Страницы: 1 2 О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РАЗВИТИЕ И СОХРАНЕНИЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (1997-1999 ГОДЫ)" ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ 19 июня 1996 г. N 715 (Д) (Часть 1) Правительство Российской Федерации постановляет: 1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Развитие и сохранение культуры и искусства Российской Федерации (1997-1999 годы)" (далее именуется - Программа). 2. Утвердить: Министерство культуры Российской Федерации государственным заказчиком - координатором Программы; Министерство культуры Российской Федерации, Комитет Российской Федерации по кинематографии, Государственную архивную службу России и Российскую государственную цирковую компанию государственными заказчиками Программы по направлениям (подпрограммам). 3. Министерству экономики Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации при разработке прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации и проектов федерального бюджета на 1997 год и последующие годы предусматривать выделение средств для реализации Программы, имея в виду, что объемы и источники финансирования Программы определяются ежегодно в порядке, установленном для федеральных программ. Считать необходимым привести к 1999 году объемы финансирования Программы за счет средств федерального бюджета в соответствие с нормами, установленными Законом Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре". 4. Министерству культуры Российской Федерации, Комитету Российской Федерации по кинематографии, Государственной архивной службе России и Российской государственной цирковой компании проработать в установленном порядке вопросы долевого финансирования Программы за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников. 5. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации: рассмотреть совместно с государственными заказчиками Программы вопросы долевого финансирования Программы за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации; разработать региональные программы развития и сохранения культуры и искусства на 1997-1999 годы и привести объемы их финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствие с нормами, установленными Законом Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре". Председатель Правительства РФ В. Черномырдин УТВЕРЖДЕНА постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июня 1996 г. N 715 ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "Развитие и сохранение культуры и искусства Российской Федерации (1997-1999 годы)" ПАСПОРТ федеральной целевой программы Наименование Программы - федеральная целевая программа "Развитие и сохранение культуры и искусства Российской Федерации (1997-1999 годы)" Дата принятия решения о - протокол заседания Правительства разработке программы Российской Федерации от 14 сентября 1995 г. N 32 Государственный заказчик - - Минкультуры России координатор Программы Государственные заказчики - Минкультуры России, Роскомкино, Программы по направлениям Росархив, Росгосцирк (подпрограммам) Основные разработчики - Минкультуры России, Роскомкино, Программы Росархив, Росгосцирк Цели и задачи Программы, - развитие и сохранение культуры и важнейшие целевые показатели искусства России как системы духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, важной части мирового культурного наследия и потенциала Сроки реализации Программы - 1997-1999 годы Перечень подпрограмм и - подпрограмма "Развитие культуры и основных мероприятий сохранение культурного наследия России"; подпрограмма "Развитие отечественной кинематографии"; подпрограмма "Развитие архивного дела"; подпрограмма "Развитие циркового искусства" Исполнители подпрограмм и - Минкультуры России, Роскомкино, основных мероприятий Росархив, Росгосцирк, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, творческие союзы, Российский фонд культуры, другие общественные объединения деятелей культуры и искусства Объемы и источники - 31224,35 млрд. рублей на период с финансирования 1997 по 1999 год, в том числе: на подпрограмму "Развитие культуры и сохранение культурного наследия России" - 23644,2 млрд. рублей, из них из федерального бюджета - 21321,1 млрд. рублей; на подпрограмму "Развитие отечественной кинематографии" - 5551,85 млрд. рублей, из них из федерального бюджета - 4619,55 млрд. рублей; на подпрограмму "Развитие архивного дела" - 933,1 млрд. рублей, из них из федерального бюджета - 761,8 млрд. рублей на подпрограмму "Развитие циркового искусства" - 1095,2 млрд. рублей, из них из федерального бюджета - 851,8 млрд. рублей Ожидаемые конечные - обеспечение широкого доступа всех результаты социальных слоев населения к реализации Программы ценностям отечественной и мировой культуры; гармонизация профессиональных творческих устремлений деятелей культуры и духовных потребностей населения; стимулирование плодотворного развития всех видов и жанров современной культуры и искусства; сохранение историко-культурного наследия России и его использование как важного фактора морально-нравственной консолидации народов страны; развитие принципов федерализма при осуществлении государственной политики в сфере культуры на основе четкого разграничения полномочий и эффективного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации Система организации - Минкультуры России, Роскомкино и контроля за Росархив - ежегодно, исполнением Программы Росгосцирк - ежеквартально СОДЕРЖАНИЕ ПРОБЛЕМЫ И НЕОБХОДИМОСТЬ ЕЕ РЕШЕНИЯ ПРОГРАММНЫМИ СРЕДСТВАМИ В период радикальных социально-экономических преобразований основной целью государственной политики в сфере культуры являлось сохранение богатейшего культурного наследия народов России, сложившейся ранее системы институтов культурной жизни страны. На достижение этой цели была направлена федеральная целевая программа "Сохранение и развитие культуры и искусства" (1993-1995 годы) (продлена на 1996 год постановлением Правительства Российской Федерации от 1 мая 1996 г. N 541 "О продлении сроков реализации федеральных целевых программ на 1996 год". Несмотря на то, что культура страны в полной мере испытала на себе негативные последствия экономического кризиса и социально-политической нестабильности, поставленные задачи в основном решены. Кризисные процессы в сфере культуры удалось ослабить, а в ряде случаев и приостановить. Главный позитивный итог реализации государственной политики в сфере культуры заключается в том, что в целом удалось сберечь накопленный ранее культурный потенциал России. Этому способствовал активный процесс формирования законодательства, начатый принятием в 1992 году Закона Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре". Однако