О СОСТОЯНИИ РАБОТЫ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ ПО КОНТРОЛЮ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О НАЛОГАХ С ДОХОДОВ И ИМУЩЕСТВА ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ. Письмо. Государственная налоговая служба РФ (Госналогслужба России). 29.09.94 ЮБ-6-03/367

                 О СОСТОЯНИИ РАБОТЫ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ
        ПО КОНТРОЛЮ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О НАЛОГАХ
                 С ДОХОДОВ И ИМУЩЕСТВА ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

                                ПИСЬМО

                 ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА РФ

                         29 сентября 1994 г.

                            N ЮБ-6-03/367

                                 (Д)


                                 Государственные налоговые инспекции
                                 по субъектам Российской Федерации

     Налоги с  доходов  и имущества физических лиц в налоговой системе
России имеют большую социальную значимость.  Одно из центральных  мест
принадлежит подоходному налогу с физических лиц. Сумма поступлений его
составляет более  13%  от  общих  поступлений  в  бюджет  всех   видов
платежей, контролируемых  Госналогслужбой  России.  Значительную  роль
играют и имущественные налоги,  которые уплачивают владельцы строений,
помещений и  водно-воздушного  транспорта,  а  также  лица,  принявшие
имущество в порядке наследования или дарения.
     Всего по  Российской Федерации за 1 полугодие 1994 года налоговые
органы обеспечили поступление в бюджет налогов с доходов  и  имущества
физических лиц в сумме 6 трлн.  руб.,  в том числе подоходного налога,
удерживаемого предприятиями  и  организациями  -  5922,4  млрд.  руб.,
подоходного налога,  начисляемого  налоговыми  органами  -  58,5 млрд.
руб., налога на имущество физических лиц - 3,2 млрд.  руб.  и налога с
имущества, переходящего в порядке наследования или дарения - 2,8 млрд.
рублей.
     Поступления подоходного налога в целом по России по сравнению с 1
полугодием 1993 года возросли почти в 6 раз,  при этом по  подоходному
налогу, начисляемому  налоговыми  органами  -  почти  в 9 раз,  а за 7
месяцев соответственно в 5,3 и 9,5 раза.
     Основными факторами,  повлиявшими на рост поступлений подоходного
налога, являются как рост денежных доходов  населения  (за  6  месяцев
1994 года по сравнению с этим же периодом 1993 года в 7,9 раз),  так и
усиление контроля  со  стороны  налоговых   органов   за   соблюдением
законодательства о   налоге  (число  проверок  и  суммы  дополнительно
взысканные в результате этих проверок возросли в 3 раза).
     В то  же  время  отрицательное  влияние  на  размер поступлений в
бюджет подоходного  налога  оказывает  общеэкономическая  ситуация   в
стране, а также и другие факторы:
     - спад  объема  промышленного   производства   по   сравнению   с
соответствующим периодом   прошлого  года  более  чем  на  25%  вызвал
высвобождение работников из народного хозяйства.  Так, по состоянию на
1 июля  1994  года  официальный  статус  безработного  имели  1,2 млн.
человек. Кроме того,  негативное влияние оказало увеличение числа лиц,
вынужденно находящихся   в   административных   отпусках   в  связи  с
остановкой предприятий или работающих в режиме неполной рабочей недели;
     - рост   просроченной   задолженности   по   выдаче   средств  на
потребление из-за неплатежеспособности предприятий.  В  мае  с.г.  она
составила 2,9 трлн. руб., в июне - 3,4 трлн. руб. и в июле - 3,8 трлн.
руб., в связи с чем задолженность перед бюджетом по подоходному налогу
на 1  июля  1994 года по сравнению с 1 января 1994 года возросла более
чем в 4 раза;
     - уклонение     от    налогообложения,    нарушение    налогового
законодательства допускают значительное число предприятий, учреждений,
организаций и  физических  лиц,  что  привело  к  недопоступлению  в 1
полугодии т.г. значительных сумм подоходного налога.
     Анализ отчетных  данных,  информаций  налоговых органов,  писем и
жалоб граждан и организаций,  а также материалы проверок,  проведенных
Госналогслужбой России  показывает,  что  в  мобилизации  крупных сумм
налогов большую  роль  играет  совершенствование  организации   работы
госналогинспекций, повышение квалификации и уровня активности аппарата
в контрольной работе.
     За 1  полугодие  1994  года  в целом по России учтено 3823,5 тыс.
человек, подлежащих  обложению  подоходным   налогом   непосредственно
налоговыми органами,  из  которых 1310,9 тыс.  чел.,  или 34,3%,  были
привлечены к уплате этого налога,  деятельность 1348,0  тыс.  человек,
или 35,3%  к учтенным,  была проверена на месте и у 183,3 тысяч из них
выявлены нарушения в учете  доходов,  что  составляет  13,6%  к  числу
