ВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ ВЫДАЧИ ЛИЦЕНЗИИ КЛИРИНГОВЫМ УЧРЕЖДЕНИЯМ ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РФ 10 ФЕВРАЛЯ 1993 Г. (Д) Введение Настоящее положение разработано в соответствии с Законом РСФСР "О банках и банковской деятельности в РСФСР", "Положением о безналичных расчетах в Российской Федерации", постановлением ВС и Правительства Российской Федерации от 25.05.92 г. "О неотложных мерах по улучшению расчетов в народном хозяйстве и повышении ответственности предприятий за их финансовое состояние", методическими указаниями "О создании и деятельности коммерческих банков на территории РСФСР" и дополнением к нему от 1.10.91 г. N 4, "Положением о клиринговом учреждении". Межбанковские расчеты (клиринговые операции) могут осуществлять только организации, получившие лицензию Центрального банка России: ба- ни или специально созданные для этой цели клиринговые учреждения. Клиринговое учреждение - это организация, являющаяся юридическим лицом по законодательству Российской Федерации, заявившая себя в ка- честве центра взаимных расчетов, которой на основании лицензии, выда- ваемой ЦБ РФ, предоставлено право осуществлять расчетные (в том числе клиринговые) операции, а также ограниченное количество банковских опе- раций, поддерживающих выполнение клиринга. Межбанковские расчеты (клиринговые операции) должны осуществлять- ся с использованием вычислительной техники и средств телекоммуникации. Программно-технические комплексы должны удовлетворять требованиям Центрального банка России, приведенным в приложении 1. 1. Порядок выдачи лицензии клиринговым учреждениям 1.1. Клиринговое учреждение для получения лицензии на совершение клиринговых операций направляет в Департамент по регулированию дея- тельности банков ЦБ РФ следующий комплект документов: 1.1.1. Заявление (ходатайство) о выдаче лицензии на совершение клиринговых операций за подписью руководителя высшего органа управле- ния клирингового учреждения. 1.1.2. Копию платежного документа, подтверждающего внесение в бюджет платы за получение лицензии на совершение клиринговых операций. 1.1.3. Прошитые и удостоверенные печатью и подписью руководителя высшего органа клирингового учреждения, заверенные органом, осущест- вившим государственную регистрацию, копии учредительных документов в 2 экземплярах: устава, учредительного договора, протокола учредительного собрания (решения учредителей). 1.1.4. Заверенную нотариально или регистрирующим органом копию свидетельства о регистрации. 1.1.5. Технико-экономическое обоснование создания клирингового учреждения, включающее: - наименование региона, охватываемого расчетами; - количество банков и их клиентов; - количество транзаций; - расчет эффективности осуществления клиринговых операций (про- цент внутренних зачетов). 1.1.6. Справку о характеристиках программно-технических средств, содержащую: - состав программно-технического обеспечения, средств телекомму- никаций и используемых каналов связи; - форматы электронных документов и правила передачи сообщений; - основные сведения об организационных, аппаратных и программных способах защиты программного обеспечения и информации от несанкциони- рованного доступа, обеспечения целостности информации. 1.1.7.Правила проведения межбанковских расчетов через клиринговое учреждение. 1.1.8. Сертификат, выданный организацией, имеющей соответствующие полномочия, и признаваемый Департаментом информации ЦБ РФ: - на программные средства, подтверждающий безошибочную реализацию заявленных разработчиком функций; отсутствие скрытых побочных эффек- тов; - на программно-технические средства, обеспечивающие защиту ин- формации. 1.1.9. Сведения о профессиональной пригодности руководителей (председателя и главного бухгалтера) клирингового учреждения, удовлет- воряющие следующим требованиям: - наличие высшего образования; - отсутствие судимостей за хозяйственные, должностные, иные тяж- кие преступления. Для председателя необходимым требованием является опыт работы в области автоматизации банковской деятельности, для главного бухгалтера - стаж работы по специальности на руководящих должностях не менее 3 лет. Если документы представлены не полностью либо не отвечают предъ- явленным требованиям к оформлению, они возвращаются без рассмотрения. 1.2. Департамент по регулированию деятельности банков рассматри- вает заявление (ходатайство) клирингового учреждения о выдаче лицензии на совершение расчетных (клиринговых) операций. Выдача лицензии на со- вершение банковских (в том числе клиринговых) операций клиринговому учреждению осуществляется в установленном для коммерческих банков по- рядке. Одновременно Департамент по регулированию деятельности банков направляет в Департамент информатизации ЦБ РФ экземпляр документов для выдачи заключения в виде технической лицензии. 1.3. Департамент информатизации проводит экспертизу документов, представленных для выдачи лицензии на совершение расчетных (клиринго- вых) операций электронными средствами, определяет степень готовности данного клирингового учреждения к включению в систему электронных рас- четов Российской Федерации и выдает заключение в виде технической ли- цензии или мотивированный отказ. 