О ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЕЛЕКТИВНОЙ СТРУКТУРНОЙ ПОЛИТИКЕ В 1993 ГОДУ. Постановление. Правительство РФ. 12.04.93 306

    О ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЕЛЕКТИВНОЙ СТРУКТУРНОЙ ПОЛИТИКЕ В 1993 ГОДУ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                  СОВЕТ МИНИСТРОВ - ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ

                          12 АПРЕЛЯ 1993 г.

                                N 306

                              (РГ 93-79)



       Совет Министров-Правительство Российской Федерации постановляет:

       1. Одобрить прилагаемые Основные  положения  и  критерии  госу-
дарственной селективной структурной политики в 1993 году.
       2. В целях организации работы,  связанной с практической реали-
зацией выработанной  государственной селективной структурной политики,
и контроля за ходом ее проведения министерствами и ведомствами обязан-
ности между  заместителями Председателя Совета Министров-Правительства
Российской Федерации распределить следующим образом:
       В. Ф. Шумейко - обеспечить взаимодействие Совета Министров-Пра-
вительства Российской Федерации с комитетами и  комиссиями  Верховного
Совета Российской Федерации, проводить общую координацию работ, решать
социальные вопросы;
       В. Г. Федорову - обеспечить работу по формированию государствен-
ной селективной структурной политики в процессе финансовой  стабилиза-
ции, организовать  в этом направлении совместную работу Совета Минист-
ров-Правительства Российской Федерации с Центральным банком Российской
Федерации. Осуществлять  координацию  этой  работы,  проводимой  в Ми-
нистерстве экономики  Российской  Федерации,   Министерстве   финансов
Российской Федерации,  Комитете  Российской Федерации по политике цен,
Комитете Российской Федерации по драгоценным  металлам  и  драгоценным
камням, Государственной налоговой службе Российской Федерации;
       Г. С.  Хиже - осуществлять решение вопросов, связанных с завер-
шением формирования  заказа промышленным предприятиям по поставке про-
дукции для государственных нужд, поддержкой магистральных транспортных
систем, связи и теплокоммуникаций,  финансированием конверсии военного
производства. Обеспечивать координацию этой работы,  проводимой в  Ми-
нистерстве транспорта Российской Федерации, Министерстве путей сообще-
ния Российской Федерации,  Министерстве  связи  Российской  Федерации,
Государственном комитете  Российской Федерации по промышленной полити-
ке, Комитете Российской Федерации  по  оборонным  отраслям  промышлен-
ности, Комитете   Российской  Федерации  по  машиностроению,  Комитете
Российской Федерации по химической и  нефтехимической  промышленности,
Комитете Российской  Федерации по металлургии,  Российском космическом
агентстве;
       А. Х. Заверюхе - обеспечить решение вопросов, связанных с проб-
лемами сельского хозяйства и продовольствия,  и координацию этой рабо-
ты, проводимой  в  Министерства сельского хозяйства Российской Федера-
ции, Комитете Российской Федерации по пищевой и перерабатывающей  про-
мышленности, Комитете Российской Федерации по торговле;
       А. Н.  Шохину -  осуществлять  решение  вопросов,  связанных  с
экспортной политикой  и  программой  импортозамещения как частью госу-
дарственной селективной структурной политики,  с  активной  таможенной
политикой, обеспечивая  координацию  этой  работы,  проводимой  в  Ми-
нистерстве внешних экономических связей  Российской  Федерации,  Госу-
дарственном комитете  Российской Федерации по экономическому сотрудни-
честву с государствами - членами Содружества, Государственном таможен-
ном комитете Российской Федерации, Российском агентстве международного
сотрудничества и развития,  Федеральной службе России по  валютному  и
экспортному контролю;
       А. Б. Чубайсу - осуществлять решение вопросов, связанных с фор-
мированием системы  государственного предпринимательства,  координиро-
вать эту работу,  проводимую в Государственном комитете Российской Фе-
дерации по управлению государственным имуществом,  Государственном ко-
митете Российской Федерации по антимонопольной  политике  и  поддержке
новых экономических   структур,   министерствам  и  ведомствам  произ-
водственной сферы;
       Ю. Ф.  Ярову  -  осуществлять  взаимодействие  с республиками в
составе Российской Федерации, краями, областями, автономными образова-
ниями, городами  Москвой и Санкт-Петербургом,  обеспечивая координацию
этой работы,  проводимой в Министерстве охраны окружающей среды и при-
родных ресурсов   Российской   Федерации,   Государственном   комитете
Российской Федерации по вопросам архитектуры и строительства, Комитете
Российской Федерации по геологии и использованию недр;
       С. М.  Шахраю - обеспечивать нормотворческую работу в увязке  с
Планом действий Совета Министров-Правительства Российской Федерации по
реализации экономической реформы в 1993 году и задачами  государствен-
ной селективной структурной политики.
       Заместителям Председателя Совета Министров - Правительства Рос-
сийской Федерации  в  процессе работы по осуществлению государственной
селективной структурной политики решать вопросы  во  взаимодействии  с
республиками в составе Российской Федерации,  краями, областями, авто-
номными образованиями, городами Москвой и Санкт-Петербургом.
       3. Министру  науки  и технической политики Российской Федерации
Б. Г.  Салтыкову обеспечить решение вопросов,  связанных с  поддержкой
науки и научно-технического потенциала в интересах активного структур-
ного преобразования сферы материального производства,  осуществлять по
этим направлениям взаимодействие с Российской академией наук.
       4. Общие проблемы,  связанные с  разработкой  и  проведением  в
жизнь государственной селективной структурной политики, возлагаются на
Председателя Совета Министров-Правительства Российской Федерации,  ко-
торый осуществляет  также  координацию  этой работы,  проводимой в Ми-
нистерстве обороны Российской Федерации,  Министерстве внутренних  дел
Российской Федерации, Министерстве топлива и энергетики Российской Фе-
дерации и Министерстве Российской Федерации по атомной энергии.
       5. Министерствам  и  ведомствам  Российской Федерации,  органам
исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев,
областей, автономных  образований,  городов  Москвы и Санкт-Петербурга
развернуть практическую работу в соответствии с Основными  положениями
и критериями  государственной  селективной структурной политики в 1993
году.

