О ПОРЯДКЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СТРАНЫ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ТОВАРОВ И ПРИМЕНЕНИЯ СТАВОК ИМПОРТНОГО ТАМОЖЕННОГО ТАРИФА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ УКАЗАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РФ 17 мая 1993 г. N 01-12/532 (ЭЖ 93-24,27-29) 1. Порядок определения страны происхождения товаров Рассматривая вопрос об определении страны происхождения товаров, следует руководствоваться следующими положениями: 1. В отношении товаров, импортируемых из наименее развитых и развивающихся стран, которым Российская Федерация предоставляет тарифные преференции в рамках Общей системы преференций, для определения страны происхождения применяются положения "Соглашения об унифицированных правилах, определяющих происхождение товаров развивающихся стран при предоставлении тарифных преференций в рамках Общей системы преференций" 1980 года (прилагается). 2. В отношении иных стран, страной происхождения считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной переработке. 3. Следующие товары считаются полностью произведенными в данной стране: а) полезные ископаемые, добытые на ее территории или в ее территориальных водах, или на континентальном шельфе и в морских недрах, если стана имеет исключительные права на разработку этих недр; б) растительная продукция, выращенная и собранная на ее территории; в) живые животные, родившиеся и выращенные в ней; г) продукция, полученная в этой стране от выращенных в ней животных; д) произведенная в ней продукция охотничьего, рыболовного и морского промыслов; е) продукция морского промысла, добытая и (или) произведенная в Мировом океане судами данной страны либо судами, арендованными (зафрахтованными) ею; ж) вторичное сырье и отходы, являющиеся результатом производственных и иных операций, осуществляемых в данной стране; з) продукция высоких технологий, полученная в открытом космосе на космических судах, принадлежащих данной стране либо арендуемых ею; и) товары, произведенные в данной стране исключительно из продукции, указанной в подпунктах "а" - "з" настоящего пункта. 4. Если в производстве товара участвуют две и более страны, происхождение товара определяется в соответствии с критериями достаточной переработки. 5. Критериями достаточной переработки товара в данной стране являются: а) изменение товарной позиции (классификационного кода товара) по ТН ВЭД на уровне любого из первых 4 знаков, произошедшее в результате переработки товара; б) выполнение производственных или технологических операций, достаточных или недостаточных для того, чтобы товар считался происходящим из той страны, где эти операции имели место; в) правило адвалорной доли - изменение стоимости товара, когда процентная доля стоимости использованных материалов или добавленной стоимости достигает фиксированной доли цены поставляемого товара. 6. Считаются не отвечающими критерию достаточной переработки: а) операции по обеспечению сохранности товаров во время хранения или транспортировки; б) операции по подготовке товаров к продаже и транспортировке (добавление партии, формирование отправок, сортировка, переупаковка); в) простые сборочные операции; г) смешивание товаров (компонентов) без придания полученной продукции характеристик, существенно отличающих ее от исходных составляющих; д) комбинация двух или более операций, указанных в подпунктах "а" - "г" настоящего пункта. 7. В случае, когда в отношении конкретных товаров или страны критерии достаточной обработки особо не оговариваются, применяется общее правило, в соответствии с которым товар считается подвергнутым достаточной переработке, если произошло изменение товарной позиции (классификационного кода товара) по ТН ВЭД на уровне любого из первых 4 знаков. 8. В случае, когда критерий достаточной переработки выражен через адвалорную долю, стоимостные показатели рассчитываются: а) для импортированных товаров - по стоимости, подлежащей таможенному обложению при ввозе (на условиях СИФ); или, в случае, если их происхождение неизвестно, - по установленной цене первой продажи на территории страны, где осуществляется производство; б) для готовых товаров - по цене франко-завод - изготовитель товара. 9. При определении страны происхождения товаров происхождение используемых для их производства электроэнергии, машин, оборудования и инструментов не учитывается. 