1.3.1. Техническая лицензия может быть выдана в одном из трех ви- дов: - с правом работы в сетях, не имеющих точек входа в сеть ЦБ РФ; - с правом работы в сетях, имеющих точки входа в сеть ЦБ РФ; - с правом работы в сетях, имеющих точки входа в межгосударствен- ные сети. 1.3.2. Заключение Департамента информатизации в виде технической лицензии является обязательным условием для выдачи клиринговому учреж- дению лицензии на совершение расчетных (клиринговых) операций. Форма технической лицензии приведена в Приложении 2. 1.3.3. Техническая лицензия действительна в течение 1 года с мо- мента регистрации и автоматически продляется на каждый последующий год, если не была осуществлена замена или модернизация программно-тех- нических средств на более современные, повлекшие за собой изменение технологии клиринговых расчетов или защиты информации. В этом случае необходимо представить в Департамент информатизации ЦБ РФ ходатайство о пересмотре технической лицензии, справку об изме- ненном составе программно-технических средств. 1.3.4. Техническая лицензия, выданная клиринговому учреждению, не распространяется на его филиалы. Филиалы клирингового учреждения полу- чают техническую лицензию на совершение клиринговых операций электрон- ными средствами в порядке, установленном для клирингового учреждения. 1.4. Лицензия, ранее выданная клиринговому учреждению, осущест- вляющему межбанковские расчеты электронным способом, без заключения (технической лицензии) Департамента информатизации ЦБ РФ подлежит пе- ререгистрации в Центральном банке РФ с предоставлением недостающих до- кументов. Расчетные операции, проводимые клиринговым учреждением без техни- ческой лицензии ЦБ РФ, являются недействительными. 1.5. Документы, представленные для получения лицензии, рассматри- ваются в течение трех месяцев со дня их поступления в ЦБ РФ. В случае положительного решения клиринговому учреждению выдается лицензия ЦБ РФ. Форма лицензии на совершение клиринговых операций приведена в Приложении 3. На одном экземпляре представленного ЦБ РФ устава клирингового уч- реждения делается отметка о выдаче лицензии с указанием ее номера и даты выдачи, заверенная подписью должностного лица ЦБ РФ. Этот экземп- ляр возвращается клиринговому учреждению. Документы, представленные в ЦБ РФ для получения лицензии, хранят- ся в ЦБ РФ. 1.6. Действие лицензии на совершение клиринговых операций может быть приостановлено в случае: - обоснованных претензий к функционированию клирингового учрежде- ния со стороны его клиентов, государственной налоговой службы, других лиц, о чем доводится до сведения Департамента по регулированию дея- тельности банков и клирингового учреждения в письменном виде; - нарушения требований п. 1.3.3. 1.7. Центральный банк России может отказать в выдаче лицензии на проведение расчетных (клиринговых) операций в следующих случаях: - несоответствие учредительных документов действующему в Российс- кой Федерации законодательству или "Положению о клиринговом учрежде- нии"; - мотивированный отказ Департамента информатизации ЦБ РФ в выдаче технической лицензии. 1.8. В случае внесения изменений в учредительные документы кли- ринговое учреждение обязано в месячный срок уведомить Департамент по регулированию деятельности банков об изменениях, внесенных в учреди- тельные документы, с приложением заверенных нотариально или регистри- рующим органом копий изменений учредительных документов. 2. Порядок прекращения деятельности клирингового учреждения 2.1. Деятельность клирингового учреждения прекращается на основа- нии решения его высшего органа управления. Прекращение деятельности клирингового учреждения происходит путем его реорганизации (слияния, присоединения, ликвидации). 2.2. ЦБ РФ вправе отозвать выданную клиринговому учреждению ли- цензию на проведение расчетных (клиринговых) операций в следующих слу- чаях: - признание клирингового учреждения неплатежоспособным в соот- ветствии с законодательством РФ; - при обнаружении недостоверности сведений, на основании которых была выдана лицензия; - при изменении документов, перечисленных в п.1.1 настоящего по- ложения, без последующей регистрации в ЦБ РФ; - отказ или неисполнение требований по устранению недостатков, выявленных лицензирующим органом; - при осуществлении расчетных операций, не предусмотренных полу- ченной лицензией, "Положением о клиринговом учреждении", а также неза- конное использование сведений, составляющих коммерческую тайну или иную конфиденциальную информацию клиента; - при систематическом непредоставлении или предоставлении недос- товерной отчетности в соответствии с нормативными документами ЦБ РФ; - при задержке начала деятельности клирингового учреждения более чем на один год с момента выдачи лицензии; - при прекращении действия технической лицензии; - при нарушении интересов клиентов по их ходатайству. 