О ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЕЛЕКТИВНОЙ СТРУКТУРНОЙ ПОЛИТИКЕ В 1993 ГОДУ ПОСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТ МИНИСТРОВ - ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ 12 АПРЕЛЯ 1993 г. N 306 (РГ 93-79) Совет Министров-Правительство Российской Федерации постановляет: 1. Одобрить прилагаемые Основные положения и критерии госу- дарственной селективной структурной политики в 1993 году. 2. В целях организации работы, связанной с практической реали- зацией выработанной государственной селективной структурной политики, и контроля за ходом ее проведения министерствами и ведомствами обязан- ности между заместителями Председателя Совета Министров-Правительства Российской Федерации распределить следующим образом: В. Ф. Шумейко - обеспечить взаимодействие Совета Министров-Пра- вительства Российской Федерации с комитетами и комиссиями Верховного Совета Российской Федерации, проводить общую координацию работ, решать социальные вопросы; В. Г. Федорову - обеспечить работу по формированию государствен- ной селективной структурной политики в процессе финансовой стабилиза- ции, организовать в этом направлении совместную работу Совета Минист- ров-Правительства Российской Федерации с Центральным банком Российской Федерации. Осуществлять координацию этой работы, проводимой в Ми- нистерстве экономики Российской Федерации, Министерстве финансов Российской Федерации, Комитете Российской Федерации по политике цен, Комитете Российской Федерации по драгоценным металлам и драгоценным камням, Государственной налоговой службе Российской Федерации; Г. С. Хиже - осуществлять решение вопросов, связанных с завер- шением формирования заказа промышленным предприятиям по поставке про- дукции для государственных нужд, поддержкой магистральных транспортных систем, связи и теплокоммуникаций, финансированием конверсии военного производства. Обеспечивать координацию этой работы, проводимой в Ми- нистерстве транспорта Российской Федерации, Министерстве путей сообще- ния Российской Федерации, Министерстве связи Российской Федерации, Государственном комитете Российской Федерации по промышленной полити- ке, Комитете Российской Федерации по оборонным отраслям промышлен- ности, Комитете Российской Федерации по машиностроению, Комитете Российской Федерации по химической и нефтехимической промышленности, Комитете Российской Федерации по металлургии, Российском космическом агентстве; А. Х. Заверюхе - обеспечить решение вопросов, связанных с проб- лемами сельского хозяйства и продовольствия, и координацию этой рабо- ты, проводимой в Министерства сельского хозяйства Российской Федера- ции, Комитете Российской Федерации по пищевой и перерабатывающей про- мышленности, Комитете Российской Федерации по торговле; А. Н. Шохину - осуществлять решение вопросов, связанных с экспортной политикой и программой импортозамещения как частью госу- дарственной селективной структурной политики, с активной таможенной политикой, обеспечивая координацию этой работы, проводимой в Ми- нистерстве внешних экономических связей Российской Федерации, Госу- дарственном комитете Российской Федерации по экономическому сотрудни- честву с государствами - членами Содружества, Государственном таможен- ном комитете Российской Федерации, Российском агентстве международного сотрудничества и развития, Федеральной службе России по валютному и экспортному контролю; А. Б. Чубайсу - осуществлять решение вопросов, связанных с фор- мированием системы государственного предпринимательства, координиро- вать эту работу, проводимую в Государственном комитете Российской Фе- дерации по управлению государственным имуществом, Государственном ко- митете Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, министерствам и ведомствам произ- водственной сферы; Ю. Ф. Ярову - осуществлять взаимодействие с республиками в составе Российской Федерации, краями, областями, автономными образова- ниями, городами Москвой и Санкт-Петербургом, обеспечивая координацию этой работы, проводимой в Министерстве охраны окружающей среды и при- родных ресурсов Российской Федерации, Государственном комитете Российской Федерации по вопросам архитектуры и строительства, Комитете Российской Федерации по геологии и использованию недр; С. М. Шахраю - обеспечивать нормотворческую работу в увязке с Планом действий Совета Министров-Правительства Российской Федерации по реализации экономической реформы в 1993 году и задачами государствен- ной селективной структурной политики. Заместителям Председателя Совета Министров - Правительства Рос- сийской Федерации в процессе работы по осуществлению государственной селективной структурной политики решать вопросы во взаимодействии с республиками в составе Российской Федерации, краями, областями, авто- номными образованиями, городами Москвой и Санкт-Петербургом. 