Страницы: 1 2 обеспечивающего доступность кредитных ресурсов для сельскохозяйственных товаропроизводителей. Необходимо образовать в 1997 году специальный фонд для кредитования организаций агропромышленного комплекса на льготных условиях с взиманием с них не более 25 процентов учетной ставки Центрального банка Российской Федерации. Развитию сельскохозяйственного кредитования будут способствовать кредитные союзы, кредитные и ссудо-сберегательные товарищества, становление ипотечного кредита, формирование механизма государственного кредитования под залог будущего урожая. Предусматривается исключить из общего банковского законодательного регулирования учреждения мелкого сельскохозяйственного кредита, основанные на кооперативных принципах, в части минимальных размеров уставного капитала, резервного фонда и некоторых других положений. Учитывая низкий уровень накоплений в сельской местности, целесообразно предоставление разового долгосрочного льготного централизованного кредита такого рода кооперативам. Кредитные кооперативы станут более эффективным средством распределения государственных кредитов сельскохозяйственным заемщикам, а также источником первоначального капитала для мелкого бизнеса на селе, который призван решить проблемы создания сельской инфраструктуры и применения избыточной рабочей силы непосредственно в сельском хозяйстве. Получат развитие лизинговые отношения на основе создания сети лизинговых компаний, развития рыночного механизма размещения бюджетных финансовых ресурсов на конкурсной основе, расширения финансовой базы лизинга за счет привлечения кредитов коммерческих банков. Предполагается удешевить лизинговые услуги для товаропроизводителей агропромышленного комплекса, организовать поставку им техники и оборудования в соответствии с реальными потребностями в них. Получит распространение такой вид государственной поддержки, как товарный кредит сельскому хозяйству, в рамках которого используются гарантии государства коммерческим банкам, выделяющим кредитные ресурсы на оплату поставляемых сельскохозяйственным товаропроизводителям материальных ресурсов. Будет повышена ответственность заемщиков за возврат полученных кредитов и бюджетных ссуд. Это позволит более рационально использовать бюджетные средства в течение года и расходовать их по целевому назначению до его завершения. Государственную долю акций части пищевых предприятий следует также использовать в качестве залоговой стоимости при получении кредитов коммерческих банков. С целью улучшения кредитно-расчетного обслуживания предприятий агропромышленного комплекса органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации принимают все зависящие от них меры по заключению в соответствии с действующим законодательством договоров на закупку и поставку сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд, введению преимущественно инкассовой формы расчетов, соблюдению установленных сроков оплаты за поставленную продукцию и ответственности сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств. Организации, закупающие продукцию у сельскохозяйственных товаропроизводителей, оплачивают ее стоимость в первоочередном порядке после уплаты налогов в бюджеты всех уровней, взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и Фонд социального страхования Российской Федерации. Государство оказывает финансовую поддержку системе страхования, включая страхование урожая сельскохозяйственных культур, сельскохозяйственных животных и птицы, а также инвестиций в агропромышленное производство, в том числе осуществляемых за счет привлечения иностранных кредитов и доходов от сельскохозяйственного производства. Расходы предприятий агропромышленного комплекса по страхованию осуществляются за счет их собственных средств и средств федерального бюджета. 5.4. Формирование рынка материально-технических ресурсов для агропромышленного комплекса России В комплексе мер по улучшению обеспечения агропромышленного комплекса промышленной продукцией важное значение будет иметь создание системы оптовых рынков материально-технических ресурсов, а также рынков разнообразных видов работ и услуг в области снабжения, ремонта и технического обслуживания, энергетики, транспорта и связи. Создание этой системы предполагает эффективное использование уже имеющейся инфраструктуры агросервиса. Намечено расширять прямые связи с заводами-изготовителями, в том числе путем создания сети дилерских и других посреднических пунктов. Государство оказывает содействие в увеличении спроса на материально-технические ресурсы путем использования таких финансово-кредитных мер, как снижение налога на добавленную стоимость на наиболее сложные и дорогостоящие машины и оборудование, увеличение объемов финансирования лизинговых поставок техники в федеральном и региональных бюджетах. Для сельскохозяйственных предприятий и крестьянских (фермерских) хозяйств, имеющих слабую материально-техническую базу, необходимо развивать сеть машинно-технологических станций и прокатных пунктов машин и оборудования различных форм собственности. Расширение сферы лизинга предусматривает значительное увеличение объемов финансирования лизинговых операций, образование коммерческих лизинговых компаний в различных регионах Российской Федерации, а также расширение номенклатуры поставляемой продукции. Предусматривать начиная с 1997 года в проектах федерального бюджета выделение финансовых средств на образование и деятельность специальных региональных лизинговых фондов для материально-технического обеспечения организаций агропромышленного комплекса на льготных условиях. Увеличение финансирования достигается за счет бюджетных ассигнований на возвратной основе и привлечения к финансированию лизинговых операций кредитов коммерческих банков, инвестиционных компаний и частных инвестиций. При этом доля негосударственных инвестиций на приемлемых для конечного потребителя условиях будет постоянно возрастать. Одним из существенных резервов расширения сферы лизинга является возможность оплаты лизинговых услуг не в денежной, а в натуральной форме, в том числе поставками сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на основе форвардных сделок под будущий урожай. Создание широкой сети лизинговых компаний приблизит лизингодателя к конечному потребителю и позволит более полно учесть его потребности и возможности, детальнее и разнообразнее отрабатывать формы и методы взаимодействия, оперативнее осуществлять контроль за эффективностью использования ресурсов и своевременностью возврата средств. Увеличение числа субъектов лизинговой деятельности приведет к развитию конкуренции в этой сфере, что также будет способствовать повышению качества лизинговых услуг, снижению стоимости техники и оборудования для сельскохозяйственных потребителей. В целях эффективного использования государственных средств, направляемых на финансирование лизинговых операций, будет создан рыночный механизм их распределения, обеспечивающий конкуренцию претендентов на получение финансовых ресурсов и выявление победителей, предлагающих условия, наиболее выгодные для конечных потребителей. 5.5. Система управления В основу построения организационной структуры государственного управления и совершенствования хозяйственно-экономического самоуправления в агропромышленном комплексе Российской Федерации закладываются следующие основные принципы: соблюдение положения договоров о разграничении предметов ведения и полномочий в области агропромышленного комплекса между Российской Федерацией и ее субъектами; укрепление связи федеральных органов исполнительной власти с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; повышение роли и ответственности Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации в системе федеральных органов исполнительной власти за осуществление аграрной реформы и эффективное функционирование агропромышленного комплекса; упорядочение механизма управления государственным сектором агропромышленного комплекса; усиление роли органов хозяйственного и местного (сельского) самоуправления и их взаимодействия с органами государственного управления агропромышленным комплексом; обеспечение организации эффективной деятельности государственных контрольно-инспекционных служб. Исходя из названных целей и принципов, совершенствование системы управления в агропромышленном комплексе предусматривается осуществить по следующим основным направлениям. Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации является головным органом в управлении агропромышленным комплексом и продовольственном обеспечении, включая мелиорацию земель, которое осуществляет государственное регулирование агропромышленного комплекса, обеспечивает единство системы органов государственного управления агропромышленным комплексом, осуществляет взаимодействие и координацию их деятельности с учетом действующего законодательства и принципов разграничения предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами. Государственное управление агропромышленным комплексом в республиках в составе Российской Федерации, краях, областях и автономных образованиях осуществляется министерствами, управлениями (департаментами) сельского хозяйства и продовольствия, комитетами (департаментами) продовольствия городов Москвы и Санкт-Петербурга, управлениями (отделами) сельского хозяйства и продовольствия районов, находящимися в структуре соответствующих правительств, администраций. Функциональные обязанности, структура, численный состав их определяются правительством (администрацией). Для проведения аграрной политики, осуществления контроля за реализацией федеральных программ, исполнением федеральных законов, других нормативных актов в области агропромышленного комплекса, целевым использованием выделяемых бюджетных средств, координации работы по управлению и распоряжению подведомственными предприятиями, организациями и имуществом, закрепленными в федеральной собственности, вводится институт федеральных структур Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации в субъектах Российской Федерации, на территории которых размещаются соответствующие федеральные объекты, с содержанием их работников за счет средств федерального бюджета. В целях обеспечения надежной управляемости государственной собственностью агропромышленного комплекса полномочия по управлению подведомственными объектами государственной собственности и государственными пакетами акций передаются из ведения Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом и его территориальных органов в ведение Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти в агропромышленном комплексе и органов государственного управления агропромышленным комплексом субъектов Российской Федерации. Сельскохозяйственные товаропроизводители и предприятия перерабатывающих и обслуживающих отраслей создают на добровольных началах кооперативные и акционерные агропромышленные объединения, фирмы, комбинаты, а также концерны, корпорации и другие формирования как органы хозяйственно-экономического самоуправления. Эти органы во взаимодействии с органами государственного управления координируют деятельность хозяйств и предприятий-учредителей, представляют и защищают их интересы. По поручению учредителей эти формирования выполняют хозяйственно-коммерческие функции по эффективному использованию ресурсов, фондов, акций инфраструктурных предприятий, выполнению ими работ и оказанию услуг участникам кооперации, акционерам совместному производству продукции сельского хозяйства. Смысл реформы местного самоуправления заключается в том, чтобы создать вместо сельских администраций (не ломая административно-территориального деления) представительные органы сельского самоуправления. Органы местного (сельского) самоуправления должны быть независимыми от государства, однако государство может делегировать им выполнение определенных государственных функций с выделением необходимых средств из федерального бюджета. Важным органом сельского самоуправления должны стать сельские сходы - собрания всех дееспособных граждан, проживающих в одном (или нескольких) населенных пунктах. Сход должен принимать все жизненно важные для данного сельского общества решения и контролировать деятельность выборных органов и депутатов. При организации сельского самоуправления в максимальной степени учитываются местные особенности и народные (национальные) традиции. 6. Инвестиционная политика Инвестиционная политика в период реализации Программы должна основываться на: сочетании последовательной децентрализации инвестиционного процесса, прежде всего за счет повышения доходности товаропроизводителей и усиления роли их собственных вложений, и государственного финансирования развития агропромышленного комплекса; концентрации государственных ресурсов на приоритетных направлениях развития агропромышленного производства, поддержке наиболее эффективных производств и ресурсосберегающих технологий; усилении социальной ориентации государственной поддержки на федеральном и региональном уровнях, необходимости преодоления негативных демографических процессов на селе; осуществлении эффективных мер по охране окружающей среды. Для инвестиционной части Программы предусматриваются следующие источники финансирования: средства производителей (прибыль и амортизация), которые в обязательном порядке должны учитываться при рассмотрении бюджетных заявок предприятий; бюджетные средства. На федеральном уровне будут поддерживаться бюджетные организации, федеральные целевые программы. На уровне субъектов Российской Федерации поддерживаются региональные программы, а также программы по развитию социальной инфраструктуры села. Усиливается контроль за расходованием инвестиционных ресурсов. Для этого средства на оплату выполненных работ выделяются регионам с указанием объемов выделяемых средств для финансирования конкретной стройки, внесенной в перечень. Предусматривается выделять агропромышленному комплексу государственные централизованные капитальные вложения на условиях увеличения доли федеральной собственности. Выделение средств на безвозвратной основе из федерального бюджета на строительство, техническое перевооружение и реконструкцию агропромышленных предприятий и организаций, уставный капитал которых сформирован полностью или частично за счет других форм собственности, осуществляется в соответствии с решениями этих предприятий и организаций на условиях увеличения доли федеральной собственности путем получения дополнительного пакета акций, подлежащего в дальнейшем обязательной продаже; инвестиционный кредит с отбором финансируемых проектов на конкурсной основе. Устанавливается, что срок окупаемости проектов, осуществляемых за счет инвестиций, размещаемых на конкурсной основе, для предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности не превышает трех лет и производственных объектов сельского хозяйства - пяти лет, а средства федерального бюджета предоставляются на срок не более 48 месяцев. Предусматривать начиная с 1997 года в проектах федерального бюджета отдельной строкой расходы на инвестиции в агропромышленный комплекс; долгосрочные кредиты коммерческих банков под залог недвижимости и земли. Предусматривается проведение ряда экспериментов по ипотечному кредитованию; средства предприятий других отраслей, частных и иностранных инвесторов; лизинговый фонд, в который поступают возвращаемые суммы лизингового кредита с учетом индексирования и дополнительные бюджетные средства на возвратной основе. В сельском хозяйстве инвестиции следует осуществлять прежде всего под целевые программы, предусматривающие