О ХОДЕ РЕАЛИЗАЦИИ ТОВАРОВ, ОБРАЩЕННЫХ В ФЕДЕРАЛЬНУЮ СОБСТВЕННОСТЬ В I КВАРТАЛЕ 1996 ГОДА, И МЕРАХ ПО УСИЛЕНИЮ ЭТОЙ РАБОТЫ ПРИКАЗ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РФ 29 мая 1996 г. N 326 (Д) Таможенными органами за I квартал 1996 года реализовано товаров, обращенных в федеральную собственность, на сумму 93 млрд. рублей, что составляет 58% уровня контрольного показателя, установленного ГТК России. С заданием справились Дагестанское, Поволжское и Западно-Сибирское таможенные управления, а также Внуковская, Шереметьевская и Домодедовская таможни. Наряду с этим, Московским, Дальневосточным, Калининградским, Уральским таможенными управлениями и Чкаловской таможней перечислено средств от реализации конфискованных товаров менее 50% объема установленных показателей. На 1 апреля 1996 года остаток нереализованных товаров, обращенных в федеральную собственность, составил 255,2 млрд. рублей и по сравнению с началом года увеличился на 78,5 млрд. рублей, в основном за счет роста остатков указанных товаров по Московскому таможенному управлению - 52,8 млрд. рублей. Большие остатки нереализованных товаров, обращенных в федеральную собственность, на 01.04.96 имеются в Московском - 81,8 млрд. рублей, Северо-Западном - 44,1 млрд. рублей, Дальневосточном - 30,8 млрд. рублей, Западном - 29,7 млрд. рублей, Уральском - 20,5 млрд. рублей таможенных управлениях. Значительный объем из них составляют машины, оборудование, аудио- и видеоаппаратура - 72,9 млрд. рублей, продовольственные товары - 49,4 млрд. рублей, из которых ликероводочная продукция - 20,0 млрд. рублей, транспортные средства - 39,8 млрд. рублей, текстильные изделия - 29,0 млрд. рублей. Наличие в таможенных органах больших остатков нереализованных товаров свидетельствует о недостаточной работе с товарами, обращенными в федеральную собственность, ряда руководителей таможенных органов и непринятии ими своевременных и действенных мер по скорейшей реализации и сокращению остатков. Отдельные таможенные органы не выполняют совместное указание ГТК России и Госналогслужбы России от 31.05.94 N 01-13/5993/ВЗ-6-04/186, не используют возможность передачи на реализацию налоговым органам товаров, обращенных в федеральную собственность и нереализованных через таможенные аукционы, товарные биржи и торговые предприятия, для сокращения остатков нереализованных конфискованных товаров. В Дальневосточном таможенном управлении через налоговые инспекции было реализовано всего лишь 0,04% всех товаров, обращенных в федеральную собственность, а таможнями Восточно-Сибирского, Западно - Сибирского, Калининградского таможенных управлений передача товаров на реализацию налоговым инспекциям вообще не производилась. Руководители таможенных органов неудовлетворительно работают с торговыми организациями, вследствие чего имеются случаи возврата товаров, переданных им на реализацию, что свидетельствует о недостаточной проработке таможенными органами договоров комиссии, положения которых не должны допускать отказа комиссионеров от выполнения своих обязательств по договору. В договорах не предусматривались санкции торговым организациям за нарушение сроков реализации и выставление претензий в случае несоблюдения ими договорных обязательств. В Северо-Западном регионе отмечено 20 случаев возврата таможням торговыми организациями нереализованного товара, таможням Северо-Кавказского региона - 17, Уральского - 6. Аналогичная ситуация наблюдалась в таможнях Западного, Поволжского и Западно-Сибирского управлений. Таможенные органы не в полной мере использовали сеть торговых организаций для оперативной реализации товаров с ограниченным сроком годности в течение периода действия на них сертификата качества. Указанные случаи отмечались в таможнях Восточно-Сибирского и Северо-Кавказского таможенных управлений. Начальники таможенных органов не принимали своевременных и должных мер для возврата и реализации конфискованного имущества, переданного органам предварительного следствия в качестве вещественных доказательств. Балтийская и Кингисеппская таможни не контролировали прохождение дела в Управлении по борьбе с экономическими преступлениями ГУВД г. Санкт-Петербурга (УБЭП ГУВД г. Санкт-Петербурга) по конфискованному и переданному этим органам металлу на сумму 2,5 млрд. рублей, в результате чего он был реализован УБЭП ГУВД г. Санкт-Петербурга и средства от его реализации в таможни не поступили. В настоящее время органами прокуратуры после обращения к ним Балтийской и Кингисеппской таможен возбуждено уголовное дело по факту превышения полномочий сотрудниками УБЭП г. Санкт-Петербурга и незаконной реализации переданного им товара. Большой удельный вес в остатках нереализованных товаров, обращенных в федеральную собственность, составляют товары и оборудование узкоспециализированного назначения, область применения которых