ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ МАЛЫХ И СРЕДНИХ ГОРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ РЕФОРМЫ (часть 2) ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ 28 июня 1996 г. N 762 (РГ 96-121) 5.2. Мероприятия на региональном (субъекта Российской Федерации) уровне Мероприятия Программы, реализуемые на региональном (субъекта Российской Федерации) уровне, представляют собой совокупность региональных программ развития малых и средних городов. Региональные программы должны ориентироваться, с одной стороны, на создание взаимосвязанных правовых, финансовых, экономических и организационно-хозяйственных условий для развития малых, средних городов и поселков городского типа субъекта Российской Федерации, а с другой, могут включать программы развития конкретных городов и поселков. Важное значение имеет правовое обеспечение Программы на уровне субъектов Российской Федерации. Вопросы правового регулирования развития городских поселений в соответствии с Программой решаются субъектами Российской Федерации на основе и в развитие федерального законодательства о местном самоуправлении, о городских поселениях. В этих целях субъекты Российской Федерации принимают законодательные акты: о местном самоуправлении; о местном референдуме; о выборах в органы местного самоуправления; о муниципальных землях; о муниципальной милиции; о местных бюджетах; о порядке компенсации дополнительных расходов органам местного самоуправления, вызванных решениями, принимаемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации; о пригородной зоне городов; о функциональном зонировании территории; о местных налогах и сборах; о муниципальном образовании; о муниципальном здравоохранении; о порядке принятия и регистрации устава городского поселения; об административно-территориальном делении. В целях правового обеспечения Программы субъекты Российской Федерации разрабатывают и утверждают примерные нормативные акты по вопросам городского самоуправления, нормативно-методические документы: примерный устав города; примерные правила планировки и застройки городов и зон их влияния; рекомендации по ведению территориального кадастра и мониторинга поселений; инструкцию о составе, порядке разработки, согласования и утверждения градостроительной документации; методологические указания по определению градостроительной емкости территорий городов и основных показателей оптимальной организации социальной, инженерно-транспортной, рыночной инфраструктуры в новых экономических условиях. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации должны обеспечить населению городов право самостоятельно определять: пути, формы и стадии перехода к реальному самоуправлению с учетом специфики данного городского поселения, региона, а также степень готовности населения взять на себя ответственность за управление развитием территории, решение городских дел; структуру и организацию местного самоуправления с учетом исторических, национальных и местных традиций и обычаев; способы осуществления собственных инициатив по вопросам, отнесенным к ведению местного самоуправления. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации должны определить вопросы совместного ведения субъекта Российской Федерации и городского поселения, предусмотрев соответствующие процедуры решения данных вопросов при участии органов городского и сельского самоуправления. В этих целях возможно создание и функционирование региональных собраний представителей местных властей, которые бы имели право предварительно рассматривать проекты актов, затрагивающих интересы городских и сельских поселений, и давать свои заключения на данные проекты. Кроме того, выделяются следующие группы мероприятий: 1. Мероприятия регионального уровня, проводимые в соответствии с другими федеральными и региональными программами. Мероприятия формируются на основе анализа федеральных и региональных программ, действующих на территории данного региона и затрагивающих интересы малых и средних городов региона. 2. Мероприятия, разрабатываемые на основе отдельных программ развития малых городов региона: общие для всех малых и средних городов региона, требующие координации на региональном уровне; общие для отдельных типов городов и групп районов региона, требующие координации на региональном уровне; по развитию отдельных малых городов, финансирование которых предполагается осуществить на региональном уровне или с частичным привлечением бюджета субъекта Российской Федерации. Примерный перечень основных мероприятий на региональном уровне приведен в таблице 2. Региональные программы разрабатываются в соответствии с едиными требованиями Программы. Рекомендуемая базовая модель региональной (субъекта Российской Федерации) программы развития малых и средних городов приведена в Приложении 1. Таблица 2 Примерный перечень основных мероприятий на региональном уровне ___________________________________________________________________________________________________________ | | |Срок | | | Нормативные акты, законы, |Обоснование необходимости подготовки |подготовки|Исполнители | | программы | | | | | | | | | ___________________________________________________________________________________________________________ Программа повышения информационные потоки, их 1997- органы информационного достоверность 1998 исполнительной обеспечения в период и стабильность оказывают огромное годы власти субъектов формирования влияние Российской рыночных отношений в малых и на снабженческую стратегию и Федерации, органы средних взаимодействие местного городах: экономических субъектов в условиях самоуправления рынка. Сбалансированность спроса и предложений в значительной 1. Развитие телефонной сети с мере зависит от надежной информации изданием справочников с телефонами и адресами всех абонентов; 2. Издание городских, районных, региональных (субъектов Российской Федерации) газет с рекламными приложениями и специализированных рекламных газет; 3. Издание региональных бюллетеней обмена жилой площади, объявлений - брачных, по трудоустройству и т. п.; 4. Создание региональных, районных, городских палат и союзов предпринимателей с информационными, культурно-образовательными и обучающими компьютеризованными центрами; 5. Издание региональных, районных атласов населенных мест с характеристикой их обеспеченности объектами социальной и производственной инфраструктуры, а также территориями для размещения новых предприятий и нового жилищного строительства; создание соответствующего банка данных по населенным пунктам региона; 6. Издание рекламно-туристических планов малых и средних городов; 7. Подготовка и распространение полугодовых (квартальных) календарей культурных мероприятий на территории субъектов Российской Федерации Программа опытной отработки для выявления и распространения 1997- органы одной-двух положительного 1998 исполнительной моделей экономической опыта функционирования предприятий в годы власти субъектов организации новых Российской ассоциированных экономических условиях Федерации производителей-собственников (на базе отдельных государственных и смешанных предприятий, колхозов и совхозов; в границах городов, районов и регионов) Мероприятия по формированию для обеспечения работы учебных и 1997- учебные и коллективного научно-исследовательских 1998 научно-исследовательских центра научно-исследовательских учреждений в новых рыночных условиях годы и и учреждения субъектов учебных учреждений субъекта повышения конкурентной способности Российской Российской предприятий Федерации, Федерации по маркетингу и и учреждений региона заинтересованные внедрению федеральные органы передовых технологий и исполнительной научно-исследовательских власти, органы разработок в регионе и за его исполнительной пределами. власти субъектов Создание банка данных по Российской размещению, Федерации техническим и экономическим характеристикам предприятий и учреждений, современным и потенциальным потребителям продукции центра Программа подготовки и для подготовки квалифицированных 1997- органы экспериментальной кадров 1998 исполнительной реализации проектов межгородских и уменьшения безработицы в малых годы власти субъектов и городах Российской городских учебных заведений по в условиях структурной перестройки Федерации, обучающие профессиональной народного центры подготовке и хозяйства при региона переподготовке различных льных, районных, категорий городских населения по специальностям, палатах и союзах необходимым предпринимателей, в условиях перехода к рыночной территориальные экономике органы службы занятости населения Мероприятия по сдерживанию для смягчения проблемы оторванности 1997- органы тарифов небольших 1998 исполнительной на транспортные перевозки городских поселений от экономических, годы власти субъектов культурных Российской центров, для уменьшения уровня Федерации, отделения безработицы МПС и формирования рыночных связей малых России и Минсвязи поселений России с более крупными Закон субъекта Российской для создания правовой базы финансовых 1997 органы Федерации поступлений год исполнительной о коммунальных платежах и сборах в бюджет населенных пунктов и власти субъектов обеспечения Российской самоокупаемости коммунальных услуг Федерации, органы местного самоуправления Закон субъекта Российской для создания правовой базы 1997- органы Федерации финансового 1998 исполнительной о порядке формирования и суверенитета населенных пунктов годы власти субъектов исполнения Российской бюджетов населенных пунктов Федерации, Минфин России, органы местного самоуправления Законы субъекта Российской для создания правовой базы ежегодно органы Федерации использования исполнительной о местном бюджете финансовых средств субъекта власти субъектов Российской Российской Федерации. Законы обязательно должны Федерации публиковаться в средствах массовой информации Нормы и правила исполнения для обеспечения единообразия 1997 органы муниципального исполнения год исполнительной управленческого делопроизводства управленческого делопроизводства и власти субъектов на создания Российской уровне субъекта Российской правовой базы взаимоотношений между Федерации, органы Федерации органами местного управления и населением самоуправления Закон субъекта Российской для создания правовой базы, норм и 1997- органы Федерации правил 1998 исполнительной о законодательном статусе функционирования населенных пунктов. годы власти субъектов населенных Данный Российской пунктов закон должен развивать положение Федерации, органы Федерального местного закона "Об общих принципах самоуправления, Союз организации малых местного самоуправления" городов Российской Федерации Закон субъекта Российской для создания правовой базы, норм и 1997- органы Федерации правил 1998 исполнительной о законодательном статусе функционирования административных годы власти субъектов административного районов Российской района на территории субъектов Российской Федерации, органы Федерации. местного Данный закон должен разрабатываться с самоуправления учетом общих принципов самоуправления населенных пунктов Подготовка и реализация для решения региональных проблем, 1997 органы региональных отработки - исполнительной программ развития малых и и экспериментальной проверки программ 1998 власти субъектов средних развития годы Российской городов (на базе отдельных малых и средних городов в период Федерации, субъектов формирования Минэкономики Российской Федерации) рыночных отношений и местного России, самоуправления Минфин России, на территории региона органы местного самоуправления, Союз малых городов Российской Федерации 5.3. Мероприятия на местном (городском) уровне Мероприятия Программы, реализуемые на местном (городском) уровне, представляют собой совокупность программ развития малых и средних городов. Они учитывают действующие федеральные программы ("Жилище", "Дети России" и другие) и региональные программы, координируются с ними. Программы развития городов разрабатываются в соответствии с едиными требованиями Программы. В качестве основных принципов и направлений разработки мероприятий этого блока Программы могут быть предложены следующие. В области бюджетно-налоговой политики - формирование местных бюджетов за счет налога на прибыль и налога на имущество муниципальных, частных, акционерных предприятий, подоходного налога на физических лиц, платы за воду, потребляемую всеми предприятиями в черте города, налога с транспортных средств, доходов от приватизации (50 процентов) и муниципального имущества (100 процентов), средств заинтересованных организаций, внебюджетных фондов, банковских кредитов. Для привлечения средств из бюджетов вышестоящих уровней необходимо определить не обеспеченные финансированием неотложные меры для предотвращения невозвратных потерь (спасение разрушающихся памятников архитектуры, устранение угрозы экологических катастроф), а также для реализации важнейших задач, имеющих общегосударственное или общерегиональное значение. При создании инфраструктуры рынка - участие в формировании финансово-инвестиционной системы, включающей финансовые компании, внебюджетные фонды, акционерные страховые компании и другие организации, принимающие участие в разработке и реализации Программы; участие в создании на паевых началах торгового дома Союза малых городов Российской Федерации, в образовании системы синдикатов из предприятий малых городов; организация и участие в местных, межрегиональных и международных ярмарках. В области использования и приватизации муниципальной собственности - расширение вариантов приватизации с учетом местных особенностей и условий; отказ от административно установленных сроков и перечней объектов приватизации; формирование предпринимательской среды путем использования отношений аренды муниципальной собственности, организации конкурсов по развитию частного предпринимательства; предоставление льгот по развитию частного предпринимательства; предоставление льгот и преференций по налогам и кредитам предприятиям социальной сферы. В области использования государственной собственности - предусматриваются меры эффективного использования государственной