О ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММАХ ПО УЛУЧШЕНИЮ ПОЛОЖЕНИЯ ДЕТЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ 27 июля 1996 г. N 906 (Д) Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 19 февраля 1996 г. N 210 "О продлении действия президентской программы "Дети России" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 9, ст. 799) Правительство Российской Федерации постановляет: 1. Утвердить включенные в состав президентской программы "Дети России" федеральные целевые программы "Одаренные дети", "Организация летнего отдыха детей" и "Дети семей беженцев и вынужденных переселенцев". 2. Утвердить и направить Президенту Российской Федерации для включения в президентскую программу "Дети России" прилагаемые федеральные целевые программы "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" и "Развитие социального обслуживания семьи и детей" на 1997-1998 годы. 3. Министерству экономики Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации: обеспечить финансирование федеральных целевых программ, указанных в пункте 1 настоящего постановления, за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на 1996 год; предусматривать при подготовке проектов федерального бюджета на 1997 год и последующие годы выделение средств на финансирование мероприятий федеральных целевых программ, утвержденных настоящим постановлением. Председатель Правительства РФ В. Черномырдин УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 г. N 906 ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ПРОФИЛАКТИКА БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ" на 1997-1998 годы ПАСПОРТ федеральной целевой программы "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" на 1997-1998 годы Наименование Программы - федеральная целевая программа "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" на 1997-1998 годы Наименование, дата и номер - Указ Президента Российской Федерации решения от 19 февраля 1996 г. N 210 о разработке Программы "О продлении действия президентской программы "Дети России" Государственный заказчик - Министерство социальной защиты Программы населения Российской Федерации Основные разработчики - Министерство социальной защиты Программы населения Российской Федерации Министерство образования Российской Федерации Министерство внутренних дел Российской Федерации Цель и задачи Программы, - создание условий для важнейшие функционирования государственной целевые показатели системы профилактики безнадзорности и правонарушений детей и подростков, совершенствование ее нормативно-правовой базы оснащение учреждений, осуществляющих профилактику безнадзорности и социально-реабилитационную работу с детьми и подростками с девиантным поведением, необходимым оборудованием и автотранспортом разработка научно-методических основ профилактики безнадзорности и правонарушений детей и подростков в современных условиях кадровое обеспечение системы профилактики безнадзорности и правонарушений детей и подростков Сроки реализации Программы - 1997-1998 годы Исполнители основных - Министерство социальной защиты мероприятий населения Программы Российской Федерации Министерство образования Российской Федерации Министерство внутренних дел Российской Федерации Министерство здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации Министерство труда Российской Федерации Министерство культуры Российской Федерации Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации Государственный комитет Российской Федерации по физической культуре и туризму Комитет Российской Федерации по делам молодежи Федеральная служба занятости России Российская академия образования Объемы и источники - 87,915 млрд. рублей из средств финансирования федерального бюджета на 1997 и Программы 1998 годы, в том числе на 1997 год - 41,2 млрд. рублей (в ценах 1996 года) средства, предусмотренные министерствам и ведомствам на текущее финансирование Ожидаемые конечные - создание условий для снижения числа результаты правонарушений, реализации Программы совершаемых детьми и подростками Контроль за исполнением - Министерство социальной защиты Программы населения Российской Федерации совместно с Министерством экономики Российской Федерации, Министерством финансов Российской Федерации и другими заинтересованными министерствами и ведомствами Содержание проблемы В современных условиях серьезно обострились проблемы социальной дезадаптации детей и подростков. Безнадзорные дети, как правило, занимаются бродяжничеством, попрошайничеством, мелким воровством, систематически употребляют спиртные