О ПРАКТИКЕ ПРИМЕНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПРИ ВЫПЛАТЕ ДЕНЕЖНЫХ КОМПЕНСАЦИЙ И ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ПЕНСИОННЫХ ЛЬГОТ ЛИЦАМ, НЕОБОСНОВАННО РЕПРЕССИРОВАННЫМ ПО ПОЛИТИЧЕСКИМ МОТИВАМ И ВПОСЛЕДСТВИИ РЕАБИЛИТИРОВАННЫМ. Указание. Министерство социальной защиты населения РФ (Минсоцзащиты России). 24.03.93 1-27-У

          О ПРАКТИКЕ ПРИМЕНЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ПРИ ВЫПЛАТЕ
        ДЕНЕЖНЫХ КОМПЕНСАЦИЙ И ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ПЕНСИОННЫХ ЛЬГОТ
       ЛИЦАМ, НЕОБОСНОВАННО  РЕПРЕССИРОВАННЫМИ ПО ПОЛИТИЧЕСКИМ
              МОТИВАМ И ВПОСЛЕДСТВИИ РЕАБИЛИТИРОВАННЫМ

                               УКАЗАНИЕ

             МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ РФ

                           24 марта 1993 г.

                               N 1-27-У

                              (БНА 93-7)


     Министерство социальной защиты населения Российской  Федерации  в
связи с  поступающими  запросами о порядке применения законодательства
при выплате денежных компенсаций и предоставлении пенсионных льгот ли-
цам, необоснованно  репрессированным  по  политическим мотивам и впос-
ледствии реабилитированным, разъясняет следующее:
     1. При определении права на денежную компенсацию, предусмотренную
статьей 15 Закона РСФСР от 18 октября 1991 г.  "О  реабилитации  жертв
политических репрессий" * под "лишением свободы следует понимать:
     лишение свободы, связанное с нахождением в тюрьмах, колониях, ла-
герях, тюремных больницах;
     содержание под стражей в порядке предварительного  заключения  (в
том числе  в случаях вынесения оправдательного приговора,  прекращения
дела на предварительном следствии, в кассационном порядке или с после-
дующим направлением в ссылку, на спецпоселение либо применения репрес-
сии, не связанной с уголовным наказанием);
     каторжные работы.
     (Письмо Комиссии Верховного Совета Российской Федерации по реаби-
литации жертв политических репрессий от 09.02.93 г. N 7.20.-113).

     * В дальнейшем изложении - Закон РСФСР от 18 октября 1991 г.

     При обращении репрессированных лиц (их наследников),  которым при
выплате денежной компенсации не были учтены периоды пребывания  в  тю-
ремных больницах,  под стражей и т.п., органам социальной защиты насе-
ления следует произвести доплату недополученных сумм.
     2. При  исчислении размера денежной компенсации,  предусмотренной
статьей 15 Закона РСФСР от 18 октября 1991 г., а также при ее перерас-
чете в установленных случаях величину минимальной заработной платы оп-
ределять на дату принятия органом социальной защиты населения распоря-
жения о начислении компенсации (доплаты недополученных сумм).
     3. При применении части второй статьи 12 Закона РСФСР от  18  ок-
тября 1991 г.  (в редакции от 22.12.92 г.) необходимые уточнения через
органы прокуратуры или внутренних дел Российской Федерации (в  зависи-
мости от  вида примененной репрессии) следует производить только в тех
случаях, когда обоснованность решений о реабилитации жертв  политичес-
ких репрессий, вынесенных в бывших республиках СССР на основании собс-
твенных законодательных актов о реабилитации,  вызывает сомнения у ор-
ганов социальной защиты населения Российской Федерации **.

     ** При решении этих вопросов может быть использована таблица  со-
ответствия статей  уголовных  кодексов республик согласно приложению к
настоящим указаниям (таблица в Бюллетене не приводится).

     4. При  назначении  денежной  компенсации репрессированным лицам,
реабилитированным соответствующими компетентными  органами  Республики
Беларусь и  Украины  *,  органы социальной защиты населения Российской
Федерации истребуют от заявителя документ о недополучении им  от  ука-
занных государств компенсаций в соответствии с их законодательством.

     * В  других  государствах - бывших республиках СССР денежная ком-
пенсация в настоящее время не установлена.

     При необходимости органы социальной защиты  населения  Российской
Федерации должны оказывать помощь гражданам в получении этого докумен-
та через центральные органы социального обеспечения (социальной защиты
населения) Республик  Беларусь  и  дипломатические представительства и
консульские учреждения Украины **.

     ** В соответствии с постановлением Кабинета Министров Украины  от
5 октября 1992 г.  N 564 граждане,  которые подвергались репрессиям на
территории Украины (в том числе отбывавшие наказание в  виде  принуди-
тельного помещения в лечебные учреждения) и признанные по Закону Укра-
ины "О реабилитации жертв политических репрессий на Украине"  реабили-
тированными, но проживают за пределами Украины,  должны подавать заяв-
ление о выплате компенсации, восстановлении трудовых, жилищных, пенси-
онных и  других прав в дипломатические представительства и консульские
учреждения Украины.

     5. Льготное исчисление трудового стажа согласно статье 94  Закона
РСФСР от 20 ноября 1990 г.  "О государственных пенсиях в РСФСР" произ-
водится только в отношении периодов содержания под стражей, пребывания
в местах заключения и ссылки. При этом лицам, подвергшимся репрессии в
виде ссылки,  льготное исчисление стажа производится независимо от то-
го, являлась ли она уголовной или административной мерой наказания.
     Время нахождения на спецпоселении засчитывается в тройном размере
только лицам из числа репрессированных народов.
     6. Лицам из числа репрессированных народов время их пребывания  в
спецпоселениях (местах ссылки) засчитывается в стаж в тройном размере,
начиная со дня постановки их на  учет  как  спецпереселенцев  органами
внутренних дел, независимо от возраста этих лиц.

     Зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации
     14 апреля 1993 г. Регистрационный N 226.