10. Товары в разобранном или несобранном виде, поставляемые несколькими партиями, когда по производственным или транспортным условиям невозможна их отгрузка одной партией, а также в случаях, когда партия товара разбита на несколько партий в результате ошибки, должны рассматриваться, по желанию декларанта, как единый товар при определении страны происхождения. Условием применения этого правила являются: а) предварительное уведомление таможенного органа Российской Федерации о разбивке разобранного или несобранного товара на несколько партий с указанием причин такой разбивки, представления подробной спецификации с указанием кодов товаров по ТН ВЭД, стоимости и страны происхождения товаров, входящих в каждую партию; б) документальное подтверждение ошибочности разбивки товара на несколько партий, если это имело место; в) поставка всех партий из одной страны одним поставщиком; г) ввоз всех партий через одну и ту же таможню (таможенный пост); д) поставка всех партий товаров в срок, не превышающий 6 месяцев с даты принятия таможенной декларации либо истечении сроков на ее подачу в отношении первой партии. 11. В удостоверение происхождения товара из данной страны таможенный орган Российской Федерации вправе требовать представления сертификата о происхождении товара (далее - сертификат). 12. При ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации сертификат представляется в обязательном порядке: а) на товары, происходящие из стран, которым Российская Федерация предоставляет тарифные преференции по таможенному тарифу*; ---------------- * Российская Федерация предоставляет тарифные преференции для товаров, происходящих из наименее развитых и развивающихся стран, а также стран, образующих вместе с Российской Федерацией таможенный союз или зону свободной торговли или же ведущих подготовку к созданию такого союза (зоны). В случае предоставления сертификата происхождения товаров формы "А" в графе 44 ГТД (под цифрой 7) указывается: - сокращенное обозначение сертификата происхождения - СРТ "А"; - номер сертификата; - дата выдачи; - краткое наименование органа, выдавшего сертификат. Например: СРТ "А" N 12345 от 18.01.92 ТПП Турции. Порядок представления сертификатов происхождения для товаров, происходящих из стран - бывших субъектов Союза ССР, будет определен дополнительно. б) на товары, ввоз которых из данной страны регулируется коли- чественными ограничениями (квотами) или иными методами регулирования внешнеэкономической деятельности; в) если это предусмотрено международными соглашениями, участни- ком которых является Российская Федерация, а также законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды, здо- ровья населения, защиты прав российских потребителей, общественного порядка, государственной безопасности и других жизненно важных интере- сов Российской Федерации; г) в случаях, когда в представляемых для таможенного оформления документах сведения о происхождении товаров отсутствуют либо у тамо- женного органа есть основания полагать, что декларируются недостовер- ные сведения о происхождении товаров. 13. Сертификат должен однозначно свидетельствовать о том, что указанный товар происходит из соответствующей страны, и он должен со- держать: а) письменное заявление отправителья о том, что товар удовлет- воряет соответствующему критерию происхождения; б) письменное удостоверение компетентного органа страны вывоза, выдавшего сертификат о том, что представленные в сертификате сведения соответствуют действительности. 14. Если иное не предусмотрено соглашениями между Российской Федерацией и страной вывоза, сертификат должен содержать следующие не- обходимые сведения о товаре, на который он выдан: а) наименование и адрес экспортера; б) наименование и адрес импортера; в) наименование (описание) товара; г) средства транспортировки и маршрут следования; д) количество мест, характер упаковки, маркировку и нумерацию; е) вес брутто и нетто. 15. Сертификат представляется таможенным органам Российской Федерации в напечатанном виде, без исправлений, на русском, или анг- лийском, или французском, или испанском языках. При необходимости таможенные органы могут требовать перевода сертификата на русский язык. 16. Сертификат представляется вместе с грузовой таможенной дек- ларацией и другими документами, представляемыми при таможенном оформ- лении. При утрате сертификата принимается официально заверенный его дубликат. 17. В удостоверение происхождения небольших партий товара (сто- имостью до 5000 долларов США) представление сертификата не требуется. 