О КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЕ МЕР ПО СОЗДАНИЮ И СОХРАНЕНИЮ РАБОЧИХ МЕСТ НА 1996-2000 ГОДЫ УКАЗ ПРЕЗИДЕНТ РФ 23 мая 1996 года N 768 (РГ 96-103) В целях усиления социальной ориентации экономики, достижения эффективной занятости населения, способствующей росту благосостояния россиян, и обеспечения необходимых условий для создания и сохранения рабочих мест постановляю: 1. Утвердить прилагаемую Комплексную программу мер по созданию и сохранению рабочих мест на 1996-2000 годы (далее именуется - Программа). 2. Правительству Российской Федерации в 2-месячный срок обеспечить разработку и принятие плана мероприятий по реализации Программы, имея в виду: обеспечение правовых, экономических и организационных условий для создания и сохранения рабочих мест, развития кадрового потенциала с учетом отраслевых особенностей и региональной специфики; усиление социальной направленности проводимых экономических преобразований, реализуемых и разрабатываемых долгосрочных и среднесрочных инвестиционных программ, федеральных целевых программ, связанных со структурной перестройкой экономики, программ социально-экономического развития отдельных регионов, а также иных программных решений, принимаемых федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в целях создания и сохранения рабочих мест, содействия занятости населения; обеспечение необходимых условий для создания и сохранения рабочих мест при разработке концепции социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу, предусматривающей первоочередные меры по осуществлению макроэкономической политики, институциональных преобразований, структурной перестройки экономики, социальной и региональной политики; определение научно обоснованной потребности экономики в создании рабочих мест, выявление отраслевых и региональных приоритетов в развитии и сохранении перспективных рабочих мест, а также подготовку отраслевых и региональных программ (подпрограмм) развития и создания рабочих мест; создание механизмов, обеспечивающих большую адресность государственной поддержки (оказания финансовой помощи) в целях создания и сохранения рабочих мест, повышение эффективности использования производственных мощностей, развитие профессиональной и территориальной мобильности рабочей силы; увеличение масштабов и повышение социального статуса общественных работ. 3. Установить, что для обеспечения занятости и сохранения квалифицированного кадрового потенциала на предприятиях, в учреждениях и организациях с государственной формой собственности в случаях, когда сокращение их персонала в связи со структурными изменениями производства превышает за год 10 процентов от общего количества работающих, в них разрабатывается с участием органов службы занятости социальный план, предусматривающий меры по осуществлению опережающей целевой профессиональной подготовки (переподготовки) подлежащих высвобождению работников, их трудоустройству, обеспечению временной занятости, а также другие действия, направленные на социальную защищенность работников. 4. Возложить на Министерство труда Российской Федерации общее организационно-методическое руководство и контроль за обеспечением реализации Программы, а также координацию работ по проведению социальной экспертизы разрабатываемых федеральных целевых и инвестиционных программ. 5. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать и утвердить план мероприятий по обеспечению реализации Программы. Президент Российской Федерации Б. Ельцин 23 мая 1996 года N 768 УТВЕРЖДЕНА Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 768 КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА МЕР ПО СОЗДАНИЮ И СОХРАНЕНИЮ РАБОЧИХ МЕСТ НА 1996-2000 ГОДЫ Комплексная программа мер по созданию и сохранению рабочих мест на 1996-2000 годы (далее именуется - Программа) включает систему мер, осуществляемых Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Реализация Программы призвана обеспечить координацию долгосрочных и среднесрочных инвестиционных программ, федеральных целевых программ, связанных со структурной перестройкой экономики, программ социально-экономического развития отдельных регионов, иных программных решений, принимаемых органами исполнительной власти на федеральном и региональном уровнях, в целях повышения эффективности расходования финансовых и материальных ресурсов, направляемых на создание и сохранение рабочих мест. I. Цели и задачи Программы Анализ ситуации в сфере занятости в Российской Федерации в предшествующие годы показывает, что способность складывающегося рынка труда к саморегулированию все еще незначительна, поэтому остается необходимость в использовании элементов государственного регулирования, которое предусматривается организовать в ходе реализации Программы. Главным направлением государственной политики в социально-трудовой сфере является формирование эффективной системы создания рабочих мест, сохранения кадрового потенциала в сочетании с опережающими мерами по предотвращению роста безработицы. Целями Программы являются повышение уровня и изменение структуры занятости населения Российской Федерации на основе создания экономически эффективных рабочих мест в перспективных отраслях экономики. Основными задачами Программы являются: обеспечение