О МОНИТОРИНГЕ ЗЕМЕЛЬ В Г. МОСКВЕ РАСПОРЯЖЕНИЕ МЭР МОСКВЫ 6 апреля 1993 г. N 213-РМ (ВММ 93-10) В соответствии с Земельным кодексом РСФСР, постановлением правительства Российской Федерации от 15.07.92 г. N 491 "О мониторинге земель" и в целях обеспечения успешного перехода к экономико-правовому регулированию земельных отношений и рациональному землевладению и землепользованию: 1. Утвердить Положение о мониторинге земель в г. Москве (приложение). 2. Возложить координацию и обобщение данных мониторинга земель на Московский земельный комитет совместно с Московским городским комитетом по охране природы и Московским комитетом по архитектуре и градостроительству. 3. Московскому земельному комитету совместно с Московским городским комитетом по охране природы и Московским комитетом по архитектуре и градостроительству: 3.1. С заинтересованными организациями разработать в 2-месячный срок и по согласованию с Департаментом финансов и Управлением перспективного развития г. Москвы представить в правительство Москвы Программу мониторинга земель на 1993 - 1995 гг. с перечнем работ, выполняемых за счет средств, предусматриваемых в бюджете г. Москвы на указанные цели. 3.2. В целях обеспечения Программы финансовыми ресурсами ежегодно представлять в Роскомзем для согласования объемы расходов по реализации мероприятий, включенных в Программу. 3.3. С Московским лесопарковым территориально-производственным объединением "Мослесопарк", Московским городским центром Санэпиднадзора, Московским научно-производственным центром геолого-экологических исследований и использования недр "Геоцентр - Москва", органами исполнительной власти административно-территориальных округов г. Москвы на основе материалов мониторинга земель обеспечить своевременное принятие мер по предупреждению и устранению последствий негативных процессов, выявленных при наблюдении за состоянием земельного фонда. 4. Московскому земельному комитету совместно с Московским городским комитетом по охране природы, Московским комитетом по архитектуре и градостроительству с участием заинтересованных организаций в течение 1993 г. разработать методику оценки эффективности (рациональности) использования городских земель всех категорий, а также основные признаки и показатели, позволяющие определить степень освоения (или неосвоения) земель. 5. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на первого заместителя премьера правительства Москвы Ресина В.И. Мэр Москвы Ю.М.Лужков Приложение к распоряжению мэра Москвы от 06.04.93 г. N 213-РМ ПОЛОЖЕНИЕ о мониторинге земель в г. Москве I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1. В целях обеспечения успешного проведения земельной реформы, регулирования земельных отношений, развития новых форм хозяйствования, экономического обоснования и экологизации землевладения и землепользования в г. Москве ведется мониторинг земель, представляющий собой систему мероприятий и наблюдений за состоянием земельного фонда для обновления и поддержания достоверности кадастровых данных, своевременного выявления изменений, оценки, предупреждения и устранения негативных процессов. 2. Ведение мониторинга городских земель осуществляется Московским земельным комитетом совместно с Московским городским комитетом по охране природы и Московским комитетом по архитектуре и градостроительству с привлечением: - Московского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды в части мониторинга загрязнения земель тяжелыми металлами и другими опасными веществами; - Московского лесопаркового территориально-производственного объединения "Мослесопарк" в части мониторинга лесных насаждений и парков; - Московско-Окского бассейнового водохозяйственного объединения в части мониторинга водных источников, прибрежных полос, водоохранных зон и их загрязнения; - Московского городского центра Санэпиднадзора; - Московского научно-производственного центра геолого-экологических исследований и использования недр "Геоцентр - Москва" в части мониторинга геологических наблюдений за развитием карстово-суффозионных, оползневых и техногенных процессов, мощности и обводненности техногенных отложений. 3. Объектом мониторинга земель является городской земельный фонд, независимо от форм собственности на землю, целевого назначения и характера их использования. 4. Мониторинг земель г. Москвы на каждом уровне административно-территориального деления имеет подсистемы, соответствующие категориям городских земель, и представляет собой: а) мониторинг земель городской застройки (в т.