18. В случае возникновения сомнений относительно безупречности сертификата или содержащихся в нем сведений, включая сведения о стране происхождения товара, таможенные органы Российской Федерации направля- ют указанные сертификаты в Таможенно-тарифное управление ГТК России для последующей их проверки. 19. Товар не считается происходящим из данной страны до тех пор, пока не будут представлены надлежащим образом оформленный серти- фикат или иные сведения, необходимые для определения страны происхож- дения товара. 20. Непредставление надлежащим образом оформленного сертификата или сведений о происхождении товара не является основанием для отказа в выпуске товара через таможенную границу Российской Федерации. 21. Таможенный орган может отказать в выпуске товара через та- моженную границу Российской Федерации лишь при наличии достаточных ос- нований полагать, что он происходит из страны, товары которой не под- лежат выпуску в Российскую Федерацию в соответствии с международными соглашениями, участником которых является Российская Федерация, и (или) законодательством Российской Федерации. II. Порядок применения ставок Импортного таможенного тарифа Рос- сийской Федерации в зависимости от страны происхождения товаров Ставки Импортного таможенного тарифа в отношении товаров, вво- зимых на территорию Российской Федерации, применяются дифференцирован- но в зависимости от страны их происхождения. Рассматривая вопрос о применении ставок Импортного таможенного тарифа в зависимости от страны происхождения товаров, следует руко- водствоваться следующими положениями: 1. Ставки импортных таможенных пошлин, предусмотренные для то- варов, происходящих из наименее развитых и развивающихся стран, приме- няются только в случае выполнения условий, предусмотренных "Соглашени- ем об унифицированных правилах, определяющих происхождение товаров развивающихся стран при предоставлении тарифных преференций в рамках Общей системы преференций". В случае невыполнения хотя бы одного из указанных условий тамо- женная пошлина начисляется по максимальным ставкам, если не будет дос- товерно установлено, что страна, из которой товар происходит, входит в перечень стран, пользующихся в Российской Федерации режимом наибольше- го благоприятствования. ПРИМЕР. На момент таможенного оформления товаров, экспортируе- мых из страны, одновременно входящей в перечень развивающихся стран и в перечень стран, пользующихся в Российской Федерации режимом наиболь- шего благоприятствования, отсутствует сертификат происхождения формы "А". В то же время происхождение товаров из данной страны подтвержда- ется сертификатом иной формы, нежели форма "А" (или, как возможный ва- риант, у таможенных органов нет оснований для сомнений относительно достоверности сведений, заявляенных в ГТД, о стране происхождения то- варов). В этом случае, хотя страна экспорта и входит в перечень разви- вающихся стран, к указанным товарам не может быть применена ставка им- портной таможенной пошлины, предусмотренная для товаров, происходящих из этих стран, т.к. не выполнено одно из условий "Соглашения об унифи- цированных правилах, определяющих происхождение товаров развивающихся стран при предоставлении тарифных преференций в рамках Общей системы преференций", а именно, необходимость представления сертификата формы "А". Данные товары должны облагаться ставкой импортной таможенной пошлины, предусмотренной для товаров, происходящих из стран или их со- юзов, пользующихся в Российской Федерации режимом наибольшего благоп- риятствования, т.к. страна экспорта товаров одновременно входит в спи- сок развивающихся стран и в список стран, пользующихся в Российской Федерации режимом наибольшего благоприятствования, и происхождение то- варов из данной страны достоверно установлено. 2. Ставки импортных таможенных пошлин, предусмотренные для то- варов, происходящих из стран или их союзов, пользующихся в Российской Федерации режимом наибольшего благоприятствования, за исключением слу- чаев предоставления тарифных преференций, применяются независимо от страны отправления указанных товаров. 3. Ставки импортных таможенных пошлин, увеличенные в два раза, применяются в отношении товаров, происходящих из стран, не включенных в перечень стран, пользующихся в Российской Федерации режимом наиболь- шего благоприятствования, за исключением случаев предоставления тариф- ных преференций, либо когда страна происхождения неизвестна. 