ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДСИСТЕМЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ. Приказ. Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ (Минприроды России). 12.07.96 326

              ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ
             ПОДСИСТЕМЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЕДИНОЙ
               ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И
                   ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

                                ПРИКАЗ

     МИНИСТЕРСТВО ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ РФ
                           12 июля 1996 г.
                                N 326

                                 (Д*)



     Во исполнение   п.   4   постановления  Правительства  Российской
Федерации  от  05.11.95  N  1113  "О  единой  государственной  системе
предупреждения  и ликвидации чрезвычайных ситуаций" и в соответствии с
п. 2 приказа Минприроды России от 30.11.95 N 494 приказываю:

     1. Утвердить прилагаемое Положение  о  функциональной  подсистеме
экологической     безопасности    единой    государственной    системы
предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

     2. Территориальным  природоохранным  органам  принять   настоящее
Положение  к  руководству  при  организации мероприятий по обеспечению
экологической безопасности в рамках территориальных  подсистем  единой
государственной   системы  предупреждения  и  ликвидации  чрезвычайных
ситуаций.

     3. Научно-исследовательским   организациям   Минприроды    России
обеспечить  научно-методическое  сопровождение работ,  предусмотренных
настоящим Положением, в рамках выполняемой бюджетной тематики.

     4. Контроль  за  выполнением  настоящего  приказа  возложить   на
Первого заместителя Министра А.Ф. Порядина.

Министр охраны окружающей
среды и природных ресурсов
Российской Федерации                      В.И. Данилов-Данильян



                                                            Приложение
                                           к Приказу Минприроды России
                                            от 12 июля 1996 года N 326


                              Положение
              о функциональной подсистеме экологической
             безопасности единой государственной системы
               предупреждения и ликвидации чрезвычайных
                               ситуаций


     Настоящее Положение разработано во исполнение Федерального закона
"О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного  характера"  и  постановления  Правительства   Российской
Федерации  от  05.11.95  N  1113  "О  единой  государственной  системе
предупреждения  и  ликвидации  чрезвычайных   ситуаций"   (пункт   4),
утвердившего Положение о единой государственной системе предупреждения
и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее именуется - РСЧС).

     Основные функции и задачи функциональной подсистемы экологической
безопасности РСЧС базируются на действующих нормативных правовых актах
Российской Федерации, в частности, на Законах Российской Федерации "Об
охране окружающей природной  среды",  "Об  экологической  экспертизе";
Положении  о Министерстве охраны окружающей среды и природных ресурсов
Российской  Федерации,   утвержденном   постановлением   Правительства
Российской  Федерации  от 23.04.94 N 375;  постановлении Правительства
Российской  Федерации  от  24.11.93  N   1229   "О   создании   Единой
государственной   системы   экологического   мониторинга";   Временном
положении о порядке взаимодействия федеральных органов  исполнительной
власти  при  аварийных  выбросах  и  сбросах  загрязняющих  веществ  и
экстремально   высоком   загрязнении   окружающей   природной   среды,
зарегистрированного   Министерством   юстиции   Российской   Федерации
11.09.95 N 946, а также Приказе Минприроды России от 23.01.96 N 29 "Об
обеспечении  оперативной  информации  об  аварийных выбросах и сбросах
загрязняющих веществ и  экстремально  высоком  загрязнении  окружающей
природной среды".

     1. Настоящее    Положение    определяет    принципы   построения,
назначение,  основные  задачи  и   порядок   взаимодействия   основных
структурных    элементов   функциональной   подсистемы   экологической
безопасности РСЧС,  возглавляемой  Минприроды  России  на  федеральном
уровне  и  территориальными  органами  Минприроды  России  в субъектах
Российской Федерации.

