О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ КВАЛИФИКАЦИИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ОБОРОТОМ АЛКОГОЛЬНОЙ И ТАБАЧНОЙ ПРОДУКЦИИ ПИСЬМО ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РФ 5 июля 1996 г. N 01-15/11961 (Д) В связи с многочисленными запросами таможенных органов о квалификации действий лиц в случае обнаружения при таможенном оформлении и/или таможенном контроле немаркированной либо маркированной с нарушением установленного порядка алкогольной и табачной продукции разъясняю: 1. В соответствии с п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 07.02.96 N 161 "Об усилении государственного контроля за оборотом алкогольной и табачной продукции иностранного производства" при розничной и мелкооптовой реализации алкогольной и табачной продукции иностранного производства торгующие организации и индивидуальные предприниматели обязаны предоставлять информацию, в том числе и об организации - импортере продукции и таможенном пункте, в регионе деятельности которого были произведены пересечения таможенной границы Российской Федерации и таможенное оформление конкретной партии продукции. В соответствии с Порядком доведения до потребителей информации о происхождении алкогольной и табачной продукции иностранного производства, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.96 N 435, определено, что доведение до потребителей информации о происхождении алкогольной и табачной продукции (в том числе и подлежащей маркировке), производится посредством представления справки к грузовой таможенной декларации (далее - справки) по форме, установленной приложением к указанному Порядку. Обязанность оформления справки в соответствии с установленным названным Постановлением порядком (при подаче грузовой таможенной декларации), а также выдачи ее копии оптовым покупателям при заключении договоров купли - продажи товара возложена на импортера. Кроме того, согласно названному Постановлению, при реализации товаров в розницу собственник товара обязан по первому требованию контролирующего органа предъявить копию справки с оригиналами оттисков его печати и печати предыдущего собственника товара. Непредставление такого рода справки должностным лицам таможенных органов, осуществляющим таможенный контроль, в том числе в порядке, предусмотренном ст. 193 Таможенного кодекса России, в случае выявления ими транспортировки, хранения, приобретения, пользования или распоряжения немаркированной, маркированной поддельными марками, марками, относящимися к другим товарам, либо марками, приобретенными с нарушением установленного порядка алкогольной и табачной продукции, является обстоятельством, указывающим на наличие в действиях: - импортера товара - признаков нарушения таможенных правил, предусмотренного ч. 1 ст. 279 Таможенного кодекса России (недекларирование товаров) либо признаков ст. ст. 169-1, 169-2 УК РСФСР; - лица, осуществляющего последующую реализацию (передачу) товара, а также лица, осуществляющего транспортировку, хранение или приобретение товара - признаков нарушения таможенных правил, предусмотренного ст. 280 Таможенного кодекса России. С учетом возложенных на данных лиц обязанностей для заведения дела в отношении них по ст. 280 Таможенного кодекса России достаточно факта отсутствия у них предусмотренной Постановлением справки. В ходе производства по заведенному делу о нарушении таможенных правил должны быть приняты меры по установлению обстоятельств возможных нарушений таможенных правил лицом, переместившим товар через таможенную границу Российской Федерации (ст. ст. 276, 277, 278, ч. 1 ст. 279 Таможенного кодекса). 2. Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 апреля 1994 г. N 319 "О введении на территории Российской Федерации марок акцизного сбора" в отношении определенной номенклатуры товаров установлено ограничение на ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации в виде обязательной маркировки ряда товаров марками акцизного сбора (ст. 21 Таможенного кодекса России); Временной инструкцией "О порядке маркировки отдельных подакцизных товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации", утвержденной Приказом ГТК России от 13 июля 1994 г. N 357, установлен порядок реализации указанной меры. Исходя из вышеизложенного полагаем, что неправомерные действия субъектов таможенных правоотношений, выразившиеся в перемещении через таможенную границу Российской Федерации немаркированных товаров, товаров, маркированных поддельными марками либо марками, относящимися к другим товарам, а также маркированных марками, приобретенными с нарушением установленного порядка, содержат признаки состава нарушения таможенных правил, предусмотренного ст. 274 Таможенного кодекса России. Первый заместитель Председателя ГТК РФ В.Ф.КРУГЛИКОВ |