правовых, экономических и организационных условий для создания и сохранения рабочих мест, развития кадрового потенциала в различных отраслях экономики и регионах Российской Федерации; регулирование складывающегося национального рынка труда и повышение конкурентоспособности отечественной рабочей силы; формирование эффективной структуры занятости населения; повышение качества создаваемых рабочих мест; развитие профессиональной и территориальной мобильности рабочей силы; создание благоприятных условий для повышения уровня жизни за счет стимулирования трудовой активности населения, усиления роли и ответственности участников социально-трудовых отношений в сфере занятости населения; предотвращение роста неполной занятости и массовой безработицы; развитие системы общественных работ. Реализацию Программы предусматривается осуществлять в два этапа в течение 1996-2000 годов. II. Первый этап реализации Программы В рамках первого этапа реализации Программы, расчитанного на 1996-1997 годы, федеральным органам исполнительной власти необходимо осуществить следующий комплекс мер. 1. Определение потребности в создании рабочих мест Министерству труда Российской Федерации, Министерству экономики Российской Федерации совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в 1996 году необходимо определить на основе демографического прогноза общую потребность в рабочих местах до 2000 года, а также потребности отраслей и регионов в рабочих местах (с последующей ежегодной корректировкой), исходя из общеэкономических тенденций развития Российской Федерации. Данные о потребностях в рабочих местах послужат базой для составления генеральной схемы создания рабочих мест в региональном и отраслевом разрезах (далее именуется - генеральная схема), которая должна разрабатываться начиная с 1997 года Министерством труда Российской Федерации и Министерством экономики Российской Федерации и учитываться при формировании федеральных целевых программ, проведении инвестиционных конкурсов, при составлении программ профессиональной подготовки и переподготовки кадров, трудоустройства безработных, а также при ежегодном формировании федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. В рамках генеральной схемы определяются следующие параметры: общая (региональная, отраслевая) потребность в рабочих местах; сложившаяся и рациональная структура занятости населения (региональный, отраслевой, профессионально-квалификационный, половозрастной аспекты); основные направления содействия занятости населения, исходя из общеэкономических тенденций развития Российской Федерации и необходимости изменения структуры занятости. Решение об утверждении генеральной схемы принимается Правительством Российской Федерации. Министерству труда Российской Федерации, Министерству экономики Российской Федерации необходимо совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в 1996-1997 годах организовать с учетом генеральной схемы работу по включению соответствующих разделов в прогнозы и федеральные (региональные) программы экономического и социального развития на среднесрочную и долгосрочную перспективу. 2. Выявление отраслевых и региональных приоритетов в развитии и сохранении перспективных рабочих мест Правительству Российской Федерации в целях выявления отраслевых и региональных приоритетов в развитии и сохранении перспективных рабочих мест ежегодно утверждать перечень программ из числа федеральных (региональных) целевых программ, в которые должны включаться разделы с конкретными заданиями по созданию рабочих мест с учетом генеральной схемы. При разработке генеральной схемы и федеральных (региональных) целевых программ на данном этапе экономического развития принимать во внимание необходимость: соответствия мер по созданию рабочих мест направлениям структурной перестройки экономики; учета стоимости создания и сохранения рабочего места; учета состояния региональных рынков труда; паритетного финансирования с использованием различных источников; отбора проектов на конкурсной основе; организации (расширения) производства конкурентоспособной продукции, ориентированной на спрос населения; развития социальной инфраструктуры в сельских местностях; поддержания занятости в населенных пунктах, где свернута производственная деятельность предприятий, составляющих основу их экономики, территориально удаленных от иных мест приложения труда; учета других условий, оказывающих значительное влияние на решение проблемы занятости. Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации: составить перечень городов, в которых ситуация с занятостью и уровнем жизни населения приобрела критический характер, а традиционные меры по регулированию рынка труда не дают положительных результатов; разработать специальные программы по созданию и сохранению рабочих мест в указанных городах. 