собственности на территории местного самоуправления. В области земельных отношений - обеспечение использования городских земель для общественно полезных нужд и целей; регулирование порядка землепользования в интересах города; оказание финансовой помощи в виде льготного или безвозмездного субсидирования и кредитования работ по инженерному обустройству городских земель. В области социальной политики - введение льгот по кредитам и налогам для предприятий различной формы собственности, осуществляющих инвестиции в создание новых рабочих мест в сферах производства и обслуживания; создание базы для переквалификации работников как в рамках государственной службы занятости, так и в муниципальных и отдельных хозяйственных структурах; введение льгот (при сдаче в аренду помещений, выделении кредитов) при образовании различных форм самоорганизации населения для защиты своих социально-экономических интересов; организационная и финансовая поддержка развития малых предприятий, индивидуальной трудовой деятельности; создание фонда социальной защиты; принятие нормативно-правовых актов по вопросам коммунально-бытового, социально-культурного и торгового обслуживания населения. В области развития самоуправления - разработка устава города и структуры органов местного самоуправления. Примерный перечень программных мероприятий на местном уровне приведен в таблице 3. Рекомендуемая базовая модель программы развития малого (среднего) города приведена в Приложении 2. Таблица 3 Примерный перечень программных мероприятий на местном уровне ___________________________________________________________________________________________________________________ | Местные законы, | |Срок | | |постановления, нормативные акты, | Обоснование необходимости подготовки |подготовки | Исполнители | | программы | | | | | | | | | ___________________________________________________________________________________________________________________ Договор о разграничении для создания правовой базы взаимоотношений 1997 органы полномочий между -1998 исполнительной между органами местного органами управления городов и органов годы власти субъектов самоуправления управления Российской и органами исполнительной власти областей, республик, краев, Федерации, субъекта административных органы Российской Федерации районов. Для определения обязательных и местного добровольных самоуправления задач городов Разработка, утверждение устава для создания правовой базы, норм и правил 1997 органы местного города жизни -1998 самоуправления города. В уставе должны быть отражены годы и население поддающиеся городов, регулированию аспекты жизнедеятельности органы города. исполнительной Проект устава и утвержденный устав должны власти субъектов быть Российской опубликованы в местной печати Федерации Создание современных городских для сдерживания роста ставок и тарифов на 1997 органы местного служб жилищно-коммунальные - самоуправления, по строительству и эксплуатации услуги населению за счет повышения 1998 Академия объектов эффективности годы коммунального коммунального и жилищного деятельности строительных и коммунальных хозяйства имени хозяйства, организаций К. Д. Памфилова соответствующих рыночной и предприятий. экономике и обеспечивающих конкуренцию между муниципальными и частными организациями и предприятиями Мероприятия по постепенному с целью смягчения бюджетного дефицита 1997- органы местного переводу городов. 1998 самоуправления, на самоокупаемость услуг города, Данные мероприятия должны проводиться с годы органы оказываемых соблюдением исполнительной населению, в том числе принятие принципа обеспечения социальной власти субъектов ежегодных защищенности Российской постановлений : населения Федерации а) о квартплатах в общественном жилищном фонде; б) об оплате услуг по водоснабжению, канализации, энергоснабжению и т. п.; в) о сборах средств с владельцев земельных участков, примыкающих к инженерным коммуникациям, за прокладку сетей водопровода, канализации, энергоснабжения, автомобильных дорог и т. д.; г) о сборах на внешнее благоустройство территорий Постановления о бюджете города для создания правовой базы использования ежегодно органы местного финансовых самоуправления средств города. Проекты постановлений и утвержденное постановление должны публиковаться в средствах массовой информации. В законах должны устанавливаться ставки налога на земельные участки, на прибыль и уставный капитал предприятий, местных налогов в зависимости от неотложных расходов города, но с учетом условий конкурентной среды Создание в органах местного с целью сохранения и развития 1996- органы местного самоуправления градообразующей 1997 самоуправления подразделений по работе с базы городов годы предприятиями (по поддержке их производственной и коммерческой деятельности) Создание городских единых для снижения затрат на расчет, сбор и 1996- органы местного рассчетно-кассовых обработку 1997 самоуправления, центров, осуществляющих расчет, платежей годы Академия сбор коммунального и обработку коммунальных платежей хозяйства имени К. Д. Памфилова Создание городской службы для инвентаризации и постоянного учета 1997- органы местного земельного земельных 1998 самоуправления кадастра и кадастра недвижимости участков и объектов недвижимости города, годы для учета видов их использования Создание городских (районных) для обеспечения цивилизованных рамок для 1997- органы местного независимых торговых 1998 самоуправления экспертных комитетов по действий с земельными участками и объектами годы определению недвижимости стоимости незастроенных и и предотвращения спекулятивных сделок с ними застроенных земельных участков и размещенных на них объектов недвижимости Мероприятия по созданию или для информирования населения и как можно 1997- органы местного усовершенствованию более 1998 самоуправления официальных городских средств раннего включения его в решение вопросов годы информации городского населения (газет, информационных самоуправления листов и бюллетеней, местного радиовещания, кабельного телевидения, информационных стендов и т. п.) Издание рекламно-туристического для распространения рекламной информации о 1997- органы местного плана предприятиях 1998 самоуправления города и организациях, о природных и годы экономико-социальных условиях в городе, для содействия развитию туризма в городе. Планы должны издаваться преимущественно за средства рекламируемых предприятий Разработка плана размещения для создания условий по развитию маркетинга 1997- органы местного рекламных в 1998 самоуправления, стендов и сооружений в городе городе и улучшения городского облика годы архитектурно-про- ектные организации 6. Ресурсное обеспечение Программы Источниками финансирования Программы являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, других источников (средства предприятий, отечественных и зарубежных инвесторов, населения и другие). Общий объем финансирования Программы на период ее реализации в 1997-2005 годах составляет 64252,8 млрд. рублей, в том числе из федерального бюджета - 22140,4 