       Председатель Совета Министров-Правительства Российской Федерации
                                                        В. ЧЕРНОМЫРДИН


            ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И КРИТЕРИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
             СЕЛЕКТИВНОЙ СТРУКТУРНОЙ ПОЛИТИКИ В 1993 ГОДУ

                          I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

       План действий Совета Министров-Правительства Российской Федера-
ции по реализации экономической  реформы  в  1993  году,  утвержденным
постановлением Совета  Министров-Правительства Российской Федерации от
23 февраля 1993 г.  N 160, предусматривает развернутую программу конк-
ретных мер  на федеральном уровне управления,  практическая реализация
которых в  сочетании  с  усилиями  республиканско-региональных  систем
исполнительной  власти  позволит начать преодоление глубокого экономи-
ческого кризиса.
       Опыт прошедшего  года показал,  что глобально огосударствленная
хозяйственная система в России должна изменяться не  только  в  режиме
самоорганизации и саморегулирования, но и в условиях реального и целе-
направленного управленческого воздействия на  процессы  преобразований
при четко выработанных приоритетах.
       Важнейшим направлением государственного воздействия на экономи-
ку является активная структурная политика.  Эта политика должна прово-
дится в рамках общей стратегии экономических  реформ,  в  сочетании  и
взаимной  увязке  с  жесткой финансовой и денежно-кредитной политикой,
приватизацией и другими  направлениями  экономических  преобразований,
намеченными в Плане действий Совета Министров-Правительства Российской
Федерации.  Ограниченность ресурсов, необходимость контроля над инфля-
цией  обусловливают  придание структурной политике строго селективного
характера.
       Структурная политика на данном этапе обеспечивает, с одной сто-
роны, поддержку целенаправленно выбранных групп предприятий и  органи-
заций с  получением от них реальной продукции,  а с другой - учитывает
все аспекты складывающихся рыночных отношений и  становления  экономи-
ческой свободы предприятий и предпринимателей.
       Цель государственной селективной структурной политики - обеспе-
чить повышение эффективности общественного производства через целенап-
равленное изменение его структуры,  технического уровня и номенклатуры
продукции, стабилизацию и последующий рост на этой основе жизнеобеспе-
чивающих объемов производства путем реализации системы государственных
решений и создания финансово-экономической заинтересованности предпри-
ятий и предпринимателей.
       Однако, не упуская из вида стратегические цели этой политики, а
также учитывая сложившиеся реалии,  необходимо определить и провести в
жизнь превоочередные задачи на 1993 год, имея в виду достижение стаби-
лазации производства на конкретных предприятиях на основе практическо-
го управленческого воздействия, подкрепленного жесткими мерами финансо-
во-кредитного характера,  при недопущении дальнейшего снижения  уровня
жизни населения.
       Вместе с тем здесь уже неприменимы общие подходы. Расчеты пока-
зывают, что,  выдвигая  глобальную  задачу стабилизации производства в
1993 году,  например,  на уровне,  достигнутом в IY квартале 1992  г.,
можно потерять  по  сравнению с 1992 годом в целом около 30 млн.  тонн
нефти (или более 7 процентов к общей добыче 1992 года) и соответствен-
но 2  млн.  тонн  автомобильного бензина (5,7 процента) и около 5 млн.
тонн дизельного топлива (7,4 процента),  1,4 тысячи  грузовых  вагонов
(8,3 процента),  125 млн. подшипников качения (22 процента), более 420
тыс. тонн (15,4 процента) фосфатных и около 750 тыс.  тонн (28 процен-
тов) калийных  удобрений,  13,5 тыс.  тонн (43 процента) синтетических
красителей и многое другое.
       Названная продукция  является по прежнему важнейшей в деле жиз-
необеспечения страны, а нефть, продукты ее переработки и природный газ
составляют основу  экспортного потенциала.  Поэтому надо предпринимать
