О МОНИТОРИНГЕ ЗЕМЕЛЬ В Г.МОСКВЕ. Распоряжение. Правительство Москвы. 06.04.93 213-РМ

                   О МОНИТОРИНГЕ ЗЕМЕЛЬ В Г. МОСКВЕ

                             РАСПОРЯЖЕНИЕ

                              МЭР МОСКВЫ

                           6 апреля 1993 г.

                               N 213-РМ

                              (ВММ 93-10)



       В соответствии  с  Земельным  кодексом  РСФСР,   постановлением
правительства Российской Федерации от 15.07.92 г. N 491 "О мониторинге
земель" и в целях обеспечения успешного перехода к экономико-правовому
регулированию земельных  отношений  и  рациональному  землевладению  и
землепользованию:
       1. Утвердить   Положение  о  мониторинге  земель  в  г.  Москве
(приложение).
       2. Возложить  координацию и обобщение данных мониторинга земель
на Московский  земельный  комитет  совместно  с  Московским  городским
комитетом  по  охране  природы и Московским комитетом по архитектуре и
градостроительству.
       3. Московскому земельному комитету   совместно   с   Московским
городским комитетом  по  охране  природы  и  Московским  комитетом  по
архитектуре и градостроительству:
       3.1. С заинтересованными организациями разработать в 2-месячный
срок и   по   согласованию  с  Департаментом  финансов  и  Управлением
перспективного развития г.  Москвы представить в правительство  Москвы
Программу мониторинга  земель  на  1993  - 1995 гг.  с перечнем работ,
выполняемых за счет средств,  предусматриваемых в бюджете г. Москвы на
указанные цели.
       3.2. В  целях  обеспечения  Программы   финансовыми   ресурсами
ежегодно представлять  в Роскомзем для согласования объемы расходов по
реализации мероприятий, включенных в Программу.
       3.3. С  Московским лесопарковым территориально-производственным
объединением "Мослесопарк",     Московским      городским      центром
Санэпиднадзора, Московским       научно-производственным       центром
геолого-экологических исследований и использования  недр  "Геоцентр  -
Москва",            органами           исполнительной           власти
административно-территориальных округов г. Москвы на основе материалов
мониторинга   земель   обеспечить   своевременное   принятие   мер  по
предупреждению  и   устранению   последствий   негативных   процессов,
выявленных при наблюдении за состоянием земельного фонда.
       4. Московскому  земельному  комитету  совместно  с   Московским
городским комитетом   по   охране  природы,  Московским  комитетом  по
архитектуре и   градостроительству   с    участием    заинтересованных
организаций в    течение   1993   г.   разработать   методику   оценки
эффективности (рациональности)  использования  городских  земель  всех
категорий, а   также   основные  признаки  и  показатели,  позволяющие
определить степень освоения (или неосвоения) земель.
       5. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на
первого заместителя премьера правительства Москвы Ресина В.И.

       Мэр Москвы                           Ю.М.Лужков

                                                    Приложение
                                           к распоряжению мэра Москвы
                                             от 06.04.93 г. N 213-РМ