млрд. рублей, из бюджетов субъектов Российской Федерации - 26502 млрд. рублей, из местных бюджетов - 13245 млрд. рублей, других источников - 2365,4 млрд. рублей. Объемы и источники финансирования Программы определены по видам ассигнований, необходимых для реализации программных мероприятий (таблица 4). Основные объемы ассигнований составляют капитальные вложения, необходимые для поддержки кризисных и деградирующих городских поселений в части градообразующей базы, социальной сферы, окружающей среды, формирования информационной инфраструктуры управления: 1997 год - 4120 млрд. рублей, 1997-2005 годы - 34326 млрд. рублей. Прочие текущие расходы, необходимые для поддержки предпринимательства и формирования рыночной инфраструктуры, обеспечения занятости населения, функционирования объектов социальной сферы, передаваемых на баланс городских поселений, координационно-организационного и информационного обеспечения Программы, составляют в 1997 году - 3224,9 млрд. рублей, в 1997-2005 годах - 29890,5 млрд. рублей. Ассигнования на научно-исследовательские работы, необходимые для научно-методического, нормативно-правового и иного программного обеспечения составляют в 1997 году - 4,2 млрд. рублей, в 1997- 2005 годах - 36,3 млрд. рублей. В 1997 году на реализацию Программы необходимо выделить по всем источникам финансирования 7349,1 млрд. рублей, в том числе из федерального бюджета - 2574,6 млрд. рублей, из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных - 4694,5 млрд. рублей, из других источников - 80 млрд. рублей. Прежде всего необходимо профинансировать первоочередные мероприятия, обеспечивающие жизнеспособность отдельных городов (ликвидация и предотвращение аварийных ситуаций, текущее финансирование, ремонт и строительство отдельных объектов социальной сферы и инженерной инфраструктуры: школ, детских садов, больниц, котельных, дорог, объектов связи, коммунального хозяйства и т.п.). Состав конкретных работ и объемы их финансирования определяются ежегодно государственным заказчиком Программы, региональными и местными органами ее управления, исходя из необходимости реализации основных программных мероприятий. Отдельные проекты Программы представляются на инвестиционные конкурсы на основе бизнес-планов. На начальном этапе предпочтение отдается быстроокупаемым коммерческим проектам. Следует широко практиковать включение отдельных мероприятий Программы в перечень проектов, реализуемых по линии "связанных" иностранных кредитов типа "Гермес", а также представление соответствующих проектов Программы для реализации с использованием конверсионных кредитов. Программа ориентирована на привлечение финансовых ресурсов различных общероссийских фондов и координацию их использования, оказание помощи в привлечении инвестиций, в том числе иностранных. Таблица 4 Объемы и источники финансирования Программы по видам ассигнований (млрд. рублей, в ценах 1996 года) ____________________________________________________________________________________________________________________________ | |1997 | В том числе |1997- | В том числе |Виды |год | |2005 | |ассигнований |всего | |годы | | | _______________________________________________|всего _______________________________________________ | | |федеральный |бюджеты |местные |другие | |федеральный |бюджеты |местные |другие | | |бюджет |субъектов | |источники | |бюджет |субъектов | |источники | | | |Российской |бюджеты | | | |Российской |бюджеты | | | | |Федерации | | | | |Федерации | | | | | | | | | | | | | _________________________________________________________________________________________________________________________________ ИТОГО 7349,1 2574,6 4594,5 100 80 64252,8 22140,4 26502 13245 2365,4 в том числе: Капитальные 4120 1620 2500 - - 34326 13416,7 13255,1 6627,6 1026,6 вложения из них ПИР 271 21 250 - - 2237,6 187,9 1366,5 683,2 - НИОКР 4,2 2,17 2,03 - - 36,3 17,47 12,63 6,2 - Прочие 3224,9 952,43 2092,47 100 80 29890,5 8706,23 13230,37 6615,1 1338,8 текущие расходы 7. Механизмы реализации Программы 7.1. Механизмы реализации Программы действуют в следующих относительно самостоятельных сферах: нормативно-законодательной; финансово-экономической; социальной и культурной; коммуникационной (транспорт, связь); информационной; коммунально-градостроительной; природно-экологической; промышленно-технической; научной; организационно-управленческой. Финансово-экономический механизм, в свою очередь, действует через механизмы бюджетно-налоговой, финансовой, инвестиционной, земельной и жилищной политики, приватизации, формирования муниципальной собственности, развития предпринимательства, природопользования, конверсии оборонных предприятий. 7.2. В социальной области предполагается установление на государственном уровне минимальных социальных стандартов, определяющих минимум бюджетной обеспеченности на одного жителя, проведение политики создания и укрепления инфраструктуры города, экономической и социальной поддержки населения небольших городов. 7.3. Развитие промышленности небольших городов осуществляется в рамках концепции государственной промышленной политики, но с учетом градообразующей роли предприятий, социально-экономического состояния конкретного небольшого города и его принадлежности к соответствующей типологической группе. 7.4. Предпринимательство и малый бизнес развиваются в рамках региональной и городской политики при государственных гарантиях и поддержке. 7.5. Программа уточняется и реализуется при активном участии федеральных, региональных и местных властей, а также всех заинтересованных предприятий и организаций. К реализации проектов Программы привлекаются коммерческие структуры. 7.6. Дальнейшее совершенствование этих механизмов будет осуществляться в рамках законодательно-правовых актов на федеральном, региональном и местном уровнях, федеральных целевых программ и подпрограмм настоящей Программы, при их единой координации. 8. Организация управления реализацией Программы и контроль за ходом ее выполнения 8.1. Структура и полномочия органов управления реализацией Программы формируются с учетом: федерального характера Программы; многоуровневой структуры мероприятий Программы (город - регион - Российская Федерация); участия в Программе как федеральных органов исполнительной власти, так и органов местного самоуправления малых и средних городов, их региональных объединений и Союза малых городов Российской Федерации, полномочия которых разделены положениями Конституции Российской Федерации; комплексного характера мероприятий Программы как в проблемно-содержательном, так и в территориальном аспектах. Организационные принципы управления реализацией Программы: согласованность структуры управления Программой с механизмами развития и саморазвития малых и средних городов и механизмами реализации Программы; добровольность и конкурсность включения городов и регионов в Программу; передача органами местного самоуправления своих полномочий по управлению Программой на региональный и федеральный уровни добровольно на договорной основе. 