социально-экономическая ситуация в стране не позволяла в короткие сроки разрешить сложный комплекс проблем, стоящих перед российской культурой. Ряд задач, предусмотренных федеральной целевой программой "Сохранение и развитие культуры и искусства" (1993-1995 годы), остался нереализованным из-за недостаточного финансирования и сохраняет свою актуальность. Федеральный бюджет в сфере культуры, будучи и на бумаге весьма незначительным (в 1993 году - 0,35 процента от расходной части, в 1994 году - 0,82 процента, в 1995 году - 0,94 процента), исполнялся в среднем на 65-70 процентов. Не произошло существенного изменения ситуации и в 1996 году. В утвержденном на этот год федеральном бюджете расходы на культуру составляют всего 0,87 процента. Не намного лучше обстоит дело и с бюджетами регионов. В начальной стадии находится формирование многоканальной системы финансирования культуры. Из-за отсутствия материальных и моральных стимулов, сложного финансового положения меценатство культуры крайне медленно входит в практику предприятий, банков и других коммерческих структур. В то же время возможность увеличения собственных доходов учреждений культуры и искусства ограничена их социальными целями. Увеличился разрыв между культурными потребностями общества и возможностями их удовлетворения из-за слабой материально-технической базы учреждений культуры и искусства, кинематографии, архивного дела. Вместе с тем сегодня выдвигается ряд новых задач в сфере культуры, которые требуют корректировки сложившихся в предшествующий период приоритетов. Главные акценты переносятся с задач сохранения ранее накопленного культурного потенциала на задачи его дальнейшего развития. Решение актуальных задач государственной политики в сфере культуры возможно только программными методами и требует реализации в ближайшие годы комплекса мероприятий. Такой увязанной по задачам, срокам, ресурсам и исполнителям системой мероприятий является федеральная целевая программа "Развитие и сохранение культуры и искусства Российской Федерации (1997-1999 годы)(далее именуется - Программа). Данная Программа разработана на основе концепции государственной поддержки развития и сохранения культуры, одобренной на заседании Правительства Российской Федерации (протокол от 14 сентября 1995 г. N 32). Программа исходит из фундаментального значения отечественной культуры в жизни государства и общества. При этом культура рассматривается не только как один из институтов общественного сознания, но и как целостная система духовных ценностей, влияющих на все сферы государственной и общественной жизни. В условиях светского демократического государства именно культура берет на себя задачу сохранения духовных, нравственных ориентиров народа. Реализация Программы будет способствовать широкому доступу всех слоев населения к произведениям отечественной и мировой культуры, позволит сохранить историко-культурное наследие народов Российской Федерации, поддержать высокий престиж российской культуры за рубежом, обеспечить разграничение полномочий и ответственности между Российской Федерацией и ее субъектами в сфере культуры. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ПРИОРИТЕТЫ ПРОГРАММЫ Программа ориентирована на достижение долгосрочных целей культурной политики государства. Важнейшими из них являются: формирование идеологических и нравственных основ демократического правового государства, в том числе уважения свободы творчества и инакомыслия, гражданственности и патриотизма; создание условий для развития и воспроизводства творческого потенциала общества; сохранение культурных традиций народов Российской Федерации, формирование неискаженного исторического сознания, создание единого культурного пространства страны. Для достижения поставленных целей Программа предусматривает решение следующих приоритетных задач: поддержка развития всех видов и жанров современной культуры и искусства, создание благоприятных условий для широкого доступа всех социальных слоев к ценностям отечественной и мировой культуры; сохранение историко-культурного наследия России и его использование как важного фактора морально-нравственной консолидации народов страны; развитие принципов федерализма в осуществлении государственной политики на основе четкого разграничения полномочий и эффективного взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления, сохранение и развитие национальных культур народов Российской Федерации, поддержка всех форм национально-культурной самоорганизации граждан; укрепление материально-технической базы ведущих учреждений культуры, в первую очередь - отнесенных к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации; всемерное содействие развитию как государственных, так и негосударственных организаций культуры, укрепление взаимодействия и сотрудничества органов исполнительной власти в сфере культуры с Российским фондом культуры, творческими союзами и другими общественными объединениями деятелей культуры и искусства, осуществление ими совместных проектов развития и сохранения культуры; поддержание высокого престижа российской культуры за рубежом, расширение культурного сотрудничества между народами СНГ. Программа охватывает сферы деятельности Министерства культуры Российской Федерации, Комитета Российской Федерации по кинематографии, Государственной архивной службы России, Российской государственной цирковой компании и состоит из 4 подпрограмм: "Развитие культуры и сохранение культурного наследия России"; "Развитие отечественной кинематографии"; "Развитие архивного дела"; "Развитие циркового искусства". Каждая подпрограмма является комплексом взаимоувязанных мероприятий с учетом специфики отдельных видов культурной деятельности и приоритета соответствующих задач. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ Программа отнесена Министерством экономики Российской Федерации к числу федеральных целевых программ, требующих максимальной государственной поддержки ввиду слабости альтернативных, кроме бюджетных, источников финансирования. Финансирование мероприятий Программы осуществляется через государственных заказчиков подпрограмм - Министерство культуры Российской Федерации, Комитет Российской Федерации по кинематографии, Государственную архивную службу России, Российскую государственную цирковую компанию. Государственные заказчики содействуют своевременному и полному обеспечению программных мероприятий финансовыми ресурсами в пределах установленного бюджетного финансирования, привлекают и используют иные источники финансирования (средства бюджетов субъектов Российской Федерации по согласованию с ними, кредиты российских финансовых организаций, собственные доходы организаций и иные внебюджетные средства), контролируют использование финансовых средств строго по целевому назначению. Стоимость реализации Программы в 1997-1999 годах составляет 31224,35 млрд. рублей, в том числе из средств федерального бюджета - 27554,25 млрд. рублей. Стоимость подпрограммы "Развитие культуры и сохранение культурного наследия России" составляет 23644,2 млрд. рублей, в том числе из средств федерального бюджета - 21321,1 млрд. рублей. Из внебюджетных источников финансирования мероприятий подпрограммы предполагается использовать 1332,6 млрд. рублей, из них собственных средств организаций - 1311,6 млрд. рублей, и из бюджетов субъектов Российской Федерации (по согласованию с ними) - 990,5 млрд. рублей. За счет средств федерального бюджета предполагается профинансировать научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) на сумму 110,5 млрд. рублей. Стоимость подпрограммы "Развитие отечественной кинематографии" составляет 5551,85 млрд. рублей, в том числе из средств федерального бюджета -4619,55 млрд. рублей. Из внебюджетных источников финансирования мероприятий подпрограммы предполагается использовать 170,3 млрд. рублей, в том числе собственных средств организаций - 4,66 млрд. рублей. Из бюджетов субъектов Российской Федерации прогнозируется привлечь 762 млрд. рублей. Затраты на НИОКР составят 22,8 млрд. рублей. Стоимость подпрограммы "Развитие архивного дела" составляет 933,1 млрд. рублей, в том числе из средств федерального бюджета -761,8 млрд. рублей. Внебюджетные источники финансирования подпрограммы составят 12,2 млрд. рублей и из бюджетов субъектов Российской Федерации предполагается использовать (по согласованию с ними) 159,1 млрд. рублей. Затраты на НИОКР проектируются в сумме 14,1 млрд. рублей. Стоимость подпрограммы "Развитие циркового искусства" составляет 1095,2 млрд. рублей, в том числе из средств федерального бюджета - 851,8 млрд. рублей. Из собственных средств организаций предполагается использовать 243,4 млрд. рублей. Финансовые ресурсы по направлениям Программы распределяются следующим образом: капитальные вложения - 9783,75 млрд. рублей, из них 9619,45 млрд. рублей из федерального бюджета; затраты на НИОКР - 147,4 млрд. рублей, из них 147,1 млрд. рублей из федерального бюджета; текущие расходы - 21293,2 млрд. рублей, из них 17787,7 млрд. рублей из федерального бюджета. Общий размер затрат из федерального бюджета на реализацию Программы определен с таким расчетом, чтобы в 1999 году они составили не менее 2 процентов средств федерального бюджета, как это установлено статьей 45 Закона Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре". Размер долевого участия субъектов Российской Федерации в финасировании программных мероприятий согласован с ними в объеме 1911,6 млрд. рублей. К выполнению Программы привлекаются собственные доходы федеральных организаций культуры, кинематографии, архивной службы, цирковых предприятий в сумме 1571,86 млрд. рублей. Сводный расчет потребности в финансировании Программы представлен в таблице. (млрд. рублей, в ценах 1996 года) ___________________________________________________________________ | |На | В том числе | | |период |________________________________| | |реализации| 1997 год | 1998 год |1999 год | | | | | | | ___________________________________________________________________ 1. Текущие расходы - 21293,2 6501,5 7101,4 7690,3 всего в том числе: федеральный бюджет - 17787,7 5376,9 5918,2 6492,6 всего из них: на культуру и 16308,1 4927,1 5426,4 5954,6 искусство на образование 1479,6 449,8 491,8 538,0 бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты - всего 1752,5 553,4 583,4 615,7 внебюджетные источники - всего 1753,0 571,2 599,8 582 из них: собственные доходы федеральных организаций и Российского фонда 1566,36 522,39 539,73 504,24 культуры прочие 186,64 48,81 60,07 77,76 2. НИОКР - всего 147,4 45,7 49 52,7 в том числе: федеральный бюджет 147,1 45,6 48,9 52,6 внебюджетные 0,3 0,1 0,1 0,1 источники 3. Инвестиции - всего 9783,75 2811,85 3299,3 3672,6 в том числе: федеральный бюджет 9619,45 2798,95 3237,5 3583 из них: на развитие 5670,25 1734,15 1909,5 2026,6 материально - технической базы объектов культуры федерального ведения на развитие 3949,2 1064,8 1328 1156,4 материально- технической базы объектов культуры субъектов Российской Федерации внебюджетные источники - всего 5,2 1,7 1,8 1,7 бюджеты субъектов Российской 159,1 11,2 60,0 87,9 Федерации Всего по Программе 31224,35 9359,05 10449,7 11415,6 в том числе: федеральный бюджет 27554,25 8221,45 9204,6 10128,2 бюджеты субъектов 1911,6 564,6 643,4 703,6 Российской Федерации и местные бюджеты внебюджетные 1758,5 573 601,7 583,8 источники - всего из них: собственные доходы 1571,86 524,19 541,63 506,04 федеральных организаций и Российского фонда культуры прочие 186,64 48,81 60,07 77,76 МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ После утверждения Программы государственные заказчики обеспечиваются финансовыми ресурсами, устанавливаемыми федеральным бюджетом, и осуществляют функции, права и обязанности государственных заказчиков в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. N 594. Основной механизм выполнения Программы - ежегодное утверждение планов программных мероприятий по развитию культуры, архивной службы, кинематографии, циркового искусства, заключение договоров, контрактов и соглашений с исполнителями отдельных мероприятий. Договоры и контракты заключаются на конкурсной основе. По каждой подпрограмме функции исполнительной дирекции возлагаются на соответствующие подразделения Министерства культуры Российской Федерации, Государственной архивной службы России, Комитета Российской Федерации по кинематографии, Российской государственной цирковой компании. Исполнительные дирекции взаимодействуют с исполнителями мероприятий подпрограмм, привлекают для их финансирования внебюджетные источники, оказывают при необходимости консультативную помощь организациям - исполнителям программных мероприятий. Государственные заказчики выступают в роли экспертов при рассмотрении региональных программ, включающих в себя разделы, связанные с развитием культуры и искусства, кинематографии, архивной службы и циркового искусства, определяют приоритеты с учетом мнений специалистов и научной общественности, привлекая при необходимости экспертов из других ведомств. ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММОЙ И КОНТРОЛЯ ЗА ЕЕ РЕАЛИЗАЦИЕЙ Управление реализацией Программы осуществляют Министерство культуры Российской Федерации, Государственная архивная служба России, Комитет Российской Федерации по кинематографии, Российская государственная цирковая компания в качестве государственных заказчиков. Программа реализуется путем сочетания сметного финансирования учреждений культуры, кинематографии, архивной службы и циркового искусства с финансированием на основе договоров с юридическими и физическими лицами - исполнителями отдельных мероприятий Программы. Государственные заказчики Программы с учетом выделяемых на реализацию подпрограмм финансовых средств ежегодно уточняют целевые показатели и затраты по программным мероприятиям, механизм реализации программных мероприятий, состав исполнителей. При необходимости государственные заказчики Программы вносят в установленном порядке предложения об изменении или продлении срока реализации программных мероприятий. Государственные заказчики подпрограмм направляют в Министерство экономики Российской Федерации статистическую, справочную и аналитическую информацию о выполнении программных мероприятий. Контроль за выполнением Программы осуществляет Министерство культуры Российской Федерации. Контроль ведется на основе государственной и ведомственной отчетности, заключенных договоров, контрактов и соглашений. Контроль за выполнением Программы включает: периодическую отчетность о реализации программных мероприятий; контроль за рациональным использованием исполнителями выделяемых финансовых средств; контроль за сроками выполнения договоров, контрактов и соглашений; контроль за качеством реализуемых программных мероприятий. Исполнители отчитываются по использованию выделенных им финансовых средств в соответствии с порядком, установленным государственными заказчиками Программы. СИСТЕМА ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПОДПРОГРАММА "РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ И СОХРАНЕНИЕ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ РОССИИ" ПРИОРИТЕТНЫЕ ЗАДАЧИ И НАПРАВЛЕНИЯ Подпрограмма охватывает сферу деятельности Министерства культуры Российской Федерации и включает 9 разделов. ПОДДЕРЖКА И РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА К началу 1997 года в Российской Федерации будут действовать 490 государственных театров, свыше 130 концертных организаций, около 700 музыкальных и хореографических коллективов с численностью творческих составов свыше 30 тыс. человек. Параллельно развивается сеть негосударственных театров, галерей, выставочных залов и концертных организаций. Творческие союзы и другие профессиональные общественные объединения охватывают более 30 тыс. художников, композиторов, драматургов, дизайнеров и других деятелей искусства. Отечественный театр, музыкальное и изобразительное искусство демонстрируют образцы, признанные мировым сообществом. Однако не только высочайшие достижения, но и общее состояние российского искусства остается значимым явлением мировой художественной культуры и социальной жизни страны. Реформы театрального и концертного дела, пересмотр сложившихся стереотипов в организации художественной жизни хотя и заметно смягчили вхождение творческих работников и коллективов в новую социально-экономическую реальность, но не позволили полностью избежать утрат и потерь. Всемерная поддержка индивидуальных талантов наряду с созданием максимально благоприятных условий для творческого развития профессиональных коллективов и организаций должна стать одной из главных задач Министерства культуры Российской Федерации и органов культуры субъектов Российской Федерации. Не менее важна забота о востребованности талантов, расширении аудитории учреждений и организаций профессионального искусства, вовлечении широкой публики в художественную жизнь страны. Мероприятия данного раздела подпрограммы предусматривают решение задач по следующим приоритетным направлениям: создание условий для развития профессионального искусства; совершенствование организации культурной жизни страны в целом и ее регионов; наиболее полное удовлетворение культурных потребностей различных слоев российского общества; поддержка и обеспечение полноценной жизнедеятельности федеральных театров, концертных организаций и музыкальных коллективов, в первую очередь - отнесенных к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации. СОХРАНЕНИЕ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ Недвижимые памятники истории и культуры На территории Российской Федерации насчитывается 83,2 тыс. недвижимых памятников истории и культуры, взятых на государственный учет. Из них 20,7 тыс. отнесены к памятникам федерального значения. В Список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО включено 9 российских памятников (в том числе архитектурный ансамбль Московского Кремля, памятники древнего зодчества Кижей и Новгорода, шедевры белокаменного зодчества Владимира и Суздаля, дворцы и парки Санкт-Петербурга и его пригородов). При номинальном росте бюджетных ассигнований на консервацию, реставрацию и введение в культурный оборот памятников истории и культуры реальное наполнение этих ассигнований за последние годы сократилось в несколько раз. Это привело к свертыванию реставрационных работ, вынудило реставрационные организации переключиться на непрофильные работы. К реставрации памятников недостаточно привлекаются средства арендаторов и инвесторов. Резкое сокращение в последние годы научно-исследовательских, методических, проектных работ привело к нарушениям технологии реставрации, искажению исторического облика памятников, особенно в отдаленных районах страны. Непомерно затянулась паспортизация памятников истории и культуры, подготовка Свода памятников истории и культуры Российской Федерации. Сохранение недвижимых памятников истории и культуры, их учет, изучение и реставрация являются одним из важнейших направлений деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Мероприятия данного подраздела предусматривают решение задач по следующим направлениям: проведение первоочередных реставрационных работ по объектам, включенным в Список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО и отнесенным к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации, памятникам древнего зодчества европейской части России, памятникам на территории республик Поволжья, Северного Кавказа и Сибири, усадебным комплексам; улучшение деятельности органов охраны памятников истории и культуры, упорядочение их взаимодействия с территориальными органами управления государственным имуществом; дальнейшая разработка нормативно-правовой базы обеспечения сохранности и использования памятников истории и культуры; совершенствование практики финансирования реставрационных и консервационных работ по недвижимым памятникам истории и культуры из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, а также