проверенных на месте.
     За 1  полугодие   1994   года   привлечено   к   административной
ответственности за  нарушение  законодательства  о предпринимательской
деятельности и уклонение  от  налогообложения  154,7  тыс.  чел.,  что
больше, чем за этот же период прошлого года почти на 36%. Эти граждане
оштрафованы на сумму 5,3 млрд.  руб.,  что в  расчете  на  1  человека
составляет около   34,3   тыс.  рублей.  В  правоохранительные  органы
направлены материалы на 13,2 тыс.  человек. Количество этих материалов
по сравнению с 1 полугодием 1993 года возросло в 2 раза.
     По некоторым регионам удельный вес граждан, привлеченных к уплате
подоходного налога, в общем числе учтенных в налоговых органах гораздо
ниже среднего по России.  Например, по Читинской области он составляет
3,7%, Республике   Карелия   -   9,0%,   Орловской   области  -  9,5%,
Ленинградской -  10,8%,  Владимирской  -  11,2%,  Кировской  -  11,9%,
Кемеровской - 12.8%.
     По отдельным регионам по сравнению с отчетом за 1 полугодие  1993
года снизился  удельный  вес  плательщиков,  привлеченных к уплате (по
отношению к  учтенным).  К  ним  относятся:   Псковская,   Ивановская,
Калужская, Саратовская, Оренбургская, Новосибирская, Омская, Амурская,
Камчатская, Сахалинская    области,     Ставропольский,     Алтайский,
Приморский, Хабаровский края, Республика Башкортостан.
     В общем числе учтенных в налоговых органах плательщиков  снизился
удельный вес  проверенных  на  месте  (по  сравнению  с  отчетом  за 1
полугодие 1993  года).  Это  Архангельская,  Вологодская,  Мурманская,
Ульяновская области, Республики Адыгея и Хакассия.
     Ряд налоговых органов,  такие,  как,  например,  г.г. Хабаровска,
Улан-Удэ, Брянской,  Мурманской, Смоленской областей, активно проводят
работу по привлечению к уплате подоходного налога иностранных граждан,
занимающихся предпринимательской  деятельностью  на территории России.
Так, в г.  Улан-Удэ Республики Бурятия создана оперативная  группа  по
выявлению иностранных    граждан,    прибывших    с    целью   занятия
предпринимательской деятельностью.   Группа   работает   совместно   с
туристическими фирмами,    гостиницами,    принимающими    иностранных
туристов. В результате проводимой работы по г.  Улан-Удэ в 1 полугодии
т.г. дополнительно   начислено   подоходного   налога   с  иностранных
физических лиц 77,3 млн. рублей.
     Во исполнение    решения   коллегии   Госналогслужбы   Российской
Федерации от 28.02.94 протокол N 12 об усилении  работы  по  выявлению
лиц, уклоняющихся  от  подачи  декларации о совокупном годовом доходе,
налоговые органы представили информации о  фактах  выявления  наиболее
крупных сумм  сокрытого дохода.  Налоговые органы республик Дагестан и
Саха, а также Чукотского АО  не  установили  таких  фактов.  Налоговые
органы Калининградской   и   Астраханской   областей,   Таймырского  и
Ханты-Мансийского АО представили информации без конкретных сведений, а
от отдельных  налоговых органов информации не получены (Ленинградская,
Тверская, Липецкая, Иркутская области, республики Адыгея и Хакассия).
     Некоторыми налоговыми  органами  выявлены  крупные суммы сокрытых
плательщиками доходов  от  налогообложения.  Например,  в   Мурманской
области выявлено  у  гражданина  Р.  сокрытие доходов в сумме 653 млн.
руб. и  предъявлено  дополнительно  подоходного  налога  и  финансовые
санкции к  уплате 2,7 млрд.  руб.,  в Ульяновской области у гражданина
выявлен сокрытый доход в сумме 128,6 млн.  руб.,  предъявлено к уплате
подоходного налога и санкций 413,7 млн.  руб., в Ставропольском крае у
предпринимателя Ш.  сокрытый доход составил 84 млн.  руб.  и ему  было
предъявлено к уплате 196,9 млн. рублей.
     За 1 полугодие 1994 года по Российской Федерации зарегистрировано
2152,7 тыс.  предприятий,  удерживающих  подоходный налог с физических
лиц, число  которых  увеличилось  по  сравнению  с  этим  же  периодом
прошлого года на 363,2 тыс. предприятий.
     Число предприятий,  проверенных на месте, составляет 255,5 тысяч,
что по  отношению  к  зарегистрированным  11,9%.  Нарушения выявлены у
177,1 тыс. предприятий или 69,3% от числа проверенных.
     За 1  полугодие  1994  года  в  результате  контрольной  работы с
предприятий, учреждений  и  организаций  дополнительно  взыскано  56,6
млрд. руб.  неудержанных сумм налога,  299,2 млрд. руб. задолженности,
не внесенной в бюджет на момент проверки, и финансовых санкций за  эти
нарушения. Таким образом, в среднем с каждого предприятия, нарушившего
законодательство, было взыскано не внесенного им налога  и  санкций  в
сумме около 2 млн. рублей.
     Активно проводятся проверки предприятий в Псковской,  Тамбовской,
Кемеровской областях,  республиках Калмыкия,  Мордовия,  Бурятия,  где
удельный вес проверенных в 1 полугодии  предприятий  почти  в  2  раза
