О СОСТОЯНИИ РАБОТЫ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ ПО КОНТРОЛЮ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О НАЛОГАХ С ДОХОДОВ И ИМУЩЕСТВА ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ ПИСЬМО ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА РФ 29 сентября 1994 г. N ЮБ-6-03/367 (Д) Государственные налоговые инспекции по субъектам Российской Федерации Налоги с доходов и имущества физических лиц в налоговой системе России имеют большую социальную значимость. Одно из центральных мест принадлежит подоходному налогу с физических лиц. Сумма поступлений его составляет более 13% от общих поступлений в бюджет всех видов платежей, контролируемых Госналогслужбой России. Значительную роль играют и имущественные налоги, которые уплачивают владельцы строений, помещений и водно-воздушного транспорта, а также лица, принявшие имущество в порядке наследования или дарения. Всего по Российской Федерации за 1 полугодие 1994 года налоговые органы обеспечили поступление в бюджет налогов с доходов и имущества физических лиц в сумме 6 трлн. руб., в том числе подоходного налога, удерживаемого предприятиями и организациями - 5922,4 млрд. руб., подоходного налога, начисляемого налоговыми органами - 58,5 млрд. руб., налога на имущество физических лиц - 3,2 млрд. руб. и налога с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения - 2,8 млрд. рублей. Поступления подоходного налога в целом по России по сравнению с 1 полугодием 1993 года возросли почти в 6 раз, при этом по подоходному налогу, начисляемому налоговыми органами - почти в 9 раз, а за 7 месяцев соответственно в 5,3 и 9,5 раза. Основными факторами, повлиявшими на рост поступлений подоходного налога, являются как рост денежных доходов населения (за 6 месяцев 1994 года по сравнению с этим же периодом 1993 года в 7,9 раз), так и усиление контроля со стороны налоговых органов за соблюдением законодательства о налоге (число проверок и суммы дополнительно взысканные в результате этих проверок возросли в 3 раза). В то же время отрицательное влияние на размер поступлений в бюджет подоходного налога оказывает общеэкономическая ситуация в стране, а также и другие факторы: - спад объема промышленного производства по сравнению с соответствующим периодом прошлого года более чем на 25% вызвал высвобождение работников из народного хозяйства. Так, по состоянию на 1 июля 1994 года официальный статус безработного имели 1,2 млн. человек. Кроме того, негативное влияние оказало увеличение числа лиц, вынужденно находящихся в административных отпусках в связи с остановкой предприятий или работающих в режиме неполной рабочей недели; - рост просроченной задолженности по выдаче средств на потребление из-за неплатежеспособности предприятий. В мае с.г. она составила 2,9 трлн. руб., в июне - 3,4 трлн. руб. и в июле - 3,8 трлн. руб., в связи с чем задолженность перед бюджетом по подоходному налогу на 1 июля 1994 года по сравнению с 1 января 1994 года возросла более чем в 4 раза; - уклонение от налогообложения, нарушение налогового законодательства допускают значительное число предприятий, учреждений, организаций и физических лиц, что привело к недопоступлению в 1 полугодии т.г. значительных сумм подоходного налога. Анализ отчетных данных, информаций налоговых органов, писем и жалоб граждан и организаций, а также материалы проверок, проведенных Госналогслужбой России показывает, что в мобилизации крупных сумм налогов большую роль играет совершенствование организации работы госналогинспекций, повышение квалификации и уровня активности аппарата в контрольной работе. За 1 полугодие 1994 года в целом по России учтено 3823,5 тыс. человек, подлежащих обложению подоходным налогом непосредственно налоговыми органами, из которых 1310,9 тыс. чел., или 34,3%, были привлечены к уплате этого налога, деятельность 1348,0 тыс. человек, или 35,3% к учтенным, была проверена на месте и у 183,3 тысяч из них выявлены нарушения в учете доходов, что составляет 13,6% к числу проверенных на месте. За 1 полугодие 1994 года привлечено к административной ответственности за нарушение законодательства о предпринимательской деятельности и уклонение от налогообложения 154,7 тыс. чел., что больше, чем за этот же период прошлого года почти на 36%. Эти граждане оштрафованы на сумму 5,3 млрд. руб., что в