О ЗЕРНЕ. Закон. Верховный Совет РФ. 14.05.93 4973-I


                         РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

                                ЗАКОН

                               О ЗЕРНЕ



       Настоящий Закон направлен на полное удовлетворение потребностей
Российской Федерации в продовольственном, фуражном и семенном зерне за
счет собственного  производства  на  основе  максимального   сочетания
интересов производителей зерна и государства.

                     Глава I. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

       Статья 1.  Зерно  является  национальным  достоянием Российской
Федерации, одним  из  основных  факторов  устойчивости  ее  экономики.
Государство поддерживает    производителей    зерна   целенаправленной
льготной инвестиционной, ценовой, кредитной и налоговой политикой.

           Глава II. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ПРОИЗВОДСТВА
                         И ПЕРЕРАБОТКИ ЗЕРНА

       Статья 2.   Государство  ежегодно  финансирует  государственные
программы научных  исследований  и  опытно-конструкторских  работ   по
селекции, семеноводству,     производству,    подработке,    хранению,
переработке зерновых,  зернобобовых и масличных культур,  а  также  по
разработке технологий,   направленных  на  рациональное  использование
зерна.
       Государство:
       компенсирует производителям зерна не менее одной трети  затрат,
произведенных на тонну выращенного зерна,  и не менее половины затрат,
произведенных на тонну экологически чистого зерна и семян, проданных в
федеральный или  региональный  фонды  зерна.  При  определении размера
компенсаций учитываются  фактические  затраты  за  предыдущий  год   и
прогнозируемый уровень инфляции расчетного года;
       возмещает производителям зерна 50 процентов затрат  на  покупку
зерноуборочных комбайнов;
       возмещает производителям зерна  50  процентов  и  хлебоприемным
предприятиям  30  процентов  собственных  затрат  на  строительство  и
реконструкцию материально-технической базы сушки,  обработки, хранения
зерна и семян.
       Порядок финансирования государственных программ  компенсации  и
возмещения затрат  с  учетом  региональных  особенностей  определяется
Правительством Российской Федерации.
       Расходы государства  на  поддержку  производства  и переработки
зерна представляются в государственном  бюджете  Российской  Федерации
отдельной строкой.

       Статья 3. Производители зерна реализуют его по договорным ценам
государственным и региональным заказчикам, а также на рынке зерна.
       Ежегодно в  январе - феврале Правительство Российской Федерации
по согласованию с органами исполнительной власти республик  в  составе
Российской Федерации,  автономной области,  автономных округов, краев,
областей, представителями   общественных    объединений,    выражающих
интересы производителей  зерна  и  его потребителей,  устанавливает на
зерно нижний гарантированный уровень  закупочных  цен  с  учетом  цены
мирового рынка.  Договорные цены подлежат индексации на момент закупки
зерна с учетом инфляции.
       Правительство Российской   Федерации,   органы   исполнительной
власти республик в составе Российской Федерации,  автономной  области,
автономных округов,  краев,  областей гарантируют производителям зерна
авансовую оплату  в  размере   не   менее   40   процентов   стоимости
законтрактованного объема   поставок   зерна   и   семян   по  нижнему
гарантированному уровню закупочных цен.
       В целях  предоставления  дополнительных кредитов производителям
зерна государство организует  и  поддерживает  систему  залога  зерна.
Залог зерна   осуществляется   в  соответствии  с  Законом  Российской
Федерации "О  залоге".  Производители  зерна  участвуют  в   залоговых
операциях на добровольной основе.

       Статья 4.  Государство гарантирует производителям зерна закупку
всего предъявленного к реализации зерна и продуктов  его  переработки,
при этом  особо выделяется и сохраняется экологически чистое зерно для
производства продуктов детского питания.
       Правительство Российской   Федерации,   органы   исполнительной
власти республик в составе Российской Федерации,  автономной  области,
автономных округов, краев, областей могут устанавливать дополнительные
меры по материально-ресурсному стимулированию производителей  зерна  к
продаже его в соответствующие фонды зерна.