3. Проведение социальной экспертизы разрабатываемых федеральных целевых и инвестиционных программ Признать необходимым проведение социальной экспертизы разрабатываемых федеральных целевых и инвестиционных программ по вопросам их влияния на создание и сохранение рабочих мест. Правительству Российской Федерации обеспечить организацию этой работы, имея в виду, что рассмотрение и утверждение федеральных целевых программ следует осуществлять только при наличии результатов экспертизы. Возложить проведение указанной экспертизы на Министерство труда Российской Федерации, Министерство экономики Российской Федерации, Федеральную службу занятости России, Министерство социальной защиты населения Российской Федерации с участием других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации проводить аналогичную работу. Министерству труда Российской Федерации, Министерству экономики Российской Федерации, Федеральной службе занятости России, Министерству социальной защиты населения Российской Федерации разработать проект нормативного правового акта о социально-демографической экспертизе федеральных целевых и инвестиционных программ. 4. Разработка нормативной правовой базы, ориентированной на формирование общих условий для создания и сохранения рабочих мест В 1996-1997 годах в законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации надлежит включить положения, направленные на стимулирование развития рабочих мест, в частности предусматривающие: повышение инвестиционной активности работодателей; стимулирование накопления и целевого использования амортизационных отчислений; более эффективное использование производственных мощностей; углубление переработки сырья, материалов и расширение экспорта обработанной (готовой) продукции; формирование системы инвестиционных и лизинговых компаний в целях развития малого и среднего предпринимательства; перепрофилирование производственных мощностей в депрессивных отраслях; организацию индивидуальной трудовой деятельности (надомного труда); защиту отдельных отраслей от внешнеэкономической конкуренции на период их технического переоснащения и модернизации; развитие системы страхования экспортных поставок отечественной продукции; обязательное привлечение отечественных предприятий к участию в тендерах по закупкам оборудования и технологий; развитие системы государственного содействия профессиональной подготовке и переподготовке кадров, учитывая необходимость повышения качества рабочей силы и специфику потребностей региональных рынков труда; усиление правовой защиты наемных работников, особенно занятых на малых предприятиях; регулирование неполной занятости; содействие занятости работников предприятий, подлежащих выводу из числе действующих; введение системы предварительного уведомления о сокращении персонала предприятия в случаях, когда оно превышает за год 10 процентов от общего количества работающих; регулирование отношений с работодателями по вопросам содействия повышению квалификации кадров, производственной ротации кадров, временного изменения режима занятости, разработки программ целевой профессиональной подготовки (переподготовки) кадров для работы на новых рабочих местах на санируемых и модернизируемых предприятиях; квотирование рабочих мест для российских работников на иностранных предприятиях, осуществляющих выполнение заказов (подрядов, работ) на территории Российской Федерации, за счет средств отечественных предприятий; введение ограничений на использование иностранной рабочей силы на управленческих должностях различного уровня в структурных подразделениях иностранных компаний и компаний с иностранным участием, расположенных на территории Российской Федерации; проработку вопроса осуществления единого подхода к условиям оплаты труда в организациях различных форм собственности на основе единой тарифно-квалификационной сетки с учетом региональных (природно-климатических) особенностей; осуществление других мер, способствующих созданию и сохранению рабочих мест. 5. Создание механизма, обеспечивающего развитие профессиональной и территориальной мобильности рабочей силы В целях предотвращения роста социальной напряженности в регионах с высоким уровнем безработицы Министерству труда Российской Федерации совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в 1996 году разработать механизм заключения договоров между регионами об использовании незанятого в одном регионе населения на имеющихся вакантных должностях в другом регионе, предусмотрев создание условий для временного проживания работников на период предоставления рабочего места в первую очередь на предприятиях и в учреждениях с государственным и муниципальным участием, обеспечивающих жизнедеятельность населения (в организациях коммунального хозяйства, общественного транспорта, культуры, образования, здравоохранения и других сфер). Министерству финансов Российской Федерации совместно с Центральным банком Российской Федерации, Министерством экономики Российской Федерации, Министерством строительства Российской Федерации, другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в 1997 году разработать эффективную систему ипотечного жилищного кредитования, позволяющую сформировать реальный рынок жилья и повысить территориальную мобильность рабочей силы. В целях повышения профессиональной мобильности рабочей силы Министерству труда Российской Федерации, Министерству образования Российской Федерации, Государственному комитету Российской Федерации по высшему образованию в 1996-1997 годах осуществить: подготовку предложений, направленных на поддержку предприятий, проводящих профессиональное обучение кадров для создаваемых рабочих мест, в соответствии с федеральными и региональными