О РАЗЪЯСНЕНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ВОПРОСОВ ПО НАЛОГООБЛОЖЕНИЮ ПРИБЫЛИ. Письмо. Государственная налоговая инспекция по г. Москве. 29.06.98 30-08/19046

     О РАЗЪЯСНЕНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ВОПРОСОВ ПО НАЛОГООБЛОЖЕНИЮ ПРИБЫЛИ

                                ПИСЬМО

           ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ ПО Г. МОСКВЕ

                           29 июня 1998 г.
                            N 30-08/19046

                             (НАБ 98-14)


     Государственная налоговая  инспекция  по  г.  Москве  в  связи  с
возникающими  в  ходе проведения документальных проверок предприятий и
организаций вопросами по налогообложению прибыли разъясняет следующее.
     1. Порядок  исчисления  сумм  дополнительных  платежей  налога на
прибыль и авансовых  платежей,  скорректированных  на  учетную  ставку
Центробанка РФ, в случае необоснованного применения налогоплательщиком
правил,  изложенных в  пункте  5.2  инструкции  Госналогслужбы  от  10
августа  1995  года  N  37  "О  порядке  исчисления и уплаты налога на
прибыль предприятий и организаций" (с учетом последующих  изменений  и
дополнений),   в   части  освобождения  малых  предприятий  от  уплаты
авансовых платежей.
     Согласно пункту  5.2  вышеназванной Инструкции,  в 1995 году были
освобождены от  уплаты  авансовых  взносов  налога  на  прибыль  малые
предприятия, инвестиционные фонды, предприятия, добывающие драгоценные
металлы,  а также бюджетные организации.  При отнесении предприятий  к
малым следовало руководствоваться абзацем первым пункта 4.4.
     Федеральным законом РФ от 31.12.95 N 227-ФЗ "О внесении изменений
и   дополнений   в  Закон  РФ  "О  налоге  на  прибыль  предприятий  и
организаций" от 27.12.91 N 2116-1 (в редакции последующих изменений  и
дополнений) предусмотрено,  что критерии отнесения предприятий к малым
(включая среднюю численность работников)  устанавливаются  Федеральным
законом  "О  государственной  поддержке  малого  предпринимательства в
Российской Федерации от 14.06.95 N 88-ФЗ.
     С учетом   этого   начиная   с  1  января  1996  года  для  целей
налогообложения существенно изменились подходы  к  определению  малого
предприятия  по  сравнению  с  ранее  действовавшими критериями такого
предприятия.   В   результате   ряд   малых   предприятий   в    целях
налогообложения не может относиться к таковым.
     По малым предприятиям,  имевшим льготы по  налогу  на  прибыль  в
соответствии   с   налоговым   законодательством,    действовавшим  до
1 января  1996  года,  сохраняются  налоговые  льготы  на  период   до
истечения  четырехлетнего  срока со дня их государственной регистрации
при соблюдении установленных ранее условий.
     Учитывая, что  освобождение малых предприятий от уплаты авансовых
платежей не  относится  к  налоговым  льготам,  а  регулирует  порядок
расчетов  по налогу на прибыль,  то исходя из этого малые предприятия,
которые с 1  января  1996  года  не  отвечают  критериям  отнесения  к
субъектам  малого  предпринимательства  в  соответствии  со  статьей 3
Федерального  закона  от  14.06.95  N  88-ФЗ,  являются  плательщиками
авансовых взносов по налогу на прибыль в общеустановленном порядке.
     С 1 января 1997  года  малые  предприятия,  отвечающие  критериям
отнесения  их к субъектам малого предпринимательства,  имеющие прибыль
от предпринимательской деятельности, уплату в бюджет налога на прибыль
производят  ежеквартально,  исходя из фактически полученной прибыли за
предшествующий отчетный период, что освобождает их от уплаты авансовых
платежей.
     Таким образом,  малые предприятия, уплачивающие в бюджет налог на
прибыль  ежеквартально,  исходя  из  фактически  полученной прибыли за
предшествующий отчетный период,  не  представляют  в  налоговый  орган
Расчет   дополнительных  платежей  в  бюджет  (возврата  из  бюджета),
исчисленных исходя из сумм доплат (уменьшения)  налога  на  прибыль  и
авансовых   взносов   налога,   скорректированных  на  учетную  ставку
Центрального банка  Российской  Федерации  за  пользование  банковским
кредитом, так как отсутствует один из обязательных показателей Расчета
- данные по строке 2 - "Сумма авансовых платежей за истекший квартал".
     2. В  соответствии с Законом РФ от 27.12.91 N 2116-1 "О налоге на
прибыль предприятий и организаций" в редакции Федерального  закона  от
10.01.97 N 13-ФЗ все предприятия, за исключением бюджетных организаций
и малых предприятий,  имеют право  перейти  на  ежемесячную  уплату  в
бюджет  налога на прибыль,  исходя из фактически полученной прибыли за
предшествующий месяц и ставки налога.
     Порядок уплаты   в   бюджет   налога   на   прибыль  определяется
предприятием и действует без изменения до конца календарного  года,  о
чем  до  начала года в письменном виде уведомляется налоговый орган по
месту своего нахождения.
     Согласно письму  Госналогслужбы  РФ от 06.05.98 N 02-01-16,  если
предприятие  в  соответствии  с  действующими  правилами  перешло   на
ежемесячную уплату налога на прибыль,  исходя из фактически полученной
прибыли  за  предшествующий  месяц  и  ставки  налога,  и  хотело   бы
продолжать  пользоваться  этим  же  порядком  расчетов  с бюджетом и в
последующие годы,  оно может не подтверждать свой порядок  расчетов  с
бюджетом в налоговом органе.

Заместитель начальника
Государственной налоговой
инспекции по г. Москве -
Государственный советник
налоговой службы III ранга                     М.Ю. Алексеев