расчете на 1 человека составляет около 34,3 тыс. рублей. В правоохранительные органы направлены материалы на 13,2 тыс. человек. Количество этих материалов по сравнению с 1 полугодием 1993 года возросло в 2 раза. По некоторым регионам удельный вес граждан, привлеченных к уплате подоходного налога, в общем числе учтенных в налоговых органах гораздо ниже среднего по России. Например, по Читинской области он составляет 3,7%, Республике Карелия - 9,0%, Орловской области - 9,5%, Ленинградской - 10,8%, Владимирской - 11,2%, Кировской - 11,9%, Кемеровской - 12.8%. По отдельным регионам по сравнению с отчетом за 1 полугодие 1993 года снизился удельный вес плательщиков, привлеченных к уплате (по отношению к учтенным). К ним относятся: Псковская, Ивановская, Калужская, Саратовская, Оренбургская, Новосибирская, Омская, Амурская, Камчатская, Сахалинская области, Ставропольский, Алтайский, Приморский, Хабаровский края, Республика Башкортостан. В общем числе учтенных в налоговых органах плательщиков снизился удельный вес проверенных на месте (по сравнению с отчетом за 1 полугодие 1993 года). Это Архангельская, Вологодская, Мурманская, Ульяновская области, Республики Адыгея и Хакассия. Ряд налоговых органов, такие, как, например, г.г. Хабаровска, Улан-Удэ, Брянской, Мурманской, Смоленской областей, активно проводят работу по привлечению к уплате подоходного налога иностранных граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью на территории России. Так, в г. Улан-Удэ Республики Бурятия создана оперативная группа по выявлению иностранных граждан, прибывших с целью занятия предпринимательской деятельностью. Группа работает совместно с туристическими фирмами, гостиницами, принимающими иностранных туристов. В результате проводимой работы по г. Улан-Удэ в 1 полугодии т.г. дополнительно начислено подоходного налога с иностранных физических лиц 77,3 млн. рублей. Во исполнение решения коллегии Госналогслужбы Российской Федерации от 28.02.94 протокол N 12 об усилении работы по выявлению лиц, уклоняющихся от подачи декларации о совокупном годовом доходе, налоговые органы представили информации о фактах выявления наиболее крупных сумм сокрытого дохода. Налоговые органы республик Дагестан и Саха, а также Чукотского АО не установили таких фактов. Налоговые органы Калининградской и Астраханской областей, Таймырского и Ханты-Мансийского АО представили информации без конкретных сведений, а от отдельных налоговых органов информации не получены (Ленинградская, Тверская, Липецкая, Иркутская области, республики Адыгея и Хакассия). Некоторыми налоговыми органами выявлены крупные суммы сокрытых плательщиками доходов от налогообложения. Например, в Мурманской области выявлено у гражданина Р. сокрытие доходов в сумме 653 млн. руб. и предъявлено дополнительно подоходного налога и финансовые санкции к уплате 2,7 млрд. руб., в Ульяновской области у гражданина выявлен сокрытый доход в сумме 128,6 млн. руб., предъявлено к уплате подоходного налога и санкций 413,7 млн. руб., в Ставропольском крае у предпринимателя Ш. сокрытый доход составил 84 млн. руб. и ему было предъявлено к уплате 196,9 млн. рублей. За 1 полугодие 1994 года по Российской Федерации зарегистрировано 2152,7 тыс. предприятий, удерживающих подоходный налог с физических лиц, число которых увеличилось по сравнению с этим же периодом прошлого года на 363,2 тыс. предприятий. Число предприятий, проверенных на месте, составляет 255,5 тысяч, что по отношению к зарегистрированным 11,9%. Нарушения выявлены у 177,1 тыс. предприятий или 69,3% от числа проверенных. За 1 полугодие 1994 года в результате контрольной работы с предприятий, учреждений и организаций дополнительно взыскано 56,6 млрд. руб. неудержанных сумм налога, 299,2 млрд. руб. задолженности, не внесенной в бюджет на момент проверки, и финансовых санкций за эти нарушения. Таким образом, в среднем с каждого предприятия, нарушившего законодательство, было взыскано не внесенного им налога и санкций в сумме около 2 млн. рублей. Активно проводятся проверки предприятий в Псковской, Тамбовской, Кемеровской областях, республиках Калмыкия, Мордовия, Бурятия, где удельный вес проверенных в 1 полугодии предприятий почти в 2 раза выше, чем в среднем по России. Об эффективности работы налоговых органов свидетельствуют данные срочных донесений, полученных