ограничена. Должностные лица таможенных органов допускали пассивность в поисках сбыта этих товаров в других регионах при невозможности реализовать их в зоне нахождения таможни. В Подольской таможне Московского таможенного управления с ноября 1995 года находятся вакуумные насосы и арматура на сумму свыше 48 млрд. рублей, в Щелковской таможне этого же управления с февраля 1995 года не реализован груз - парфюмерная композиция на сумму 0,5 млрд. рублей. В Дальневосточном таможенном управлении не имеют спроса и находятся на хранении товары на сумму 5,35 млрд. рублей, в том числе нефтеналивная баржа стоимостью 1,8 млрд. рублей. Факты длительного хранения товаров узкоспециализированного назначения также имеются в таможнях Поволжского, Калининградского, Северо-Кавказского и Уральского таможенных управлений. В категорию не имеющих спроса товаров попали и 50 легковых автомобилей "SKODA-FORMAN" на сумму 3,35 млрд. рублей, которые с 1995 года находятся в Восточной таможне Дальневосточного таможенного управления, несущей значительные расходы по их хранению. Из-за отсутствия постоянного контроля начальников таможенных органов за выполнением Приказа ГТК России от 31.01.96 N 56 в таможенных органах ведется ненадлежащий учет изъятых и конфискованных товаров. Воронежской таможней были конфискованы овощи и мороженое на сумму 1,6 млрд. рублей и переданы на реализацию без отражения в бухгалтерском учете, вследствие чего средства от реализации указанных товаров также не прошли по бухгалтерским документам. Кроме того, запущенность в учете привела к недостаче изъятого таможней шоколада на сумму 5,8 тыс. долларов США. В связи с изложенным приказываю: 1. Объявить замечание начальникам Калининградского таможенного управления М.Ю. Краснянскому, Московского таможенного управления А.М. Старохе, Уральского таможенного управления В.Г. Нефедову и Дальневосточного таможенного управления О.Н. Свиридову за непринятие соответствующих мер по выполнению подчиненными таможнями контрольных показателей поступления средств от реализации товаров, обращенных в федеральную собственность, в I квартале 1996 года и сокращению остатков нереализованных конфискованных товаров. 2. Начальникам региональных таможенных управлений: - принять меры дисциплинарного воздействия к должностным лицам, не обеспечивающим выполнение установленных заданий по перечислению средств от реализации конфискатов и сокращению остатков нереализованных товаров; - проанализировать итоги выполнения контрольных показателей подчиненными таможнями в I квартале 1996 года, ход выполнения этих заданий во II квартале 1996 года и принять действенные меры по поступлению средств от реализации конфискованных товаров на депозитный счет ГТК России; - обобщить материалы представленных подчиненными таможнями актов о состоянии оперативного и бухгалтерского учета и контроля и представить в Финансовое управление ГТК России сводную информацию по указанному вопросу; - создать комиссию по проверке оперативного и бухгалтерского учета и контроля за движением товаров с момента их изъятия, обращения в федеральную собственность и реализации и до 1 августа 1996 года представить в ГТК России акт о результатах проведенной проверки таможен и принятых мер по устранению недостатков. 3. Предоставить право начальникам региональных таможенных управлений давать разрешение на безвозмездную передачу товаров народного потребления, не пользующихся спросом, потерявших коммерческую ценность в связи с ухудшением качества и товарного вида или когда расходы по их хранению превышают стоимость указанных товаров, учреждениям сферы социального обслуживания и благотворительным организациям на основании их запроса. Передачу вышеназванных товаров осуществлять по актам приемки передачи в соответствии с установленным ГТК России порядком по решению комиссии, создаваемой в региональном таможенном управлении и состоящей из представителя управления, торговой организации, финансового органа (налоговой инспекции) и управления социальной защиты. В работе комиссии принимают участие представители таможен, передающих товары. 4. Начальникам таможен: - реализовать товары и оборудование узкоспециализированного назначения, обращенные в федеральную собственность, предприятиям, заказавшим их и временно не имеющим финансовых средств для расчета с таможенными органами, под гарантию банка с последующей оплатой их стоимости в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации; - осуществлять приобретение товаров, обращенных в федеральную собственность, для нужд таможен в целях укрепления их материально-технической базы по разрешению регионального таможенного управления только через торговые организации; - обращаться в региональные таможенные управления по подчиненности с просьбой разрешить передачу на безвозмездной основе товаров народного потребления, не пользующихся