8.2. Формы и методы организации управления реализацией Программы на федеральном и региональном уровнях определяются государственным заказчиком - Министерством строительства Российской Федерации, ответственным за реализацию Программы. Государственный заказчик может на договорной основе передавать союзам и ассоциациям городов Российской Федерации, администрациям субъектов Российской Федерации и городов выполнение части своих функций. Контроль за выполнением Программы, определение приоритетов и подготовку рекомендаций по ее развитию осуществляет Межведомственная комиссия по реализации Генеральной схемы расселения на территории Российской Федерации и градостроительству (образована постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 1995 г. N 167), в составе которой создается координационная группа из представителей федеральных органов исполнительной власти, Союза малых городов Российской Федерации, администраций городов - участников Программы. Реализация федеральных программных мероприятий осуществляется на основе государственных контрактов (договоров), заключаемых государственным заказчиком Программы со всеми исполнителями таких мероприятий. Государственный контракт определяет права и обязанности государственного заказчика и исполнителя федеральных программных мероприятий, регулирует их отношения при выполнении контракта, в том числе предусматривает контроль за ходом работ по его выполнению. Реализация программных мероприятий субъектов Российской Федерации и городов осуществляется на основе договоров, заключаемых органами, уполномоченными их администрациями (правительствами), со всеми исполнителями таких мероприятий. Финансирование Программы из федерального бюджета открывается государственным заказчиком в соответствии с установленными ему на очередной год объемами централизованного финансирования после заключения государственных контрактов (договоров) и подтверждения всеми участниками реализации Программы объемов финансирования из внебюджетных источников, бюджетов субъектов Российской Федерации и городов. Государственный заказчик организует работу по заключению договоров всеми участниками Программы; сообщает в Министерство финансов Российской Федерации и Министерство экономики Российской Федерации о заключенных государственных контрактах (договорах) и других договорах по всем источникам ее финансирования, в том числе на осуществление федеральных программных мероприятий; представляет проекты бюджетных заявок с соответствующими обоснованиями в Министерство экономики Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, а по блоку НИОКР - в Министерство науки и технической политики Российской Федерации. Государственный заказчик с учетом выделяемых на реализацию Программы финансовых средств из всех источников ежегодно уточняет приоритетные мероприятия, целевые показатели и затраты по ним, механизм реализации Программы, состав исполнителей. Объекты финансирования, приоритетные мероприятия по ним и исполнители работ определяются на основе конкурсного отбора. Отбор программных мероприятий, их финансирование и контроль за ходом выполнения осуществляется в соответствии с порядком разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация (утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 594). 8.3. Координация Программы с действующими федеральными и региональными программами осуществляется всеми ее участниками путем согласования мероприятий, ежегодного выделения средств для финансирования развития средних и малых городских поселений отдельной строкой при формировании соответствующих бюджетов и прогнозов социально-экономического развития. 8.4. Для информационного обеспечения управления Программой государственный заказчик создает информационно-аналитический центр, обеспечивающий оперативную связь с регионами, собирающий, обрабатывающий и анализирующий всю необходимую информацию федерального, регионального и местного уровней, ведущий автоматизированный банк данных, достаточный для выполнения Программы. 9. Социально-экономическая эффективность Программы Реализация намеченных Программой задач будет способствовать активизации социально-экономического развития малых и средних городов, более полному вовлечению их потенциала в экономику Российской Федерации, оптимизации систем расселения, возрождению национальных, культурных традиций. Реализация Программы позволит перейти к осуществлению принципов самоуправления, самофинансирования и саморазвития малых и средних городов; формированию муниципальной собственности и муниципального хозяйства; развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры; реконструкции, модернизации и перепрофилированию предприятий, что создаст основу для сохранения и развития традиционных преимуществ жизни в малых городах (относительно благополучная экологическая ситуация, индивидуальный облик и самобытность) и достижения современных социальных стандартов, повышения уровня жизни, инженерно-технического комфорта проживания. Реализация разрабатываемых в рамках Программы подпрограмм (программ) развития "исторических" городов, городов - "наукоградов", закрытых городов и городов с конверсируемым производством, городов Заполярья и Крайнего Севера, городов - центров сельскохозяйственных районов, приграничных городов и городов других типов позволит существенно поднять их жизнеспособность и разрешить возникшие перед ними в период экономической реформы острые проблемы. В конечном счете реализация Программы позволит преодолеть глубокий разрыв в уровнях развития больших и малых городов страны и перейти к сбалансированным структурам общегосударственного развития, что, в свою очередь, позволит повысить динамику развития Российской Федерации в целом. Среди многих ожидаемых показателей социально-экономической эффективности Программы необходимо выделить следующие: создание новых мест приложения труда, в том числе за счет миграции части существующих промышленно-производственных объектов из больших и крупных городов - промышленных центров в более дешевые малые города; возрождение ремесел и народных промыслов, традиционных производственно-трудовых навыков населения малых и средних городов на основе использования преимущественно местных ресурсов; повышение степени использования рекреационно-туристического потенциала малых и средних городов жителями Российской Федерации и зарубежных стран для восстановления здоровья, удовлетворения культурных запросов, а в связи с этим получение малыми и средними городами существенного пополнения их бюджетов; рост потребности в трудовых ресурсах и создание условий переобучения и переквалификации трудящихся; переход к развитию малых и средних городов с опережающим развитием сферы услуг и ростом занятости в этой сфере, с учетом социально-культурной функции этих городов; улучшение условий проживания жителей не только самих малых и средних городов, но и прилегающих к ним территорий; повышение роли малых и средних городов в системах расселения в качестве местных столиц, улучшение культурно-бытового и транспортного обслуживания жителей административных районов или прилегающей сельской