ч. подземные пространства) - наблюдение за состоянием земель, представленных предприятиям, учреждениям и организациям для строительства и эксплуатации промышленных, производственных, жилых, культурно-бытовых, религиозных и других строений и сооружений, а также гражданам для индивидуального жилищного строительства; б) мониторинг земель общего пользования - наблюдение за состоянием земель, используемых для передвижения, для удовлетворения культурно-бытовых потребностей населения, полигонов для захоронения неутилизированных промышленных отходов, полигонов бытовых отходов и мусороперерабатывающих предприятий и др. земель, служащих для удовлетворения общественных нужд города; в) мониторинг земель сельскохозяйственного использования - наблюдение за состоянием земель , отнесенных к сельскохозяйственным угодьям и используемым для сельскохозяйственного производства на территории города; г) мониторинг земель природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения - наблюдение за состоянием земель, в пределах которых имеются природные объекты, представляющие научную или культурную ценность; обладающие природными лечебными факторами; предназначенные и используемые для организации массового отдыха и туризма населения; имеющие историческое, культурно-архитектурное и эстетическое значение; д) мониторинг земель, занятых городскими лесами и лесопарками, - наблюдение за состоянием земель, покрытых лесом, а также не покрытых лесом, но предоставленных для нужд лесного и лесопаркового хозяйства; е) мониторинг земель водного фонда - наблюдение за состоянием земель прибрежных полос, водоохранных зон рек, водоемов и др. водных источников и их загрязнения; ж) мониторинг земель транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики, обороны и др. - наблюдение за состоянием земель, предоставленных предприятиям, учреждениям и организациям для осуществления возложенных на них задач. 5. В зависимости от размеров наблюдаемой территории осуществляется региональный и локальный мониторинг земель. Региональный мониторинг охватывает площадь в пределах городской черты г. Москвы с выделением земель, ограниченных административными границами территориальных округов. Локальный мониторинг земель ведется в границах территорий отдельных землевладений и землепользований. 6. Мониторинг земель г. Москвы является составной частью федерального мониторинга и входит в Единую государственную систему экологического мониторинга (ЕГСЭМ). II. ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ МОНИТОРИНГА 7. Основными задачами мониторинга городских земель являются: - своевременное выявление изменений, их оценка, внесение в кадастр; прогноз и выработка рекомендаций по предупреждению, локализации и устранению последствий негативных процессов; - изучение городского земельного фонда по степени использования, освоению земель всех категорий и др. признакам и подготовка на базе полученных данных предложений по введению экономических рычагов, стимулирующих повышение эффективности использования земельных участков; - выявление и анализ изменений правового статуса землепользования, контроль соблюдения собственниками, пользователями, владельцами и арендаторами земельных участков установленных правил ведения хозяйственной деятельности; - анализ и обобщение характера нарушений земельного законодательства и подготовка предложений по совершенствованию нормативных актов с целью повышения эффективности их действия; - содействие формированию банка данных, характеризующих технико-экономические показатели земельных участков для обеспечения реализации генерального плана и генеральных схем развития отрасли городского хозяйства, проектов детальной планировки и застройки; - экспериментально-производственный мониторинг земель в ареалах распространения основных негативных процессов и выработка рекомендаций по их предупреждению, локализации и устранению; - получение данных от компетентных органов по изучению состояния земель в местах захоронения токсичных промышленных отходов и радиоактивных материалов, свалок, стоянок автотранспорта, а также др. промышленных отходов; - подготовка докладов и программ для составления тематических карт и атласов состояния земельного фонда г. Москвы; - разработка рекомендаций по рациональному использованию и охране земель для последующего проектирования и реализации планируемых мероприятий, в целях предупреждения и устранения последствий негативных процессов хозяйственной деятельности. 8. Оценка и анализ состояния городского земельного фонда выполняется на основании наблюдений: - базовых (исходные, фиксирующие состояние объектов наблюдений на момент начала ведения мониторинга земель); - периодических (через год и более); - оперативных (дежурных); - ретроспективных (анализ предшествующих явлений). 9. Первичные данные, получаемые при наблюдениях за состоянием земельных участков, элементов инфраструктуры, обобщаются по административным округам и по г. Москве в целом, а также по ландшафтно-экологическим комплексам с выделением ареалов основных негативных процессов. 10. Мониторинг городских земель ведется по единой системе за счет ассигнований из республиканского бюджета и средств, поступающих в местные бюджеты от взимания земельного налога, арендной платы и др. платежей за землю. 11. Ведение мониторинга земель выполняется по методологии Роскомзема с соблюдением принципа взаимной совместимости информации, основанной на применении единой государственной системы координат, высот, картографических проекций, единых классификаторов, кодов, системы единиц, входных и выходных форматов. 