     2. Функциональная    подсистема    экологической     безопасности
предназначена   для   предупреждения,   предотвращения   и  ликвидации
экологических последствий чрезвычайных  ситуаций,  а  также  оценки  и
снижения  ущерба окружающей среде и природным ресурсам.  Все работы по
предотвращению и  ликвидации  экологических  последствий  чрезвычайных
ситуаций выполняются при тесном взаимодействии государственных органов
управления,  федеральных  органов  исполнительной  власти  и   органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

     В соответствии  с  Положением  о  единой  государственной системе
предупреждения   и   ликвидации   чрезвычайных    ситуаций    головная
координирующая  роль  в этом вопросе на федеральном уровне принадлежит
Министерству  Российской  Федерации  по  делам  гражданской   обороны,
чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

     3. Понятия и определения.

     Понятия и   определения   чрезвычайной  ситуации,  предупреждения
чрезвычайной  ситуации,   ликвидации   чрезвычайной   ситуации,   зоны
чрезвычайной  ситуации изложены в статье 1 главы 1 Федерального закона
"О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и
техногенного характера".

     Другие понятия  и  определения,  имеющие  отношение к обеспечению
безопасности в  чрезвычайных  ситуациях,  изложены  в  государственных
стандартах  Российской  Федерации,  разработанных  в  рамках Программы
комплексной стандартизации "Безопасность в чрезвычайных ситуациях":

     ГОСТ Р  22.0.01-94  "Безопасность   в   чрезвычайных   ситуациях.
Основные положения";

     ГОСТ Р 22.0.02-94 "Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины
и определения основных понятий";

     ГОСТ Р  22.0.03-95  "Безопасность   в   чрезвычайных   ситуациях.
Природные чрезвычайные ситуации. Термины и определения";

     ГОСТ Р   22.0.05-94   "Безопасность   в  чрезвычайных  ситуациях.
Техногенные чрезвычайные ситуации. Термины и определения";

     ГОСТ Р  22.1.01-95  "Безопасность   в   чрезвычайных   ситуациях.
Мониторинг и прогнозирование. Основные положения";

     ГОСТ Р   22.1.02-95   "Безопасность   в  чрезвычайных  ситуациях.
Мониторинг и прогнозирование. Термины и определения".

     Понятия и определения,  связанные  с  обеспечением  экологической
безопасности  при чрезвычайных ситуациях,  изложены в статье 3 главы 1
Федерального  закона  "Об   экологической   безопасности",   принятого
Государственной Думой 17.11.95:

     Экологическая безопасность   -  состояние  защищенности  жизненно
важных интересов личности, общества, защищенности окружающей природной
среды  от  угроз,  возникающих  в результате антропогенных и природных
воздействий на нее.

     Экологическая опасность - состояние,  угрожающее жизненно  важным
интересам личности, обществу и окружающей природной среде в результате
антропогенных и природных воздействий на нее.

     Экологически опасная  ситуация  -   ситуация,   характеризующаяся
наличием   или  возможностью  разрушения  либо  негативного  изменения
состояния окружающей природной  среды  под  влиянием  антропогенных  и
природных  воздействий на нее,  в том числе обусловленных бедствиями и
катастрофами,  включая стихийные, и в связи с этим угрожающая жизненно
важным интересам личности и обществу.

     Субъект экологической  опасности  -  юридическое  или  физическое
лицо,  в том числе должностное лицо,  деятельность  которого  способна
создать экологически опасную ситуацию.

     Обеспечение экологической  безопасности  -  система  действий  по
предотвращению возникновения, развития экологически опасных ситуаций и
ликвидации их последствий, в том числе отдаленных последствий.

     4. В    данном   Положении   в   соответствии   с   его   целевой
направленностью не рассматриваются проблемы обеспечения  экологической
безопасности   зон   чрезвычайной   экологической   ситуации   и   зон
экологического бедствия (статьи 58 и 59  Закона  Российской  Федерации
"Об  охране  окружающей  природной  среды"),  для  которых характерным
признаком  является  наличие   устойчивых   длительных   отрицательных
изменений  в  окружающей  природной  среде.  Обеспечение экологической
безопасности  таких   зон   является   самостоятельной   проблемой   и
регламентируется   соответствующей   системой  нормативно  -  правовых
документов Минприроды России.