повышение плодородия земель, их мелиорацию, производство и хранение сельскохозяйственной продукции, поддержку племенных и семеноводческих хозяйств, перевооружение и развитие пищевых и перерабатывающих предприятий, развитие социальной инфраструктуры села. Переход к рыночным отношениям, поддержка предпринимательства требуют наряду с техническим перевооружением крупных специализированных предприятий ускоренного формирования сети малых и средних предприятий, занятых производством и переработкой сельскохозяйственной продукции, агросервисом, маркетингом и другой предпринимательской деятельностью. Их необходимо создавать, как правило, на базе кооперации за счет кредитов банков и собственных источников финансирования. Инвестирование социального переустройства села призвано обеспечить создание комплекса предприятий и организаций социально-бытового обслуживания населения, инженерного обеспечения, а также благоустройство сельских населенных пунктов, включая обеспечение электроэнергией, газом, телефонной связью, дорогами. Государство будет создавать благоприятные экономические условия для иностранных инвесторов, вкладывающих свои средства в развитие агропромышленного комплекса и смежных с ним отраслей. Инвестиции в мелиорацию земель, в первую очередь, будут направлены на качественное улучшение существующего мелиоративного фонда. В 1996-2000 годах предусматривается осуществить работы по комплексной реконструкции орошаемых земель общей площадью 650 тыс. гектаров, по строительству и переустройству дренажа на орошаемых землях - 60 тыс. гектаров, по замене вышедших из строя трубопроводов на оросительной сети - 5 тыс. километров. Работы по реконструкции и восстановлению осушительных систем намечается выполнить на землях площадью 350 тыс. гектаров. Ввод новых орошаемых земель будет осуществляться преимущественно для производства овощей, кормов и утилизации животноводческих стоков и составит в 1996-2000 годах 270 тыс. гектаров. Осушительную мелиорацию предусматривается провести на землях площадью 330 тыс. гектаров, работы по обводнению пастбищ, включая реконструкцию сооружений на ранее обновленных пастбищах, - 2,3 млн. гектаров. Для обеспечения водой сельских товаропроизводителей и населения предстоит обеспечить ввод в действие 8553 км групповых и 18600 км локальных водопроводов, построить 15600 водозаборных скважин, расширить строительство установок по очистке воды и систем водоотведения. Первостепенное внимание должно быть уделено проведению в 1996-2000 годах работ по коренному улучшению сельскохозяйственных угодий, включая культуртехнические работы на землях, не требующих осушения (3,7 млн. гектаров). В комплексе мер по борьбе с эрозией почв важное место отводится противоэрозионным мероприятиям. Для защиты почв от водной эрозии предусматривается провести в 1996-2000 годах террасирование крутых склонов, промоин, осуществить строительство водозадерживающих плотин, валов, водонаправляющих, водосборных и донных сооружений, завершить реконструкцию и ремонт противоэрозионных гидротехнических сооружений. Основными направлениями инвестиционной политики в пищевой и перерабатывающей промышленности с участием государства должны стать в этот период техническое перевооружение и реконструкция действующих предприятий в масложировой, сахарной, мясо-молочной, мукомольно-крупяной, комбикормовой и некоторых других отраслях. Строительство ограниченного количества новых предприятий будет осуществляться для внедрения современных технологий, своевременной и глубокой переработки сырья, организации выпуска новых видов продукции. Строительство предприятий малой мощности при условии их экономической целесообразности должно осуществляться за счет частных инвестиций, средств местных бюджетов, привлеченных средств и частично за счет средств федерального бюджета на возвратной основе с обязательным размещением этих средств на конкурсной основе. При проведении реконструкции и технического перевооружения действующих предприятий и нового строительства не должны применяться устаревшие технологии. В рыбной промышленности около 90 процентов всей инвестиционной программы предусматривается осуществить за счет собственных и привлеченных источников финансирования. Средства федерального бюджета предусматривается использовать на мероприятия государственного значения: содержание органов рыбоохраны и инвестирование в объекты рыборазведения, учебные заведения и аварийно-спасательный флот. Собственные средства предприятий будут использоваться, в основном, на модернизацию флота и реконструкцию береговой инфраструктуры в связи со структурной перестройкой производства (переход от выработки мороженой неразделанной продукции к глубокой разделке, на выпуск мелкорасфасованной продукции, развитие производства новых видов продукции из морской капусты, гребешков и других морепродуктов). Необходимо совершенствовать механизм размещения государственных инвестиционных ресурсов, предоставляемых как на безвозвратной, так и на возвратной основе. Основными инструментами осуществления государственных инвестиций становятся федеральные целевые программы и система конкурсов. Необходимо обеспечить консолидацию всех бюджетных и внебюджетных источников финансирования инвестиций в агропромышленном комплексе (прямые ассигнования, инвестиционный кредит) в рамках единой инвестиционной программы агропромышленного комплекса, выделять централизованные инвестиционные ресурсы регионам только на конкурсной основе на конкретные инвестиционные проекты с соответствующими технико-экономическими обоснованиями. Бюджетные средства для строительства, расширения и реконструкции сельскохозяйственных и перерабатывающих производственных объектов, предоставляемые на возвратной основе, использовать в последующем на эти же цели. 7. Научно-техническая и инновационная политика Интенсификация и повышение эффективности агропромышленного производства будут достигнуты как на основе институциональных преобразований, развития рыночных отношений, так и за счет новейших достижений научно-технического прогресса, развития фундаментальной науки и приоритетных прикладных исследований. Недостаток инвестиций и других финансовых ресурсов обусловливает приоритетное использование тех достижений науки и техники, которые обеспечивают снижение затрат материальных, энергетических и других видов ресурсов, повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции, создание и производство новых видов сырья, компонентов и готовых изделий, повышение производительности труда. Российская академия сельскохозяйственных наук входит в систему Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации и во взаимодействии с Министерством науки и технической политики Российской Федерации, Государственным комитетом Российской Федерации по высшему образованию совместно с заинтересованными федеральными органами обеспечивает организацию и проведение фундаментальных и важнейших прикладных исследований, научно-методическое руководство всеми научными исследованиями независимо от ведомственной принадлежности их исполнителей, подготовку кадров и научно-техническое сотрудничество. Приоритетными направлениями развития аграрной науки и использования в агропромышленном производстве достижений научно-технического прогресса будут: совершенствование хозяйственного механизма, развитие земельных отношений; формирование многоукладной экономики и рыночной инфраструктуры; развитие кооперации и интеграции; создание систем управления и информатизации в агропромышленном комплексе; подготовка и реализация комплексных мероприятий по воспроизводству плодородия почв; повышение культуры земледелия на основе комплексного применения достижений научно-технического прогресса; применение современных технологий при возделывании сельскохозяйственных