ВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ ВЫДАЧИ ЛИЦЕНЗИЙ КЛИРИНГОВЫМ УЧРЕЖДЕНИЯМ. Положение. Центральный банк РФ (ЦБР). 10.02.93

ВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ ВЫДАЧИ ЛИЦЕНЗИИ КЛИРИНГОВЫМ УЧРЕЖДЕНИЯМ

                         ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РФ

                          10 ФЕВРАЛЯ 1993 Г.

                                 (Д)

                               Введение

     Настоящее положение разработано в соответствии с Законом РСФСР "О
банках  и банковской деятельности в РСФСР",  "Положением о безналичных
расчетах в Российской Федерации",  постановлением ВС  и  Правительства
Российской  Федерации от 25.05.92 г.  "О неотложных мерах по улучшению
расчетов в народном хозяйстве и повышении ответственности  предприятий
за  их  финансовое состояние",  методическими указаниями "О создании и
деятельности коммерческих банков на территории РСФСР" и дополнением  к
нему от 1.10.91 г. N 4, "Положением о клиринговом учреждении".
     Межбанковские расчеты (клиринговые операции)  могут  осуществлять
только организации, получившие лицензию Центрального банка России: ба-
ни или специально созданные для этой цели клиринговые учреждения.
     Клиринговое учреждение - это организация,  являющаяся юридическим
лицом по законодательству Российской Федерации,  заявившая себя в  ка-
честве центра взаимных расчетов,  которой на основании лицензии, выда-
ваемой ЦБ РФ,  предоставлено право осуществлять расчетные (в том числе
клиринговые) операции, а также ограниченное количество банковских опе-
раций, поддерживающих выполнение клиринга.
     Межбанковские расчеты (клиринговые операции) должны осуществлять-
ся с использованием вычислительной техники и средств телекоммуникации.
Программно-технические   комплексы  должны  удовлетворять  требованиям
Центрального банка России, приведенным в приложении 1.

