О КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ ТОВАРНЫХ РЫНКОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Постановление. Правительство РФ. 03.08.96 936

       О КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ ТОВАРНЫХ
                     РЫНКОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                            ПОСТАНОВЛЕНИЕ

                           ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ
                          3 августа 1996 г.
                                N 936

                             (РГ 96-153)

     Придавая важное    значение   формированию   и   функционированию
рациональной инфраструктуры российских товарных рынков,  Правительство
Российской Федерации постановляет:
     1. Одобрить прилагаемую Концепцию комплексной программы  развития
инфраструктуры товарных рынков Российской Федерации на 1998-2005 годы,
представленную Министерством экономики Российской Федерации.
     2. Министерству  экономики  Российской  Федерации  с привлечением
заинтересованных федеральных органов  исполнительной  власти,  органов
исполнительной  власти  субъектов  Российской  Федерации и организаций
представить до 1 декабря 1997 г.  в Правительство Российской Федерации
проект  комплексной  программы развития инфраструктуры товарных рынков
Российской Федерации на 1998-2005  годы,  предусмотренной  Комплексным
планом  действий  Правительства  Российской  Федерации по реализации в
1995  году  Послания  Президента  Российской  Федерации   Федеральному
Собранию "О действенности государственной власти в России" и Программы
Правительства Российской  Федерации  "Реформы  и  развитие  российской
экономики в 1995-1997 годах" (пункт 2.5),  утвержденным постановлением
Правительства Российской Федерации от 29 июня 1995 г.  N 639 (Собрание
законодательства Российской Федерации, 1995, N 28, ст. 2675).

Председатель Правительства РФ                        В. Черномырдин

                                                              Одобрена
                                          постановлением Правительства
                                                  Российской Федерации
                                            от 3 августа 1996 г. N 936

       Концепция комплексной программы развития инфраструктуры
        товарных рынков Российской Федерации на 1998-2005 годы
                               Введение

     Разработка и    реализация    комплексной    программы   развития
инфраструктуры товарных рынков Российской Федерации (далее именуется -
Программа)   предусмотрена  в  числе  мероприятий  Комплексного  плана
действий Правительства Российской Федерации по реализации в 1995  году
Послания  Президента  Российской  Федерации  Федеральному  Собранию "О
действенности   государственной   власти   в   России"   и   Программы
Правительства  Российской  Федерации  "Реформы  и  развитие российской
экономики   в   1995-1997   годах",    утвержденного    постановлением
Правительства Российской Федерации от 29 июня 1995 г. N 639.
     Актуальность проблемы обусловлена  тем,  что  в  настоящее  время
товарообменные  операции  наряду  с  неплатежами,  низкой конкурентной
способностью отечественных  товаров  и  ограниченным  платежеспособным
спросом  большей  части  потребителей  стали  одним  из  узких звеньев
процесса  воспроизводства.  Целесообразность  программного  подхода  к
решению   проблемы   обусловлена   тем,   что  создание  прогрессивной
инфраструктуры  товарных  рынков  требует   координации   деятельности
различных   субъектов   экономики   в   региональном,   отраслевом   и
институциональном аспектах,  а в ряде случаев  -  и  непосредственного
участия государства.

                         Основные определения

     Товарные рынки  рассматриваются как система субъектов экономики и
их   отношений   (производителей   и   потребителей,   посредников   и
организаций,  обеспечивающих  их  отношения),  целью  которых является
обеспечение    обращения    товаров    конечного     потребления     и
производственно-технического назначения.
     Инфраструктура товарных  рынков  -   это   система   организаций,
обеспечивающая  взаимосвязи  между  структурными  элементами  товарных
рынков и  способствующая  свободному  движению  товаров,  непрерывному
процессу   воспроизводства   и  бесперебойному  функционированию  сфер
конечного потребления.

                       Цели и задачи Программы

     Основная цель  Программы  -  создание   условий   и   механизмов,
обеспечивающих  развитие и эффективное функционирование инфраструктуры
товарных рынков.
     Задачами Программы  являются  подготовка  и  реализация комплекса
мероприятий, разработанных на основе анализа функционирования товарных
рынков, и направлений социально-экономической политики государства.
     Программные мероприятия должны быть разработаны в целом по каждой
основной   подсистеме   инфраструктуры   товарных   рынков,   а  также
подсистемам, обеспечивающим ее функционирование, и включать:
     научное обеспечение, определяющее проблемы, подлежащие решению, и
создание (привлечение) научных организаций для решения этих задач;
     материально-техническое обеспечение средствами,  необходимыми для
решения поставленных задач,  с учетом наличия, качественного состояния
этих  средств и важности создания новых,  а также основные направления
капитальных вложений;
     нормативно-правовое обеспечение     с    анализом    существующей
нормативно-правовой базы и основных направлений ее развития;
     кадровое обеспечение   и   анализ  существующего  положения  дел,
прогноз кадрового обеспечения,  система  подготовки  и  переподготовки
кадров;
     организационные вопросы,      определяющие       заинтересованные
организации  -  потенциальные  участники  работ,  а  также источники и
объемы   финансирования   мероприятий,   содержащих   предложения   по
формированию новых структур.
     При разработке мероприятий Программы необходимо учитывать вопросы
внутренних   и   международных  торговых  отношений,  в  том  числе  с
государствами-участниками Содружества Независимых Государств (СНГ).
     В состав  организаций,  привлекаемых  в  установленном  порядке к
реализации  мероприятий  Программы,  должны  входить  заинтересованные
федеральные  органы  исполнительной  власти  и  органы  исполнительной
власти  субъектов   Российской   Федерации,   представители   бизнеса,
научно-исследовательские и другие организации.