культур (минимальная обработка почвы, совмещение технологических операций за один проход посевных и уборочных агрегатов, применение высокоурожайных сортов семян, эффективных удобрений и гербицидов); создание и освоение систем промышленного семеноводства основных сельскохозяйственных культур, зональных механизированных комплексов по производству, переработке и хранению продовольственного зерна, высокобелковых кормов, других видов сельскохозяйственной продукции; использование высокопродуктивных животных, создание на основе применения новых достижений генетики и селекции поголовья коров с удоем 6-6,5 тыс. кг молока жирностью 4-4,2 процента и содержанием белка 3-4 процента; использование возобновляемых источников энергии для сельского хозяйства, в том числе биологических видов моторного топлива для дизельных двигателей, нетрадиционных видов энергии; освоение технологических процессов промышленного разведения и выращивания новых объектов аквакультуры во внутренних водоемах круглогодичного использования; внедрение технологий производства с применением мембранных процессов новых высококонцентрированных ферментных препаратов, биостимуляторов и антимикробных добавок, обеспечивающих сокращение расхода пищевого сырья на 20-25 процентов при производстве спирта, пива, сахарозаменителей и др., уменьшение расхода энергозатрат на 15-20 процентов и повышение сроков хранения в 3 и более раз хлебобулочных изделий, консервов, мясных изделий; создание новых видов продуктов питания с использованием нетрадиционных усилителей вкуса, аромата и цвета; разработка новых технологий получения продуктов лечебно-профилактического назначения длительного хранения, а также продуктов высокой степени кулинарной готовности в удобных для потребителя упаковках одноразового пользования; создание и использование современных видов тароупаковочных материалов, обеспечивающих сохранность продукции, повышение ее конкурентоспособности; разработка и внедрение энергосберегающих экологически безопасных технологий холодильной обработки, транспортировки и хранения пищевых продуктов, в том числе на основе высокоазотных газов из природных запасов, позволяющих снизить потребление энергии на 30-50 процентов, а потери сельскохозяйственного сырья в 2-5 раз; повышение качества и экологической безопасности готовой продукции за счет максимального снижения загрязненности их вредными веществами, переносимыми с сельскохозяйственным сырьем из окружающей среды. В целях повышения эффективности научного обеспечения развития агропромышленного комплекса Российской Федерации предусматривается: сохранение, дальнейшее развитие и укрепление научно-технического потенциала агропромышленного комплекса, упорядочение сети, специализации и численности научных учреждений и вузов, повышение эффективности их работы; формирование рыночных отношений в научно-технической сфере при разработке и реализации достижений науки и техники; предоставление на конкурсной основе государственной поддержки наиболее перспективных научных школ и исследований; повышение эффективности функционирования региональных центров научного обеспечения, научно-производственных и производственных систем, научно-учебных агротехнопарков, агротехнополисов, инновационных центров, опытно-производственных и учебно-опытных хозяйств, научно-производственных объединений, базовых предприятий и районов; создание системы центров информационно-консультационного обслуживания предприятий и крестьянских (фермерских) хозяйств (включающей в себя отраслевые и региональные центры и соответствующие подразделения в органах управления сельским хозяйством) в целях оказания помощи в освоении достижений науки и техники, экономики, а также обучение кадров перспективным технологиям и методам ведения хозяйства; совершенствование системы подготовки и переподготовки научных кадров, развитие их творческой инициативы, повышение престижности труда ученых, их материального обеспечения. С целью обеспечения необходимых объемов финансирования и реализации комплексных целевых научно-технических программ, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ намечается создание отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Распределение средств по проектам, включенным в государственные научно-технические и инновационные программы, будет осуществляться на конкурсной основе. 8. Региональная политика Региональная политика в развитии агропромышленного производства будет основываться на: усилении экономической самостоятельности субъектов Российской Федерации и перенесении центра тяжести в решении продовольственной проблемы на региональный уровень, развитии самоуправления; создании эффективных систем производства, сбыта, снабжения и обслуживания, развитии кооперации и агропромышленной интеграции; стимулировании процессов специализации и размещения массового товарного сельскохозяйственного производства в зонах с благоприятными природно-климатическими и экономическими условиями; повышении интенсивности межрегионального обмена сельскохозяйственной продукцией, сырьем и продовольствием, отмене ограничительных мер на ввоз и вывоз их за пределы республики, области, края. Программные мероприятия по развитию агропромышленного производства предусматривают активное участие в их реализации сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, других товаропроизводителей в направлении ресурсосбережения, рационального использования финансовых и материальных ресурсов, совершенствования технологий производства и сокращения потерь продукции. В этих целях будет оказываться содействие процессу концентрации массового товарного производства зерна, масла растительного, сахара, картофеля, овощей, мясной и молочной продукции в зонах с наиболее благоприятными природно-климатическими и экономическими условиями. К 2001 году необходимый для межрегионального обмена рыночный фонд зерна в объеме 16,5 млн. тонн будет формироваться полностью из собственных ресурсов, в основном за счет Северо-Кавказского, Поволжского и Центрально-Черноземного районов. За счет товарных ресурсов сахара Центрально-Черноземного региона, Краснодарского края и Орловской области к 2001 году будет обеспечиваться значительная часть потребности регионов, не производящих сахар. Товаропроизводители Белгородской, Воронежской, Саратовской, Оренбургской областей и Северо-Кавказского района поставят в федеральный фонд и на межрегиональный рынок 560 тыс. тонн растительного масла. К 2001 году возрастет до 1,7 млн. тонн межрегиональный рыночный фонд картофеля, главным образом за счет товаропроизводителей Волго-Вятского (45 процентов), Уральского (20 процентов), Западно-Сибирского (16 процентов) районов. Две трети его предполагается использовать для экспортных ресурсов. Существенно повысится роль в продовольственном обеспечении населения страны крупного района, который включает ряд областей Центра Российской Федерации (16 областей), располагает высоким производственным и биоклиматическим потенциалом, в котором сложились крупные промышленные центры и имеется развитая транспортная сеть, связь и другие составляющие производственной и социальной инфраструктуры. На основе концентрации собственных и привлеченных ресурсов, средств федерального и местных бюджетов предусматривается обеспечить в этом районе существенный прирост производства продукции и увеличить к 2001 году поставку в другие районы страны зерна, сахара, растительного масла. Предусматривается разработка в каждом субъекте Российской Федерации региональной программы стабилизации и развития агропромышленного производства и научно-обоснованных систем ведения агропромышленного производства на период до 2001 года с учетом местных природных и экономических условий, включая меры по финансовому обеспечению их реализации. Исходя из