напитки, токсические и наркотические вещества. Они зачастую становятся жертвами сексуальных преступлений, оказываются вовлеченными в противоправную деятельность. Ежегодно растет количество правонарушений, совершаемых детьми и подростками. Существующие институты государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, образованные в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 6 сентября 1993 г. "О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав", ввиду слабой материальной базы не обеспечивают эффективной профилактики. Медленно развивается сеть социально-реабилитационных учреждений для дезадаптированных детей. Решение этих проблем на федеральном уровне требует программно-целевого подхода. Цель и задачи Программы Программа ставит целью формирование основ комплексного решения проблем профилактики безнадзорности и правонарушений детей, их социальной реабилитации в современном обществе. Программа предусматривает решение следующих задач: реализация мер по повышению эффективности функционирования и координации деятельности учреждений государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений детей и подростков; создание условий для психолого-педагогической, медицинской, правовой поддержки и реабилитации детей и подростков, в том числе с девиантным поведением и имеющих аномалии в психическом развитии; совершенствование нормативно-правовой базы организации профилактики безнадзорности и правонарушений детей и подростков; обеспечение исследований проблем (теории и методики) процесса профилактики безнадзорности и правонарушений детей и подростков, обобщения и внедрения эффективного опыта этой деятельности; совершенствование подготовки и повышения квалификации кадров работников системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Основные направления реализации Программы Основными направлениями реализации Программы предусматриваются: проведение мероприятий, направленных на создание условий для снижения безнадзорности несовершеннолетних, сокращения числа совершаемых ими противоправных действий; создание в регионах необходимой сети учреждений, осуществляющих профилактическую и социально-реабилитационную работу с детьми и подростками, оснащение таких учреждений необходимым автотранспортом, медицинским и бытовым оборудованием, аудио-, видео- и компьютерной техникой; проведение комплекса научно-исследовательских работ, направленных на создание современных методик профилактики безнадзорности и правонарушений детей и подростков, социальной реабилитации несовершеннолетних с девиантным поведением; разработка концептуальных моделей новых видов учреждений, работающих с безнадзорными детьми и подростками-правонарушителями, экспериментальная апробация современных форм и методов профилактической и социально-реабилитационной работы; проведение мероприятий по организации переподготовки специалистов по социальной работе с безнадзорными детьми и подростками-правонарушителями, введение в учреждениях высшего профессионального образования новых специализаций по подготовке таких специалистов, повышению их квалификации, разработке соответствующих программ. Это позволит удовлетворить имеющиеся потребности в помещении безнадзорных детей и подростков-правонарушителей в государственные социально-реабилитационные учреждения, привести их площади в соответствие с санитарно-гигиеническими нормами, улучшить условия содержания, воспитания и реабилитации. Работа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в 1996 году предусмотрена в ходе реализации постановлений Правительства Российской Федерации от 13 января 1996 г. N 28 "О плане действий по улучшению положения детей в Российской Федерации на 1995-1997 годы" и от 17 мая 1996 г. N 600 "О Федеральной целевой программе по усилению борьбы с преступностью на 1996-1997 годы". Ресурсное обеспечение Программы Источником финансирования Программы являются средства федерального бюджета. Могут привлекаться средства бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетные источники. Общие затраты из федерального бюджета на реализацию Программы в 1997-1998 годах оцениваются в 87,915 млрд. рублей, в том числе на 1997 год - 41,62 млрд. рублей (в ценах 1996 года). Расходуемые средства на осуществление Программы могут уточняться исходя из возможности федерального бюджета. Механизм реализации Программы Министерство социальной защиты населения Российской Федерации осуществляет организацию, координацию и контроль работ по реализации Программы. Реализация Программы осуществляется на основе контрактов (договоров), заключаемых Министерством социальной защиты населения Российской Федерации со всеми исполнителями программных мероприятий. Государственный заказчик Программы с учетом выделяемых на ее реализацию финансовых средств ежегодно уточняет целевые показатели и затраты по программным мероприятиям. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит: создать комплексную государственную систему социальной профилактики безнадзорности и правонарушений детей и подростков, включающую правовое, кадровое, научно-методическое, материально-техническое и финансовое обеспечение; сформировать предпосылки к стабилизации, а в дальнейшем к снижению числа правонарушений, совершаемых детьми и подростками; повысить эффективность социально-реабилитационной работы с детьми и подростками, совершающими противоправные действия. ПЕРЕЧЕНЬ мероприятий федеральной целевой программы "Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" на 1997-1998 годы _____________________________________________________________________________________________________________________________________ | | Срок | | Стоимость - | В том числе | | Мероприятия | исполнения | Исполнители | всего _______________________ | | | | (млрд. | 1997 год | 1998 год | | | | | рублей) | | | _____________________________________________________________________________________________________________________________________ I. Совершенствование нормативно-правовой базы Федеральным органам исполнительной 1996-1997 годы Минюст России средства, предусмотренные на текущее власти, научным учреждениям принять МВД России финансирование активное участие в доработке проекта Минфин России федерального закона "О государственной Минсоцзащиты России системе профилактики безнадзорности и Минобразование России правонарушений несовершеннолетних, Минздравмедпром России защиты их прав", находящегося на Минэкономики рассмотрении в Государственной Думе России Минсотрудничество Федерального Собрания Российской России Федерации Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации Внести уточнения и дополнения в 1997-1998 годы Минсоцзащиты России средства, предусмотренные на текущее ведомственные нормативные документы по МВД России финансирование вопросам профилактики и правонарушений Роскоммолодежи несовершеннолетних в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка, Всемирной Декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е годы Издать сборник законодательных и 1998 год Минсоцзащиты России 0,01 - 0,01 нормативных документов по вопросам Минобразование профилактики безнадзорности и России правонарушений несовершеннолетних, МВД России защиты их прав Роскоммолодежи Итого 0,01 - 0,01 II. Предупреждение безнадзорности и правонарушений детей и подростков Разработать методические 1997 год Минсоцзащиты России МВД России средства, предусмотренные на текущее рекомендации и пособия по координации и Минобразование России финансирование взаимодействию учреждений Роскоммолодежи государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав Разработать и реализовать 1997-1998 годы органы исполнительной власти средства, предусмотренные на текущее мероприятия по выявлению семей и детей субъектов финансирование группы социального риска, родителей и Российской Федерации лиц, их заменяющих, допускающих жестокое Минсоцзащиты обращение с детьми, не обеспечивающих России Минобразование России надлежащего ухода и воспитания. МВД России Принимать к таким родителям и лицам, их Минздравмедпром России заменяющим, меры, установленные законодательством Российской Федерации Реализовать комплекс мер по профилактике среди несовершеннолетних алкоголизма, наркомании и токсикомании: а) организовать специализированную 1997-1998 годы органы исполнительной власти средства, предусмотренные на текущее наркологическую помощь субъектов финансирование несовершеннолетним; Российской Федерации Минздравмедпром России б) открыть при психиатрических и 1997-1998 годы органы исполнительной власти средства, предусмотренные на текущее наркологических больницах стационары, субъектов финансирование кабинеты для обследования, добровольного Российской Федерации лечения и реабилитации Минздравмедпром несовершеннолетних, употребляющих России наркотики, спиртные напитки или другие средства, влекущие одурманивание; в) разработать методические 1997-1998 годы Минздравмедпром России средства, предусмотренные на текущее рекомендации и пособия для работников МВД России финансирование социальных служб, правоохранительных Минсоцзащиты России органов, врачей, педагогов и родителей по выявлению несовершеннолетних, допускающих