О ТРЕХСТОРОННЕМ СОГЛАШЕНИИ МЕЖДУ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ, ПРОФСОЮЗАМИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМИ НА 1993 ГОД. Постановление. Правительство Москвы. 16.02.93 144

           О ТРЕХСТОРОННЕМ СОГЛАШЕНИИ МЕЖДУ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ,
              ПРОФСОЮЗАМИ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯМИ НА 1993 г.

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                         ПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ

                          16 февраля 1993 г.

                                N 144

                              (ВММ 93-7)



       Отмечая, что  Трехстороннее соглашение на 1993 г.  между прави-
тельством Москвы, московскими объединениями профсоюзов, промышленников
и предпринимателей отвечает цели создания в городе системы социального
партнерства в области социально-трудовых отношений,  разрешения трудо-
вых  конфликтов в условиях перехода к рыночной экономике,  объединения
усилий в решении задач обеспечения жизнедеятельности города и социаль-
ной защиты москвичей, правительство Москвы постановляет:
       1. Согласиться с текстом Трехстороннего соглашения между прави-
тельством, профсоюзами и предпринимателями на 1993 г. (прилагается).
       2. Ответственность за выполнение конкретных пунктов возложить:
       - в  области обеспечения занятости населения города - на первых
заместителей премьера правительства Москвы Коробченко В.А.,  Буравлева
К.Э., заместителя  премьера  Никитина  А.А.  и министров правительства
Пантелеева Е.А., Пешкова А.М.;
       - в  области  охраны  труда и экологии - на первых заместителей
премьера правительства Москвы Ресина В.И.,  Никольского Б.В., министра
правительства Москвы Матросова А.С.;
       - в области создания необходимых социальных условий поддержания
уровня жизни  горожан  - на первых заместителей премьера правительства
Москвы Коробченко В.А.,  Ресина В.И.,  заместителя  министра  премьера
правительства Москвы Малышкова В.И., министров правительства Пантелее-
ва Е.А., Коростелева Ю.В., Сапрыкина П.В.
       3. Представителям  правительства Москвы в составе трехсторонней
комиссии (Бакиров Э.А.) учитывать предложения и замечания членов  пра-
вительства в ходе работы по реализации соглашения.
       4. Первым заместителям премьера правительства  Москвы  Бакирову
Э.А., Буравлеву  К.Э.  провести  работу по подготовке соглашения между
правительством Москвы и московскими структурами малого бизнеса.
       5. Префектам  административных  округов  организовать работу по
реализации соглашения в пределах имеющейся компетенции.
       6. Принять  к  сведению сообщение о выполнении Соглашения между
правительством и профсоюзами на 1992 г.
       7. Общий  контроль  за ходом выполнения соглашения возложить на
первых заместителей премьера правительства Москвы Бакирова  Э.А.,  Ни-
кольского Б.В., Буравлева К.Э. (по принадлежности)

                      Премьер правительства Москвы  Ю.М. Лужков


                                                            Приложение
                                         к постановлению правительства
                                         Москвы от 16.02.93 г. N 144


                      ТРЕХСТОРОННЕЕ  СОГЛАШЕНИЕ
        между правительством, профсоюзами и предпринимателями
                         г. Москвы на 1993 г.

       Правительство Москвы (в дальнейшем - Правительство), московские
объединения профсоюзов (в дальнейшем -  профсоюзы),  промышленников  и
предпринимателей (в дальнейшем - предприниматели (работодатели) заклю-
чили настоящее Соглашение на 1993 г.  с целью объединения усилий в ре-
шении задач  обеспечения  жизнедеятельности города,  социальной защиты
москвичей, развития предпринимательства как важнейшего  условия  соци-
ально ориентированного  рыночного  хозяйства,  практического внедрения
принципов социального партнерства.
       Обязательства предпринимателей  как  работодателей принимают на
себя также две другие стороны,  в той мере, в которой они осуществляют
эти функции.
       Обязательства и гарантии, включенные в данное Соглашение, явля-
ются  минимальными  по отношению к аналогичным обязательствам и гаран-
тиям, включаемым в коллективные  договоры  и  соглашения,  заключенные
между органами исполнительной власти города,  а также работодателями и
профсоюзами, уполномочившими  своих  представителей  подписать  данное
Соглашение.
       В развитие Соглашения стороны вырабатывают документы и принима-
ют необходимые решения, обеспечивающие его реализацию.
       Доля средств,  направляемых в соответствии с Соглашением на со-
циальную защиту  населения,  увеличивается в зависимости от расширения
финансовых возможностей сторон.
       Контроль за  выполнением  Соглашения  осуществляется специально
созданной трехсторонней комиссией, а также сторонами самостоятельно, в
соответствии с их функциями и организационными принципами деятельности.
       Соглашение вступает в силу с момента подписания и действует  до
заключения нового Соглашения.