все меры не только по стабилизации производства этих и некоторых  дру-
гих видов продукции, но и создать условия по наращиванию такой продук-
ции уже в 1993 году,  не допуская катастрофического для экономики сни-
жения ее производства.
       Успех в этой практической работе  может  быть  достигнут,  если
Верховный Совет  Российской  Федерации,  Верховные  Советы республик в
составе Российской Федерации,  Советы народных  депутатов  краев,  об-
ластей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга и их
исполнительные органы поддержат и разовьют предлагаемые цели и  крите-
рии. Достижение  в  таком,  пусть  даже  одном,  локальном направлении
согласованности в народном хозяйстве  крайне  необходимо.  Большинство
товаропроизводителей будет  выбираться из кризиса собственными силами,
а это означает серии банкротств,  закрытие предприятий, волну безрабо-
тицы и  многие другие негативные социальные последствия.  Но таков се-
годня путь выживания для всех.  Он может создать реальные  основы  для
оживления экономики  и на этой основе повышения уровня социальной под-
держки населения.
       Главным в этой работе является правильный выбор критериев госу-
дарственной селективной структурной политики и объектов ее  приложения
как в 1993 году, так и в последующем.
       Учитывая долгосрочный характер работы,  эти критерии и  объекты
финансовой поддержки  должны в первую очередь определяться сложившимся
положением дел в народном хозяйстве.  Тогда согласованная  селективная
структурная политика  относительно  быстро  при активной ее реализации
даже в условиях ограниченных ресурсов позволит начать реальный перелив
производительного капитала  на  достижение  экономических приоритетов,
обусловленных спецификой сложившегося положения. На этот процесс долж-
ны работать не только финансы,  кредиты, но и налоговая система, амор-
тизационная и валютная политика,  административные  рычаги  и  коммер-
ческая инициатива.  Здесь же необходимо в порядке законодательной ини-
циативы оперативно подготовить предложения по  изменению  действующего
законодательства с  учетом  полученного практического опыта.  Речь,  в
частности, идет о таких законах,  как законы о предприятиях, собствен-
ности, конверсии оборонной промышленности,  недрах,  Центральном банке
Российской Федерации и ряде других.  Соответствующие изменения  должны
быть внесены  в  целый  ряд  нормативных актов Совета Министров-Прави-
тельства Российской Федерации.
       Активная борьба  со  спадом  производства товаров и услуг,  фи-
нансовая поддержка по важнейшим направлениям при  жестком  селективном
подходе объективно вызовут оживление и по сопряженным цепочкам взаимо-
действия будут стимулировать спрос и обеспечат сбыт продукции на  зна-
чительном количестве других предприятий.
       Однако перелив средств произойдет также за счет других отраслей
и отдельных предприятий. Учитывая неизбежность сложных последствий, их
дорогую цену для общества,  крайне необходим контроль  государства  на
всех уровнях за эффективным использованием финансовых ресурсов, и осо-
бенно перераспределенных для  выбранных  предприятий  и  объектов  ре-
конструкции и строительства.
       Практический переход к селективной структурной политики  весьма
труден, поэтому  ясность  и конкретика - это залог успешной реализации
поставленной задачи. Тяжелые последствия при ее решении (банкротства и
рост безработицы)  потребуют  большой и предметной работы в социальной
области всех эшелонов управления экономикой, но особенно на региональ-
ном уровне.
       При реализации государственной селективной структурной политики
должно быть   использовано  несколько  взаимосвязанных  методов  госу-
дарственного воздействия  на  экономику  как  на  федеральном,  так  и
республиканско-региональном уровнях при согласованной работе с законо-
дательной властью   и   системой,   управляемой   Центральным   банком
Российской Федерации. Это известные методы, но задача состоит в актив-