4. К товарам, происхождение которых на момент таможенного оформления достоверно не установлено, может применяться (восстанавли- ваться) режим наибольшего благоприятствования или преференциальный ре- жим при условии получения надлежащего удостоверения об их происхожде- нии. Максимальный срок, в течение которого импортер может предста- вить таможенным органам вышеуказанные документы, - один год с даты осуществления таможенного оформления товаров в Российской Федерации. По истечении указанного срока претензии по уплаченным и взысканным суммам импортных пошлин таможенными органами не принимаются. 5. Не применять на территории Российской Федерации письмо ГУГТК СССР от 08.06.90 N 11-55/2047 "О некоторых аспектах применения Тамо- женного тарифа СССР (Определение страны происхождения импортного това- ра)". Приложение: 1. Соглашение об унифицированных правилах, определяющих проис- хождение товаров развивающихся стран при предоставлении тарифных пре- ференций в рамках Общей системы преференций" 1980 года с приложением; 2. Образец сертификата о происхождении (форма А); 3. Схема определения уровня ставок Импортного таможенного тари- фа в зависимости от страны происхождения товаров. Заместитель председателя Государственного таможенного комитета Российской Федерации В.Ф.КРУГЛИКОВ. Приложение 1 к указанию от 17.05.93 N 01-12/532 СОГЛАШЕНИЕ об унифицированных правилах, определяющих происхождение товаров развивающихся стран при предоставлении тарифных преференций в рамках Общей системы преференций Договаривающиеся Стороны, руководствуясь стремлением обеспечить возможно благоприятные условия доступа к своим рынкам для товаров, происходящих из развивающихся стран, в целях унификации правил, определяющих происхождение товаров развивающихся стран при предоставлении тарифных преференций, учитывая резолюции 21 и 24 П Сессии Объединенных Наций по тор- говле и развитию (ЮНКТАД), а также резолюцию 96 1У Сессии этой Конфе- ренции, согласились о нижеследующем: Статья 1 Договаривающиеся Стороны вводят в действие Правила, определяю- щие происхождение товаров развивающихся стран при предоставлении та- рифных преференций в рамках Общей системы преференций (именуемые в дальнейшем Правилами), которые являются неотъемлемой частью настоящего Соглашения (прилагаются). Статья 2 Правила распространяются на товары, происходящие из развиваю- щихся стран, на которые предоставляется тарифный преференциальный ре- жим, и на все товары, происходящие из наименее развитых среди развива- ющихся стран. Статья 3 Договаривающиеся Стороны автономно определяют перечень развива- ющихся стран, на которые распространяется тарифный преференциальный режим, размер предоставляемых тарифных преференций, а также перечень наименее развитых среди развивающихся стран, товарам которых предос- тавляется беспошлинный режим. Статья 4 Ничто в настоящем Соглашении не изменяет того, что предоставле- ние тарифного преференциального режима товарам развивающихся стран осуществляется автономно каждой из Договаривающихся Сторон. Статья 5 Настоящее Соглашение подлежит ратификации или утверждению в со- ответствии с внутренним законодательством государств, которые его под- писали. Ратификационные грамоты или уведомления об утверждении будут сданы на хранение в Секретариат Совета Экономической Взаимопомощи, ко- торый будет выполнять функции депозитария настоящего Соглашения. Настоящее Соглашение вступит в силу с даты передачи депозитарию ратификационных грамот или уведомлений об утверждении последним из го- сударств, которые его подписали. Статья 6 После вступления в силу настоящего Соглашения к нему могут при- соединиться другие государства. Присоединение считается вступившим в силу по истечении девяноста дней со дня получения депозитарием доку- ментов о присоединении. Статья 7 Каждая из Договаривающихся Сторон может денонсировать настоящее Соглашение, уведомив об этом депозитария. Денонсация вступает в силу через 12 месяцев со дня получения этого уведомления депозитарием. Статья 8 Депозитарий будет незамедлительно извещать все Договаривающиеся Стороны настоящего Соглашения и присоединившиеся к нему государства о дате сдачи на хранение каждой ратификационной грамоты, уведомления об утверждении Соглашения или документа о присоединении, дате вступления Соглашения в силу, а также о получении им других уведомлений, вытекаю- щих из настоящего Соглашения. Статья 9 Депозитарий примет соответствующие меры с целью регистрации настоящего Соглашения в Секретариате Организации Объединенных Наций в соответствии со статьей 