местности, развитие агропромышленного и сельскохозяйственного производства и его обслуживание; обеспечение рационального комплексного развития планировочной структуры малых и средних городов, повышения качественных характеристик архитектурно-пространственной и ландшафтной среды, реставрации и оптимального использования памятников архитектуры, реконструкции исторической застройки, развития и модификации систем инженерного оборудования, общего благоустройства территории; развитие традиционной для малых и средних городов индивидуальной жилой застройки с развитым садово-огородническим и другими видами подсобных хозяйств для продовольственного самообеспечения жителей; расселение в малых и средних городах беженцев и вынужденных переселенцев из ближнего зарубежья, районов Крайнего Севера и приравненных к нему местностей, семей уволенных в запас или в отставку военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, а также жителей больших, крупных и крупнейших городов, добровольно переехавших в малые и средние города, имеющие ряд преимуществ в условиях проживания. Приложение 1 Рекомендуемая базовая модель региональной (субъекта Российской Федерации) программы развития малых и средних городов 1. Введение, цели, задачи, этапы реализации программы Базовая модель представляет собой рекомендуемую типовую форму региональной комплексной программы развития малых и средних городов. Использование модели позволит разрабатывать региональные программы в рамках единой Программы. Субъекты Российской Федерации представляют разработанные ими региональные программы развития малых и средних городов в Министерство строительства Российской Федерации. Включение мероприятий региональной программы в Программу позволит привлечь для решения проблем городов соответствующего региона в необходимых случаях средства федерального бюджета, а также средства привлекаемых Союзом малых городов Российской Федерации заинтересованных инвесторов, в том числе зарубежных. Разработка региональных программ в соответствии с положениями Программы осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и привлечения внебюджетных источников, при этом Союз малых городов Российской Федерации может оказывать информационное, методическое и организационное содействие в разработке программ, привлекая с этой целью сотрудничающих с ним ученых и специалистов. В соответствии с предлагаемой базовой моделью региональная программа развития должна включать: а) анализ социально-экономического состояния городов и экономического потенциала, который может быть задействован в интересах их развития; б) анализ проблем ("болевых точек") городов и возможные пути их преодоления; в) конкретный план мероприятий по развитию городов, в том числе тех из них, которые требуют участия федеральных органов исполнительной власти, привлечения средств федерального бюджета, внебюджетных источников. Цели и задачи программы в значительной мере будут вытекать из выявленных проблем. Фактический материал по проблемам региона должен стать обоснованием как целей и задач, так и основных путей достижения целей и решения задач. Среди целей и задач программы могут быть выделены краткосрочные и долгосрочные. Намеченные цели должны иметь необходимую степень конкретизации и адресный характер. Они должны ориентироваться на формирование механизмов саморазвития малых и средних городов. В состав программ целесообразно включать мероприятия: по устранению монопрофильности градообразующей базы малых и средних городов, в том числе по развитию малого предпринимательства; по перепрофилированию предприятий на выпуск продукции и оказание услуг, пользующихся спросом у потребителей; по предоставлению физическим и юридическим лицам для хозяйствования и получения прибыли движимой и недвижимой собственности, муниципальных земельных участков, жилищных и культурно-бытовых объектов на условиях аренды, найма, концессии и договора; по разработке проекта планировки региона с заблаговременным выделением территорий для привлечения и размещения новых предприятий в малых и средних городах, наиболее пригодных для промышленного развития; по созданию технопарков (благоустройство территории и подведение коммуникаций целесообразно финансировать из средств региона и города, строительство промышленно-производственных объектов на средства привлекаемых фирм и частных инвесторов); по маркетингу и рекламе условий размещения новых предприятий и жилищного строительства в малых и средних городах региона; по устранению недостатков периферийных малых и средних городов путем повышения эффективности работы транспорта и связи (в том числе за счет обеспечения конкуренции между государственными и частными транспортными предприятиями, владельцами автотранспорта с применением транспорта малой вместимости - микроавтобусов, маршрутных такси); по объединению территориально сближенных населенных пунктов в целевые союзы для разработки совместных проектов, строительства общих инженерных коммуникаций и сооружений (в том числе добровольное объединение населенных пунктов с региональным центром для формирования его пригородной зоны и взаимовыгодного решения общих проблем); по формированию регионального рынка автономных систем инженерного оборудования городов. В основе разрабатываемых программ может лежать совершенствование региональной нормативной базы: обеспечивающей свободу доступа к средствам производства и реализации продукции, к получению денежных займов и рыночной информации, к получению необходимых для рынка профессий; создающей условия для развития добросовестной конкуренции между производителями товаров и услуг, в том числе между населенными пунктами, в создании наиболее благоприятной среды проживания для своих жителей; обеспечивающей запрет недобросовестной конкуренции, проведение антимонопольной политики; способствующей развитию различных видов самоуправления городов финансового, организационно-хозяйственного, штатного, административного, территориального и других; обеспечивающей повышение доходов бюджетов малых и средних городов за счет создания их собственной финансовой базы с привязкой использования собираемых налогов к тем территориям, где налогоплательщикам оказываются муниципальные услуги; создающей условия постепенного перевода на самоокупаемость коммунальных услуг города с одновременным ограничением монопольных действий коммунальных служб и обеспечением социальной защиты населения; обеспечивающей льготы по налогам и кредитам для предприятий и предпринимателей, осуществляющих полезную для развития малых и средних городов деятельность (создающих новые рабочие места, осуществляющих строительство необходимых городам культурно-бытовых, жилищных, природоохранных объектов и т. п.). В региональной программе выделяются основные, характерные для данного региона типы небольших городов с соответствующей дифференциацией общерегиональных мероприятий. Сроки и этапы реализации региональной программы должны определяться местными условиями региона. В то же время целесообразно их координировать со сроками выполнения мероприятий Программы. Региональная программа составляется при непосредственном участии городов конкретного субъекта Российской Федерации. 