     5. Основными  задачами  функциональной  подсистемы  экологической
безопасности являются:

     - формирование   и   проведение   на   территории  России  единой
государственной  политики   в   области   экологической   безопасности
посредством  разработки и реализации взаимосвязанного и согласованного
с   МЧС   России   и   другими   федеральными    органами    комплекса
нормативно-правовых, информационно-методических, эколого-экономических
и социальных мер по экологической защите населения и  природной  среды
при чрезвычайных ситуациях;

     - разработка  и  реализация  федеральных и региональных целевых и
научно-технических программ по обеспечению экологической  безопасности
и их согласование с программами МЧС России;

     - организация  взаимодействия  на  федеральном  и территориальном
уровнях   между   Минприроды   России,    МЧС    России,    объектами,
осуществляющими  хозяйственную деятельность (министерства и ведомства,
промышленные   и   другие   предприятия,   являющиеся   потенциальными
источниками   возникновения   чрезвычайных  техногенных  ситуаций)  по
вопросам   предупреждения,   ликвидации   экологических    последствий
чрезвычайных       ситуаций       и      методическое      обеспечение
научно-исследовательскими учреждениями Минприроды России по составу  и
содержанию  всего ожидаемого объема работ по обеспечению экологической
безопасности;

     - организация в рамках общего руководства со  стороны  Минприроды
России  системой  общегосударственного  мониторинга  (ЕГСЭМ) порядка и
содержания информационного обмена и взаимодействия  на  федеральном  и
территориальном   уровнях   между  Минприроды  России,  МЧС  России  и
центральными органами федеральной исполнительной  власти  согласно  их
функциям в ЕГСЭМ;

     - организация  мониторинга  источников антропогенного воздействия
на природную среду и зон их прямого воздействия,  в первую очередь  на
объектах,   предприятиях   и  территориях  (в  том  числе  в  закрытых
административно-территориальных       образованиях),        являющихся
потенциальными   источниками  возникновения  чрезвычайных  техногенных
ситуаций;

     - организация   и   проведение   государственной    экологической
экспертизы   как   средства  предупреждения  чрезвычайных  ситуаций  с
экологическими последствиями на всех  создаваемых,  модернизируемых  и
реконструируемых хозяйственных и других объектах и территориях;

     - организация   и   проведение   государственного  экологического
контроля в первую очередь потенциально опасных объектов  и  территорий
для  разработки  комплекса  мер по ликвидации последствий чрезвычайных
ситуаций и по восстановлению экосистем,  а также  для  статистического
анализа  с  целью  прогнозирования возможных экологических последствий
техногенных и природных чрезвычайных ситуаций.

     6. Структура     функциональной     подсистемы      экологической
безопасности.

     Организационно-функциональная структура  подсистемы соответствует
целям ее создания и решаемым задачам в рамках РСЧС.

     На федеральном   уровне   основными    структурными    элементами
подсистемы являются:

     - руководящий орган - Минприроды России (Комиссия по чрезвычайным
ситуациям, возглавляемая Первым заместителем Министра);

     - средство управления - Информационно-аналитическая система (ИАС)
Минприроды России (подсистема "Экобезопасность").

     ИАС Минприроды   России   предназначена   для  сбора,  обработки,
хранения   и   накопления   информации,   оперативного    анализа    и
прогнозирования   (в   том   числе  превентивного)  динамики  развития
экологической обстановки на всей территории России.

     ИАС Минприроды    России    должна    сопрягаться    с    другими
информационными     системами    межгосударственного,    федерального,
отраслевого и регионального уровней и в первую очередь с системой  МЧС
России.

     Информационную основу  взаимодействия  ИАС  Минприроды  России  с
информационными системами МЧС России составляют системы  наблюдения  и
контроля   за   состоянием   природной   среды.   Техническую   основу
информационного   сопряжения   должны   составлять    действующие    и
проектируемые    федеральные   и   территориальные   информационно   -
вычислительные  (ситуационные)  центры,   а   также   существующие   и
перспективные    государственные,    отраслевые,    ведомственные    и
коммерческие системы связи и передачи данных.

