О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ КВАЛИФИКАЦИИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ОБОРОТОМ АЛКОГОЛЬНОЙ И ТАБАЧНОЙ ПРОДУКЦИИ. Письмо. Государственный таможенный комитет РФ (ГТК России). 05.07.96 01-15/11961

О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ КВАЛИФИКАЦИИ ПРАВОНАРУШЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ОБОРОТОМ
                   АЛКОГОЛЬНОЙ И ТАБАЧНОЙ ПРОДУКЦИИ

                                ПИСЬМО

                ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РФ
                            5 июля 1996 г.
                            N 01-15/11961

                                 (Д)

     В связи   с   многочисленными   запросами  таможенных  органов  о
квалификации  действий  лиц  в  случае  обнаружения   при   таможенном
оформлении    и/или    таможенном    контроле   немаркированной   либо
маркированной  с  нарушением  установленного  порядка  алкогольной   и
табачной продукции разъясняю:
     1. В соответствии с п. 1 Указа Президента Российской Федерации от
07.02.96  N  161  "Об  усилении  государственного контроля за оборотом
алкогольной  и  табачной  продукции  иностранного  производства"   при
розничной  и  мелкооптовой реализации алкогольной и табачной продукции
иностранного  производства  торгующие  организации  и   индивидуальные
предприниматели  обязаны  предоставлять  информацию,  в том числе и об
организации - импортере  продукции  и  таможенном  пункте,  в  регионе
деятельности  которого были произведены пересечения таможенной границы
Российской  Федерации  и  таможенное  оформление   конкретной   партии
продукции.
     В соответствии с Порядком доведения до потребителей информации  о
происхождении    алкогольной   и   табачной   продукции   иностранного
производства,  утвержденным  Постановлением  Правительства  Российской
Федерации от 15.04.96 N 435, определено, что доведение до потребителей
информации о происхождении алкогольной и  табачной  продукции  (в  том
числе и подлежащей маркировке), производится посредством представления
справки к грузовой таможенной декларации (далее - справки)  по  форме,
установленной приложением к указанному Порядку.
     Обязанность оформления справки  в  соответствии  с  установленным
названным  Постановлением  порядком  (при  подаче  грузовой таможенной
декларации),  а  также  выдачи  ее  копии  оптовым   покупателям   при
заключении договоров купли - продажи товара возложена на импортера.
     Кроме того,  согласно названному  Постановлению,  при  реализации
товаров  в  розницу  собственник  товара  обязан по первому требованию
контролирующего органа предъявить копию справки с оригиналами оттисков
его печати и печати предыдущего собственника товара.
     Непредставление такого рода справки должностным лицам  таможенных
органов,  осуществляющим  таможенный контроль,  в том числе в порядке,
предусмотренном ст. 193 Таможенного кодекса России, в случае выявления
ими   транспортировки,   хранения,   приобретения,   пользования   или
распоряжения  немаркированной,  маркированной   поддельными   марками,
марками, относящимися к другим товарам, либо марками, приобретенными с
нарушением установленного порядка алкогольной  и  табачной  продукции,
является обстоятельством, указывающим на наличие в действиях:
     - импортера  товара  -  признаков  нарушения  таможенных  правил,
предусмотренного   ч.   1   ст.   279   Таможенного   кодекса   России
(недекларирование товаров) либо признаков  ст.  ст.  169-1,  169-2  УК
РСФСР;
     - лица, осуществляющего последующую реализацию (передачу) товара,
а   также   лица,   осуществляющего   транспортировку,   хранение  или
приобретение  товара  -   признаков   нарушения   таможенных   правил,
предусмотренного   ст.   280  Таможенного  кодекса  России.  С  учетом
возложенных на данных лиц обязанностей для заведения дела в  отношении
них по ст.  280 Таможенного кодекса России достаточно факта отсутствия
у них предусмотренной Постановлением справки.  В ходе производства  по
заведенному  делу  о  нарушении  таможенных правил должны быть приняты
меры по  установлению  обстоятельств  возможных  нарушений  таможенных
правил лицом,  переместившим товар через таможенную границу Российской
Федерации (ст. ст. 276, 277, 278, ч. 1 ст. 279 Таможенного кодекса).
     2. Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 апреля
1994 г.  N 319 "О введении на территории  Российской  Федерации  марок
акцизного   сбора"   в  отношении  определенной  номенклатуры  товаров
установлено ограничение  на  ввоз  товаров  на  таможенную  территорию
Российской  Федерации  в  виде  обязательной  маркировки  ряда товаров
марками акцизного сбора (ст. 21 Таможенного кодекса России); Временной
инструкцией  "О  порядке  маркировки  отдельных  подакцизных  товаров,
ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации",  утвержденной
Приказом  ГТК  России  от  13 июля 1994 г.  N 357,  установлен порядок
реализации указанной меры.
     Исходя из  вышеизложенного  полагаем,  что неправомерные действия
субъектов таможенных правоотношений,  выразившиеся в перемещении через
таможенную   границу  Российской  Федерации  немаркированных  товаров,
товаров,  маркированных поддельными марками либо марками, относящимися
к  другим  товарам,  а  также маркированных марками,  приобретенными с
нарушением установленного порядка, содержат признаки состава нарушения
таможенных   правил,  предусмотренного  ст.  274  Таможенного  кодекса
России.

Первый заместитель
Председателя ГТК РФ                      В.Ф.КРУГЛИКОВ