимся иммунитетом, после проверки документов, удостоверяющих личность, составляется про- токол, а документы возвращаются владельцу. В случае невозможности лица, пользующегося иммунитетом, присутствовать при составлении протокола, после разъяснения ему допу- щенного нарушения, протокол составляется в его отсутствие. 6.3. При управлении транспортным средством лицом, пользующимся иммунитетом и находящимся в состоянии опьянения, он отстраняется от управления транспортом и ему предлагается пройти освидетельствование на состояние опьянения в установленном порядке. В случае отказа от прохождения освидетельствования на него составляется протокол за укло- нение от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения. О данном факте докладывается дежурному по подразделению ГАИ (органу внутренних дел). 6.4. Протокол и другие материалы о нарушении правил иностранны- ми гражданами, пользующимися иммунитетом, в 5-дневный срок направля- ются в ГАИ МВД, ГУВД, УВД для последующей передачи их в Управление государственного протокола МИД России, МИД республик в составе Российской Федерации или дипломатическое агентство, о чем иностранный гражданин уведомляется на месте совершения нарушения. 6.5. Дела о нарушениях правил иностранными гражданами, не поль- зующимися иммунитетом, рассматриваются, как правило, в тот же день, но не позднее трех суток с момента выявления нарушения. 6.6. При совершении водителем-иностранным гражданином,не пользу- ющимся иммунитетом, нарушения правил, за которое предусмотрена адми- нистративная ответственность в виде штрафа или лишения прав управления транспортным средством, водительское удостоверение изымается. Если к водительскому удостоверению временное разрешение не пре- дусмотрено, то оно выдается ему подразделением Госавтоинспекции по месту совершения нарушения. 6.7. В случае лишения прав управления транспортными средствами иностранного гражданина, прибывшего в Россию в качестве автотуриста или выполняющего международную перевозку грузов (пассажиров), информа- ция о допущенном нарушении и принятых мерах в течение суток направля- ется заказной корреспонденцией соответственно в МИД Российской Федера- ции, МИД республик в составе Российской Федерации или дипломатическое агентство. Административный протокол и иные документы, подтверждающие на- рушение правил, остаются на хранение в подразделении ГАИ (органе внут- ренних дел) по месту наложения взыскания и по истечении срока лишения направляются в МИД Российской Федерации, МИД республик в составе Российской Федерации или дипломатическое агентство. 6.8. При наложении административного взыскания в виде штрафа водительское удостоверение возвращается ему лично либо высылается в МИД Российской Федерации, МИД республик в составе Российской Федерации или дипломатическое агентство после представления квитанции об оплате штрафа. 6.9. В случае вынесения постановления о лишении права управле- ния транспортными средствами иностранного водителя, осуществляющего в России технологические перевозки в соответствии с межправительственны- ми соглашениями (на стройках, лесозаготовках и др.), водительское удостоверение пересылается в подразделение ГАИ по месту временного учета транспорта, где оно хранится в установленном порядке до истече- ния срока лишения. По истечении срока лишения права управления транспортными средствами невостребованное водительское удостоверение высылается в МИД Российской Федерации, МИД республик в составе Российской Федерации или дипломатическое агентство. 6.10. Взыскание штрафа за нарушение правил с иностранных граж- дан, работающих в России в соответствии с межправительственными согла- шениями (на стройках, заводах, фабриках и др.) или обучающихся в учеб- ных заведениях, производится на общих основаниях. 6.11. При оформлении дорожно-транспортных происшествий с участием водителей транспортных средств иностранных владельцев в про- токоле в строке "номерной знак" регистрационные национальные номера автотранспорта (буквенные и цифровые символы) копируются. Дополнительно в строке протокола "Место учета транспортного средства" вносятся сведения: наименование и адрес страховой компании, номер, срок действия, дата и место выдачи страхового документа. Води- телям выдаются справки (приложение 3). Иностранным гражданам, осуществляющим международные автомобиль- ные перевозки грузов, отметка о дорожно-транспортном происшествии и характере повреждений транспортных средств (повреждение таможенных пломб, груза, нарушение целостности кузова, брезента) вносится также в таможенную грузовую декларацию. 