приоритетами; подготовку и внедрение методики определения потребности в профессиональном обучении кадров для создаваемых рабочих мест с учетом длительности цикла подготовки специалистов различной квалификации; разработку учебно-методических материалов и программ, необходимых для профессионального обучения кадров для создаваемых рабочих мест; подготовку рекомендаций о согласованной деятельности органов исполнительной власти по труду субъектов Российской Федерации и образовательных учреждений, ведающих вопросами профессионального обучения кадров для создаваемых рабочих мест; работу по организации повышения квалификации и переподготовки работников в базовых образовательных учреждениях, осуществляющих профессиональное обучение кадров для создаваемых рабочих мест; разработку рекомендаций об использовании договорных форм профессионального обучения кадров для создаваемых рабочих мест; разработку мер по содействию подготовке кадров на производстве. 6. Повышение эффективности использования имеющихся производственных мощностей В целях повышения эффективности использования имеющихся производственных мощностей, облегчения доступа субъектов малого и среднего бизнеса к средствам производства Государственному комитету Российской Федерации по управлению государственным имуществом, Министерству экономики Российской Федерации, Министерству оборонной промышленности Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству труда Российской Федерации и другим заинтересованным федеральным органам исполнительной власти выработать систему мер, предусматривающую: ревизию неиспользуемых производственных мощностей; передачу при необходимости посредством арендных отношений неиспользуемых организациями производственных мощностей предпринимателям, желающим организовать на этих производственных мощностях рабочие места; экономическое стимулирование предпринимателей более эффективно использовать имеющиеся у них производственные ресурсы; передачу в аренду предприятий, входящих в состав мобилизационных мощностей; развитие системы государственных консультационных предприятий, осуществляющих исследования рынка сбыта, подготовку производства к выпуску пользующейся спросом продукции; создание системы технопарков и лизинговых предприятий на базе неиспользуемых производственных мощностей. 7. Формирование системы организации временных рабочих мест на базе общественных работ В целях повышения социального статуса общественных работ и учитывая их значимость в создании временных рабочих мест, Правительству Российской Федерации сосредоточить усилия на формировании нормативной базы, механизмов развития системы организации временных рабочих мест на базе общественных работ. В рамках этих мер предусмотреть: определение организаций, которые на основе аккумулирования различных источников финансирования должны формировать систему организации временных рабочих мест на базе общественных работ, включая подготовительные работы по модернизации и перепрофилированию убыточных предприятий (в том числе в рамках санации) и передаче их эффективным собственникам; направление в организации по проведению общественных работ прежде всего высвобождающихся работников модернизируемых или перепрофилируемых предприятий; стимулирование перевода работников, занятых на общественных работах, на постоянные рабочие места; отбор органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации организаций, которые должны быть модернизированы и перепрофилированы; организацию конкурса среди предпринимателей, желающих осуществить модернизацию или перепрофилирование предприятия. Министерству труда Российской Федерации, Министерству экономики Российской Федерации совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в 1997 году разработать предложения по расширению сферы общественных работ и формированию соответствующего каталога с учетом региональной специфики. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации призваны разрабатывать региональные планы развития общественных работ. 8. Разработка механизма развития социального партнерства в области создания и сохранения рабочих мест В целях разработки механизма развития социального партнерства в области создания и сохранения рабочих мест Правительству Российской Федерации подготовить нормативные правовые акты, регламентирующие как привлечение работодателей к решению проблемы развития внутрифирменной мобильности рабочих кадров, так и ответственность работодателей за трудоустройство сокращаемых работников, а также акты, определяющие роль и место объединений работодателей и профсоюзов в подготовке предложений по решению указанных проблем. Для этого Министерству труда Российской Федерации, Министерству экономики Российской Федерации совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в 1996-1997 годах обеспечить разработку нормативных правовых актов по вопросам: развития системы социального планирования на предприятиях и в регионах, допускающих значительное высвобождение рабочей силы; перевода работников на новые рабочие места без расторжения трудовых отношений; обеспечения дополнительных социальных гарантий работникам предприятий, выводимых из числа действующих; обязательного страхования предпринимателей на случай невыполнения обязательств по выплате заработной платы; внесения изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР, направленных на регулирование вопросов, связанных с неполной занятостью. 