12. Техническое обеспечение мониторинга городских земель осуществляется автоматизированной информационной системой Москомзема, имеющей оборудованные рабочие места для обработки и хранения информации в административно-территориальных округах г. Москвы. 13. Мониторинг земель обеспечивает наблюдение: - за изменением границ г. Москвы, административно-территориальных образований, землепользований и землевладений, охранных и технических зон; - эффективностью использования земель всех категорий; - динамикой урбанизации территорий сельскохозяйственного использования, земель городских лесов и зеленых насаждений; - динамикой изменения площадей жилой застройки и земель общего пользования; - ландшафтно-экологическим районированием территории г. Москвы с выделением ареалов негативных процессов; - состоянием земельных участков, почвенно-растительного покрова. Результаты мониторинга выражаются количественными и качественными показателями (плотность и этажность застройки, наличие инженерных сетей и т.д.), характеризующими изменения состояния земель. 14. Для получения необходимой информации при мониторинге городских земель применяются: - дистанционное зондирование (аэрокосмические съемки и наблюдения); - наземные специальные (тепловизорные, ультразвуковые и др.) и топографические съемки и наблюдения; - перерегистрация землепользователей; - проверки, обследования, контрольно-ревизионная работа; - фондовые (архивные) данные (цифровые и графические). Аэрофотосъемка и космическая съемка являются основными источниками информации для проведения периодических и оперативных наблюдений за состоянием городских земель на региональном уровне. Наземные съемки, наблюдения и проверки проводятся для получения данных о состоянии земельного фонда в случаях, когда методами дистанционного зондирования эти данные получить невозможно. 15. В административно-территориальных округах и госземинспекциях г. Москвы формируются первичные данные мониторинга, характеризующие состояние земельного фонда округа в виде подсистемы, соответствующей категориям городских земель, а также в ареалах распространения основных негативных процессов и нарушений земельного законодательства. 16. Результаты мониторинга земель должны оформляться в виде, предусмотренном соответствующей нормативной документацией, и отвечать требованиям объективности, достоверности, сопоставимости, оперативности. 17. Юридические и физические лица в срок до 1 января должны сообщить в территориальные управления регулирования землепользования Москомзема о происшедших за год изменениях, указанных в п. 13. По результатам анализа и оценки состояния земель территориальные управления регулирования землепользования Москомзема административно-территориальных округов (по согласованию с органами Москомприроды) направляют в отдел мониторинга земель Москомзема отчет о состоянии работ по мониторингу и предложения по улучшению использования земель. 18. Москомзем совместно с Москомприродой, Москомархитектурой при участии др. заинтересованных организаций анализируют и обобщают полученные из территориальных управлений административно-территориальных округов и представляют в правительство Москвы и Роскомзем: 18.1. Изменения за отчетный период (в составе головного отчета о наличии и использовании земель) не позднее 20 февраля. 18.2. Уточненную программу мониторинга городских земель на последующий после отчетного год. 19. Специальные и режимные ведомства и организации должны представлять отчетность в территориальные управления Москомзема в сроки согласно п. 18 настоящего Положения порядком, установленным для ведения секретного делопроизводства. 20. Обобщенная информация о состоянии земельного фонда г. Москвы публикуется в специальных периодических изданиях, отображается на тематических картах и атласах, издаваемых картографическими предприятиями по заказам Москомзема. 21. Предприятия, организации и учреждения, граждане, международные организации и иностранные юридические и физические лица пользуются данными мониторинга земель г. Москвы в соответствии с Положением о порядке предоставления данных мониторинга земель заинтересованным юридическим и физическим лицам, разработанным Роскомземом в соответствии с постановлением правительства РФ от 15.07.92 г. N 491. III. ОРГАНИЗАЦИЯ И РАЗВИТИЕ МОНИТОРИНГА ГОРОДСКИХ ЗЕМЕЛЬ 22. Развитие мониторинга городских земель осуществляется позтапно с учетом сроков создания автоматизированных систем земельного и территориального кадастров. 23. Настоящее Положение служит основой для разработки программы развития мониторинга земель г. Москвы. Нормативно-технические документы (НТД) по отдельным направлениям работ по мониторингу разрабатываются организациями соответствующих ведомств и содержат основные требования к содержанию и оформлению конечных результатов. НТД по мониторингу городских земель утверждаются соответствующими ведомствами по согласованию с Москомземом. 24. Координацию работ по созданию и развитию мониторинга земель г. Москвы осуществляет Москомзем совместно с Москомприродой и Москомархитектурой. |