ДОГОВОР О РАЗГРАНИЧЕНИИ ПРЕДМЕТОВ ВЕДЕНИЯ И ПОЛНОМОЧИЙ МЕЖДУ ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНАМИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВЛАСТИ ГОРОДА ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ДОГОВОР ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ 13 июня 1996 г. (РВ 96-112) Исходя из необходимости разграничения полномочий и ответственности между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти города федерального значения Санкт-Петербурга (далее - Санкт-Петербурга), учитывая специфические географические, природные экономические и культурно-исторические особенности Санкт-Петербурга, в целях качественного улучшения социально-экономических и политико-правовых условий жизни и деятельности населения Санкт-Петербурга, укрепления российской государственности, единства системы государственной власти, обеспечения территориальной целостности Российской Федерации, единства экономического пространства страны, гарантирования прав и свобод человека и гражданина, установленных Конституцией Российской Федерации, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством, законодательством Санкт-Петербурга, заключен настоящий Договор о нижеследующем: Статья 1 Настоящий Договор разграничивает предметы ведения и полномочия между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Санкт-Петербурга. Статья 2 Исходя из географических, экономических, социальных, культурно-исторических и иных особенностей Санкт-Петербурга, к предметам совместного ведения органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти Санкт-Петербурга, помимо предметов совместного ведения, установленных статьей 72 Конституции Российской Федерации, относятся: а) структурная перестройка экономики Санкт-Петербурга; б) функционирование предприятий оборонного комплекса, расположенных на территории Санкт-Петербурга, за исключением производства вооружений и военной техники, конверсия этих предприятий, а также участие в реализации производимой ими продукции; в) вопросы таможенной политики Российской Федерации на территории Санкт-Петербурга, в том числе эффективное использование таможенных платежей и сборов, собираемых на территории Санкт-Петербурга, для поддержки экспорта и развития внешнеэкономической и таможенной инфраструктуры, включая вопросы создания и развития локальных таможенных зон; г) вопросы развития транспортного комплекса Санкт-Петербурга как федерального и международного транспортного центра, включая морской, речной, железнодорожный, автомобильный и воздушный транспорт; д) вопросы социальной защиты ветеранов, жителей блокадного Ленинграда, пенсионеров, военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, граждан, уволенных с военной службы и их органов внутренних дел, и членов их семей; е) межбюджетные отношения Российской Федерации и Санкт-Петербурга; ж) вопросы сертификации продукции и услуг, лицензирования отдельных видов деятельности на территории Санкт-Петербурга; з) вопросы координации развития и функционирования федеральных и городских систем энергетики, транспорта и связи, включая создание регионального дорожного фонда Санкт-Петербурга; и) взаимодействие в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, организации мобилизационной подготовки на территории Санкт-Петербурга; к) проведение согласованной кадровой политики при осуществлении предметов ведения и полномочий, определенных настоящим Договором. Статья 3 В целях разграничения полномочий между органами исполнительной власти Российской Федерации и органами исполнительной власти Санкт-Петербурга по предметам совместного ведения, установленным статьей 72 Конституции Российской Федерации и статьей 2 настоящего Договора, администрация Санкт-Петербурга заключает соответствующие соглашения с Правительством Российской Федерации. Соглашения о разграничении полномочий по предметам совместного ведения являются неотъемлемой частью настоящего Договора. Соглашения о разграничении полномочий по предметам совместного ведения между органами исполнительной власти Российской Федерации и Санкт-Петербурга могут быть заключены в любое время после вступления в силу настоящего Договора. Статья 4 В целях выполнения настоящего Договора органы государственной власти Российской Федерации: а) разрабатывают с участием органов государственной власти Санкт-Петербурга и принимают федеральные законы и иные нормативные правовые акты по предметам совместного ведения; б) обеспечивают приведение нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в соответствие с настоящим Договором; в) разрабатывают с участием органов государственной власти Санкт-Петербурга и утверждают федеральные целевые программы в области экономического, экологического, социального и культурного развития Санкт-Петербурга, в том числе по развитию транспортного комплекса, а также сохранению исторического и культурного наследия Санкт-Петербурга; г) обеспечивают финансирование и реализацию федеральных целевых программ на территории Санкт-Петербурга в части федеральных полномочий в объемах, установленных федеральным бюджетом; д) согласовывают