9. Целевая поддержка создания и сохранения рабочих мест для неконкурентоспособных граждан В целях поддержки создания и сохранения рабочих мест для неконкурентоспособных граждан Правительству Российской Федерации осуществить дополнительные меры, предусматривающие: стимулирование работодателей за счет средств Государственного фонда занятости населения Российской Федерации к созданию новых и сохранению действующих рабочих мест для молодежи, лиц предпенсионного возраста, а также граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей; содействие занятости инвалидов и поддержку их предпринимательской деятельности, квотирование рабочих мест, а также резервирование отдельных видов работ и профессий для трудоустройства инвалидов; создание и развитие производств, где применяются различные режимы занятости женщин, в первую очередь в организациях сферы услуг, народных промыслах, а также в организациях, использующих надомный труд; содействие созданию рабочих мест для безработных беженцев и вынужденных переселенцев в местах их компактного поселения; создание и сохранение рабочих мест на предприятиях, использующих труд заключенных; профессионально-трудовую адаптацию граждан, освободившихся из мест лишения свободы, и их трудоустройство, в том числе за счет введения механизма квотирования рабочих мест; определение порядка квотирования рабочих мест, а также предоставление отдельных льгот организациям, принимающим на квотируемые рабочие места граждан, особо нуждающихся в социальной поддержке. III. Второй этап реализации Программы На втором этапе реализации Программы, охватывающем 1998-2000 годы, федеральным органам исполнительной власти необходимо добиться решения следующих задач. 1. Разработка и реализация пакета целевых программ, направленных на создание рабочих мест в отраслях экономики и регионах Российской Федерации В целях предотвращения роста безработицы и формирования эффективной структуры занятости населения Министерству труда Российской Федерации, Министерству экономики Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основе генеральной схемы и исходя из отраслевых и региональных приоритетов, начиная с 1998 года: разработать и приступить к реализации отраслевых и региональных целевых программ воспроизводства рабочих мест с учетом ситуации на рынке труда в регионе; осуществить мероприятия по созданию банка данных, содержащего сведения о рабочих местах и потребности в них отраслей экономики и регионов Российской Федерации, а также принимать иные решения программного характера по обеспечению рабочими местами незанятого населения. 2. Создание условий для повышения качества рабочих мест В целях повышения качества и конкурентоспособности создаваемых рабочих мест Министерству труда Российской Федерации совместно с Министерством образования Российской Федерации, Государственным комитетом Российской Федерации по высшему образованию, Министерством науки и технической политики Российской Федерации в 1998 году разработать и начать реализацию федеральной программы содействия повышению квалификации кадров в экономике Российской Федерации. Государственному комитету Российской Федерации по промышленной политике, Министерству экономики Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству труда Российской Федерации разработать предложения по изменению и дополнению налогового законодательства Российской Федерации в части стимулирования предприятий к модернизации рабочих мест с точки зрения требований научно-технического прогресса, условий труда и экологической безопасности производства, а также развития инновационной деятельности предприятий, учреждений и организаций, банков и других кредитных организаций. 3. Стимулирование формирования эффективной структуры занятости населения В целях создания условий, способствующих долговременной и эффективной занятости населения, Министерству труда Российской Федерации, Министерству экономики Российской Федерации, Федеральной службе занятости России составить перспективную схему изменения структуры занятости населения, исходя из обще-экономических тенденций, опыта международного разделения труда, требований научно-технического прогресса и спроса со стороны населения, а также необходимости обеспечения экономической безопасности страны. Указанная перспективная схема должна содержать индикативные показатели экономически эффективной структуры занятости. Правительству Российской Федерации осуществить комплекс мер по стимулированию формирования эффективной структуры занятости. Министерству труда Российской Федерации и Министерству экономики Российской Федерации разработать систему мер по стимулированию: ликвидации неэффективных рабочих мест и создания рабочих мест в перспективных отраслях экономики; высвобождения работников в депрессивных отраслях экономики, их профессиональной подготовки (переподготовки) и трудоустройства в развивающихся отраслях экономики. Правительству Российской Федерации, федеральным органам исполнительной власти считать реализацию Программы одним из важнейших направлений работы по социально-экономическому развитию Российской Федерации. |