местных бюджетов. Музейный фонд Музейный фонд Российской Федерации включает в себя более 40 млн. движимых памятников истории и культуры. Их хранение осуществляют свыше 1,6 тыс. музеев, находящихся в ведении Министерства культуры Российской Федерации и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Значительная часть музейного фонда страны хранится в ведомственных музеях Российской академии наук, Министерства обороны Российской Федерации, Министерства образования Российской Федерации и др., а также в частных коллекциях и в собраниях общественных организаций. Болезненные процессы изменения отношений собственности и основ государственного устройства вызвали попытки приватизации государственного музейного фонда, ликвидации музейных организаций, породили на разных уровнях государственной власти идеи тотального передела музейного фонда как в масштабах России, так и в рамках Содружества Независимых Государств. Процессы возрождения религиозной духовности в нашей стране создали исключительные трудности в работе музеев, поскольку на протяжении многих десятилетий советской власти музейные учреждения размещались в культовых постройках, а единственным способом сохранить для потомков памятники религиозной культуры являлась их передача в музейные собрания. Программные мероприятия данного подраздела предусматривают решение задач по следующим направлениям: сохранение и эффективное использование в научных и просветительских целях музейного фонда Российской Федерации; организационное, методическое и нормативное обеспечение эффективных систем учета и хранения музейных ценностей; создание условий для широкого доступа граждан к памятникам истории и культуры, хранящимся в музеях страны; развитие межмузейного обмена на межрегиональном, общероссийском и международном уровнях; поддержка и обеспечение полноценной жизнедеятельности музейных учреждений федерального значения, в первую очередь - отнесенных к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации. Безопасность музейных и библиотечных фондов В 1990-х годах проблема обеспечения безопасности музеев и других организаций культуры, хранящих памятники культурного наследия, защита их от криминальных посягательств встала с небывалой остротой. Число краж из музеев за последние пять лет увеличилось в 2 раза и составило 104 случая. Большинство музеев России к началу 1990-х годов были оснащены устаревшими и неэффективными системами охранной и пожарной сигнализации. Специализированной службы охраны музеев и библиотек не существовало. Программные мероприятия данного подраздела предусматривают создание эффективной системы защиты фондов музеев и библиотек, отнесенных к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации, учреждений, находящихся в ведении Министерства культуры Российской Федерации, а также крупнейших музеев и библиотек субъектов Российской Федерации. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПОВ ФЕДЕРАЛИЗМА В КУЛЬТУРНОМ СТРОИТЕЛЬСТВЕ, ПОДДЕРЖКА МЕЖРЕГИОНАЛЬНОГО КУЛЬТУРНОГО ОБМЕНА, СОХРАНЕНИЕ И РАЗВИТИЕ НАЦИОНАЛЬНЫХ КУЛЬТУР НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Новый этап развития российского государства и общества настоятельно требует наполнения реальным содержанием принципа федерализма, развития и укрепления территориальных и межрегиональных связей, законодательного закрепления основ современной государственной национальной политики, достижения мира и согласия в обществе. Программные мероприятия данного раздела предусматривают разграничение полномочий Министерства культуры Российской Федерации и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в вопросах, отнесенных к их совместному ведению. В этих целях необходимо закрепить в соответствующих договорах: 1) ответственность Министерства культуры Российской Федерации за: правовое и методическое обеспечение культурной деятельности; финансирование из федерального бюджета подпрограммы "Развитие культуры и сохранение культурного наследия России"; подготовку творческих кадров высшей квалификации; обеспечение деятельности особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и ведущих организаций культуры и искусства, находящихся в ведении Министерства культуры Российской Федерации, контроль за сохранением памятников истории и культуры федерального значения, государственного музейного фонда и фонда книжных памятников страны; содействие развитию культуры в регионах страны, где уровень культурного обслуживания населения существенно отстает от среднероссийского, а также культуры народов и этнических групп, не имеющих своих национально-территориальных образований; стимулирование и поддержку международного, межнационального и межрегионального культурного сотрудничества. 2) ответственность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации за: формирование и реализацию региональных программ развития и сохранения культуры и искусства с учетом национальных, социально-экономических, демографических и иных особенностей субъектов Российской Федерации, их финансирование из соответствующих бюджетов; сотрудничество с Министерством культуры Российской Федерации в деле охраны памятников истории и культуры федерального значения, сохранения государственного музейного фонда и фонда книжных памятников страны; содействие развитию и сохранению культуры в муниципальных образованиях; реализацию равных прав народов Российской Федерации на сохранение и развитие культурной самобытности, на защиту, восстановление и сохранение культурно-исторической среды обитания, национальную культурную автономию; поддержку культур малочисленных народов. МОДЕРНИЗАЦИЯ БИБЛИОТЕЧНОГО ДЕЛА И СОХРАНЕНИЕ БИБЛИОТЕЧНЫХ ФОНДОВ Библиотечная сеть Российской Федерации включает в себя более 115 тыс. библиотек. Около половины из них входят в систему Министерства культуры Российской Федерации. В их числе 9 федеральных библиотек, центральные библиотеки 89 субъектов Российской Федерации, а также 50 тыс. публичных городских и муниципальных библиотек. Совокупный библиотечный фонд только библиотек системы Министерства культуры Российской Федерации достиг 1 млрд. экземпляров различных видов документов. Существовавшая долгие годы централизованная система книгоснабжения библиотек разрушилась с началом рыночных реформ, демократизации книгоиздания и книжной торговли. Оптовые книготорговые базы были приватизированы и переориентировались на другие, более прибыльные виды товаров. Появились тысячи новых издательств (если в 1990 году в СССР их было немногим более 200, то сейчас в России - более 7000). Системы тематических планов, по которым раньше осуществлялся предварительный заказ, практически не существует, как нет больше и иерархической