О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ, КАСАЮЩИХСЯ ПРИМЕНЕНИЯ ПРИКАЗА ГТК РФ N 426 ОТ 10.07.96 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ЦТЛ И ОБЩЕГО ПОЛОЖЕНИЯ О ТАМОЖЕННЫХ ЛАБОРАТОРИЯХ". Письмо. Государственный таможенный комитет РФ (ГТК России). 30.07.96 11-17/2149

   О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ, КАСАЮЩИХСЯ ПРИМЕНЕНИЯ ПРИКАЗА ГТК РФ N 426
    ОТ 10.07.96 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ЦТЛ И ОБЩЕГО ПОЛОЖЕНИЯ
                      О ТАМОЖЕННЫХ ЛАБОРАТОРИЯХ"

                                ПИСЬМО

                ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РФ
                           30 июля 1996 г.
                             N 11-17/2149

                                 (Д)

     В связи с изданием Приказа ГТК России N 426 от  10.07.96  г.  "Об
утверждении   Положения   о   ЦТЛ  и  Общего  положения  о  таможенных
лабораториях" и необходимостью формирования  единой  практики  по  его
применению    таможенными   органами   и   таможенными   лабораториями
настоятельно требуем дальнейшего исполнения ими как приказа ГТК России
N   264   от   25.06.93  г.  "Об  утверждении  нормативно-методических
документов,  принятых  Коллегией  по  вопросу  "О  программе  развития
таможенных  лабораторий  ГТК России" и вышеупомянутого Приказ N 426 от
10.07.96 г.,  так и нашего письма N  03-149/17414  от  7.12.95  г.  "О
некоторых  вопросах  по применению приказа ГТК РФ N 264 от 25.06.93 г.
и, в частности, его пунктов 2.1. и 2.2., которые гласят:
     "2.1. Таможенные    лаборатории,   наряду   со   своей   основной
деятельностью,  заключающейся в производстве таможенных  экспертиз  по
поручениям  и  постановлениям  таможенных  органов,  в  соответствии с
приказом ГТК России N 264 от  25.06.93  г.,  (п.п.  1.3  Положения  об
организации    производства    таможенных   экспертиз   в   таможенных
лабораториях  ГТК  РФ)  вправе  производить   по   договорам   подряда
экспертизы  по  поручениям  и постановлениям иных правоохранительных и
судебных органов по уголовным,  гражданским и административным  делам.
Вместе  с  тем,  использование  такой  работы  допускается  лишь в тех
случаях,  когда  она  не  отражается  на  своевременном   производстве
экспертиз, назначенных таможенными органами.
     2.2. Таможенные   лаборатории,   наряду   со    своей    основной
деятельностью,   в   соответствии   с  п.п.  1.3.,  1.4  Положения  об
организации   производства   таможенных   экспертиз    в    таможенных
лабораториях  ГТК  РФ,  утвержденного  вышеуказанным  приказом ГТК РФ,
могут в порядке исключения,  и опять таки  если  это  не  скажется  на
сроках   и   качестве  экспертиз,  назначенных  таможенными  органами,
проводить исследования (экспертизы) на основании договоров  подряда  в
связи  с  обращениями  других  государственных  органов,  предприятий,
организаций,  предпринимателей  и  граждан,  если   проведение   таких
исследований  не  связано  с производством по уголовным,  гражданским,
административным делам,  в том числе и по делам о нарушении таможенных
правил,  а  также не связано с проведением таможенными органами России
таможенного контроля и таможенного оформления.
     (В последних    случаях   указанные   исследования   (экспертизы)
правомочны назначать таможенные органы, иные правоохранительные органы
и суды)."
     Отвечая на запросы,  поступающие из таможенных органов по  поводу
трактования отдельных пунктов новых Положения о ЦТЛ и Общего положения
о ТЛ,  разъясняем,  что предусмотренное пунктом 4.4. Положения о ЦТЛ и
соответствующим  пунктом  Общего  положения о ТЛ право "производить на
договорной основе .... исследования (экспертизы) товаров по обращениям
государственных  органов,  организаций,  предпринимателей  и граждан,"
реализуется ЦТЛ и таможенными лабораториями в  порядке,  установленном
ТК  РФ,  который исчерпывающе воспроизведен в нашем письме от 07.12.95
г. N 03-149/17414.
     Так нормы  статей  135  и  183  ТК РФ определяют,  что в процессе
производства таможенного оформления и проведения таможенного  контроля
право назначения исследований (экспертиз) товаров,  их проб и образцов
предоставлено таможенным органам.
     Статья 326 ТК РФ устанавливает,  что "Представленные в таможенные
органы РФ заключения,  акты,  справки  и  иные  документы,  излагающие
исследования  и  выводы,  если  эти  документы были подготовлены не по
поручению должностных лиц таможенных органов РФ, в производстве или на
рассмотрении  которых  находится  дело  о  НТП,  либо  не по поручению
должностных  лиц  других  правоохранительных  органов  РФ,  у  которых
находятся  или  находились материалы,  имеющие отношение к делу о НТП,
заключениями  эксперта  не  являются.   Такие   документы   признаются
доказательствами   только  в  случае,  если  они  обладают  признаками
вещественных или письменных доказательств."
     Из этого  следует,  что  при  поступлении  в  таможенные органы в
процессе таможенного оформления,  проведения таможенного  контроля,  в
ходе  производства  или  рассмотрения дела о НТП или при осуществлении
дознания заключений,  актов справок и иных документов составленных ЦТЛ
или  таможенными  лабораториями  по обращениям государственных органов
(неправоохранительных),  организаций,  предприятий, предпринимателей и
граждан,  таможенные  органы не вправе рассматривать и принимать такие
документы как экспертные заключения (исследования).
     (Данная ситуация  возможна,  когда юридические и физические лица,
обращаясь в таможенные лаборатории по вопросам проведения исследований
(экспертиз)  товаров  либо их проб и образцов,  скрывают от упомянутых
экспертных  учреждений  фактическую  цель  использования   результатов
исследований в процессе таможенного оформления, проведения таможенного
контроля,  производства и  рассмотрения  дел  о  НТП  и  осуществлении
дознания).
     Для таможенных  органов  поступление  таких   документов   влечет
обязанность  проверки  и оценки их в порядке,  предусмотренном ТК РФ и
УПК РСФСР  для  всех  других  документов  предъявляемых  декларантами,
проверяемыми  лицами,  а  также  лицами,  в  отношении которых ведется
производство  или  рассматривается  дело  о  НТП  или   осуществляется
дознание,  в  том  числе  и путем назначения,  в случае необходимости,
экспертиз по вопросам отраженным в представленных актах,  заключениях,
справках и исследованиях.
     Такие экспертизы,  в силу требований статьи 326 ТК РФ и статьи 81
УПК  РСФСР  не  являются  дополнительными  или повторными,  однако,  в
соответствии с положениями статьи 316 ТК РФ и статьи 67 УПК  РСФСР  их
проведение следует поручать экспертам иных таможенных лабораторий либо
другим экспертным учреждениям или специалистам обладающим необходимыми
специальными познаниями.

Начальник Регионального Управления
по борьбе с
таможенными правонарушениями                            М.В.Ванин