     1. Порядок выдачи лицензии клиринговым учреждениям

     1.1. Клиринговое учреждение для получения лицензии на  совершение
клиринговых  операций  направляет  в Департамент по регулированию дея-
тельности банков ЦБ РФ следующий комплект документов:
     1.1.1. Заявление  (ходатайство)  о  выдаче лицензии на совершение
клиринговых операций за подписью руководителя высшего органа  управле-
ния клирингового учреждения.
     1.1.2. Копию платежного  документа,  подтверждающего  внесение  в
бюджет платы за получение лицензии на совершение клиринговых операций.
     1.1.3. Прошитые и удостоверенные печатью и подписью  руководителя
высшего органа клирингового учреждения,  заверенные органом,  осущест-
вившим государственную регистрацию, копии учредительных документов в 2
экземплярах: устава, учредительного договора, протокола учредительного
собрания (решения учредителей).
     1.1.4. Заверенную  нотариально  или  регистрирующим органом копию
свидетельства о регистрации.
     1.1.5. Технико-экономическое  обоснование  создания  клирингового
учреждения, включающее:
     - наименование региона, охватываемого расчетами;
     - количество банков и их клиентов;
     - количество транзаций;
     - расчет эффективности осуществления клиринговых  операций  (про-
цент внутренних зачетов).
     1.1.6. Справку о характеристиках программно-технических  средств,
содержащую:
     - состав программно-технического обеспечения,  средств телекомму-
никаций и используемых каналов связи;
     - форматы электронных документов и правила передачи сообщений;
     - основные сведения об организационных,  аппаратных и программных
способах защиты программного обеспечения и информации от  несанкциони-
рованного доступа, обеспечения целостности информации.
     1.1.7.Правила проведения межбанковских расчетов через клиринговое
учреждение.
     1.1.8. Сертификат, выданный организацией, имеющей соответствующие
полномочия, и признаваемый Департаментом информации ЦБ РФ:
     - на программные средства, подтверждающий безошибочную реализацию
заявленных  разработчиком функций;  отсутствие скрытых побочных эффек-
тов;
     - на  программно-технические средства,  обеспечивающие защиту ин-
формации.
     1.1.9. Сведения   о  профессиональной  пригодности  руководителей
(председателя и главного бухгалтера) клирингового учреждения, удовлет-
воряющие следующим требованиям:
     - наличие высшего образования;
     - отсутствие судимостей за хозяйственные,  должностные, иные тяж-
кие преступления.
     Для председателя  необходимым  требованием является опыт работы в
области автоматизации банковской деятельности, для главного бухгалтера
-  стаж  работы  по специальности на руководящих должностях не менее 3
лет.
     Если документы  представлены не полностью либо не отвечают предъ-
явленным требованиям к оформлению, они возвращаются без рассмотрения.
     1.2. Департамент  по регулированию деятельности банков рассматри-
вает заявление (ходатайство) клирингового учреждения о выдаче лицензии
на совершение расчетных (клиринговых) операций. Выдача лицензии на со-
вершение банковских (в том числе  клиринговых)  операций  клиринговому
учреждению  осуществляется в установленном для коммерческих банков по-
рядке.
     Одновременно Департамент  по  регулированию  деятельности  банков
направляет в Департамент информатизации ЦБ РФ экземпляр документов для
выдачи заключения в виде технической лицензии.
     1.3. Департамент информатизации проводит  экспертизу  документов,
представленных  для выдачи лицензии на совершение расчетных (клиринго-
вых) операций электронными средствами,  определяет степень  готовности
данного клирингового учреждения к включению в систему электронных рас-
четов Российской Федерации и выдает заключение в виде технической  ли-
цензии или мотивированный отказ.
     1.3.1. Техническая лицензия может быть выдана в одном из трех ви-
дов:
     - с правом работы в сетях, не имеющих точек входа в сеть ЦБ РФ;
     - с правом работы в сетях, имеющих точки входа в сеть ЦБ РФ;
     - с правом работы в сетях, имеющих точки входа в межгосударствен-
ные сети.
     1.3.2. Заключение Департамента информатизации в виде  технической
лицензии является обязательным условием для выдачи клиринговому учреж-
дению лицензии на совершение расчетных (клиринговых)  операций.  Форма
технической лицензии приведена в Приложении 2.
     1.3.3. Техническая лицензия действительна в течение 1 года с  мо-
мента  регистрации  и  автоматически  продляется на каждый последующий
год, если не была осуществлена замена или модернизация программно-тех-
нических  средств  на более современные,  повлекшие за собой изменение
технологии клиринговых расчетов или защиты информации.
     В этом случае необходимо представить в Департамент информатизации
ЦБ РФ ходатайство о пересмотре технической лицензии,  справку об изме-
ненном составе программно-технических средств.
     1.3.4. Техническая лицензия, выданная клиринговому учреждению, не
распространяется на его филиалы. Филиалы клирингового учреждения полу-
чают техническую лицензию на совершение клиринговых операций электрон-
ными средствами в порядке, установленном для клирингового учреждения.
     1.4. Лицензия,  ранее выданная клиринговому учреждению,  осущест-
вляющему  межбанковские  расчеты электронным способом,  без заключения
(технической лицензии) Департамента информатизации ЦБ РФ подлежит  пе-
ререгистрации в Центральном банке РФ с предоставлением недостающих до-
кументов.
     Расчетные операции, проводимые клиринговым учреждением без техни-
ческой лицензии ЦБ РФ, являются недействительными.
     1.5. Документы, представленные для получения лицензии, рассматри-
ваются в течение трех месяцев со дня их поступления в ЦБ РФ.  В случае
положительного  решения  клиринговому  учреждению выдается лицензия ЦБ
РФ.
     Форма лицензии  на  совершение  клиринговых  операций приведена в
Приложении 3.
     На одном экземпляре представленного ЦБ РФ устава клирингового уч-
реждения делается отметка о выдаче лицензии с указанием  ее  номера  и
даты выдачи, заверенная подписью должностного лица ЦБ РФ. Этот экземп-
ляр возвращается клиринговому учреждению.
     Документы, представленные в ЦБ РФ для получения лицензии, хранят-
ся в ЦБ РФ.
     1.6. Действие  лицензии  на совершение клиринговых операций может
быть приостановлено в случае:
     - обоснованных претензий к функционированию клирингового учрежде-
ния со стороны его клиентов,  государственной налоговой службы, других
лиц,  о  чем  доводится до сведения Департамента по регулированию дея-
тельности банков и клирингового учреждения в письменном виде;
     - нарушения требований п. 1.3.3.
     1.7. Центральный банк России может отказать в выдаче лицензии  на
проведение расчетных (клиринговых) операций в следующих случаях:
     - несоответствие учредительных документов действующему в Российс-
кой  Федерации  законодательству или "Положению о клиринговом учрежде-
нии";
     - мотивированный отказ Департамента информатизации ЦБ РФ в выдаче
технической лицензии.
     1.8. В  случае  внесения изменений в учредительные документы кли-
ринговое учреждение обязано в месячный срок уведомить  Департамент  по
регулированию  деятельности банков об изменениях,  внесенных в учреди-
тельные документы,  с приложением заверенных нотариально или регистри-
рующим органом копий изменений учредительных документов.