       1. В  целях  обеспечения конструктивного взаимодействия и соци-
ального партнерства стороны обязуются:

       1.1. Принимать решения по вопросам и  проблемам,  включенным  в
Соглашение, после консультаций на уровне трехсторонней комиссии.
       1.2. Официально информировать стороны о принимаемых решениях  и
нормативных актах по проблемам,  включенным в Соглашение, другим соци-
ально-экономическим вопросам.
       1.3. Взаимно  обеспечивать  возможность  представителям  сторон
принимать участие в одностороннем рассмотрении на  всех  уровнях  воп-
росов по проблемам, не включенным в Соглашение, но представляющим вза-
имный интерес.
       1.4. Способствовать  заключению коллективных договоров и согла-
шений на уровне департаментов  Правительства,  ассоциаций,  концернов,
городских отраслевых профсоюзов и предприятий, действующих на террито-
рии города.
       1.5.Предприниматели (работодатели)  и Правительство гарантируют
создание условий для деятельности профорганизаций  на  предприятиях  в
соответствии с условиями,  предусмотренными коллективными договорами и
КЗоТом Российской Федерации.
       1.6. Правительство  обеспечивает продление договоров аренды по-
мещений,  занимаемых городскими профорганами, с предоставлением льгот-
ной арендной платы на уровне эксплуатационных расходов.

       2. В  области обеспечения занятости населения города,  развития
промышленности и предпринимательства Правительство:

       2.1. Обеспечивает  реализацию  городской  программы   занятости
населения .
       Создает в составе Департамента  труда  и  занятости  Молодежную
биржу труда для содействия в трудоустройстве выпускников общеобразова-
тельных школ,  ПТУ,  техникумов, вузов, молодежи, уволенной в запас из
рядов Российской Армии,  и учащейся молодежи, желающей работать в сво-
бодное от учебы время,  а также Московский городской центр  по  трудо-
устройству, подготовке  и переподготовке офицеров и прапорщиков,  уво-
ленных по сокращению из рядов Российской Армии.
       2.2. Принимает меры экономического стимулирования предприятий и
организаций, способствующих сохранению и  созданию  рабочих  мест  для
продуктивной занятости  граждан,  в  том  числе  с  ограниченной  тру-
доспособностью и нуждающихся в особой социальной защите.
       2.3. Ежеквартально публикует данные о состоянии рынка труда,  а
также перечень профессий,  на которые в городе формируется  устойчивый
спрос.
       2.4. Оказывает бесплатную  консультативную  и  правовую  помощь
предпринимателям, трудящимся и жителям города по вопросам занятости.
       2.5. Предоставляет льготы по налогам на прибыль предприятиям  и
организациям, предоставляющим рабочие места для занятости лицами с ог-
раниченной трудоспособностью - инвалидам,  пенсионерам  и  надомникам,
пропорционально их численности.
       2.6. Формирует,  размещает в I квартале 1993 г.  и финансирует,
исходя из  возможностей городского бюджета,  городской государственный
заказ конверсионным и другим  предприятиям,  испытывающим  объективные
трудности с  обеспечением  необходимого объема работы для существующей
численности занятых.
       2.7. Обеспечивает соблюдение сроков оформления и выдачи догово-
ров купли-продажи  предпринимательским  коллективам  приватизированных
предприятий.
       2.8. Разрабатывает и утверждает в установленном порядке систему
контроля выполнения  условий договоров купли-продажи приватизированных
предприятий совместно с представителями префектур и отраслевых  депар-
таментов.
       2.9. Обеспечивает возможность участия представителей профсоюзов
в городской  и  окружных комиссиях,  рабочих группах по приватизации с
целью осуществления общественного контроля за ее ходом.
       Правительство и предприниматели (работодатели):
       2.10. При приватизации предусматривают в договорах купли-прода-
жи дополнительные гарантии трудоустройства несовершеннолетних, молодых
специалистов, женщин,  имеющих детей в возрасте до 3 лет, и беременных
женщин, матерей с детьми-инвалидами, одиноки матерей.
       2.11. Обеспечивают соблюдение квот рабочих мест для лиц,  особо
нуждающихся в социальной защите.
       2.12. Обеспечивают организацию оплачиваемых общественных  работ
на предприятиях и организациях,  независимо от форм собственности, для
обеспечения временной занятости, материальной поддержки безработных.
       Предприниматели (работодатели):
       2.13. Обеспечивают своевременность и полноту отчислений в  фонд
занятости населения г. Москвы.
       2.14. Обеспечивают своевременное  информирование  службы  заня-
тости Правительства  и профсоюзов о предстоящем высвобождении работни-
ков и имеющихся вакансиях.
       Профсоюзы:
       2.15. Оказывают бесплатную консультативную  и  правовую  помощь
профсоюзным организациям и членам профсоюза в вопросах занятости.
       2.16. Осуществляют контроль за соблюдением  законодательства  о
занятости, решением вопросов найма,  увольнения, предоставления им ль-
гот и гарантий при высвобождении работников.
       Стороны совместно:
       2.17. Участвуют в работе Координационного  комитета  содействия
занятости населения и реализуют его рекомендации и предложения.
       2.18. Формируют предложения в адрес Верховного Совета и  Прави-
тельства Российской  Федерации  по  созданию  оптимальных  условий хо-
зяйственной, предпринимательской деятельности,  прекращению спада про-
изводства и добиваются их реализации.