7. Рассмотрение жалобы или протеста на постановление по делу об административном нарушении правил 7.1. Жалоба лица, в отношении которого вынесено постановление или протест прокурора на постановление по делу об административном на- рушении правил рассматриваются вышестоящим органом (должностным лицом) Госавтоинспекции. Жалоба потерпевшего рассматривается в аналогичном порядке. 7.2. По жалобе или протесту назначается служебная проверка, ко- торая проводится в установленные действующим законодательством сроки. Результаты проверки излагаются в мотивированном заключении (приложение 18). 7.3. В случаях приостановления исполнения постановления о нало- жении взыскания в виде лишения права управления транспортными средствами водителю продлевается срок действия временного разрешения до окончания рассмотрения жалобы (протеста). 7.4. При установлении факта вынесения неправомерного постанов- ления данное постановление подлежит отмене. Отмена постановления с прекращением дела влечет возвращение водителю изъятого у него води- тельского удостоверения, суммы необоснованно взысканного штрафа. 7.5. В случаях, когда взыскание наложено необоснованно или за- пись во временном разрешении сделана ошибочно, временное разрешение подлежит бесплатной замене с переносом отметок о совершенных ранее на- рушениях, срок действия которых не истек. 8. Исполнение постановлений по делам о нарушении правил 8.1. Административное взыскание в виде предупреждения (при составлении административного протокола) исполняется вынесением поста- новления , копия которого вручается или высылается нарушителю. Если административный протокол не составлялся, то нарушителю вручается официальное письменное предупреждение (приложение 15). 8.2. Исполнение административного взыскания в виде штрафа осу- ществляется в порядке, установленном законодательством Российской Фе- дерации (статьи 285-287 Кодекса). Порядок уплаты штрафа разъясняется нарушителю при вручении постановления. 8.3. При взимании штрафа на месте совершения нарушения без составления протокола в случаях, предусмотренных п. 4.2 настоящей Инструкции, нарушителю выдается квитанция установленного образца под расписку в корешке к квитанции (приложение 16). 8.4. После уплаты штрафа, наложенного с составлением админист- ративного протокола, и предъявления в подразделение ГАИ соответствую- щей квитанции об уплате штрафа водительское удостоверение водителю возвращается. Квитанция об уплате штрафа или другой финансовый документ, подтверждающий его уплату, приобщается к материалам дела. По просьбе нарушителя квитанция ему может быть возвращена, о чем делается запись в протоколе с указанием номера квитанции, даты выдачи, наименования отделения сберегательного банка, ее выдавшего. 8.5. В случае отсутствия возможности уплаты штрафа по месту вы- несения постановления по письменной просьбе нарушителя, изложенной в административном протоколе, копия постановления с водительским удосто- верением направляется в подразделение ГАИ по месту постоянного (вре- менного) учета транспортного средства или месту жительства нарушителя. В этом случае нарушителю разъясняется порядок внесения денежно- го взыскания. Для этого ему сообщаются номер расчетного счета, наиме- нование отделения сберегательного банка и его почтовый адрес, а также разъясняется порядок получения водительского удостоверения. Необходи- мые сведения записываются в постановление, которое вручается нарушите- лю. 8.6. Для взыскания штрафа в принудительном порядке постановле- ние с сопроводительным письмом (приложение 17) направляется по месту работы (учебы и т.д.) нарушителя или в народный суд по месту его жи- тельства. 8.7. При вынесении постановления о лишении водителя права уп- равления транспортными средствами временное разрешение у нарушителя изымается и приобщается к административному протоколу. После окончания срока лишения права управления транспортными средствами водителю возвращается водительское удостоверение и выдается новое временное разрешение в соответствии с порядком, установленным п. 9.4. настоящей Инструкции. 