с органами государственной власти Санкт-Петербурга кандидатуры руководителей федеральных предприятий, учреждений, организаций, расположенных на территории Санкт-Петербурга, если иное не установлено федеральным законом. В соответствии со статьей 78 Конституции Российской Федерации федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц. По согласованию с органами исполнительной власти Санкт-Петербурга и Ленинградской области могут быть созданы единые для Санкт-Петербурга и Ленинградской области территориальные подразделения федеральных органов исполнительной власти. Статья 5 В целях выполнения настоящего Договора органы государственной власти Санкт-Петербурга: а) принимают городские законы и осуществляют иное правовое регулирование по предметам совместного ведения в соответствии с федеральным законодательством; б) обеспечивают приведение нормативных правовых актов органов государственной власти Санкт-Петербурга в соответствие с настоящим Договором; в) участвуют в разработке и реализации федеральных целевых программ в области экономического, экологического, социального и культурного развития Санкт-Петербурга, в том числе по развитию транспортного комплекса, а также сохранению исторического и культурного наследия Санкт-Петербурга, и осуществляют их финансирование в части компетенции органов государственной власти Санкт-Петербурга; г) устанавливают в соответствии с федеральным законодательством условия сертификации продукции и услуг, лицензирования отдельных видов деятельности на территории Санкт-Петербурга; д) участвуют в решении кадровых вопросов при назначении руководителей федеральных предприятий, учреждений, организаций, расположенных на территории Санкт-Петербурга, если иное не установлено федеральным законом. В целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития Санкт-Петербурга и Ленинградской области, повышения уровня благосостояния населения города и области органы исполнительной власти Санкт-Петербурга по согласованию с органами исполнительной власти Ленинградской области и на паритетных началах вправе создавать совместные органы исполнительной власти Санкт-Петербурга и Ленинградской области, наделяя их соответствующими полномочиями. Статья 6 При отсутствии федерального закона или иного федерального нормативного правового акта по отдельным предметам совместного ведения Санкт-Петербург осуществляет собственное правовое регулирование. После принятия соответствующего федерального закона или иного федерального нормативного правового акта законы и иные нормативные правовые акты Санкт-Петербурга приводятся в соответствие с федеральным законодательством. Законы и иные нормативные правовые акты Санкт-Петербурга, не приведенные в соответствие с федеральным законодательством, применению не подлежат. Статья 7 Если федеральными нормативными правовыми актами, действие которых распространяется на все субъекты Российской Федерации, будут установлены права, льготы и преимущества для субъектов Российской Федерации большие, чем установленные настоящим Договором, то в отношении Санкт-Петербурга применяются положения указанных федеральных нормативных правовых актов. В случае принятия федеральными органами исполнительной власти в одностороннем порядке, нормативных правовых актов, противоречащих настоящему Договору, подлежат применению нормы настоящего Договора. В случае противоречия между законами, нормативными правовыми актами Санкт-Петербурга и настоящим Договором действуют нормы настоящего Договора. Статья 8 Передача федеральными органами исполнительной власти осуществления части своих полномочий органами исполнительной власти Санкт-Петербурга, в соответствии со статьей 78 Конституции Российской Федерации, может иметь место по соглашению во всех случаях, если в Конституции Российской Федерации или федеральном законе не содержится прямой запрет на передачу осуществления соответствующих полномочий. При передаче осуществления конкретных полномочий в соответствующем соглашении предусматриваются необходимые условия передачи и осуществления этих полномочий. Статья 9 Законы и иные нормативные правовые акты Санкт-Петербурга подлежат государственной защите и применяются судами в соответствии с их компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации. Статья 10 Органы государственной власти Санкт-Петербурга имеют право оспаривать в соответствующем суде и вносить в Правительство Российской Федерации предложения об отмене либо приостановлении действия на территории Санкт-Петербурга частично или полностью правовых актов министерств и ведомств Российской Федерации, которые: регулируют вопросы, отнесенные к ведению субъекта Российской Федерации; не соответствуют полномочиям федеральных органов исполнительной власти в сфере совместного ведения Российской Федерации и субъекта Российской Федерации; перераспределяют в одностороннем порядке предметы ведения и полномочия Санкт-Петербурга, установленные Конституцией Российской Федерации и настоящим Договором. В случае, если Правительство Российской Федерации в течение одного месяца со дня внесения предложения