       3. В области регулирования оплаты труда

       Стороны совместно:
       3.1. Ежеквартально определяют и публикуют  прожиточный  минимум
по г. Москве.
       Предприниматели (работодатели):
       3.2. Вырабатывают  предложения в адрес Правительства Российской
Федерации по оптимальному соотношению оплаты труда в  производственной
и социальной сфере и обеспечивают их внедрение.
       3.3. Обеспечивают выплату минимальной заработной платы работни-
кам за полный рабочий день не ниже прожиточного минимума. На предприя-
тиях, где заработная плата ниже прожиточного  минимума,  разрабатывают
совместно с  профсоюзами и реализуют программы приближения минимальной
зарплаты к прожиточному минимуму.
       3.4. Обеспечивают   ежеквартальный   пересмотр   и  введение  в
действие размеров оплаты труда в соответствии с решениями Правительст-
ва Российской Федерации.
       3.5. Производят своевременную выплату заработной платы работни-
кам и,  в  случае  задержки  по  вине  предпринимателя (работодателя),
обеспечивают полную компенсацию с учетом индекса цен.
       3.6. Гарантируют  согласование  с  профсоюзами  всех  изменений
систем или норм оплаты труда.
       Профсоюзы:
       3.7. Содействуют  конструктивному  урегулированию   конфликтов,
возникающих по поводу оплаты труда по требованиям,  выходящим за рамки
согласованных норм.

       4. В области охраны труда и экологии

       Правительство:
       4.1. Разрабатывает и обеспечивает выполнение комплекса меропри-
ятий по улучшению условий охраны труда и экологии на предприятиях  го-
родского подчинения.
       4.2. используя право,  предоставленное Указом Президента России
"О дополнительных  полномочиях органов управления г.  Москвы на период
проведения радикальной экономической реформы",  вводит экономические и
правовые санкции для предприятий, независимо от форм собственности, за
необеспечение ими норм и правил в области безопасности труда и  эколо-
гии.
       4.3. Содействует заключению между московскими предприятиями до-
говоров  на первоочередное снабжение молоком,  пектиносодержащими про-
дуктами производств с вредными условиями труда, спецодеждой, приборами
контроля  за санитарно-гигиеническим состоянием помещений и окружающей
среды, вентиляционным, очистным, санитарно-техническим оборудованием.
       4.4. Для  улучшения экологии и санитарной очистки города прово-
дит реконструкцию четырнадцати и завершает строительство четырех авто-
дормехбаз.
       4.5. Оказывает помощь предприятиям города,  находящимся  по  не
зависящим  от них причинам в сложном финансовом положении,  в осущест-
влении мероприятий по улучшению условий и повышению безопасности  тру-
да, природоохранных мер.
       Правительство и предприниматели (работодатели):
       4.6. Осуществляют дополнительные меры,  направленные на обеспе-
чение переработки,  утилизации и обезвреживания  промышленных  бытовых
отходов.
       Предприниматели (работодатели):
       4.7. Принимают  на  своих  предприятиях  дополнительные меры по
сокращению выбросов и сбросов вредных веществ в  атмосферу  и  водоемы
города.
       4.8. Обеспечивают беспрепятственный допуск на свои  предприятия
технической инспекции  труда  профсоюзов  для осуществления надзора за
состоянием условий и охраны труда,  соблюдением природоохранного зако-
нодательства.
       Профсоюзы:
       4.9. Осуществляют  контроль за оснащением предприятий приборами
контроля за состоянием производственной и окружающей среды, вентиляци-
онным, очистным, санитарно-техническим оборудованием.
       4.10. Контролируют ход выполнения мероприятий по охране  труда,
включенных в  коллективные  договоры на предприятиях,  в организациях,
принимают меры к руководителям и  должностным  лицам  за  невыполнение
обязательств по созданию здоровых и безопасных условий труда на произ-
водстве.
       4.11. Принимают  непосредственное  участие в работе и оказывают
содействие государственной экспертизе условий  труда  в  осуществлении
контроля за соблюдением норм и правил охраны труда, правильностью при-
менения льгот и компенсаций за работу в неблагоприятных условиях.
       Стороны совместно:
       4.12. Намечают и осуществляют дополнительные меры, направленные
на обеспечение  строгого соблюдения природоохранного законодательства,
требований правил и норм по охране труда.