     Силы и средства ликвидации экологических последствий чрезвычайных
ситуаций   и   восстановления   экосистем,   их   состав  и  оснащение
определяются органами Минприроды России по результатам  экологического
контроля  последствий  чрезвычайных  ситуаций  и финансируются за счет
средств   виновника    чрезвычайной    ситуации    с    экологическими
последствиями,   а   в  случае  ликвидации  экологических  последствий
стихийных бедствий и катастроф - за счет государственных средств.

     Координацию деятельности  организаций  в  рамках   функциональной
подсистемы  экологической  безопасности  РСЧС  осуществляет Управление
экологической безопасности Минприроды России.

     Комиссия по чрезвычайным ситуациям Минприроды России  в  составе,
утвержденном   приказом  Министра  от  30.11.95  N  494,  действует  в
соответствии с Положением,  утвержденным приказом Министра от 13.02.96
N   57,   и   готовит  предложения  для  принятия  решений  на  уровне
министерства,   Президента   Российской    Федерации,    Правительства
Российской Федерации и Совета Безопасности Российской Федерации.

     На территориальном  и  местном  уровнях  руководство  работами по
оказанию  срочной  экологической  помощи  и  ликвидации  экологических
последствий   чрезвычайных   ситуаций   осуществляют   соответствующие
комиссии   территориальных   природоохранных    органов    в    тесном
взаимодействии  с объектовыми,  местными и территориальными комиссиями
по чрезвычайным ситуациям.

     Структурным элементом  функциональной  подсистемы   экологической
безопасности  на территориальном уровне также являются территориальные
информационно-аналитические  системы  (ТИАС),  которые   создаются   в
республиках,  краях  и  областях  России,  а  также в городах Москва и
Санкт-Петербург  для   информационного   обеспечения   территориальных
органов  Минприроды России,  органов представительной и исполнительной
власти,  государственных служб и комиссий  по  чрезвычайным  ситуациям
данными  о состоянии природной среды (в том числе и прогностических) и
потенциально опасных объектах, а также для обеспечения информационного
взаимодействия с территориальными органами других ведомств.

     ТИАС является   объектом,   в   котором   собирается,   хранится,
обобщается  и  анализируется  информация,   поступающая   от   звеньев
ведомственных систем локального и территориального уровней,  требуемая
для  оценки  и  прогноза  экологического  состояния  природной   среды
конкретного региона.

     ТИАС является    территориальным   научно-методическим   центром,
обеспечивающим совместимость информации,  поступающей от всех  звеньев
ЕГСЭМ,   находящихся  на  данной  территории,  и  осуществляет  единую
политику в интересах Минприроды России при  проведении  экологического
мониторинга.

     В связи  с  тем,  что  наиболее  типичное сочетание экологических
проблем имеет место на территориальном уровне,  проведение мероприятий
по  обеспечению  экологической  безопасности  в рамках территориальных
подсистем единой государственной системы предупреждения  и  ликвидации
чрезвычайных   ситуаций   является   главным   (приоритетным)   звеном
функциональной подсистемы экологической безопасности.

     7. Порядок функционирования подсистемы экологической безопасности
и ее взаимодействия в рамках РСЧС.

     В зависимости  от  экологической  обстановки различают три режима
функционирования подсистемы (аналогично режимам РСЧС):

     режим повседневной деятельности - функционирование подсистемы при
нормальной   производственной,   сейсмической,  гидрометеорологической
обстановке,  при  отсутствии  превышения   над   фоновыми   значениями
радиационных,   химических,   биологических   (бактериологических)   и
физических факторов воздействия на природную среду,  ведение  плановых
долгосрочных   работ   по   ликвидации   экологических  последствий  и
восстановлению  целостности  экосистем  в  зонах,  объявленных  зонами
экологического бедствия и экологических катастроф;

     режим повышенной  готовности  -  функционирование  подсистемы при
прогнозировании возможного ухудшения  производственной,  радиационной,
химической,     биологической     (бактериологической),    физической,
сейсмической и гидрометеорологической  обстановки,  в  том  числе  при
прогнозировании   чрезвычайных   ситуаций  техногенного  и  природного
происхождения;

     чрезвычайный режим    -    функционирование    подсистемы     при
возникновении  и  ликвидации  экологических  последствий  чрезвычайных
ситуаций.