      2. Порядок прекращения деятельности клирингового учреждения

     2.1. Деятельность клирингового учреждения прекращается на основа-
нии решения его высшего органа управления.
     Прекращение деятельности клирингового учреждения происходит путем
его реорганизации (слияния, присоединения, ликвидации).
     2.2. ЦБ  РФ  вправе отозвать выданную клиринговому учреждению ли-
цензию на проведение расчетных (клиринговых) операций в следующих слу-
чаях:
     - признание клирингового учреждения  неплатежоспособным  в  соот-
ветствии с законодательством РФ;
     - при обнаружении недостоверности сведений,  на основании которых
была выдана лицензия;
     - при изменении документов,  перечисленных в п.1.1 настоящего по-
ложения, без последующей регистрации в ЦБ РФ;
     - отказ или неисполнение требований  по  устранению  недостатков,
выявленных лицензирующим органом;
     - при осуществлении расчетных операций,  не предусмотренных полу-
ченной лицензией, "Положением о клиринговом учреждении", а также неза-
конное использование сведений,  составляющих  коммерческую  тайну  или
иную конфиденциальную информацию клиента;
     - при систематическом непредоставлении или предоставлении  недос-
товерной отчетности в соответствии с нормативными документами ЦБ РФ;
     - при задержке начала деятельности клирингового учреждения  более
чем на один год с момента выдачи лицензии;
     - при прекращении действия технической лицензии;
     - при нарушении интересов клиентов по их ходатайству.
     2.3. Отзыв лицензии на совершение расчетных  (клиринговых)  и/или
иных банковских операций не действует как решение о ликвидации клирин-
гового учреждения.  В случае сохранения данного учреждения как  юриди-
ческого лица его высший орган управления должен изменить устав клирин-
гового учреждения,  изъяв деятельности осуществление  всех  банковских
операций.
     При отзыве лицензий ЦБ РФ делается соответствующая отметка на ти-
тульном листе устава клирингового учреждения.
     Прекращение деятельности клирингового учреждения на основании ре-
шения его высшего органа управления осуществляется в порядке,  предус-
мотренном законодательством.


                                                           Утверждаю

                   Директор Департамента информатизации
                   Центрального банка РФ

                                                           Приложение 1
                                к  Временному положению о порядке
                                выдачи лицензий клиринговым учреждениям

      Требования Департамента  информации   к   программно-техническим
    комплексам, поддреживающим деятельность клирингового учреждения
          в сетях, не имеющих входа в электронную сеть ЦБ РФ