       5. В области создания необходимых социальных условий  поддержа-
ния уровня жизни горожан

       Правительство:
       5.1. Изыскивает бюджетные  источники  для  осуществления  в  г.
Москве доплат к минимальным пенсиям, стипендиям, пособиям и определяет
их размеры.
       5.2. Продолжает  выплату учащимся вузов именных стипендий мэрии
Москвы и обеспечивает финансирование в объеме 306  млн.  руб.  дотаций
студентам, нуждающимся в материальной поддержке.
       5.3. Обеспечивает бесперебойное снабжение населения города про-
довольственными и промышленными товарами первой необходимости.
       5.4. Обеспечивает санитарный надзор за ввозимыми для реализации
продуктами и  товарами  и  соблюдением правил торговли на предприятиях
торговли и общественного питания всех видов собственности.
       5.5. Осуществляет  контроль за продажей товаров,  поступивших в
магазины,  пресекает спекулятивную продажу товаров коммерческим струк-
турам и отдельным гражданам.
       5.6. Разрабатывает и реализует  меры  стимулирования  (льготное
кредитование, налогообложение,  арендная плата) предприятий и учрежде-
ний образования,  культуры,  здравоохранения, спорта, торговли, службы
быта и др., оказывающих населению социально значимые услуги.
       5.7. Расширяет сеть оптовых баз и магазинов для приватизирован-
ных предприятий торговли и службы быта.
       5.8. Принимает меры к обеспечению  бесперебойного  по  графикам
движения общественного транспорта, как наземного, так и электропоездов
метрополитена и пригородного сообщения.
       5.9. Сохраняет  для  пенсионеров  и  инвалидов бесплатный,  для
школьников, учащихся ПТУ и студентов дневной формы  обучения  льготный
проезд в городском транспорте.
       5.10. Обеспечивает нормальное функционирование  городских  инф-
раструктур (систем  тепло-,  газо- и энергоснабжения,  средств связи и
др.).
       5.11. Погашает  предприятиям  и  организациям  задолженность за
капвложения, переданные на долевое участие в жилищном строительстве до
01.01.92 г.
       5.12. Обеспечивает бесперебойное ритмичное финансирование стро-
ительства жилья по муниципальному заказу.
       5.13. Выделяет строителям Департамента строительства (Мосстрой-
комитета) не менее 10 проц. площади во вводимых ими домах.
       5.14. Погашает за счет лимита Мосжилкомитета  задолженность  по
выделению жилой площади рабочим,  занятым на строительно-монтажных ра-
ботах по договорам, срок которых истек, и обеспечивает в установленные
сроки выполнение обязательств по действующим договорам.
       5.15. Обеспечивает открытие дополнительных павильонов по обмену
газовых баллонов и устанавливает розничные цены на сжиженный газ, реа-
лизуемый населению для бытовых нужд,  на уровне  предельных  розничных
цен, устанавливаемых  постановлениями Правительства Российской Федера-
ции.
       5.16. Обеспечивает региональный государственный заказ на поста-
вку продовольственных товаров  в  столовые  общеобразовательных  школ,
ПТУ, детских домов, домов-ребенка, школ-интернатов, детских садов, до-
мов престарелых и инвалидов, больниц.
       5.17. Предусматривает  в проекте бюджета на 1993 г.  дотации на
школьное питание,  оплату путевок в загородные санатории  и  оздорови-
тельные лагеря в зимний и летний периоды в объеме 4 млрд. 316 млн. руб.
       5.18. Устанавливает для спортсооружений  профсоюзов  льготы  по
налогообложению и  тарифам за тепло,  энергию,  коммунальные услуги на
уровне спортсооружений Москомспорта.
       5.19. Не  допускает  передачи  коммерческим структурам зданий и
помещений, в  которых  расположены  учреждения  культуры,   искусства,
спортсооружения, подростковые молодежные клубы и кружки.
       5.20. Обеспечивает снижения уровня преступности  в  г.  Москве,
создает необходимые условия для работы правоохранительных органов.
       5.21. Предусматривает льготные тарифы  за  коммунальные  услуги