3. Министру науки и технической политики Российской Федерации Б. Г. Салтыкову обеспечить решение вопросов, связанных с поддержкой науки и научно-технического потенциала в интересах активного структур- ного преобразования сферы материального производства, осуществлять по этим направлениям взаимодействие с Российской академией наук. 4. Общие проблемы, связанные с разработкой и проведением в жизнь государственной селективной структурной политики, возлагаются на Председателя Совета Министров-Правительства Российской Федерации, ко- торый осуществляет также координацию этой работы, проводимой в Ми- нистерстве обороны Российской Федерации, Министерстве внутренних дел Российской Федерации, Министерстве топлива и энергетики Российской Фе- дерации и Министерстве Российской Федерации по атомной энергии. 5. Министерствам и ведомствам Российской Федерации, органам исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга развернуть практическую работу в соответствии с Основными положениями и критериями государственной селективной структурной политики в 1993 году. Председатель Совета Министров-Правительства Российской Федерации В. ЧЕРНОМЫРДИН ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И КРИТЕРИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЕЛЕКТИВНОЙ СТРУКТУРНОЙ ПОЛИТИКИ В 1993 ГОДУ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ План действий Совета Министров-Правительства Российской Федера- ции по реализации экономической реформы в 1993 году, утвержденным постановлением Совета Министров-Правительства Российской Федерации от 23 февраля 1993 г. N 160, предусматривает развернутую программу конк- ретных мер на федеральном уровне управления, практическая реализация которых в сочетании с усилиями республиканско-региональных систем исполнительной власти позволит начать преодоление глубокого экономи- ческого кризиса. Опыт прошедшего года показал, что глобально огосударствленная хозяйственная система в России должна изменяться не только в режиме самоорганизации и саморегулирования, но и в условиях реального и целе- направленного управленческого воздействия на процессы преобразований при четко выработанных приоритетах. Важнейшим направлением государственного воздействия на экономи- ку является активная структурная политика. Эта политика должна прово- дится в рамках общей стратегии экономических реформ, в сочетании и взаимной увязке с жесткой финансовой и денежно-кредитной политикой, приватизацией и другими направлениями экономических преобразований, намеченными в Плане действий Совета Министров-Правительства Российской Федерации. Ограниченность ресурсов, необходимость контроля над инфля- цией обусловливают придание структурной политике строго селективного характера. Структурная политика на данном этапе обеспечивает, с одной сто- роны, поддержку целенаправленно выбранных групп предприятий и органи- заций с получением от них реальной продукции, а с другой - учитывает все аспекты складывающихся рыночных отношений и становления экономи- ческой свободы предприятий и предпринимателей. Цель государственной селективной структурной политики - обеспе- чить повышение эффективности общественного производства через целенап- равленное изменение его структуры, технического уровня и номенклатуры продукции, стабилизацию и последующий рост на этой основе жизнеобеспе- чивающих объемов производства путем реализации системы государственных решений и создания финансово-экономической заинтересованности предпри- ятий и предпринимателей. Однако, не упуская из вида стратегические цели этой политики, а также учитывая сложившиеся реалии, необходимо определить и провести в жизнь превоочередные задачи на 1993 год, имея в виду достижение стаби- лазации производства на конкретных предприятиях на основе практическо- го управленческого воздействия, подкрепленного жесткими мерами финансо- во-кредитного характера, при недопущении дальнейшего снижения уровня жизни населения. Вместе с тем здесь уже неприменимы общие подходы. Расчеты пока- зывают, что, выдвигая глобальную задачу стабилизации производства в 1993 году, например, на уровне, достигнутом в IY квартале 1992 г., можно потерять по сравнению с 1992 годом в целом около 30 млн. тонн нефти (или более 7 процентов к общей добыче 1992 года) и соответствен- но 2 млн. тонн автомобильного бензина (5,7 процента) и около 5 млн. тонн дизельного топлива (7,4 процента), 1,4 тысячи грузовых вагонов (8,3 процента), 125 млн. подшипников качения (22 процента), более 420 тыс. тонн (15,4 процента) фосфатных и около 750 тыс. тонн (28 процен- тов) калийных удобрений, 13,5 тыс. тонн (43 процента) синтетических красителей и многое другое. Названная продукция является по прежнему важнейшей в деле жиз- необеспечения страны, а нефть, продукты ее переработки и природный газ составляют основу экспортного потенциала. Поэтому надо предпринимать все меры не только по стабилизации производства этих и некоторых дру- гих видов продукции, но и создать условия по наращиванию такой продук- ции уже в 1993 году, не допуская катастрофического для экономики сни- жения ее производства. Успех в этой практической работе может быть достигнут, если Верховный Совет Российской Федерации, Верховные Советы республик в составе Российской Федерации, Советы народных депутатов краев, об- ластей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга и их исполнительные органы поддержат и разовьют предлагаемые цели и крите- рии. Достижение в таком, пусть даже одном, локальном направлении согласованности в народном хозяйстве крайне необходимо. Большинство товаропроизводителей будет выбираться из кризиса собственными силами, а это означает серии банкротств, закрытие предприятий, волну безрабо- тицы и многие другие негативные социальные последствия. Но таков се- годня путь выживания для всех. Он может создать реальные основы для оживления экономики и на этой основе повышения уровня социальной под- держки населения. Главным в этой работе является правильный выбор критериев госу- дарственной селективной структурной политики и объектов ее приложения как в 1993 году, так и в последующем. Учитывая долгосрочный характер работы, эти критерии и объекты финансовой поддержки должны в первую очередь определяться сложившимся положением дел в народном хозяйстве. Тогда согласованная селективная структурная политика относительно быстро при активной ее реализации даже в условиях ограниченных ресурсов позволит начать реальный перелив производительного капитала на достижение экономических приоритетов, обусловленных спецификой сложившегося положения. На этот процесс долж- ны работать не только финансы, кредиты, но и налоговая система, амор- тизационная и валютная политика, административные рычаги и коммер- ческая инициатива. Здесь же необходимо в порядке законодательной ини- циативы оперативно подготовить предложения по изменению действующего законодательства с учетом полученного практического опыта. Речь, в частности, идет о таких законах, как законы о предприятиях, собствен- ности, конверсии оборонной промышленности, недрах, Центральном банке Российской Федерации и ряде других. Соответствующие изменения должны быть внесены в целый ряд нормативных актов Совета Министров-Прави- тельства Российской Федерации. Активная борьба со спадом производства товаров и услуг, фи- нансовая поддержка по важнейшим направлениям при жестком селективном подходе объективно вызовут оживление и по сопряженным цепочкам взаимо- действия будут стимулировать спрос и обеспечат сбыт продукции на зна- чительном количестве других предприятий. Однако перелив средств произойдет также за счет других отраслей и отдельных предприятий. Учитывая неизбежность сложных последствий, их дорогую цену для общества, крайне необходим контроль государства на всех уровнях за эффективным использованием финансовых ресурсов, и осо- бенно перераспределенных для выбранных предприятий и объектов ре- конструкции и строительства. Практический переход к селективной структурной политики весьма труден, поэтому ясность и конкретика - это залог успешной реализации поставленной задачи. Тяжелые последствия при ее решении (банкротства и рост безработицы) потребуют большой и предметной работы в социальной области всех эшелонов управления экономикой, но особенно на региональ- ном уровне. При реализации государственной селективной структурной политики должно быть использовано несколько взаимосвязанных методов госу- дарственного воздействия на экономику как на федеральном, так и республиканско-региональном уровнях при согласованной работе с законо- дательной властью и системой, управляемой Центральным банком Российской Федерации. Это известные методы, но задача состоит в актив- ном программно-целевом их задействовании на практике в рамках Плана действий Совета Министров-Правительства Российской Федерации по реали- зации экономической реформы в 1993 году. К этим мерам, применяя достаточно