102 Устава Организации Объединенных Наций. Статья 10 Подлинник настоящего Соглашения сдается на хранение депозита- рию, который разошлет надлежащим образом заверенные копии Соглашения государствам, подписавшим Соглашение и присоединившимся к нему. Совершено в Москве 5 июня 1980 года в одном экземпляре на русс- ком языке. По уполномочию Правительства Народной Республики Болгарии По уполномочию Правительства Венгерской Народной Республики По уполно- мочию Правительства Польской Народной Республики По уполномочию Прави- тельства Союза Советских Социалистических Республик По уполномочию Правительства Чехословацкой Социалистической Республики Приложение к приложению N 1 указания от 17.05.93 N 01-12/532 к Соглашению об унифицированных правилах, определяющих происхождение товаров развивающихся стран при предоставлении тарифных пре- ференций в рамках Общей системы префе- ренций от 5 июня 1980 г. ПРАВИЛА, определяющие происхождение товаров развивающихся стран при предоставлении тарифных преференций в рамках Общей системы преференций 1. Определение товаров, произведенных в стране, на которую распространяется тарифный преференциальный режим. Товар считается произведенным в стране, на которую распростра- няется тарифный преференциальный режим, в следующих случаях: а) когда он полностью произведен в данной стране; б) когда он произведен в данной стране с использованием сырье- вых материалов, полуфабрикатов или готовых изделий, происходящих из другой страны, или неизвестного происхождения, при условии, что такие товары подверглись в стране экспорта достаточной обработке или перера- ботке, как указано ниже. 2. Товары, полностью произведенные в стране, на которую расп- ространяется тарифный преференциальный режим. Следующие товары считаются полностью произведенными в стране, на которую распространяется тарифный преференциальный режим: а) полезные ископаемые, добытые на территории или на континен- тальном шельфе данной страны; б) растительные продукты, выращенные в данной стране; в) живые животные, родившиеся и выращенные в данной стране; г) продукты, полученные от живых животных в данной стране; д) продукты охот- ничьего и рыболовного хозяйства, произведен- ные в данной стране; е) продукты морского рыболовства и другие морские продукты, добытые судами данной страны, а также судами, зафрахтованными данной страной; ж) продукты, изготовленные на борту плавучих рыбзаводов данной страны, а также на борту плавучих рыбзаводов, зафрахтованных данной страной, исключительно из продуктов, упомянутых в подпункте "е"; з) собранные внутри данной страны использованные продукты, при- годные для восстановления сырья; и) отходы и скрап, являющиеся результатом производственных опе- раций, осуществляемых в данной стране; к) товары, произведенные в данной стране исключительно из про- дуктов, упомянутых в подпунктах от "а", до "и" настоящего пункта. 3. Товары, подвергшиеся в стране, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, достаточной обработке или переработ- ке. Товар считается подвергшимся достаточной обработке или перера- ботке в стране, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, если: а) товар подвергся обработке или переработке в данной стране и стоимость товаров, происходящих из другой страны или неизвестного про- исхождения, не превышает 50% от стоимости товара, экспортируемого дан- ной страной; б) товар подвергся обработке или переработке в нескольких стра- нах, на которые распространяется тарифный преференциальный режим, и стоимость товаров, происходящих из других стран или неизвестного про- исхождения, не превышает 50% от стоимости товара, экспортируемого од- ной из этих стран; в) товар произведен в одной из стран, на которые распространя- ется тарифный преференциальный режим, и подвергся обработке или пере- работке в других (одной или нескольких) таких странах. Стоимость указанного в подпунктах "а" и "б" настоящего пункта товара, происходящего из другой страны, определяется на основании та- моженной стоимости этого товара, установленной в стране - производите- ле экспортируемого товара, на который предоставляется преференция. Стоимость указанного в подпунктах "а" и "б" настоящего пункта товара неизвестного происхождения принимается в размере цены, уплачен- ной на этот товар на территории страны - производителя экспортируемого товара, на который предоставляется преференция. Товары (сырьевые материалы, полуфабрикаты и готовые изделия), импортируемые из одной из