                              ПОЛОЖЕНИЕ
                   о мониторинге земель в г. Москве

                          I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
       1. В целях обеспечения успешного проведения земельной  реформы,
регулирования земельных отношений, развития новых форм хозяйствования,
экономического обоснования    и    экологизации    землевладения     и
землепользования в г. Москве ведется мониторинг земель, представляющий
собой систему мероприятий и наблюдений за состоянием земельного  фонда
для обновления   и   поддержания   достоверности  кадастровых  данных,
своевременного выявления   изменений,   оценки,    предупреждения    и
устранения негативных процессов.
       2. Ведение   мониторинга   городских   земель    осуществляется
Московским земельным   комитетом   совместно  с  Московским  городским
комитетом по охране природы и Московским комитетом  по  архитектуре  и
градостроительству с привлечением:
       - Московского  центра  по   гидрометеорологии   и   мониторингу
окружающей  среды  в  части  мониторинга  загрязнения  земель тяжелыми
металлами и другими опасными веществами;
       - Московского   лесопаркового  территориально-производственного
объединения "Мослесопарк" в  части  мониторинга  лесных  насаждений  и
парков;
       - Московско-Окского бассейнового водохозяйственного объединения
в части мониторинга водных источников,  прибрежных полос, водоохранных
зон и их загрязнения;
       - Московского городского центра Санэпиднадзора;
       - Московского          научно-производственного          центра
геолого-экологических исследований и использования  недр  "Геоцентр  -
Москва" в части  мониторинга  геологических  наблюдений  за  развитием
карстово-суффозионных, оползневых и техногенных процессов,  мощности и
обводненности техногенных отложений.
       3. Объектом  мониторинга  земель  является  городской земельный
фонд, независимо от форм собственности на землю, целевого назначения и
характера их использования.
       4. Мониторинг   земель   г.    Москвы    на    каждом    уровне
административно-территориального деления       имеет       подсистемы,
соответствующие категориям городских земель, и представляет собой:
       а) мониторинг  земель  городской  застройки  (в т.ч.  подземные
пространства) -  наблюдение  за  состоянием   земель,   представленных
предприятиям, учреждениям   и   организациям   для   строительства   и
эксплуатации промышленных, производственных, жилых, культурно-бытовых,
религиозных и  других  строений  и  сооружений,  а также гражданам для
индивидуального жилищного строительства;
       б) мониторинг   земель   общего  пользования  -  наблюдение  за
состоянием земель,  используемых для передвижения,  для удовлетворения
культурно-бытовых потребностей  населения,  полигонов  для захоронения
неутилизированных промышленных отходов,  полигонов бытовых  отходов  и
мусороперерабатывающих предприятий   и   др.   земель,   служащих  для
удовлетворения общественных нужд города;
       в) мониторинг   земель  сельскохозяйственного  использования  -
наблюдение за состоянием земель ,  отнесенных  к  сельскохозяйственным
угодьям и   используемым  для  сельскохозяйственного  производства  на
территории города;
       г) мониторинг    земель   природоохранного,   оздоровительного,
рекреационного и  историко-культурного  назначения  -  наблюдение   за
состоянием земель,  в  пределах  которых  имеются  природные  объекты,
представляющие научную или культурную ценность;  обладающие природными
лечебными факторами;  предназначенные  и  используемые для организации
массового отдыха   и   туризма   населения;   имеющие    историческое,
культурно-архитектурное и эстетическое значение;
       д) мониторинг земель,  занятых городскими лесами и лесопарками,
- наблюдение за состоянием земель, покрытых лесом, а также не покрытых
лесом, но предоставленных для нужд лесного и лесопаркового  хозяйства;
       е) мониторинг  земель  водного фонда - наблюдение за состоянием
земель прибрежных полос,  водоохранных зон рек,  водоемов и др. водных
источников и их загрязнения;
       ж) мониторинг   земель   транспорта,    связи,    радиовещания,
телевидения, информатики   и   космического  обеспечения,  энергетики,
обороны и др.  -  наблюдение  за  состоянием  земель,  предоставленных
предприятиям, учреждениям и организациям для осуществления возложенных
на них задач.
       5. В    зависимости    от   размеров   наблюдаемой   территории
осуществляется региональный и локальный мониторинг земель.
       Региональный мониторинг охватывает площадь в пределах городской
черты г.  Москвы с выделением земель,  ограниченных  административными
границами территориальных округов.
       Локальный мониторинг  земель  ведется  в  границах   территорий
отдельных землевладений и землепользований.
       6. Мониторинг  земель  г.  Москвы  является  составной   частью
федерального мониторинга  и  входит  в  Единую государственную систему
экологического мониторинга (ЕГСЭМ).

