В связи с принятием Закона Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Кодекс РСФСР об административных правонарушениях, Уголовный кодекс РСФСР, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР" от 24 декабря 1992 года N 4217-1 и в целях соблюдения законности и единого порядка при производстве по делам об административных правонарушениях в органах Российской транспортной инспекции ПРИКАЗЫВАЮ: Утвердить Инструкцию по организации в органах Российской транспортной инспекции производства по делам об административных правонарушениях согласно приложению. Министр В.Б.Ефимов Зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 20 июля 1993 года Регистрационный N 306 Утверждено приказом Минтранса России от 26.04.93 N 28 Инструкция по организации в органах Российской транспортной инспекции производства по делам об административных правонарушениях 1. Общие положения. 1.1. Закон Российской Федерации от 24 декабря 1992 года N 4217-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс РСФСР об административных правонарушениях*, Уголовный кодекс установил административную ответственность за осуществление подлежащей лицензированию деятельности на транспорте без специального разрешения (лицензии), нарушение условий, предусмотренных в лицензии (статья 157-3). Органы Российской транспортной инспекции** рассматривают дела о правонарушениях, предусмотренных статьей 157-3 Кодекса в части лицензируемой перевозочной, транспортно-экспедиционной и другой деятельности, связанной с осуществлением транспортного процесса на автомобильном, речном, морском, воздушном, железнодорожном транспорте и в дорожном хозяйстве (статья 209-2 Кодекса). *) далее - Кодекс **) далее - Ространсинспекция 1.2. Настоящая Инструкция применяется в отношении деятельности, указанной в пункте 1.1, лицензирование которой введено на территории Российской Федерации в порядке, установленном законодательством, и регламентирует деятельность органов Ространсинспекции по оформлению материалов о нарушении статьи 157-3 Кодекса, рассмотрению дел о таких правонарушениях, предусмотренных статьей 209-2 Кодекса, обеспечению производства по ним, исполнению административных взысканий, а также организации контроля за производством по этим делам. 1.3. Органы Ространсинспекции разрабатывают и осуществляют мероприятия, направленные на предупреждение административных правонарушений, выявление и устранение причин и условий, способствующих их совершению. 1.4. Соблюдение законности, охрана личных прав и законных интересов граждан при применении мер административного воздействия в органах Ространсинспекции обеспечивается систематическим контролем вышестоящих органов и должностных лиц, прокурорским надзором, правом обжалования и другими установленными законом способами. 1.5. Порядок производства по делам об административных правонарушениях определяется Кодексом (Глава 1 (статьи 7, 8. 9); Глава 2; Глава 3 (статьи 23 - 27, 30); Глава 4; Глава 12 (статья 157-3); Глава 15 (статьи 194, 195, 198); Глава 16 (статья 209-2); Главы 17, 18; Глава 20 (статьи 247, 249 - 252); Главы 21 - 23; Глава 25). 2. Административное правонарушение и административная ответственность в соответствии со статьей 157-3 Кодекса 2.1. Административное правонарушение, ответственность за которое установлена статьей 157-3 Кодекса, наступает в случае осуществления подлежащей лицензированию деятельности на транспорте без специального разрешения (лицензии), нарушения условий, предусмотренных в лицензии, а также при совершении этих действий повторно в течение года. 2.2. Статья 157-3 Кодекса предусматривает административную ответственность в виде штрафа, а при повторном (в течение года) совершении административного правонарушения - штрафа с приостановлением действия специального разрешения (лицензии) или штрафа с его аннулированием. 2.3. Правонарушение считается повторным, если в течение года совершено однородное правонарушение, за которое должностное лицо (гражданин) уже подвергалось административному взысканию. При совершении повторного правонарушения к должностному лицу (гражданину) можно применить одну из двух санкций: - либо штраф с приостановлением действия специального разрешения (лицензии), выданного предприятию (гражданину); - либо штраф с аннулированием указанного специального разрешения (лицензии). 2.4. В санкции статьи 157-3 Кодекса отсутствует административное взыскание в виде предупреждения, поэтому направляемые предприятиям, учреждениям, организациям* и гражданам органами Ространсинспекции предупреждения не могут быть оформлены постановлением об административной ответственности и не являются видом административного взыскания. *) далее - предприятие 2.5. В соответствии со статьей 38 Кодекса административное взыскание может быть наложено не позднее двух месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении - двух месяцев со дня его обнаружения. 