РОССИЙСКО-ШВЕДСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ПРЕЗИДЕНТ РФ 4 февраля 1993 г. (НЦПИ) Вводная часть 1. Россия и Швеция связаны многовековыми узами со времен возникновения их государственности. Отношения между двумя странами существуют уже более 700 лет и отмечены как взаимовыгодными торгово-экономическими, научными и человеческими контактами, так и военными конфликтами и серьезными политическими противоречиями. С появлением нового российского государства, народ которого сделал решительный выбор в пользу демократии, свободы и рыночной экономики, начинается новый этап и в российско-шведских отношениях. Двусторонние отношения 2. Россия и Швеция, вступая в новый этап развития двусторонних отношений, желают жить как дружественные государства, партнеры по международному сообществу и в решении общих региональных и глобальных проблем. Они разделяют уважение к принципам демократии, верховенства права, прав и свобод человека, социальной справедливости. Они поддерживают социально и экологически ориентированную политику, экономическую либерализацию, свободу торговли и предпринимательства в рамках цивилизованного отношения к окружающей среде и рационального использования природных ресурсов. Отношения между Россией и Швецией будут развиваться при строгом соблюдении норм международного права, в духе открытости и определяться прежде всего их обязательствами по Уставу ООН, документами Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, включая Хельсинкский Заключительный акт и Хельсинкский документ 1992 года. Стороны будут воздерживаться от любых действий, которые могут нанести ущерб территориальной целостности другой Стороны, и будут разрешать споры мирными средствами в соответствии с Уставом ООН и Хельсинкским Заключительным актом, а также другими документами СБСЕ. Основой двусторонних отношений между Сторонами также служат действующие между Россией и Швецией соглашения. В целях интенсификации сотрудничества и контактов между Россией и Швецией будет продолжена работа над расширением и укреплением договорно - правовой базы двустороннего и регионального сотрудничества. В частности, в ближайшее время будет завершена работа над: - Торговым соглашением; - Соглашением о двойном налогообложении; - Соглашением о таможенном сотрудничестве; - Соглашением о защите инвестиций; - Соглашением о воздушном сообщении; - Соглашением о сотрудничестве в области охраны окружающей среды. Стороны желают стремиться к поддержанию диалога на уровне высшего политического руководства, на правительственном и ведомственном уровне по вопросам двустороннего и международного характера, представляющим взаимный интерес. Они будут содействовать контактам, сотрудничеству и обмену опытом между центральными, региональными и местными органами власти и управления. 3. С целью достижения полной ясности в вопросах российско - шведских отношений, возникших в результате второй мировой войны и "холодной войны" - судьба Рауля Валленберга, а также судьба экипажей самолета ДС-3 и шведских торговых и рыболовных судов, пропавших во время и после Второй мировой войны, - Стороны намерены продолжить и интенсифицировать свое тесное сотрудничество, в частности, путем изучения имеющих отношение к этим вопросам материалов в архивах обоих государств. Стороны удовлетворены ходом обсуждения на экспертном уровне проблемы иностранных подводных лодок в шведских территориальных водах. Хотя окончательные выводы во всех отношениях еще предстоит сделать, эксперты пришли к заключению, что в шведских территориальных водах имела место активность подводных аппаратов. Стороны будут продолжать начатое сотрудничество с целью окончательного прояснения этой проблемы. Они намерены тем самым способствовать укреплению мира и безопасности в регионе Балтийского моря, а также углублению доверия между государствами. Международное сотрудничество 4. Россия и Швеция, подтверждая свои обязательства по Уставу ООН и разделяя приверженность принципам, зафиксированным в Парижской хартии для новой Европы и в Уставе ООН, заявляют о своем намерении продолжать работать в интересах укрепления ООН и обеспечения эффективного реагирования этой международной организации на угрозы международному миру и безопасности. Стороны выражают желание сотрудничать по основным международным проблемам, взаимодействовать на двустороннем уровне, а также в многосторонних рамках в поиске решений и мирного урегулирования споров и в обмене опытом касательно деятельности по поддержанию мира. 5. Стороны подчеркивают важность полномасштабного сотрудничества в рамках Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе с целью совершенствования и применения мер расширения открытости, укрепления безопасности и стабильности в военных делах, содействия мирному разрешению конфликтов, соблюдения принципов уважения прав человека и социальной справедливости, развития взаимодействия в экономической сфере. Они заявляют о своей приверженности мирному урегулированию споров политическими средствами, путем диалога без какого-либо принуждения или незаконного давления. Стороны разделяют точку зрения, что никакие иностранные войска не должны находиться на территории другого государства без согласия правительства этого государства. Они будут последовательно добиваться соблюдения и уважения прав человека и национальных меньшинств, а также содействовать бесконфликтному разрешению межэтнических проблем. Стороны желают активно содействовать повышению эффективности механизмов СБСЕ в деле сохранения международного мира и безопасности. Они намерены поддерживать международные усилия, направленные на разоружение, контроль над вооружениями, а также укрепление доверия и безопасности в военной области. Международная безопасность, контроль над вооружениями и разоружение 6. Россия и Швеция заявляют о своей готовности содействовать международным усилиям, направленным на достижение эффективного контроля над вооружениями и укрепление доверия и безопасности в военной области. Стороны выражают желание развивать обмены между их вооруженными силами и Министерствами обороны. 7. Стороны заявляют о своем желании содействовать дальнейшим мерам по укреплению существующих режимов нераспространения оружия массового поражения и боевых ракет, а также имеющейся технологии и предметов как военного, так и гражданского назначения. Эти меры включают гармонизацию действующих механизмов экспортного контроля. Они будут содействовать на основе транспарентности осуществлению мер по регулированию передач обычных вооружений. Стороны желают сотрудничать в поощрении присоединения новых участников к Договору о нераспространении ядерного оружия и во имя бессрочного продления его действия на Конференции 1995 года. Они будут работать в направлении заключения договора о всеобъемлющем запрете ядерных испытаний и призывают ядерные государства, которые не объявили мораторий на испытания ядерного оружия, сделать это возможно скорее. Россия и Швеция готовы взаимодействовать в рамках имеющихся возможностей в целях содействия конверсии военного промышленного производства на выпуск гражданской продукции. Стороны приветствуют Резолюцию Генеральной Ассамблеи ООН о Конвенции по химическому оружию и выражают готовность работать в направлении скорейшего вступления Конвенции в силу, возможно более широкого присоединения государств к Конвенции и обеспечения ей международной поддержки. Сотрудничество в обеспечении ядерной безопасности 8. Россия и Швеция подчеркивают важность обеспечения высокого уровня безопасности на всех ядерных объектах. В то время как ответственность за ядерную безопасность является национальной, инциденты или несчастные случаи могут иметь трансграничные последствия. Стороны согласны продолжать тесно сотрудничать в укреплении ядерной безопасности как на двустороннем уровне, так и в рамках международных программ сотрудничества, разработанных с этой целью. Стороны подчеркивают необходимость продвижения этого сотрудничества и содействия конкретным усилиям в этом контексте. Стороны выражают также свою поддержку скорейшей разработке и вступлению в силу Конвенции по ядерной безопасности в рамках МАГАТЭ. Региональное сотрудничество 9. Россия и Швеция считают весьма важным развитие более тесных отношений между всеми странами Европы. Швеция подала заявку о вступлении в ЕС. Швеция с давних пор привержена полномасштабному и свободному международному сотрудничеству в экономической и других областях, включая участие России в европейском сотрудничестве. Стороны, подчеркивая особую важность тесных связей между Швецией и Северо-Западным регионом России, а также поддержания стабильности в Северной Европе, намерены развивать различные аспекты регионального сотрудничества. Такое сотрудничество будет осуществляться, в том числе при государственной поддержке. Оно может включать поддержку демократических институтов, экономического взаимодействия, культурных и научных контактов, а также улучшения экологической и ядерной безопасности. Региональное сотрудничество может развиваться как в двусторонних, так и в многосторонних или субрегиональных рамках - таких, как Совет государств Балтийского моря, процесс Рованиеми и Международный научный комитет по Арктике. Стороны выражают удовлетворение созданием Совета