                 II. ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ МОНИТОРИНГА
       7. Основными задачами мониторинга городских земель являются:
       - своевременное выявление  изменений,  их  оценка,  внесение  в
кадастр; прогноз   и   выработка   рекомендаций   по   предупреждению,
локализации и устранению последствий негативных процессов;
       - изучение    городского    земельного    фонда    по   степени
использования, освоению  земель  всех  категорий  и  др.  признакам  и
подготовка на   базе   полученных   данных   предложений  по  введению
экономических рычагов,    стимулирующих    повышение     эффективности
использования земельных участков;
       - выявление    и    анализ    изменений    правового    статуса
землепользования, контроль соблюдения собственниками,  пользователями,
владельцами и арендаторами  земельных  участков  установленных  правил
ведения хозяйственной деятельности;
       - анализ   и   обобщение   характера    нарушений    земельного
законодательства и   подготовка   предложений   по   совершенствованию
нормативных актов с целью повышения эффективности их действия;
       - содействие   формированию   банка   данных,   характеризующих
технико-экономические показатели земельных  участков  для  обеспечения
реализации генерального  плана  и  генеральных  схем  развития отрасли
городского хозяйства, проектов детальной планировки и застройки;
       - экспериментально-производственный мониторинг земель в ареалах
распространения основных негативных процессов и выработка рекомендаций
по их предупреждению, локализации и устранению;
       - получение  данных  от  компетентных   органов   по   изучению
состояния земель в местах захоронения токсичных промышленных отходов и
радиоактивных материалов,  свалок, стоянок автотранспорта, а также др.
промышленных отходов;
       - подготовка докладов и программ для  составления  тематических
карт и атласов состояния земельного фонда г. Москвы;
       - разработка  рекомендаций  по  рациональному  использованию  и
охране земель для последующего проектирования и реализации планируемых
мероприятий, в   целях   предупреждения   и   устранения   последствий
негативных процессов хозяйственной деятельности.
       8. Оценка  и  анализ  состояния  городского  земельного   фонда
выполняется на основании наблюдений:
       - базовых (исходные,  фиксирующие состояние объектов наблюдений
на момент начала ведения мониторинга земель);
       - периодических (через год и более);
       - оперативных (дежурных);
       - ретроспективных (анализ предшествующих явлений).
       9. Первичные  данные,  получаемые при наблюдениях за состоянием
земельных участков,   элементов    инфраструктуры,    обобщаются    по
административным округам   и   по  г.  Москве  в  целом,  а  также  по
ландшафтно-экологическим комплексам  с  выделением  ареалов   основных
негативных процессов.
       10. Мониторинг городских земель ведется по  единой  системе  за
счет ассигнований из республиканского бюджета и средств, поступающих в
местные бюджеты от взимания земельного налога,  арендной платы  и  др.
платежей за землю.
       11. Ведение  мониторинга  земель  выполняется  по   методологии
Роскомзема с  соблюдением  принципа взаимной совместимости информации,
основанной на применении  единой  государственной  системы  координат,
высот, картографических   проекций,   единых  классификаторов,  кодов,
системы единиц, входных и выходных форматов.
       12. Техническое   обеспечение   мониторинга   городских  земель
осуществляется автоматизированной информационной системой  Москомзема,
имеющей оборудованные   рабочие   места   для   обработки  и  хранения
информации в административно-территориальных округах г. Москвы.
       13. Мониторинг земель обеспечивает наблюдение:
       - за        изменением        границ         г.         Москвы,
административно-территориальных образований,     землепользований    и
землевладений, охранных и технических зон;
       - эффективностью использования земель всех категорий;
       - динамикой   урбанизации   территорий    сельскохозяйственного
использования, земель городских лесов и зеленых насаждений;
       - динамикой изменения площадей жилой застройки и земель  общего
пользования;
       - ландшафтно-экологическим районированием территории г.  Москвы
с выделением ареалов негативных процессов;
       - состоянием   земельных    участков,    почвенно-растительного
покрова.
       Результаты мониторинга     выражаются     количественными     и