условную их группировку, мож- но отнести: прямое государственное регулирование, включающее использование бюджетного финансирования, кредитных субсидий (в том числе иностран- ных) выбранным предприятиям, а также субвенций и дотаций территориям; регулирование финансовыми методами определенных материальных потоков, в которых заинтересовано государство на взаимовыгодной с про- изводителями контрактной основе для обеспечения поставок продукции и услуг в целях удовлетворения общегосударственных потребностей. Прове- дение на федеральном уровне квотирования и лицензирования стратеги- чески важных товаров для достижения максимальной внешнеэкономической эффективности селективной структурной политики; широкое использование на федеральном и республиканско-регио- нальном уровнях методов финансового и денежно-кредитного регулирова- ния, включая налоговые ставки и налоговые льготы, индексацию амортиза- ционных отчислений, проведение ускоренной амортизации, целенаправлен- ное влияние учетных банковских ставок, кредитную регистрацию или экспансию. Применение гарантий государства, республик и регионов, в том числе и в работе с иностранными инвесторами, масштабная и принци- пиальная таможенная политика, антимонопольное регулирование цен и соз- дание рыночных систем согласования их между производителями и потреби- телями, задействования других мер рыночного механизмов. Общей задачей Совета Министров-Правительства Российской Федера- ции остается всемерное создание условий для повышения предпринима- тельской активности в промышленном, сельскохозяйственном и строитель- ном производствах, на транспорте и в системе коммуникаций, в обращении товаров и в определенных секторах социальной сферы. Центрами деловой активности должны стать в первую очередь те предприятия и организации, которые попадают в зону влияния селективной структурной политики. По- мощь государства должна обеспечить решение задачи оживления всей эко- номики через выбранные достаточно многочисленные конкретные объекты, через приватизацию, поддержку предпринимательства и другие меры, выте- кающие из Плана действий Совета Министров-Правительства Российской Фе- дерации по реализации экономической реформы в 1993 году. Надо учиты- вать и такой важнейший фактор, как рынок, который будет самостоятельно осуществлять свою структурную и иную достаточно жесткую селекцию неза- висимо от государства. В связи с этим необходимо активно способствовать в рамках госу- дарственной селективной структурной политики созданию/ новых организа- ционных форм управления конкретными сферами производства таких, напри- мер, как финансовые группы, холдинговые и акционерные компании, межот- раслевые и межрегиональные ассоциации, концерны, банковские союзы, совместные предприятия, частные предпринимательские структуры, меж- государственные компании, прежде всего с ближним зарубежьем, подкреп- ляя это содействие оперативным уточнением действующего законодательст- ва. Особенно важно учитывать, что государственное предпринима- тельство на первое место должно ставить задачу обеспечения произ- водства необходимых обществу продукции и услуг. Здесь нет противоречий с интересами частного предпринимательства, так как прибыль частных компаний, пополняющая налоговую базу государства, также работает на экономику и на общество в целом. Чем выше прибыль предпринимателей, тем больше возможностей дальнейшего развития производства и создания новых рабочих мест. В деле вывода экономики России из кризиса усилия федеративного государства на всех уровнях управления и усилия предпри- нимателей при продуманной финансовой и налоговой политике должны объ- ективно сочетаться. II. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ НА УРОВНЕ СОВЕТА МИНИСТРОВ - ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ Поскольку все органы государственного управления на федеральном уровне представляют собой в совокупности весьма сложную систему испол- нительной власти, необходима единая "технологическая" схема организа- ции этой работы. Следует активно задействовать все интеллектуальные силы этой системы. Совет Министров-Правительство Российской Федерации должен дать начальный импульс в деле реализации селективной структур- ной политики и постоянно вести эту работу, согласовывая и проводя ее в жизнь на республиканско-региональном уровне управления экономикой страны. Таким образом, следует активно задействовать как федеральную вертикаль исполнительной власти, так и большие возможности республи- канско-регионального уровня при постоянных деловых контактах с законо- дательной властью. Но