2.6. Административное взыскание в виде приостановления действия специального разрешения (лицензии), применяемое наряду со штрафом, состоит во временном ограничении права предприятия (гражданина) заниматься подлежащей лицензированию деятельностью, на период до устранения выявленных нарушений и налагается органами Ространсинспекции после совершения повторного, в течение года, правонарушения. Административное взыскание в виде аннулирования специального разрешения (лицензии) применяемое наряду со штрафом состоит в лишении права предприятия (гражданина) заниматься подлежащей лицензированию деятельностью и налагается органами Ространсинспекции после совершения повторного в течение года правонарушения. Если после наложения административного взыскания в виде штрафа с приостановлением действия специального разрешения (лицензии) или штрафа с его аннулированием предприятие (гражданин) продолжает заниматься деятельностью, подлежащей лицензированию, то это предприятие (гражданин) считается субъектом, занимающимся этой деятельностью без лицензии и его должностные лица (гражданин) могут быть вновь подвергнуты административному взысканию в соответствии со статьей 157-3 Кодекса. 2.7. Должностные лица органов Ространсинспекции имеют право подвергать административной ответственности правонарушителей за нарушение тех условий, которые предусмотрены в лицензии. 2.8. К должностным лицам, которые могут быть привлечены к административной ответственности в соответствии со статьей 157-3 Кодекса, относятся руководители либо иные работники предприятий, уполномоченные руководить деятельностью, подлежащей лицензированию. К гражданам, которые могут быть привлечены к административной ответственности в соответствии со статьей 157-3 Кодекса, относятся предприниматели - лица, самостоятельно осуществляющие предпринимательскую деятельность, подлежащую лицензированию.* *) смотри п. 2 постановления Правительства РФ от 26.02.93 N 118 2.9. Лица, управляющие транспортными средствами и работающие по найму у владельцев этих транспортных средств, не несут административную ответственность в соответствии со статьей 157-3 Кодекса. 3. Производство по делам об административных правонарушениях 3.1. При обнаружении на линии административного правонарушения, предусмотренного статьей 157-3 Кодекса, должностным лицом органа Ространсинспекции, общественным транспортным инспектором Ространсинспекции должен быть составлен рапорт (приложение N 1) на имя руководителя того органа Ространсинспекции, на территории которого обнаружено правонарушение. 3.2. В рапорте должно быть отражено: дата, время, место, суть допущенного правонарушения, а также фамилия и инициалы водителя, принадлежность (с указанием полного адреса), вид, марка и номер транспортного средства. Кроме того, в рапорте излагаются дополнительные сведения, которые могут иметь значение для правильного принятия решения по делам. 3.3. Руководитель органа Ространсинспекции обязан рассмотреть поступивший к нему, после регистрации, рапорт и: а) либо поручить уполномоченному должностному лицу органа Ространсинспекции составить на основании рапорта протокол (если правонарушитель проживает на территории, обслуживаемой данным органом Ространсинспекции); б) либо направить рапорт в орган Ространсинспекции по месту регистрации транспортного средства или предприятия, или по месту жительства гражданина-предпринимателя). 3.4. Протокол об административном правонарушении (приложение N 2) может быть оформлен должностным лицом Ространсинспекции без предварительного составления рапорта в случаях: а) если административное правонарушение было совершено гражданином-предпринимателем на той же территории, где он проживает, и обнаружено при проверке (в том числе на линии) органом Ространсинспекции, обслуживающим этот регион; б) если административное правонарушение обнаружено при проверке предприятий (граждан). В случаях, изложенных в настоящем пункте, при обнаружении административного правонарушения, предусмотренного статьей 157-3 Кодекса, должностными лицами органа Ространсинспекции, уполномоченными составлять протоколы и рассматривать дела об административной ответственности, составление протокола и постановления о наложении административного взыскания и рассмотрение дела может быть произведено на месте. 3.5. Составлять протоколы об административном правонарушении уполномочены начальники отделений, их заместители, начальники филиалов, начальники отделов, их заместители, главные и ведущие специалисты, специалисты I и II категорий органов Ространсинспекции. 3.6. Протокол об административном правонарушении составляется на руководителя, либо на иное должностное лицо предприятия, уполномоченное руководить деятельностью, подлежащей лицензированию. В том случае, когда правонарушение совершено предпринимателем, управляющим транспортным средством и являющимся его владельцем, протокол составляется на это лицо. 3.7. В протоколе указывается: наименование органа Ространсинспекции, дата и место его составления, должность, фамилия, имя, отчество лица его составившего, фамилия, имя, отчество, должность, место работы (с указанием адреса) должностного лица, совершившего правонарушение (для граждан-предпринимателей указывается адрес, место жительства), а также наличие (если таковое имеется) ранее наложенного административного взыскания в соответствии со статьей 157-3 Кодекса. В случае, если наличие ранее наложенного административного взыскания обнаруживается позже, при рассмотрении дела этот факт отражается в справке с указанием даты и номера постановления по ранее рассмотренному делу. |