8.8. В целях изъятия водительских удостоверений у нарушителей, лишенных права управления транспортными средствами и уклоняющихся от их сдачи, должностное лицо, вынесшее решение о лишении права управле- ния, принимает необходимые меры к изъятию удостоверения (информирует сотрудников дорожно-патрульной службы ГАИ, участковых инспекторов ми- лиции, сотрудников патрульно-постовой и других служб милиции, адми- нистрацию по месту работы нарушителя). 9. Ведение делопроизводства по делам об административных нарушениях правил 9.1. Бланки временных разрешений, административных протоколов, протоколов освидетельствования с использованием индикаторной трубки "Контроль трезвости" или других предназначенных для этих целей техни- ческих средств; квитанций об уплате штрафа являются документами стро- гой отчетности, изготавливаются по заказам Госавтоинспекции МВД республик, ГУВД, УВД краев, областей, автономных образований, городов Москвы, Санкт-Петербурга и Ленинградской области на полиграфических предприятиях, имеющих разрешение (лицензию) на изготовление специаль- ной продукции, выданное Главным управлением Госавтоинспекции МВД России. При изготовлении они должны иметь серию, порядковый номер и код региона. 9.2. Получение, учет, хранение и выдача бланков, указанных в п. 9.1. настоящей Инструкции, осуществляется в соответствии с требования- ми, предъявляемыми к обращению с документами строгой отчетности. Коли- чественный учет их поступления и выдачи ведется в журнале прихода и расхода бланков строгой отчетности (приложение 19). 9.3. Заполнение временных разрешений производится специальными чернилами, пастой черного цвета или на печатающих устройствах. В выдаваемых временных разрешениях в графах категорий транспортных средств, на управление которыми нет разрешений в води- тельском удостоверении, зачеркиваются соответствующие буквы. Лицам, получающим водительские удостоверения впервые взамен ут- раченных или пришедших в негодное состояние, в случае открытия новых категорий, а также в иных случаях, связанных с получением удостовере- ний, регистрационно-экзаменационными подразделениями Госавтоинспекции наряду с водительским удостоверением выдается временное разрешение. Серии и номера этих документов записываются по порядку номеров в книгу выдачи водительских удостоверений и временных разрешений (приложение 20). Лицу, не получавшему временное разрешение, у которого води- тельское удостоверение по какой-либо причине изъято (за нарушение пра- вил, сомнение в подлинности), временное разрешение выдается подразде- лением ГАИ в установленном порядке при возврате удостоверения. Временные разрешения, испорченные при заполнении, уничтожаются при очередных проверках, о чем составляются соответствующие акты. В таком же порядке аннулируются временные разрешения, обнаруженные после их утери, если взамен их выданы новые. Учет выданных временных разрешений ведется по книге выдачи вре- менных разрешений (приложение 21). 9.4. В случае, если строки для отметки нарушения правил и штрафных баллов исчерпаны, оно заменяется на новое, при этом в него переносятся отметки о нарушениях, срок действия которых не истек. 9.5. В случае утраты водителем временного разрешения, обнаруже- ния в нем подчисток и исправления записей, новое временное разрешение выдается по месту постоянного (временного) учета транспортного средства после сдачи экзамена по правилам. При этом установленные по учетам органов внутренних дел сведения о допущенных водителем наруше- ниях, срок действия которых не истек и по которым не были приняты меры в соответствии со статьей 118-1 Кодекса, а также сведения об управле- нии транспортными средствами в состоянии опьянения, если со времени совершения этого нарушения не истек один год, переносятся в новое вре- менное разрешение. Направление на экзамен (приложение 22) выдается должностным ли- цом подразделения Госавтоинспекции по месту постоянного (временного) учета транспортного средства водителя. 