ном программно-целевом их задействовании на практике  в  рамках  Плана
действий Совета Министров-Правительства Российской Федерации по реали-
зации экономической реформы в 1993 году.
       К этим мерам, применяя достаточно условную их группировку, мож-
но отнести:
       прямое государственное регулирование,  включающее использование
бюджетного финансирования,  кредитных субсидий (в том числе  иностран-
ных) выбранным предприятиям, а также субвенций и дотаций территориям;
       регулирование финансовыми  методами  определенных  материальных
потоков, в которых заинтересовано государство на взаимовыгодной с про-
изводителями контрактной основе для обеспечения поставок  продукции  и
услуг в целях удовлетворения общегосударственных потребностей.  Прове-
дение на федеральном уровне квотирования  и  лицензирования  стратеги-
чески важных  товаров  для достижения максимальной внешнеэкономической
эффективности селективной структурной политики;
       широкое использование  на  федеральном  и республиканско-регио-
нальном уровнях методов финансового и  денежно-кредитного  регулирова-
ния, включая налоговые ставки и налоговые льготы, индексацию амортиза-
ционных отчислений,  проведение ускоренной амортизации, целенаправлен-
ное влияние  учетных  банковских  ставок,  кредитную  регистрацию  или
экспансию. Применение гарантий государства,  республик и  регионов,  в
том числе и в работе с иностранными инвесторами,  масштабная и принци-
пиальная таможенная политика, антимонопольное регулирование цен и соз-
дание рыночных систем согласования их между производителями и потреби-
телями, задействования других мер рыночного механизмов.
       Общей задачей Совета Министров-Правительства Российской Федера-
ции остается всемерное создание  условий  для  повышения  предпринима-
тельской активности в промышленном,  сельскохозяйственном и строитель-
ном производствах, на транспорте и в системе коммуникаций, в обращении
товаров и  в определенных секторах социальной сферы.  Центрами деловой
активности должны стать в первую очередь те предприятия и организации,
которые попадают в зону влияния селективной структурной политики.  По-
мощь государства должна обеспечить решение задачи оживления всей  эко-
номики через  выбранные  достаточно многочисленные конкретные объекты,
через приватизацию, поддержку предпринимательства и другие меры, выте-
кающие из Плана действий Совета Министров-Правительства Российской Фе-
дерации по реализации экономической реформы в 1993 году.  Надо  учиты-
вать и такой важнейший фактор, как рынок, который будет самостоятельно
осуществлять свою структурную и иную достаточно жесткую селекцию неза-
висимо от государства.
       В связи с этим необходимо активно способствовать в рамках госу-
дарственной селективной структурной политики созданию/ новых организа-
ционных форм управления конкретными сферами производства таких, напри-
мер, как финансовые группы, холдинговые и акционерные компании, межот-
раслевые и межрегиональные  ассоциации,  концерны,  банковские  союзы,
совместные предприятия,  частные  предпринимательские структуры,  меж-
государственные компании,  прежде всего с ближним зарубежьем, подкреп-
ляя это содействие оперативным уточнением действующего законодательст-
ва.
       Особенно важно   учитывать,  что  государственное  предпринима-
тельство на первое место  должно  ставить  задачу  обеспечения  произ-
водства необходимых обществу продукции и услуг. Здесь нет противоречий
с интересами частного предпринимательства,  так  как  прибыль  частных
компаний, пополняющая  налоговую  базу государства,  также работает на
экономику и на общество в целом.  Чем выше  прибыль  предпринимателей,
тем больше  возможностей  дальнейшего развития производства и создания
новых рабочих мест.  В деле вывода экономики России из кризиса  усилия
федеративного государства на всех уровнях управления и усилия предпри-
нимателей при продуманной финансовой и налоговой политике должны  объ-
ективно сочетаться.