2. Анализ социально-экономического состояния малых и средних городов региона Для анализа социально-экономического состояния малых и средних городов рекомендуется использовать следующие исходные данные: перечень, количество и характеристика (по численности населения, социально-экономическим показателям) малых и средних городов региона; доля малых и средних городов в численности населения, объемах производства региона; характеристика размещения малых и средних городов и их роли в обслуживании прилегающих территорий; демографические показатели малых и средних городов; тенденции изменения структуры хозяйства региона (промышленность, сельское хозяйство, обслуживающие отрасли); новые условия для развития хозяйства региона (внутренние и внешние) и областного центра; оценка рыночных факторов развития малых и средних городов (близость к потребителям, поставщикам сырья, привязка к транспортной сети, наличие и стоимость энергии, водоснабжения, систем инженерного благоустройства территории, наличие рабочей силы, жилищный рынок, наличие производственных, культурно-бытовых обслуживающих учреждений, местные налоги и сборы); сравнительная характеристика разрыва в уровнях развития малых и средних городов региона и его центра; оценка конкурентоспособности малых и средних городов региона в сравнении с другими регионами, зарубежными производителями* ); характеристика ранее намеченных общерегиональных мероприятий по повышению конкурентоспособности региона. *) Особенно важно показать привлекательность регионального рынка для зарубежных производителей и инвесторов. 3. Анализ главных проблем малых и средних городов региона Типичными проблемами малых городских поселений для многих регионов являются: демографические проблемы, в том числе превышение смертности над рождаемостью; монопрофильность градообразующей базы; хронический дефицит местных бюджетов; отсутствие реального местного самоуправления; неразвитость рыночной инфраструктуры (в том числе систем связи, маркетинга и др.); низкий уровень оснащения инженерным оборудованием фонда жилых, культурно-бытовых и производственных зданий; неразвитость городского и межгородского транспорта, а также сети благоустроенных дорог и улиц. Требуют неотложного решения следующие проблемы: остановка производства, являющегося практически единственным местом приложения труда в городе, и в связи с этим возникающая проблема массовой безработицы; финансовое обслуживание предприятий и организаций (задержки платежей, выдачи зарплаты и т.п.); проблемы пенсионеров и престарелых; финансирование и эксплуатация объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, переданных из государственной в муниципальную собственность; энергетические проблемы; сложная санитарная и экологическая обстановка; разрушение архитектурно-ландшафтной среды и ряд других. Проанализированный материал рекомендуется оформлять по следующей схеме: проблема - предлагаемые решения - обоснование предлагаемого решения. 4. Мероприятия программы и организация их исполнения 1. Создание региональных информационно-аналитических центров. 2. Финансирование разработки региональных программ. 3. Организация разработки программ развития малых городов, инвестиционных программ и бизнес-планов. 4. Формирование целевых программ развития малых и средних городов на региональном уровне. 5. Формирование и реализация планов мероприятий по каждой целевой региональной и городской программам развития. При разработке мероприятий проводится их подробное технико-экономическое обоснование для оценки социально-экономической эффективности этих мероприятий и привлечения соответствующих инвестиций или кредитов. Технико-экономическое обоснование целесообразно представлять в виде бизнес-плана. 5. Ресурсное обеспечение программы Должны быть учтены все возможные источники финансирования программы. Предполагаемое финансирование мероприятий может распределяться по региональному, городскому и федеральному уровням, в том числе за счет бюджетных ассигнований, средств внебюджетных фондов, финансовых ресурсов предприятий и организаций, частных отечественных и иностранных инвестиций. Приложение 2 Рекомендуемая базовая модель программы развития малого (среднего) города 1. Введение, цели, задачи, этапы реализации программы. Рекомендуемая базовая модель представляет собой типовую форму программы развития малого или среднего города. Цель подготовки базовой модели: оказать небольшим городам информационно-методическую помощь в создании программ развития городов. Использование модели позволит разрабатывать программы городов на основе единой программы с использованием разработанных путей и методов преодоления социально-экономической отсталости малых городов, а также имеющегося в данной области опыта развития ряда городов. Программы местного (городского) уровня разрабатываются добровольно и по инициативе органов местного самоуправления. Программы развития городов включаются в Программу государственным заказчиком на основе предложений городов. Это позволит привлечь для решения городских проблем в необходимых случаях средства федерального бюджета, а также средства привлекаемых субъектами Российской Федерации и Союзом малых городов Российской Федерации заинтересованных инвесторов, в том числе зарубежных. Разработка программ развития городов осуществляется за счет средств местных бюджетов и привлечения внебюджетных источников, при этом Союз малых городов Российской Федерации оказывает информационное, методическое и организационное содействие этим разработкам, а также содействует обеспечению финансирования таких программ. Для этого, кроме заполненной по предложенной форме программы развития города, необходимо направить инвестиционные предложения в Союз малых городов Российской Федерации. Целью программы развития города является выявление наиболее острых проблем и решение соответствующих задач социально-экономического развития города, для чего разрабатываются конкретные мероприятия. При разработке мероприятий по развитию города проводится их подробное технико-экономическое обоснование для оценки социально-экономической эффективности этих мероприятий и привлечения соответствующих инвестиций или кредитов. Технико-экономическое обоснование представляется в виде бизнес-плана. Типовыми задачами социально-экономического развития малых (средних) городов России в настоящее время являются: а) создание системы организационных и финансово-экономических мер, предотвращающих остановку производств, стимулирующих сохранение и развитие производительных сил города, реализацию его социального, кадрового, ресурсного и природно-климатического потенциала; б) содействие формированию рыночной инфраструктуры города; в) развитие жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы; г) включение города в федеральные сети транспортных и информационных коммуникаций; д) создание благоприятных условий для установления производственно-технологических и коммерческих связей с партнерами, в том