     Функционирование подсистемы,  ее федеральных и территориальных (в
том  числе  и  местных)  органов,  звеньев и служб в конкретном режиме
осуществляется   на   основании   решения   Правительства   Российской
Федерации,  МЧС  России,  соответствующих  территориальных комиссий по
чрезвычайным  ситуациям  в  зависимости  от  характера,   масштаба   и
возможных   и   (или)   реальных   последствий  чрезвычайных  ситуаций
техногенного и природного происхождения.

     В зависимости   от   конкретной    обстановки    федеральные    и
территориальные  органы  подсистемы  экологической  безопасности могут
функционировать в неодинаковых режимах.

     Подсистема экологической безопасности в целом  в  зависимости  от
режима осуществляет деятельность по следующим направлениям:

     а) в режиме повседневной деятельности:

     - совместно  с  органами  государственной  власти  и  МЧС  России
принимает участие в планировании мероприятий по  ликвидации  ожидаемых
последствий    чрезвычайных   ситуаций   техногенного   и   природного
происхождения  в  части  обеспечения  экологической   безопасности   и
восстановления   целостности   экосистем,   а  также  в  части  оценки
потребностей  в  природных   ресурсах   при   ликвидации   последствий
чрезвычайных ситуаций;

     - принимает  участие  в  разработке  с  другими  министерствами и
ведомствами  (МЧС  России,  Росгидромет,  Госкомсанэпиднадзор  России,
Госатомнадзор России и др.) нормативно-правовых, научно - методических
и информационных материалов в целях проведения единой  государственной
политики  при  обеспечении  экологической  безопасности в чрезвычайных
ситуациях;

     - организует   и   осуществляет   государственную   экологическую
экспертизу  в целях обеспечения экологической безопасности создаваемых
(строящихся)   и   модернизируемых   народно-хозяйственных    объектов
различной  формы  собственности  и новых технологий (процессов) на уже
созданных объектах;

     - организует   и   осуществляет   государственный   экологический
контроль  на  территории страны и в регионах средствами экологического
мониторинга  (в  рамках  ЕГСЭМ)  с  целью   получения   качественного,
достоверного   и   своевременного   прогноза  возможных  экологических
последствий   повседневной   народно-хозяйственной   деятельности    и
чрезвычайных ситуаций техногенного и природного происхождения;

     - организует  и  осуществляет  прогнозирование  экологического  и
экономического  ущерба,  состава,  содержания  и  стоимости  работ  по
восстановлению  экологического  равновесия  для возможных чрезвычайных
ситуаций техногенного и природного происхождения в каждом регионе и  в
стране в целом;

     - организует  выполнение государственных и региональных целевых и
научно-технических  программ  и  мероприятий   по   предупреждению   и
уменьшению возможных экологических последствий чрезвычайных ситуаций;

     - обобщает  и формирует предварительные заявки от территориальных
органов по составу сил и средств, по потребным материально-техническим
ресурсам   для   ликвидации   экологических  последствий  чрезвычайных
ситуаций и по восстановлению экосистем  с  целью  представления  их  к
финансированию  государственными  органами  власти  или потенциальными
виновниками чрезвычайных ситуаций;

     - участвует  в  разработке  программ   и   организации   обучения
населения   способам   действий   при   предупреждении   и  ликвидации
чрезвычайных ситуаций техногенного и природного происхождения с учетом
специфики   конкретных  регионов  в  части  обеспечения  экологической
безопасности;

     - совместно с  МЧС  России  и  другими  ведомствами  участвует  в
разработке  планов  и  организации  проведения  учений,  тренировок  и
проверок  по  вопросам  обеспечения  экологической  безопасности   при
чрезвычайных ситуациях;