2.3. Отзыв лицензии на совершение расчетных (клиринговых) и/или иных банковских операций не действует как решение о ликвидации клирин- гового учреждения. В случае сохранения данного учреждения как юриди- ческого лица его высший орган управления должен изменить устав клирин- гового учреждения, изъяв деятельности осуществление всех банковских операций. При отзыве лицензий ЦБ РФ делается соответствующая отметка на ти- тульном листе устава клирингового учреждения. Прекращение деятельности клирингового учреждения на основании ре- шения его высшего органа управления осуществляется в порядке, предус- мотренном законодательством. Утверждаю Директор Департамента информатизации Центрального банка РФ Приложение 1 к Временному положению о порядке выдачи лицензий клиринговым учреждениям Требования Департамента информации к программно-техническим комплексам, поддреживающим деятельность клирингового учреждения в сетях, не имеющих входа в электронную сеть ЦБ РФ 1. Общие положения 1.1. Программно-технические комплексы осуществляются электронной системы взаимных расчетов могут быть реализованы с использованием лю- бой существующей или вновь разрабатываемой аппаратной поддержки, при- менением любых каналов связи и средств телекоммуникации. 1.2. Программные средства должны иметь сертификат, подтверждающий безошибочную реализацию заявленных разработчиком функций и отсутствие скрытых побочных эффектов, выданный Департаментом информации ЦБ РФ или третьей стороной, имеющей полномочия, признаваемые Департаментом ин- формации ЦБ РФ. 1.3. Рекомендуются к разработкам и использованию комплексы с отк- рытой структурой, позволяющие наращивать потенциал как программными, так и аппаратными средствами. 2. Функциональный состав комплекса и требования к нему Выделяются следующие функциональные подсистемы комплекса: - подсистема обработки данных; - подсистема коммуникации; - подсистема отчетности и аудита; - подсистема безопасности. 2.1. Подсистема обработкиданных. 2.1.1. Требования к функциональным возможностям. Подсистема должна выполнять следующие операции: - контроль достоверности реквизитов плательщика и получателя, а также проверка наличия на счете клиента заявления к платежу суммы (с учетом минимального остатка); - квитирование приема информации от абонента; - выполнение проводок по счетам клиентов с зачетом взаимных пла- тежей; - формирование и передача клиентам по каналам связи выписок по счету; - передача в сеть высшего уровня или в региональное расчетное уч- реждение документов для получателей, не являющихся клиентами данного клирингового учреждения; - прием подтверждений о выполнении проводок от клиентов получате- лей и итоговых данных о работе клирингового учреждения и состояния счетов его клиентов от регионального расчетного учреждения ЦБ РФ. 2.2.2. Требования к работоспособности. Комплекс должен обеспечивать завершенность обработки всех поступив- ших от клиентов документов в течение периода времени, определенного участниками сети. 2.2. Подсистема коммуникации. 2.2.1. Требования к принципу организации сети. Подсистема может представлять собой многотерминальный комплекс, ло- кальную сеть с любым типом каналов связи, либо иной принцип организа- ции сети, либо быть их комбинацией. Рекомендуется использование закры- тых сетей, не используемых абонентами - не участниками клиринговых расчетов. 2.2.2. Требования к функциональным возможностям. Подсистема должна: - обеспечивать прием и передачу сообщений в определенных участниками сети формах; - осуществлять запись сообщений на устройства долговременной па- мяти; - обнаружить ошибки передачи данных и осуществлять их коррекцию за счет передачи кодов с избыточностью; - подтверждать полное и безошибочное получение сообщения; - поддерживать количество каналов передачи данных, обеспечивающее прием данных от абонента в течение времени, не превышающего определен- ного участниками сети максимального значения. 2.2.3. Требования к работоспособности. Подсистема должна: - обеспечивать работоспособность центрального узла сети в течение определенного участниками сети времени суток; - поддерживать работоспособность сети при временном отключении от сети одного или нескольких абонентов; - иметь возможность автономной работы при временном прекращении фундирования одной или нескольких подсистем комплекса, за исключением подсистемы безопасности; - обеспечивать ретрансляцию сопутствующих (не платежных) докумен- тов абонента, указанных им участникам сети. 2.3. Подсистема отчетности и аудита. 2.3.1. Подсистема должна выполнять следующие функции: - формирование, хранение и вывод на внешние устройства периоди- ческой бухгалтерской и аудиторской отчетности; - сбор, накопление и отображение по запросам статистических дан- ных, необходимых для анализа функционирования комплекса. 2.3.2. Требования к работоспособности. Подсистема должна: - обеспечить готовность всех форм периодической отчетности к концу соответствующего периода; - обеспечить доступность к любой из форм отчетности в произволь- ный момент функционирования комплекса. 2.4. Подсистема безопасности. 2.4.1. Требования по защите целостности данных. Подсистема должна: - обеспечить невозможность утери и искажения данных, возник- новения незаконных данных на всех этапах прохождения сообщений по сети, в про- цессе их обработки, хранении в течение срока, определенного для каждо- го вида документов; - вести учет и классификацию ситуаций, представляющих угрозу сох- ранности и целостности данных при сбоях оборудования, программных средств, ошибок персонала. 2.4.2. Требования к защите от несанкционированного доступа. Подсистема должна обеспечить защиту программных продуктов, данных, алгоритмов и ключей шифрования от несанкционированного доступа. Сте- пень защищенности отдельных ресурсов определяется участниками сети на основе взаимной договоренности. Утверждаю Директор Департамента информатизации Центрального банка РФ И.Г.Дуброво 10 февраля 1993 г. |