           II. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ НА УРОВНЕ
               СОВЕТА МИНИСТРОВ - ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ
             ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

       Поскольку все органы государственного управления на федеральном
уровне представляют собой в совокупности весьма сложную систему испол-
нительной власти,  необходима единая "технологическая" схема организа-
ции этой работы.  Следует активно задействовать  все  интеллектуальные
силы этой системы.  Совет Министров-Правительство Российской Федерации
должен дать начальный импульс в деле реализации селективной  структур-
ной политики и постоянно вести эту работу, согласовывая и проводя ее в
жизнь на  республиканско-региональном  уровне  управления   экономикой
страны.
       Таким образом,  следует активно задействовать  как  федеральную
вертикаль исполнительной  власти,  так и большие возможности республи-
канско-регионального уровня при постоянных деловых контактах с законо-
дательной властью.
       Но для  этого  необходимо  (пусть  даже  в  схематичном   виде)
представить сегодня  общую картину намечаемой работы Правительства:  с
чего начинать,  как ее развивать,  чем заканчивать и какие  необходимо
наметить этапы.
       На первом этапе (до 1 мая 1993 г.) следует на основе  сформули-
рованных Основных положений и критериев начать активную работу в цент-
ральных органах государственного  управления  под  руководством  соот-
ветствующих заместителей  Председателя  Совета Министров-Правительства
Российской Федерации.
       Этот этап  заключается прежде всего в организованном начале ра-
боты, подключении к ней  наиболее  квалифицированных  специалистов  не
только органов государственного управления,  но также других организа-
ций, в том числе общественных и коммерческих структур.  В  каждом  ми-
нистерстве и  комитете  эту  работу года должны возглавлять первые за-
местители руководителя.
       На этом  этапе отрабатываются принципы,  уточняются необходимые
критерии и финансово-экономические ориентиры с тем,  чтобы в  процессе
работы выйти   на  конкретные  параметры  государственной  селективной
структурной политики по всем направлениям.
       Первый этап достаточно короткий,  но он важен своим организаци-
онным началом.  Необходимо, чтобы в работе по подготовке и осуществле-
нию структурной  политики в сочетании со всей деятельностью Совета Ми-
нистров-Правительства Российской Федерации по реализации экономической
реформы в 1993 году были задействованы силы центральных органов управ-
ления на федеральном уровне и оперативно начаты контакты с регионами.
       Второй этап - это период завершения формирования адресных точек
и направлений реализации селективной структурной политики с выходом на
конкретные  суммы  финансирования  из федерального бюджета и возможные
объемы, а также структурные изменения в выпуске продукции. Этап должен
завершиться  до 20 мая согласованием намеченных к использованию в 1993
году общих финансовых средств для реализации  структурной  политики  с
реальными  источниками финансирования всех уровней управления экономи-
кой.
       После принятия  принципиальных решений Минфину России совместно
с Минэкономики России по согласованию с Центральным банком  Российской
Федерации следует  осуществить адресное доведение совокупных централи-
зованных финансовых средств с тем, чтобы предприятия, которые попали в
сферу влияния государственной селективной структурной политики,  знали
конкретно, на какие источники они могут рассчитывать со стороны  феде-