системы книготоргов. Исчезло, по сути, оптово-закупочное звено книжной торговли, составляющее основу стабильного книжного рынка. Информация о новых изданиях несвоевременна, ненадежна и распылена по разным источникам. Как никогда актуальна задача раскрытия для читателей накопленных библиотеками огромных информационных ресурсов, поскольку в стране нет национального сводного каталога книжного фонда и лишь начинают создаваться электронные каталоги и справочно-библиографические базы данных. Острейшими являются проблемы обеспечения безопасности и сохранности библиотечных фондов в связи с увеличением криминальной напряженности в обществе и развивающимися процессами старения и разрушения бумажных носителей информации. Программные мероприятия данного раздела предусматривают решение задач по следующим направлениям: включение библиотек России в мировой информационный процесс; оптимизация и перевод на новые технологии работ по каталогизации фондов библиотек и форм пользования библиотечными фондами; создание эффективно действующей системы книгораспространения и комплектования фондов библиотек; поддержка и обеспечение полноценной жизнедеятельности библиотек, находящихся в ведении Министерства культуры Российской Федерации, в первую очередь - отнесенных к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации. СТИМУЛИРОВАНИЕ НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА И РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Решение вопросов сохранения и возрождения традиционных форм художественной культуры народов Российской Федерации, поддержка развития народного творчества и культурно-досуговой деятельности входят в основном в компетенцию органов культуры субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. В предшествующий период, несмотря на переход предприятий художественной промышленности к новым формам организации производства, в большинстве случаев удалось сохранить коллективы народных мастеров и художников, систему обучения молодежи приемам и навыкам народных промыслов непосредственно при производствах, выпуск малосерийных изделий, в полной мере сохраняющих традиции промыслов. При всех трудностях в тысячах домах культуры, парках, клубах продолжают работать любительские художественные коллективы, многие из которых широко известны в стране и за рубежом. Развиваются новые формы активного проведения досуга. Однако именно в этой сфере негативно отразились смена экономических ориентиров, сокращение финансовой поддержки малодоходных видов культурной деятельности, вынужденная замена бесплатных форм работы с населением платными. Приватизация и последующее перепрофилирование дворцов и домов культуры, принадлежавших ранее профсоюзам, промышленным и сельскохозяйственным предприятиям, во многих случаях подорвали материальную базу самодеятельного творчества населения. Содержательные, ориентированные на развитие творческих способностей человека формы проведения досуга все более вытесняются пассивной тратой свободного времени. Ситуация требует более активного участия федеральных органов исполнительной власти в решении назревших проблем. Программные мероприятия данного раздела предусматривают решение задач по следующим направлениям: сохранение и развитие традиционных народных художественных промыслов и историко-природной среды их бытования; приобщение молодежи к художественным традициям народной культуры; поддержка новых форм культурно-досуговой деятельности. МЕЖДУНАРОДНОЕ КУЛЬТУРНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО Одним из важных и в политическом, и в общекультурном аспекте направлений реализации подпрограммы является последовательное развитие международных культурных связей и обменов нашей страны со странами мира. В 1993-1995 годах несмотря на экономические трудности удалось сохранить достаточно высокий уровень международного культурного обмена. С 18 зарубежными государствами были заключены межведомственные соглашения о культурном сотрудничестве, с более чем 30 странами регулярно пролонгировались протоколы и программы культурного обмена. Организовано выполнение культурных разделов межправительственных соглашений о сотрудничестве в гуманитарной сфере с более 140 государствами мира. Центральное место в международном культурном сотрудничестве прочно занимали страны, входящие в СНГ. Продолжался, хотя и в сокращенном объеме (до 300 человек в год), обмен специалистами и учащимися. Ежегодно в рамках гастрольного обмена в 40 стран мира направляются до 1500 творческих работников. В нашу страну с гастролями и выставками ежегодно приезжают до 2000 зарубежных деятелей искусства. Программные мероприятия данного раздела предусматривают решение задач по следующим направлениям: создание условий для доступа российских граждан к лучшим образцам мирового искусства; пропаганда классического искусства народов России за рубежом, интеграция современного российского искусства в текущий мировой художественный процесс; поддержка культурной деятельности наших соотечественников за рубежом; углубление и развитие культурного сотрудничества со странами СНГ, Восточной Европы, Италией, Францией, ФРГ, США, странами Балтии и Баренцова региона, Черноморского бассейна, государствами Арабского Востока, Индией и Японией в соответствии с общими геополитическими приоритетами российского государства. ПОДДЕРЖКА МОЛОДЫХ ДАРОВАНИЙ И РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ХУДОЖЕСТВЕННОГО И КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Отраслевая образовательная система включает в себя около 6 тыс. школ искусств, в которых получают начальное образование в сфере художественной культуры свыше 1,2 млн. детей, 253 средних специальных учебных заведения с 78 тыс. учащихся, 51 высшее образовательное учреждение, в которых обучаются свыше 50 тыс. студентов. Эти образовательные учреждения более чем на 80 процентов обеспечивают потребность в специалистах для творческо-художественной, социально-культурной и информационной сферы народного хозяйства, а с учетом выпускников негосударственных учебных заведений в сфере культуры и искусства и образовательных учреждений других ведомств число подготовленных специалистов полностью покрывает существующие потребности отрасли, что создает условия для дальнейшего развития культуры страны. Созданная в предыдущие годы отраслевая система переподготовки кадров, состоящая из Российского института переподготовки работников искусства, культуры и туризма, отделений (факультетов) повышения квалификации при образовательных учреждениях и курсов переподготовки кадров массовых профессий работников культуры в субъектах Российской Федерации, в основном призвана заниматься повышением