для предприятий, применяющих труд инвалидов, пенсионеров и надомников,
первичных организаций Всероссийского общества слепых и  Всероссийского
общества глухих.
       5.22. Разрабатывает и реализует городскую программу, включающую
меры социальной защиты,  медицинской, трудовой и социальной реабилита-
ции, профориентации и обучения инвалидов.
       5.23. Разрабатывает  программу и определяет источник финансиро-
вания реконструкции архитектурной среды и городского транспорта с уче-
том нужд инвалидов.
       5.24. Разрабатывает план реконструкции жилых и  культурно-быто-
вых сооружений городского пассажирского транспорта с учетом нужд инва-
лидов.
       5.25. Выделяет   средства  для  реконструкции  оздоровительного
комплекса "Здоровье" для слепых и слабовидящих.
       5.26. Изыскивает в соответствии с постановлением Совета Минист-
ров РСФСР от 22.02.91 г.  N 111 15 тыс.  га под садоводство и в  70-км
зоне земельные участки площадью не менее 20 тыс. га под огороды.
       Правительство и предприниматели (работодатели):
       5.27. Обеспечивают  необходимые средства на содержание социаль-
ной сферы, социальные выплаты (дотации на питание, приобретение жилья,
оплату обучения  детей  и т.д.) для работников,  в том числе бюджетных
организаций (учреждений здравоохранения,  культуры,  спорта, образова-
ния).
       5.28. Не допускает перепрофилирования в связи  с  приватизацией
магазинов и предприятий службы быта, обеспечивающих первоочердные пот-
ребности горожан.
       Профсоюзы и предприниматели (работодатели):
       5.29. Добиваются включения в коллективные договоры между трудо-
выми коллективами  и  предпринимателями  положений об обязательном от-
числении в обменный фонд города до 25 проц.  объема продукции в  нату-
ральном выражении.
       Предприниматели (работодатели):
       5.30. Изыскивают  средства  для  установления именных стипендий
студентам московских вузов.
       5.31. Силами  банков расширяют номенклатуру оказываемых населе-
нию сберегательных и других услуг,  увеличивают количество ссуд, выда-
ваемых населению на различные цели.
       5.32. Финансируют  социальные  программы   (строительства   до-
мов-приютов, "ночлежек",  домов  престарелых),  оказывают материальную
помощь неимущим,  а также семьям граждан,  пострадавших при исполнении
служебного долга.
       Профсоюзы:
       5.33. Обеспечивают  санаторно-курортное обслуживание трудящихся
и их детей (предоставляют путевки на лечение и отдых, в санатории-про-
филактории, санаторные  и оздоровительные лагеря,  на долечивание,  на
укрепление материально-технической базы здравниц Подмосковья), выделяя
на эти цели 900 млн. руб.
       5.34. Увеличивают средства Фонда социального страхования,  нап-
равленные на  выплату  пособий  по  социальному страхованию до 3 млрд.
руб.
       5.35. За  счет  средства Фонда социального страхования выделяют
дотации на оплату путевок в загородные санатории и оздоровительные ла-
геря в зимний и летний периоды на сумму 120 млн. руб.
       5.36. Финансируют  работу  детско-юношеских   спортивных   школ
профсоюзов на сумму 60 млн.руб.
       5.37. Выделяют из средств профсоюзного бюджета 2-3 млн. руб. на
проведение спортивной  и  физкультурной  работы с инвалидами и студен-
ческой молодежью.
       5.38. Содействуют выполнению утвержденной Правительством Москвы
Программы обеспечения медицинской помощью населения города на 1993 г.
       5.39. Осуществляют контроль за выплатой в соответствии с Указом
Президента Российской Федерации от 21.05.92 г. N 515, от 14.11.92 г. N
1365 компенсаций семьям с детьми на предприятиях и в организациях.
       Стороны совместно:
       5.40. Не допускают перепрофилирования ведомственных детских са-
дов, оздоровительных лагерей и спортивных школ.  В исключительных слу-
чаях принимаются согласованные решения об использовании этих объектов.