рального Правительства,  сколько  им  самостоятельно  надо  заработать
средств или привлечь их со стороны,  чем  им  могут  помочь  республи-
канские, областные или краевые органы из своих бюджетов.
       На основе такой конкретной информации до 10 июня  целесообразно
осуществить третий  и  последний  этап  работы  по  формированию госу-
дарственной селективной структурной политики в 1993 году.  Он заключа-
ется в том, что Минэкономики России, привлекая все министерства, коми-
теты и другие организации,  участвовавшие в формировании такой полити-
ки, подготавливает совместно с Минфином России и соответствующими эко-
номическими органами республик и  регионов  прогнозные  оценки  работы
экономики России  в этом году в отраслевом и республиканско-региональ-
ном разрезах. Эти прогнозные оценки станут ориентиром в работе системы
исполнительной власти на всех уровнях до конца 1993 года.
       Таким образом, все три этапа этой работы Совет Министров-Прави-
тельство Российской Федерации должен завершить в сжатые сроки. Естест-
венно, что затем следует проанализировать, как проходила эта работа на
практике, внести в организационные и "технологические" схемы необходи-
мые коррективы,  чтобы на 1994 год подобную работу выполнить уже в  IY
квартале текущего  года  и  войти в будущий год более организованно по
всем управленческим параметрам, которые находятся в компетенции Совета
Министров-Правительства Российской  Федерации в соответствии с Законом
Российской Федерации "О Совете Министров-Правительстве Российской  Фе-
дерации".
       
           III. ОБЩИЕ  КРИТЕРИИ  ФОРМИРОВАНИЯ  СЕЛЕКТИВНОЙ
                 ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТРУКТУРНОЙ ПОЛИТИКИ
                
       При формировании государственной селективной структурной  поли-
тики предлагается ориентироваться на следующие критерии.
       
       Первый. На расширенном заседании Совета Министров-Правительства
Российской Федерации 11 февраля 1993 г.  были намечены конкретные нап-
равления государственной селективной структурной политики,  в пределах
которых и должна быть развернута работа по определению наиболее эффек-
тивных предприятий и районов в регионах, где формирумые на федеральном
уровне финансовые средства дадут быструю и  максимальную  отдачу.  Эти
направления следующие:
       топливно-энергетический комплекс, нефтепереработка и нефтехимия;
       обеспечение населения  продовольствием  и  социальная поддержка
слабо защищенных слоев населения;
       стабилизация работы магистральных транспортных систем,  связи и
телекоммуникаций;
       финансирование конверсии военного производства;
       поддержка науки и  научно-технического  потенциала,  способного
к участию в активном преобразовании сферы материального производства.
       По каждому из этих направлений должны быть определены  конкрет-
ные предприятия,  намечены  размеры  их  финансирования с федерального
уровня и оценены возможные объемы продукции реально формирующие  прог-
рессивную общую  структуру  производства или меняющие ее благоприятную
сторону.
       Следует обеспечить  прямую  ответственность за взятые у Минфина
России или Центрального банка Российской Федерации финансовые средства
для выбранных предприятий и хозяйств. Именно такая работа обеспечивает
реальный переход от финансирования с федерального уровня "по площадям"
к целевому  селективному  финансированию  при  конкретном  прогнозе по
кварталам 1993 года получаемой продукции в  результате  осуществления
такой политики.
       