       Глава III. ФОНДЫ ЗЕРНА, ИХ ФОРМИРОВАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

       Статья 5. В целях обеспечения потребностей Российской Федерации
в продовольственном,  фуражном и семенном зерне создаются  федеральный
фонд зерна  и  региональные фонды зерна республик в составе Российской
Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей.

       Статья 6.   Объем   федерального   фонда   зерна   определяется
Правительством Российской  Федерации  и  формируется  за  счет закупок
зерна на контрактной основе в  зонах  его  товарного  производства  на
территории Российской Федерации, а при необходимости - за счет закупок
зерна и за ее пределами.

       Статья 7.  Объемы региональных фондов зерна республик в составе
Российской Федерации,  автономной области,  автономных округов, краев,
областей определяются соответствующими органами исполнительной  власти
и формируются  за  счет  закупок  зерна  на  контрактной  основе у его
производителей как в своих административных  границах,  так  и  за  их
пределами.

       Статья 8.   Правительство   Российской   Федерации   и   органы
исполнительной власти  республик  в  составе   Российской   Федерации,
автономной области,  автономных  округов,  краев,  областей  на основе
ежегодно составляемых  балансов  производства  и  использования  зерна
заключают между собой договоры о соотношении его закупок в федеральный
и региональные фонды зерна на конкретной  территории  или  об  объемах
дотаций из федерального фонда зерна.
       В случае    недостижения     объема     производства     зерна,
предусмотренного балансом   производства   и  использования  зерна  на
текущий год,  отдельными республикой в составе  Российской  Федерации,
автономной областью,  автономным округом, краем, областью формирование
федерального фонда зерна на  этой  территории  и  регионального  фонда
зерна производится в соотношении, определенном указанным договором.

       Статья 9.  В  целях  организации  работы  по закупке и поставке
зерна в федеральный фонд Правительство Российской Федерации определяет
государственного заказчика,  статус,  функции  и  полномочия  которого
устанавливаются специальными положениями.
       Государственный заказчик  может на конкурсной основе передавать
органам исполнительной    власти,    предприятиям,    учреждениям    и
организациям выполнение   части   своих   функций  по  формированию  и
размещению заказов на закупку и поставку зерна в  федеральный  фонд  с
выдачей им государственных лицензий.
       Государственный заказчик несет ответственность  за  обеспечение
объемов федерального фонда зерна.
       Государственный заказчик   ежегодно   в   январе   представляет
Верховному Совету   Российской   Федерации   отчет   об  использовании
кредитно-финансовых и материальных ресурсов и обеспечении потребностей
Российской Федерации в хлебопродуктах за прошедший год.

       Статья 10.  Для  расчетов  с  производителями зерна,  иными его
поставщиками за зерно,  поставляемое в федеральный фонд зерна, а также
для закупок   зерна   за   рубежом   государственному   заказчику  под
государственную гарантию предоставляются кредиты, выделяются бюджетные
ссуды и валютные средства.

       Статья 11.  В  целях  организации  работ  по закупке и поставке
зерна в  региональные  фонды  зерна  органами  исполнительной   власти
республик в   составе   Российской   Федерации,   автономной  области,
автономных округов,   краев,   областей   определяются    региональные
заказчики, наделенные  правом  передавать  на  конкурсной основе часть
своих полномочий предприятиям, учреждениям и организациям с выдачей им
лицензий.

       Статья 12.  Для  расчетов  с  производителями зерна и иными его
поставщиками за  зерно,  поставляемое  в  региональные   фонды   зерна
республик в   составе   Российской   Федерации,   автономной  области,
автономных округов,  краев,  областей,  соответствующим   региональным
заказчикам предоставляются   кредиты   под  гарантийные  обязательства
органов исполнительной   власти   республик   в   составе   Российской
Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей.

       Статья 13.    Производители   зерна   заключают   контракты   с
государственным или региональным  заказчиком  на  поставку  зерна  или
продуктов его переработки в федеральный либо региональный фонды зерна.
       В случае  невыполнения  контракта  в  установленный  срок,   по
объемам поставок   зерна   либо   по   оговоренным  обязательства  (за
исключением случаев стихийных бедствий)  виновная  сторона  уплачивает
пострадавшей неустойку   в   размере   50   процентов   от   стоимости
недопоставленной продукции либо от  стоимости  оговоренных  контрактом
обязательств.
       При невыполнении  обязательств  по  контракту,   кроме   уплаты
неустойки, пострадавшей  стороне  возмещаются  убытки в соответствии с
законодательством Российской Федерации.