9.6. Материалы, послужившие основанием для выдачи и замены вре- менных разрешений (заявления, старые разрешения, квитанции и др.) под- шиваются в отдельные дела, за исключением случаев выдачи их одновре- менно с водительскими удостоверениями, и хранятся в установленном по- рядке два года. 9.7. Срок хранения книг выдачи водительских удостоверений и временных разрешений - 60 лет после их окончания. Книги хранятся в подразделениях Госавтоинспекции, осуществлявших выдачу указанной про- дукции. 9.8. Квитанции об уплате штрафа являются бланками строгой фи- нансовой отчетности и хранятся наравне с ценными бумагами в кассах МВД, ГУВД, УВД. Выдача квитанций производится в подотчет по раздаточ- ным ведомостям или расходным кассовым ордерам на основании разрешения руководителя подразделения Госавтоинспекции (ГОРОВД). В подразделениях Госавтоинспекции количественный учет поступле- ния и выдачи квитанций личному составу ведется в журнале прихода и расхода бланков строгой отчетности. 9.9. Корешки израсходованных квитанций сдаются лицу, от- ветственному за их получение и выдачу, о чем делается соответствующая запись в журнале. 9.10. Составленные протоколы и другие материалы о нарушениях правил, а также изъятые водительские удостоверения и иные документы в течение суток регистрируются в журнале учета материалов о нарушении правил и иных нормативов в сфере обеспечения безопасности дорожного движения (приложение 23). В случае выявления недостатков в составленных материалах они возвращаются для доработки органу (должностному лицу), представившему указанные материалы. 9.11. Журнал, указанный в п. 9.10. настоящей Инструкции, ве- дется дежурными частями подразделений Госавтоинспекции. В подразделе- ниях Госавтоинспекции, в которых нет дежурных частей, указанный журнал ведется инспектором по административной практике или сотрудником, исполняющим его обязанности. 9.12. Административные протоколы и прилагаемые к ним документы, поступающие из других подразделений Госавтоинспекции (ГОРОВД), регист- рируются в отдельном журнале учета материалов о нарушении правил, ко- торый ведется инспектором по административной практике или лицом, от- ветственным за регистрацию входящей корреспонденции. 9.13. Внутри подразделения административные протоколы и прила- гаемые к ним документы передаются от сотрудника к сотруднику под расписку с отметкой в графе 6 журнала учета материалов о нарушении правил дорожного движения. 9.14. В другие подразделения протоколы и прилагаемые к ним до- кументы в пятидневный срок пересылаются заказной корреспонденцией или передаются по разносной книге, о чем делается отметка в графе 7 журна- ла учета материалов о нарушении правил. Материалы о нарушении правил, ответственность за которые пре- дусмотрена статьей 165 Кодекса, направляются в районный (городской) народный суд (судье) нарочным в течение суток с момента их получения. 9.15. Журналы (приложение 21,23) должны быть пронумерованы, прошнурованы, скреплены печатью и зарегистрированы в секретариате (канцелярии) горрайоргана внутренних дел или подразделения Госавто- инспекции. 9.16. Записи в журналах производятся чернилами (пастой) без по- марок и исправлений. 9.17. Материалы о нарушении правил, по которым закончено произ- водство, подшиваются в дела в соответствии с порядковым номером по журналу и хранятся в подразделениях Госавтоинспекции по месту принятия решения о наложении взыскания. При этом в отношении лиц, лишенных пра- ва управления транспортными средствами, материалы подшиваются в от- дельные дела. Подшитые в делах листы нумеруются. На последнем листе производится заверительная подпись о количестве пронумерованных листов. Дело о нарушениях правил, а также невостребованные водительские удостоверения и временные разрешения лиц, лишенных права управления, подлежат хранению в течение двух лет, следующих за годом исполнения постановления о наложении взыскания. 9.18. Корешки от израсходованных квитанций об уплате штрафа, а также дела о нарушениях правил и невостребованные водительские удосто- верения и временные разрешения, срок хранения которых истек, уничтожа- ются во время проведения проверок административной практики подразде- ления Госавтоинспекции. Уничтожение оформляется соответствующим актом. 