ОБ ОТЛОЖЕНИИ РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛА О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ РЯДА ПОЛОЖЕНИЙ УСТАВА ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ. Определение. Конституционный Суд РФ. 17.07.96 73-О

              ОБ ОТЛОЖЕНИИ РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛА О ПРОВЕРКЕ
                   КОНСТИТУЦИОННОСТИ РЯДА ПОЛОЖЕНИЙ
                       УСТАВА ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

                             ОПРЕДЕЛЕНИЕ

                        КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РФ
                           17 июля 1996 г.


                              (ВКС 96-4)


     Конституционный Суд  Российской  Федерации в составе Председателя
В.А.Туманова, судей   Э.М.Аметистова,   М.В.Баглая,   Н.Т.Ведерникова,
Н.В.Витрука, Г.А.Гаджиева,   Ю.М.Данилова,  В.Д.Зорькина,  В.О.Лучина,
Т.Г.Морщаковой, Ю.Д.Рудкина,      Н.В.Селезнева,       В.Г.Стрекозова,
О.И.Тиунова, О.С.Хохряковой, В.Г.Ярославцева,
     с участием представителей стороны,  обратившейся  с  запросами  в
Конституционный Суд     Российской     Федерации,    -    Председателя
Государственной Думы      Ямало-Ненецкого      автономного      округа
С.Е.Корепанова, Председателя Думы Ханты-Мансийского автономного округа
С.С.Собянина, доктора  юридических  наук   Б.С.Крылова   и   кандидата
юридических наук  Н.А.Богдановой;  представителей  стороны,  принявшей
оспариваемый акт,   -   Председателя    Тюменской    областной    Думы
Н.П.Барышникова, доктора   юридических   наук   Д.А.Керимова,  доктора
юридических наук В.Г.Вишнякова,
     руководствуясь статьей   125  (пункт  "б"  части  2)  Конституции
Российской Федерации,  подпунктом "б" пункта 1 части первой статьи  3,
пунктом 1  части  второй  статьи  21,  статьями 36,  74,  84,  85 и 86
Федерального конституционного   закона   "О    Конституционном    Суда
Российской Федерации",
     рассмотрел в открытом заседании дело о проверке конституционности
ряда положений Устава Тюменской области.
     Поводом к    рассмотрению    дела    явились     запросы     Думы
Ханты-Мансийского автономного    округа    и    Государственной   Думы
Ямало-Ненецкого автономного  округа   о   проверке   конституционности
положений части 3 статьи 1,  статей 2,  3 и 5, части 4 статьи 6, главы
II (статьи 12-20),  части 3 статьи 22, части 2 статьи 27, пунктов "и",
"м", "с",  "т",  "ш" статьи 28,  части 3 статьи 37, пункта "е" части 1
статьи 38,  статьи 45,  частей 1,  2 и 3 статьи 55, статьи 57, части 1
статьи 58,  части 1 статьи 60 Устава Тюменской области,  которые,  как
полагают заявители,  умаляют статус автономного  округа  как  субъекта
Российской Федерации,  лишают  его  прав  на  собственную  территорию,
нарушают принципы равноправия и самостоятельности субъектов Российской
Федерации.
     Заслушав сообщение   судьи-докладчика   В.О.Лучина,    объяснения
представителей сторон,  заключение эксперта - доктора юридических наук
М.И.Пискотина, выступления  приглашенных  в  заседание  представителей
органов, заинтересованных   в   рассмотрении   дела,  -  Н.А.Власенко,
В.И.Ульянова, Г.Л.Чудновского,  свидетеля   А.Е.Родина,   полномочного
представителя Президента  Российской  Федерации в Конституционном Суде
Российской Федерации М.А.Митюкова, исследовав представленные документы
и иные материалы, Конституционный Суд Российской Федерации

     установил:

