О ВЫПОЛНЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 1992 ГОД ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ РФ 28 АПРЕЛЯ 1993 ГОДА N 4881-1 (РГ 93-94) Заслушав и обсудив отчет Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом о выполнении Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год и доклад Российского фонда федерального имущества о его работе по приватизации в 1992 году, Верховный Совет Российской Федерации отмечает, что процесс приватизации в 1992 году начался в соответствии с указами Президента Российской Федерации от 29 декабря 1991 года и от 29 января 1992 года "Об ускорении приватизации государственных и муниципальных предприятий", основные положения которых составили нормативную базу для приватизации государственных и муниципальных предприятий. Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год была представлена в Верховный Совет Российской Федерации Правительством Российской Федерации с большим опозданием и утверждена только в июне 1992 года. Проведена работа по подготовке специалистов в области приватизации. В течение года приватизировано 46,3 тысячи предприятий. Однако из-за отсутствия государственной программы проведения экономической реформы возникли серьезные проблемы: не в полной мере определены значение и место приватизации, ее социально-экономические последствия для реформирования экономической системы; нет соответствия между проводимыми демонополизацией и приватизацией; нет координации в деятельности Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом и Российского фонда федерального имущества и их органов на местах; преобладают административные способы и методы проведения приватизации; продажа государственного имущества по заниженным ценам приводит к недополучению в соответствующие бюджеты значительных финансовых ресурсов; вследствие введения неименной формы приватизационного чека и разрешения на его продажу возникли условия для спекуляции и мошенничества; нет соответствия между массой приватизационных чеков и стоимостью приватизируемого имущества; вследствие необоснованного выделения подразделений и предприятий в процессе приватизации происходит разрушение технологически связанных производственных структур; акционирование государственных агросервисных и перерабатывающих предприятий агропромышленного комплекса с контрольным пакетом акций у трудовых коллективов этих предприятий приводит к местному монополизму, что негативно сказывается на эффективности производства. Верховным Советом Российской Федерации своевременно не устранены противоречия, возникшие в связи с принятием указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, не соответствующих Закону Российской Федерации "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" и Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год. Государственный комитет Российской Федерации по управлению государственным имуществом, издавая распоряжения о приватизации, в ряде случаев превышал полномочия, возложенные на него в соответствии с Государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год, своевременно не представил на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации нормативные акты, регламентирующие проведение приватизации. Не выполнены постановление Верховного Совета Российской Федерации от 9 октября 1992 года "О ходе реализации Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год", а также постановление Верховного Совета Российской Федерации от 12 марта 1992 года "О ходе аграрной реформы в Российской Федерации" в части приоритета сельскохозяйственных товаропроизводителей при акционировании государственных агросервисных и перерабатывающих предприятий агропромышленного комплекса. Правительством Российской Федерации своевременно не представлена в Верховный Совет Российской Федерации Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1993 год. Комитет Верховного Совета Российской Федерации по вопросам экономической реформы и собственности не обеспечил должностного контроля за исполнением законов Российской Федерации и Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год. Верховный Совет Российской Федерации постановляет: 1. Признать результаты работы по проведению в 1992 году приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации неудовлетворительными. 2. Контрольно-бюджетному комитету при Верховном Совете Российской Федерации провести финансовую проверку деятельности Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом. 3. Продлить действие положений Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год с 1 января 1993 года до принятия Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1993 год. 4. Правительству Российской Федерации: рассмотреть и отменить все нормативные акты Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом, изданные в нарушение Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год; в недельный срок внести изменения в нормативы распределения денежных средств, поступающих от приватизации, в связи с введением в качестве платежа приватизационных чеков; до 30 мая 1993 года внести в Верховный Совет Российской Федерации для утверждения Государственную программу приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1993 год, предусмотрев в ней: а) расширение прав субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в процессе приватизации; б) сохранение действующих технологических комплексов; в) отраслевые особенности приватизации предприятий; г) приватизацию государственных агросервисных и перерабатывающих предприятий агропромышленного комплекса по первому и третьему вариантам предоставления льгот членам трудового коллектива приватизируемого предприятия; д) уточнение порядка приватизации крупных государственных перерабатывающих предприятий агропромышленного комплекса; е) учет действующих цен при определении стоимости имущества приватизируемых государственных и муниципальных предприятий; ж) приоритет трудовых коллективов государственных и муниципальных предприятий при приватизации в соответствии с законодательством Российской Федерации, включая Законы РСФСР "О собственности в РСФСР" и "О предприятиях и предпринимательской деятельности", Закон Российской Федерации "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации"; до 30 мая представить в Верховный Совет Российской Федерации предложения по приведению нормативных актов по приватизации в части платежных средств, разрешенных к использованию в процессе приватизации, в соответствие с Законом РСФСР "Об именных приватизационных счетах и вкладах в РСФСР" и Законом Российской Федерации "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации". 5. Государственному комитету Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур представить до 1 июня 1993 года на утверждение Верховному Совету Российской Федерации государственную программу по демонополизации народного хозяйства. 6. Реорганизовать Комитет Верховного Совета Российской Федерации по вопросам экономической реформы и собственности в постоянную Комиссию Совета Республики Верховного Совета Российской Федерации по поддержке новых экономических структур и приватизации. 7. Комиссии Совета Республики Верховного Совета Российской Федерации по поддержке новых экономических структур и приватизации, комитетам Верховного Совета Российской Федерации по промышленности и энергетике, по социальному развитию села, аграрным вопросам и продовольствию с участием Правительства Российской Федерации подготовить и внести на рассмотрение Верховного Совета Российской Федерации поправки к Законам РСФСР "О собственности в РСФСР" и "О предприятиях и предпринимательской деятельности", Закону Российской Федерации "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации", Положению о Российском фонде федерального имущества, а также к постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность". Председатель Верховного Совета Российской Федерации Р.И. ХАСБУЛАТОВ |