квалификации специалистов. Эта система не ориентирована на помощь работникам в получении иной профессии или смену видов профессиональной деятельности. Основополагающими направлениями кадровой политики в сфере культуры являются поддержка и развитие образовательной системы культуры и искусства, адаптация к современным условиям и совершенствование системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов, реализация мер по повышению социального статуса работников культуры, престижности и общественной значимости их профессий. Программные мероприятия данного раздела предусматривают решение задач по следующим направлениям: повышение качества подготовки специалистов и приведение структуры специальностей в соответствие с требованием жизни; организационное переустройство сети образовательных учреждений и принципов ее финансирования; разработка методик раннего выявления таланта и его поддержки; формирование отраслевой системы социальной поддержки работников культуры; поддержка и обеспечение жизнедеятельности образовательных учреждений, находящихся в ведении Министерства культуры Российской Федерации, в первую очередь - отнесенных к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации. РАЗВИТИЕ НАУКИ О КУЛЬТУРЕ В системе Министерства культуры Российской Федерации действуют 7 научно-исследовательских и научно-технических организаций, а также 80 научных и научно-учебных подразделений в подведомственных вузах, музеях и библиотеках. Они ведут научные исследования в области культурологии, художественной культуры, социокультурной политики, сохранения и использования историко-культурного наследия, информационных технологий и информатики в сфере культуры. Научными исследованиями в области технического перевооружения отрасли занимаются научно-исследовательский и проектно-конструкторский институты. Результаты исследований используются в учебном процессе в образовательных учреждениях сферы культуры, при формировании прогнозов развития культуры и искусства, в практике работы учреждений и организаций культуры. Вместе с тем в развитии науки о культуре есть еще немало нерешенных проблем в области содержания научных исследований и научного обеспечения развития отрасли. На начальной стадии находится становление культурологии как научной дисциплины. Все более заметным в области искусства становится отсутствие фундаментальных обобщающих трудов, посвященных структурным особенностям художественной культуры, внутренним связям между различными видами искусства. Серьезным недостатком в разработке проблем социокультурной политики является отсутствие фундаментальных и значительных прикладных исследований в области экономики, права и управления. Программные мероприятия данного раздела предусматривают развитие научных исследований по указанным направлениям. РАЗВИТИЕ МАТЕРИАЛЬНОЙ БАЗЫ И ТЕХНИЧЕСКОЕ ПЕРЕВООРУЖЕНИЕ ОТРАСЛИ Несмотря на экономические трудности, процесс обновления материально-технической базы учреждений культуры в последние годы не прерывался, хотя темпы его развития значительно снизились. Закончена реконструкция Государственной Третьяковской галереи, филиала Государственного академического Малого театра, возведены музейные сооружения на Поклонной горе в г.Москве, музей на Прохоровском поле в Белгородской области, сооружен и открыт музей Г. К. Жукова в Калужской области, драматический театр в г. Астрахани, построены и оснащены по последнему слову техники областные библиотеки в гг. Омске и Ростове-на-Дону. Тем не менее материальная база многих организаций культуры и искусства федерального значения, включая и отнесенные к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации, находится в неудовлетворительном состоянии. Подавляющая их часть построена 50-100 лет назад и нуждается в неотложном капитальном ремонте, коренной реконструкции и техническом перевооружении на современном уровне. Бюджеты многих субъектов Российской Федерации и муниципальные бюджеты не позволяют приступить к масштабной модернизации материальной базы учреждений культуры, приведению ее состояния в соответствие с современными требованиями. Программные мероприятия данного раздела направлены на модернизацию материально-технической базы учреждений культуры по следующим направлениям: строительство и реконструкция объектов культуры и искусства (в том числе отнесенных к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации) согласно приложению N 1; техническое перевооружение учреждений сферы культуры, внедрение новых технологий в их деятельность. ПРАВОВОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ Практика реализации федеральной целевой программы "Сохранение и развитие культуры и искусства" (1993-1995 годы), пролонгированной на 1996 год, показала, что серьезным препятствием на пути реализации предусмотренных в ней проектов стало недостаточное правовое, нормативно-методическое и информационное обеспечение сферы культуры. В связи с этим предусматривается: 1) принять участие в разработке проектов федеральных законов: о социальном статусе творческих работников; о народных художественных промыслах и ремеслах; о внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации о культуре"; о внесении изменений и дополнений в Кодекс РСФСР об административных правонарушениях (в части ответственности за посягательства на объекты культурного наследия, нанесения ущерба государственному музейному фонду и фонду книжных памятников); о внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации (в части положений, касающихся специфики труда творческих работников). 2) разработать и внести в Правительство Российской Федерации проекты положений: о Музейном фонде Российской Федерации; о Государственном реестре культурного наследия России; о Государственном реестре народных художественных промыслов. 3) разработать и утвердить в установленном порядке следующие ведомственные нормативные акты: положение о формировании всероссийского гастрольного плана и филармонического абонемента; положения о премиях Министерства культуры Российской Федерации в области профессионального творчества, науки и культурного строительства; положение о грантах Министерства культуры Российской Федерации в области профессионального искусства и образования; типовой охранный договор об использовании недвижимых памятников истории и культуры федерального значения; типовой паспорт памятника истории и культуры; положение о порядке организации и проведения спасательных археологических раскопок; инструкцию по учету и хранению музейных ценностей в Российской Федерации; положение о службе безопасности музея-заповедника; положения о государственных (муниципальных) библиотеках, клубах, домах культуры; положение о едином фонде книжных памятников; инструкцию по учету библиотечного фонда государственной (муниципальной) библиотеки. Нормотворческий процесс, а также интенсивное включение Российской Федерации в современную систему международного права потребуют также детальной отработки механизмов прямого применения норм международного права, регулирующих отношения в сфере культуры, а также последовательного отражения международно-правовых норм в законодательстве Российской Федерации. 