     1. В  процессе  рассмотрения  данного дела исследовались вопросы,
связанные с  соотношением  конституционных  положений   о   "вхождении
автономного округа  в  состав  края,  области"  (статья  66,  часть 4,
Конституции Российской Федерации) и "равноправии субъектов  Российской
Федерации" (статья 5, части 1 и 4, Конституции Российской Федерации).
     Вхождение автономного  округа  в  состав   области,   по   мнению
заявителей, представляет  собой форму взаимодействия двух равноправных
субъектов Российской  Федерации,  объединенных  общими   региональными
интересами, и  никоим  образом  не  влияет  на конституционно-правовой
статус автономного  округа,  в   связи   с   чем   заявители   считают
недопустимым включение  его  территории  в  состав  области,  а  также
создание органов,  представляющих все население области,  в том  числе
население автономных округов.
     Конституция Российской    Федерации     провозглашает     принцип
равноправия субъектов  Российской  Федерации.  Вместе с тем реализация
данного принципа применительно к автономным округам, входящим в состав
края или   области,   имеет   свои  особенности.  На  момент  принятия
Конституции Российской   Федерации   (1993    год)    Ханты-Мансийский
автономный округ    и   Ямало-Ненецкий   автономный   округ   согласно
действовавшему законодательству входили в состав Тюменской области.
     Данное положение  сохранилось.  Однако  вхождение одного субъекта
федерации - автономного округа в другой - край (область) в современных
условиях в  связи с провозглашенным в Конституции Российской Федерации
равноправием всех субъектов  федерации  приобретает  качественно  иной
характер.
     Закрепленное Конституцией    Российской    Федерации    вхождение
автономного округа    в    край    (область)    предполагает    особую
государственно-правовую связь между ними.  Взаимоотношения автономного
округа и края (области), в состав которого он входит, отличаются от их
отношений с другими субъектами федерации. Вхождение автономного округа
в край   (область)  обязывает  оба  субъекта  федерации  строить  свои
взаимоотношения с учетом исторически сложившихся  на  момент  принятия
Конституции Российской    Федерации    и    не    противоречащих    ей
государственно-правовых реалий.    Оно    предполагает    определенное
распространение на   основе   взаимного   согласия  и  договоренностей
юрисдикции органов государственной власти края (области) на территорию
автономного округа.  Край (область) и входящий в него автономный округ
обязаны в интересах населения поддерживать сложившиеся территориальные
экономические, политические,  социальные,  этнические и иные отношения
посредством различных форм взаимодействия,  включая  перераспределение
предметов ведения   и   полномочий,   их   делегирование,   совместное
осуществление, не допуская  односторонних,  не  согласованных  друг  с
другом действий  в  сфере общих интересов края (области) и автономного
округа.
     2. Поскольку  в  Конституции Российской Федерации непосредственно
не закреплены особенности  разграничения  полномочий  таких  субъектов
федерации, Конституционный   Суд  Российской  Федерации  в  отсутствие
предусмотренных статьей 66 (часть 4) Конституции Российской  Федерации
федерального закона  и  (или)  договора  (договоров,  иных соглашений)
должен воздерживаться    от     определения     конкретных     условий
взаимоотношений Тюменской  области  и  входящих в ее состав автономных
округов.
     В связи  с  этим Конституционный Суд Российской Федерации считает
наиболее правильным  и  сложившейся  ситуации  урегулирование   самими
субъектами Российской  Федерации  имеющихся  между  ними  разногласий,
поскольку Конституция Российской Федерации отдает предпочтение  именно
этому, основанному  на  равноправии,  способу,  и  для  такого решения
вопроса имеются все необходимые предпосылки.
     Исходя из изложенного и руководствуясь статьей 61, частями первой
и четвертой  статьи  71  Федерального   конституционного   закона   "О
Конституционном Суде   Российской   Федерации",   Конституционный  Суд
Российской Федерации

     определил:

     1. Отложить рассмотрение дела о проверке  конституционности  ряда
положений Устава   Тюменской   области   до  урегулирования  отношений
Тюменской области  и  входящих  в  ее   состав   Ханты-Мансийского   и
Ямало-Ненецкого автономных  округов  на  основе  федерального закона и
(или) договора  (договоров)  между  органами  государственной   власти
автономных округов и,  соответственно, органами государственной власти
области (статья 66, часть 4, Конституции Российской Федерации).
     2. Органам     государственной    власти    Тюменской    области,
Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных  округов  рекомендовать
принять все  необходимые  меры  для  скорейшего  устранения  имеющихся
разногласий по вопросу о разграничении предметов ведения и  полномочий
на основе  принципа  равноправия  субъектов  Российской  Федерации и с
учетом вхождения автономных округов в состав области.
     Вопрос о    возобновлении    рассмотрения    дела   будет   решен
Конституционным Судом   Российской   Федерации   в   зависимости    от
результатов этого договорного процесса.
     3. Считать целесообразным использование  предусмотренных  статьей
85  (часть 1) Конституции Российской Федерации согласительных процедур
для  разрешения  разногласий  между  органами  государственной  власти
Тюменской  области,  Ханты-Мансийского  и  Ямало-Ненецкого  автономных
округов в отношении условий вхождения автономных  округов  в  область,
разграничения между ними предметов ведения и полномочий.
     4. Федеральному  Собранию  Российской   Федерации   рекомендовать
ускорить  разработку  и принятие соответствующего федерального закона,
предусмотренного  статьей  66   (часть   4)   Конституции   Российской
Федерации.
     5. Настоящее   определение   Конституционного   Суда   Российской
Федерации не  подлежит  обжалованию и вступает в силу немедленно после
его провозглашения.
     6. Согласно  статье  78  Федерального  конституционного закона "О
Конституционном Суде  Российской  Федерации"   настоящее   определение
подлежит опубликованию   в   "Собрании   законодательства   Российской
Федерации", "Российской   газете",   официальных   изданиях    органов
государственной власти     заинтересованных    субъектов    Российской
Федерации, а  также  в  "Вестнике  Конституционного  Суда   Российской
Федерации".

Председатель Конституционного
Суда РФ                                                    В.А.Туманов
17 июля 1996 г.