выше, чем в среднем по России.
     Об эффективности работы налоговых органов свидетельствуют  данные
срочных донесений, полученных за 1 полугодие 1994 г. по 54 территориям
Российской Федерации   о   результатах   236   проверок   правильности
исчисления подоходного   налога.   По   данным  этих  сообщений  всего
доначислено 28,1 млрд.  руб.,  из них:  недобор налога составляет  4,7
млрд. рублей.
     Крупные суммы недобора по подоходному  налогу  с  физических  лиц
установлены Госналогинспекцией   по   г.  Москве.  Так,  при  проверке
Государственного Большого театра выявлен недобор в  сумме  784,6  млн.
руб., который  образовался в результате неудержания подоходного налога
с гонораров,   выплачиваемых   артистам   за   заграничные   гастроли.
Госналогинспекцией г.   Тольятти   Самарской   области   при  проверке
коммерческого банка социального развития "Ладабанк" выявлен недобор  в
размере 374,4 млн.  руб.  в основном за счет неудержания налога с сумм
страховых выплат физическим лицам.
     В то  же  время  из  отчетных  данных следует,  что ряд налоговых
органов недостаточно активно проводит проверки на предприятиях. Так, в
г. Москве    проверено    всего   лишь   2%   предприятий   от   числа
зарегистрированных, Мурманской области - 5,6%,  Астраханской  -  7,3%,
Хабаровском крае  -  6,9%.  Удельный  вес  проверок  по  перечисленным
налоговым органам снизился по сравнению с 1 полугодием 1993 года.
     Проверки Управления      налогообложения      физических      лиц
свидетельствуют о том,  что некоторые  руководители  госналогинспекций
недостаточно контролируют    работу    аппарата   по   налогообложению
физических лиц,  вследствие чего проверки,  осуществляемые ими, в ряде
случаев производятся   поверхностно,  выявляются  имеющиеся  нарушения
налогового законодательства.
     По данным  налоговых  органов,  в  1 полугодии т.г.  по налогу на
имущество физических лиц учтено 22 млн.  плательщиков,  что в 1,6 раза
больше, чем  в  1  полугодии 1993 года.  Нарушения выявлены у 8,4 тыс.
плательщиков, дополнительно начислено 15,7 млн. рублей. Указанные лица
получили в  собственность помещения и строения в 1993 году и налоги им
исчислены за прошлый год.
     Многие физические  лица  не были привлечены к уплате этих налогов
прежде всего в связи с отсутствием  должного  учета  приватизированных
квартир и строений, а также из-за отсутствия оценки строений на дачных
и садовых участках, гаражей.
     За 1 полугодие т.г. по налогу с имущества, переходящего в порядке
наследования или дарения,  учтено в налоговых органах 218,4 тыс. чел.,
привлечено к уплате 35,1 тыс.,  или 16,1%. По сравнению с 1 полугодием
1993 года  число  учтенных  плательщиков  возросло   в   4   раза,   а
привлеченных к  уплате  -  только  в  2,5  раза.  Низкий  удельный вес
привлеченных к  уплате  связан  с   тем,   что   при   налогообложении
применяется стоимость  имущества,  указанная  в  договорах дарения или
свидетельствах о наследстве  (оценка  БТИ,  оценка  по  договоренности
сторон, участников  сделки),  которая в большинстве случаев занижена и
не превышает установленного Законом необлагаемого минимума.
     За 1  полугодие т.г.  в Управление налогообложения физических лиц
Госналогслужбы Российской Федерации поступило и рассмотрено 926 писем,
что на  75 писем больше,  чем за 1 полугодие 1993 года.  От физических
лиц поступило   250   писем,   от   юридических   лиц   -   343,    от
госналогинспекций - 333.
     Анализ писем  и  жалоб  плательщиков  и  материалов  их  проверок
свидетельствует о  наличии существенных недостатков в работе некоторых
налоговых органов по  обеспечению  правильного  применения  законов  и
инструкций о налогах с доходов и имущества физических лиц.
     Так, при проверке заявления граждан,  проживающих  в  г.  Коломне
Московской   области,  было  установлено,  что  госналогинспекция   по
г. Коломне неправомерно предъявила им налог  и  финансовые  санкции  в
сумме 302,5  тыс.  рублей.  Госналогинспекция  по  Московской  области
подтвердила действия инспекции по г.  Коломне.  Только после обращения
этих граждан в Госналогслужбу России неправильно принятое решение было
отменено. Аналогичный факт имел место в Ставропольском крае.
     Государственная налоговая  служба Российской Федерации направляет
настоящее письмо  в  целях  совершенствования  организации  работы  по
контролю за   соблюдением  законодательства  о  налогах  с  доходов  и
имущества физических лиц и предлагает госналогинспекциям по  субъектам
Российской Федерации  продолжать  работу  по  усилению  контрольной  и
аналитической работы с целью  обеспечения  правильности  исчисления  и
своевременности поступления в бюджет налогов с физических лиц.


Государственный советник
налоговой службы 1 ранга                                Ю.А.Бачурин