спросом, потерявших коммерческую ценность в связи с ухудшением качества и товарного вида или расходы по хранению которых превышают стоимость указанных товаров, учреждениям сферы социального обслуживания и благотворительным организациям. Передачу указанных товаров осуществлять в соответствии с установленным порядком; - товары, запрещенные к использованию на территории Российской Федерации, демонтировать и реализовать отдельные их части, а при невозможности этого - уничтожать и списывать в установленном порядке; - реализовывать новый автотранспорт в соответствии с Порядком его оценки и реализации (Приложение 1); - не допускать порчи продовольственных товаров из-за длительного хранения, реализуя их в соответствии с указанием ГТК России от 24.05.94 N 01-12/443, и до 4 июля 1996 года доложить региональным таможенным управлениям по подчиненности о результатах сокращения остатков продовольственных товаров в информации согласно Приложению 2 по состоянию на 1 июля 1996 года; - при невозможности реализации товаров на таможенных аукционах, товарных биржах или через торговые организации передавать их на реализацию налоговым органам в соответствии с совместным указанием ГТК России и Госналогслужбы России от 31.05.94 N 01-13/5993/ВЗ-6-04/186; - вести реестр торговых предприятий, осуществляющих реализацию конфискованных товаров в регионе, включая в него указанные предприятия на конкурсной основе, с учетом выполнения договорных обязательств; - ежеквартально при сдаче таможнями отчетов производить сверку сумм, изъятых и нереализованных товарно-материальных ценностей, отраженных на забалансовых счетах 332 и 333 с их фактическими остатками; - осуществлять контроль за товарами, обращенными в федеральную собственность и переданными в органы предварительного следствия в качестве вещественных доказательств, и в случае реализации указанных товаров этими органами и непоступления вырученных средств на депозитный счет таможни обращаться в органы прокуратуры о взыскании с них задолженности; - при взыскании задолженности торговых организаций по договорам комиссии за реализованный товар обращаться в органы транспортной прокуратуры по взысканию дебиторской задолженности, используя совместное указание Генеральной прокуратуры России и ГТК от 23.10.95 N 23у-2-95/01-12/1295; - ежемесячно до 4 числа следующего месяца представлять в РТУ по подчиненности, а таможням центрального подчинения - в Финансовое управление ГТК России информацию о наличии нереализованных товаров, обращенных в федеральную собственность, согласно Приложению 2. 5. Финансовому управлению (П.Г. Городецкий): - в 1996 году провести совещание с начальниками отделов по работе с конфискатами и взиманию штрафов региональных таможенных управлений и таможен по вопросу изъятия, обращения в федеральную собственность и реализации конфискованных товаров, а также сокращения остатков нереализованных товаров; - в двухнедельный срок внести предложение о создании групп маркетинга для осуществления координации действий между регионами и реализации товаров узкоспециализированного назначения и больших партий товаров; - в двухмесячный срок подготовить совместное соглашение с ГАИ о порядке регистрации автомобильного транспорта, обращенного в федеральную собственность, для последующей его реализации. 6. Начальнику Центральной таможенной лаборатории В.А.Соложенцеву: - проработать вопрос получения таможенными лабораториями права на сертификацию качества отдельных групп товаров и экспертную оценку их стоимости; - в недельный срок создать экспертную группу по проверке обоснованности цен на автотранспорт под руководством заместителя начальника Центральной таможенной лаборатории. 7. Начальникам региональных таможенных управлений ежемесячно до 10 числа следующего месяца представлять в Финансовое управление ГТК России информацию о наличии нереализованных товаров, обращенных в федеральную собственность, и причинах их нереализации, направляемую им подведомственными таможнями в соответствии с п. 4 настоящего Приказа. 8. Приказы и указания по распоряжению товарами, обращенными в федеральную собственность, подписывать первому заместителю председателя ГТК России В.Ф. Кругликову, а в его отсутствие заместителю председателя ГТК России С.М. Бекову. 9. Контроль за исполнением настоящего Приказа осуществлять первому заместителю председателя ГТК России В.Ф. Кругликову. Председатель Государственного таможенного комитета Российской Федерации А.С. КРУГЛОВ Приложение 1 к Приказу ГТК России от 29 мая 1996 г. N 326 ПОРЯДОК ОЦЕНКИ И РЕАЛИЗАЦИИ НОВОГО ЛЕГКОВОГО АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА (*) 1. После вынесения таможенными органами постановления о конфискации нового легкового автомобильного транспорта (далее - автотранспорт) в течение 20-дневного срока его обжалования должны быть произведены организационные мероприятия по подготовке к оценке указанного автотранспорта. -------------------- (*) Новый легковой автомобильный транспорт - транспорт со сроком эксплуатации за пределами Российской Федерации до 1 года или при пробеге до 20 тыс. километров. 