Баренцева / Евро-Арктического региона. Они разделяют мнение, что активное экономическое, экологическое, культурное и иное сотрудничество было бы важным вкладом в развитие и стабильность региона Баренцева моря. Важно развивать и укреплять работу в рамках Стратегии защиты окружающей среды в Арктике. Коренные народности требуют особого внимания в рамках арктического сотрудничества. Стороны полны решимости интенсифицировать взаимодействие в области охраны окружающей среды, где приоритет будет отдаваться реализации целей Конвенции по защите морской среды района Балтийского моря, а также выполнению Балтийской совместной комплексной программы действий по охране окружающей среды. Экономическое сотрудничество 10. Россия и Швеция желают создать благоприятные условия для долговременного развития торговли и экономического сотрудничества между двумя странами. Принимая во внимание, что развитие двусторонней торговли и экономического сотрудничества способствует лучшему взаимопониманию между Россией и Швецией, а также повышению благосостояния народов двух стран, и сознавая, что нынешний уровень торговых связей и экономического сотрудничества не соответствует существующим возможностям, Стороны заявляют, что их целью является укрепление и расширение торгово-экономического сотрудничества, в частности, посредством следующих мер: - поощрение всех форм торгового обмена; - поощрение активного участия малых и средних предприятий в двусторонней торговле и двустороннем экономическом сотрудничестве; - облегчение прямых контактов между бизнесменами и экономическими организациями, в том числе путем упрощения процедур получения виз, видов на жительство и разрешений на работу; - упрощение обменов коммерческой и экономической информацией; - развитие обмена мнениями и опытом по вопросам финансовой и экономической политики; - создание благоприятного климата для частных инвестиций, прежде всего посредством эффективного законодательства в области инвестиций, в частности, регулирующего перевод прибылей и репатриацию инвестированного капитала на основе принципов взаимности и недискриминации; - завершение работы над соглашениями, имеющими значение для взаимной торговли и экономического сотрудничества, - такими, как торговое, о таможенном сотрудничестве, о защите инвестиций и о воздушном сообщении. 11. Стороны согласны в том, что успешное осуществление экономических реформ в России, открытая российская экономика, интегрирование российской экономики в мировое хозяйство, решение проблемы российской внешней задолженности и гармонизация российского законодательства с международными нормами способствуют созданию предпосылок для более глубоких и эффективных двусторонних экономических связей, а также активного сотрудничества в рамках деятельности международных организаций в экономической и финансовой областях. Парламентские обмены 12. Россия и Швеция приветствуют обмены между членами их соответствующих законодательных органов, а также сотрудничество и обмен опытом в области парламентской процедуры и практики, в подготовке законопроектов. Сотрудничество в других областях 13. Швеция проявляет желание участвовать в определенных проектах, представляющих интерес для России. Это касается, среди прочего, создания Международного научно-технического центра в Москве, усилий по уничтожению химического оружия в России, программ решения проблем занятости, конверсии, продолжения оказания консультационных услуг относительно управления финансами и регистрации недвижимости. Стороны будут поощрять сотрудничество между соответствующими властями двух стран в таких областях, как охрана окружающей среды от загрязнения и ее улучшение, а также сельское хозяйство. Сферой особой важности является сотрудничество между полицейскими властями в борьбе с организованной преступностью, терроризмом, наркобизнесом, экономической преступностью, контрабандой оружия, расщепляющихся веществ или сырья для их получения, противоправными сделками с культурными ценностями и незаконной иммиграцией. 14. Стороны подчеркивают важность контактов и обменов опытом в области гражданской администрации, юстиции и судебной деятельности, прессы и других средств массовой информации. Стороны желают содействовать контактам и сотрудничеству, обменам между организациями и частными лицами двух стран в области культуры и образования. Стороны намерены содействовать более широкому изучению шведского языка в России и русского языка в Швеции. Они выражают желание развивать научно-техническое сотрудничество между соответствующими властями и академическими институтами, включая обмены информацией и специалистами. (Подписи) |