целесообразного межрегионального разделения труда и сложившейся специализации агропромышленного производства: в Нечерноземной зоне разрабатываются и реализуются меры по увеличению производства льноволокна, рапса, картофеля, овощей, молока, мяса, продуктов птицеводства; в Северо-Кавказском районе будет увеличиваться производство озимой пшеницы сильных сортов, зерна кукурузы, риса, сахарной свеклы, семян масличных культур, овощей, плодов, ягод и винограда; в Поволжье наращивается производство зерна, семян масличных культур, овощей и бахчевых культур, в том числе для вывоза в другие районы, продуктов животноводства; в районах Урала и Сибири предусматриваются и реализуются меры по повышению эффективности всех отраслей сельского хозяйства в целях надежного снабжения населения этих районов продовольствием, в основном, за счет собственного производства. Завершается формирование зон производства сильных и твердых пшениц на Северном Кавказе, Урале, в Западной Сибири и Поволжье. Наряду с интенсификацией свеклосахарного производства в традиционных районах свеклосеяния возделывание сахарной свеклы осваивается в благоприятных для этой культуры новых районах - Омской, Новосибирской, Оренбургской областях, Чувашской Республике и Республике Марий Эл. Сырьевая база масложирового производства расширяется за счет увеличения посевов масличных культур в Нечерноземной зоне, Западной Сибири. В районах Крайнего Севера при соответствующей государственной поддержке будут развиваться традиционные отрасли: оленеводство, звероводство, рыболовство, охотничьи, морские и другие промыслы. Особое внимание здесь будет уделено обеспечению населения молочными продуктами, яйцом за счет собственного производства. Государство будет поддерживать намечаемые региональные изменения в размещении агропромышленного производства за счет государственных заказов-квот с применением гарантированных закупочных цен и предварительного авансирования товаропроизводителей, централизованных инвестиционных ресурсов, содействия в реализации отдельных региональных программ. Решению региональных проблем будет способствовать создание межрегиональных структур для организации товарообмена между районами Севера и ресурсопроизводящими субъектами Российской Федерации с регионами, имеющими развитое агропромышленное производство. 9. Внешнеэкономическая политика В области внешнеэкономической деятельности в агропромышленном комплексе в соответствии с государственной политикой Российской Федерации в этой сфере и подготовкой вступления во Всемирную торговую организацию основной задачей являются упорядочение и постепенное сокращение импорта продовольствия и сельскохозяйственного сырья, развитие их экспорта. В этих целях на федеральном и региональном уровнях осуществляются следующие меры: тарифное и нетарифное рeгулирование экспортно-импортных операций, направленное на защиту внутреннего рынка и отечественных производителей сельскохозяйственных и продовольственных товаров, при необходимости введение в соответствии с международными правилами и федеральным законодательством квот на закупку отдельных видов сырья и продовольствия по импорту. Преференциальные таможенные режимы будут создаваться на ввоз сельскохозяйственного и пищевого сырья для производства продуктов питания и пищевкусовых товаров (сахара-сырца, масло-жирового, чайного и табачного сырья, какао-продуктов, кофе в зернах, орехов, виноматериалов), а также на технологическое оборудование, запасные части и тароупаковочные материалы, спрос на которые не удовлетворяется отечественной промышленностью; совершенствование структуры импорта; стимулирование интеграционных и кооперационных связей с зарубежными партнерами, и прежде всего с государствами - участниками СНГ, на основе межгосударственных соглашений об экономическом и научно-техническом сотрудничестве, а также прямых связей между предприятиями агропромышленного комплекса и иностранными фирмами. В этой работе важная роль отводится Межправительственному совету по вопросам агропромышленного комплекса, который рассматривает вопросы развития межгосударственного сотрудничества в области производства сельскохозяйственной продукции и ее переработки, взаимодействия поставок продовольствия и сельскохозяйственного сырья, обмена сырьевыми ресурсами для нужд пищевой и перерабатывающей промышленности; государственное содействие созданию совместных предприятий, развитию торгово-экономических связей на основе формирования общего аграрного рынка государств - участников СНГ; расширение экспорта продукции агропромышленного комплекса и развитие экспортной инфраструктуры. Развитие и координация специализации агропромышленных комплексов государств - участников СНГ позволят увеличивать поставки в Российскую Федерацию зерна из Республики Казахстан, мясопродуктов из Украины, масла растительного из Украины, Республики Молдова и Республики Узбекистан. Особое внимание будет уделено усилению контроля за качеством и безопасностью импортного продовольствия, его обязательной санитарной и ветеринарной сертификации, охране территории Российской Федерации от ввоза продукции, вызывающей заболевания растений, животных и человека. Важное значение будет иметь упорядочение и контроль закупок по импорту пестицидов, ветеринарных препаратов для предотвращения поступления на рынок малоэффективных, а также экологически опасных форм. Для ускоренного развития производства сельскохозяйственного сырья, продовольствия и продукции материально-технического назначения государство будет всемерно поощрять создание совместных предприятий, а также привлечение иностранных инвестиционных кредитов. Главным направлением создания общего аграрного рынка государств - участников СНГ станут координация аграрной политики и реформ на селе, обмен опытом в развитии сельскохозяйственного производства, социальной сферы села, перерабатывающих отраслей промышленности; углубление интеграции с другими государствами Содружества по решению актуальных проблем агропромышленного производства путем формирования и реализации межгосударственных программ; поэтапное формирование единой таможенной территории и проведение согласованной таможенной политики в области торговли сельскохозяйственными товарами; развитие производственной кооперации и других форм сотрудничества. Для создания и функционирования общего аграрного рынка государств - участников СНГ должен быть разработан пакет договоров, в том числе соглашение об общем аграрном рынке государств - участников СНГ. Проведение целенаправленной работы по формированию общего аграрного рынка государств - участников СНГ позволит успешнее решать задачи продовольственного обеспечения населения, проводить согласованную аграрную политику и защиту сельскохозяйственных производителей своих стран на мировом рынке, координацию деятельности в области развития сельскохозяйственного экспорта. Предусматривается расширение научно-технических и экономических отношений в агропромышленном комплексе со всеми странами мира. В этих целях целесообразно развивать экономически взаимовыгодные поставки машин и оборудования, запасных частей, продовольствия и другого сельскохозяйственного сырья путем установления прямых и кооперационных связей с использованием современных технологий для выхода на рынок третьих стран, развивать инвестиционное сотрудничество, создавать совместные предприятия, принимать долевое участие в производстве сельскохозяйственной продукции, ее переработке, а также в создании совместных структур в сети оптовой и розничной торговли. Необходимо провести работу по совершенствованию и унифицированию нормативной документации, приведя в соответствие российские стандарты в агропромышленном комплексе с международными требованиями. 