для этого необходимо (пусть даже в схематичном виде) представить сегодня общую картину намечаемой работы Правительства: с чего начинать, как ее развивать, чем заканчивать и какие необходимо наметить этапы. На первом этапе (до 1 мая 1993 г.) следует на основе сформули- рованных Основных положений и критериев начать активную работу в цент- ральных органах государственного управления под руководством соот- ветствующих заместителей Председателя Совета Министров-Правительства Российской Федерации. Этот этап заключается прежде всего в организованном начале ра- боты, подключении к ней наиболее квалифицированных специалистов не только органов государственного управления, но также других организа- ций, в том числе общественных и коммерческих структур. В каждом ми- нистерстве и комитете эту работу года должны возглавлять первые за- местители руководителя. На этом этапе отрабатываются принципы, уточняются необходимые критерии и финансово-экономические ориентиры с тем, чтобы в процессе работы выйти на конкретные параметры государственной селективной структурной политики по всем направлениям. Первый этап достаточно короткий, но он важен своим организаци- онным началом. Необходимо, чтобы в работе по подготовке и осуществле- нию структурной политики в сочетании со всей деятельностью Совета Ми- нистров-Правительства Российской Федерации по реализации экономической реформы в 1993 году были задействованы силы центральных органов управ- ления на федеральном уровне и оперативно начаты контакты с регионами. Второй этап - это период завершения формирования адресных точек и направлений реализации селективной структурной политики с выходом на конкретные суммы финансирования из федерального бюджета и возможные объемы, а также структурные изменения в выпуске продукции. Этап должен завершиться до 20 мая согласованием намеченных к использованию в 1993 году общих финансовых средств для реализации структурной политики с реальными источниками финансирования всех уровней управления экономи- кой. После принятия принципиальных решений Минфину России совместно с Минэкономики России по согласованию с Центральным банком Российской Федерации следует осуществить адресное доведение совокупных централи- зованных финансовых средств с тем, чтобы предприятия, которые попали в сферу влияния государственной селективной структурной политики, знали конкретно, на какие источники они могут рассчитывать со стороны феде- рального Правительства, сколько им самостоятельно надо заработать средств или привлечь их со стороны, чем им могут помочь республи- канские, областные или краевые органы из своих бюджетов. На основе такой конкретной информации до 10 июня целесообразно осуществить третий и последний этап работы по формированию госу- дарственной селективной структурной политики в 1993 году. Он заключа- ется в том, что Минэкономики России, привлекая все министерства, коми- теты и другие организации, участвовавшие в формировании такой полити- ки, подготавливает совместно с Минфином России и соответствующими эко- номическими органами республик и регионов прогнозные оценки работы экономики России в этом году в отраслевом и республиканско-региональ- ном разрезах. Эти прогнозные оценки станут ориентиром в работе системы исполнительной власти на всех уровнях до конца 1993 года. Таким образом, все три этапа этой работы Совет Министров-Прави- тельство Российской Федерации должен завершить в сжатые сроки. Естест- венно, что затем следует проанализировать, как проходила эта работа на практике, внести в организационные и "технологические" схемы необходи- мые коррективы, чтобы на 1994 год подобную работу выполнить уже в IY квартале текущего года и войти в будущий год более организованно по всем управленческим параметрам, которые находятся в компетенции Совета Министров-Правительства Российской Федерации в соответствии с Законом Российской Федерации "О Совете Министров-Правительстве Российской Фе- дерации". III. ОБЩИЕ КРИТЕРИИ ФОРМИРОВАНИЯ СЕЛЕКТИВНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СТРУКТУРНОЙ ПОЛИТИКИ При формировании государственной селективной структурной поли- тики предлагается ориентироваться на следующие критерии. Первый. На расширенном заседании Совета Министров-Правительства Российской Федерации 11 февраля 1993 г. были намечены конкретные нап- равления государственной селективной структурной политики, в пределах которых и должна быть развернута работа по определению наиболее эффек- тивных предприятий и районов в регионах, где формирумые на федеральном уровне финансовые средства дадут быструю и