органов государственной власти Санкт-Петербурга не отменит либо не приостановит действие правовых актов министерств и ведомств Российской Федерации, указанных в части первой настоящей статьи, такие правовые акты не подлежат применению органами государственной власти Санкт-Петербурга до вынесения решения соответствующим судом. Статья 11 Органы исполнительной власти Санкт-Петербурга могут быть наделены полномочиями территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти по соглашениям, заключенным администрацией Санкт-Петербурга с Правительством Российской Федерации или уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Статья 12 Вопросы владения, пользования, распоряжения объектами, относящимися к государственной собственности Санкт-Петербурга, регулируются городскими нормативными правовыми актами в соответствии с федеральным законодательством. Отнесение объектов государственной собственности на территории Санкт-Петербурга к объектам федеральной и городской собственности, а также разграничение полномочий по управлению объектами федеральной собственности на территории Санкт-Петербурга производится отдельным соглашением. Разграничение природных ресурсов на территории Санкт-Петербурга на природные ресурсы федерального и городского значения производится отдельным соглашением, если иное не установлено федеральным законодательством. Статья 13 Органы государственной власти Санкт-Петербурга самостоятельно устанавливают и вводят городские налоги и сборы в бюджет и внебюджетные фонды Санкт-Петербурга в соответствии с федеральными и городскими законами. Состав и размеры доходов, поступающих в бюджет Санкт-Петербурга в виде средств от федеральных налогов, определяются соглашением Правительства Российской Федерации и администрации Санкт-Петербурга, если они прямо не установлены федеральным законом. Финансирование федеральных расходов на территории Санкт-Петербурга может осуществляться через территориальное управление Федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по городу Санкт-Петербургу в установленном порядке в соответствии с отдельным соглашением, в том числе за счет налоговых и иных платежей, взимаемых на территории города и подлежащих перечислению в федеральный бюджет. Статья 14 Федеральные органы государственной власти совместно с органами государственной власти Санкт-Петербурга в соответствии с федеральным законом и на основе отдельного соглашения разрабатывают и проводят эксперимент по новой систем налогообложения и межбюджетных отношений, направленный на усиление роли органов государственной власти регионов и органов самоуправления городов и районов в решении вопросов установления количества и видов налоговых платежей, регулирования размеров их ставок, распределения доходов между бюджетами всех уровней. Статья 15 Органы государственной власти Санкт-Петербурга в соответствии с федеральным законодательством вправе устанавливать административную ответственность за нарушение законов Санкт-Петербурга, иных нормативных правовых актов Санкт-Петербурга, а также актов органов местного самоуправления. Статья 16 Санкт-Петербург вправе выступать самостоятельно, а также по поручению органов государственной власти Российской Федерации участников международных и внешнеэкономических связей, если это не противоречит Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству и международным договорам Российской Федерации, вправе заключать соответствующие договоры (соглашения) с субъектами иностранных федеративных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств, а также министерствами и ведомствами иностранных государств. Органы государственной власти Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством координируют международные и внешнеэкономические связи Санкт-Петербурга. Статья 17 В целях эффективной реализации настоящего Договора органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти Санкт-Петербурга могут создавать совместные комиссии и иные рабочие органы на паритетных началах. Статья 18 Споры и разногласия, возникающие в ходе реализации настоящего Договора, а также споры о компетенции между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Санкт-Петербурга по предметам совместного ведения разрешаются путем согласительных процедур либо в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством. Статья 19 Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти Санкт-Петербурга могут иметь свои представительства соответственно в г. Санкт-Петербурге и в г.Москве. Статья 20 Настоящий Договор или отдельные его положения не могут быть отменены, изменены или дополнены в одностороннем порядке. Дополнения и изменения вносятся в настоящий Договор по взаимному согласию сторон путем дополнений к настоящему Договору или заключения нового Договора. Статья 21 Настоящий Договор подлежит опубликованию в официальных изданиях и вступает в силу с момента опубликования. Совершено в г.Санкт-Петербурге 13 июня 1996 года в двух экземплярах, каждый из которых имеет одинаковую силу. Президент Российской Федерации Б.Ельцин Губернатор Санкт-Петербурга В.Яковлев |