9.19. Водительские удостоверения и временные разрешения лиц, лишенных права управления транспортными средствами на срок менее одно- го года, хранятся в подразделениях Госавтоинспекции по месту лишения права управления, а лиц, лишенных права управления транспортными средствами на срок от одного года и более, по истечении десятидневного срока для подачи жалобы, вместе с копией постановления направляются на хранение в регистрационно-экзаменационные подразделения Госавтоинспек- ции (РЭП). 10. Контроль за производством по делам об административных нарушениях правил 10.1. Контроль за правильным оформлением и разрешением дел об административных нарушениях правил, состоянием делопроизводства и уче- та нарушений осуществляется ежедневно руководителями подразделений Госавтоинспекции. 10.2. Руководители МВД республик, ГУВД, УВД краев, областей, автономных образований, городов Москвы, Санкт-Петербурга и Ленинг- радской области не реже одного раза в год организуют проверку произ- водства по делам об административных нарушениях правил в в соот- ветствующих подразделениях Госавтоинспекции. 10.3. В ходе проверки изучаются следующие вопросы: 10.3.2. Правильность составления протоколов и других предусмот- ренных административным законодательством документов, соблюдение уста- новленного порядка и сроков рассмотрения дел о нарушениях правил. 10.3.3. Законность и обоснованность принятых решений по делам о нарушениях правил, в частности, соответствие принятых мер воздействия установленным административным законодательством санкциям, наличие оснований и соблюдения порядка направления материалов на рассмотрение общественности, сокращения срока лишения права управления транспортны- ми средствами. 10.3.4. Своевременность исполнения взысканий в виде штрафа и изъятия водительских удостоверений у лиц, лишенных права управления транспортными средствами. 10.3.5. Соблюдение порядка регистрации и прохождения админист- ративных материалов. 10.3.6. Состояние учета, хранения и выдачи изъятых водительских удостоверений, временных разрешений, квитанций об уплате штрафа, сня- тых с транспортных средств номерных знаков. 10.3.7. Учет и анализ нарушений правил, направленность адми- нистративной практики на выявление и пресечение наиболее опасных нару- шений. 10.3.8. Соответствие порядка оформления журналов и других доку- ментов требованиям настоящей Инструкции. 10.3.9. Состояние работы с письмами, жалобами и заявлениями граждан. 10.3.10. Уровень знаний сотрудниками Госавтоинспекции, участко- выми инспекторами милиции законодательства об административной от- ветственности за нарушение правил и порядка производства по делам о таких нарушениях. 10.4. Результаты проверки письменно докладываются руководителю МВД, ГУВД, УВД, назначившему проверку, который после ознакомления с материалами проверки принимает меры, направленные на устранение выяв- ленных нарушений и недостатков. 11. Примерные функции подразделений по административной практике ГАИ МВД, УВД (ГУВД), функциональные обязанности инспекторов (старших инспекторов) по административной практике подразделений ГАИ 11.1. Подразделение по административной практике аппарата ГАИ МВД, УВД, ГУВД: 11.1.1. Обобщает и анализирует результаты работы подразделений ГАИ, участковых инспекторов милиции по применению административного законодательства об ответственности за нарушение правил дорожного дви- жения. 11.1.2. Подготавливает информацию о динамике нарушений правил, практике применения мер воздействия к нарушителям, разрабатывает и вносит руководству аппарата ГАИ предложения по совершенствованию адми- нистративной практики и усиления ее влияния на укрепление дисциплины среди участников дорожного движения. 11.1.3. Осуществлять контроль за состоянием законности при при- менении административного законодательства сотрудниками Госавтоинспек- ции, участковыми инспекторами милиции (в части применения законода- тельства об ответственности за нарушение правил дорожного движения), прав и законных интересов граждан, привлекаемых к административной от- ветственности, принимает меры по недопущению нарушений законности. 11.1.4. Оказывает практическую и методическую помощь подразде- лениям Госавтоинспекции в осуществлении и совершенствовании правопри- менительной деятельности. 11.1.5. Участвует совместно с другими подразделениями и служба- ми органов внутренних дел в подготовке обобщенных материалов по воп- росам состояния правоприменительной деятельности, а также в разработке и внесении в в соответствующие инстанции предложений по ее совер- шенствованию. 