2. При вступлении в законную силу постановления о наложении взыскания в части конфискации таможенный орган в течение двух дней производит предпродажную оценку автотранспорта, которая оформляется актом описи и оценки. 3. Копия акта описи и оценки с подробной информацией о техническом состоянии автотранспорта направляется таможнями в Финансовое управление ГТК России с одновременной информацией об этом регионального таможенного управления по подчиненности. 4. Финансовое управление ГТК России, получив от таможен копию акта описи и оценки, передает его в экспертную группу Центральной таможенной лаборатории. 5. Центральная таможенная лаборатория анализирует представленные документы, сверяет их с каталогами цен на данную марку автотранспорта с привлечением при необходимости независимых экспертов и в трехдневный срок направляет в Финансовое управление заключение об обоснованности оценки автотранспорта. 6. В случаях несоответствия цены автотранспорта по акту описи и оценки таможни с оценкой, произведенной экспертной группой ЦТЛ, ГТК России направляет группу экспертов для проведения повторной оценки автотранспорта на месте. 7. Если оценка автотранспорта произведена правильно, ГТК России дает разрешение на его реализацию. 8. При получении разрешения на реализацию автотранспорта таможня в максимально короткий срок, но не превышающий 30 дней, обязана реализовать его. Приложение 2 к Приказу ГТК России от 29 мая 1996 г. N 326 ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОСТАТКАХ ТОВАРОВ, ОБРАЩЕННЫХ В ФЕДЕРАЛЬНУЮ СОБСТВЕННОСТЬ (*) млн. руб. -------------------------------------------------------------------------------------------- | NN | Наименование | На 1 | На 1 | На 1 | На 1 | На 1 | На 1 | и | | | показателей | января | февраля | марта | апреля | мая | июня | т.д. | -------------------------------------------------------------------------------------------- 1. Обращено товаров в федеральную собственность (**) 2. Реализовано товаров, обращенных в федеральную собственность (**) 3. Остаток нереализованных товаров, обращенных в федеральную собственность - всего в том числе: - продовольственные товары из них: - табачные изделия - ликероводочные изделия - черные металлы и изделия из них - цветные металлы и изделия из них - машины, оборудование, аудио-, видеоаппаратура - транспортные средства, их части и принадлежности - из них легковые автомобили: (***) российского производства иномарки - оружие и боеприпасы - древесина и изделия из нее - продукция химической промышленности - текстиль и текстильные изделия - валюта - прочие товары 4. Расходы по хранению 5. Удельный вес остатка нереализованных товаров в общем объеме товаров, обращенных в федеральную собственность -------------------- (*) К таблице должен быть приложен аналитический материал о деятельности таможенных органов с товарами, обращенными в федеральную собственность, с отражением в нем следующих вопросов: - занесение на забалансовые счета всех конфискованных товаров; - сроки передачи товаров на реализацию; - указать количество случаев и причину возврата нереализованных товаров торговыми предприятиями; - передавались ли нереализованные товары для реализации в налоговые органы и были ли случаи отказа принять товары на реализацию (с указанием конкретных налоговых инспекций); - есть ли проблемы с оценкой товаров; - наименование организации, у которой был конфискован автотранспорт и кому он был реализован, даты его конфискации и реализации, затраты по его хранению; - указать причины длительного периода реализации товаров и внести конкретные предложения по их устранению. (**) По данной строке в числителе показывается сумма нарастающим итогом с учетом остатка прошлых лет, в знаменателе - с начала года. (***) По данной строке в числителе показывается количество автомобилей, в знаменателе - их стоимость. Примечание. Кроме того, при составлении аналитической записки региональными таможенными управлениями указать сумму остатка нереализованных товаров и его удельный вес в общем объеме товаров, обращенных в федеральную собственность, в разрезе таможен с указанием наибольшего объема остатка отдельных групп товаров по следующей форме: ------------------------------------------------------------------------- | NN| Наименование | Сумма остатка | Удельный вес | Суммы наибольших | | пп| таможен | нереализованных | остатка | остатков по | | | | товаров по | нереализованных | группам товаров | | | | акту описи и | товаров (%) | (млн. руб.) | | | | оценки | | | | | | (млн. руб.) | | | | | | | | | ------------------------------------------------------------------------- |