употребление наркотиков Разработать и реализовать комплекс мер по решению проблемы занятости несовершеннолетних, в том числе: а) подготовить предложения о 1997 год Минтруд России средства, предусмотренные на текущее порядке обеспечения несовершеннолетних ФСЗ России финансирование рабочими местами; органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации б) ввести в выпускных классах 1998 год Минобразование России средства, предусмотренные на текущее средних общеобразовательных школ курс финансирование "Твоя профессиональная карьера" Разработать и реализовать комплекс мер по организации интеллектуального развития и досуга детей и подростков: а) расширить сеть учреждений 1997-1998 годы органы исполнительной власти средства, предусмотренные на текущее дополнительного образования, культуры и субъектов финансирование спорта (домов творчества школьников, Российской Федерации туристских клубов, детских парков, Минобразование библиотек, детско-юношеских спортивных России Минкультуры России школ, стадионов и других); ГКФТ России б) обеспечить поддержку 1997-1998 годы органы исполнительной власти средства, предусмотренные на текущее деятельности подростковых клубов по субъектов финансирование месту жительства; Российской Федерации Минобразование России Роскоммолодежи в) организовать 1997-1998 годы органы исполнительной власти средства, предусмотренные на текущее оборонно-спортивные, спортивно-трудовые субъектов финансирование и спортивно-оздоровительные лагеря для Российской Федерации несовершеннолетних с девиантным Минобразование России поведением ГКФТ России Разработать и реализовать 1997-1998 годы органы исполнительной власти средства, предусмотренные на текущее региональные программы профилактики субъектов финансирование безнадзорности и правонарушений детей и Российской Федерации подростков III. Государственная поддержка создания и укрепления материально-технической базы учреждений профилактики безнадзорности и правонарушений детей, их социальной реабилитации Обеспечить базовые и опорно-экспериментальные учреждения, занимающиеся профилактикой безнадзорности и правонарушений детей и подростков, медицинским и бытовым оборудованием, аудио- и видеотехникой, в том числе: а) социально-реабилитационные 1997-1998 годы Минсоцзащиты России 44,5 21,5 23 центры для несовершеннолетних, социальные приюты для детей и подростков, центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, в системе органов социальной защиты населения; б) специальные 1997-1998 годы Минобразование России 8,43 7,2 4,23 учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным поведением, центры психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям и подросткам в системе органов образования; в) учреждения, исполняющие 1997-1998 годы МВД России 1,5 0,7 0,8 наказание в виде лишения свободы в отношении несовершеннолетних, приемники-распределители милиции общественной безопасности; г) психиатрические и 1997-1998 годы Минздравмедпром России средства, предусмотренные на текущее наркологические больницы, имеющие финансирование стационары или кабинеты для обследования и лечения несовершеннолетних, употребляющих наркотики и спиртные напитки, в системе органов здравоохранения Принять меры по частичному обеспечению автотранспортом и сельскохозяйственными машинами учреждений, занимающихся профилактикой безнадзорности и правонарушений детей и подростков, а также учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, и приемников-распределителей милиции общественной безопасности, в том числе: а) социально-реабилитационных 1997-1998 годы Минсоцзащиты России 23,1 10,1 13 центров для несовершеннолетних, социальных приютов для детей и подростков, центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей; б) специальных 1997-1998 годы Минобразование России 4,4 2,2 2,2 учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков с девиантным поведением, центров психолого-педагогической и медико-социальной помощи детям и подросткам; в) учреждений, исполняющих 1997-1998 годы МВД России 4,47 2,1 3,37 наказание в виде лишения свободы в отношении несовершеннолетних, приемников-распределителей милиции общественной безопасности; г) принять меры по дальнейшему 1997-1998 годы органы исполнительной средства, предусмотренные на текущее развитию сети учреждений, занимающихся власти субъектов финансирование профилактикой безнадзорности и Российской Федерации (по правонарушений детей и подростков, их согласованию) социальной реабилитацией и коррекцией Минсоцзащиты России Минобразование России МВД