11.1.6. Осуществляет организационно-методическое руководство деятельностью инспекторов по административной практике подразделений и принимает меры по повышению уровня их профессиональной подготовки. 11.1.7. Контролирует рассмотрение жалоб и заявлений граждан, критических публикаций в печати по фактам необоснованного привлечения к административной ответственности, неправомерного задержания транспортных средств и отстранения от управления ими. 11.1.8. Принимает участие в подготовке информаций в соот- ветствующие органы государственной власти и управления, организации, учреждения о состоянии дисциплины в сфере дорожного движения. 11.1.9. Осуществляет контроль за организацией производства в подразделениях ГАИ, орган внутренних дел по делам об административных нарушениях правил дорожного движения. 11.1.10. Организует взаимодействие с другими органами внутрен- них дел, общественными формированиями и трудовыми коллективами в рабо- те по предупреждению нарушений административного законодательства. Изучает и обобщает положительный опыт работы в этой области и принима- ет меры по его распространению. 11.1.11. Организует проведение в подразделениях милиции занятий по изучению законодательства об ответственности за несоблюдение правил и иных норм, действующих в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. 11.1.12. Оформление заказов и получение бланков процессуальных документов, предусмотренные настоящей Инструкцией, контроль за пра- вильностью их учета и выдачи. 11.2. Инспектор (старший инспектор) по административной практи- ке подразделения ГАИ: 11.2.1. Осуществляет систематический контроль за правильностью и обоснованностью применения мер воздействия к нарушителям правил, составления административных протоколов и других процессуальных доку- ментов. 11.2.2. Контролирует прохождение административных материалов, готовит их для рассмотрения начальником (командиром), заместителем на- чальника (командира) подразделения ГАИ. 11.2.3. Принимает меры по своевременному и правильному исполне- нию постановлений о наложении административных взысканий, обеспечению своевременного взыскания штрафов, направлению в народный суд постанов- лений на лиц, взыскание штрафа с которых в принудительном порядке вви- ду отсутствия заработка или по другим причинам невозможно. 11.2.4. Оказывает практическую и методическую помощь сотрудни- кам ГАИ, участковым инспекторам милиции по вопросам применения адми- нистративного законодательства об ответственности за нарушение правил, а также качественного оформления административных материалов. 11.2.5. Рассматривает административные материалы и принимает по ним решения в пределах своей компетенции. Проводит дополнительную про- верку по административным делам, если в них не содержится достоверных данных, подтверждающих факт нарушения. 11.2.6. Ежемесячно обобщает и анализирует деятельность подраз- делений по применению мер воздействия к нарушителям и готовит предло- жения по повышению эффективности принимаемых к нарушителям мер воз- действия. 11.2.7. Осуществляет сверку в медицинских учреждениях сведений о лицах, доставленных на освидетельствование для установления состоя- ния опьянения. 11.2.8. Запрашивает в медицинских учреждениях официальные зак- лючения о степени тяжести телесных повреждений граждан, пострадавших при дорожно-транспортных происшествиях. 11.2.9. Осуществляет контроль за правильностью учета и выдачи бланков строгой отчетности, а также ведения картотеки учета нарушений правил. 11.2.10. Принимает участие в подготовке информации о состоянии дисциплины участников дорожного движения в местные органы власти и уп- равления, организации и учреждения. Вносит предложения об устранении причин и условий, способствующих совершению нарушений правил. 11.2.11. Принимает участие в проведении занятий по служебной подготовке, инструктаже нарядов, заступающих на службу. 11.2.12. Принимает участие в рассмотрении писем, жалоб и заяв- лений граждан на необоснованные действия сотрудников ГАИ, участковых, инспекторов милиции при применении ими административного законода- тельства об ответственности за нарушение правил. |