4) с участием научных институтов и методических центров разработать методические материалы по структурной перестройке сети учреждений культуры в целях устранения монополии в предоставлении культурных благ и развития конкуренции, создания благоприятных условий для развития негосударственных организаций культуры. В сфере информационного обеспечения планируется: 1) оснащение вычислительной и телекоммуникационной техникой и полиграфическим оборудованием организаций, отнесенных к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации, ведущих учреждений федерального ведения, основных региональных организаций культуры. 2) разработка или приобретение типовых системных программных продуктов, способных обеспечить эффективное функционирование внедряемых информационных систем. 3) создание типовых комплексных систем: АС "Библиофил" - для региональных научных, юношеских, детских библиотек, централизованных библиотечных систем; АС "Музей" - для региональных музеев художественного и историко-краеведческого профиля; АС "Реставрация" - для региональных органов охраны недвижимых памятников истории и культуры; АС "Искусство" - для региональных театров и концертных организаций; АС "Народное творчество", АС "Музыкально-поэтический фольклор" - для центров народного творчества и традиционной культуры; АС "Комитет" - для территориальных органов управления культурой, а также комплекс программ, автоматизирующих плановую, финансово-экономическую, контрольную и кадровую деятельность Министерства культуры Российской Федерации. 4) дальнейшее формирование системы баз данных (электронных каталогов) сферы культуры, в том числе "Информкультура", "Памятники России", "Пресса о культуре", "Статистика культуры", "Нормативные документы и служебные материалы Министерства культуры Российской Федерации". 5) поэтапное создание межрегиональных коммуникаций на основе компьютерных сетей и других современных средств связи. ОБЪЕМЫ И ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ К финансированию подпрограммы планируется привлечь все бюджетные и иные источники, с тем чтобы сформировать подлинно многоканальную систему поддержки культуры, осуществить реформу финансирования отрасли, направленную на создание благоприятных условий для развития отечественной культуры в период рыночных преобразований. В основу реформы положено: внедрение эффективных механизмов увеличения расходов на культуру из бюджетов всех уровней на основе строгого исполнения соответствующих законодательных актов Российской Федерации; создание правовых условий для широкого привлечения средств российских и зарубежных инвесторов, банковского капитала, доходов от платных форм культурной деятельности; перестройка системы бюджетного финансирования на федеральном уровне в результате осуществления политики "вытянутой руки" и создание фондов поддержки искусства, культурного наследия, науки и образования; осуществление принципов социально-культурного партнерства и долевого участия всех уровней бюджетов в финансировании территориальных и региональных культурных программ; развитие системы целевой поддержки работников искусства, науки, образования при обязательном сохранении бюджетного финансирования учреждений культуры; совершенствование системы налогов с целью привлечения дополнительных финансовых ресурсов в фонды поддержки искусства, культурного наследия, науки и образования; разработка механизмов прямой государственной поддержки малоимущих и социально не защищенных групп граждан - пользователей культурных услуг; формирование в структуре ведущих учреждений культуры служб маркетинга, а на федеральном уровне - службы постоянно действующих мониторингов. По оценке экспертов Министерства культуры Российской Федерации, общие затраты на реализацию подпрограммы по всем источникам финансирования составят 23644,2 млрд. рублей. (млрд. рублей, в ценах 1996 года) ___________________________________________________________________ | |На период | В том числе | | |реализации|______________________________| | | |1997 год | 1998 год |1999 год | ___________________________________________________________________ 1. Текущие расходы - 17423,7 5308,9 5809,7 6305,1 всего в том числе: федеральный бюджет 15100,6 4562,1 5018,3 5520,2 из них: на культуру и 13711 4142,3 4556,5 5012,2 искусство на образование 1389,6 419,8 461,8 508 бюджеты субъектов 990,5 299,4 329,4 361,7 Российской Федерации и местные бюджеты внебюджетные 1332,6 447,4 462 423,2 источники из них: собственные доходы 1311,6 441,9 455,1 414,6 федеральных организаций и Российского фонда культуры прочие 21 5,5 6,9 8,6 2. НИОКР - всего 110,5 33,4 36,7 40,4 в том числе федеральный бюджет 110,5 33,4 36,7 40,4 3. Инвестиции - всего 6110 1800 2040 2270 в том числе федеральный бюджет 6110 1800 2040 2270 из них: на развитие 3570 1100 1200 1270 материально - технической базы объектов культуры федерального ведения на развитие 2540 700 840 1000 материально - технической базы объектов культуры субъектов Российской Федерации Всего по подпрограмме 23644,2 7142,3 7886,4 8615,5 в том числе: федеральный бюджет 21321,1 6395,5 7095 7830,6 бюджеты субъектов 990,5 299,4 329,4 361,7 Российской Федерации и местные бюджеты внебюджетные 1332,6 447,4 462 423,2 источники из них: собственные доходы 1311,6 441,9 455,1 414,6 федеральных организаций и Российского фонда культуры прочие 21 5,5 6,9 8,6 ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ________________________________________________________________________________________________________________________________________ | | | Срок | | | |Стои- | | N | Мероприятия |исполнения| Исполнители | Ожидаемые результаты | Источники |мость | |п/п| | | | | финансирования |(млрд. | | | | | | | |рублей) | | | | | | | | | ________________________________________________________________________________________________________________________________________ Поддержка и развитие профессионального художественного творчества 1. Разработать и реализовать систему поддержки 1997-1999 Минкультуры повышение творческой текущие расходы, в том мастеров искусства (в том числе конкурсное годы России, активности деятелей числе из федерального 76 Страницы: 1 2 |