10. Социальное развитие села Ход аграрных преобразований во многом определяется состоянием и перспективами решения проблем социального развития села и инженерного обустройства сельских территорий. Решение этих проблем осуществляется на основе реализации федеральных целевых программ по электрификации, газификации и водоснабжению села, дорожному строительству, развитию средств связи, радиовещания и телевидения в сельской местности и разрабатываемых в регионах комплексных программ социального развития села. Стержнем этих программ должны стать формирование необходимой среды обитания и жизнедеятельности для сельского товаропроизводителя, формирование системы сельского расселения, отвечающей новым производственным отношениям, восстановление, развитие и обеспечение содержания на этой основе социальной и инженерной инфраструктуры села. В них должны быть предусмотрены строительство жилых домов, дорожно-транспортных коммуникаций, объектов культурно-бытового назначения, торговли, здравоохранения, инженерного обеспечения, телефонной связи, телевидения и радиовещания, а также дальнейшее развитие интеграции города и села в сфере производства и культурно-бытового обслуживания населения, улучшение товарного обеспечения доходов сельского населения, рост услуг, особенно в части ведения личного подсобного хозяйства. Для решения проблемы ликвидации скрытой безработицы во многих сельских районах предусматривается подготовка нормативных документов и законодательных актов по введению заявительного порядка регистрации малых предприятий в сельской местности, приравнивании малого бизнеса в сельской местности к фермерским хозяйствам в части льгот по земельному налогу, а также нормативного документа о порядке федеральной поддержки региональных программ развития альтернативных видов деятельности в регионах устойчиво депрессивного сельского хозяйства. В региональных программах предстоит определить новые архитектурные и технические подходы в строительстве на селе жилых домов и объектов социальной сферы с применением как централизованных систем отопления, электро- и водоснабжения, канализации и связи, так и автономных систем инженерного обеспечения. Органы местного самоуправления завершат в 1996 году приемку от сельскохозяйственных предприятий (при их согласии) находящихся на их балансе объектов социальной сферы. Предусматривать в соответствующих бюджетах средства на финансирование затрат на содержание объектов социальной и инженерной инфраструктуры, остающихся в ведении сельскохозяйственных предприятий. Возведение новых объектов этой сферы и инженерного обустройства сельских территорий предусматривается: по жилищному и социально-культурному строительству - за счет средств населения, местных бюджетов и собственных средств предприятий и организаций (по решению их коллективов), а также субвенций на индивидуальное жилищное строительство. При местных администрациях с этой целью создаются фонды социального развития деревни. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления рекомендовано ежегодно предусматривать в территориальных и местных бюджетах средства на формирование фондов долгосрочного кредитования жилищного строительства на селе. Предусматривать начиная с 1997 года в проектах федерального бюджета в составе федеральной инвестиционной программы средства для долгосрочного кредитования жителей сельской местности на индивидуальное жилищное строительство; по строительству автомобильных дорог - за счет средств федерального бюджета, федерального и региональных дорожных фондов; по строительству объектов сельской электрификации, связи, водоснабжения и канализации - за счет бюджетов субъектов Российской Федерации, собственных средств предприятий, средств акционерных предприятий Российского акционерного общества энергетики и электрификации "ЕЭС России" и других внебюджетных источников; по газификации сельской местности - в соответствии с Федеральной целевой программой "Газификация Россия в 1996-2000 годах". Конкретные прогнозные показатели определяются в региональных программах и должны включать объемы по строительству объектов социальной сферы и инженерному обустройству, осуществляемые в сельской местности по Федеральной миграционной программе, Государственной программе развития экономики и культуры малочисленных народов Севера, программе расселения и обустройства войск, выводимых из дальнего и ближнего зарубежья, и военнослужащих, уволенных в запас и членов их семей, программе ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, ядерного выброса в Челябинской области и многолетнего воздействия ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне на население некоторых районов Российской Федерации, комплексной программе переселения части населения из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в сельскую местность Нечерноземной зоны, Государственной программе создания в Поволжском регионе поселений российских немцев на базе фермерских агрокомплексов. Важная роль в социальном развитии села принадлежит потребительской кооперации. В целях выравнивания условий жизни сельского и городского населения будут осуществляться государственная поддержка развития системы обеспечения сельского населения товарами и услугами на уровне, сложившемся для городского населения, организаций потребительской кооперации, пайщиками которых являются сельскохозяйственные производители и пенсионеры, проживающие в сельской местности, восстановление имущественных прав граждан, исключенных из потребительских обществ в 1991-1996 годах. Развитие потребительской кооперации в ближайшие годы будет осуществляться по сложившимся направлениям ее деятельности: закупка излишков продукции у населения, организация ее переработки, торговля продовольственными и промышленными товарами на селе, предоставление бытовых услуг сельским жителям. Исходя из спроса населения необходимо существенно увеличить объемы этих работ и повысить их качество. На федеральном и региональном уровнях предстоит принять комплекс мер по привлечению потребительских обществ к торгово-бытовому обслуживанию проживающих в сельской местности граждан, не являющихся пайщиками потребительских обществ, в том числе пенсионеров, инвалидов, детей и других социально нуждающихся лиц. Организации потребительской кооперации, полностью восстановившие нарушенные права пайщиков, будут поддерживаться государством в виде освобождения от платежей по задолженности по рассроченным централизованным кредитам, выданным в 1992-1994 годах, а также предоставления налоговых льгот и снижения тарифных ставок на используемую электроэнергию. 11. Охрана окружающей среды В области охраны окружающей среды предусматривается: перейти на системы земледелия нового поколения (ландшафтные и другие), технологии возделывания сельскохозяйственных культур, обеспечивающие предотвращение переуплотнения, деградации и эрозии почв, экологическую сбалансированность и безопасность применения минеральных удобрений и химических средств защиты растений; создать дренажные системы при реконструкции орошаемых земель, что позволит избежать вторичного засоления почв; расширить объемы работ по предотвращению опустынивания Черных земель и Кизлярских пастбищ, сохранению оленьих пастбищ; разработать систему защиты объектов животноводства на случай чрезвычайных эпизоотических ситуаций, а также природных бедствий и техногенных катастроф; осуществить меры по оздоровлению скота и птицы, сокращению заболеваний туберкулезом, бруцеллезом, лейкозом, бешенством, чумой и другими болезнями; обеспечить животноводческие комплексы и помещения надежными очистными сооружениями и средствами утилизации отходов, исключающими возможность загрязнения окружающей среды и особенно водных ресурсов; разработать особую программу по сокращению загрязнений сельскохозяйственных угодий тяжелыми металлами, соединениями