       Второй. Необходимо,  чтобы  эта  работа  во  всех органах госу-
дарственного управления имела достаточно четкие финансовые рамки.  Уже
на первом  этапе Минфин России и Минэкономики России по согласованию с
Центральным банком Российской Федерации должны сформировать эти ориен-
тиры в конкретных цифрах и довести их соответствующих участников рабо-
ты.
       
н Третий.  Следует организовать четкую работу по  поставкам  продукции
(товаров, услуг)  для удовлетворения общегосударственных потребностей,
сформированных на 1993 год.  Эта продукция (товары, услуги) должна вы-
купаться государством  по  рыночным  ценам  у  предприятий  всех  форм
собственности и  отражать  один  из  важнейших  элементов  селективной
структурной политики, так как государство конкретно заказывает продук-
цию и услуги и платит за них из бюджета. На 1993 год поставки уже сба-
лансированы с бюджетными средствами.  Масштаб этих госпоставок сегодня
небольшой и отражает решение тех задач,  которые реализуются на основе
Закона Российской Федерации "О поставках продукции и товаров для госу-
дарственных нужд". Но намеченные на 1993 год объемы поставок для госу-
дарственных нужд - это реальный практический критерий для формирования
селективной структурной политики  на  1993  год  и  последующие  годы.
Естественно,  что такую работу необходимо проводить, опираясь на Феде-
ральную контрактную систему.
       
       Четвертый. Важнейшим направлением является формирование системы
государственного предпринимательства.   В  такую  систему  заключаются
предприятия, которые в соответствии с государственной программой  при-
ватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Фе-
дерации отнесены к объектам приватизация которых  запрещена,  а  также
неприватизированные предприятия,  отнесенные к объектам,  приватизация
которых осуществляется только по решению Совета Министров-Правительст-
ва Российской  Федерации или по решению Госкомимущества России (с уче-
том мнения отраслевых министерств). Таких неприватизированных предпри-
ятий включая  и явных монополистов в 1993 году и последующих годах бу-
дет работать большое количество.  Из числа этих государственных предп-
риятий также  необходимо выбрать адресатов государственной селективной
структурной политики, помочь им финансами и ориентировать их на произ-
водство необходимой  продукции  и оказание соответствующих услуг.  Это
должен быть достаточно четкий критерий.  С ним необходимо детально ра-
зобраться прежде всего Госкомимуществу России и ГКАП России.
       
       Пятый. Государственная  селективная  структурная политика может
весьма эффективно  стимулироваться  всей  денежно-кредитной   системой
страны, возглавляемой Центральным банком Российской Федерации. Необхо-
димо организовать приоритетное прохождение платежных документов как  в
пределах Российской  Федерации,  так  и  в  ближнее  зарубежье по всем
предприятиям и организациям,  включенным в сферу действия  селективной
государственной структурной политики.  Это будет не только весьма ощу-
тимый стимул для предприятий,  но  и  реальная  поддержка  селективной
структурной политики  со стороны Центрального банка Российской Федера-
ции, что в свою очередь создаст условия для более быстрой и масштабной
возвратности кредитных ресурсов, задействованных на этих предприятиях.
       
       Шестой. Поскольку  расширение  отечественной  экспортной базы и
программ импортозамещения являются  составной  частью  государственной
селективной структурной  политики,  весьма важно активное и предметное
участие в этой работе МВЭСа России.  Основываясь на прогнозных оценках
производства продукции  с учетом воздействия государственной селектив-
ной структурной политики, Минэкономики России, МВЭСу России с участием
Госкомсотрудничества России  и  ГКТ России необходимо завершить разра-
ботку прогнозного внешнеторгового баланса страны, учитывающего торгов-
лю со странами ближнего зарубежья. При этом следует ориентироваться на
необходимость активного  формирования  "общего  рынка"  государств   -
участников Содружества  предусматривающего отсутствие таможенных барь-
еров между ними и осуществление единой таможенной политики  с  другими
странами. Необходимо  также  определиться с тем,  как через политику в
области импорта активно воздействовать на  отечественных  производите-
лей: какие  предприятия на этом этапе защитить от внешней конкуренции,
где она должна быть,  но регулироваться,  а где конкуренция не  должна
ограничиваться.
       