качественными показателями  (плотность и этажность застройки,  наличие
инженерных сетей и т.д.), характеризующими изменения состояния земель.
       14. Для   получения   необходимой  информации  при  мониторинге
городских земель применяются:
       - дистанционное    зондирование   (аэрокосмические   съемки   и
наблюдения);
       - наземные специальные (тепловизорные,  ультразвуковые и др.) и
топографические съемки и наблюдения;
       - перерегистрация землепользователей;
       - проверки, обследования, контрольно-ревизионная работа;
       - фондовые   (архивные)   данные   (цифровые   и  графические).
Аэрофотосъемка и космическая  съемка  являются  основными  источниками
информации для  проведения  периодических  и оперативных наблюдений за
состоянием городских земель на региональном уровне.
       Наземные съемки, наблюдения и проверки проводятся для получения
данных о  состоянии  земельного  фонда  в  случаях,   когда   методами
дистанционного зондирования эти данные получить невозможно.
       15. В      административно-территориальных      округах       и
госземинспекциях г.  Москвы  формируются первичные данные мониторинга,
характеризующие состояние земельного фонда округа в  виде  подсистемы,
соответствующей категориям   городских   земель,  а  также  в  ареалах
распространения основных негативных процессов и  нарушений  земельного
законодательства.
       16. Результаты мониторинга земель должны  оформляться  в  виде,
предусмотренном соответствующей нормативной документацией,  и отвечать
требованиям объективности,       достоверности,        сопоставимости,
оперативности.
       17. Юридические и физические лица в срок  до  1  января  должны
сообщить в  территориальные  управления регулирования землепользования
Москомзема о происшедших за год изменениях, указанных в п. 13.
       По результатам    анализа    и    оценки    состояния    земель
территориальные управления регулирования  землепользования  Москомзема
административно-территориальных округов  (по  согласованию  с органами
Москомприроды) направляют в отдел мониторинга земель Москомзема  отчет
о состоянии   работ   по   мониторингу   и  предложения  по  улучшению
использования земель.
       18. Москомзем  совместно  с Москомприродой,  Москомархитектурой
при участии др.  заинтересованных организаций анализируют  и  обобщают
полученные           из           территориальных           управлений
административно-территориальных округов и представляют в правительство
Москвы и Роскомзем:
       18.1. Изменения за отчетный период (в составе головного  отчета
о наличии и использовании земель) не позднее 20 февраля.
       18.2. Уточненную  программу  мониторинга  городских  земель  на
последующий после отчетного год.
       19. Специальные  и  режимные  ведомства  и  организации  должны
представлять отчетность  в  территориальные  управления  Москомзема  в
сроки согласно п.  18 настоящего Положения порядком, установленным для
ведения секретного делопроизводства.
       20. Обобщенная  информация  о  состоянии  земельного  фонда  г.
Москвы публикуется в специальных периодических изданиях,  отображается
на тематических  картах  и   атласах,   издаваемых   картографическими
предприятиями по заказам Москомзема.
       21. Предприятия,   организации    и    учреждения,    граждане,
международные организации  и иностранные юридические и физические лица
пользуются данными мониторинга  земель  г.  Москвы  в  соответствии  с
Положением о   порядке   предоставления   данных   мониторинга  земель
заинтересованным юридическим   и   физическим   лицам,   разработанным
Роскомземом в   соответствии  с  постановлением  правительства  РФ  от
15.07.92 г. N 491.

       III. ОРГАНИЗАЦИЯ И РАЗВИТИЕ МОНИТОРИНГА ГОРОДСКИХ ЗЕМЕЛЬ
       22. Развитие   мониторинга   городских   земель  осуществляется
позтапно с учетом сроков создания автоматизированных систем земельного
и территориального кадастров.
       23. Настоящее Положение служит основой для разработки программы
развития мониторинга земель г. Москвы.
       Нормативно-технические документы     (НТД)     по     отдельным
направлениям работ   по   мониторингу   разрабатываются  организациями
соответствующих ведомств и содержат основные требования к содержанию и
оформлению конечных  результатов.  НТД по мониторингу городских земель
утверждаются соответствующими   ведомствами    по    согласованию    с
Москомземом.
       24. Координацию работ по созданию и развитию мониторинга земель
г. Москвы  осуществляет  Москомзем  совместно   с   Москомприродой   и
Москомархитектурой.