максимальную отдачу. Эти направления следующие: топливно-энергетический комплекс, нефтепереработка и нефтехимия; обеспечение населения продовольствием и социальная поддержка слабо защищенных слоев населения; стабилизация работы магистральных транспортных систем, связи и телекоммуникаций; финансирование конверсии военного производства; поддержка науки и научно-технического потенциала, способного к участию в активном преобразовании сферы материального производства. По каждому из этих направлений должны быть определены конкрет- ные предприятия, намечены размеры их финансирования с федерального уровня и оценены возможные объемы продукции реально формирующие прог- рессивную общую структуру производства или меняющие ее благоприятную сторону. Следует обеспечить прямую ответственность за взятые у Минфина России или Центрального банка Российской Федерации финансовые средства для выбранных предприятий и хозяйств. Именно такая работа обеспечивает реальный переход от финансирования с федерального уровня "по площадям" к целевому селективному финансированию при конкретном прогнозе по кварталам 1993 года получаемой продукции в результате осуществления такой политики. Второй. Необходимо, чтобы эта работа во всех органах госу- дарственного управления имела достаточно четкие финансовые рамки. Уже на первом этапе Минфин России и Минэкономики России по согласованию с Центральным банком Российской Федерации должны сформировать эти ориен- тиры в конкретных цифрах и довести их соответствующих участников рабо- ты. н Третий. Следует организовать четкую работу по поставкам продукции (товаров, услуг) для удовлетворения общегосударственных потребностей, сформированных на 1993 год. Эта продукция (товары, услуги) должна вы- купаться государством по рыночным ценам у предприятий всех форм собственности и отражать один из важнейших элементов селективной структурной политики, так как государство конкретно заказывает продук- цию и услуги и платит за них из бюджета. На 1993 год поставки уже сба- лансированы с бюджетными средствами. Масштаб этих госпоставок сегодня небольшой и отражает решение тех задач, которые реализуются на основе Закона Российской Федерации "О поставках продукции и товаров для госу- дарственных нужд". Но намеченные на 1993 год объемы поставок для госу- дарственных нужд - это реальный практический критерий для формирования селективной структурной политики на 1993 год и последующие годы. Естественно, что такую работу необходимо проводить, опираясь на Феде- ральную контрактную систему. Четвертый. Важнейшим направлением является формирование системы государственного предпринимательства. В такую систему заключаются предприятия, которые в соответствии с государственной программой при- ватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Фе- дерации отнесены к объектам приватизация которых запрещена, а также неприватизированные предприятия, отнесенные к объектам, приватизация которых осуществляется только по решению Совета Министров-Правительст- ва Российской Федерации или по решению Госкомимущества России (с уче- том мнения отраслевых министерств). Таких неприватизированных предпри- ятий включая и явных монополистов в 1993 году и последующих годах бу- дет работать большое количество. Из числа этих государственных предп- риятий также необходимо выбрать адресатов государственной селективной структурной политики, помочь им финансами и ориентировать их на произ- водство необходимой продукции и оказание соответствующих услуг. Это должен быть достаточно четкий критерий. С ним необходимо детально ра- зобраться прежде всего Госкомимуществу России и ГКАП России. Пятый. Государственная селективная структурная политика может весьма эффективно стимулироваться всей денежно-кредитной системой страны, возглавляемой Центральным банком Российской Федерации. Необхо- димо организовать приоритетное прохождение платежных документов как в пределах Российской Федерации, так и в ближнее зарубежье по всем предприятиям и организациям, включенным в сферу действия селективной государственной структурной политики. Это будет не только весьма ощу- тимый стимул для предприятий, но и реальная поддержка селективной структурной политики со стороны Центрального банка Российской Федера- ции, что в свою очередь создаст условия для более быстрой и масштабной возвратности кредитных ресурсов, задействованных на этих предприятиях. Шестой. Поскольку расширение отечественной экспортной базы и программ импортозамещения являются составной частью государственной селективной структурной политики, весьма важно активное и предметное