фтора и другими токсичными веществами, особенно в зонах крупных промышленных центров. Увеличить объемы агрохимических работ на территориях, пострадавших от аварии на Чернобыльской АЭС. 12. Кадровая политика Кадровая политика направляется на решение следующих задач: формирование единого образовательного процесса в агропромышленном комплексе, обеспечивающего универсальную систему непрерывного образования с учетом преемственности, многовариантности и гибкости всех форм обучения; подготовку и переподготовку специалистов высшей и средней квалификации на основе интеграции образования, производства и науки; организацию массовой подготовки и переподготовки руководителей предприятий, подразделений, специалистов и предпринимателей; совершенствование системы подготовки и переподготовки квалифицированных рабочих и фермеров; создание учебно-опытных крестьянских (фермерских) хозяйств при учебных заведениях, ведущих подготовку фермеров; выделение сети приоритетных сельскохозяйственных вузов, учреждений дополнительного образования и техникумов, создание в них новых научных школ по наиболее перспективным направлениям науки на основе модернизации материально-технической базы, широкой компьютеризации учебного процесса, поддержания социального и экономического статуса научно-педагогических кадров на необходимом уровне; установление рационального соотношения между размерами подготовки кадров в вузах и техникумах. Для этого упорядочивается сеть учебных заведений агропромышленного комплекса с учетом сочетания отраслевого принципа ее организации с широкой межотраслевой и региональной кооперацией и интеграцией, организацией новых типов учебных заведений сельскохозяйственного профиля всех уровней образования. 13. Нормативно-правовое обеспечение В целях создания законодательной и нормативно-правовой базы для реализации программных мероприятий Правительство Российской Федерации с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают: подготовку и внесение в установленном порядке в Федеральное Собрание Российской Федерации проектов федеральных законов; разработку и принятие постановлений. Ежегодно Правительство Российской Федерации и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации с учетом основных положений Программы: подготавливают и вносят в Федеральное Собрание Российской Федерации и органы представительной власти субъектов Российской Федерации с проектами бюджетов предложения о размерах финансирования агропромышленного комплекса за счет средств соответствующих бюджетов; принимают постановления об экономических условиях функционирования агропромышленного комплекса и плане действий по реализации настоящей Программы. Перечень нормативно-правовых актов по аграрной реформе, предусматриваемых к разработке в 1996-1997 годах, прилагается. 14. Социально-экономические результаты реализации Программы Реализация Программы стабилизации и развития агропромышленного производства Российской Федерации позволит при определенной государственной поддержке обеспечить существенный прирост производства продукции и улучшить экономическое положение товаропроизводителей агропромышленного производства. Среднегодовой темп прироста валовой продукции сельского хозяйства в период после преодоления ее спада составит примерно 2-4 процента, производительности труда - 3-5 процента. В сельскохозяйственных предприятиях различных организационно-правовых форм следует ожидать существенного усиления развития внутрихозяйственных отношений на рыночных принципах. Будут созданы условия для стабильной деятельности товаропроизводителей, увеличения инвестиций в производственную и социальную сферы села. Начнут реально проявляться преимущества вертикальной и горизонтальной кооперации - основы будущего агропромышленного производства. Существенные изменения произойдут в инфраструктуре рынка. Будут функционировать разнообразные формы реализации продукции. Это позволит улучшить продвижение продуктов питания от производителей до потребителей, сократить количество посредников, упорядочить систему ценообразования, более эффективно осуществлять государственное регулирование продовольственного рынка. Принятие мер по защите отечественных товаропроизводителей изменит ситуацию на внутреннем рынке, повысит его насыщенность за счет продукции собственного производства. При благоприятном развитии ситуации возрастут экспортные возможности сельского хозяйства, в том числе по таким видам продукции, как рожь, крупяные культуры, льноволокно, кожа и меха. Социально-экономические результаты реализации Программы будут проявляться в повышении доходов работников сельского хозяйства, развитии и устойчивом функционировании социальной инфраструктуры села. Возобновление экономического роста в агропромышленном производстве будет содействовать развитию других отраслей народного хозяйства, повышению инвестиционной активности и занятости населения, увеличению накоплений предприятий и расширению налоговой базы для федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. Научно-техническая модернизация агропромышленного производства способна обеспечить высокую и быструю отдачу на вложенный капитал. Рост собственного производства продовольствия и других товаров массового потребления из сельскохозяйственного сырья приведет к сокращению их импорта, укреплению продовольственной независимости страны. Решение поставленных в Программе задач станет важным фактором оживления экономики страны в целом и роста реального уровня жизни всех слоев населения. Приложение N 1 ПЕРЕЧЕНЬ основных нормативно-правовых актов по аграрной реформе, разрабатываемых в 1996-1997 годах Наименование Форма документа нормативно-правовых актов Земельный кодекс Российской Федеральный закон Федерации Российской Федерации О государственном Федеральный закон регулировании Российской Федерации агропромышленного производства О страховании Федеральный закон сельскохозяйственного Российской Федерации производства О крестьянском (фермерском) Федеральный закон хозяйстве Российской Федерации О сельскохозяйственном научном Федеральный закон учреждении и его Российской Федерации научно-производственной базе О семеноводстве Федеральный закон Российской Федерации Об аграрных хозяйственных Федеральный закон обществах Российской Федерации Об экономических условиях Постановление функционирования Правительства агропромышленного комплекса Российской Федерации Пакет проектов нормативных Межгосударственное документов по регулированию соглашение общего аграрного рынка государств - участников СНГ Приложение N 2 Перечень утвержденных федеральных целевых программ по агропромышленному комплексу Программа "Развитие индустрии детского питания" на 1996-1997 годы в составе президентской программы "Дети России" на 1996-1997 годы. Государственный заказчик - Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации. Программа "Машиностроение для АПК России" (1993-1997 годы). Государственный заказчик - Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации. Программа "Возрождение Российского льна" (1993-1995 годы). Государственные заказчики - Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, объединение "Росленпеньковолокно". Программа "Повышение плодородия почв России" ("Плодородие") (1992-1995 годы и на период до 2000 года). Государственный заказчик - Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации. Программа "Мониторинг земель Российской Федерации" (1993-1995 годы). Государственный заказчик - Комитет Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству. Программа "Развитие рыбного хозяйства Российской Федерации" ("Рыба") (на период до 2000 года). Государственный заказчик - Комитет Российской Федерации по рыболовству. Программа "Хмель России" (1996-2000 годы). Государственный заказчик - Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации. Программа "Создание и производство геодезических приборов и оборудования" (1994-1996 годы). Государственный заказчик - Комитет Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству. Программа "Подготовка фермеров в Российской Федерации" (1993-2000 годы). Государственные заказчики - Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, Министерство образования Российской Федерации, Министерство науки и технической политики. Приложение N 3 Перечень проектов федеральных целевых программ по агропромышленному комплексу Проект комплексной программы "Повышение плодородия почв России" ("Плодородие") (1996-2000 годы) - II этап. Государственный заказчик - Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации. Проект программы "Увеличение производства сахара в Российской Федерации" ("Сахар") (1996-2000 годы и на период до 2005 года). Государственный заказчик - Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации. Проект программы "Увеличение производства масла растительного в Российской Федерации" ("Растительное масло") (1996-2000 годы). Государственный заказчик - Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации. Проект программы "Государственная автоматизированная система земельного кадастра Российской Федерации" (1996-2000 годы). Государственный заказчик - Комитет Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству. Проект программы "Развитие льняного комплекса в Российской Федерации" (1996-2000 годы). Государственные заказчики - Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, Федеральная агропромышленная корпорация "Российский лен". Проект программы "Развитие и поддержка крестьянских (фермерских) хозяйств, их ассоциаций и кооперативов на 1996-2000 годы. Государственный заказчик - Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации. Проект программы "Развитие энергетической системы агропромышленного комплекса России на основе использования нетрадиционных источников энергии на 1996-2000 годы" ("Возобновляемая энергетика села - 2000 г."). Государственный заказчик - Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации. Проект программы "Развитие средств связи в сельской местности" (1996-2000 годы). Государственные заказчики - Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, Министерство связи Российской Федерации. Заказчики - органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления. Проект программы "Развитие водоснабжения сельских населенных пунктов Российской Федерации" (1996-2000 годы). Государственные заказчики - Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления. Проект программы "Электрификация села" (1996-2000 годы). Государственные заказчики - Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, Министерство топлива и энергетики Российской Федерации. Заказчики: Российское акционерное общество энергетики и электрификации "ЕЭС России", органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления. Проект программы "Развитие газификации села" (1996-2000 годы). Государственные заказчики - Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, Министерство топлива и энергетики Российской Федерации (акционерное общество "Росгазификация", Российское акционерное общество "Газпром"). Заказчики - органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, крестьянские (фермерские) хозяйства, предприниматели и их объединения, другие юридические и физические лица. Проект Программы "Строительство автомобильных дорог на селе" (1996-2000 годы). Государственные заказчики - Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации, Министерство транспорта Российской Федерации. Проект Программы "О жилищном и культурно-бытовом строительстве на селе" (1996-2000 годы). Государственный заказчик - Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации. Заказчики - органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления. Приложение N 4 Производство основных видов продукции сельского хозяйства на период до 2000 года во всех категориях хозяйств (млн. тонн) _____________________________________________________________________ Наименование |1995 год |1996 год |2000 |(предварительный |(прогноз)|год |отчет) | |(прогноз) _______________________________|_________________|_________|_________ Зерно (в весе после доработки) 63,5 77 95 Сахарная свекла (фабричная) 19,1 20 27 Масличные - всего 4,8 4,1 4,0 в том числе подсолнечник 4,2 3,7 3,5 Картофель 39,7 38 38 Овощи 11,2 10,5 11,5 Реализация скота и птицы на убой 9,4 9 10,8 в живой массе Молоко 39,3 34 44,6 Яйца, млрд. штук 33,7 32 38 Шерсть, тыс. тонн 94,1 95 95 Приложение N 5 Производство основных видов продукции пищевой, перерабатывающей и рыбной промышленности на период до 2000 года (тыс.тонн) __________________________________________________________________ Наименование | 1995 год | 1996 год | 2000 год | (отчет) | (прогноз) | (прогноз) _____________________________|___________|____________|___________ Мясо, включая субпродукты 1 2490 2000 2500 категории Масло животное 419 390 460 Сыры жирные 217 200 280 Сахар-песок из сахарной 2064 1900 2500 свеклы Масло растительное 773 800 1250 Кондитерские изделия 1339 1500 1600 Мука, млн. тонн 14 15,2 16 Крупа 1437 1450 1500 Товарная пищевая рыбная 2577 2565 2565 продукция, включая консервы Приложение N 6 Потребление основных продуктов питания (на душу населения в год, килограммов) ___________________________________________________________________ Наименование | 1995 год | 1996 год | 2000 год | (оценка) | (прогноз)| (прогноз) ________________________________|___________|__________|___________ Мясо и мясопродукты (в пересчете 51 48 59 на мясо) Молоко и молокопродукты (в 252 231 289 пересчете на молоко) Яйца, штук 215 190 241 Рыба и рыбопродукты 10,3 9,8 10,5 Сахар 28,6 28,5 35 Масло растительное 6,0 6,0 8,0 Овощи и бахчевые (в пересчете на 65 65 76 свежие) Картофель 123 123 135 Хлебные продукты (хлеб и 122-124 122-124 122-124 макаронные изделия в пересчете на муку, крупа, мука, бобовые) Приложение N 7 Основные виды материально-технических ресурсов сельского хозяйства (расчетные данные Минсельхозпрода России) ________________________________________________________________ Наименование | 1995 год | 2000 год | (отчет) | (прогноз) _____________________________________|_____________|____________ Средства химизации сельского хозяйства Поставка минеральных удобрений 1,5 10,0 (млн. тонн в действующем веществе) Поставка пестицидов (тыс. тонн) 44 85 Поставка известьсодержащих материалов 5069 35500 (тыс. тонн) Парк основных видов сельскохозяйственной техники (тыс. штук) Тракторы 1069,8 1500 Зерноуборочные комбайны 298,8 360 Кормоуборочные комбайны 98,8 150 Свеклоуборочные машины 20,4 25 Картофелеуборочные комбайны 21,8 35 Дождевальные машины 41,6 61 Приложение N 8 Капитальные вложения в агропромышленный комплекс (расчетные данные Минсельхозпрода России) (млрд. рублей) ____________________________________________________________________ Наименование |1991 |1992 год|1995 год|1996 год |2000 |год |(отчет) |(отчет) |(прогноз)|год |(отчет)| | | |(прогноз) ______________________|_______|________|________|_________|_________ Общий объем капитальных вложений (за счет всех источников финансирования): в ценах 1996 года 336000 146100 32070 34000 90100 в ценах 1991 года 66 28,7 6,3 6,7 17,7 в том числе: собственные и привлеченные средства предприятий, организаций АПК, крестьянских (фермерских) хозяйств в ценах 1996 года 234180 84500 21380 23300 58000 в ценах 1991 года 46 16,6 4,2 4,6 11,4 бюджетные средства всех уровней в ценах 1996 года 101820 61600 10690 10700 32100 в ценах 1991 года 20 12,1 2,1 2,1 6,3 ____________________________________________ Индекс пересчета в ценах 1991 года: 1994 год - 1281 1995 год - 3394 1996 год - 5091 Страницы: 1 2 |