стран, предоставляющих преференции, в стра- ну, пользующуюся преференциями, и использованные там для производства товаров, подлежащих экспорту в эту же страну, предоставляющую префе- ренции, рассматриваются как товары, произведенные в упомянутой стра- не-экспортере, пользующейся преференциями. Стоимость экспортируемого товара определяется на базе цены ФОБ. 4. Закупка и прямая отгрузка. Тарифные преференции предоставляются на товары, происходящие из развивающихся стран, на которые распространяется тарифный преференци- альный режим, при непосредственной закупке в этих странах. Товар рассматривается как непосредственно закупленный, если им- портер закупил его у фирмы, зарегистрированной в развивающейся стране, на которую распространяется тарифный преференциальный режим. Товары, происходящие из развивающихся стран, на которые распрост- раняется тарифный преференциальный режим, подлежат прямой отгрузке в страну, предоставляющую тарифные преференции. Правилами прямой отгруз- ки отвечают также товары, транспортируемые через территорию одной или нескольких стран вследствие географических, транспортных, технических или экономических причин и при временном складировании их на террито- рии этих стран с условием, что товары все время находятся под таможен- ным контролем стран транзита. 5. Выставки и ярмарки. При закупке товара страны, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, во время или после проведения выставки или яр- марки тарифные преференции предоставляются при условии, когда импортер закупил этот товар в том виде, в каком он поступил на выставку или яр- марку, когда товар удовлетворяет требованиям настоящих Правил, когда он не использовался для других, кроме выставочных, целей после отправ- ки на выставку или ярмарку и оставался под таможенным контролем в ходе выставки или ярмарки. Свидетельство о происхождении таких товаров должно быть составле- но в том же порядке, как и в случае экспорта товаров из развивающихся стран, на которые распространяется тарифный преференциальный режим, с указанием наименования и продолжительности выставочного мероприятия. 6. Документальное свидетельство. В удостоверение происхождения товара в развивающейся стране, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, производи- тель или экспортер представляет декларацию-сертификат о происхождении товара (далее - сертификат) по форме "А", принятой в рамках Общей сис- темы преференций. Сертификат представляется вместе с другими товаросопроводительны- ми документами при таможенном досмотре, но не позднее, чем через год после поставки товара. Расхождение между фактически поставленным коли- чеством товара и указанными в сертификате не должно превышать 5 %. В случае утраты сертификата принимается официально заверенный его дубликат (копия). В удостоверение его происхождения небольших партий товара (фак- турной стоимостью, эквивалентной примерно до 5000 ам. долларов) предс- тавление сертификата о происхождении не требуется, но экспортер может вместо сертификата о происхождении товаров декларировать страну проис- хождения товара на счете-фактуре или других приложенных к товару соп- роводительных документах. Документ, содержащий декларацию экспортера, представляется тамо- женным органам страны, предоставляющей тарифные преференции. 7. Административное сотрудничество. Страны, принявшие настоящие Правила, не требуют предоставления публикации оттисков печатей и образцов подписей лиц, уполномоченных заверять сертификаты в странах, на которые распространяется тарифные преференциальный режим. В случае возникновения обоснованных сомнений относительно безуп- речности сертификата или содержащегося в нем сведений, а также относи- тельно сведений о происхождении, таможенные или другие компетентные органы страны, предоставляющей тарифные преференции, могут обратиться к компетентным национальным органам или уполномоченным на это органи- зациям, заверившим сертификат, с мотивированной просьбой сообщить до- полнительные или уточняющие сведения. Товар не считается происходящим из страны, на которую распростра- няется тарифный преференциальный режим, до тех пор, пока не будет представлено надлежащее удостоверение о происхождении товара или зап- рошенные сведения. Тарифные преференции для такого товара предоставляются лишь после получения удовлетворительного ответа компетентных национальных органов или уполномоченных на это организаций страны, на которую распространя- ется тарифный преференциальный режим. |