России Минздравмедпром России Итого 86,4 40,8 45,6 IV. Разработка научно-методических основ профилактики безнадзорности и правонарушений детей Провести научные исследования по 1997-1998 годы Минсоцзащиты России 1,48 0,805 0,675 актуальным проблемам профилактики Минобразование России безнадзорности и правонарушений детей и Минздравмедпром подростков, их социальной реабилитации в России МВД России современных условиях Российская академия образования Разработать концептуальные модели 1997-1998 годы Минсоцзащиты России средства, предусмотренные на текущее различных видов учреждений профилактики Минобразование России финансирование безнадзорности и правонарушений Минздравмедпром России несовершеннолетних МВД России Российская академия образования Апробировать новые формы и методы 1997-1998 годы Минсоцзащиты России средства, предусмотренные на текущее профилактики безнадзорности и Минобразование финансирование правонарушений детей и подростков России Минздравмедпром России МВД России ГКФТ России Роскоммолодежи Подготовить и выпустить 1997-1998 годы Минсоцзащиты России 0,025 0,015 0,01 научно-методические и информационные Минобразование материалы по проблемам профилактики России Минздравмедпром безнадзорности и правонарушений детей и России МВД России подростков Роскоммолодежи Провести научные и 1997-1998 годы Минсоцзащиты России средства, предусмотренные на текущее научно-практические конференции по Минобразование России финансирование проблемам профилактики безнадзорности и МВД России правонарушений несовершеннолетних Минздравмедпром России Разработать типовые проектные 1997-1998 годы МВД России средства, предусмотренные на текущее решения воспитательно-трудовой колонии, финансирование учитывающие изменения уголовно-исполнительного законодательства, на 350 мест Итого 1,505 0,82 0,685 V. Организация подготовки и повышения квалификации кадров, занимающихся профилактикой безнадзорности и правонарушений детей и подростков Организовать подготовку в высших 1997-1998 годы Минобразование России средства, предусмотренные на текущее учебных заведениях специалистов для Минсоцзащиты финансирование работы в учреждениях, осуществляющих России Минкультуры России профилактику безнадзорности и МВД России правонарушений детей и подростков, их Госкомвуз России социальную реабилитацию (специалистов по Роскоммолодежи социальной работе, практических Российская академия психологов, социальных педагогов) образования Провести переподготовку на базе 1997-1998 годы Минсоцзащиты России средства, предусмотренные на текущее высших учебных заведений специалистов по МВД России финансирование работе с безнадзорными детьми и детьми с Минздравмедпром России девиантным поведением Минобразование России Организовать повышение квалификации 1997-1998 годы Минсоцзащиты России средства, предусмотренные на текущее работников учреждений, осуществляющих финансирование профилактику безнадзорности и правонарушений детей и подростков, на базе опорно-экспериментальных учреждений Разработать и издать программы 1997-1998 годы Минсоцзащиты России средства, предусмотренные на текущее подготовки и повышения квалификации Минобразование финансирование работников учреждений, осуществляющих России МВД России профилактику безнадзорности и Минкультуры России правонарушений детей и подростков ГКФТ России Роскоммолодежи Всего по Программе 87,915 41,62 46,295 УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 г. N 906 ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ СЕМЬИ И ДЕТЕЙ" НА 1997-1998 ГОДЫ ПАСПОРТ федеральной целевой программы "Развитие социального обслуживания семьи и детей" на 1997-1998 годы Наименование Программы - федеральная целевая программа "Развитие социального обслуживания семьи и детей" на 1997-1998 годы Наименование, дата и номер - Указ Президента Российской решения Федерации о разработке Программы от 19 февраля 1996 г. N 210 "О продлении действия президентской программы "Дети России" Государственный заказчик и - Министерство социальной защиты основной населения разработчик Программы Российской Федерации Цель и задачи Программы, - создание в Российской Федерации важнейшие целевые показатели оптимальной сети учреждений, предоставляющих разнообразные социальные услуги семьям и детям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации формирование современной нормативно-правовой, научно-методической, кадровой и материально-технической базы деятельности учреждений социального обслуживания семьи и детей разработка и внедрение государственных стандартов социального обслуживания семьи и детей