     1. Общие положения
     1.1. Программно-технические  комплексы осуществляются электронной
системы взаимных расчетов могут быть реализованы с использованием  лю-
бой существующей или вновь разрабатываемой аппаратной поддержки,  при-
менением любых каналов связи и средств телекоммуникации.
     1.2. Программные средства должны иметь сертификат, подтверждающий
безошибочную реализацию заявленных разработчиком функций и  отсутствие
скрытых побочных эффектов, выданный Департаментом информации ЦБ РФ или
третьей стороной,  имеющей полномочия,  признаваемые Департаментом ин-
формации ЦБ РФ.
     1.3. Рекомендуются к разработкам и использованию комплексы с отк-
рытой  структурой,  позволяющие наращивать потенциал как программными,
так и аппаратными средствами.
     2. Функциональный состав комплекса и требования к нему
        Выделяются следующие функциональные подсистемы комплекса:
     -  подсистема обработки данных;
     - подсистема коммуникации;
     - подсистема отчетности и аудита;
     - подсистема безопасности.
     2.1.  Подсистема обработкиданных.
     2.1.1. Требования к функциональным возможностям.
            Подсистема должна выполнять следующие операции:
     - контроль достоверности реквизитов плательщика и получателя, а
также проверка наличия на счете клиента заявления к платежу  суммы  (с
учетом минимального остатка);
     - квитирование приема информации от абонента;
     - выполнение  проводок по счетам клиентов с зачетом взаимных пла-
тежей;
     - формирование  и  передача  клиентам по каналам связи выписок по
счету;
     - передача в сеть высшего уровня или в региональное расчетное уч-
реждение документов для получателей,  не являющихся клиентами  данного
клирингового учреждения;
     - прием подтверждений о выполнении проводок от клиентов получате-
лей  и  итоговых  данных  о работе клирингового учреждения и состояния
счетов его клиентов от регионального расчетного учреждения ЦБ РФ.
     2.2.2. Требования к работоспособности.
     Комплекс должен обеспечивать завершенность обработки всех поступив-
ших от  клиентов  документов в течение периода времени,  определенного
участниками сети.
     2.2. Подсистема коммуникации.
     2.2.1. Требования к принципу организации сети.
     Подсистема  может представлять собой многотерминальный комплекс, ло-
кальную сеть с любым типом каналов связи,  либо иной принцип организа-
ции сети, либо быть их комбинацией. Рекомендуется использование закры-
тых сетей,  не используемых абонентами -  не  участниками  клиринговых
расчетов.
     2.2.2. Требования к функциональным возможностям.
     Подсистема должна:
     -  обеспечивать  прием  и  передачу сообщений в определенных
     участниками сети формах;
     - осуществлять запись сообщений на устройства долговременной  па-
мяти;
     - обнаружить ошибки передачи данных и осуществлять  их  коррекцию
за счет передачи кодов с избыточностью;
     - подтверждать полное и безошибочное получение сообщения;
     - поддерживать количество каналов передачи данных, обеспечивающее
прием данных от абонента в течение времени, не превышающего определен-
ного участниками сети максимального значения.
     2.2.3. Требования к работоспособности.
     Подсистема должна:
     - обеспечивать работоспособность центрального узла сети в течение
определенного участниками сети времени суток;
     - поддерживать работоспособность сети при временном отключении от
сети одного или нескольких абонентов;
     - иметь  возможность  автономной работы при временном прекращении
фундирования одной или нескольких подсистем комплекса,  за исключением
подсистемы безопасности;
     - обеспечивать ретрансляцию сопутствующих (не платежных) докумен-
тов абонента, указанных им участникам сети.
     2.3. Подсистема отчетности и аудита.
     2.3.1. Подсистема должна выполнять следующие функции:
     - формирование,  хранение и вывод на внешние устройства  периоди-
ческой бухгалтерской и аудиторской отчетности;
     - сбор,  накопление и отображение по запросам статистических дан-
ных, необходимых для анализа функционирования комплекса.
     2.3.2. Требования к работоспособности.
     Подсистема должна:
     - обеспечить готовность всех форм периодической отчетности к концу
соответствующего периода;
     - обеспечить  доступность к любой из форм отчетности в произволь-
ный момент функционирования комплекса.
     2.4. Подсистема безопасности.
     2.4.1. Требования по защите целостности данных.
     Подсистема должна:
     - обеспечить невозможность утери и искажения данных, возник-
     новения незаконных данных на всех этапах прохождения сообщений по сети, в про-
цессе их обработки, хранении в течение срока, определенного для каждо-
го вида документов;
     - вести учет и классификацию ситуаций, представляющих угрозу сох-
ранности  и  целостности  данных  при сбоях оборудования,  программных
средств, ошибок персонала.
     2.4.2. Требования к защите от несанкционированного доступа.
     Подсистема должна обеспечить защиту программных продуктов, данных,
алгоритмов и  ключей шифрования от несанкционированного доступа.  Сте-
пень защищенности отдельных ресурсов определяется участниками сети  на
основе взаимной договоренности.

Утверждаю Директор  Департамента  информатизации Центрального банка РФ
И.Г.Дуброво 10 февраля 1993 г.