     б) в режиме повышенной готовности:

     - организует и непосредственно руководит проведением оперативного
государственного  экологического  контроля  в   потенциально   опасных
регионах,  в первую очередь экологически опасных объектов и источников
выбросов (сбросов) вредных веществ в окружающую природную среду;

     - осуществляет  уточнение  и  корректировку   ранее   выполненных
прогнозов  характера,  масштабов  и  ожидаемого  ущерба  экологических
последствий чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных  объектах  и
территориях;

     - осуществляет  проверку  готовности и организации взаимодействия
федеральных  и  территориальных   звеньев   управления   экологической
безопасностью,   наличия   и  готовности  сил  и  средств,  выделяемых
потенциально опасными объектами или (и) территориальными органами  МЧС
России  (по  согласованию)  для  ликвидации  экологических последствий
чрезвычайных ситуаций и для последующего восстановления  экосистемы  в
соответствии с прогнозируемой обстановкой;

     - организует    и    контролирует    проведение   предварительных
(подготовительных) мер по обеспечению  экологической  безопасности  на
потенциально  опасных  объектах  и территориях,  а также по ликвидации
возможных  экологических   последствий   прогнозируемых   чрезвычайных
ситуаций техногенного и природного происхождения;

     - участвует  совместно  с  территориальными органами МЧС России в
организации возможных способов использования  природных  ресурсов  для
ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

     - организует    государственный    экологический    контроль   за
использованием природных ресурсов в интересах ликвидации  чрезвычайных
ситуаций  и  за потенциальными выбросами и сбросами в окружающую среду
после их использования;

     - совместно с МЧС России  участвует  в  организации  оперативного
информирования   населения   и  заинтересованных  органов  и  служб  о
характере возможной опасности,  правилах и порядке действий  в  случае
возникновения чрезвычайных ситуаций;

     в) при чрезвычайном режиме:

     - совместно   с   органами  МЧС  России  участвует  в  экстренном
уведомлении и оповещении о факте  чрезвычайных  ситуаций  глобального,
регионального и местного масштаба;

     - совместно с МЧС России обеспечивает сбор, обработку и доведение
до  соответствующих  органов  управления  в  пределах  их  компетенции
срочной  информации о развитии обстановки при чрезвычайных ситуациях и
о ходе работ по ликвидации их экологических последствий;

     - совместно  с  МЧС  России  организует  обмен   информацией   по
управлению   силами  и  средствами,  предназначенными  для  ликвидации
экологических последствий чрезвычайных ситуаций и  для  восстановления
экосистем;

     - организует     и     осуществляет     постоянный    оперативный
государственный экологический контроль за состоянием природной среды в
районах  чрезвычайных  ситуаций,  обстановкой  на аварийных объектах и
прилегающих к ним территориях (акваториях),  за  состоянием  природных
ресурсов,   используемых   при   ликвидации  последствий  чрезвычайных
ситуаций,  за  качеством  восстановительных  работ   и   при   приемке
санированных территорий;

     - совместно  с  МЧС  России проводит оценку экологического ущерба
чрезвычайной ситуации,  затрат  на  ликвидацию  их  последствий  и  на
восстановление экосистем;

     - участвует  в  организации  ликвидации экологических последствий
чрезвычайных ситуаций и восстановления экосистем,  проводимых за  счет
средств из различных источников в зависимости от масштаба, характера и
последствий чрезвычайных ситуаций.

Начальник Управления
экологической безопасности
Минприроды Российской Федерации                  В.В. Куценко



                             СОГЛАСОВАНО:

Первый заместитель Министра            Заместитель Министра Российской
  охраны окружающей среды              Федерации по делам гражданской
   и природных ресурсов                обороны, чрезвычайным ситуациям
   Российской Федерации                   и ликвидации последствий
                                             стихийных бедствий
      А.Ф.Порядин                              С.В.Хетагуров
   28 июня 1996 года                         8 июля 1996 года