       Седьмой. Весьма сложная задача стоит перед Минсельхозом России.
В данном  случае  не  избежать  распределения  федеральных  финансовых
ресурсов в целом по регионам.  Но крайне важно четко ориентироваться в
этой работе на региональную специализацию сельскохозяйственного произ-
водства и его эффективность. Здесь концентрация ресурсов в эффективных
сельскохозяйственных регионах может дать очень много.  Но должен  быть
сразу продуман  инструмент обратной связи с сельскими производителями,
включая фермеров. К ним уже пошли федеральные деньги, известно, сколь-
ко и в какие адреса. С такой же точностью надо оценить объемы реализа-
ции сельскохозяйственной продукции и в рамках этих реалий вести  прак-
тическую работу весь текущий год.
       
       Восьмой. Необходимо  подчеркнуть,  что  эта  работа  ведется не
только на федеральном уровне - очень важна  ее  стыковка  с  республи-
канско-региональными уровнями и коммерческого сектора.
       
       Девятый. При  формировании  и реализации государственной селек-
тивной структурной политики необходимо исходить из возможностей прежде
всего финансово-кредитной   системы.  Именно  она  определяет,  причем
достаточно жестко,  пределы селективного финансирования как  на  феде-
ральном, так и на региональном уровнях.  Остальное - рынок и собствен-
ная инициатива  предпринимателей,  директоров,  трудовых  коллективов.
Здесь должна  быть  определена  важнейшая роль Госкомимущества России.
Комитет должен обратить особое внимание  на  те  предприятия,  которые
остались за чертой приоритетов и пока еще принадлежат государству,  но
в силу ужесточения финансовой политики оказались один на один  с  рын-
ком. Нужно  начинать работать с такими предприятиями,  не ждать и ста-
раться не допускать их банкротства,  а упреждающе преобразовывать  их,
оказывать предприятиям  помощь  не  финансами,  а принципиально новыми
условиями хозяйствования.
       
       Десятый. Следует в самые короткие сроки довести до всех  разра-
ботчиков практических  мер  по  реализации государственной селективной
структурной политики в 1993 году  материал  по  структурной  политике,
подготовленный в свое время специалистами Минэкономики России.  Причем
этот документ на данной стадии работы  не  должен  восприниматься  как
окончательная директива  или  безусловное руководство к действиям.  Он
должен быть сегодня использован как дополнительный информационный  ма-
териал для работы по этому направлению. Однако надо учитывать, что се-
лективная структурная политика государства - это долговременная  прог-
рамма практических действий.
       Необходимо всемерно  использовать  и  расширять  опыт   Минфина
России по организации доведения до предприятий, министерств, республик
и регионов финансовых средств из  государственного  бюджета  и  других
источников, но  уже  с принципиально новых позиций.  Следует тщательно
проработать систему финансово-экономических условий и  требований  при
использовании централизованных средств, обратив особое внимание на ме-
ры контроля,  а также предупреждение перекачки таких средств  в  фонды
потребления предприятий и организаций.
       В обязательном порядке необходимо согласованно использовать всю
систему мер, уже разработанных и проводимых в жизнь Центральным банком
Российской Федерации.
       Таким образом,  в предстоящей работе должна быть использована и
развита вся положительная практика  центральных  органов  федерального
управления по регулированию производственных,  социально-экономических
и финансовых процессов в экономике в условиях переходного к рынку  пе-
риода. Но  при  этом  необходимо  четко выдерживать курс на углубление
экономических реформ и дальнейшее развитие рыночных отношений с учетом
бюджетного послания  Президента Российской Федерации Верховному Совету
Российской Федерации.