за 1 полугодие 1994 г. по 54 территориям Российской Федерации о результатах 236 проверок правильности исчисления подоходного налога. По данным этих сообщений всего доначислено 28,1 млрд. руб., из них: недобор налога составляет 4,7 млрд. рублей. Крупные суммы недобора по подоходному налогу с физических лиц установлены Госналогинспекцией по г. Москве. Так, при проверке Государственного Большого театра выявлен недобор в сумме 784,6 млн. руб., который образовался в результате неудержания подоходного налога с гонораров, выплачиваемых артистам за заграничные гастроли. Госналогинспекцией г. Тольятти Самарской области при проверке коммерческого банка социального развития "Ладабанк" выявлен недобор в размере 374,4 млн. руб. в основном за счет неудержания налога с сумм страховых выплат физическим лицам. В то же время из отчетных данных следует, что ряд налоговых органов недостаточно активно проводит проверки на предприятиях. Так, в г. Москве проверено всего лишь 2% предприятий от числа зарегистрированных, Мурманской области - 5,6%, Астраханской - 7,3%, Хабаровском крае - 6,9%. Удельный вес проверок по перечисленным налоговым органам снизился по сравнению с 1 полугодием 1993 года. Проверки Управления налогообложения физических лиц свидетельствуют о том, что некоторые руководители госналогинспекций недостаточно контролируют работу аппарата по налогообложению физических лиц, вследствие чего проверки, осуществляемые ими, в ряде случаев производятся поверхностно, выявляются имеющиеся нарушения налогового законодательства. По данным налоговых органов, в 1 полугодии т.г. по налогу на имущество физических лиц учтено 22 млн. плательщиков, что в 1,6 раза больше, чем в 1 полугодии 1993 года. Нарушения выявлены у 8,4 тыс. плательщиков, дополнительно начислено 15,7 млн. рублей. Указанные лица получили в собственность помещения и строения в 1993 году и налоги им исчислены за прошлый год. Многие физические лица не были привлечены к уплате этих налогов прежде всего в связи с отсутствием должного учета приватизированных квартир и строений, а также из-за отсутствия оценки строений на дачных и садовых участках, гаражей. За 1 полугодие т.г. по налогу с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, учтено в налоговых органах 218,4 тыс. чел., привлечено к уплате 35,1 тыс., или 16,1%. По сравнению с 1 полугодием 1993 года число учтенных плательщиков возросло в 4 раза, а привлеченных к уплате - только в 2,5 раза. Низкий удельный вес привлеченных к уплате связан с тем, что при налогообложении применяется стоимость имущества, указанная в договорах дарения или свидетельствах о наследстве (оценка БТИ, оценка по договоренности сторон, участников сделки), которая в большинстве случаев занижена и не превышает установленного Законом необлагаемого минимума. За 1 полугодие т.г. в Управление налогообложения физических лиц Госналогслужбы Российской Федерации поступило и рассмотрено 926 писем, что на 75 писем больше, чем за 1 полугодие 1993 года. От физических лиц поступило 250 писем, от юридических лиц - 343, от госналогинспекций - 333. Анализ писем и жалоб плательщиков и материалов их проверок свидетельствует о наличии существенных недостатков в работе некоторых налоговых органов по обеспечению правильного применения законов и инструкций о налогах с доходов и имущества физических лиц. Так, при проверке заявления граждан, проживающих в г. Коломне Московской области, было установлено, что госналогинспекция по г. Коломне неправомерно предъявила им налог и финансовые санкции в сумме 302,5 тыс. рублей. Госналогинспекция по Московской области подтвердила действия инспекции по г. Коломне. Только после обращения этих граждан в Госналогслужбу России неправильно принятое решение было отменено. Аналогичный факт имел место в Ставропольском крае. Государственная налоговая служба Российской Федерации направляет настоящее письмо в целях совершенствования организации работы по контролю за соблюдением законодательства о налогах с доходов и имущества физических лиц и предлагает госналогинспекциям по субъектам Российской Федерации продолжать работу по усилению контрольной и аналитической работы с целью обеспечения правильности исчисления и своевременности поступления в бюджет налогов с физических лиц. Государственный советник налоговой службы 1 ранга Ю.А.Бачурин |