О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ, КАСАЮЩИХСЯ ПРИМЕНЕНИЯ ПРИКАЗА ГТК РФ N 426 ОТ 10.07.96 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ЦТЛ И ОБЩЕГО ПОЛОЖЕНИЯ О ТАМОЖЕННЫХ ЛАБОРАТОРИЯХ" ПИСЬМО ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РФ 30 июля 1996 г. N 11-17/2149 (Д) В связи с изданием Приказа ГТК России N 426 от 10.07.96 г. "Об утверждении Положения о ЦТЛ и Общего положения о таможенных лабораториях" и необходимостью формирования единой практики по его применению таможенными органами и таможенными лабораториями настоятельно требуем дальнейшего исполнения ими как приказа ГТК России N 264 от 25.06.93 г. "Об утверждении нормативно-методических документов, принятых Коллегией по вопросу "О программе развития таможенных лабораторий ГТК России" и вышеупомянутого Приказ N 426 от 10.07.96 г., так и нашего письма N 03-149/17414 от 7.12.95 г. "О некоторых вопросах по применению приказа ГТК РФ N 264 от 25.06.93 г. и, в частности, его пунктов 2.1. и 2.2., которые гласят: "2.1. Таможенные лаборатории, наряду со своей основной деятельностью, заключающейся в производстве таможенных экспертиз по поручениям и постановлениям таможенных органов, в соответствии с приказом ГТК России N 264 от 25.06.93 г., (п.п. 1.3 Положения об организации производства таможенных экспертиз в таможенных лабораториях ГТК РФ) вправе производить по договорам подряда экспертизы по поручениям и постановлениям иных правоохранительных и судебных органов по уголовным, гражданским и административным делам. Вместе с тем, использование такой работы допускается лишь в тех случаях, когда она не отражается на своевременном производстве экспертиз, назначенных таможенными органами. 2.2. Таможенные лаборатории, наряду со своей основной деятельностью, в соответствии с п.п. 1.3., 1.4 Положения об организации производства таможенных экспертиз в таможенных лабораториях ГТК РФ, утвержденного вышеуказанным приказом ГТК РФ, могут в порядке исключения, и опять таки если это не скажется на сроках и качестве экспертиз, назначенных таможенными органами, проводить исследования (экспертизы) на основании договоров подряда в связи с обращениями других государственных органов, предприятий, организаций, предпринимателей и граждан, если проведение таких исследований не связано с производством по уголовным, гражданским, административным делам, в том числе и по делам о нарушении таможенных правил, а также не связано с проведением таможенными органами России таможенного контроля и таможенного оформления. (В последних случаях указанные исследования (экспертизы) правомочны назначать таможенные органы, иные правоохранительные органы и суды)." Отвечая на запросы, поступающие из таможенных органов по поводу трактования отдельных пунктов новых Положения о ЦТЛ и Общего положения о ТЛ, разъясняем, что предусмотренное пунктом 4.4. Положения о ЦТЛ и соответствующим пунктом Общего положения о ТЛ право "производить на договорной основе .... исследования (экспертизы) товаров по обращениям государственных органов, организаций, предпринимателей и граждан," реализуется ЦТЛ и таможенными лабораториями в порядке, установленном ТК РФ, который исчерпывающе воспроизведен в нашем письме от 07.12.95 г. N 03-149/17414. Так нормы статей 135 и 183 ТК РФ определяют, что в процессе производства таможенного оформления и проведения таможенного контроля право назначения исследований (экспертиз) товаров, их проб и образцов предоставлено таможенным органам. Статья 326 ТК РФ устанавливает, что "Представленные в таможенные органы РФ заключения, акты, справки и иные документы, излагающие исследования и выводы, если эти документы были подготовлены не по поручению должностных лиц таможенных органов РФ, в производстве или на рассмотрении которых находится дело о НТП, либо не по поручению должностных лиц других правоохранительных органов РФ, у которых находятся или находились материалы, имеющие отношение к делу о НТП, заключениями эксперта не являются. Такие документы признаются доказательствами только в случае, если они обладают признаками вещественных или письменных доказательств." Из этого следует, что при поступлении в таможенные органы в процессе таможенного оформления, проведения таможенного контроля, в ходе производства или рассмотрения дела о НТП или при осуществлении дознания заключений, актов справок и иных документов составленных ЦТЛ или таможенными лабораториями по обращениям государственных органов (неправоохранительных), организаций, предприятий, предпринимателей и граждан, таможенные органы не вправе рассматривать и принимать такие документы как экспертные заключения (исследования). (Данная ситуация возможна, когда юридические и физические лица, обращаясь в таможенные лаборатории по вопросам проведения исследований (экспертиз) товаров либо их проб и образцов, скрывают от упомянутых экспертных учреждений фактическую цель использования результатов исследований в процессе таможенного оформления, проведения таможенного контроля, производства и рассмотрения дел о НТП и осуществлении дознания). Для таможенных органов поступление таких документов влечет обязанность проверки и оценки их в порядке, предусмотренном ТК РФ и УПК РСФСР для всех других документов предъявляемых декларантами, проверяемыми лицами, а также лицами, в отношении которых ведется производство или рассматривается дело о НТП или осуществляется дознание, в том числе и путем назначения, в случае необходимости, экспертиз по вопросам отраженным в представленных актах, заключениях, справках и исследованиях. Такие экспертизы, в силу требований статьи 326 ТК РФ и статьи 81 УПК РСФСР не являются дополнительными или повторными, однако, в соответствии с положениями статьи 316 ТК РФ и статьи 67 УПК РСФСР их проведение следует поручать экспертам иных таможенных лабораторий либо другим экспертным учреждениям или специалистам обладающим необходимыми специальными познаниями. Начальник Регионального Управления по борьбе с таможенными правонарушениями М.В.Ванин |