числе зарубежными, привлечения инвестиций, поиска рынков сбыта и т. п.; е) реализация системы нормативно-правовых, организационных и финансово-экономических мер, обеспечивающих создание предпринимательской среды, подготовку административно-хозяйственных кадров к эффективной работе в условиях рыночной экономики; ж) совершенствование системы управления городом, ее последовательная информатизация. Решение задач развития малых (средних) городов в современных условиях должно основываться преимущественно на принципе саморазвития, мобилизации собственных возможностей и ресурсов. В соответствии с предлагаемой базовой моделью программа развития города должна включать: а) анализ социально-экономического состояния города и его экономического потенциала, который может быть задействован в интересах развития; б) анализ проблем (болевых точек) города и возможные пути их устранения; в) конкретный план мероприятий по развитию города, в том числе тех, которые требуют участия федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, привлечения средств из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, внебюджетных источников. Сроки и этапы реализации программы развития города определяются органами местного самоуправления самостоятельно. Рекомендуется координировать их со сроками реализации программных мероприятий на федеральном и региональном уровнях. 2. Анализ социально-экономического потенциала города Анализ социально-экономического потенциала города проводится на основе паспорта города с учетом имеющихся ресурсов развития и положения в системе расселения. Раздел включает следующие подразделы: 1. Паспорт города Включает в себя общие сведения, характеристику населения и территории, основные показатели экономического развития, характеристику социально-культурной инфраструктуры города, сферы обслуживания, капитального строительства, состояния окружающей среды и рыночной инфраструктуры. 2. Социально-экономический потенциал города (ресурсы развития) Приводятся данные, характеризующие ресурсы города: энергетические, сырьевые, природно-климатические и ландшафтные, конверсионные, трудовые, а также - наличие исторических мест и памятников, традиционных и самобытных ремесел, другие данные, которые могут быть использованы в качестве факторов его развития. 3. Положение города в системе расселения Приводятся данные об экономико-географическом положении города, о степени включенности города в региональные и федеральные транспортно-коммуникационные сети, о традиционных и преимущественных экономических, торговых, культурных и иных связях города. 4. План города и прилегающего района (м 1:25000). 3. Оценка проблем города, прогноз развития и система программных мероприятий 1. Перечень наиболее острых проблем (болевых точек) города, решение которых возможно: а) в рамках данной программы: на федеральном, региональном и местном уровнях; б) в рамках других федеральных программ. Рекомендуется представлять этот материал в табличной форме: ___________________________________________________________ | N | Проблема | Предлагаемое решение | |п/п| | | ___________________________________________________________ Типичными проблемами, характеризующими современное состояние малых (средних) городов России, являются: демографические проблемы (неблагоприятная половозрастная структура населения, снижение удельного веса трудоспособных возрастов, рост удельного веса лиц, нуждающихся в трудоустройстве, и т. д.); неподготовленность населения, административно-управленческих и производственно-хозяйственных кадров к деятельности в условиях рыночной экономики; остановка многих производств, в том числе являющихся градообразующими, утрата традиционных и самобытных производств; техническая и технологическая отсталость многих производств; несоответствие структуры производственно-хозяйственной базы требованиям рыночной экономики; разрушение исторической архитектурно-ландшафтной среды; низкий уровень благоустройства и развития городской среды; недостаточный уровень развития социально-культурной инфраструктуры, ее некомплексность, нарастающие темпы распада; недостаточный уровень развития сферы обслуживания, неудовлетворительное состояние ее материальной базы; сложная экологическая и санитарная обстановка. Решение этих проблем может лежать: на федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации - законодательное оформление разделения прав и обязанностей органов государственной власти и местного самоуправления, создание системы государственных гарантий эффективного функционирования местного самоуправления; на местном уровне - создание в городах институтов рыночного хозяйства, обеспечивающих развитие творческого потенциала его жителей, функционирование рынков оборудования, земли, жилья, прочей недвижимости, ценных бумаг; выборочная финансовая поддержка предприятий и предпринимателей, решающих конкретные задачи по преодолению социально-экономического отставания города; обеспечение социальной защищенности населения, его занятости; поощрение форм самоорганизации населения для защиты своих социально-экономических интересов и другие. 2. Наиболее целесообразные направления использования ресурсов города. Выделяются направления использования инвестиционных, финансовых, трудовых и других ресурсов с соответствующими обоснованиями. При разработке программных мероприятий составляется пакет бизнес-планов для различных объектов городского развития. 4. Организация разработки и реализации программы Организация разработки и реализации программы развития города предусматривает: 1) формирование органами местного самоуправления исполнительных органов программы развития города, участвующих в ее реализации, с учетом рекомендаций государственного заказчика Программы; 2) формирование информационной базы данных программы развития города совместно с государственным заказчиком Программы, Союзом малых городов Российской Федерации, региональными органами управления программой развития города; 3) разработку программы развития города его администрацией с учетом рекомендаций государственного заказчика Программы, Союза малых городов Российской Федерации, региональных органов управления программой развития города, других специализированных организаций; 4) разработку инвестиционных проектов и бизнес-планов к ним и предоставление их в отечественные и зарубежные инвестиционные институты; 5) формирование и развитие социальных, инженерно-транспортных и финансово-экономических инфраструктур города в соответствии с программными мероприятиями на федеральном, региональном и местном уровнях. 5. Социально-экономическая и экологическая эффективность программы развития города Социально-экономическая и экологическая эффективность программы развития города и позитивные последствия в различных сферах жизни города определяются по специальной методике. Более детальная информация по разработке программ развития городов направляется в ответ на запросы глав самоуправления малых (средних) городов, направляемые государственному заказчику Программы и Союзу малых городов Российской Федерации. |