Сроки реализации Программы - 1997-1998 годы Исполнители основных - Министерство социальной защиты мероприятий Программы населения Российской Федерации Министерство образования Российской Федерации Комитет Российской Федерации по делам молодежи Объемы и источники - 19,22 млрд. рублей из средств финансирования Программы федерального бюджета на 1997 и 1998 годы, в том числе на 1997 год - 9,435 млрд. рублей (в ценах 1996 года) средства, выделяемые из федерального бюджета федеральным органам исполнительной власти на текущее финансирование Ожидаемые конечные результаты - развитие в регионах Российской реализации Федерации Программы сети учреждений социального обслуживания семьи и детей, укрепление их материально-технической базы создание предпосылок для повышения эффективности деятельности социальных служб, усиление их роли в решении актуальных проблем семьи и детства, укрепление стабильности и здоровья семьи Организация контроля за - Министерство социальной защиты исполнением населения Программы Российской Федерации совместно с Министерством экономики Российской Федерации и Министерством финансов Российской Федерации Содержание проблемы Осуществление радикальных экономических реформ и реализация адекватной социальной политики потребовали применения новых социальных технологий, в том числе создания системы социального обслуживания населения, обеспечивающей широкий спектр социально-экономических, медико-социальных, психолого-педагогических, социально-правовых, социально-бытовых и иных социальных услуг семьям и детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. В особо сложных условиях оказались многодетные, неполные и молодые семьи, среди которых подавляющее большинство - малообеспеченные. Значительно возросло число семей с отрицательным психологическим климатом, сложными межличностными отношениями. Растет насилие в семье по отношению к женщинам и детям. Все это усугубляет социальное неблагополучие миллионов детей, препятствует их нормальному развитию, отрицательно отражается на физическом, психическом и нравственном здоровье. После принятия Федерального закона "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" в регионах страны растет инфраструктура социальных служб, создаются учреждения нового типа, оказывающие социальные услуги семье, женщинам и детям: территориальные центры социальной помощи семье и детям, центры психологической помощи населению, центры поддержки молодой семьи, женские кризисные центры и другие. Однако объективная потребность в таких учреждениях значительно выше, чем их количество (созданные учреждения удовлетворяют запросы не более 10 процентов нуждающихся в социальных услугах). Дальнейшее развитие социальных служб помощи семье и детям сдерживается недостаточным нормативно-правовым, научно-методическим и кадровым обеспечением, дефицитом средств в субъектах Российской Федерации на их оснащение, приобретение автотранспорта. Острая необходимость стимулировать и оптимизировать процесс развития учреждений социального обслуживания семьи и детей, придать ему должную динамику требует программно-целевого подхода к решению накопившихся проблем на федеральном уровне. Цель и задачи Программы Целью Программы является становление и развитие оптимальной системы учреждений социального обслуживания семьи и детей, создание условий для их эффективного функционирования. Программа предусматривает решение следующих задач: разработка современной нормативно-правовой базы социального обслуживания семьи и детей; реализация мер государственной поддержки учреждений социального обслуживания семьи и детей; научно-методическое и информационное обеспечение деятельности учреждений социального обслуживания семьи и детей; организация системы подготовки и повышения квалификации кадров работников учреждений социального обслуживания семьи и детей. Основные направления реализации Программы Совершенствование нормативно-правовых основ организации и функционирования учреждений социального обслуживания семьи и детей Предусматривается подготовка предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации, направленных на создание правовых условий для оказания качественных социальных услуг семье и детям. Будут разработаны примерные положения об учреждениях разных видов социального обслуживания семьи и детей, нормативно-правовые документы, регламентирующие права, обязанности, социальные гарантии специалистов этих учреждений. Организация учреждений социального обслуживания семьи и детей и укрепление их материально-технической базы Рекомендуется органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации организовать в регионах оптимальную сеть учреждений социального обслуживания семьи и детей. Предполагается осуществить меры по оказанию государственной поддержки учреждениям социального обслуживания семьи и детей в оснащении и обеспечении медицинским оборудованием, компьютерной техникой, средствами связи, автотранспортом. Разработка научно-методических основ деятельности учреждений социального обслуживания семьи и детей Предусматривается провести научно-исследовательские работы по формированию теоретико-методических основ социального обслуживания семьи и детей. Планируется разработать концептуальные модели различных видов учреждений, оказывающих социальные услуги семье и детям, апробировать формы и методы их деятельности. Информационно-методическое обеспечение Будет создан цикл теле- и радиопередач по проблемам социального обслуживания семьи и детей, подготовлен выпуск научно-методических и информационных материалов по этим проблемам, разработана система статистических показателей, характеризующих уровень социального обслуживания семьи и детей. Организация подготовки и повышения квалификации кадров, работающих в системе учреждений социального обслуживания семьи и детей Предполагается организовать подготовку и переподготовку на базе образовательных учреждений высшего профессионального образования специалистов в области социальной работы с семьей и детьми, повышение их квалификации, разработать программы подготовки и повышения квалификации работников учреждений, осуществляющих социальное обслуживание семьи и детей. Ресурсное обеспечение Программы Источником финансирования Программы являются средства федерального бюджета. Могут привлекаться средства бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетные источники. Общие затраты из федерального бюджета на реализацию Программы в 1997-1998 годах оцениваются в 19,22 млрд. рублей, в том числе на 1997 год - 9,435 млрд. рублей (в ценах 1996 года). Расходуемые средства могут уточняться исходя из возможностей федерального бюджета. Механизм реализации Программы Министерство социальной защиты населения Российской Федерации осуществляет организацию, координацию и контроль работ по реализации Программы. Реализация Программы осуществляется на основе государственных контрактов (договоров), заключаемых Министерством социальной защиты населения Российской Федерации со всеми исполнителями программных мероприятий. Государственный заказчик с учетом выделяемых на реализацию Программы финансовых средств ежегодно уточняет целевые показатели и затраты по программным мероприятиям, механизм ее реализации и исполнителей основных мероприятий Программы. Ожидаемые конечные результаты реализации Программы Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, позволит обеспечить создание в субъектах Российской Федерации оптимальной сети учреждений социального обслуживания семьи и детей, укрепить их материально-техническую базу; сформировать современную нормативно-правовую, научно-методическую основу деятельности учреждений, оказывающих социальные услуги семье и детям; создать предпосылки для усиления роли учреждений социального обслуживания в решении актуальных проблем семьи и детства, в том числе в укреплении стабильности и здоровья семьи. ПЕРЕЧЕНЬ мероприятий федеральной целевой программы "Развитие социального обслуживания семьи и детей" на 1997-1998 годы ___________________________________________________________________________________________________________________________ | | | | Стоимость - | В том числе | | Мероприятия |Срок | Исполнители | всего _______________________ | | исполнения| | (млрд. | 1997 год | 1998 год | | | | | рублей) | | | ___________________________________________________________________________________________________________________________ I. Совершенствование нормативно-правовых основ организации и функционирования учреждений социального обслуживания семьи и детей Разработка примерных положений о 1997-1998 Минсоцзащиты России средства, предусмотренные на текущее центрах социальной помощи семье и детям годы Минюст России финансирование Разработка нормативно-правовых 1997-1998 Минсоцзащиты России средства, предусмотренные на текущее документов, регламентирующих права, годы Минтруд России финансирование обязанности, социальные гарантии Роскоммолодежи специалистов учреждений социального Минюст России обслуживания семьи и детей Разработка государственных 1997-1998 Минсоцзащиты России средства, предусмотренные на текущее нормативов финансирования и годы Минэкономики