участие в этой работе МВЭСа России. Основываясь на прогнозных оценках производства продукции с учетом воздействия государственной селектив- ной структурной политики, Минэкономики России, МВЭСу России с участием Госкомсотрудничества России и ГКТ России необходимо завершить разра- ботку прогнозного внешнеторгового баланса страны, учитывающего торгов- лю со странами ближнего зарубежья. При этом следует ориентироваться на необходимость активного формирования "общего рынка" государств - участников Содружества предусматривающего отсутствие таможенных барь- еров между ними и осуществление единой таможенной политики с другими странами. Необходимо также определиться с тем, как через политику в области импорта активно воздействовать на отечественных производите- лей: какие предприятия на этом этапе защитить от внешней конкуренции, где она должна быть, но регулироваться, а где конкуренция не должна ограничиваться. Седьмой. Весьма сложная задача стоит перед Минсельхозом России. В данном случае не избежать распределения федеральных финансовых ресурсов в целом по регионам. Но крайне важно четко ориентироваться в этой работе на региональную специализацию сельскохозяйственного произ- водства и его эффективность. Здесь концентрация ресурсов в эффективных сельскохозяйственных регионах может дать очень много. Но должен быть сразу продуман инструмент обратной связи с сельскими производителями, включая фермеров. К ним уже пошли федеральные деньги, известно, сколь- ко и в какие адреса. С такой же точностью надо оценить объемы реализа- ции сельскохозяйственной продукции и в рамках этих реалий вести прак- тическую работу весь текущий год. Восьмой. Необходимо подчеркнуть, что эта работа ведется не только на федеральном уровне - очень важна ее стыковка с республи- канско-региональными уровнями и коммерческого сектора. Девятый. При формировании и реализации государственной селек- тивной структурной политики необходимо исходить из возможностей прежде всего финансово-кредитной системы. Именно она определяет, причем достаточно жестко, пределы селективного финансирования как на феде- ральном, так и на региональном уровнях. Остальное - рынок и собствен- ная инициатива предпринимателей, директоров, трудовых коллективов. Здесь должна быть определена важнейшая роль Госкомимущества России. Комитет должен обратить особое внимание на те предприятия, которые остались за чертой приоритетов и пока еще принадлежат государству, но в силу ужесточения финансовой политики оказались один на один с рын- ком. Нужно начинать работать с такими предприятиями, не ждать и ста- раться не допускать их банкротства, а упреждающе преобразовывать их, оказывать предприятиям помощь не финансами, а принципиально новыми условиями хозяйствования. Десятый. Следует в самые короткие сроки довести до всех разра- ботчиков практических мер по реализации государственной селективной структурной политики в 1993 году материал по структурной политике, подготовленный в свое время специалистами Минэкономики России. Причем этот документ на данной стадии работы не должен восприниматься как окончательная директива или безусловное руководство к действиям. Он должен быть сегодня использован как дополнительный информационный ма- териал для работы по этому направлению. Однако надо учитывать, что се- лективная структурная политика государства - это долговременная прог- рамма практических действий. Необходимо всемерно использовать и расширять опыт Минфина России по организации доведения до предприятий, министерств, республик и регионов финансовых средств из государственного бюджета и других источников, но уже с принципиально новых позиций. Следует тщательно проработать систему финансово-экономических условий и требований при использовании централизованных средств, обратив особое внимание на ме- ры контроля, а также предупреждение перекачки таких средств в фонды потребления предприятий и организаций. В обязательном порядке необходимо согласованно использовать всю систему мер, уже разработанных и проводимых в жизнь Центральным банком Российской Федерации. Таким образом, в предстоящей работе должна быть использована и развита вся положительная практика центральных органов федерального управления по регулированию производственных, социально-экономических и финансовых процессов в экономике в условиях переходного к рынку пе- риода. Но при этом необходимо четко выдерживать курс на углубление экономических реформ и дальнейшее развитие рыночных отношений с учетом бюджетного послания Президента Российской Федерации Верховному Совету Российской Федерации. |