       Статья 14.  Зерно и продукты  его  переработки,  закупленные  в
федеральный фонд зерна,  являются собственностью Российской Федерации.
Федеральным фондом  зерна   распоряжается   Правительство   Российской
Федерации.
       Федеральный фонд зерна используется:
       для полного удовлетворения потребностей в зерне и продуктах его
переработки  территорий,  не  производящих  зерно,  городов  Москвы  и
Санкт-Петербурга,     Вооруженных     Сил     Российской    Федерации,
спецпотребителей,   индустрии   детского    питания,    спиртовой    и
крахмально-паточной промышленности;
       для выделения недостающих по балансу на расчетный  год  объемов
зерна территориям, имеющим ограниченные возможности его производства;
       для предоставления  зерна  территориям  в  порядке  натуральной
ссуды с последующим возвратом из нового урожая;
       для формирования государственного резерва зерна;
       для экспорта.

       Статья 15.  Порядок  использования  региональных  фондов  зерна
республик в   составе   Российской   Федерации,   автономной  области,
автономных округов,   краев,   областей   определяется   их   органами
исполнительной власти,  которые несут ответственность  за  обеспечение
всех потребностей  соответствующих территорий в зерне,  за исключением
потребностей, определенных в части второй статьи 14.

                        Глава IV. РЫНОК ЗЕРНА

       Статья 16. Государство содействует становлению и развитию рынка
зерна, осуществляет   регулирование   отношений  в  торгово-закупочных
операциях с зерном.

       Статья 17.   Правительство   Российской    Федерации,    органы
исполнительной власти   республик   в  составе  Российской  Федерации,
автономной области,  автономных округов, краев, областей устанавливают
порядок выдачи  и  аннулирования  лицензий  на  осуществление закупок,
хранение, переработки зерна и торговли зерном.

       Статья 18.   Лицензии   на   осуществление   торгово-закупочных
операций с  зерном  выдаются  на основе заранее определенных,  а также
возможных дополнительных условий,  способствующих развитию торговли  и
производства зерна.  Лицензия  не  может быть выдана до тех пор,  пока
обратившееся за ней лицо  не  докажет  финансовую  и  производственную
возможность обеспечить выполнение заранее определенных и дополнительно
устанавливаемых условий.
       Каждый лицензиат    до    начала   сельскохозяйственного   года
согласовывает в      установленном      Правительством      Российской
Федерации порядке   максимальные  размеры  оплаты  за  предоставляемые
услуги, связанные с приемкой, хранением и переработкой зерна.

                   Глава V. ЭКСПОРТ И ИМПОРТ ЗЕРНА

       Статья 19.   Экспорт   зерна    осуществляется    по    решению
Правительства Российской Федерации, согласованному с Верховным Советом
Российской Федерации,  по  лицензиям,   выдаваемым   в   установленном
порядке.

       Статья 20.  Решение  по  объему  закупок  зерна и продуктов его
переработки по импорту в  федеральный  фонд  зерна  при  необходимости
принимается Правительством  Российской  Федерации  по  согласованию  с
Верховным Советом   Российской   Федерации    и    осуществляется    в
централизованном порядке через государственного заказчика.
       Органы исполнительной власти  республик  в  составе  Российской
Федерации, автономной области,  автономных округов,  краев,  областей,
внешнеторговые организации  и  другие   организации,   предприятия   и
учреждения вправе  проводить  самостоятельные закупки зерна за рубежом
за счет собственных валютных ресурсов.

        Глава VI. КОНТРОЛЬ ЗА КАЧЕСТВОМ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗЕРНА

       Статья 21.  При Правительстве  Российской  Федерации  создается
Государственная хлебная   инспекция.   Она  осуществляет  контроль  за
качеством и  рациональным  использованием  зерна   и   продуктов   его
переработки.

Президент Российской Федерации
                                                              Б.Ельцин
14 мая 1993 г.
N 4973-I