                         Структура Программы

     Программа развития  инфраструктуры  товарных  рынков  должна быть
разработана  в  разрезе  подсистем  с  учетом  особенностей  отдельных
секторов  товарных  рынков (продовольственных товаров,  медикаментов и
медицинской   техники,   топливно-энергетических   ресурсов,   товаров
потребительского  назначения  и  т.  д.  )  и  их  сегментов (поставки
продукции для государственных нужд, в районы Крайнего Севера, поставки
продукции  на взаимосвязанной основе с государствами-участниками СНГ и
т.д.).
     Программа должна   включать   концепцию  развития  инфраструктуры
товарных рынков и следующие разделы:
     содержание проблемы   и   обоснование  необходимости  ее  решения
программными методами;
     основные цели и задачи, сроки и этапы реализации Программы;
     система программных мероприятий;
     ресурсное обеспечение Программы;
     механизмы реализации Программы;
     организация управления   Программой   и   контроль  за  ходом  ее
реализации;
     оценка эффективности   экономических   и  социальных  последствий
реализации Программы.
     Основными подсистемами    инфраструктуры    товарных   рынков   и
подсистемами, обеспечивающими ее функционирование, являются:
     подсистема торговых   посредников   и   складского   хозяйства  -
организации,    осуществляющие    посредническую    деятельность     и
обеспечивающие взаимодействие предприятий-изготовителей и потребителей
в части купли (продажи) товара посредством  создания  оптовых  рынков,
биржевой торговли,  проведения выставок и ярмарок,  оказания складских
услуг и др.;
     подсистема информационного    обеспечения    -    предприятия   и
организации,  обеспечивающие наблюдение за  рынками  товаров,  включая
товары  народного потребления и продукцию производственно-технического
назначения (сбор и формирование  банка  данных  о  состоянии  товарных
рынков   с   использованием   различных   видов   информации,  включая
статистическую и таможенную; аналитическую обработку и прогнозирование
данных   о   них;  выдачу  информации  обзорного  и  рекомендательного
характера,  касающейся оценки состояния конкурентной среды на товарных
рынках;  изучение  конъюнктуры  товарных  рынков  в  регионах;  анализ
хозяйственных связей и движения  материальных  потоков,  в  том  числе
между  регионами;  определение спроса и предложения по важнейшим видам
продукции; анализ возможностей производства отдельных видов продукции;
прогнозирование  появления  новых  видов товаров;  анализ потребностей
различных групп  населения  и  предприятий;  уровни  цен  и  тарифов).
Техническими  элементами  этой  подсистемы должны быть соответствующие
средства  связи,  программная  продукция,   компьютерная   система   и
полиграфическая база;
     подсистема тароупаковочной индустрии - нормативно-организационные
мероприятия  и  производственные  структуры,  обеспечивающие повышение
конкурентоспособности   товаров   за    счет    создания    отвечающей
международным стандартам тароупаковочной продукции. Мероприятия должны
быть направлены также на  повышение  качества  сырья  для  упаковочных
материалов,  внедрение  современных технологий утилизации и вторичного
использования тары и упаковки;
     подсистема транспортного  обеспечения  (рассматривается  только в
части  обеспечения   требований   по   функционированию   и   развитию
инфраструктуры   товарных   рынков)   -  все  виды  транспорта  (кроме
технологического), обеспечивающего доставку продукции потребителям;
     финансово-кредитная подсистема  -  инфраструктура товарных рынков
как  подсистема,  участвующая   в   платежно-расчетном   и   кредитном
обеспечении товародвижения;
     подсистема организационного   обеспечения    -    организационные
мероприятия  по обеспечению функционирования и развития инфраструктуры
товарных рынков во взаимодействии с их  исполнителями,  обеспечивающие
эффективное   партнерство,  развитие  конкуренции  между  структурными
элементами  товарных  рынков  и  способствующие  снижению  затрат   на
продвижение продукции от производителя до потребителя;
     подсистема нормативно-правового обеспечения - федеральные законы,
указы и распоряжения Президента Российской Федерации,  постановления и
распоряжения  Правительства  Российской  Федерации,  нормативные  акты
федеральных  органов  исполнительной  власти  и органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации и другие акты,  регламентирующие
взаимоотношения сторон.

                      Этапы реализации Программы

     Реализация мероприятий   Программы   осуществляется  в  несколько
этапов.
     На первом  этапе  разрабатываются  и  реализуются  мероприятия на
1998-2000   годы.   Эти   мероприятия   должны    решать    конкретные
первоочередные   задачи  развития  инфраструктуры  товарных  рынков  с
указанием  источников   и   объемов   финансирования,   заказчиков   и
исполнителей.   Дальнейшие   этапы  формируются  с  учетом  выполнения
первоочередных задач Программы.
     Финансирование мероприятий    Программы   должно   осуществляться
преимущественно за счет средств заинтересованных организаций.
     Выделение бюджетных ассигнований осуществляется,  в основном,  на
возвратной основе.