финансирование материально-технического обеспечения России Минфин России учреждений социального обслуживания семьи и детей II. Организация учреждений социального обслуживания семьи и детей и укрепление их материально-технической базы Рекомендовать органам 1997-1998 органы исполнительной - - - исполнительной власти субъектов годы власти субъектов Российской Федерации организовать Российской Федерации территориальные центры социальной помощи семье и детям, центры психолого-педагогической помощи, центры экстренной психологической помощи по телефону, женские кризисные центры и другие учреждения социального обслуживания семьи и детей Оснащение опорно-экспериментальных учреждений, осуществляющих социальное обслуживание семьи и детей, медицинским оборудованием, компьютерной и аудиовизуальной техникой, средствами связи, автотранспортом в том числе для: территориальных центров социальной 1997-1998 Минсоцзащиты России 10,385 5 5,385 помощи семье и детям, центров годы психолого-педагогической помощи, центров экстренной психологической помощи по телефону, женских кризисных центров Минсоцзащиты России центров психолого-педагогической 1997-1998 Минобразование России 5 2,5 2,5 помощи детям и подросткам Минобразования годы России социально-психологических центров 1997-1998 Роскоммолодежи 2,2 1,1 1,1 для подростков и молодежи годы Итого 17,585 8,6 8,985 III. Разработка научно-методических основ деятельности учреждений социального обслуживания семьи и детей Проведение научных исследований по 1997-1998 Минсоцзащиты России 1 0,5 0,5 актуальным проблемам теории и методики годы Минобразование социального обслуживания семьи и детей России Разработка концептуальных моделей 1997-1998 Минсоцзащиты России 0,6 0,3 0,3 различных видов учреждений социального годы Минобразование обслуживания семьи и детей России Роскоммолодежи Апробация новых форм и методов 1997-1998 Минсоцзащиты России средства, предусмотренные на текущее социального обслуживания семьи и детей годы Минобразование финансирование России Роскоммолодежи Проведение научных и 1997-1998 Минсоцзащиты России средства, предусмотренные на текущее научно-практических конференций по годы Минобразование финансирование проблемам социального обслуживания семьи России Роскоммолодежи и детей Итого 1,6 0,8 0,8 IV. Информационно-методическое обеспечение Создание цикла теле- и радиопередач 1997-1998 Минсоцзащиты России средства, предусмотренные на текущее по проблемам социального обслуживания годы Минобразование финансирование семьи и детей России Роскоммолодежи Выпуск научно-методических и 1997-1998 Минсоцзащиты России 0,035 0,035 - информационных материалов по проблемам годы Минобразование социального обслуживания семьи и детей России Роскоммолодежи Разработка и внедрение системы 1997-1998 Минсоцзащиты России средства, предусмотренные на текущее статистических показателей, годы Минобразование финансирование характеризующих уровень социального России Госкомстат обслуживания семьи и детей России Итого 0,035 0,035 - V. Организация подготовки и повышения квалификации кадров, работающих в системе учреждений социального обслуживания семьи и детей Переподготовка на базе 1997-1998 Минсоцзащиты России средства, предусмотренные на текущее образовательных учреждений высшего годы финансирование профессионального образования специалистов по социальной работе с семьей и детьми Подготовка в образовательных 1997-1998 Госкомвуз России средства, предусмотренные на текущее учреждениях высшего профессионального годы Минсоцзащиты России финансирование образования специалистов для работы в Минобразование России учреждениях, осуществляющих социальное Роскоммолодежи обслуживание семьи и детей Повышение квалификации работников 1997-1998 Минсоцзащиты России средства, предусмотренные на текущее учреждений, осуществляющих социальное годы Минобразование финансирование обслуживание семьи и детей, на базе России Роскоммолодежи опорно-экспериментальных учреждений Повышение квалификации 1997-1998 Минсоцзащиты России средства, предусмотренные на текущее профессорско-преподавательского состава годы Госкомвуз России финансирование образовательных учреждений высшего профессионального образования, осуществляющих подготовку и переподготовку специалистов в области социального обслуживания семьи и детей Разработка и издание программ 1997-1998 Минсоцзащиты России средства, предусмотренные на текущее подготовки, переподготовки и повышения годы финансирование квалификации работников учреждений, осуществляющих социальное обслуживание семьи и детей Всего по Программе 19,22 9,435 9,785 |